Приморский край // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

Приморский край располагает разнообразными полезными иско­паемыми. Выявлено почти 100 месторождений угля с об­щими запасами около 2,4 млрд т, основные из которых Бикинское, Павловское, Шкотовское, Артемовское, Партизанское и Раздольненское. Почти 70 % запасов угля пригодны для открытой разработки. Разведаны около 30 месторождений олова, основные из которых находятся в Кавалеровском, Даль­негорском и Красноармейском районах. В этих же районах сосредоточено около 15 месторождений полиметаллических руд. В Красноармейском и Пожарском районах имеется несколько месторождений вольфрама. В северо-восточных районах Сихотэ- Алиня найдено несколько месторождений серебра. В Приморском крае разведано более 50 месторождений золота. Около 60 % всех запасов золота добывается из россыпей по долинам рек Пограничная, Фадеевка, Малая Нестеровка, Соболиная Падь, Изюбриная. В районе Дальнегорска находится крупнейшее в России месторождение бора. Оно разра­батывается открытым способом и, по прогнозам, может обеспечить перерабатывающие предприятия не менее чем на 50 лет. Используемый в металлургическом производстве плавиковый шпат добывается в Хорольском районе. Кроме плавикового шпата, в рудах этого месторождения содержатся ред­кие металлы: литий, бериллий, тантал, ниобий. Несколько месторождений фосфоритов открыты на материковом склоне Японского моря. В крае выявлено свыше 100 месторождений различных строительных материалов и сырья: известняков, различных глин, строительного камня, песчано-гра­вийных смесей, керамзитового сырья и др.

В прошлом территория Приморского края не подвергалась покровному оледенению, что определило здесь уникальное для России раз­нообразие растительного и животного мира. Во флоре Приморья насчитывается более 2 тыс. видов высших растений, из них около 250 видов деревьев, кустарников и деревянистых лиан. Три четверти края покрыты лесами, площадь которых 123 млн га. В Приморье произрастают: хвойные - кедр, пихта, ель, лиственница; мягкоствольные породы - бе­реза белая, осина, липа; твердолиственные породы - дуб, ясень, ильм, береза желтая; кустарники - абрикос маньчжурский, актинидия, женьшень настоящий, лотос Комарова и другие; разнообразные мхи и лишайники. На территории края обитают 82 вида наземных млекопитающих, относящихся к 6 отрядам. Широко представлен отряд хищных: кошачьи — амурский тигр и леопард, рысь и ди­кий кот; собачьи - енотовидная собака, серый и красный волки, лисица; куньи — барсук, росомаха, соболь, харза, ласка и др.; медведи - бурый и гималайский. В Приморском крае 7 видов диких парнокопытных: благородный олень (изюбр), амурский горал, дикий пятнистый олень, кабарга, косуля, лось и кабан. Самыми многочисленными животными в крае являются грызуны: маньчжурская белка, летяга, бурундук, полевки, зайцы и другие. Из числа летучих мышей в Приморском крае ночницы, нетопыри, кожаны и другие, из числа насекомоядных — могеры, амурский еж, бурозубки и другие. В Приморском крае обитают около 460 видов птиц (из них 255 гнездуются): гагары, поганки, буревестники, качурки, бакланы, выпи, цапли, ибисы, аисты, казарки, гуси, лебеди, зуйки, чайки, крачки, ястребы, соколы и т. д. Суммарная площадь всех охраняемых природных территорий Приморского края составляет 2 180 тыс. га. В крае функционируют 6 заповедников: Сихотэ-Алинский, Лазовский, Уссурий­ский, Ханкайский, Дальневосточный и заповедник «Кедровая Падь». Сельскохозяйственные угодья занимают 9,9 % всех земель края, пашня - 4,5 %.

