Латыши и латгальцы в Сибири // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЛАТЫШИ И ЛАТГАЛЬЦЫ в Сибири. Латыши - этнос, говорящий на латышском языке летто-литовской языковой группы, коренное население Латвии, преимущественно протестанты. Латгальцы (latgaliesi) - жители Латгалии, восточной области Латвии, потомки древних латгалов, часть латышского этноса, по вероисповеданию преимущественно католики, говорят на верхнелатышском диалекте латышского языка. Именно латгальцы составили основной массив латышских переселенцев в Сибири.

Переселение латышей и латгальцев в Сибирь, XIX век

[caption id="attachment_22203" align="aligncenter" width="300"] Г.Х. Эйхе[/caption]

Политика «военного коммунизма» вызвала резкое недовольство латышских колонистов. В результате в 1920— 21 в ходе кампаний по оптации латвийского гражданства ак­тивно шли миграции в Прибалтику. На этническую родину выехало все латышское население Алтайской и Иркутской губернии, численность латышей в других губерниях Сибири значительно со­кратилась. В 1920 в Сибири и на Дальнем Востоке проживало около 50 тыс. латышей (0,6 % населения края), 39 тыс. из них — в Томской, Енисейской и Омской губерниях; за годы Гражданской войны латышское население Сибири сократилось более чем на 30 %.

Однако в 1922—23 происходит массовое возвращение латышей в Россию в связи с тяжелой экономической и политической об­становкой в Прибалтике. В 1926 в Сибири проживало 26 878 латышей, в 1929 — 23 643 латыша и 12 371 латга­лец. В сельской местности существовало 103 латышских и латгальских поселения. Большая часть латгальцев жила в Томском (40,4 %), Ачинском (29,7 %) и Красноярском (10,1 %) округах латышское население проживало в Омском (30,6 %), Красноярском (20 %), Томском (13,7 %), Ачинском (12,9 %) и Минусинском (10,1 %) округах. Усиление межэтнических контактов и активный процесс сближения прибалтийских субэтносов в 1920-е гг. приводили зачастую к утрате ими своего субэтнического самосознания. Всесоюзная перепись 1926 зарегистрировала в Сибири 9 тыс. латгальцев, хотя на самом деле их было около 22 тыс. Значительная часть латгальских поселенцев записалась латышами или поляками.

В 1920-е гг. однодворные крестьянские хозяйства латышей и латгальцев утвердились как господствующая форма зем­лепользования и расселения в Сибири. Так, на территории Кормиловского, Калачинского, Крутинского районов Омского округа сложилась ситуация, при которой сосуществовали ху­торские поселения и деревни с отрубной системой землепользования. По данным на 1 января 1930, у латгальцев преобладало хуторское землепользование (65 %). С начала 1930-х гг. в структуре поселений происходят изменения, исчезают хуторские и мызные селения и складывается линейная планировка поселений. Экономически хозяйства прибалтийских переселенцев в 1920-е гг. демонстрировали высокую динамику развития. Наблюдатели отмечали, что латышское население имело значительно меньший процент безлошадных, бескоровных и беспосевных хозяйств, чем русское. Отличительной особенностью хозяйств сибирских латышей было садоводство.

До 1917 доля неграмотных среди латышей составля­ла по Западной Сибири 78,2 %. В 1920—21 национальные латышские шко­лы в Сибири охватывали 10—12 % детей школьного возраста. В годы нэпа в латышских национальных селах функционировало 2 школы крестьянской молодежи, 48 школ 1-й ступени, 32 избы-читальни, 20 библиотек. Результатом политики «коренизации» стало выделение около 30 национальных сельсоветов. В латгальских поселениях к началу 1930-х гг. насчитывалось 15 национальных сельсоветов, 1 школа крестьянской молодежи, 28 школ 1-й ступени, 4 избы-читальни. С 1918 на латышском языке издава­лась газета «Sibirijas Cina» («Борьба Сибири»), с 1926 — на латгальском языке газета «Taisneiba» («Тайснейба»).

В результате политики советизации, преследования церкви, насильственной коллективизации и репрессий пере­селенцы из Прибалтики стали разделять социокультурные ценности советского общества, а бывшие прибалтийские колонии после ликвидации хуторской системы окончательно преврати­лись в деревни с многонациональным, в том числе и с латышским населе­нием. Всего по переписи 1939 в Сибири и на Дальнем Востоке зафиксировано 26,9 тыс. латышей из 104,9 тыс. прожи­вавших в РСФСР: в том числе на территории современной Омской области| — 13, 7 тыс., Кемеровской - 3,9 тыс., Новосибирской - 3,4 тыс., Томской области - 2,8 тыс. человек.

Период 1940—41 и с 1944 до конца 1950-х гг. характе­ризуется как принудительными, так и добровольными миграциями ла­тышей. После присоединения Прибалтики в 1940 про­исходит возвращение в Латвию латышей из Сибири и других районов СССР. В ходе насильственной депортации «антисо­ветского» и «социально чуждого» элемента 14-16 июня 1941 из Латвийской ССР было выслано 16,4 тыс. человек. Всего в Новосибирскую область летом 1941 для расселения было вселено 19,4 тыс. человек из вновь вошедших в состав СССР территорий. Депортированные из Прибалтики высылались на 20 лет как ссыльнопоселенцы с пораже­нием в гражданских правах (см. Депортация). Летом 1941 вместе с отходом Красной армии производится эвакуация латвийских граждан в восточные районы страны. В Сибири большая часть эвакуированных латышей была размещена в Новосибирс­кой области. Новая волна миграций была связана с возвра­щением эвакуированных латышей после изгнания оккупантов, а также с высылкой лиц, боровшихся против советской власти или обвиненных в этом в 1944—начале 1950-х гг.

В 1959 численность латышей в восточных регионах страны воз­росла до 35,1 тыс. человек, в том числе 16,9 тыс. проживали в Западной Сибири, 14,4 тыс. — в Восточной Сибири, 3,8 тыс. — на Дальнем Востоке. Наиболее крупные латышские диаспоры сло­жились в Красноярском крае — 12,8 тыс. человек (0,5 % от всего населения края), в Омской области — 7 тыс. (0,4 %), в Томской — 3,6 тыс. (0,5 %), в Кемеровской — 2,7 тыс. (0,1 %), в Новосибирской области — 2,5 тыс. (0,1 %). В 1970-е гг. продолжается процесс слияния латышей и латгальцев. Переписи 1970, 1979 и 1989 отразили убы­вающую численность латышей только в Красноярском крае (соответственно 8,9, 8 и 6,4 тыс. человек) и Омской области (4,2, 3,8 и 3,2 тыс. человек).

Этническая специфика

После превращения бывших латышских колоний в многонациональные поселения колхозы с латышским населением прак­тически утратили в 1960-е гг. национальную и хозяйственную специфику. Традиционный национальный костюм сибирских латышей уже в начале ХХ в. в основном сменился одеждой городского типа. Относительная устойчи­вость в материальной культуре латышей в Сибири сохраняет национальная кухня. Календарная обрядность остается единственной сферой духовной культуры сибирских латышей, относительно сохранив­шей традиционные черты. Наиболее популярные праздники у латышей — Иванов день, Пасха, Троица, Рождество. Многие виды обрядности (родильная, свадебная, похоронная) у сибирских латышей достаточно сильно изменились по срав­нению с обрядами их соотечественников, живущих в Латвии, и приобрели ряд черт, характерных для окружающего русского населения.

Основными тенденциями в современных этнических процессах у латы­шей Сибири является дальнейшая нивелировка этни­чески значимых черт материальной и духовной культуры, замена многих традиционных элементов соответствующими русскими элементами. В связи с миграцией и ассимиляцией сибирских латышей большинство прежде латышских населенных пунктов превратилось в деревни и села с многонациональным составом населения, где собственно латыши находятся в меньшинстве.

Современное состояние

К 2002 в Красноярском крае количество латышей сокра­тилось до 3,7 тыс. человек, в Омской области — до 2,2 тыс., а всего по Сибирскому федеральному округу их насчиты­валось 9,5 тыс., по Дальневосточному федеральному округу — 2,3 тыс. человек. Общая численность латышей в Сибири и на Дальнем Востоке на 2002 составляет около 11,8 тыс. человек.

Лит.: Сибирская Советская энциклопедия. М., 1932. Т. 3; Муравская Е.И. Миграция прибалтийского крестьянства во вто­рой половине XIX — начале XX вв. Рига, 1986; Spreslis A. Latviesu sarkangvadi cina par padomju varu 1917—1918 gados. Riga, 1987; Вийкберг Ю. Эстонские языковые островки в Сибири. Таллин, 1988; Маамяги В. Эстонцы в СССР. 1917—1940. М., 1990; Колоткин М.Н. Балтийская диаспора в Сибири: опыт исторического анализа. Новосибирск, 1994; Он же. Латгальские переселенцы в Сибири. Новосибирск, 1994; Лоткин И.В. Современные этничес­кие процессы у латышей и эстонцев Западной Сибири. М., 1996; Свитнев А.Б. Поселения и усадьбы латышей и латгальцев Запад­ной Сибири (конец XIX — XX в.). Омск, 2002.

И.В. Лоткин

Читайте также:

«БОЛЬШОЙ ТЕРРОР»

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ОКРУГ 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ КРАЙ 

ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ 

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ (ликбез)

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

СОВЕТСКАЯ РЕПРЕССИВНАЯ ПОЛИТИКА В СИБИРИ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

 

ЛЮТЕРАНЕ 

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Читайте в книгах:

Народы России. Атлас культур и религий

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири