Традиционный костюмный комплекс является внешней формой выражения не только этнического сознания и стойким этническим определителем, отличавшим "своих" от "чужих", соплеменников от иноплеменников, сородичей от чужеродцев, но и материальным воплощением традиционных архаических представлений об окружающем мире. Система кроя, пропорции и манера ношения одежды, характер отделки, выбор материала, цвет, украшения, прическа придавали каждой этнической и даже родовой группе индивидуальное своеобразие и неповторимость, выделяя ее среди других. Одежда указывала на этническую, половую, возрастную принадлежность, положение индивида в обществе. По ней можно было судить об этапах изменения социального положения человека в социуме.
Важную роль при этом играли материал и техника изготовления, менявшиеся в зависимости от уровня развития производства, от характера бурятского общества.
Традиционные способы изготовления одежды. Особенностью традиционной одежды является ее удобство, практичность и целесообразность в пользовании с точки зрения климатических условий, хозяйственно-бытовых особенностей образа жизни, а также простота в ее изготовлении. Первоначально в широком употреблении в качестве материала для одежды и обуви были шкуры, шерсть и кожа разводимых домашних животных, а также добытых диких зверей. Причем именно наиболее древними по происхождению были одежды из шкур (дахо) диких, а впоследствии и домашних животных, которые предки бурят обрабатывали способом, сохранившимся и в настоящее время. Кожу намазывали несколько раз кислым молоком (бозо) или перебродившей смесью из вареной растолченной печени домашних животных и кислого молока (ээдмэг). Затем ее тщательно очищали от остатков смеси, жира и мездры скребком (хэдэргэ), высушивали и разминали шкуру домашнего животного ручной кожемялкой (гap талхи), а шкуру дикого животного - ножной (хул талхи) (Бадмаева. 1987. С. 29—30).
Материал бурятской одежды, технология ее изготовления показывают, что буряты эффективно использовали самое разное сырье и те товары, которые они покупали или обменивали. Одежда и обувь отличались большим разнообразием и предназначались для ношения, как в определенные сезоны года, так и на разные случаи жизни (праздник, свадьба и т.д.).
Для шитья зимней одежды наиболее распространены были различные сорта овечьего меха (овчина, мерлушка, каракуль). Ее подцвечивали или окрашивали естественными красками, например, дымлением (утаадха). Данный материал как простой и наиболее доступный для шитья одежды употребляется и в настоящее время. Для шитья и отделки одежды и головных уборов использовались также козьи, жеребячьи, лисьи, волчьи, рысьи, собольи, заячьи и другие шкуры, предназначенные на холодное время года. Для более теплого времени года использовали замшу (ровдуга) - тонкую, очень изыскано обработанную кожу. Летнюю одежду шили из жеребячьей шкуры (арьмай дэгэл).
Со временем предки бурят познакомились с тканями из шелка и шерсти, привозными из Китая и Передней Азии. В конце XIX - начале XX в. в широком употреблении становятся русские товары - хлопчатобумажные и льняные ткани, сукно. Популярна была и покупная ткань английского производства (ситец, бязь, полотно, шандан, далемба, суямба и другие), в большом количестве привозимые из Китая. Эту ткань использовали при шитье летней одежды (тэрлиг). В зимнее время меховые шубы стали покрывать хлопчатобумажной тканью, тонким сукном или бархатом. Осенняя одежда имела мерлушковую подкладку на лифе и ватный подол (сэжээ дэгэл). Для праздничной (зимней и летней) одежды использовались дорогостоящие ткани (сукно, бархат, плис, чесуча, китайка, парча), которые отделывались декоративными полосами из ткани другого цвета, лентой позумента или вышивкой. Для рабочей одежды использовали (особенно бедняки) лошадиную шкуру. Ткани русского производства получили наибольшее распространение в Предбайкалье, а в Забайкалье сохранилось использование в основном китайских тканей, например, толстая шелковая ткань по типу парча с изображениями дракона, шитыми золотыми нитками (азаа магнал) или полупарча (магнал) (Бадмаева. 1987. С. 38-39).
Конструктивно, верхняя одежда - дэгэл (мужская и женская) состоит из верхней (урда хормой) и нижней полы (зосоото), спинки (ара тала), переда, лифа (сээжэ) и борта. На шитье зимнего дэгэла уходило пять-шесть овечьих шкур. Перед шитьем снимали мерку, измеряя пядями.
Техника изготовления одежды и обуви (унты, гутулы), требовала применения разных видов швов и способов шитья. Так, наметку делали швом шэдэхэ, меховую одежду шили швом нибтэгэлзэхэ, этим же способом пользовались при изготовлении голенища бурятских сапог (унтов, гутулов). Одежду из тканей шили - "иглой вперед" (хушэжэ): один кусок ткани нашивается на другой, затем кромка нижнего слоя подворачивалась и снова прошивалась. Изделия из ткани и меха шили также швом хубэрдэжэ - через край, выметывая петли, которые затем заделывали декоративной каймой. Для шитья обуви прикрепление союзок к голенищам производилось швом туушажа оехо. Если гутулы шили на один сезон, применяли шов хушэжэ.
Шили конопляной ниткой (ултэнэг). Крепкие нитки изготовляли из сухожилий: сухожильные волокна растирали на левой ладони, правой ладонью проводили к себе поверх этих нитей так, что нити свивались между собой. Достаточно много ниток привозили также из Китая; особенно популярны были шелковые нитки разных цветов. Из ниток делали красивые пышные кисти, ими окаймляли одежду (хошоо хонхо бариха).
Мужская одежда и украшения. При наличии этнорегиональных особенностей в деталях мужская одежда бурят отличалась общей основой - туникообразный халат без плечевого шва (эрэ дэгэл). Силуэт его создавался соотношением ширины подола к ширине плеча (3 : 1), длины по оси симметрии к ширине подола (4 : 3), длины поперечной оси симметрии к продольной (2 : 3), ширины рукава к длине (1 : 3).
Система выкройки бурятского мужского халата из ткани очень проста, экономна и целесообразна. Покрой отличается продуманностью и отсутствием лишних деталей. При выкраивании халата практически не остается лишних лоскутков. Ткань складывают в три слоя по всей длине изделия, строго выверяя рисунок по кромке - оси симметрии. Обе половины (правую и левую) спинки и передка кроят одинаково. Из третьего полотнища выкраивается дополнительная правая пола, а из остатка - надставки на рукава (если недостаточна ширина материала), подшивка борта, воротник, подворотничок, одна из сторон манжет, подшивка подола. В отличие от европейской одежды подшивка подола в монгольской (бурятской) одежде всегда бывает подкройной (Викторова. 1980. С. 32). Также кроится и подкладка, но на нее расходуют меньше ткани. На один халат идет 4-5 м ткани обычной ширины. Рукава заканчиваются обшлагами в виде лошадиного копыта (туру, нудрага). Отвороты на обшлагах, как правило, прошиваются в несколько рядов. Летом их шьют из шелка или бархата, а зимой — из черного бархата или меховые (западные буряты предпочитали мех выдры — халюун). Одежду шили из материи разной окраски, но избегали красного, желтого и белого цвета (первые два являлись знаками священнослужителей — лам, а белый - знаком смерти).
Пришивали пуговицы следующим образом: одну — к вороту, две к выступу борта, одну — у плеча, одну — подмышками и две — на верхней поле. Пуговицы изготовляли из серебра, бронзы, мельхиора или фарфора, который называли "польско". Они были круглые, с воздушной петелькой, часто увенчивались серебряным цветочком. Иногда пуговицы плели из узкой полоски ткани или тесьмы.
Мужская одежда подразделялась на два этнорегиональных типа. Распашной халат восточных бурят (восточноазиатский тип) отличался наличием в верхней грудной части декоративного выступа борта — энгэр. При крое халата правое верхнее пришивное полотнище первоначально выкраивали по длине от плеча до подола, затем по шее вырезали ворот, а скос верхней части борта делали прямо от линии ворота (на высоте плеча) и до подмышки. Энгэр являлся одним из элементов территориально-родовых различий. Так широкий ступенчатый энгэр, состоявший из последовательно расположенных полос бархата, шелка, обычно светлых тонов, узорчатого шелка темного цвета и с отдельным названием сагаалса был типичен для одежды хоринских бурят, проживавших в агинских степях. Энгэр из узенькой полоски парчи, шелка яркого цвета, часто красного, отличал одежду хори бурят от представителей других районов Забайкалья. Другой вид энгэр из узких полос ткани темного цвета — шелка, бархата, иногда меха и строчечной рельефной полоски с прокладкой из шерсти, был свойственен халату бурят цонгольских родов, проживавших на юге Забайкалья (Бадмаева. 1987. С. 45). Воротник выкраивался из прямой полосы строго по линии ворота, его длина была равна объему шеи. Воротник был стоячим, высота его не превышала ширины ладони, его края сходились спереди и застегивались на пуговицу.
Мужская одежда западных бурят по крою в своей основе была аналогична типу туникообразного халата, но без энгэр. Это прямоспинная верхняя одежда с прямым разрезом спереди (южносибирский тип). При сохранении в целом описанной выше системы кроя правая верхняя пола от оси симметрии скашивается к правой подмышке. По внешней поле, вороту и правой внутренней поле пришивается длинная, чуть скругленная полоса, образующая шалевый воротник. Обычно на этот воротник и манжеты пришивали мех выдры или бархата. К концу XIX — началу XX в., в качестве верхней мужской одежды появились самодельные пальто (баймга дэгэл). Эта одежда была также прямоспинного кроя, с прямым разрезом спереди и с глубоким запахом, застегивающимся на пуговицы. Ворот отложной, рукава с головкой, собранной в редкие складки, сужающиеся к низу (Бадмаева. 1987. С. 45-46).
Халат подпоясывался мягким матерчатым поясом (бэhэ) длиной 7—8 м, шириной 40 см. Повседневные кушаки ткали из шерсти {Бадмаева. 1987. С. 38). Позже делали из далембы - хлопчатобумажной ткани, нарядные — из шелка, предпочитая полосатый. Пояса могли быть любого цвета, даже красного и желтого. Западные буряты подпоясывались "ремнем с пряшкою, убранным медным или железным насекниим убором, а у некоторых вставляют корольки (кораллы), каменья" (Описание... 1958. С. 22-23). К концу XIX - нач. XX в. ремни в основном украшались серебряными насечками.
Нижняя одежда - штаны (умдэ) и рубашка (самса) - одинакова для мужчин и женщин. У бурят существовали два типа нижней одежды. К первому типу относится распашная рубашка (морин самса), бытовавшая в Забайкалье. В Предбайкалье носили рубаху глухого покроя - второй тип. По мнению Р.Д. Бадмаевой распашная рубашка характерна для одежды кочевых скотоводческих народов, а глухая рубаха - в большей степени принадлежность культуры тех народов, которые вели оседлый образ жизни и, в основном, занимались земледелием (Бадмаева. 1987. С. 43). Зимние рубахи шили из тонкой мягкой замши домашней выделки или из бумазеи и назывались они куванъхи, хубайхи. Летние рубахи, распашные или глухого покроя (морин самса, дотор самса, армаахи, урбаахи) шили из русского ситца, сатина, китайского хлопка - соембуу.
Известны также два вида штанов. К первому относятся штаны с прямоугольными штанинами (тури) и цельнокроеной мотней (ала). Для удобства ходьбы вставляли небольшие клинья (шаантаг). Ко второму - штаны из широкого длинного куска ткани, сложенного по длине, образующей одновременно штанину и шаг (Бадмаева. 1987. С. 43-44). Несомненно, прототипом штанов из материи являлись штаны из обработанной шкуры. Принцип кроя был простой: мягкая хорошо обработанная шкура барана складывалась в длину пополам, причем сгиб приходился на шаговую часть; по линии боковых швов шкура слегка подкраивалась, внизу штанины удлинялись надставками, на талии стягивались ремешком, который был продернут в пришитый к краю пояс. Для холодного времени года штаны шили из овчины, мехом наружу. Бывали штаны и из других сортов меха, а также стеганые, ватные. Их покрой различен, могут быть штаны со швами по бокам, со швами посередине мотни (внутри - по линии шага или ластовицами в шагу). В более теплое время - из замши или ткани.
Украшения. Все мужчины (любого возраста) носили на спине одну косу (гэзэгэ), которую, украшали серебряными пластинами со вставками из коралла и кистями из черных шелковых нитей (косоплеткой), на пальцах - массивные кольца (бэhэлиг) и перстни (бультуру) из серебра, мельхиора или золота. Эти украшения были литые, чеканные с гравированным или рельефным узором. Богатые носили их по несколько штук на пальце (Бадмаева. 1987. С. 54).
За пояс заправляли кисет для табака (далин). Его носили за поясом, так, чтобы орнаментированные части выступали наружу одна над другой. У мужчин была также трубка для курения, обычно инкрустированная серебром или перламутром, прибор для очистки гари из трубки в виде металлического крючка серповидной формы и другие мелочи. В дорогу часто брали с собой и небольшую деревянную флягу, обтянутую кожей, с деревянной пробкой. Кроме описанных предметов на поясе носили и просто украшения в виде бархатной полоски с прикрепленной к ней орнаментированной бляшкой или более крупной бляхой из камня. Предбайкальские буряты дополнительно носили за поясом мешочки из китайки (хаптага), в которой хранили деревянные чашки. Но главным украшением и гордостью всех мужчин считался богато орнаментированный серебряный нож (мунгэн хутага) с ножнами. В ножнах было две ячейки, в одну из которых вставлялся большой нож, в другую маленький. Ножны делались из серебра и бересты (хулдаа). Черенок ножа, изготовленный из полосок бересты, также окаймлялся серебром. Ножны носили на правом боку, закладывая их за кушак на спине, на правом боку же носили огниво. Огниво (бэлэ) состояло из кресала (куска булатной стали) изогнутой формы и маленького футляра из юфти с тисненой поверхностью для кремня и трута; они скреплялись между собой серебряной полоской. Огниво, подвески для огнива и футляр с ножом были снабжены кольцами, а ножны - петелькой, посредством которых эти три предмета соединялись между собой серебряной цепочкой (улгуур). К цепочке прикреплялась крупная монета – яншаа, которую привозили из Монголии, с изображением мифической птицы гаруди, огниво и кисти синего и красного цветов. Входя в дом, мужчина спускал нож, заложенный за пояс, на бедро (Историко-культурный атлас... 2001. С. 234-317).
Женская одежда. Женский костюмный комплекс более чем мужской сохранил традиционные территориально-локальные признаки. Он строго соответствовал возрасту, семейному и социальному положению индивида. Одежда женщины предбайкальских бурят значительно отличалась от женской одежды забайкальских бурят. По мнению Р.Д. Бадмаевой это было связано со сравнительно высоким уровнем товарно-денежных отношений и тесных связей с русским населением (Бадмаева 1987. С. 56). Различия проявлялись в особенностях кроя одежды, подбора материалов, характером шитья, украшений и т.д.
Анализируя женское платье западных бурят по технике шитья, Р.Д. Бадмаева выделяет два типа, отмечая, однако их единую основу — туникообразный покрой, выполненный из перегнутого по середине куска ткани. Первый тип платья (халаада) на кокетке, без плечевого шва и очень просторный. К нему в складку (6—8 см) пришивали прямоугольное полотнище ткани, сшитое по бокам. Лиф и подол богато украшались. Рукава были составные: в наплечной части широкие основания стягивались в длинную до локтя сборку-фонарь, куда пришивалась суженого покроя нижняя часть рукава, украшенная 8—10 пуговицами из жемчуга, серебра или бронзы. Воротник делали стойкой. Спереди шел разрез на кокетке. Низ юбки обшивался полосками ткани. Второй тип (булууза) — платье на кокетке, с подолом, собранным в редкие и мягкие сборки, подкройными проймами, отложным воротником, заменившим стойку. Рукава были прямые и не широкие, которые пришивали к прямой кокетке. Основания рукавов собирали в складки (Бадмаева. 1987. С. 56). Застежки на платье располагались обычно сзади, спереди на кокетке в качестве украшения нашивались три пуговицы. Существовала также верхняя женская одежда, которая богато декорировалась бахромой, парчой, мехом выдры на верхней части груди, а также по подолу и на манжетах.
Обязательным компонентом женского костюмного комплекса была длинная, расклешенная к низу безрукавка (хубайси, дэглээ), которую надевали поверх платья или верхней одежды. Женщинам запрещалось показываться родственникам мужа без прикрытой безрукавкой спиной. Жилетка также имела специальную отделку, как по переду, так и по спинке из полосок тонкого черного сукна, бархата или плиса, с нашитыми перламутровыми пуговицами (ээрзин тобшо). Подол ее в расправленном виде представлял полукруг, куда по необходимости вставляли треугольные клинья. Борта переда отделывали тесьмой (позументом) или планкой из сукна, сатина преимущественно черного цвета. Нарядную безрукавку украшали спереди вдоль разреза серебряными, золотыми монетами (хадалга), или пуговицами из перламутра (эржэн) (Бадмаева. 1987. С. 66-67).
В начале XX в. у молодых женщин и девушек Предбайкалья было распространено платье с оборками (сарпан). Это было прямое или расширяющееся к низу платье, с выкройными проймами и вшивными рукавами. Широкие у основания рукава сужались к запястью. Низ подола и концы рукавов украшались оборками, иногда такие оборки нашивались на воротник. Эти платья украшали вдоль переднего разреза одежды, низа подола и рукавов, то есть в обычае было располагать узор по конструктивным линиям. Наиболее старым способом была окантовка полоской ткани другой фактуры, цвета, узорной тесьмой, позументом, мехом выдры (Бадмаева. 1987. С. 57).
Следует отметить, что женские костюмные комплексы предбайкальских бурят отличались гармоничным цветовым единством. Цвета платья и безрукавки должны были строго сочетаться между собой. Например, общий комплекс одежды решался в желто-золото-коричневом фоне.
Женская одежда восточных бурят характеризуется целым рядом контрастных распадающихся деталей. Дэгэл был с запахом левой полы на правую, отрезной ниже талии, с низко спущенным лифом, длина которого доходила почти до середины бедер, и с вшивными широкими вставками у основания, удлиненными рукавами, которые заканчивались обшлагами в виде раструба. Рукава женского платья были также многосоставные: широкие основания в наплечной части стягивались в пустую сборку, образуя буфы. К локтям они сужались, здесь пришивали нижнюю часть рукава (тохоног, булуубша). Ее шили из ткани другого, контрастного цвета или узорной парчи (Бадмаева 1987. С. 62; Герасимова, Галданова, Очирова. 2000. С. 48-49). Места сшивания различных компонентов одежды выделены тонкими полосками красной, желтой, зеленой и оранжевой ткани, узорной парчи, шелка или тесьмы (булуу, тууза). Подол (хормой) был широкий и длинный. Шили его из прямых полотен, количество которых зависело от ширины ткани. Верхний край стягивали в густую сборку (Бадмаева. 1987. С. 63-64) и украшали цветными вставками из парчи и бархата (хаяза).
Поверх верхней одежды женщины также надевали безрукавку: нарядную или будничную. Повседневная короткая безрукавка - уужа (сээжэбшэ, хантааза) называлась еще эсэгын уужа. Праздничная распашная безрукавка - дэгэлээ (морин уужа) была длиннополой, с разрезом сзади до талии, шили ее обычно из шелка (хоргой) и парчи (Герасимова, Галданова, Очирова. 2000. С. 49).
Считается, что традиционный женский костюмный комплекс является закодированной информацией о предках женщины и ее рода. Например, он символизировал собой некое мифическое существо, тотемную прародительницу - лебедя-маралуху, а бурятские женские безрукавки в функциональном отношении, не имея утилитарного назначения, носили чисто ритуальный характер, являясь отражением тотемических воззрений некоторых народов тюркской группы. Так, по мнению Д.С. Дугарова удлиненные, спущенные рукава и конической формы манжеты символизировали передние ноги тотемного животного протобурят (Дугаров. 1983а. С. 36-51). Кроме того, женская одежда является воплощением представлений о процессах социо- и космогонии. Так, распадающийся ряд контрастных деталей женской одежды, в отличие от цельной девичьей, маркирует мотив ритуального "исцеления", через расчленение целого и его воссоединения, с целью сакрализации "чужого" рода (то есть рода невесты) родом жениха, после того, как женщина поменяла свой статус, пройдя все этапы свадебного обряда (инициация). Также распадающиеся детали и места их сшивания одновременно направлены на активизацию порождающих стихий плодотворящего начала женщины.
Сказывались на характере одежды, прически и возрастные особенности. Так, девушки, выходящие из подросткового возраста и пока еще не готовые к вступлению в брак, продолжали носить летом одеяние типа платья (морин самса) - длинное, с бортами, глухой юбкой, воротником стойкой; борта и рукава украшали каймой. Девичья верхняя одежда (басаган дэгэл, сомон дэгэл, гомон дэгэл) указывала на принадлежность девушки к роду отца. Она была того же покроя, что и мужская: туникообразная, с цельнокроеными рукавами, неотрезная по талии, с декоративным выступом на груди энгэр, длиной до щиколоток, подпоясывалась она матерчатыми кушаками, изредка встречались кожаные пояса. Летний тэрлик девушки носили без пояса.
К 16-17 годам родители старались обеспечить своих детей, особенно дочерей "на выданье", одеждой и украшениями, соответствующими их возрасту. В девичьей одежде появлялись знаки, указывающие на готовность к вступлению в брачные отношения, в частности указания на тендерные аспекты. Дэгэл девушки делали уже отрезным по талии, сохраняя при этом прежний цельный покрой рукавов и не носили кушака. По линии талии спереди и сзади нашивалась яркая контрастная вставка (хуняга), символизирующая вульву. У замужних женщин вставка располагалась только спереди.
Прически. На голове девушки заплетали до 20 косичек (пабига), причем обязательно одна косичка плелась на макушке (саажа), две на висках (шанха), одна или три на затылке (гэзэгэ). По мнению Р.Д. Бадмаевой, косички на висках были первым знаком, отличавшим девочку от мальчика (Бадмаева. 1987. С. 67). Девушки разных этнических групп носили разное количество косичек. Девушки у западных бурят вплетали в концы косичек серебряные монеты, медные и оловянные кружочки (Описание... 1958. С. 23).
Замужние женщины разных локально-региональных этнографических групп заплетали только две косы - символ соединения мужского и женского начал, двух брачующихся родов и образования единого целого в лице женщины, рождающей детей (Герасимова, Галданова, Очирова. 2000. С. 51). В бурятской традиции существовал знак, указывающий на высокое социальное положение благополучной женщины. 45-50-летняя женщина, имеющая крепкую, многочисленную семью, здоровье, материальный достаток (бутэн булеэн, hалаа haндараа угы, ухи хубуутэй), проходила обряд, во время которого ей распускали волосы и заплетали их в три ряда. Чуть ниже подбородка (на расстоянии ширины ладони) одну из прядей обертывали вокруг и затем плели косу дальше. С этих пор женщина должна заплетать волосы только таким способом. Она имела почет и широкие права в обществе, принимала участие в важных моментах родовых празднеств в отличие от остальных женщин, которые не имели права посещать такие мероприятия (Бадмаева, 1987. С. 68).
Изменение претерпевает костюмный комплекс, прическа и украшения женщины, в связи с переходом ее в статус старухи (шабганса). Отныне она опять носит цельнокроенную одежду девочки (сомон дэгэл), подпоясанную кушаком, волосы на голове при этом сбриваются наголо, из всех украшений остаются только 1-2 колечка и четки.
Украшения. Буряты, как женщины, так и мужчины придавали большое значение украшениям, ибо они по традиционным мифологически представлениям являлись вместилищем сакральной субстанции сульдэ - душ детей и животных (Галданова. 1987. С. 132), выполняли функции оберега, маркировали социальный и возрастной статус индивида, являлись знаковой проекцией космо- и социогонии. Наиболее распространенными украшениями западных бурят были: кольца (бэhэлиг), перстни (бультуру), которые носили почти на всех пальцах, за исключением среднего, а также браслеты и серьги, которые носили постоянно, не снимая. Существовали также накосные украшения (шэбэргэл), из свинцовых пластин, с подвесками на концах кос из коралловых бус, бисера, и монет. Украшения были также из серебряных, золотых, бронзовых и оловянных пластин, трубочек, монет, со вставками из бирюзы (оюн), малахита (номин), кораллов (маржаан), янтаря (хуба) и жемчуга. Височно-нагрудное украшение (hиихэмоор) представляет собой круглую пластину (диаметр 5-6 см) с резным орнаментом в виде сердцевидной фигуры. В других случаях основу составляли тонкие серебряные колечки разного диаметра, соединенные между собой в двух-трех местах. От них шли свободно спускающиеся коралловые снизки бус (9-10 шт.), перехваченные одной или двумя перемычками из металла или кожи. К этой же группе украшений относится hабига - длинная (50 см) подвеска, составленная из пучка мелких коралловых бусин, закрепляемая к основаниям височных кос или к головному убору. Заканчивались снизки мелкими монетами. Нагрудные женские украшения были по типу монисто - в несколько рядов из коралловых бус и монет. Существовало еще одно женское украшение, в виде полоски из жесткой ткани или галуна длиной в 1 м и шириной в 10 см, которое надевалось на шею, а ее концы спускались на грудь, на эту часть также симметрично нашивались золотые монеты или снизки коралловых бус (хоолопши). На поясе женщины носили утилитарные предметы, которые также заодно и украшали костюм: расшитый кисет для табака (хаптарга, хабтаhан), ножичек в кожаном футляре (хутага), игольники (зуунэй гэр) (Бадмаева. 1987. С. 71-78).
Женские украшения восточных бурят отличались сложностью, многосоставностью и многокомпонентностью. Они были выполнены в основном из серебра со вставками из коралла (наиболее ценным считался розовый коралл), бирюзы, янтаря (хуба). Нагрудные украшения из серебра квадратной формы (тэбхэр гуу), треугольной - (зурхэн гуу), а также круглой и аркообразной были по сути дела серебряными медальонами. В них, как в обереги, обычно вкладывались кусочки бумаги с молитвами на тибетском языке. Кроме того, по традиционным представлениям данный металл обладал магико-лечебным свойством. Украшения располагались в три ряда напротив женских детородных органов. Первый ряд располагался на уровне груди (хоомойн бурханай гуу), второй ряд напротив пупка (энгэрэй каюуканай гуу), нижний ряд - на уровне гениталий (бэлэ хонхо-энгэрэй зуудхэл, hабхаг hанжуурга - юрн). Считалось, что если серебряные украшения находятся "возле груди, то не будет мастита, возле матки - не будет женских болезней". Кроме того, эти места представлялись вместилищем концентрированной порождающей стихии и соотносились с понятием Жизнь, Мать-Земля. Положение украшений, с одной стороны, усиливало энергетическое воздействие этих сил и стимулировало творческое начало (серебро как вместилище сульдэ), с другой стороны, украшения нейтрализовали их хаотическую, хтоническую природу.
Подобную защитную функцию по отношению к сексуально-магической силе женских волос выполняли накосные украшения - "футляры" для кос (шэбэргэл, уhэнэй туулмаг), с Г-образным украшением (туйбо), длинный конец которого (стержень) вставляли в волосы у основания кос и обертывали сверху тесьмой. Видимый короткий конец украшали серебряным, иногда золотым шариком, или богато орнаментированной резной пластиной. К накосным украшениям относятся и искусственные косы, сплетенные из черных шелковых ниток и прикрепляемые к основанию натуральных кос. Их украшали монетами, специально отделанными пластинами с чеканным узором, кораллами. К их концу подвешивали пластины четырехугольной формы, с рельефным узором, с шестью коралловыми вставками. Снизу прикреплялись бусы, обрамленные в характерные конусообразные колпачки. Заканчивалось украшение искусственной косы свободно свисающими серебряными цепочками. Основание искусственных кос оформляли пластинами хонтуул и боолто (Бадмаева. 1987. С. 72—74). На шее висело ожерелье в несколько рядов из коралла и янтаря. На обеих руках женщины носили серебряные браслеты, на указательных и безымянных пальцах четыре колечка из серебра, иногда из золота. Головное украшение (даруулга, татуурга) представляло собой высокую корону (15-20 см в высоту), основу которой делали из бересты, обшитой черным бархатом или синим щелком, украшенную шариками коралла, янтаря, малахита, бирюзы (hуба, шурэ). Бусины на ней нашивались в три ряда, в середине среднего ряда помещалась большая янтарная бусина, а справа и слева от нее кораллы меньшего размера и другие камни, образующие верхний и нижний ряд (Герасимова, Галданова, Очирова. 2000. С. 50). У некоторых локальных групп головные украшения нашивались в один ряд на ленту из черного бархата (шириной в 4-5 см).
Характерной особенностью данных комплексов головных украшений является обилие ниспадающих сверху вниз височно-нагрудных украшений из коралловых бус и серебра (даруулгын hиихэ), в виде массивных литых серебряных колец (ээмэг) и множества подвесок. Длина этих украшений составляла от 22 до 75 см, а ширина - от 30-50 см Другой тип височно-нагрудных украшений (hиихэ-хонхо) представлял собой ожерелье с колокольчиками. По нашему мнению эти украшения служат символическим знаком объединения сакральных космогонических оппозиций, отраженных в костюмном комплексе бурят: Верх - Небо -мужское; Низ - Земля - женское.
Наплечное украшение (мурэнэй гуу, ээмэг — шурэтэй, утаhан сасагтай) бытовало у девушек и молодых женщин только хоринских родов. Его пришивали на халат (девушки) или безрукавку (женщины). Украшение состояло из серебряной основы конусообразной круглой или квадратной формы, полой внутри, с коралловой вставкой. По краям с обеих сторон спускались снизки из бисера, кораллов, жемчуга или серебряных цепочек с шелковыми кистями на концах.
Молодые женщины и девушки на выданье носили боковые подвески (hанжуурга). Это украшение состояло из двух круглых серебряных пластин (бэhын хантарга, бэлэ), которые закреплялись с обеих сторон на уровне пояса у молодых женщин, у девушек на поясе. К одной пластине на плетеной шелковой ленте или серебряной цепочке подвешивались щипцы для выдергивания волос, бороды (шэмхуур), уховертка (hультибша), зубочистка (шуднэй шэгшуур). На другой пластине висели - маленький замочек, миниатюрный нож (хутага) и огниво (хэ-тэ). Подвески заканчивались пышными кистями из шелковых нитей красного, зеленого и желтого цветов.
Наиболее своеобразным девичьим украшением западных бурят, свидетельствующим о половой зрелости, является налобное серебряное украшение (юбун/юбуу), выполненное в виде сердечка. Его прикрепляли на височные косички и на макушке (Бадмаева. 1987. С. 72; Герасимова, Галданова, Очирова. 2000. С. 50). Вообще девичьи украшения были довольно скромными: серебряные, медные или оловянные сережки в форме кольца (гариха) диаметром 8-12 см, колечки из того же металла, которые носили на указательном и безымянном пальцах (от двух до четырех), иногда перстень со вставкой из коралла. Носить кольца на среднем пальце считалось нежелательным, особенно если у девушки был старший брат. Браслеты были серебряные, иногда с коралловыми вставками, хотя богатые использовали бирюзу и лазурит. Коралл по стоимости был дешевле, чем бирюза или малахит, еще дешевле стоил янтарь красного или желтого цвета. После революции 1917 г. янтарные украшения были самыми распространенными; из янтаря делали колечки, но чаще всего носили янтарные ожерелья. Девушки могли также носить на широкой шелковой ленте нагрудное украшение гуу.
Достижение брачного возраста и совершеннолетие символизировалось изменением прически - ношением косы (гэзэгэ) девушкой и юношей. Юноше при этом обривали голову, оставляя пучок волос на темени, который и заплетали в косу. Большое внимание уделялось украшению девичьей косы. Если девушка собиралась на празднество (наадан), к косе сверху вниз прикреплялись серебряные монеты: сначала - пять-шесть монет достоинством в 100 мунгэ (копеек), диаметром примерно 12 см, затем — четыре-пять монет стоимостью 50 мунгэ, диаметром 8 см, а еще ниже — монета – яншда достоинством в 100 мунгэ. Вместо яншаа в предреволюционные годы использовали российские монеты с изображением царя Николая П. Монеты к косе привязывали тоненькими ремешками (тамhан) из кожи косули. В косу также вплетали косоплетку из шелковой крученой нити (гогшоо) черного цвета. Украшение косы было сложным делом, поэтому девушка прибегала к чьей-либо помощи — матери, сестры, тети. В обычное время в косу, удлиняя ее, полагалось вплетать только косоплетку.
У западных бурят девушка 15-16-летнего возраста на косу надевала наспинно-накосное украшение (саажа). Известны три его вида: шураг саажа — составленное из коралловых бус; тумэр саажа — из серебряных пластин с закрепленными на них редкими бусинками и уhэн саажа, его делали из шелковых нитей черного цвета. Основу этого украшения составляла проклеенная в несколько слоев ткань или кусок кожи, которые обтягивали красным тонким сукном. На твердую основу пришивали коралловые бусы с металлическим ободком в пять рядов (шураг саажа). Верхний конец саажа венчался продолговатой посеребренной пластиной, а нижний - пучками кистей из крученых шелковых ниток. Носили эти украшения в сочетании друг с другом или в два-три ряда (Бадмаева. 1987. С. 72-73).
Украшения юноши, достигшего брачного возраста, не отличались от украшений взрослых мужчин.
Головные уборы. Рассматривая головные уборы бурят Забайкалья, следует отметить, что их основа была единой для мужчин, женщин и детей. В конце XIX — начале XX в. существовали несколько типов головных уборов. Первый тип представлял собой наиболее архаичный одношовный убор (юдэн) с наушниками и полукруглым выступом, закрывающим шею. Его шили из сукна черного или синего цвета, как и субу — накидку, надеваемую в непогоду. Такая одежда встречалась у агинских, закаменских и джидинских бурят.
Второй тип это наиболее распространенный традиционный головной убор с высокой тульей. Для зимы их шили с меховыми наушниками, подбитыми белой мерлушкой, каракулем, мехом рыси или выдры (хасабшатай малгай). Верх шапки и наушники выкраивались из одного куска ткани, перед шапки был неразрезным, шов проходил по затылочной части. Для лета — с отворачивающимся око-лышком (тооробша малгай), выкроенным отдельно. Тулью прошивали горизонтальной строчкой, указывающей на принадлежность к хоринским родам.
Третий тип. Отличительной особенностью здесь является островерхая с вертикальной строчкой тулья. Для зимы отдельно из цельного куска выкраивались наушники с выступами, их пришивали к тулье. Шапку подбивали мехом, делая предпочтение меху рыси. Летний вариант также состоял из верхней тульи и око-лышка. Шили их преимущественно из синего шелка, околышек покрывали плисом, бархатом, мехом выдры, мерлушкой. Для шапок этих типов обязательным украшением была красная кисть (залаа), которую пришивали к верхушке, с навершием из серебра и коралла (дэнзэ). Навершие со вставками из разноцветных камней указывало не только на принадлежность человека к определенному роду, но и на его служебный ранг и социальный статус. За отсутствием навершия сверху нашивали так называемый "узел счастья" (жэнче/дженчи), который сплетали особым образом из красного шелкового шнура. По представлениям бурят данный головной убор является материальным воплощением отражения традиционной картины мира. Синий цвет тульи символизирует Небо, 11 стеганых по горизонтали рядов тульи обозначают 11 бурятских родов. Если ряды простеганы по вертикали, то это указывает на принадлежность к сакральной группе социума — ламам, принявшим обет святости старухам (шабганса), мальчикам, которых собирались отдать в дацан, а также на бурят Селенгинского, Джидинского и Кяхтинского районов Забайкалья. Красная кисть с навершием символизировала Солнце и его лучи, околышек - Землю.
К концу XIX - нач. XX в. наиболее популярным головным убором, особенно у юношей и молодых мужчин, была шапка, чаще всего китайского производства, называемая тоорсог малгай. Верх шапки сшивался из четырех клиньев сукна, а маленькие наушники и козырьки пришивали сзади и спереди, подбивали беличьим мехом.
Головные уборы западных бурят относятся к четвертому типу. Мужчины в зимнее время носили небольшую круглую шапку с дном из хлопчатобумажной ткани и меховым (волчьим, лисьим) околышем (Описание... 1958. С. 22). К концу XIX - нач. XX в. стала популярной меховая шапка типа папахи или кубанки из меха выдры (вых малгай) (Бадмаева. 1987. С. 50), в летнее время покупные картузы. Женские шапочки, несмотря на всю разновидность (шар, бортого, биизга, татар малага, обуза), в целом были невысокие, цилиндрической формы с плоским или круглым верхом. По центру к нему пришивали пуговицу или монету, от которой на четыре стороны расходились полоски позумента или парчи, распушенные на концах. Считается, что это также является знаком Солнца и его лучей. У аларских бурят верх шапочки иногда вышивали различными орнаментами, в основном растительного характера. Тулья обычно украшалась по всей длине полосками ткани, монетами, вышивкой, в некоторых случаях искусственными цветами. Пожилые и зрелые женщины повязывали на голову ситцевый платок (пулад) концами на затылке, а сверху надевали будничный головной убор из выделанной шкурки белки. Нарядная женская шапочка обшивалась по тулье мехом выдры (халюун малгай), круглый верх делали из плиса или бархата. Шили шапку всегда на подкладке. У западных бурят бытовал головной убор, заимствованный у соседних народов (татар малгай), то есть "татарская шапка". Она имела форму колпака, ее шили из лисьих камусов и узкой оторочки из меха рыси (Бадмаева. 1987. С. 49).
Девушки описываемого периода шапки надевали редко, по праздничным дням. Зимой они обычно носили теплые покупные шали, а летом - платки. Нарядным головным убором считались большие яркие разноцветные шали с кистями китайского производства. Девушки забайкальского региона летом носили легкие даруулга, иногда надевая на нее островерхую шапочку. У бурят племени сартул девушки по особым случаям (праздник, свадьба и т.д.) надевали большой гарусный платок, прикрепленный особым способом к даруулга.
Обувь. Конструктивные особенности бурятской обуви (эрмэгтэй гутал) показывают, что они восходят к самобытным прототипам. Все разнообразие бурятской обуви можно свести к двум основным типам, разнящимся характером покроя: 1) поршневидный и 2) башмаковидный. К первому типу относится обувь, основу которой составлял кусок кожи овальной формы, стянутый в носочной и пяточной частях, образующий подошву и формирующий головку обуви.
Ко второму - башмаковидному типу - относится обувь с выкроенной подошвой по форме ступни, голенищем и головкой или голенищем и носком с союзками (Бадмаева. 1987. С. 81-82). Союзки и голенища (шальпагар) бурятского сапога кроят из двух симметричных половин из юфтевой кожи или из плиса. Голенище закрывает всю голень, его ширина одинакова в верхней и нижней частях. Союзки жесткие, наглухо пришиты к голенищу, ноговицы отсутствуют, подошва толстая, негнущаяся, с войлочной прокладкой и подшитой кожей. У восточных бурят жесткий носок (тангалай) слегка загнут вверх. Подошва нашивается на союзку с рантом, сборок на союзке нет. Запятники, носки и голенище декорировались аппликациями из кожи в виде хищной птицы, а также завитков и замкнутого узла. У западных бурят практиковалось нашивать носок нарядной обуви из плиса или толстого сукна черного цвета. Узоры выполняли по контуру одинарным или двойным швом тамбура, либо гладью, либо крестом (Бадмаева. 1987. С. 84-85).
Женская обувь по покрою и назначению не отличалась от мужской. Она делалась лишь несколько изящней, легче. Обувь состоятельных людей выделялась богатством отделки и материала. Но при разнице в некоторых деталях отделки, отражающих особенности этнической среды или социальной иерархии, они в основе имеют общий тип, сложившийся в эпоху, когда появились седла со стременами.
Кроме того, буряты Предбайкалья шили из мягко выделанной кожи лошади (hарьhан) специальную обувь на сезон покоса (туурабша). Эта летняя обувь состояла из трех частей: короткого голенища, носка и союзок из сыромятной кожи. Подошву также делали из сыромятной яловой кожи (ухэри aphaap удэттихэ). Повседневную теплую рабочую обувь изготовляли чаще всего из конских, изюбревых, косульих камусов.
Кроме основной обуви, буряты носили ноговицы и наколенники. Ноговицы служили в качестве производственной части обуви, например, при рыбной ловле, охоте. Их делали из камусов, снятых с ног бычка. При достаточной ширине нижний конец зашивали мешком или подшивали куском кожи, образующей подошву и головку. Камусы надставляли, ноговицы делали высокими, выше колен. Завязочками, прикрепленными к верхнему краю, подвязывали их к поясу штанов. Внизу перевязывали у лодыжек.
Наколенники (убдэгшэ) в виде куска кожи, утепленного войлоком, были в употреблении у охотников за нерпой на Байкале. Их делали на кожаной основе с нашитым сукном. Сверху наколенники покрывали металлическими бляхами, а центральную линию выделяли крупными защитными бляхами. На месте коленного сустава прикрепляли крупную пластину сложного контура. К нижнему краю прилегали две стальные пластины уменьшенного размера. Они были выпуклыми по форме, очевидно, для плотного прилегания к ноге. Раньше подобные наколенники были частью воинских доспехов воинов-охотников (Бадмаева. 1987. С. 85-86).
К концу XIX - началу XX в. среди девушек, молодых женщин и мужчин наибольшим предпочтением из обуви стали пользоваться покупные хромовые сапоги со скрипом. Они были сшиты очень аккуратно, женские на маленьком каблучке, с подошвой из дубленой кожи (дуглёобо улаан улатай). Стоимость таких сапог равнялась стоимости бычка-трехлетки (гунан шар). В Иркутске также покупали сапоги под названием "хунгуурска", то есть венгерские (Историко-культурный атлас... 2001. С. 317).
Чулки у бурят (XVIII - начала XX в.) бытовали повсеместно и были обыденными у мужчин, женщин и детей. Чулки были "войлошные" (Татаринов. 1958. С. 22), а также сшитые из ткани и вязаные. Весьма архаичную форму представляют чулки, вязанные из овечьей шерсти. Их вязали крючком в форме мешка с овальным нижним краем (такой способ вязания до сих пор сохраняется у бурят Баяндаевского района, Иркутской области). Возможно, что в давние времена чулки были не вязаные, а валяные. Они были разной длины — высокие, достигающие колен и короткие. Часто верхняя часть вязаного чулка украшалась рисунком: черные или желто-оранжевые узоры на белом фоне. Орнамент чулок был в основном геометрическим и представлял собой чередование полос из кубиков, прямоугольных столбиков различного размера. Иногда узор представлял собой — орла (ехэ шубуун), цветок или дерево (Бадмаева. 1987. С. 86—87).
Ритуальная одежда. В первую очередь следует обратить внимание на одежду служителей культа - шаманов, которые для проведения обрядов надевали специальный костюм (оргой), сильно отличающийся от обычной одежды бурят. Являясь материальным воплощением архаических представлений бурят о традиционной картине мира, культовый костюм сохранил наиболее древние формы покроя одежды, формы головного убора и обуви. Это был халат или плащ из замши с прямым разрезом спереди, полы сходились встык, завязывались или застегивались на пуговицы. Прямые рукава пришивались прямо к стану.
Как сакральный атрибут маркера-посредника между мирами, одежда шамана изобиловала украшениями в виде плоских стилизованных фигурок волка, медведя, многочисленных трубчатых подвесок, сделанных из железа, лоскутками ленточек, кистей, перьев птиц и т.д. На подол, рукава, нижний край нагрудника нашивалась бахрома, нарезанная из кожи. На спину, на уровне лопаток, прикреплялась толстая железная пластина (архалан), к ней подвешивались разные цепи, жгуты. На грудь шаман надевал бронзовое зеркало.
Цвет обрядового костюма указывал, какое место занимает шаман в иерархии жрецов. У шамана высшего класса оргой был белым, у низшего - синим. Шапка также соответствовала его рангу. У простого служителя (хара) она была сшита из меха, чаще из меха рыси, и имела на макушке кисточки из лент (залаа). Голову шамана, достигшего высшего ранга, венчал головной убор в виде короны из железного обруча с рогами изюбра, по бокам которого свисали железные конусообразные подвески (холбого). Сзади прикрепляли длинную железную цепь из нескольких звеньев с подвесками на конце. Обязательными элементами ритуального костюмного комплекса были трость с ручкой в виде головы лошади (морин hорьбо) и шаманский бубен (хэсэ), которые использовались в качестве средств передвижения шамана во время его путешествий в ином мире. Выполняла ритуальную функцию и обувь поршневого типа, как важнейший компонент обрядово-ритуальной практики, указывающая одновременно и на древность своего происхождения (Бадмаева. 1987. С. 81, 107).
Одежда людей во время проведения каких-либо празднеств, обрядов и ритуалов была традиционно нарядной. В свадебной обрядности одежда невесты представляла собой праздничную одежду замужней женщины. Отличительным элементом у прибайкальских бурят являлся лишь белый кусок ткани (платок) с прорезями для глаз, которым закрывали лицо невесты. В Забайкалье на голову невесты накидывали тэрлиг или плащ. Снимали накидку только за занавеской, где невеста переодевалась. Считается, что накидка из куска ткани должна оберегать от всякого зла и несчастий молодую семью (Бадмаева. 1987. С. 103-104). Кроме того, закрытое лицо невесты, во-первых, маркирует состояние "ритуальной смерти", в котором она находится во время проведения свадебной церемонии, после чего девушка переходит в статус замужней женщины, а во-вторых, оберегает социум от "чужого", то есть чуждого, влияния.
Одежда жениха также представляла собой праздничный мужской костюм, украшенный в ходе предсвадебных обрядов ритуальными предметами, являющимися, по мнению К.Д. Басаевой, реликтовыми следами брачных матрилокальных отношений (Басаева. 1980. С. 154). Это мешочек красного цвета с разрезами на левой стороне (аршуур) и с кусочками олова. Кроме того, это пришитые к одежде оловянные пластины и кружочки и пришитая к вороту одежды жениха планка (гэзэгэ, саажа) из сукна или плиса, украшенная пуговицами, монетами, оловянными бляхами и кистями. Вероятно, здесь сохранились космогонические следы освоения "чужого", каким был для рода невесты жених и наделение его сакральной плодотворящей потенцией, где аршуур выступает символом утробы, а кусочки олова - сакральным вместилищем душ детей.
В бурятской традиционной культуре не было погребальной одежды. Умерших мужчин хоронили в лучшей праздничной одежде со всеми украшениями, сакральными атрибутами (аршуур) и необходимыми в быту вещами (трубкой, чашкой и т.д.). Женщин хоронили в их свадебной одежде со свадебными украшениями. Не было у бурят и поминальной одежды. На похороны люди надевали обычную одежду, избегая ярких тканей и украшений (Бадмаева. 1987. С. 105-107).
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей