Иркутская навигационная (навигацкая) школа — учебное заведение, работавшее в Иркутске с 1745, первое светское профессиональное учебное заведение в городе.
Навигационные школы в Восточной Сибири были открыты в 1739 (Якутская) и 1740 (Охотская). Их создание было связано с деятельностью II Камчатской экспедиции. Изучение сибирских территорий, плавания по Тихому океану, составление карт, чертежей, планов – все это вызывало большую потребность в квалифицированных кадрах: геодезистах, землемерах, штурманах.
В 40-х XVIII ирутский вице-губернатор Л. Ланг открыл подобную школу в Иркутске. Учителем он назначил своего соотечественника, «иркутской провинции экономии секретаря шведа И. Брокмана». В 1754 иркутская навигационная школа была преобразована в школу навигации и геодезии с контингентом учащихся в 50 человек. Открытие школы состоялось 1 августа 1754, первый набор составил 32 ученика при двух учителях от адмиралтейц-коллегии. В программу подготовки входили арифметика, черчение, геометрия, геодезия, архитектура, судостроение и мореходство. С 1756 школу передали в ведение начальника иркутской морской команды. В 1756–1784 ею руководил опытный геодезист и моряк секунд-майор М. Татаринов. Он ввел преподавание иностранных языков и выхлопотал присвоение выпускникам обер-офицерских чинов. Среди иностранных языков в Иркутской навигационной школе изучали японский, так как часть выпускников предназначалась для плавания на Курильские острова и в Японию. Учителями были японские моряки, потерпевшие крушение у русских берегов. После крещения они носили русские имена: Григорий Свиньин, Василий Панов, Петр Черный. В 1758–1791 навигационная школа возглавлял лейтенант Юрлов. К этому времени состав учеников стабилизировался и набор составлял 40 человек. За годы существования Иркутской навигационной школы ее окончило несколько сот геодезистов и штурманов. Многие из них приняли участие в исследованиях северо-востока Сибири. Среди выпускников навигационой школы были такие незаурядные личности, как А. И. Лосев – архитектор и землемер, краевед, автор многих трудов, И.Е. Кожевин – участник Северо-Восточной экспедиции академика И.И. Редовского, геодезист, переводчик, художник.
В 1795 навигационная школа была присоединена к Главному народному училищу на правах отдельного класса. С преобразованием в 1805 училища в губернскую мужскую гимназию геодезисты и навигационные ученики были зачислены в ее состав в качестве казеннокоштных гимназистов.
Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск : Сиб. книга, 2011
Идея создания навигацких школ на востоке России принадлежала Витусу Берингу, который принимал участие в экспедициях на Камчатку. Навигацкие школы были открыты в Якутске, Охотске, Нерчинске.
В 1745 году вице-губернатор Лоренц Ланг открыл в Иркутске школу геодезии. Учителем в школу был назначен швед И. Брокман. В 1754 году губернатор В.А. Мятлев преобразовал школу в школу навигации и геодезии. Это было первое профессионально-техническое учебное заведение в Иркутске. Школа готовила навигаторов, землемеров, геодезистов и учителей.
В Иркутск прибыли первые учителя: прапорщик Бритов, а в 1755 году учитель геодезии поручик Юсупов с подмастерьем. Смотрителем школы назначен отставной флотский чин Есипов. В 1755 году из Санкт-Петербургского адмиралтейства отправлен в Иркутск штурман Н. Татаринов. Из Санкт-Петербурга также отправили учебные пособия: арифметики, доски аспидные, карты, теодолиты, циркули и т.д.
После смерти Есипова в 1756 году смотрителем школы назначен Михаил Татаринов.
Школа несколько раз подвергалась реорганизации и передавалась в ведение различных учреждений. Ежегодное финансирование школы составляло 2223 руб. 36 и ¼ копейки. Школа финансировалась из средств Иркутской губернской канцелярии, с 1783 года школа финансировалась из средств Иркутского наместничества. С 1790 года школа финансировалась из государственных средств.
В 1754 году было набрано 32 ученика, хотя по указу Сената полагалось набрать 50 человек. Возраст учеников колебался от 14 до 76 лет. В школе преподавались: арифметика, черчение, геометрия, тригонометрия, алгебра, география, архитектура, судостроение, мореходство, астрономия, рисование, иностранные языки.
В 1758 году из 32 поступивших школу окончили 11 человек. Из них пятеро были отправлены в Охотск штурманами и для дальнейшего обучения, а другие - в Тобольск геодезистами. До 1768 года школу окончили 192 человека — в среднем по 14 в год. Выпускники дворяне отправлялись на флот, разночинцы – в писаря, геодезисты, штурманы и мастеровые адмиралтейства.
При Иркутской навигацкой школе существовала школа японского языка. Она была создана в 1736 году в Санкт-Петербурге при Академии наук. Преподавали в ней крещёные японцы, попавшие в Россию после кораблекрушений. В 1753 году школа японского языка была переведена в Иркутск. Школа готовила переводчиков японского языка. В Иркутск из Санкт-Петербурга были отправлены три преподавателя японского языка: Свиньин, Панов и Чёрный (фамилии даны при крещении). Позднее в Иркутск приехали преподаватели из Большерецка и Якутска.
Наибольших успехов навигацкая школа достигла при М. Татаринове, за что он получил звание секунд-майора. Михаил Татаринов умер в 1783 году. После ликвидации Нерчинской экспедиции навигацкая школа пришла в упадок.
В 1783 году в школе начали преподавать губернский землемер И. Протопопов и штурман А. Пушкарёв — автор первой карты Байкала. Со временем приём новых учеников прекратился, а в 1795 году оставшиеся 22 ученика были переведены в Главное народное училище. В 1812 году школа была подчинена генерал-губернатору и в том же году упразднена по указанию генерал-губернатора И. Б. Пестеля.
В 1813 году школа вновь начала работать в виде геодезических классов. Потребность в специалистах существовала, в 1830-е предлагалось создать геодезическое училище, но средств на это не выделялось. В 1835 году Государственный совет принял решение навигацкую школу в Иркутскe закрыть, а взамен принять 9 человек для Сибири в Константиновский межевой институт.
Школы, открытые по замыслу Екатерины II, должны были охватить все городское население, но на самом деле этого не случилось. Главные народные училища были открыты в 1789 г. в Тобольске, Барнауле и Иркутске. Малые народные училища открылись в период с 1789 по 1797 г. в Тюмени, Туринске, Красноярске, Верхнеудинске, Кузнецке, Томске, Нарыме и Енисейске, но некоторые из них просуществовали недолго, из-за отсутствия средств на их содержание и недостатку учителей. Обязанные содержать училища приказы общественного призрения и городские думы почти везде отказывались давать средства. Учителя для этих училищ брались большей частью из духовных семинарий. Учащихся приходилось привлекать принудительными мерами, но и при этом училища пустовали. В 1803 все восемь сибирских училищ насчитывали только 331 ученика.
Кожевин, Иван Ефимович — якутский уездный землемер, картограф, астроном, рисовальщик, автор историко-географических трудов.
Лосев, Антон Иванович — губернский архитектор Иркутской губернии.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей