Новости

Первые автомобильные дороги в Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

В начале XX века появилась проблема организации наземных дорог, приспособленных для перевозки грузов с помощью автомобилей.

Одно из первых предложений с решением такой задачи было подано инженер-консультантом золото­промышленной фирмы «Лена-Гольдфилдс» Пюрингтоном, который в июне 1914 г. указал на техническую возможность прокладки тракта, пригодного для использования автомобильного транспорта.

По его укрупнённым расчётам получалось, что устройство такой дороги обошлось бы не более 2000 рублей с каждой версты, что при расстоянии в 500 вёрст общая сумма затрат не превысила бы одного миллиона рублей. При этом Пюрингтон оценивал затраты на перевозку грузов автомобилями в 40 копеек с каждого пуда.

Это на десять копеек дешевле, чем такие же затраты при перевозке гужевым транспортом. Поэтому, исходя из экономической целесообразности, Пюрингтон в своей пояснительной записке рекомендует приступить к исследованию дороги Балаганск — Братск. Но в январе-феврале 1916 г. Губернский Строительный комитет срочно разрабатывает проект Илимской шоссейной дороги от села Большая Мамырь и до Усть-Кута протяжённостью 240 вёрст.

Эта дорога предназначалась для автомобильного грузопассажирского движения в золотоносный район. В начале апреля проект был закончен. Генерал-губернатор Л. М. Князев одобрил его и 15 апреля отправил в Петроград на рассмотрение в правительственных структурах. Стоимость дороги, содержание администрации и соору­жение станций согласно проекту обойдётся в два миллиона рублей. Труд на строи­тельстве губернских дорог был очень тяжёл.

Основной рабочей силой являлись ме­стные крестьяне, иностранные, в основном китайские, работники и арестанты. Тя­жёлые условия труда и быта рабочих, злоупотребления, часто остававшиеся безна­казанными, и издевательства администрации над работниками приводили к сти­хийным выступлениям и побегам со строительства дорог.

Вот два сообщения газе­ты «Иркутская жизнь» за 1916 г.

4 февраля: «Местными властями получено донесение о том, что на постройке Усинской колёсной дороги тюремным надзирателем Шиловым в разное время убито шесть арестованных, покушавшихся на побег».

12 июня: «На постройке дорог в Уянской волости Нижнеудинского уезда китай­ские рабочие, недовольные администрацией, в числе 30 человек оставили работы. Десятник Первушин бежал. Китайцы арестованы с обвинением в хулиганстве».

И это не единичные факты. Не могли исправить положение и редкие инспекци­онные поездки высшего губернского начальства. Да и к приезду высшего началь­ства местная администрация «лакировала» положение дел на своих участках работ.

Даже деятельный и нетерпимый к злоупотреблениям иркутский губернатор гене­рал-лейтенант К. Н. Шелашников, возвратившись из инспекционной поездки по дорогам губернии, нашёл, что ремонт дорог в губернии, особенно по Иркутскому и Нижнеудинскому округам, вполне удовлетворительный. А подобных вышеприведённым фактов, а также и других злоупотреблений, губернатор не встретил.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.