Новости

Ленинский округ Иркутска — история застройки

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

Автор: Николай Добровольский
Источник: Архив Иркипедии
Автор: Не известен
Источник: paruss.at.ua
Источник: Частное собрание
Автор: Неизвестен
Источник: Архив Иркипедии
Автор: А.К. Гофман
Источник: Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени
Источник: www.russdom.ru
Источник: Архив Иркипедии
Источник: Архив Иркипедии

Ленинский округ административно-территориальная единица города Иркутска. Образован 3 ноября 1920 года. Территория округа составляет 10370 га, в том числе 90 га занимает территория парков.

Описание

Есть в Иркутске район, по своей исторической значимости не уступающий центру города. Его развитие всегда зависело от основных направлений продвижения и жизнедеятельности человека по пути освоения Сибири. Это интересное место трудно назвать одним словом, так как здесь одновременно находится несколько поселений: поселок Жилкино, поселок им. Кирова, Военный городок, бывшая территория Вознесенского монастыря, Релка и множество дачных кооперативов. Ближе к Ангаре местность, в устье Иркута, представляет собой осередок, образовавшийся в русле реки и вытянутый вдоль него. Осередок постепенно смещается  вниз по течению, нарастая нижним концом и размыкаясь на верхнем конце - при верхе. Осередок разделяет Иркут на рукава и проливы. Современная долина Иркута, при впадении в Ангару, всегда представляла , всегда представляла собой сильно заболоченный из-за постоянных разливов  район, среди которого возвышались островки сосновых и березовых рощ. Далее по Ангаре в давние времена шли дремучие леса. Речная долина левого берега Иркута располагается на северо-западе Иркутска и входит в Ленинский административный округ города. В настоящее время этот район, расположенный вдоль загруженной автострады, ведущей в Ново-Ленине, производит впечатление сплошной промышленной зоны. Неказистая малоэтажная застройка, склады, бетонные заборы, грязная заболоченная местность вызывают уныние  и грусть. Удивительно, что, находясь всего лишь в десяти минутах езды от центра города, этот участок земли  может поразить своей заброшенностью и навеять воспоминание о фильме “Сталкер”. Однако хронология освоения данной местности уходит в далекое прошлое. Были времена расцвета, больших надежд и строек. Но, к сожалению, удивительные повороты истории, желания и действия людей, чиновников и горожан, не способствовали, может быть, более удачному пути развития.

История

Начало всему положило богоугодное дело старца Герасима. В XVII веке именно эта местность была выбрана им для устройства небольшой обители, с годами ставшей пристанищем многих верующих. Как свидетельствует одна из иркутских летописей, старец Герасим вместе с боярским сыном Иваном Максимовым испросил разрешения у тогдашнего Тобольского митрополита построить монастырь на берегу Ангары, недалеко от впадения в нее Иркута. В грамоте митрополита Корнилия говорится: “В Иркутском остроге по край Ангары реки построить монастырь и церковь воздвигнуть во имя  Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа...” В январе 1673 года , через 15 лет после постройки  Иркутского острога, был основан  Вознесенский мужской монастырь. По мере его роста и развития служители  оказывали  благотворное влияние на все стороны  жизни города и его окрестностей. Судьба поселка Жилкино также тесно связана с историей монастыря. Постепенно повышалось значение монастыря в духовной и экономической жизни города. Основная задача монахов заключалась в том, чтобы “служить притекающим в обитель” людям. Ежегодно монастырь посещали более пяти тысяч паломников. Любой человек, приезжавший в Иркутск, будь он пеший, или конный, или пришедший на корабле, не мог миновать Вознесенский монастырь. Московский тракт проходил  как раз рядом с монастырем. Неоднократно в нем останавливались царская семья. Для нужд монастырской братии, а также для бедных странников в монастыре были организованы различные службы. На землях, принадлежащих монастырю, собирались богатые урожаи злаковых и овощей. Вокруг монастыря возникли деревни Жилкино и Боково. Принадлежали монастырю и земли по берегу Ангары и в устье Иркута, на месте нынешних  поселков Жилкино, поселка им. С.Кирова, поселка  им. М. Горького, Военного городка и частично Иркутска  II. Территория, на которой ныне находится поселок имени Кирова, из-за переувлажнения использовалась для выпаса скота, здесь были покосы, также принадлжеащие Вознесенскому монастырю.

Московский тракт

Однако основной толчок в освоению и заселению этого района дало строительство дорог. В середине XVIII века до Иркутска был проложен Московский тракт. Уже в 1749 году из города  выезжали  по новой сухопутной дороге, то есть по Московскому тракту, хотя официальное открытие дороги Иркутск - Красноярск произошло в 1768 году. Через ангарскую протоку пришлось построить мост, соединяющий Московский тракт и с островом Любви. Далее на плашкоуте, несамоходном грузовом судне, с острова Любви (ныне Комсомольского) экипажи и людей переправляли на правый берег Ангары. В черте  Иркутска действовало два перевоза на плашкоуте (пароме) через Ангару:  Московский (на Московском тракте) и Троицкий, соединяющий центр города с Глазковским предместьем. Плашкоут ходил взад и вперед при помощи одного течения реки. Он состоял из двух судов, соединенных друг с другом общим помостом для людей и экипажей. От обыкновенного судна плашкоут отличался двумя вертикальными рамами, служащими для направления движения между берегами. Ход его осуществлялся благодаря канату, один конец которого крепился с якорем нескольких лодок, другой к рамам парома. С помощью плашкоута можно было перебраться от одного берега к другому за 4-5 минут. До сих пор из воды торчат останки старой пристани и понтонного моста Московского перевоза. В 1866 году арендатор переправы Либгардт построил на острове Любви увеселительный сад со строениями для отдыха горожан, но простоял он не долго. В августе 1869 года все постройки и сам сад унесло сильным прибытием воды, и вновь его отстраивать не стали. Это еще раз подтвердило непредсказуемость речной долины Иркута и невозможность возведения на ней каких-либо капитальных строений. Пристань московского  перевоза на правом берегу берегу Ангары в разные годы располагалась в двух пунктах: в створе Ланинской улицы (Декабрьских Событий) у Московских ворот и районе городского сада у Спасской церкви. У Московских ворот переправа находилась с начала 1860-х годо до 1883 года до ликвидации переправа. На плане 1907 года хорошо видна переправа к пристани у Спасской церкви.

На плане 1908 года переправа сориентирована на Московские ворота. На Московском перевозе с 1892-го по 1898 год плашкоут не работал, перевоз осуществлялся только на карбасах. Но  с 1898 года плашкоутную переправу возобновили. Согласно документам 1721 года, по Московскому тракту от села Жилкино до Иркутска было всего 10 верст.

Всех приезжающих встречали Московские ворота, торжественно заложенные 9 июля 1811 года по случаю празднования десятилетия царствования Александра I. Ворота строились по проекту Я.А.Кругликова. 15 сентября  1813 года их постройка была закончена. Московские триумфальные ворота стояли на одном на Московские триумфальные ворота стояли на одном из четырех  главных выездов из города, а именно на Московском направлении, ведущем в Европейскую часть России. Именно поэтому они получили название Московские ворота. В 1912 году несколько легких подземных толчков поставили под угрозу обветшавшее сооружение. Строение, вес которого достигал 75 тысяч  пудов, наклонилось в сторону Ангары и в любой момент могло рухнуть. После тщательного анализа комиссией был сделан вывод о невозможности имевшимися тогда способами, исправить положение. Московские ворота были разобраны в 1928 году из-за полной ветхости.

Иркутный мост

В разное время Городская дума неоднократно обсуждала вопрос о строительстве постоянных мостов через Ангару и Иркут. В первую очередь городу необходим был мост через Ангару. Поступали предложения продолжить Московский тракт и построить мост напротив кафедрального собора, напрямую в центр города. В этом случае отпадала необходимость в строительстве моста через Иркут. Однако исполняющий  обязанности городского головы П.Я. Горяев отверг целесообразность строительства моста через Ангару в этом месте. Он считал, что городу в первую очередь нужна связь с Глазковским предместьем и Кругобайкальским трактом. Стали невыгодны две переправы и старый понтонный мост, которые уже не справлялись со всеми потребностями города. Требовалось сократить расходы  на содержание восьми  мостов через протоки на старом участке тракта. Регулярные разливы Иркута, подтопление территорий, больше количество проток, быстрое течение Ангары ниже впадения в нее Иркута и сплав леса - все это и другие важные аргументы убедили Городскую думу отказаться от данного варианта. “Если бы понтонный мост через Ангару находился у собора, то связь города с Глазково, с железной дорогой через Иркутный мост была бы невыгодной. В декабре 1890 года Иркутская городская дума приняла решение о строительстве в черте города двух гужевых мостов: деревянного на сваях через Иркут и понтонного через Ангару”. В 1891 году новый мост через Иркут был пущен в эксплуатацию, и к нему  стал разворачиваться Московский тракт. Так постепенно исчезали и менялись одни направления жизнедеятельности человека, возникали и разрастались новые.

ВСЖД

В 1889 году правительством России было принято решение о строительстве Великого Сибирского железнодорожного пути. В Иркутске железную дорогу начали прокладывать в 1894 году, и Вознесенский монастырь уступил железнодорожному ведомству пятьдесят три десятины, т.е. чуть более шестидесяти гектаров земли, находившейся в зоне прокладки железнодорожного пути. В обмен на землю железнодорожное ведомство обязалось присвоить будущей станции имя первосвятителя Иркутского Иннокентия I (Кульчицкого), что и было выполнено. В 1898 году станция была названа Иннокентьевской. В настоящее время железнодорожная станция  Иннокентьевская называется Иркутск-Сортировочный. В августе 1898 года был сдан в эксплуатацию и успешно прошел испытание новый железнодорожный мост через Иркут.

Иркутский "Порт-Артур"

Строительство и дальнейшее развитие железнодорожных станций в районе Иркутска вызвало большой приток рабочей силы и соответственно рост населения. В первую очередь это коснулась поселка, расположенного вокруг станции Иннокентьевская, а затем и других поселков. Большинство прибывающих людей не имели средств, чтобы построить себе дом, и рыли  землянки на противоположной стороне железной дороги, строительство велось самовольно, без разрешения властей. Русско-японская война 1904-1905 годов добавила к самовольным застройщикам солдат, вернувшихся  с войны. Окрестные жители называли самовольные постройки “Порт-Артуром”. В 1906 году власть признали законность самовольно построенного поселка вдоль  Восточно-Сибирской железной дороги и дали ему название Ново-Иннокентьевский. Надо отметить, что название “Порт-Артур”, закрепившееся за самовольными постройками, было популярно и на других территориях города. Так, на карте Иркутска 1924 года этим  словом обозначено место в Затоне на правом берегу Иркута, также рядом со шпальной веткой.

Поселок Кирова (Вознесенское)

В начале XX века неподалеку от поселка Ново-Иннокентьевского находились объекты объекты гражданского и военного ведомств, так как с началом русско-японской войны город готовился принимать раненных на больных и раненных нижних чинов. Вначале эти госпитали были оборудованы в палатках, которые назывались шатрами. Как свидетельствует летопись Н.С. Романова, “двадцать шестого сентября 1905 года в пять часов вечера пронесся ураган с грозой, и уничтожены почти все шатровые госпитали за Иркутом (из трехсот шатров не уцелело и ста)”. По свидетельству летописца, в 1906 году вместо шатров для госпиталей были построены бараки. В этом же году, как считают иркутские историки, начинается история возникновения Военного городка. Вокруг Военного городка также стало строиться жилье для рабочих, занятых на железной дороге, обслуживании складов. В летописи Н. Романова имеется запись, датированная декабрем 1907 года: “Дума  по предложению генерал-губернатора постановила упорядочить застройку местности вблизи Военного городка, разбив ее на кварталы для сдачи под постройки. Наименования присвоено этому предместью - Вознесенское”.  Таким образом, именно так почти сто лет назад возник  поселок им. С.Кирова. Поселок Кирова занимает пойменные места  между поселком Жилкино и автострадой. В поселке Кирова сохранилась классическая планировка, выстроенная по типу военного лагеря, с взаимно перпендикулярными улицами. Как и прежде, улицы проходят от железной дороги в сторону поселка Жилкино. Ранее они назывались 1-я, 2-я, 3-я и т.д. Вознесенские улицы. Параллельно железной дороге их пересекают улицы, сохранившие свои названия до сих пор, -1-я, 2-я, 3-я т.д. линии. Как и другие пристанционные поселки, поселок Кирова застраивался частными домами, в которых заселялись крестьяне из ближних и дальних сел, а также переселенцы из центральных областей России и Украины. Как и другие пристанционные поселки, поселок  Кирова застраивался частными домами, в которых  заселялись крестьяне из ближних и дальних сел, а также переселенцы из центральных областей России и Украины. Пристанционные поселки, расположенные поселки, расположенные  в низменных местах, часто заполнялись водой не только в период половодья, но и зимой, о чем неоднократно упоминается в летописях Н.С. Романова. Городские власти часть жителей переселяли в предместье Глазково, а вокруг Военного городка соорудили дренажные каналы шириной в 8-10 метров. Каналы эти необходимы были для стока наземных и грунтовых вод. В настоящее время каналы забыты, засыпаны мусором, заросли камышом, они потеряли свою прежнюю значимость, и мало кто помнит об их первоначальном предназначении. В годы революции и Гражданской войны поселки, располагавшиеся возле станции Иннокентьевской и Военного городка, неоднократно становились ареной военных действий. Большевики, придя к власти в ноябре 1920 года, в ознаменование третьей годовщины Великой Октябрьской революции постановили прежние наименования предместий, улиц, садов, скверов упразднить и заменить новыми. В соответствии с постановлением исполнительного комитета Иркутского городского Совета рабочих и красноармейских депутатов, поселок Иннокентьевский стал называться поселком имени Ленина, Глазковское предместье - поселком имени Свердлова, а Вознесенское предместье — поселком им. Зиновьева —  вчесть советских партийных и государственных деятелей.

Свое современное название поселок им. Кирова получил в 1935 году. Как отмечено в “Иркутской летописи 1661-1940 годов”, составленной Ю.П. Колмаковым, третьего июня 1935 года “Иркутский городской совет на совет заседании принял постановление об изменении старых названий площадей, улиц и предместий на новые названия”. Предместье имени Г.Зиновьева стало предместьем имени С.М. Кирова, а улицы Зиновьевские (прежние Вознесенские) стали называться Кировскими. До 1953 года поселки имени Кирова и Военный городок по территориально-административному делению входили в состав Свердловского района, а с 1953 года — в состав Ленинского. Жители поселка Кирова, как и других близлежащих поселков, работали в основном на предприятиях, которые возникли вокруг станции Военный городок. Они трыдились на деревообрабатывающем комбинате, асфальтобетонном заводе (АБЦ), базах “Заготзерно”, “Резиносбыт”, “Гортоп”, на железной дороге, вели подсобное хозяйство.

Современность

В начале XX века Вознесенский монастырь постигла участь почти всех монастырей Сибири: он не смог в полном объеме сохранить свой архитектурный облик. После Октябрьской революции большинство культовых сооружений монастыря были ликвидированы. В 1919 году в стенах монастыря размещался иркутский сводный госпиталь. В 1928 году в монастыре  еще совершались службы, но к началу 1933 года все церковные здания, за исключением Успенской церкви, были снесены. Из монастырских стен в начале становления советской власти построили мясокомбинат и комбинат хлебобулочных изделий. До сих пор мясокомбинат располагается  на монастырском кладбище. В его стенах можно увидеть кирпичи монастыря, а в котельной - чугунную винтовую лестницу, которая раньше  вела на монастырскую звонницу. На начало XXI века из монастырских строений сохранились  Успенская церковь с трапезной, два каменных братских корпуса, школа с братской кухней (бывший дом настоятеля), каменно-деревянные службы, кухня, ризница, гостиница для странников. Сегодня монастырский поселок и деревня Жилкина превратились в крупный промышленный район Иркутска, получив старинное название деревни - Жилкино. С 1998 года в Успенской церкви была возоблена духовная служба.

Во второй половине XX века большая территория между поселками Кирова и Жилкино была отведена под садоводческие кооперативы. Сегодня эти поселки почти соединились, они тянутся вдоль улицы Полярной и заканчиваются у нового Ангарского моста. С левой стороны, между поселками Кирова и Жилкино расположился  поселок Релка, необычное название которого напоминает  о когда-то существовавшей улице Релке, тянувшейся вдоль Ангары. Она была своего рода невысоким береговым увалом, поросшим густыми зарослями боярышника, дикой яблони и низкорослых березок. Само слово “релка” означает “остров или мель, образованные аллювием в русле реки и вытянутые вдоль него”. Если удалиться вправо от Иркутного моста и пройти вглубь полуострова, можно наткуться на одноколейную  железную дорогу. Ее протяженность  невелика. Эта железнодорожная ветка, начинаясь примерно в районе станции Иркутск-Сортировочный, мимо Вознесенского монастыря, вдоль берега Ангары, уходит на полуостров. Вокруг удивительно живописный пейзаж, идиллия сельской местности с маленькими домиками и коровами на лугу. Кругом много травы и воды, небольшие озерца, речки и ручейки. Глинистые берега заросли деревьями и кустарником. По дороге встречаться чудом сохранившийся мостик через речку, многочисленные проселочные дорожки и тропинки разбегаются в стороны, а где-то вдали живет большой город.

Сейчас в районе поселков Кирова и Жилкино проживает более 11 тысяч человек. В настоящее время поселок им. С.Кирова - это рабочий микрорайон города. Здесь сосредоточены  такие предприятия, как деревообрабатывающий комбинат, строительно-монтажный поезд №743, материально-техническое и торговые базы города.

Культурных и образовательных учреждений на территории поселка имени Кирова почти нет. Здесь находится школа №29, история которой началась в 1917 году. Она была открыта как начальная школа в одноэтажной здании по 8-й Вознесенской улице (сейчас 8-й Кировской). В 1967 году школа переехала в новое здание, а еще ранее, в 50-х годах, она стала средним общеобразовательным учреждением. В 50-е годы в поселке Кирова был открыт кинотеатр “Комсомолец”, закрывшийся в трудные 90-е. Из культурно-досуговых учреждений на территории поселка им. Кирова сохранилась библиотека №7 центральной библиотечной системы города Иркутска.

В 1978 году был возведен в эксплуатацию второй мост через Ангару, соединяющими на окраине Иркутска правый берег в створе Пади Топка  и левый берег в районе Жилкино. Жилкинский мост стрелой выходит на улицу Трактовую, уникальную тем, что она фактически  пересекает сама себя. В 1990е годы улица Трактовая рассматривалась как крупная торговая магистраль с современными  большими магазинами. в наше время она полна  многочисленными торговыми базами рынками, среди которых есть автомобильные комплексы, отдельные магазины автозапчастей и автозаправочные станции.

Источники

  1. Светлана Макотина, Анастасия Пилипенко История застройки и перспективы развития района и полуострова в слиянии рек Иркут и Ангара Ленинского округа Иркутска // Проект Байкал : журнал. — №29-30.

Ссылки

  1. Ленинский округ Иркутска // Русская Википедия

Литература

  1. Адресная книга Иркутска. 1924 год.
  2. Атлас города и его окрестностей. Иркутск 340 лет. - Иркутск, 2001.
  3. Бухарова Г. А. Северо­западные пригороды Иркутска в конце XVII - начале XX вв.: Ленинский район. — Иркутск : Ред.- издат. отдел Упр. издат., полиграфии и книжн. тор­говли Иркут. облисполко­ма, 1990. — 50 с.
  4. Гаращенко А. Н. Несостоявшийся триумф // Земля Иркутская : журнал. — 1999. — № 11.
  5. Иркутск-2020: дороги и транспорт // Байкальский вестник. — 2011. — 13 янв.
  6. Калинина И. В. Монастырь Вознесения Господня и Иннокентия, епископа Иркутского // Православные храмы Иркутской епархии. XVII начало XX века. — М., 2000. — С. 83-97.
  7. Колмаков Ю. П. Иркутская летопись 1661-1940 гг. — Иркутск: Оттиск, 2003. — 848 с. : ил.
  8. Колмаков Ю. П. От станции Иннокентьевская до Ленинского района города Иркутска (1899-1935) // Земля Иркутская. — 2006. — №1. С. 44-52.
  9. Кудрявцев Ф. А., Вендрих Г. А. Иркутск: очерки по истории горо­да. — Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1971.
  10. Лебединский Б. И. Московские ворота. — Иркутск, 1929.
  11. Медведев С. Иркутский Вознесенский монастырь // Земля Иркутская. — 1994. — № 1. С. 22.
  12. Нефедьева А., Тихонов Московский тракт. — Иркутск : Изд. ГУК АЭМ «Тальцы», 2010.
  13. Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. — Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. — 560 с. : ил.
  14. Сирин А. Вознесенский монастырь // Сирин А. Необоримая стена. — Иркутск, 2000. — 39-81. — СМ Номер один : газета. — 2007. — 29 марта.
  15. Струк Н. Организация помощи больным и ране­ным в Иркутске в период Русско-японской войны в 1904-1905 гг. // Земля Иркутская. — 2004. — № 2. С. 38-44.
  16. Схема историко-куль­турного зонирования тер­ритории исторического населенного места — города Иркутска : научно- исследовательская доку­ментация. — Т. 2. — Кн. 2. Архитектурно градострои­тельное зонирование. — Иркутск, 1999.
  17. Хобта А. Мост через Иркут // Земля Иркутская. — 2006. — № 1 (29).
  18. Шинкарева А. Средняя школа № 29 // Шинкарева А. Дорога в будущее: путеводитель по школам Иркутска прошлого и настоящего, от века XVII к веку XXI. — Иркутск, 2002. С. 143- 44.

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Макотина Светлана, Пилипенко Анастасия | Источник(и): Проект Байкал, журнал | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 26 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.