Новости

Охлопков, Николай Павлович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Н. П. Охлопков
Н. П. Охлопков
Автор: Егор Курлюк

Николай Павлович Охлопков (2 [15] мая 1900, г. Иркутск, Российская империя – 8 января 1967, г. Москва, РСФСР, СССР) — выдающийся деятель театра, режиссёр, киноактёр. Народный артист СССР (1948). Лауреат шести Сталинских премий (1941, 1947, 1949 — дважды, 1951 — дважды), профессор. Член КПСС с 1952.

Энциклопедическая справка

Родился в семье военного, образование получил в Иркутском кадетском корпусе. С детства увлекался театром, работал некоторое время мальчиком-афишей, затем – рабочим сцены. Музыкально одарен, играл в оркестре народных инструментов, выступавшем по воскресеньям на набережной Ангары. Первую роль исполнял в любительском спектакле, подготовленном педагогами и учащимися, – телеграфист Ять в «Свадьбе» А. П. Чехова. Занимался в музыкальной школе по классу виолончели, в также в художественной студии-мастерской у И. Копылова. В 1917 – мебельщик-декоратор Иркутского городского театра, в 1918 вводится на роль Голубя в спектакле «Царь Федор Иоаннович». Дебют был успешен. В 1920 играл Кучера («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), Балакина («Чародейка» И. Шпажинского), в эпизодах в «Смерти Ивана Грозного» А. Толстого, «Доне Карлосе» Ф. Шиллера, «Взятии Бастилии» Р. Роллана. Исполнял также роли слуги-негра Чарли в «Потопе» Г. Бергера, Криспина в «Игре интересов» Х. Банавенте и другие роли. В 1921 осуществил на Тихвинской площади Иркутска постановку массового представления «Борьба Труда и Капитала». Исполнял роль Тирана-Капитала. В том же году Н.П. Охлопков участвовал в организации Иркутского молодого театра. В 1922 поставил в Иркутском городском театре «Мистерию-буфф» В. Маяковского, новаторский спектакль, ставший вехой в истории театр. жизни России. Вскоре уезжает в Москву на учебу. С 1923 – актер театра Мейерхольда, одновременно учился в Государственных театральных мастерских под руководством В.Э. Мейерхольда. В 1930-1937 возглавлял Реалистический театр, в 1938–1943 – режиссер и актер Театра им. Вахтангова, с 1943 по 1966 – главный режиссер Московского театра драмы (с 1954 – Московский театр им. Маяковского). Н.П. Охлопков тяготел к спектаклям героико-патетической направленности, подчеркнутой театральности, ему были особенно близки трагические конфликты, отражающие духовную силу человеческой личности. Большое значение придавал Н.П. Охлопков синтетической выразительности театрального искусства. Поставил в Большом театре оперы «Мать» Хренникова и «Декабристы» Шапорина. В 1920-е начал сниматься в кино, поставил фильм «Митя», сыграв в нем главную роль (сценарий Н. Эрдмана) (1927). Наиболее значительные роли в кино: Василий Буслаев («Александр Невский»), Василий («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году»), комиссар Воробьев («Повесть о настоящем человеке»), Батманов («Далеко от Москвы») и другие. Преподавал в ГИТИСе (профессор).

Награды: Сталинская премия (1941, 1947, 1949 – дважды; 1951 – дважды). Награжден орденом Ленина, другими орденами, медалями.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. 2011

В Иркутске

Родился в семье военного, образование получил в Иркутском кадетском корпусе. С детства увлекался театром, работал некоторое время мальчиком-афишей, затем – рабочим сцены. Музыкально одарен, играл в оркестре народных инструментов, выступавшем по воскресеньям на набережной Ангары. Первую роль исполнял в любительском спектакле, подготовленном педагогами и учащимися, – телеграфист Ять в «Свадьбе» А. П. Чехова. Занимался в музыкальной школе по классу виолончели, в также в художественной студии-мастерской у И. Копылова. В 1917 – мебельщик-декоратор Иркутского городского театра, в 1918 вводится на роль Голубя в спектакле «Царь Федор Иоаннович». Дебют был успешен. В 1920 играл Кучера («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), Балакина («Чародейка» И. Шпажинского), в эпизодах в «Смерти Ивана Грозного» А. Толстого, «Доне Карлосе» Ф. Шиллера, «Взятии Бастилии» Р. Роллана. Исполнял также роли слуги-негра Чарли в «Потопе» Г. Бергера, Криспина в «Игре интересов» Х. Банавенте и др. В 1921 осуществил на Тихвинской площади Иркутска постановку массового представления «Борьба Труда и Капитала». Исполнял роль Тирана-Капитала. В том же году Охлопков участвовал в организации Ирк. молодого театра. В 1922 поставил в Иркутском городском театре «Мистерию-буфф» В. Маяковского, новаторский спектакль, ставший вехой в истории театральной жизни России.

В Москве

Вскоре уезжает в Москву на учебу. С 1923 — актер театра им. Мейерхольда, одновременно учился в Государственных театральных мастерских под руководством В. Э. Мейерхольда. В 1930-1937 возглавлял Реалистический театр, в 1938-1943 – режиссер и актер Театра им. Вахтангова, с 1943 по 1966 – главный режиссер Московского театра драмы (с 1954 – Московский театр им. Маяковского). Охлопков тяготел к спектаклям героико-патетической направленности, подчеркнутой театральности, ему были особенно близки трагические конфликты, отражающие духовную силу человеческой личности. Большое значение придавал синтетической выразительности театрального искусства. Поставил в Большом театре оперы «Мать» Хренникова и «Декабристы» Шапорина. В 1920-е начал сниматься в кино, поставил фильм «Митя», сыграв в нем главную роль (сценарий Н. Эрдмана) (1927). Преподавал в ГИТИСе (профессор).

Режиссёрские работы в театре

Реалистический театр

1932 — «Разбег» (по очеркам В. П. Ставского)

1933 — «Мать» (по роману М. Горького)

1933 — «Железный поток» (по А. С. Серафимовичу)

1935 — «Аристократы» Н. Ф. Погодина

1937 — «Кола Брюньон» (по повести (Р. Роллана)

«Отелло» У. Шекспира

Театр им. Евг. Вахтангова

1940 — «Фельдмаршал Кутузов» В. А. Соловьёва

1942 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана

Большой театр (оперные постановки)

1953 — «Декабристы» Ю. А. Шапорина

1957 — «Мать» Т. Н. Хренникова

Московский академический театр им. Вл. Маяковского

«Сыновья трёх рек» В. М. Гусева

«Молодая гвардия» А. А. Фадеева

«Закон чести» А. П. Штейна

1953 — Гроза А. Н. Островского

1954 — «Гамлет» У. Шекспира

1956 — «Гостиница „Астория“» А. П. Штейна

1960 — «Иркутская история» А. А. Арбузова

1961 — «Медея» Еврипида

Режиссёрская фильмография

1930 — Путь энтузиастов (автор сценария совм. с Г. Павлюченко)

1928 — Проданный аппетит (среднеметражный; не сохранился)

1927 — Митя (не сохранился; исполнил роль Мити)

Актёрская фильмография

1924 — Гонка за самогонкой (короткометражный)

1924 — Банда батьки Кныша — Скрипач

1925 — Чёрное сердце (не сохранился)

1926 — Предатель (среднеметражный; сохранился не полностью)

1926 — Бухта Смерти — Матрос

1927 — Митя (не сохранился) — Митя

1932 — Дела и люди — Захаров

1937 — Ленин в Октябре — Василий

1938 — Александр Невский — Василий Буслаев

1939 — Ленин в 1918 году — Василий

1940 — Яков Свердлов — известный певец

1941 — Настоящий патриот, Белая ворона (Боевой киносборник № 7)

1943 — Кутузов — генерал Барклай-де-Толли

1947 — Свет над Россией (в прокат не вышел) — инженер Антон Иванович Забелин

1948 — Повесть о настоящем человеке — комиссар Воробьёв

1950 — Далеко от Москвы — Батманов Василий Максимович

1950 — Огни Баку.

Список званий и наград

  1. Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение роли большевика Василия в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году».
  2. Сталинская премия первой степени (1947) — за постановку спектакля «Молодая гвардия» А. А. Фадеева.
  3. Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли комиссара Воробьёва в фильме «Повесть о настоящем человеке».
  4. Сталинская премия второй степени (1949) — за постановку спектакля «Закон чести» А. П. Штейна.
  5. Сталинская премия первой степени (1951) — за исполнение роли Батманова в фильме «Далеко от Москвы».
  6. Сталинская премия второй степени (1951) — за постановку оперного спектакля «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса.
  7. Народный артист РСФСР (1942).
  8. Народный артист СССР (1948).
  9. орден Ленина
  10. три ордена Трудового Красного Знамени
  11. орден Красной Звезды
  12. медали
  13. профессор ГИТИСа.
  14. член-корреспондент Берлинской Академии художеств.

Литература

  1. Охлопков Н. П. Всем молодым. — М., Молодая гвардия, 1961.
  2. Бейлин А. М. Народный артист СССР Николай Охлопков. — М.: Госкиноиздат, 1953.
  3. Юзовский Ю. Театр Охлопкова // Зачем люди ходят в театр. — М.: Искусство, 1964.
  4. Поэзия театра Сб. статей. — М., 1960
  5. Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. — М., 1969
  6. Велехова Н. А. Охлопков и театр улиц. — М., 1970.
  7. Бейлин А. М. Николай Охлопков // Актеры советского кинН.П. Охлопков — М.: Искусство, 1970.
  8. Н. П. Охлопков. Статьи и воспоминания. — М., ВТО 1986.
  9. Н. П. Охлопков: Статьи. Воспоминания. — М., 1966.
  10. Штейн А. Повесть о том, как возникают сюжеты // Знамя. — 1964. — № 8.
  11. Иркутск. Историко-краеведческий словарь. 2011

Полемика с Н. П. Охлопковым в журнале «Театр»

  1. Эфрос А. Бедный Станиславский! // Театр. — 1956. — № 10. — С. 62-68.
  2. Товстоногов Г. Открытое письмо Николаю Охлопкову // Театр. — 1960. — № 2. — С. 42-56.
  3. Прокофьев Вл. Искусство модное и искусство подлинное // Театр. — 1960. — № 8. — С. 53-71.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 01 мая 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.