В начале XX века появилась проблема организации наземных дорог, приспособленных для перевозки грузов с помощью автомобилей.
Одно из первых предложений с решением такой задачи было подано инженер-консультантом золотопромышленной фирмы «Лена-Гольдфилдс» Пюрингтоном, который в июне 1914 г. указал на техническую возможность прокладки тракта, пригодного для использования автомобильного транспорта.
По его укрупнённым расчётам получалось, что устройство такой дороги обошлось бы не более 2000 рублей с каждой версты, что при расстоянии в 500 вёрст общая сумма затрат не превысила бы одного миллиона рублей. При этом Пюрингтон оценивал затраты на перевозку грузов автомобилями в 40 копеек с каждого пуда.
Это на десять копеек дешевле, чем такие же затраты при перевозке гужевым транспортом. Поэтому, исходя из экономической целесообразности, Пюрингтон в своей пояснительной записке рекомендует приступить к исследованию дороги Балаганск — Братск. Но в январе-феврале 1916 г. Губернский Строительный комитет срочно разрабатывает проект Илимской шоссейной дороги от села Большая Мамырь и до Усть-Кута протяжённостью 240 вёрст.
Эта дорога предназначалась для автомобильного грузопассажирского движения в золотоносный район. В начале апреля проект был закончен. Генерал-губернатор Л. М. Князев одобрил его и 15 апреля отправил в Петроград на рассмотрение в правительственных структурах. Стоимость дороги, содержание администрации и сооружение станций согласно проекту обойдётся в два миллиона рублей. Труд на строительстве губернских дорог был очень тяжёл.
Основной рабочей силой являлись местные крестьяне, иностранные, в основном китайские, работники и арестанты. Тяжёлые условия труда и быта рабочих, злоупотребления, часто остававшиеся безнаказанными, и издевательства администрации над работниками приводили к стихийным выступлениям и побегам со строительства дорог.
Вот два сообщения газеты «Иркутская жизнь» за 1916 г.
4 февраля: «Местными властями получено донесение о том, что на постройке Усинской колёсной дороги тюремным надзирателем Шиловым в разное время убито шесть арестованных, покушавшихся на побег».
12 июня: «На постройке дорог в Уянской волости Нижнеудинского уезда китайские рабочие, недовольные администрацией, в числе 30 человек оставили работы. Десятник Первушин бежал. Китайцы арестованы с обвинением в хулиганстве».
И это не единичные факты. Не могли исправить положение и редкие инспекционные поездки высшего губернского начальства. Да и к приезду высшего начальства местная администрация «лакировала» положение дел на своих участках работ.
Даже деятельный и нетерпимый к злоупотреблениям иркутский губернатор генерал-лейтенант К. Н. Шелашников, возвратившись из инспекционной поездки по дорогам губернии, нашёл, что ремонт дорог в губернии, особенно по Иркутскому и Нижнеудинскому округам, вполне удовлетворительный. А подобных вышеприведённым фактов, а также и других злоупотреблений, губернатор не встретил.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей