Оглавление
Николай Павлович Охлопков (2 [15] мая 1900, г. Иркутск, Российская империя – 8 января 1967, г. Москва, РСФСР, СССР) — выдающийся деятель театра, режиссёр, киноактёр. Народный артист СССР (1948). Лауреат шести Сталинских премий (1941, 1947, 1949 — дважды, 1951 — дважды), профессор. Член КПСС с 1952.
Энциклопедическая справка
Родился в семье военного, образование получил в Иркутском кадетском корпусе. С детства увлекался театром, работал некоторое время мальчиком-афишей, затем – рабочим сцены. Музыкально одарен, играл в оркестре народных инструментов, выступавшем по воскресеньям на набережной Ангары. Первую роль исполнял в любительском спектакле, подготовленном педагогами и учащимися, – телеграфист Ять в «Свадьбе» А. П. Чехова. Занимался в музыкальной школе по классу виолончели, в также в художественной студии-мастерской у И. Копылова. В 1917 – мебельщик-декоратор Иркутского городского театра, в 1918 вводится на роль Голубя в спектакле «Царь Федор Иоаннович». Дебют был успешен. В 1920 играл Кучера («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), Балакина («Чародейка» И. Шпажинского), в эпизодах в «Смерти Ивана Грозного» А. Толстого, «Доне Карлосе» Ф. Шиллера, «Взятии Бастилии» Р. Роллана. Исполнял также роли слуги-негра Чарли в «Потопе» Г. Бергера, Криспина в «Игре интересов» Х. Банавенте и другие роли. В 1921 осуществил на Тихвинской площади Иркутска постановку массового представления «Борьба Труда и Капитала». Исполнял роль Тирана-Капитала. В том же году Н.П. Охлопков участвовал в организации Иркутского молодого театра. В 1922 поставил в Иркутском городском театре «Мистерию-буфф» В. Маяковского, новаторский спектакль, ставший вехой в истории театр. жизни России. Вскоре уезжает в Москву на учебу. С 1923 – актер театра Мейерхольда, одновременно учился в Государственных театральных мастерских под руководством В.Э. Мейерхольда. В 1930-1937 возглавлял Реалистический театр, в 1938–1943 – режиссер и актер Театра им. Вахтангова, с 1943 по 1966 – главный режиссер Московского театра драмы (с 1954 – Московский театр им. Маяковского). Н.П. Охлопков тяготел к спектаклям героико-патетической направленности, подчеркнутой театральности, ему были особенно близки трагические конфликты, отражающие духовную силу человеческой личности. Большое значение придавал Н.П. Охлопков синтетической выразительности театрального искусства. Поставил в Большом театре оперы «Мать» Хренникова и «Декабристы» Шапорина. В 1920-е начал сниматься в кино, поставил фильм «Митя», сыграв в нем главную роль (сценарий Н. Эрдмана) (1927). Наиболее значительные роли в кино: Василий Буслаев («Александр Невский»), Василий («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году»), комиссар Воробьев («Повесть о настоящем человеке»), Батманов («Далеко от Москвы») и другие. Преподавал в ГИТИСе (профессор).
Награды: Сталинская премия (1941, 1947, 1949 – дважды; 1951 – дважды). Награжден орденом Ленина, другими орденами, медалями.
Иркутск. Историко-краеведческий словарь. 2011
В Иркутске
Родился в семье военного, образование получил в Иркутском кадетском корпусе. С детства увлекался театром, работал некоторое время мальчиком-афишей, затем – рабочим сцены. Музыкально одарен, играл в оркестре народных инструментов, выступавшем по воскресеньям на набережной Ангары. Первую роль исполнял в любительском спектакле, подготовленном педагогами и учащимися, – телеграфист Ять в «Свадьбе» А. П. Чехова. Занимался в музыкальной школе по классу виолончели, в также в художественной студии-мастерской у И. Копылова. В 1917 – мебельщик-декоратор Иркутского городского театра, в 1918 вводится на роль Голубя в спектакле «Царь Федор Иоаннович». Дебют был успешен. В 1920 играл Кучера («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), Балакина («Чародейка» И. Шпажинского), в эпизодах в «Смерти Ивана Грозного» А. Толстого, «Доне Карлосе» Ф. Шиллера, «Взятии Бастилии» Р. Роллана. Исполнял также роли слуги-негра Чарли в «Потопе» Г. Бергера, Криспина в «Игре интересов» Х. Банавенте и др. В 1921 осуществил на Тихвинской площади Иркутска постановку массового представления «Борьба Труда и Капитала». Исполнял роль Тирана-Капитала. В том же году Охлопков участвовал в организации Ирк. молодого театра. В 1922 поставил в Иркутском городском театре «Мистерию-буфф» В. Маяковского, новаторский спектакль, ставший вехой в истории театральной жизни России.
В Москве
Вскоре уезжает в Москву на учебу. С 1923 — актер театра им. Мейерхольда, одновременно учился в Государственных театральных мастерских под руководством В. Э. Мейерхольда. В 1930-1937 возглавлял Реалистический театр, в 1938-1943 – режиссер и актер Театра им. Вахтангова, с 1943 по 1966 – главный режиссер Московского театра драмы (с 1954 – Московский театр им. Маяковского). Охлопков тяготел к спектаклям героико-патетической направленности, подчеркнутой театральности, ему были особенно близки трагические конфликты, отражающие духовную силу человеческой личности. Большое значение придавал синтетической выразительности театрального искусства. Поставил в Большом театре оперы «Мать» Хренникова и «Декабристы» Шапорина. В 1920-е начал сниматься в кино, поставил фильм «Митя», сыграв в нем главную роль (сценарий Н. Эрдмана) (1927). Преподавал в ГИТИСе (профессор).
Режиссёрские работы в театре
Реалистический театр
1932 — «Разбег» (по очеркам В. П. Ставского)
1933 — «Мать» (по роману М. Горького)
1933 — «Железный поток» (по А. С. Серафимовичу)
1935 — «Аристократы» Н. Ф. Погодина
1937 — «Кола Брюньон» (по повести (Р. Роллана)
«Отелло» У. Шекспира
Театр им. Евг. Вахтангова
1940 — «Фельдмаршал Кутузов» В. А. Соловьёва
1942 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана
Большой театр (оперные постановки)
1953 — «Декабристы» Ю. А. Шапорина
1957 — «Мать» Т. Н. Хренникова
Московский академический театр им. Вл. Маяковского
«Сыновья трёх рек» В. М. Гусева
«Молодая гвардия» А. А. Фадеева
«Закон чести» А. П. Штейна
1953 — Гроза А. Н. Островского
1954 — «Гамлет» У. Шекспира
1956 — «Гостиница „Астория“» А. П. Штейна
1960 — «Иркутская история» А. А. Арбузова
1961 — «Медея» Еврипида
Режиссёрская фильмография
1930 — Путь энтузиастов (автор сценария совм. с Г. Павлюченко)
1928 — Проданный аппетит (среднеметражный; не сохранился)
1927 — Митя (не сохранился; исполнил роль Мити)
Актёрская фильмография
1924 — Гонка за самогонкой (короткометражный)
1924 — Банда батьки Кныша — Скрипач
1925 — Чёрное сердце (не сохранился)
1926 — Предатель (среднеметражный; сохранился не полностью)
1926 — Бухта Смерти — Матрос
1927 — Митя (не сохранился) — Митя
1932 — Дела и люди — Захаров
1937 — Ленин в Октябре — Василий
1938 — Александр Невский — Василий Буслаев
1939 — Ленин в 1918 году — Василий
1940 — Яков Свердлов — известный певец
1941 — Настоящий патриот, Белая ворона (Боевой киносборник № 7)
1943 — Кутузов — генерал Барклай-де-Толли
1947 — Свет над Россией (в прокат не вышел) — инженер Антон Иванович Забелин
1948 — Повесть о настоящем человеке — комиссар Воробьёв
1950 — Далеко от Москвы — Батманов Василий Максимович
1950 — Огни Баку.
Список званий и наград
- Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение роли большевика Василия в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году».
- Сталинская премия первой степени (1947) — за постановку спектакля «Молодая гвардия» А. А. Фадеева.
- Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли комиссара Воробьёва в фильме «Повесть о настоящем человеке».
- Сталинская премия второй степени (1949) — за постановку спектакля «Закон чести» А. П. Штейна.
- Сталинская премия первой степени (1951) — за исполнение роли Батманова в фильме «Далеко от Москвы».
- Сталинская премия второй степени (1951) — за постановку оперного спектакля «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса.
- Народный артист РСФСР (1942).
- Народный артист СССР (1948).
- орден Ленина
- три ордена Трудового Красного Знамени
- орден Красной Звезды
- медали
- профессор ГИТИСа.
- член-корреспондент Берлинской Академии художеств.
Литература
- Охлопков Н. П. Всем молодым. — М., Молодая гвардия, 1961.
- Бейлин А. М. Народный артист СССР Николай Охлопков. — М.: Госкиноиздат, 1953.
- Юзовский Ю. Театр Охлопкова // Зачем люди ходят в театр. — М.: Искусство, 1964.
- Поэзия театра Сб. статей. — М., 1960
- Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. — М., 1969
- Велехова Н. А. Охлопков и театр улиц. — М., 1970.
- Бейлин А. М. Николай Охлопков // Актеры советского кинН.П. Охлопков — М.: Искусство, 1970.
- Н. П. Охлопков. Статьи и воспоминания. — М., ВТО 1986.
- Н. П. Охлопков: Статьи. Воспоминания. — М., 1966.
- Штейн А. Повесть о том, как возникают сюжеты // Знамя. — 1964. — № 8.
- Иркутск. Историко-краеведческий словарь. 2011
Полемика с Н. П. Охлопковым в журнале «Театр»
- Эфрос А. Бедный Станиславский! // Театр. — 1956. — № 10. — С. 62-68.
- Товстоногов Г. Открытое письмо Николаю Охлопкову // Театр. — 1960. — № 2. — С. 42-56.
- Прокофьев Вл. Искусство модное и искусство подлинное // Театр. — 1960. — № 8. — С. 53-71.