Монастыри в 1805-1860 годах // Дулов А.В., Санников А.П «Православная церковь в Восточной Сибири в XVII- нач. XX вв.» (2006)

Вы здесь

Монастыри в Восточной Сибири в 1764г. были зачислены в III класс. В 1797г. один из них, Вознесенский (вблизи Иркутска), перевели во II класс. Мужские монастыри первого класса могли иметь до 33, второго класса — до 17, а третьего — до 12 монашествующих; женские же монастыри второго и третьего классов могли иметь до 17 монашествующих. Денежное содержание монастырей III класса было увеличено до 1436 руб. 50 коп. 162 Тогда же установили пособие внештатным монастырям в размере 300 руб. ежегодно, и всем монастырям приказано было отвести по 30 десятин земли, рыбные ловли и мельницы. При Александре I обителям в 1805г. было разрешено приобретать недвижимые имущества (с согласия императора), они были освобождены от сборов и повинностей. В 1811г. монахи, так же, как раньше — священники, были избавлены от телесных наказаний.

При Николае I указом 1835г. монастырям отводились земельные участки площадью 100 и более десятин или взамен этого — денежные ассигнования, а в 1838г. монастыри получили право пользоваться лесными участками из казенных дач размером от 50 до 150 десятин.

В 1836г. Вознесенский монастырь был переведен в I класс, а Посольский Спасо-Преображенский, Троицкий — Усть-Киренский, Спасский — Преображенский, Якутский мужские и Знаменский Иркутский женский — во II класс. Монастыри первых двух классов возглавлялись архимандритами, III класса — игуменами, а заштатные — строителями.

Управление экономической деятельностью монастырей велось настоятелем или настоятельницей с советом старшей братии или старших сестер. Расходовать средства свыше 500 руб. монастырь мог только с согласия епископа. Монастырские деньги должны были храниться в особом сундуке или ризнице, скрепленные печатью настоятеля и закрытые на ключ казначеем. Брать или вкладывать деньги в сундук можно было только в присутствии настоятеля и старшей братии и немедленно делать об этих суммах запись в специальной тетради 163.

В монахи нельзя было записываться до 30 лет, а в монахини — до 40 лет, при наличии живой жены или мужа, а также лицам, состоящим на государственной службе, находящимся под судом или имеющим долги. Живущие в монастыре не могли без разрешения начальства перейти в другой монастырь; вне монастыря они могли находиться только с подорожной от настоятеля. Для посещения родственников и знакомых монахи могли отпускаться не более четырех раз в год, а монахини — только для посещения больных родственников или похорон. Причем, в каждом случае отпускаемого из монастыря должны были сопровождать «честные старцы» или «доброжелательные монахини». Женские монастыри следовало держать с закрытыми воротами. В мужских монастырях монахи могли принимать посетителей только с разрешения настоятеля, а женщин — только в особой гостиной в присутствии «благоговейных монахов».

Все монастыри должны были иметь статус общежительских, в которых монахи находились в равном положении и не имели частной собственности (кроме книг). Однако большинство монастырей в первой половине XIX в. оставались необщежительными: условия пребывания в них были менее аскетическими. Не было общежительных монастырей и в Восточной Сибири.

Сведений о внутренней жизни монастырей мало: каждый из них был «государством в государстве», монашествующие неохотно общались с внешним миром и особенности взаимоотношений между иноками разглашались редко. Настоятели монастырей подчас вели себя деспотично; в XIX в. существовал обычай, по которому они могли распоряжаться третьей частью монастырских доходов 164.

По «правилам благоустройства монашеского братства...», принятым Синодом в 1853г., каждое утро за полчаса до начала благовеста кельи обходил «будильный». Все монашествующие должны были присутствовать на службе, стоять отдельно от мирян, не озираться и не привлекать к себе внимания. После окончания утрени иноки и послушники шли к настоятелю, чтобы принять благословение. Затем следовала трапеза с молитвой до и после нее. Места за столом занимались по старшинству, во время завтрака братия сидела молча, слушая зачитывавшиеся назидательные тексты. Пищу следовало употреблять постную.

В кельях необходимо было соблюдать чистоту, предметы роскоши не допускались. Свободное от религиозных обязанностей и хозяйственных работ время можно было проводить в кельях, занимаясь чтением религиозной литературы. Ее иногда читали вслух, особенно для неграмотной братии. Существовало «старчество» - опека над молодыми иноками со стороны опытных монахов 165. Уровень образованности большинства насельников монастырей был невысоким.

Поступившие в монастырь должны были оставаться послушниками не менее 3 лет (а послушницами значительно дольше — 20 лет и более). Если поведение кандидата в монахи заслуживало одобрения, ему разрешали надеть монашескую рясу и клобук. Теперь он назывался рясофорным монахом. Однако настоящим монахом он становился лишь после принятия монашеских обетов и пострижения. На него надевали мантию, и он превращался в «манатейного», т.е. полного монаха.

Крупнейшим и наиболее влиятельным монастырем Восточной Сибири был Иркутский Вознесенский. Особое значение ему придавала канонизация Иннокентия Кульчицкого в декабре 1804г. 9 февраля 1805г. мощи Иннокентия были торжественно перенесены из склепа под алтарем деревянной Тихвинской церкви в Вознесенский собор. В 1808г. они помещены в кипарисовый гроб и серебряную раку, выполненную московскими мастерами. В 1840г. день смерти епископа 26 ноября был законодательно включен в число табельных дней для Иркутска 166. С 1802г. архимандрит монастыря был одновременно и ректором духовной семинарии. В 1849г. указом Сената монастырю к тем 30 десятинам земли, которые он получил в 1797г., были добавлены еще 120 десятин, находившихся правда, довольно далеко от самой обители, в 20 в., на правом берегу р. Ушаковки. В Вознесенском монастыре было пять храмов. Вознесенский собор произвел хорошее впечатление на архиепископа Нила, писавшего, что церковь эта, «хотя необширна, однако ж, как по правильности расположения, так и по фасаду, достойна внимания. Особенно красивый вид придает ей портик, открытый для взора при первом входе в монастырь» 167.

Каменными были также Успенская церковь, построенная, как и собор, во второй половине XVIII в., и Смоленская или Одигитриевская, церковь, действовавшая с 1809г. и перестроенная в 1837г. Продолжала стоять с первых лет XVIII в. и деревянная Тихвинская церковь, под которой в пещере многие годы покоилось тело Иннокентия. Над главными западными вратами в 1823г. была освящена каменная Сретенская церковь.

В 1802г. над могилою основателя монастыря старца Герасима, считавшегося местночтимым святым, возведена каменная часовня. В том же году монастырь обнесли оградой.

Внутри ограды находились каменный корпус, где жила братия, хозяйственные постройки. В 1839г. была открыта начальная школа для обучения крестьянских детей грамоте 168. Церкви, особенно храм Вознесения, отличались богатством интерьеров, убранства и утвари.

С 1802 по 1861гг. в монастыре сменилось 9 архимандритов, причем трое из них были уволены за различные упущения. В их числе знаменитый синолог Иакинф Бичурин, управлявший монастырем с 1802 по 1806гг. Судя по перечню архимандритов169, в среднем они управляли монастырем по 6,5 лет, причем их от 4 до 6 раз переводили из одной местности в другую. Монахов в 1855г. было 11, послушников — 17 170.

Киренский Троицкий монастырь, основанный в 1663г., в результате секуляризации потерял во второй половине XVIII в. основную часть доходов и стал менее многолюдным.

В первые годы XIX в. монастырь получил 32 десятины покосов; за ним были сохранены рыболовные места на Байкале, приносившие монастырю до 1100 руб. годового дохода. В 1829г. в монастыре жило 32 человека; из них монашествующих, так как обитель считалась третьеклассной, не могло быть более 12. В 1836г. монастырь перевели во второй класс, при котором монашествующих полагалось 17, в том числе архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродьяконов, 5 монахов и послушников 171.

Монастырь дважды горел: в 1814 и 1831гг. Огонь оба раза уничтожал по одной деревянной церкви, кельи, другие постройки. Но на средства, собранные с жителей губернии и выделенные епархией, монастырь восстанавливался. В 1817г. была надстроена каменная Троицкая церковь, заново срублены из дерева церкви Иоанна Предтечи и Воскресения Христова. До 1831г. в монастыре действовало духовное училище, уничтоженное пожаром; в нем было 9 учащихся. В 1855г. решено было снова открыть школу на средства монастыря; 30 учеников должны были жить при монастыре. Сведений о длительности ее существования, к сожалению, не выявлено. В обители имелась также небольшая библиотека и значительный архив с документами рубежа XVII-XVIII вв.

Архиепископ Нил, побывавший в Киренске летом 1843г., обратил внимание на «принесенные сюда из Албазина иконы, между которыми первое место занимает Нерукотворный Образ Спаса, - мне пришлось видеть и поклониться пред ними. Настоятелю же монастыря (архимандриту Амвросию) советовал я сугубо блюсти святыню» 172. В 1830-х гг. монахи восстановили гробницу основавшего монастырь Гермогена, а в середине XIX в. было написано «Житие преподобного Гермогена Киренского», который почитался как местночтимый святой 173. В 1855г. в обители жило всего 3 монаха, послушников не было 174.

В 1845г. была основана Нило-Столбенская пустынь. Незадолго до этого в предгорьях Саян, вблизи от монгольской границы, были обнаружены Туранские минеральные воды. На этих сернистых водах лечилась супруга генерал-губернатора В.С. Руперта. Архиепископ Нил, побывав там вместе с генерал-губернатором, решил построить монастырь для христианизации живших вокруг бурят. В 1846г. была срублена небольшая церковь, которая в 1850г. была заменена более крупной. Ее причт состоял из священника и причетника. Пустынь удалось основать благодаря тому, что генерал-губернатор передал ей все здания и мосты, построенные, чтобы можно было приехать лечиться в эту отдаленную курортную местность. Жена Руперта выделила 1110 руб. серебром для строительства церкви, а Е. Кузнецова пожертвовала 1000 руб. серебром для того, чтобы проценты с этой суммы шли в пользу причта. Туранские буряты уступили пустыни 785 десятин земли, в значительной части пустопорожней 175.

Синод в 1851г. утвердил Нилову пустынь в качестве приписного к архиерейскому дому заштатного монастыря. Она имела двойное назначение: нравственно-религиозное и лечебно-хозяйственное. Помимо обращения бурят и сойот (тувинцев) в православие, она должна была знакомить их с правильным полеводством и огородничеством. По сведениям начала 1860-х гг., буряты в церковь приходили редко, мало и тех, кто приезжал для лечения. Тем не менее, в 50-х гг. здесь было окрещено 450 бурят 176.

Священник получал в год — 196 руб., причетник — 49 руб. Кроме того, кружечный сбор приносил 15 руб. серебром, а находившаяся в банке сумма давала еще 40 руб.

Иркутский Знаменский монастырь, основанный в 1689г., стал в XIX в. крупнейшей женской обителью Восточной Сибири. В первой половине XIX в. его экономическое положение, подорванное секуляризацией 1764г., было недостаточно прочным. Но постепенно оно улучшалось. В 1798г. монастырю выделили 30 десятин сенокосной земли. В результате энергичных хлопот купцов Басниных, к роду которых относилась и игумения Илария Нечаева (1827-1836гг.), монастырь в 1836г. причислили ко второму классу, штат которого включал игуменью, казначею, 15 монахинь, столько же послушниц и 15 «белиц» (белицами называли как лиц, готовившихся к поступлению в монашество, так и женщин, желавших просто отдохнуть от мирской суеты в монастыре). Илария «счастливо сочетала в себе черты опытной и рачительной хозяйки..., строгой и справедливой настоятельницы» 177. В отличие от Вознесенского монастыря игумениями Знаменского были сибирячки, не имевшие среднего духовного образования, представительницы самых разных сословий, в том числе и крестьянского.

В 1850г. монастырю прирезали еще 30 десятин земли, в результате чего материальное положение его укрепилось. Монастырь в первой половине XIX в. имел только одну церковь — каменную Знаменскую, построенную в 1760-х гг.

Монахини и послушницы ежедневно должны были присутствовать на богослужениях. В монастыре существовала традиция непрекращающегося чтения псалтири. Рабочий день для монашествующих начинался через 3 часа после восхода солнца и продолжался до 4 часов дня 178. Монахини и послушницы занимались шитьем священных облачений, различными видами художественной вышивки. Всех жительниц монастыря, если они были неграмотны, учили чтению и письму, церковнославянскому языку, а обладавших слухом и голосом учили пению по нотам. В монастыре жили также девочки-сироты, получившие здесь приют, первоначальное образование и православное воспитание. Очевидно, они и назывались «белицами». В 1855г. в монастыре было 15 монахинь и 33 послушницы 179.

Довольно значительным женским монастырем был Енисейский Христорождественский. Главная церковь монастыря - каменная Христорождественская, возведенная в 1740-х гг. Она же была и приходской. Ее утварь и ризница соответствовали потребностям, имелась также и библиотека.

Кроме еще двух небольших церквей, обители принадлежали настоятельские кельи из камня, каменный же двухэтажный корпус для сестер, деревянный двухэтажный дом, несколько ветхих келий, дом для штатных служителей, амбары.

Расцвет монастыря относится к первой трети XIX в., когда им управляла энергичная и состоятельная игуменья Деввора. Она пожертвовала монастырю двухэтажный каменный дом с особым двором и службой. Этот дом сдавался под квартиры и давал годовой доход от 200 до 300 руб 180.

С трех сторон монастырь был обнесен оградой длиной с 320 м с тремя башнями; с четвертой, северной, стороны устроена деревянная ограда с обрубом над рекой. На постройку ее в 1829г. из казны выделили 1143 руб.

Монастырь относился к третьему классу и по штату должен был иметь 17 сестер. Казенное жалование в 1764г. ему определили в 241 руб.; для ведения хозяйства дали трех штатных служителей и 30 десятин земли.

Источниками существования сестер в начале 1860-х гг. были: «1) Штатное жалование; 2) доброхотные подаяния благочестивых христиан; 3) тщательно возделываемые в монастыре огороды, с примерным успехом и вознаграждением за труд; 4) по примеру настоятельниц, и некоторых из сестер, в своих скромных уголках, занимаются обучением городских малюток (девочек) чтению, письму, преимущественно же рукоделию, от простого шитья до разного и всякого узорчатого вышивания» 181.

Мощей и «явленных икон» не было, но могила старца Даниила, скончавшегося в 1843г., почиталась «многими местными жителями».

Енисейский Спасский монастырь был утвержден в 1642г. и находился на западной окраине Енисейска. Он был небольшим, относился к третьему классу, и штат его состоял из 12 человек: архиерея, казначея, четырех иеромонахов, двух иеродьяконов и четырех послушников. К монастырю приписали 9 штатных служителей. В 1797г. жалование всем монашествующим было прибавлено, и монастырю ежегодно отпускалось из казны по 417 руб. 60 коп. В том же году обители отвели 39 десятин сенокосной земли, мельницу и рыбную ловлю на Енисее 182.

В монастыре стоял каменный собор во имя Нерукотворного образа Спаса, освященный в 1756г., и надвратная Захарьевская церковь, построенная в 1790г. и отремонтированная в 1859г. Монахи помещались в одном двухэтажном каменном здании, размером 21х13 м. Мощей и «чудотворных икон» в монастыре не было. Имелась библиотека, насчитывавшая до 300 книг, в начале 1860-х гг. выписывалось до 8 духовных журналов. С 1804г. велась летопись.

С 1780г. существовало всесословное духовное училище. В 1827г., когда для него построили отдельный дом, оно стало уездным, с бурсой (общежитием для учеников). В 1856г. училище перевели в Красноярск.

Окружность монастыря составляла 596 м, из которых древней каменной ограды 170 м, деревянной стены XIX в. — 375 м, остальная часть периметра находилась под зданиями.

Из настоятелей монахи особенно ценили архимандрита Никодима Арамильского, при котором монастырь процветал. На его могиле «устроен изрядный памятник». В монастыре находилось духовное правление.

В начале 1860-х гг. сообщалось, что «...экономия монастыря находится в крайне бедном состоянии. Рыбная ловля, бывшая когда-то обильной, теперь занесена песчаною косою и не дает в год более, как от 30 до 35 руб. серебром или не много более...» 183.

Самым северным из восточносибирских монастырей был Туруханский Троицкий, находившийся под 65050' северной широты, на правом берегу р. Нижней Тунгуски, вблизи ее устья, в 30 верстах от Туруханска. Место для него было выбрано удачно: «...поразительно высится Троицкий монастырь, господствуя над всеми окрестностями, на крутом утесе», - писал о нем врач и краевед М.Ф. Кривошапкин 184. Жить в этой местности с 7-8-месячной зимой и морозами, достигавшими почти 60 градусов, было очень трудно.

Монастырь, основанный в 1660г. и известный как место хранения мощей неофициального святого Василия Мангазейского, в первой половине XVIII в., был довольно богатым, но после секуляризации 1764г. оказался в третьем классе и на скудном содержании. По «Описанию Тобольского наместничества» конца XVIII в., в нем было всего четыре монаха.

Тринадцать лет возводили каменную Троицкую церковь (с 1788 по 1801гг.), а затем достраивали к ней колокольню, законченную в 1806г. В первой половине XIX в. был сооружен очень высокий мост через реку и конюшенный двор. К 1822г. церковь была покрыта железной кровлей, окрашенной зеленым цветом. Судя по плану монастыря середины века, кроме церкви, в нем находилась часовня, настоятельский и братский корпуса, баня, погреб и две башни. Монастырь был обнесен каменной оградой с периметром 511 м 185. Братии в монастыре в первой половине XIX в. «было всего три человека, жили бедно» 186.

Тем не менее, в 1858-1859гг. «...Троицкая холодная церковь... принарядилась новыми иконами, паникадилами, подсвечниками и иными вкладами», крыша была покрашена вновь, а восемь крестов на церкви позолочены 187.

Другим северным монастырем был Якутский Спасский, возникший в 1663г. и находившийся на окраине города. Климат здесь почти столь же суров, как и около туруханской обители. В начале XIX в. был утвержден его штат в количестве 17 человек: архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 5 послушников. Фактически же штат не заполнялся, и количество монашествующих колебалось от 8 до 15. Для ведения монастырского хозяйства монастырь располагал 17 служителями из якутов 188. Монахам из казны выплачивали ежегодно: архимандриту 200 руб., казначею — 35, монахам — по 24 руб., послушникам — по 20. Кроме того, на просфоры выдавалось 40 руб., на ремонт монашеских построек — 400 руб., на содержание конюшни — 80, на покупку дров — 89, на общую трапезу — 190, а всего 1200-1300 руб. в год.

Монастырь получил в первой половине XIX в. также крупные земельные владения. Особенно возросли его доходы с 1836г., когда его перевели во второй класс. За ним закрепили Спасский (Монастырский) остров общей площадью 219 десятин, Белое озеро около Якутска, два рыболовных места на р. Лене, а также рыбные ловли за Байкалом в Верхнеудинском уезде. Жители Якутии неоднократно передавали монастырю скот, крупные денежные суммы. Доходы монастыря возрастали, достигнув в конце 1850-х гг. 18 тыс. руб., кроме получаемых от казны 189.

Благоприятное материальное положение дало возможность соорудить в 1833-1843гг. вокруг обители каменную ограду.

К Спасскому монастырю в XVIII в. была приписана Покровская пустынь, находившаяся в 70 км от него. Но в 1820-х гг. она была упразднена.

Три обители находились в Забайкалье.

Троицко-Селенгинский монастырь был основан в 1681г. в качестве миссионерского центра. Монастырь находился на левом берегу Селенги, на Большом Сибирском тракте, в 60 км западнее Верхнеудинска. На юг от него шли пути в сторону Монголии, на север — в сторону Баргузина. Лишенный в 1764г. крестьян, он был в 1798г. даже признан заштатным, но в 1832г. его снова возвели в III класс. Кроме небольшого государственного содержания, монастырь получал более тысячи рублей ежегодного дохода за счет сдачи в аренду рыболовных участков на озере Котокель, продажи свечей, кружечных сборов. Случались и крупные пожертвования частных лиц. Так, в 1829-1833гг. монастырь получил от них 9419 руб. 190 Рядом с монастырем еще в XVIII в. возникло с. Троицкое.

Три церкви монастыря были поставлены в XVIII в.: каменный Троицкий собор (1785г.) и деревянные Петропавловская и Всех святых. В 1832г. над главными воротами обители поднялась каменная церковь св. Михаила — яркий образец стиля классицизма. В 1841г. сгоревший деревянный дом настоятеля был заменен каменным зданием. В 1831-1850гг. была выстроена каменная ограда (кроме северо-восточной стены) с представительными угловыми башнями, являющаяся достойным обрамлением монастырского архитектурного комплекса. 191 Внутри монастырской ограды, периметр которой достигал 700 м, находились также конный и скотный дворы, сад, огороды. В 1833г. при монастыре открылась школа. 192

В 1829-1834гг. монастырем управлял архимандрит Израиль (в миру Иван Федоров), пытавшийся распространить в Забайкалье еретическую секту, объявив себя «Ангелом светлым». Ему удалось найти сочувствующих не только в Троицком монастыре, но и в Кяхте. Однако, когда он приехал в Чикойский скит и провел там богослужения, явно нарушавшие церковные правила, иеромонах Варлаам написал донесение в консисторию, после чего Израиль был лишен сана и стал узником Соловецкого монастыря, проведя на покаянии 28 лет 193.

Даниил Сивиллов, архимандрит монастыря в 1840 — начале 1860-х гг., активно занимался здесь научной деятельностью, а борьбой со старообрядчеством — слабо. Очевидно, он не разделял позиции архиепископа Нила, требовавшего насильственных методов «подавления раскола». В 1850г. ему было высказано порицание за то, что против раскольников он действует «одними увещеваниями» 194. Монахов в обители в 1855г. было 6, послушников 4 195.

Посольский монастырь был основан на восточном берегу Байкала в 1681г., а официально утвержден в 1700г. Возвышаясь над водной гладью озера, монастырский комплекс служил ориентиром путешественнику, переплывавшему Байкал. «Его белые стены очень красиво выделяются с моря, как какая-нибудь крепость», - писал один из авторов второй половины XIX в. 196 В середине XVIII в. монастырь был богат и многолюден, в нем жило более 20 монахов. В первой половине XIX в. монастырь обеднел, в нем в 1824г. осталось лишь несколько монахов. В 1836г. обитель перевели во второй класс, что способствовало его укреплению.

В 1802-1812гг. строится каменная Никольская церковь, а в 1820г. начинается сооружение каменной же надвратной церкви 197. В 1824г., кроме каменной, сохранялась еще и старая деревянная церковь св. Николая; настоятельская и монашеские кельи были деревянными и ветхими. В высоком деревянном амбаре хранилось зерно и сети. В расположенном рядом с. Посольском находилась почтовая станция и в 29 домах жило около 50 человек. В 1810-х гг. половина старой деревянной ограды была заменена каменной. В 1855г. монахов в обители было 5, послушников 4 198.

В 20-х гг. XIX в. к двум древним монастырям Забайкалья прибавился новый, Чикойский Иоанно-Предтеченский, расположенный на границе с Монголией. Основатель скита, Варлаам (Василий Надеждин) ушел в горы и в 7 км от с. Урлук срубил себе келью. Узнав о его отшельничестве, к нему стали проситься и другие старцы, желавшие уйти от мира. Рядом с его кельей появились новые, а некоторые богатые жители Кяхты стали поддерживать скит материально. В 1826г. там уже имелась часовня. В 1828г. Надеждин был пострижен в монахи, получив имя Варлаам, а в 1830г. — стал иеромонахом.

В 1831г. взамен часовни был построен Иоанно-Предтеченский храм, а в 1835г. Синод перевел скит в разряд заштатных монастырей. По Указу Синода, в нем следовало «быть строителю одному, иеромонахам 4, иеродьяконам 3, монахам 6, всего 14»; «скиту состоять, как доныне, на своем содержании» 199. Варлаам был признан строителем, в 1838г. получил помощника, иеромонаха Нафанаила. На пожертвования вкладчиков в 1841г. был построен новый храм.

Крестьяне с. Урлук выделили монастырю 86 десятин пашни и сенокоса, а позже правительство дало еще 65 десятин казенной земли. Кяхтинский купец И.А. Пахолков по завещанию вложил в банк 50 тыс. руб. ассигнациями с тем, чтобы проценты с них ежегодного выдавались монастырю.

Среди монахов, первоначально почти сплошь неграмотных, нашлись люди, которые, подобно Варлааму, активно занимались миссионерской деятельностью, что позволило устроить несколько единоверческих церквей и перевести в единоверие сотни старообрядцев. С начала 1830-х гг. при монастыре существовала школа для поселенческих и старообрядческих детей 200. Монахов в 1855г. состояло 4, послушников тоже 4 201.

Таким образом, количество монастырей в регионе за первую половину XIX в. увеличилось на один и составило 10. Точных сведений о численности всех монастырей найти не удалось. По монастырям Иркутский епархии налицо в 1855г. состояло 46 монахов (монахинь) и 64 послушника (послушницы) 202. Для остальных монастырей максимально возможное число 44 (по штату) всех обитателей. Но так как штат почти всегда не заполнялся, примем действительное число монахов и послушников за половину. В результате общий итог составит не менее 130 человек (т.е. в среднем по 13 человек на монастырь). Более крупные монастыри располагались в южной полосе. Численность монахов и послушников в них была меньшей, чем в монастырях центральных губерний и вряд ли влияние их на население было значительным.

Оглавление книги "ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В XVII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ"

Примечания

Глава 3. Православная церковь Восточной Сибири в 1805-1860 годах

  1. Иркутская летопись (Летописи П.И. Пежемского и В.А. Кротова). Иркутск. 1911. С.185.
  2. Подробные подсчеты см. в таблице № 1 Приложения, составленной на основании официальных данных.
  3. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.94; Калашников А.А. Якутия. Хроника. Факты. События. 1631-1917 гг. Якутск. 2002. С.169.
  4. Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири... Ч.3. С.101.
  5. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.95.
  6. Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири... Ч. 3. С.101.
  7. Доброклонский А. Руководство по истории Русской церкви. Вып.4. М., 1893. С.122.
  8. Устав духовных консисторий с дополнениями и разъяснениями Св. Синода и Правительствующего Сената. Составил М.Н. Палибин. СПб., 1900. Ст.112.
  9. Наумова О.Е. Указ. соч. С.74.
  10. Доброклонский А. Указ. соч. С.117.
  11. Устав духовных консисторий... Ст.99.
  12. Там же. Ст.148-149.
  13. Там же. Ст.176.
  14. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись 1661-1940 гг. Иркутск, 2003. С.46.
  15. Доброклонский А.Указ. соч. С.104.
  16. Иркутская летопись. С.207, 215.
  17. Записки иркутских жителей. Иркутск, 1990. С.273.
  18. Наумова О.Е. Указ. соч. С.84.
  19. Там же.
  20. Иркутская летопись... С.202.
  21. Штейнгейль В.И. К иркутскому летописцу пояснение. Записка о Сибири // Штейнгейль В.И. Сочинения и письма. Т.2. Записки и статьи. Иркутск. 1992 . С.197.
  22. Серафимович С. (Шашков). Очерки русских нравов в старинной Сибири // Отечественные записки. 1867. Октябрь. Кн.2. С.700.
  23. Записки иркутских жителей. С.274.
  24. Вагин В. Исторические сведения о деятельности графа М.М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 год. Т.1. СПб., 1872. С.38-39.
  25. Барон Корф. Жизнь графа Сперанского. СПб., 1861. С.11.
  26. Иркутск, его место и значение в истории и культурном развитии Сибири. М., 1891. С.25-26.
  27. ИЕВ. 1863. № 8. С.92.
  28. Цит. по: Иркутск, его место и значение... С.25.
  29. Указы опубликованы в "Сибирском архиве" за 1912 г. № 11. С.851-855.
  30. Иркутск, его место и значение... С.48-49.
  31. Иркутская летопись... С.243.
  32. Иркутск, его место и значение... С.48. Странно, что в указ. книге О.Е. Наумовой эта история названа "крайне загадочной" (с.97).
  33. Калинина И.В. Канонизированные святые, мученики и исповедники Земли Иркутской // Тальцы. 2000. № 1(8). С. 11.
  34. XII. Перевод на иркутскую кафедру. Арест предместника, архиепископа Иринея Нестеровича. Приезд в Иркутск. Увоз предшественника с конвоем. (б/а, б/м, б/г). Выдержки из книги о Мелетии.
  35. Там же. С.104. Лавинский здесь ошибочно назван Лабинским.
  36. Иркутская летопись... С.334-335.
  37. Трубецкой С.П. Материалы о жизни и революционной деятельности. Т. 2. Иркутск, 1987. С.189.
  38. Муханов П.А. Сочинения, письма. Иркутск, 1991. С.378.
  39. Струве Б.В. Цит. соч. С.24.
  40. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.216, 224; Стахеева Н.Н. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев Восточной Сибири в XIX веке // Из истории Иркутской епархии. Сб. науч. тр. Иркутск, 1998. С.79.
  41. Иркутск, его место и значение... С.46.
  42. Там же.
  43. Струве Б.В. Воспоминания о Сибири. 1848-1854 гг. СПб., 1889. С.23.
  44. Иркутская летопись 1857-1880 г. Составил Н.С. Романов. Иркутск. 1914. С.6.
  45. Дулов А.В. Петрашевцы в Сибири. Иркутск, 1996. С.187.
  46. Там же. С.188.
  47. Гончаров И.А. По Восточной Сибири. В Якутске и в Иркутске // Гончаров И.А. Собр. соч. Т.3. М., 1978. С.487.
  48. Струве Б.В. Указ. соч. С.141.
  49. Белокрыс М.А. По следам библиотеки отца Даниила // Отечество. Краеведческий альманах. М., 1995. С.280.
  50. Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита на границах Китайской Монголии, в Чикойских горах за Байкалом... Иркутск, 1894. С.20.
  51. Кузнецова М.В. Иркутская школа (XVIII — первая половина XIX веков). Иркутск, 2000. С.117-118.
  52. Наумова О.Е. Указ. соч. С.166-167.
  53. Нестор, иеромонах. Православие в Сибири (исторический очерк). СПб., 1910. С.52.
  54. Дрибас Л.К. Образ жизни духовенства губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине XIX века. Дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2004. С.47, 141.
  55. Наумова О.Е. Указ. соч. С.90.
  56. Касьянов Василий, протоиерей. Сказание о жизни и подвигах в бозе почившего старца Даниила, подвизавшегося в Сибирской стране, в пределах города Ачинска. М., 1890. С.17.
  57. Доброклонский А. Указ. соч. С.390-391.
  58. Андриевич В.К. Сибирь в XIX столетии. Ч. 1. СПб., 1889. С.46.
  59. Записки иркутских жителей... С.273.
  60. Сведения о жертвователях на территории современной Иркутской области взяты из: Калинина И.В. Православные храмы... С.475-482.
  61. Туманик А.Г. Крупнейшие православные храмы Сибири. Новосибирск, 1998. С.74, 75.
  62. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.94; История Якутской АССР. Т.2. М., 1957. С.251-252.
  63. Подсчитано по: Калинина И.В. Деревянное культовое зодчество Иркутской области XVII — начала ХХ вв. // Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск, 1990. С.58.
  64. Выражаю благодарность И.В. Калининой за сообщение этих сведений.
  65. Подсчитано по: Калинина И.В. Православные храмы...
  66. Памятная книжка для Иркутской губернии на 1861 год. Иркутск, 1861. С.138-141.
  67. Шахеров В.П. Социально-экономическое развитие верхнего Приленья в XVII - первой половине XIX в. Иркутск, 2000. С.57.
  68. Подсчитано по: Тематический перечень документов из фондов Государственного архива Красноярского края // Церковь и государство: прошлое и настоящее Тез. докл. и сообщ. научн. конф. Красноярск, 2001. С.65-82.
  69. Догуревич Т.А. Свет Азии. Распространение христианства в Сибири. С.156-157.
  70. О числе церквей и других богослужебных зданий в Енисейской губернии за 1861 год // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.129.
  71. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. Новосибирск, 1983. С.22.
  72. А.Н. (Архиепископ Нил) Путевые заметки. Ч.1. Ярославль, 1874. С.89.
  73. Там же. С.55.
  74. Там же. С.66-69, 167.
  75. Калинина И.В. Православные храмы... С.208.
  76. Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом (XVII — XIX века). Красноярск, 1990. С.167-168.
  77. Минерт Л.К. Указ. соч. С.62.
  78. LANSDELL HENRY. THROUGH SIBERIA. Vol.1. London. 1882. p.332.
  79. Минерт Л.К. Указ. соч. С.120.
  80. Доброклонский А. Указ.соч. С.158.
  81. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.95. Данные по Якутии не полны.
  82. Подсчитано по: Гагемейстер Ю.А. Указ. соч. Приложения. Табл. 1. "Народонаселение Сибири".
  83. Андриевич В.К. Сибирь в XIX столетии. Ч.2. СПб., 1889. С.256, 268.
  84. Кожухов Ю.В. Русские крестьяне Восточной Сибири в первой половине XIX века (1800-1860). Л., 1967. С.375.
  85. Шишигин Е.С. Распространение христианства в Якутии. Якутск, 1991. С.84.
  86. Там же. С.85.
  87. Доброклонский А. Указ.соч. С.181-182.
  88. Наумова О.Е. Указ. соч. С.133.
  89. ГАИО, ф.50, оп.1. д.4315.
  90. Там же, л.39.
  91. Доброклонский А. Указ.соч. С.184.
  92. Юрганова И.И. История Якутской епархии. 1870-1919 гг. (деятельность духовной консистории). Якутск, 2003. С.52.
  93. История Якутской АССР. Т. II. М., 1957. С.203.
  94. Кожухов Ю.В. Указ. соч. С.375.
  95. Наумова О.Е. Указ. соч. С.143.
  96. Дрибас Л.К. Образ жизни духовенства губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине XIX в. Дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2005. С.169, 260.
  97. По данным В.С. Сигова (Корпоративная этика чиновничества Восточной Сибири в царствование Николая I. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2001. С.17) низшее чиновничество, в том числе указанные выше должностные лица, получали от 120 до 450 руб., и еще кончено, "неофициальные доходы".
  98. А.П. Щапов в Иркутске (Неизданные материалы). Иркутск, 1938. С.33, 38.
  99. Куприн А.И. Собр. соч. в пяти томах. Т.4. М., 1982. С.329, 331.
  100. Наумова О.Е. Указ.соч. С.95. Сама О.Е. Наумова указывает несколько завышенный процент (25%), поскольку ошибочно подсчитала в таблице на с.95 сумму священников (391 вместо 420, получающуюся в колонке "численность священников").
  101. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, л.40.
  102. Наумова О.Е. Указ. соч. С.106.
  103. Косых В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы Первой российской революции. Чита, 1999. С.25-26.
  104. Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, л.40.
  105. ГАИО, опись 1 ф.50, Т.1. д.3697-3907. Сами дела эти утрачены, но в описи отражено их содержание.
  106. Шашков С. Автобиография // Восточное обозрение. 1882. № 28. С.11.
  107. Муханов П.А. Сочинения, письма. Иркутск, 1991. С.164, 172.
  108. ГАИО, ф.50, оп.1, д.4315, лл. 1-35.
  109. Щукин Н. Поездка в Якутск. С.184.
  110. Степанов А.П. Енисейская губерния. СПб., 1835. Ч.1. С.175.
  111. Записки иркутских жителей... С.288.
  112. Щукин Н. Указ. соч. С.185.
  113. ИГВ. 1859. № 30. Автор статьи — местный протоиерей К.Кокоулин, один из "идеологов" движения.
  114. Слова и речи, произнесенные в Камчатской и Иркутской епархиях протоиереем Прокопием Громовым. СПб., 1857.
  115. Иркутская летопись... С.348-349.
  116. Там же. С.248.
  117. Доброклонский А. Указ. соч. С.209.
  118. Андриевич В.К. Указ. соч. Ч.II. С.272, 274.
  119. Кузнецова М.В. Иркутская школа... С.78.
  120. Столетний юбилей Иркутской духовной семинарии (извлечено из №№ 40-44 "Иркутских епархиальных ведомостей") Иркутск, 1879. С.38-39.
  121. Кузнецова М.В. Иркутская школа... С.80-81.
  122. Там же. С.166-167.
  123. Харченко Л.Н. Распространение православной духовной литературы и духовного просвещения в Восточной Сибири (XVII — первая половина XIX вв.). Иркутск, 2001. С.113.
  124. Там же. С.83.
  125. История Якутской АССР. Т.II. М., 1957. С.257.
  126. Харченко Л.Н. Указ. соч. С.113.
  127. История Якутской АССР. Т.II. М., 1957. С.257.
  128. Памятная книжка Иркутской губернии на 1901 год. Иркутск, 1901. С.70.
  129. Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.338.
  130. Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Иркутский и Верхоленский. (Биографический очерк). Иркутск, 1903. С.44.
  131. Подсчитано по: Русское православие: вехи истории. М., 1989. С.335.
  132. Бурса // Христианство. Энциклопедический словарь в двух томах. Т.1. М., 1993. С.312.
  133. Панчуков А.М. История начальной и средней школы в Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1959. С.3.
  134. Памятная книжка Иркутской губернии на 1901 год... С.70.
  135. Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год... С.328-329.
  136. Лынша О.Б. Развитие начального образования у сельского населения Забайкальской области во второй половине XIX века // Тальцы. 2001. № 1. С.35.
  137. ИЕВ. Прибавления. 1866. № 49. С.544.
  138. Добронравин К. Очерк истории русской церкви, с начала христианства в России до настоящего времени (1860 года). СПб., 1863. С.294.
  139. Доброклонский А. Указ. соч. С.407.
  140. Добронравин К. Указ. соч. С.123.
  141. Замечания о Сибири сенатора Карнилова. СПб., 1828. С.29.
  142. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Кн.1. М., 1838. С.497.
  143. А.Н. Путевые записки... Ч.1. С.63.
  144. Там же. С.144.
  145. Кожухов Ю.В. Указ. соч. С.375-376.
  146. Щукин Н. Поездка в Якутск. СПб., 1
  147. 844. С.70.
  148. Там же. С.231-232.
  149. Литвинцев Ф. Краткий очерк четырнадцатилетнего управления высокопреосвященного Вениамина Иркутской епархией... Иркутск, 1887. С.27.
  150. Русское православие: вехи истории. М., С.337.
  151. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.206-207.
  152. Доброклонский А. Указ. соч. С.277.
  153. Серафимович С. Очерки русских нравов в старинной Сибири... С.731-733.
  154. Калашников И. Записки иркутского жителя // Записки иркутских жителей. Иркутск, 1990. С.265.
  155. ИЕВ. Прибавления. 1863. № 9. С.98.
  156. Записки иркутских жителей... С.296.
  157. Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. СПб., 1865. С.216.
  158. Енисейский энциклопедический словарь. Красноярск, 1998. С.677.
  159. Гончаров И.А. Фрегат "Паллада"... С.552.
  160. ИЕВ. Прибавления. 1865. № 10. С.119.
  161. Там же. С.120.
  162. Доброклонский А. Указ. соч. С.425-429.
  163. Устав духовных консисторий... Ст.119.
  164. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале ХХ века. М., 2002. С.51.
  165. Там же. С.53-54.
  166. Шавельский Л. Краткое историко-статистическое описание Иркутского Вознесенского монастыря. Иркутск, 1905. С.12.
  167. А.Н. Путевые заметки... С.61-62.
  168. Шавельский Л. Указ. соч. С.18.
  169. Перечень приведен в книге Л.Шавельского.
  170. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  171. Шахеров В.П. Указ. соч. С.72-73. Автор этой работы полагает, что во второй класс монастырь переведен в 1839 г., но дата — 1836 г., которую называет В.В. Зверинский в кн. "Преобразования старых и учреждение новых монастырей с 1764 по 1 июля 1890 год", СПб., 1890. С.271 и О.Е. Наумова ("Иркутская епархия...", С.126) представляется более правильной.
  172. А.Н. Путевые заметки... С.160-161.
  173. Шахеров В.П. Указ. соч. С.73-74.
  174. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  175. Попов Н. Ниловская пустынь // Записки Сибирского отдела ИРГО. Кн.VII. Иркутск, 1864. II. С.56-58.
  176. Там же. С62.
  177. Торшина Н. Знаменский монастырь // Земля Иркутская. 1998. №10. С.25.
  178. Илария, монахиня, Крючкова Т.А. Иркутский Знаменский женский монастырь // Тальцы. 2000. №1. С.69.
  179. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  180. Краткое сведение об Енисейском женском Христо-Рождественском третьеклассном монастыре // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.348.
  181. Там же. С.349.
  182. Краткое сведение об Енисейском Спасском мужском монастыре // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.338-339.
  183. Там же. С.339.
  184. Кривошапкин М.Ф. Указ. соч. С.307.
  185. Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып.1. Красноярск, 1989. С.331-332.
  186. Туруханский монастырь. Настоящее положение монастыря // ИЕВ. Прибавления. 1864. №29. С.481.
  187. Там же. №27. С.442.
  188. Сафронов Ф.Г. Русские крестьяне в Якутии (XVII — начало ХХ вв.). Якутск, 1961. С.77-78.
  189. Там же. С.81.
  190. Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь. Улан-Удэ, 1982. С.42.
  191. Минерт Л.К. указ. соч. С.119.
  192. Харченко Л.Н. Указ. соч. С.139.
  193. Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам... С.23-25.
  194. Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь... С.49.
  195. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  196. Птицын В.В. Селенгинская Даурия. Очерки Забайкальская края. СПб., 1896. С.41.
  197. Минерт Л.К. Указ. соч. С.123.
  198. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  199. Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам... С.41.
  200. Там же. С.39.
  201. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  202. Там же.
  203. Русское православие: Вехи истории... С.336.
  204. Цит. по: Ванина И.Ю. О проектах миссионерской работы в Сибири // Исторические судьбы православия в Сибири. Тез.докл. и сообщ. науч. конф. 1-3 октября 1997г. Иркутск, 1997. С.32.
  205. Иркутск, его место и значение... М., 1891. С.47.
  206. Андриевич В.К. Указ. соч. Ч.2. С.270.
  207. А.Н. Путевые заметки... Ч.1. С.348, 352.
  208. Там же. С.353.
  209. Гончаров И.А. Фрегат "Паллада"... С.534.
  210. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 1882. С.114.
  211. Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале ХХ веков. Улан-Удэ, 1957. С.22.
  212. Там же. С.32.
  213. Письма Вениамина, архиепископа Иркутского... к Казанскому архиепископу Владимиру... - СПб., 1916. С.23.
  214. Шагжина З.А. Христианизация тункинских бурят в XIX веке//Историческое, культурное и природное наследие (Состояние, проблемы, трансляция). Вып.3, ч.1. — Улан-Удэ, 2000. — с.143.
  215. Романов Н.С. Иркутская летопись 1857-1880 гг. — Иркутска, 1914 . — с.6.
  216. Шагжина З.А. Указ. соч. С.144-145.
  217. Доброклонский А. Указ. соч. С.37.
  218. Догуревич Т.А. Указ. соч. СПб., 1897. С.97-98.
  219. Харченко Л.Н. Указ. соч. С.128-129.
  220. Наумова О.Е. Указ. соч. С.166-168.
  221. Гончаров И.А. Фрегат "Паллада"... С.536.
  222. Подсчитано по: Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. Ч.1-3. СПб., 1854. Приложения. Таблица № 1.
  223. Геденштром М. Отрывки о Сибири. М., СПб., 1830. С.61.
  224. Розен А.Е. Записки декабриста. СПб., 1907. С.168.
  225. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII—ХХ вв. Новосибирск, 1994. С.97.
  226. Подсчитано по: Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. Т.1-3. СПб., 1854. Табл.1. Народонаселение Сибири по отчетам губернаторов.
  227. Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири в XVII — начале ХХ вв. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 1998. С.14-15.
  228. Там же. С.15.
  229. Доброклонский А. Указ.соч. С.374.
  230. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.216.
  231. Там же. С.216-218.
  232. Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири... С.18.
  233. Благовещенский. Записки о Сибири // Вестник Европы. 1882. С.311.
  234. Максимов С. Сибирь и каторга. В трех частях. Ч.2. СПб., 1871. С.219-220.
  235. Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири... С.19.
  236. Благовещенский. Указ. соч. С.312.

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок науч. р. | Автор(ы): Дулов А. В., Санников А.П. | Источник(и): Православная церковь в Восточной Сибири в XVII - начале XX веков / А.В. Дулов, А.П. Санников. - Иркутск. 2006 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2006 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.