Древнейшие следы пребывания человека на территории Приморского края относятся к эпохе позднего палеолита. Немногочисленные орудия из расколотых галек вместе с костями плейстоценовых животных найдены в континентальной части в пещере Географического общества, а также в нижнем слое памятника Осиновка, их возраст оценивается в диапазоне 30—35 тыс. лет назад. Для поздней палео­литной эпохи (9,5—15 тыс. лет назад) археологи выделяют устиновскую культуру. Ее носители успешно освоили экологические ниши в Приханкайской низменности, в горах Сихотэ-Алиня, а также в прибрежной полосе Японского моря. В орудийном наборе культуры представлены многочисленные инструменты (резцы, ножи, проколки, сверла, тесла) на двусторонне обработанных заготовках, пластинах и микропластинах, свидетельствующие о комбинированном хозяйстве - охота, собирательство, сезонный промысел лосося. В последующий период неолита (3—9,5 тыс. лет назад) в Приморье существовало несколько самобытных культур: руднинская, бойсманская, веткинская, зайсановская, происхождение которых связано как с местным субстратом, так и с влиянием мощных культурных очагов на территории Ки­тая, Кореи и Нижнего Амура. С зайсановской культурой связано появление в регионе начало земледелия. Период бронзы и раннего железа (2,2—3 тыс. лет назад.) носит в Приморье название эпоха палеометалла, которая представ­лена синегайской, лидовской, янковской, кроуновской и польцевской культурами.

К первым векам н. э. относятся первые летописные сообще­ния о народах уцзи (мохэ). К 712 мохэсские племена объединились в государство Бохай. На территории нынешнего Уссурийска находился центр области Шуайбин. Многочисленные останки древних городищ свидетельствуют о том, что территория Приморского края во времена Бохайского государства была густо населена. В X в. над Бохаем нависла угроза со стороны киданей, которые в 926 захватили значительную часть территоррии страны (независимыми остались лишь земли При­морья). В XII в., когда чжурчжени разгромили китайское государство Ляо, Приморье вошло в состав империи Цзинь. В 1234 Цзинь уступила большую часть своей территории монгольским ханам, после чего вплоть до прихода русских ни городов, ни крупных сельских поселений в Амурском бассейне не возникало. В начале XVII в., когда в Китае установилось господство маньчжурской династии, завоевательные походы в Приморье прекратились: отношения местных племен с Китаем ограничились подношением подарков и тор­говлей. Большую часть территории Приморья в этот период заселяли тунгусо-маньчжурские племена, которые занимались земледелием, а также охотой и рыболовством.

Начавшееся в середине XVII в. проникновение русских на смежные с Приморьем территрии Приамурья было оста­новлено маньчжурскими войсками. По подписанному в 1689 с Цинской империей Нерчинскому договору русское правительство отказывалось от своих владений на левом берегу Амура. Интерес к амурским землям Россия проявила через полто­ра столетия. В 1843 русское правительство учредило так называемый Особый комитет для обсуждения и выработки мер по укреп­лению своих позиций на Дальнем Востоке. Важным звеном в присоединении Приморья к России стала Амурская экспедиция (1849—55) под руководством Г.И. Невельского в низовья Амура. В 1854 адмирал Е.В. Путятин открыл зал. Петра Великого. В 1859 основаны военные посты на берегу озера Ханка и в бухте Святой Ольги, в 1860 — посты Влади­восток и Новгородский, близ залива Посьета. Присоедине­ние Приморья к России окончательно было оформлено заключенным в ноябре 1860 Пекинским договором.

В 1862 в Приморье прибыли первые крестьяне-пересе­ленцы, основавшие селение Воронежское, иначе Турий Рог. В 1864 крестьяне с низовьев Амура образовали в окрестностях залива Святой Ольги села Новинка, Фудин и Пермское. В 1865—69 на реке Уссури построены казачьи поселки Верхне-Михайловский, Графский, Ильинский и др. В 1879 переселившиеся на юг региона казаки ос­новали 10 станиц. В 1889 создано Уссурийское казачье войско. С 1883 началось заселение края переселенцами из Европейской России, доставляемыми на судах Доброволь­ного флота. Одновременно с русскими поселенцами в крае стали появляться корейцы. Край заселялся также за счет запасных солдат, которые оставались здесь по отбытии службы. В начале ХХ в. колонизация региона стала более интенсивной, что было вызвано строительством Трансссибирской магистрали. В 1891—97 сооружен ее восточный участок — Уссурийская железная дорога, в 1897—1903 — Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД). В итоге в 1908 численность населения Уссурийского края составила 270 тыс., в 1913 — 480 тыс. человек.

Обилие свободных плодородных земель давало простор для развития аграрного производства. Быстрее других росли посевы высокотоварных культур — пшеницы и овса: к 1916 они занимали около 80 % посевной площади. С 1860-х гг. началась добыча угля в районе залива Посьета, с 1897 разрабатывается Подгородненское месторождение вблизи Владивостока. В 1867 найдено рудное золото на острове Аскольд. К концу XIX в. промышленное значение приобрел лов рыбы и морепро­дуктов. В 1890-х гг. построены 5 паровых лесопилок, спичечный и фанерный заводы. Заметную роль стала играть металлообработка. В 1900 на Владивостокском судоремонтном заводе работало более 800 человек. Активизиро­валась торговля: в период 1902—14 произошло утроение товарооборота. Возросло значение Владивостока в экономическом, политическом и культурном развитии Приморья и всего российского Дальнего Востока. С 1888 он стал административным центром Приморской области. 21 октября 1899 в городе открыт Восточный институт — первое  высшее учебное заведение Дальнего Востока.

Существенное влияние на положение дел в Приморье оказывала международная ситуация в Азиатско-Тихоокеан­ском регионе. Нападение японского флота на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура 27 января 1904 выявило сла­бость обороны дальневосточных рубежей России. 12 февраля японские крейсеры подошли к Владивостоку и обстреляли город. В тот же день Владивосток был объявлен на осадном положении. В годы Первой мировой войны в связи с блокадой западных портов России существенно выросло значение Владивостокского порта, вошедшего в пятерку крупнейших портов России. Увеличилась нагрузка на железнодорожный транспорт, главной задачей которого стало удовлетворение потребностей армии. Однако объем коммерческих перевозок сократился, снизились морские грузоперевозки, т. к. часть базировавшихся во Владивостоке судов была передана военному флоту, а часть интернирована в иностранных портах. Все это привело к ухудшению товарного снабжения края. Большие трудности испытывала деревня.

После Февральской революции реальная власть в Примо­рье принадлежала назначенному Временным правительством областному комиссару. 3 марта 1917 во Владивостоке избран Комитет общественной безопасности, а 4 марта — совет рабочих и солдатских депутатов. В течение ноября 1917 — марта 1918 в Приморье была установлена советская власть. В начале июня 1918 войска есаула И.П. Калмыкова и подполковника Н.В. Орлова вторглись с территории Маньчжурии в Южное При­морье. 29 июня части Чехословацкого корпуса свергли советская власть во Владивостоке. В середине августа в Приморье прибыли французские, американские, английские и японские войска. Владивосток стал резиденцией Временного правительства автономной Сибири, получившего поддержку Приморской области земской упра­вы. Между ними и Деловым кабинетом Д.Л. Хорвата развернулось противостояние в Южном Приморье. В сентябре власть перешла в Временному Сибирскому правительству, а с ноября — Российскому правительству адмирала А.В. Колчака.

С осени 1918 в Приморье развернулось возглавля­емое большевиками партизанское движение. В конце января 1920 власть в Приморье формально перешла к Временному правительству Приморской областной земской управы во главе с эсером А.С. Медведевым. Фактичес­ки ситуацию в регионе контролировал Военный совет партизанской армии. В начале апреля 1920 Приморье покинули войска США, Англии, Франции. Японское правительство, заявив о своем нейтралитете, продолжало держать войска в регионе. 5 апреля 1920 японцы совершили нападения на казармы и учреждения в ряде городов. Были аресто­ваны и казнены члены Военного совета С.Г. Лазо, В.М. Сибирцев, А.Н. Луцкий. В декабре 1920 Владивостокская земская управа сложила свои полномочия в пользу Приморского областного управления Дальневосточной республики (ДВР). 26 мая 1921 во Владивостоке был совершен переворот. Власть в Приморье перешла к антибольшевистским силам (см. Временное Приамурское правительство, Правитель Приамурского земского края). В конце ноября 1921 белогвардейские части начали наступление на Хабаровск и далее на запад. В тяжелых сражени­ях под Волочаевкой (см. Волочаевская операция) и Спасском белогвардейцы потерпели поражение и были вынуждены оставить Владивосток. 25 октября 1922 в город, откуда накануне эвакуировались японские войска, вступила Народно-революционная армия ДВР. После этого Народное собрание ДВР приняло постановление о самороспуске и включении территории ДВР в состав РСФСР.

