Религиозные организации в Байкальском регионе (Атлас 2009 г.)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

В Байкальском регионе в 2008−2009 гг. действовало около 580 официально зарегистрированных Минюстом РФ религиозных организаций, относящихся к разным вероисповеданиям (Официальный сайт Иркутской области, Официальный сайт Иркутской епархии, Управление..., Баринов, Константинова, Фомина, 2000). Реальное же их число из-за существования незарегистрированных самостоятельных и дочерних организаций значительно (в 1,5−2 раза) выше. 

Ведущей конфессией Байкальского региона является Русская Православная Церковь Московского патриархата. В Иркутской области к ней относится 75 % верующего населения. Православия традиционно придерживаются русские, украинцы, белорусы, мордва, чуваши, часть татар (кряшены). Придерживаются его и часть бурят, эвенков, тофаларов, хотя они и сохранили многие элементы прежних верований – промысловые, семейно-родовые культы и шаманизм. В настоящее время в Байкальском регионе действуют Иркутская и Читинско-Забайкальская православные епархии. В 2009 г. количество действующих приходовсоставляло, соответственно, 208 и 137. В каждой из епархий работают епархиальные училища, православные гимназии, православные школы, при большинстве приходов существуют воскресные школы для детей и взрослых. Деятельности епархий способствуют церковные СМИ: православные газеты, телепередачи и др. Работают православные общественные организации. В Забайкальском крае ежегодно проводятся «Иннокентьевские чтения».

Старообрядчество присутствует в Байкальском регионе с XVII в. Его возникновение  связано с самостоятельным переселением старообрядцев, спасающихся от преследований, а также со ссылками. В 1656 г. в Даурию был сослан протопоп Аввакум. В середине XVIII в. прошла вторая волна переселения старообрядцев. Русских старообрядцев, переселенных из Польши, так как они селились семьями, стали называть «семейскими». С середины XVII в. до 1905 г. старообрядчество находилось под фактическим запретом властей. В Забайкалье православные старообрядцы имеют значительный удельный вес и проживают компактно, в Иркутской области они крайне малочисленны – 0,01 % верующего населения. Старообрядчество представлено Русской Православной Старообрядческой Церковью (Белокриницкая иерархия) и Русской Древлеправославной Церковью (Древлеправославная Архиепископия Новозыбсковой, Московской и всея Руси). Существуют и старообрядцы, в основном люди старшего поколения, не имеющие священства (беспоповцы). 

В Бурятии находится центр Буддизма России. Большинство исповедующих буддизм буряты, однако постепенно увеличивается доля лиц других национальностей, переходящих в буддизм. Первоначальные следы буддизма датируются 441 г. н. э., это была находка буддийского бронзового походного алтаря, раскопанного археологами на Иволгинском гуннском городище под г. Улан-Удэ. В 1741 г. буддизм был признан царским правительством в качестве узаконенной религии для бурят. Это определило его быстрое распространение в Забайкалье в XVIII−XIX вв., однако прибайкальские буряты оказывали стойкую приверженность традиционным верованиям, к тому же значительная их часть была крещена в православие. В 1930-е гг. большая часть лам была физически уничтожена. В конце 1980-х гг. с возрождением буддизма началось его распространение на территории, ранее им не охваченные (Историко-культурный …, 2001). 

На всей территории Байкальского региона наиболее влиятельна организация Буддийская Традиционная Сангха России (БТСР). БСТР принадлежит подавляющее большинство дацанов. Помимо нее действуют несколько альтернативных, в том числе необуддийских организаций, как централизованных, так и независимых. В прошлом дацаны являлись крупными просветительскими центрами, в них находились школы, типографии, художественные мастерские, центры тибетской медицины и астрологии и т.д. Сохранившиеся дацаны представляют собой объекты культурного наследия. В постсоветский период дацаны и дуганы возрождаются по всей территории Байкальского региона. Стали функционировать Буддийский институт в Иволгинском дацане, «Буддийская духовная академия» Централизованной религиозной Буддийской организации Республики Бурятия «Майдар» (с. Аршан), «Агинская Буддийская Академия» (с. Агинское). 

Мусульманские общины начали формироваться в 1860−1880 гг. после присоединения к России Средней Азии. Ислам на территории Байкальского региона наибольшее распространение имеет в Иркутской области (6 % жителей области), татарско-башкирская диаспора составляет 2/5 мусульман региона. Активно мусульмане стали селиться в регионе на рубеже XVIII−XIX вв. В начале XX в. в результате столыпинских реформ татары и башкиры стали переселяться в Иркутскую губернию массово. Появились татарские села и деревни – Черемшанка, Сенная Падь, Осипово и др. Следующая волна татар в Иркутской области наблюдалась в 1935−1940 гг., они были расселены в г. Черемхово и улусах Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Соборная мечеть, открытая в 1898 г. в Иркутске, действует до сих пор, хотя в 1939 г. властями был разрушен ее минарет, а службы в самой мечети не велись до 1946 г. В Забайкальском крае ислам не имеет широкого распространения.

Среди мусульман влиятельной является Центральная религиозная организация мусульман «Байкальский муфтият». Между ней и Центральным духовным управлением мусульман в России (г. Уфа) в 2007 г. был заключен договор о сотрудничестве, поддерживаются отношения с Советом муфтиев России (г. Москва). Большинство мусульман сунниты. Среди верующих азербайджанцев и таджиков встречаются представители шиизма. В последние десятилетия количество мусульман постоянно растет за счет выходцев с Северного Кавказа, Азербайджана и Средней Азии.

Первые представители католицизма и лютеранства появились в XVII в. в связи с использованием иностранных специалистов. В дальнейшем значительное увеличение католиков произошло за счет массового поселения участников польских восстаний (1830−1831 и 1863−1864 гг.). Помимо поляков участниками восстаний были литовцы и белорусы. Следующая волна переселения католиков обязана строительству в 1880-е гг. Транссибирской железной дороги – поляки составляли значительную прослойку инженерно-технического персонала (Кучински, 1998). Политические репрессии 1940 г., последовавшие за вхождением стран Балтии, Западной Украины и Западной Беларуси в состав СССР, и репрессии 1942 г. в отношении немцев Поволжья привели в наш край новые группы католиков. 

Воссоздание приходов Римско-Католической Церкви началось в 1990−1991 гг. В 1999 г. для католиков латинского обряда, живущих на территории от Красноярска (на западе) до Камчатки (на востоке), была учреждена Апостольская администратура Восточной Сибири. В 2002 г. она преобразована в Епархию Святого Иосифа в Иркутске. Количество католиков, регулярно посещающих храмы, составляет несколько тысяч человек, общее число людей, относящих себя к католикам, значительно выше. Среди католиков имеются представители практически всех национальностей Байкальского региона, преобладают лица польского, немецкого, литовского, украинского происхождения. 

В Иркутске построен оригинальный в архитектурном плане Кафедральный собор Непорочного Сердца Божией Матери. В нескольких населенных пунктах также имеются храмы. В храме Успения Богородицы (г. Иркутск) размещается органный зал филармонии. В населенных пунктах, в которых нет храмов, прихожане собираются на молитву в специально отведенных под часовню квартирах. В Иркутске работает корпункт российской католической газеты «Свет Евангелия».

Старейшей протестантской церковью является Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (ЕЛЦИ), правопреемница Евангелическо-Лютеранской Церкви. Действующий в настоящее время в Иркутске приход Святой Марии посещают свыше 100 человек – в основном из Иркутска, а также из Ангарска и Шелехова. Небольшие общины лютеран имеются в Тулунском районе, городах Саянске и Усолье-Сибирском

Первые баптисты и евангельские христиане появились в Байкальском регионе в конце XIX в. – в основном переселенцы с Украины и из Центрально-Черноземных губерний. В Иркутске уже тогда была построена церковь евангельских христиан. В Иркутске с 1905 г. существует первая Иркутская церковь баптистов, в 1992 г. появилась вторая церковь. 

Возрождение баптистских общин в значительной степени связано с деятельностью миссионеров. В Забайкальском крае оно началось после прибытия миссионеров из Молдавии в 1987 г. Существуют общины, так называемые «инициативники», которые принципиально не регистрируются. Доктринально близки к баптистам евангельские христиане. Организации проводят богослужения и беседы во всех районах Байкальского региона. С середины 1990-х гг. стали традиционными контакты с единоверцами из других стран, прежде всего из США. 

Наиболее быстро растущим по численности паствы является течение, объединяющее христиан веры евангельской, в том числе пятидесятничество. В Забайкальском крае основание первой общины и строительство первого молитвенного дома в 1990 г. в п. Дульдурга было связано с миссионерами, приехавшими из Белоруссии. В настоящее время почти все действующие протестантские рганизации структурно объединяются двумя общероссийскими организациями: Российской церковью христиан веры евангельской и Российским объединенным союзом христиан веры евангельской. 

Общины Церкви Адвентистов Седьмого дня (ЦХАСД) свободно начали действовать с 1985 г. (г. Иркутск). Если на рубеже XIX–XX вв. среди адвентистов значительную долю составляли немцы, то сейчас это в основном этнические русские, украинцы и др. На 2006 г. в Иркутской области насчитывалось около 900 членов. Традиционны визиты проповедников из США. Распространение иеговизма в Байкальском регионе связано с поселением здесь в 1949−1951 гг. большой группы приверженцев этого религиозного течения из Западной Белоруссии, Западной Украины и Бессарабии, которые были объявлены агентами и пособниками иностранных держав. В одну лишь Иркутскую область было перемещено 3 500 семей. Иеговисты нередко практикуют активное миссионерство по методу «от двери к двери». Первая регистрация организации Свидетелей Иеговы в постсоветское время относится к 1992 г. в г. Усолье-Сибирском. До этого на протяжении многих лет организации этого вероисповедания находились на полулегальном положении. В Иркутской области в 2007 г. членами этой организации было около 5 500 человек, действовало около 50 собраний Свидетелей Иеговы, численностью от 80 до 150 чел. и имеющих центры в Усолье-Сибирском, Иркутске, Братске.

Исповедующие иудаизм стали селиться в Байкальском регионе во второй четверти XIX в. Значительную часть евреев того времени составляли военные кантонисты – «николаевские солдаты», «отставные нижние чины по старому рекрутскому составу». При Александре II право свободного жительства вне зоны оседлости получили купцы I гильдии, дипломированные специалисты, медицинские работники, винокуры, механики и ремесленники ряда специальностей. В 1881 г. в Иркутске на средства горожан была построена каменная синагога. В начале XX в. в Иркутске евреи стали второй конфессиональной и третьей этнической группой (более 10 % населения). Однако затем наблюдался спад численности иудейской общины. 

Традиционные верования бурят, тофаларов и эвенков – семейно-родовые, промысловые культы и шаманизм. Как элемент религиозного мировоззрения, они характерны и для тех из них, кто принял православие. Эвенки приняли православие (в несколько своеобразной синкретической форме), для многих бурят и тофаларов крещение было чисто формальным. В 1905 г. после установления в Российской Империи основ веротерпимости большинство вернулось к своим традиционным культам. В начале 1990-х гг. началось возрождение шаманских традиций. Официальные религиозные организации объединяют преимущественно профессиональных шаманов. В шаманизме огромное значение имеют святые места. В 1993 г. шаманы Республики Бурятия официально признали о. Ольхон «главным святилищем, культовым центром общемонгольского и центрально-азиатского значения». Постепенно остров становится местом паломничества исповедующих шаманизм. Сакральное значение имеют установленные вдоль дорог коновязи-сэргэ. Сэргэ указывает место проживания определенного рода. Кроме того, существуют сэргэ, установленные в честь знаменательных событий. Святые места могут обозначать и груды камней – обо, над которыми установлены какие-либо знаки, и шаманские рощи, одна из которых расположена недалеко от пос. Хужир. Довольно часто сакральные места помечаются цветными лоскутками ткани (зала), которые привязывают к деревьям проезжающие мимо путники. К местам, имеющим иное измерение сакральности, относятся писаницы (Жамбалова, 2000).

Существуют и другие религиозные организации, например организации мормонов (Церковь Иисуса Христа Святых Последних дней),Веры Бахаи, Кришны, апостольские и новоапостольские организации. 

Читайте в Иркипедии

  1. Дошкольное образование в Байкальском регионе
  2. Наполняемость дошкольных образовательных учреждений
  3. Динамика показателей дошкольного образования
  4. Общее образование в Байкальском регионе 
  5. Профессиональное образование 
  6. Развитие науки

Выходные данные материала:

Жанр материала: Картография | Автор(ы): Авторский коллектив ИГ СО РАН под ред. Рященко С.В., Воробьева Н.В. | Источник(и): Инстиут географии им В. Б. Сочавы СО РАН | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 18 марта 2015
Загрузка...