В начале ноября 1923 Приморскую область преобразовали в одноименную губернию. В 1926 в ходе районирования Дальнего Востока Приморскую губернию ликвидировали. В При­морье был образован Владивостокский округ Дальневосточного края. С 1923 началось восстановление народного хозяйства региона. В 1923—24 восстановлены угольные шахты Сучана, пущены в эксплуатацию законсервированные в войну цехи крупнейшего на Дальнем Востоке судоремонтного предприятия — Дальзавода. С 1924 начали разрабаты­ваться Артемовские угольные копи. Быстрыми темпами восстанавливалась рыбная промышленность. Существенно выросли объемы лесозаготовок и экспорта леса. Увеличились объемы производства сельскохозяйственной продукции. В 1920-е гг. в эко­номике Приморья заметную роль продолжал играть частный, прежде всего иностранный, капитал. В регионе работали крупные иностранные фирмы «Кунст и Альберс», «Бринер и К°» и другие. Основные позиции в частной розничной торговле заняли китайцы. В ряде отраслей — рыбной, горнорудной, лесной, золотодобывающей — были созданы смешанные акционерные общества. Функционировали иностранные концессии, крупнейшей из которых являлась английская «Тетюхе Майнинг Корпорейшн» (1925—31), занимавшаяся разведкой, разработкой и переработкой серебро-свинцово-цинковых руд.

В 1930 в ходе очередной реформы административно-территориального деле­ния страны округа (в том числе и Владивостокский) были ликвидированы, а входящие в них районы перешли в непосредственное подчинение крайисполкому. Неспособ­ность краевого аппарата эффективно управлять обширным низовым звеном административной системы привела к необходимости фактического восстановления окружной системы. В 1932 наряду с другими внутрикраевыми областями в составе Дальневосточного края образуется Приморская область. В 1934 на части ее территории создана Уссурийская область. В 1938 Приморская и Уссурийская области вошли в ново­образованный Приморский край.

В 1930-е гг. в экономике Приморья произошли радикальные изменения. Частный и иностранный капитал был вытес­нен из промышленноcти и торговли, концессии свернуты. Основным производителем сельскохозяйственных продуктов стали колхозы. К середине 1935 в них вступило более 80 % крестьянских дворов Приморья. Форсированная коллективизация сопровождалась репрес­сиями против зажиточных крестьян (см. Раскулачивание, Спецпереселенцы). Регион активно включился в процесс индустриализации. Возникали новые предприятия, переоборудовались действующие. Коренной реконструкции подвергся Дальзавод, который превратился в прочную базу судоремонта на Тихом океане. Бурное экономическое развитие потребовало обеспечения края новыми рабочими руками. Для этого государство организовало добровольное переселение на Дальний Восток рабочих и крестьянских семей из центральных районов России и демобилизованных красноармейцев. Для восполнения потребности в рабочей силе широко использовался труд заключенных. В 1937—38 проведена принудительная депортация из Приморья всех жителей корейской (в Казахстан и Среднюю Азию) и китайской (в основном в Китай) национальностей (всего около 200 тыс. человек).

Развитие событий в регионе в немалой степени опреде­лялось его пограничным положением. В 1920-е — начале 1930-х гг. на территории Приморья проникали отдельные белые формирова­ния. Существенным военным столкновением стал конфликт на КВЖД. Для его погашения и защиты российских интересов на Дальнем Востоке была создана Особая Краснознаменная Дальневосточная армия (ОКДВА). Во второй половине 1930-х гг. на дальневосточной границе обострилось советско-японское военное проти­востояние, вылившееся летом 1938 в вооруженный конфликт в районе озера Хасан.

В годы Великой Отечественной войны Приморский край не стал непосредственной ареной боевых действий, но на его жизнь влияло соседство мощной группировки японских войск. Тре­вожную обстановку в Приморье создавали многочисленные нарушения границы, обстрел пограничной территории, незаконное задержание и потопление советских судов. Летом и осенью 1941 вокруг городов и железнодорожных узлов края, расположенных в приграничной полосе, были возведены укрепления, противо­танковые рвы и созданы огневые точки; в населенных пунктах построены подземные сооружения, щели и другие укрытия. Из добровольцев-активистов были созданы спецотряды, которые помогали погранвойскам в охране границ. Инте­ресам фронта была подчинена работа всех предприятий. Жители Приморья собрали средства на строительство эскадри­льи боевых самолетов «Советское Приморье», танковых колонн «Рыбник Приморья», «Приморский комсомолец» и другую боевую технику. Военнослужащие, обученные на Дальнем Востоке, регулярно пополняли ряды действующей армии. За годы войны 159 приморцев удостоены звания Героя Советского Союза.

В период войны с Японией Приморье из глубокого тыла превратилось в прифронтовую зону. За первые 3 дня войны почти от 3 тыс. жителей Приморского края поступили заявле­ния с просьбой отправить на фронт. В санаториях Приморского края были развернуты госпитали для раненых. В десантных операциях на территории северной Кореи, Сахалина и Курильских островов участвовали суда Дальневосточного морского пароходства. За мужество и героизм, проявленные в боях с японскими империалистами, 54 военнослужащих, ро­дившихся или живших в Приморье, удостоены звания Героя Советского Союза.

После окончания войны Приморский край продолжает развивать­ся как крупный промышленно-аграрный район Дальнего Востока с сохранением преимущественно сырьевой специализации. Увеличилось производство сельскохозяйственной продукции. В 1970—80-е гг. положительную динамику развития отрасли обеспечивало сооружение животноводческих комплексов, птицефабрик, крупных пригородных овощеводческих хозяйств. Строились предприятия пищевой промышленности.

Осваивались новые месторождения угля и руд, стро­ились горно-обогатительные фабрики, электростанции. Рыб­ная промышленность пополнилась новыми судами. В 1980-е гг. недалеко от Находки начал работу Порт Восточный, единственный на Дальнем Востоке имеющий специализированные комплек­сы по переработке различных видов технологического груза. Форсированными темпами развивался военно-промышленный комплекс. Были созда­ны новые для края отрасли промышленности: химическая, электротехническая, приборостроительная, инструментальная, фарфоровая, мебельная. В созданном еще в 1932 Дальневосточном филиале Академии Наук СССР сложились основные научные направления, отделы и лаборатории, из которых выросли самостоятельные институты: Геологический (1959), Биолого-почвенный (1961), Институт биологически активных веществ (1964). В 1970 на базе Дальневосточного филиала создан Дальневосточный научный центр (ДВНЦ) Академии Наук СССР, преобразованный в 1986 в Дальневосточное отделение (ДВО).

В 1990-е гг. в связи с радикальными политическими изменениями в стране возникла новая структура управления, в том числе на краевом уровне. Реформирование экономики Приморского края со­провождалось резким спадом производства, закрытием многих ведущих предприятий, снижением уровня жизни населе­ния, ростом социальной напряжения. Значительные сложности испы­тала бюджетная сфера, особенно предприятия, ориентированные на выполнение военных заказов. Объем валовой продукции промышленности края в 1998 составил 56 % от уровня 1991. В сельском хозяйстве наиболее пострадало животноводство. Поголовье крупного рогатого скота за 1990-2000 упало в 3,6 раза, свиней - в 6,3 раза. Мяса в 2000 произведено в 4,6 раза, молока — в 2,6 раза, яиц — в 3,8 раза меньше, чем в 1990. Со­кращение посевной площади за этот же период составило 34,7 %. В конце 1990-х гг. положение в экономике Приморского края стабилизировалось, а в начале ХХI в. наметились поло­жительные  изменения.

В Приморском крае сконцентрирована значительная часть промышленного, научного и технологического потенциала Дальнего Востока России. Удельный вес промышленности в отраслевой структуре валового регионального продукта в 2003 составил 23,9 %, сельского хозяйства — 4,4, строительства — 5,6, транспорта — 16,2, связи - 3,0, торговли и коммерческой деятельности по ре­ализации товаров и услуг — 16,5 %. Численность экономиче­ски активного населения в 2004 — 1 090 тыс. человек (53,5 % от общей численности), в экономике занято 985,5 тыс. человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы 9,6 %. Структура промышленного производства в 2004: пищевая промышленность 33,3 %, электроэнергетика 25,2, машиностроение и ме­таллообработка 14,0, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно­бумажная 8,5, цветная металлургия 4,2, промышленность строительных материалов 4,2, топливная промышленность 2,9, химическая и нефтехимическая 2,0, легкая — 1,4 %.

Ведущая отрасль экономики края - пищевая промышленность. Рост производства в отрасли, наблюдающийся в начале ХХI в., связан с увеличением выпуска рыбной и мясо-молочной продукции. Оснлвная специализация предпри­ятий машиностроения - судостроение и судоремонт, приборостроение, авиастроение. Здесь сосредоточены высококвалифицированные трудовые ресурсы, высоким остается и производственный потенциал отрасли. Лесная промышленность и лесо­переработка - старейшая отрасль хозяйства Приморского края. Более 75 % заготавливаемого леса (клен, береза, кедр, сосна, ясень, лиственница, ель) уходит за рубеж, как правило, в необработанном или первично-обработанном виде.

В первые годы ХХI в. выросло производство электрообору­дования, электронного и оптического оборудования, обуви, резиновых и пластмассовых изделий. Прирост также достиг­нут в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности, металлургии, производстве готовых металлических изделий.

Ведущее место в сельском хозяйстве занимает растениеводство (63,4 % от общего объема производства), развернутое в основном в южных и юго-западных зонах, климатические условия в которых благоприятны для возделывания практически всех культур, включая теплолюбивые. Край является одним из крупнейших производителей сои, риса, гречихи. Посевная площадь в 2004 — 357,1 тыс. га. Структура посевной площади: технические культуры 36,1 %, зерновые и зернобобовые 27,3, кормовые 19,3, картофель и овоще-бахчевые 17,3 %. Ва­ловой сбор зерна 115,5 тыс. т, картофеля — 484,4 тыс. т, овощей — 173 тыс. т. В животноводстве приоритет отдается производству молока, мяса и яиц. Поголовье крупного рогатого скота 77 тыс., свиней — 40,8 тыс., овец и коз — 21,9 тыс. Производство мяса скота и птицы 22,5 тыс. т, молока — 116,8 тыс. т, яиц — 281,5 млн шт. Основные производите­ли зерновых — крупные и средние сельскохозяйственные предприятия, 84,9 %. Картофель и овощи выращиваются в основном в личных приусадебных хозяйствах (ЛПХ) населения — соответственно 93 и 78,6 %. В ЛПХ также производится большая часть молока — 73,9 %. В производстве мяса скота и птицы ЛПХ и сельскохозяйственные предприятия представлены примерно поровну — 50,8 и 47 % соответственно. Удельный вес фермерских хозяйств в производстве зерна — 6,4 %, овощей — 6,8, картофеля — 2,5, молока — 2,4, мяса — 2,2 %.

Ведущее значение в транспортной системе края имеет морской транспорт. В Приморье действуют 5 крупных портов и несколько портопунктов. Через порты Приморья и Транссиб действует уникальный контейнерный мост: АТР — страны Западной Европы. Эксплуатационная длина железных дорог 1 565 км. Автомобильный транспорт выполняет в основном внутрикраевые перевозки. Общая длина автодорог с твердым покрытием около 7 тыс. км. В последние годы развивается автодорожное сооб­щение с приграничными районами КНР. Большую роль играет авиационный транспорт, прежде всего в перевозках пассажи­ров. Международный аэропорт во Владивостоке.

В крае действует более 40 НИУ. Основу научного потенциала Приморья составляют 15 учреждений Дальневосточного отделения (ДВО) РАН. Главным центром академической науки является Владивосток. Здесь находятся Президиум отделения, 12 институтов, Ботанический сад-институт, база научно-исследовательского флота, центральная библиотека. Президиум ДВО РАН курирует работу Уссурийской астрофизической обсервато­рии («Служба солнца»), Горно-таежной станции им. В.Л. Комарова. Ведущие учреждения отраслевой науки: Тихоокеанский НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО), Дальневосточный гидрометеорологический институт (ДВНИГМИ), институт «Приморгражданпроект».

В сферу профессионального образования Приморья входят 53 начальных профессиональных учебных заведения, 35 средних профессиональных учебных учреждений. Приморский край располагает сетью учреждений народного образова­ния: функционируют 1 075 дошкольных учреждений, которые посещают около 108 тыс. детей, 689 муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе 8 лицеев и гимназий. Каждый год 6 тыс. учителей повышают квалификацию в Институте развития образования края. Подготовкой квалифицированных кадров для народного хозяйства занимаются 12 высших учебных заведений: Дальневосточный государственный технический университет, Дальневосточный государственный университет, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса и др.

В системе здравоохранения Приморского края работают 3 НИИ РАМН, 2 научно-исследовательские лаборатории ДВО РАН и 8 учебно-медицинских заведений. В 1958 открыт Владивостокский государственный медицинский институт — многопрофильное высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку, усовершенст­вование и переподготовку врачебных кадров. В 2006 лечебно-профилактическую помощь в крае оказывали в 161 больнице и медико-санитарной части, имеющих около 30 тыс. коек, в 195 поликлиниках и амбулаториях, 30 специализированных диспансерах. В крае функционируют более 10 лечебно-диагностических центров. Широкое распространение получила система негосударственных медицинских учреждений, применяются нетрадиционные методы лечения и профилактики заболеваний. Оздоро­вительную работу проводят десятки санаториев, домов отдыха и профилакториев.

Развитие художественной культуры в Приморье проходило в соответствии с уровнем и темпом формирования всей провинциальной городской культуры. В отличие от других крупных дальневосточных городов статус Владивостока — крупнейшего порта на восточной окраине России — предопределил его быстрое вы­движение на позиции ведущего культурного центра. Театральная жизнь Приморья насчитывает уже полтора столетия. В начале ХХI в. в городе 4 театра, в том числе Приморский академический театр драмы им. М. Горького и Камерный театр (бывший ТЮЗ). В Приморье насчитывается около 100 музеев. Веду­щие музеи: Приморский объединенный краеведческий музей им. В.К. Арсеньева, Музей морского флота, Музей бое­вой славы Тихоокеанского пограничного округа, Уссурийский историко-краеведческий музей. К числу ведущих музыкальных коллективов Владивостока относятся симфонический оркестр, филармония, ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота и др. В городе работает несколько музыкальных учебных заведений — Дальневос­точный государственный институт искусств, музыкальное училище, 8 музыкальных школ. При клубах и домах культуры действуют коллективы художественной самодеятельности, музыкальные студии и кружки. В При­морье более 1,2 тыс. библиотек различных систем и ведомств, в том числе школьных, вузовских, средних учебных заведений, научных и технических, библиотечных организаций, учреждений. Крупнейшие из них: Примор­ская государственная публичная библиотека им. М. Горького, Приморская краевая библиотека для слепых, Центральная научная библиотека ДВО РАН, библиотека Приморского филиала Географические общества России, Центральная научная библиотека Дальневосточного государственного университета.

Лит.: Унтенберг П.Ф. Приморская область. 1856—1898 гг. СПб., 1900; Приморский край: Географический очерк. Владивосток, 1958; Окладников А.П. Далекое прошлое Приморья. Владивосток, 1959; Большаков И.И. Приморье сегодня и завтра. Владивосток, 1968; 50 лет советскому Приморью. Хроника событий. 1917—1967. Владивосток, 1968; Ломакин В.П. Приморье: вчера, сегодня, завтра. М., 1981; Наша народная власть. К 60-летию со дня ос­вобождения Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев. Владивосток, 1982; Алексеев А.И. Как начинался Владивосток. Владивосток, 1985; Приморье: Краеведческий сб. Владивосток, 1985; Александровская Л.В. Опыт первого морского переселения в Южно-Уссурийский край в 60-е гг. XIX в. Владивосток, 1990; Местные советы Приморья: страницы истории: Сб. документов. 1922—1985. Владивосток, 1990; Осипов Ю.Н. Владивостоку — 130 лет. Владивосток, 1990; Бакланов П.Я. География Приморского края. Владивосток, 1997; Приморский край: Краткая энциклопедия. Владивосток, 1997; Королева В.А. Хроника культурной жизни Владивостока. 1917—1922. Владивосток, 1998; Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации 2005. Стат. сб. М., 2006.

А.Д. Бирюков

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири