Кришнаизм — течение вайшнавизма, который является одним из основных направлений в индуизме. В Иркутской области представлен организацией “Общество сознания Кришны”. Президент — Андрей Анатольевич Дрожилов.
Доктрина кришнаитов вышла из учения вишнуизма. Вишнуизм — вера в Вишну как Верховного Бога, однажды проявившего себя в образе Кришны. Чайтанья Махапрабху учил обратному: Кришна был главнейшим Богом, однажды проявившимся как Вишну. Система учений кришнаитов исходит из индуизма, в то время как поклонение Кришне является универсальным монизмом. Эта система верит, что каждый человек должен пройти серию последовательных жизней (перевоплощений), чтобы избавиться от тяготеющей над ним участи (кармы).
Кришнаизм был одной из первых попыток привнести в массы философию индуизма. В индуизме бог не личностен и не познаваем. Кришнаиты персонализировали бога и в итоге ему поклоняются, общаясь с персонализированными аспектами бога, такими как Кришна.
Международное общество сознания Кришны (МОСК) не признает Иисуса Христа вечным Богом, но делает из него одно из полубожественных проявлений Кришны (иногда пишется Кршна). Адепты верят, что Иисус поклонялся Кришне.
МОСК придерживается традиционного монистического пантеизма, существующего в некоторых индуистских сектах, говоря, что все боги являются формами Одного Абсолютного, которого они называют Кришна. Все приверженцы МОСК верят в то, что Кришна - это "жизнь" всех живых существ, "живая сущность, будучи небольшой частью Верховного Господа, является его качественной частью".
Согласно доктрине МОСК, спасение должно быть заслужено посредством ряда дел. Чтобы избавиться от невежества, необходимо, в том числе, прилежно повторять имя Кришны, слушать и петь хвалу, размышлять над божественным поведением и делами Кришны, участвовать в обрядах и церемониях поклонения. Также человек должен повторять имя бога, перебирая четки.
Международное общество сознания Кришны (“Сознание Кришны” является вольным переводом кришна-бхакти) было зарегистрировано Бхактиведантой Свами Прабхупадой в 1966 г. в Нью-Йорке. С тех пор отделения общества начали открываться во многих других городах и странах. Бхактиведанта Свами в 1970 г. сформировал коллегиальный руководящий орган — Всемирный Совет (Governing Body Commission, или GBC) и еще при жизни передал ему полномочия по управлению обществом, а сам принимал участие в работе Совета в качестве одного из членов, имея, как и его ученики, право одного голоса.
Тем не менее после смерти Бхактиведанты Свами в 1977 г. далеко не все его ученики проявили достаточную зрелость, в результате чего вплоть до 1985-1986 гг. организация испытывала значительные трудности. К их числу можно отнести и несколько уголовно наказуемых преступлений и неблаговидных поступков, совершенных некоторыми членами Общества, иногда с одобрения новых лидеров — в основном, в США. Однако МОСК сумело пройти этот этап, исключив из своих рядов тех, кто так или иначе способствовал нарушению закона.
Таким образом, со второй половины 1980-х гг. организация развивается стабильно. Окончательно сформировался коллегиальный, плюралистический стиль управления, возросло значение местных органов. МОСК из централизованной организации с филиалами в разных странах превратилось во всемирную конфедерацию равноправных автономных организаций, объединяющихся по принципу вероучительного единства и административной самостоятельности. Представители обществ сознания Кришны из разных стран раз в году собираются на Всемирный Совет Индии, в Маяпуре (Западная Бенгалия).
В настоящее время общества сознания Кришны действуют более чем в ста странах.
Не только в России, но и в других странах бывшего социалистического блока (в первую очередь в Венгрии) репутация общества в целом лучше, чем в США и некоторых странах Западной Европы (Германии, Франции), где из-за ошибок, допущенных в переходный период, отношения с общественностью и властями, а также репутация общества были не самыми лучшими.
В России первая организация общества сознания Кришны образована в 1971 г., после трехдневного визита Бхактиведанты Свами в Москву. Он свободно ходил по улицам столицы, говорил с людьми и обратил в свою “веру” несколько молодых человек, а также встречался с профессором МГУ В.Г. Котовским. После смерти Прабхупады в 1977 г. его последователи с целью продолжения проповеди кришнаизма разделили весь земной шар на 11 зон. Бывший Советский Союз вошел в зону, которую возглавили два гуру: Вишнупада (Роберт Компаньола) и Киртираджа (Дэвид Якубка).
Не имея возможности часто встречаться со своими гуру, первые российские кришнаиты получали от них наставления и советы посредством переписки. В письмах из-за границы новым преданным часто давались рекомендации о желательном переселении их в сельскую местность, об образовании ферм и способах распространения “сознания Кришны”. Именно в этот период среди новообращенных в кришнаизм появилась тенденция к отказу от прежнего, привычного образ жизни, этических норм, работы, учебы. Появившись в России, западные гуру начали свою проповедь не с долгих и последовательных разъяснений кришнаитского вероучения, а с бесед о том, что в сегодняшней жизни многие люди забыли Бога, утратили чистоту жизни, но что это не беда, и положение дел вскоре можно исправить, если следовать принципам жизни, которым учил Прабхупада, и которые могут помочь человеку быстро освободиться от многих проблем.
Первая попытка зарегистрировать кришнаитскую общину в Совете по делам религий была в 1981 г. Эта попытка оказалась для кришнаитов неудачной. Люди, фамилии которых были в списках членов кришнаитской общины, вскоре оказались за решеткой. С 1982 г. по 1985 г. было осуждено более 50 кришнаитов. В основном обвинения им были предъявлены по статье 227 УК РСФСР (Распространение сектантства, наносящего вред здоровью граждан). В течение почти 20 последующих лет движение развивалось в условиях гонений и подполья, в полной изоляции от своих зарубежных единоверцев и централизованного “западного руководства”. Российское Общество Сознания Кришны осталось в стороне от болезненных для большей части Международного общества сознания Кришны процессов. Таким образом, в России изначально сформировалась вполне автономная организация, которая возникла и развивалась независимо от западной, не повторяя прежнюю западную модель. Структура Российского общества сознания Кришны отличается стабильностью, за десятилетия не претерпевала существенных изменений.
В период с 1981 по 1985 гг. движение “Харе Кришна” существовало в СССР практически в условиях подполья. Последователи Прабхупады в этот период постоянно задерживались правоохранительными органами. Обвинения кришнаитам предъявлялись по статьям УК РСФСР: 209 (бродяжничество), 198 и 198 прим. (нарушение паспортного режима и тунеядство), некоторых из них обвиняли в хулиганстве, а нескольких человек, в том числе и первого российского кришнаита А. Пеняева, ожидала и психбольница.
После того, как суды в СССР полностью оправдали узников совести из числа последователей общества сознания Кришны, организация “Общество сознания Кришны” была зарегистрирована Советом по делам религий при Совете Министров СССР в 1988 г. В последующие годы общины кришнаитов были зарегистрированы в Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Риге, Нижнем Новгороде, Самаре, Ярославле, Саратове, Уфе, Перми, Екатеринбурге, Челябинске, Омске, Новосибирске, Бишкеке, Алма-Ате, Владивостоке, Тбилиси, Баку, Ереване. Руководители кришнаитских проповеднических центров в крупных регионах России (Урал, Сибирь, Дальний Восток) и президенты храмов из городов этих регионов образуют региональные Советы, которые на совещаниях, проводимых раз в один-три месяца, решают вопросы жизни кришнаитских общин в определенном регионе.
Летом 1988 г. в СССР проходил советско-индийский фестиваль. Во время празднеств фестиваля московские кришнаиты впервые открыто вышли на улицы Москвы.
По данным Минюста РФ, на начало 1997 г. в России было зарегистрировано 112 организаций, входящих в состав Центра обществ сознания Кришны в России.
Структура Российского ОСК традиционна для общества сознания Кришны. В настоящее время роль головного центра исполняет московский храм, расположенный на Хорошевском шоссе, д. 8, корп. З (ст. метро “Беговая”). Региональные центры находятся в городах: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Самара, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Владивосток. Храмы (мандиры) существуют в нескольких десятках городов, включая большинство областных центров, общины верующих — мирян (нама-хатты) — более чем в ста. Общее число последователей до 100000 человек.
В целом в обществе сознания Кришны высоко ценится и поощряется общественная активность, полезный труд — в первую очередь благотворительность, выполнение иных социальных обязанностей, включая семейные. Последователи общества сознания Кришны придают большое значение семейной жизни, исходя из убеждения, что морально здоровая семья, строящая свою жизнь на духовных ценностях, является основой стабильного и счастливого общества.
Руководство общества сознания Кришны поощряет стремление молодых людей, серьезно интересующихся духовной практикой, поселиться в ашраме — общежитии при храме. Мужское и женское общежитие строго разделены, по условиям проживания напоминают монастырь, что нередко приводит в беспокойство родителей. Однако такой образ жизни носит временный характер, поскольку молодые люди не дают монашеских обетов, и большинство из них, получив духовное образование, возвращаются к независимому от храма образу жизни и вступают в брак. Считается, что, проведя несколько лет при храме, человек обретает как необходимую теоретическую, философскую подготовку, так и моральную стойкость, иммунитет от пороков, которыми страдает современное общество.
Начиная с лета 1996 г. руководством ЦОСК взят активный курс на распространение книг этого издательства по всей территории России и стран СНГ. Как известно, распространение книг является у кришнаитов, по учению Прабхупады, одним из главнейших элементов “преданного служения”.
Гуманитарная миссия “Харе Кришна — Пища жизни” — это единственная в мире международная организация по раздаче вегетарианской пищи. Она основана в 1974 г. МОСК с целью обеспечения полноценным вегетарианским питанием социально незащищенных слоев населения, а также людей, пострадавших от стихийных бедствий и военных конфликтов вне зависимости от их расы, национальности, политических или религиозных убеждений и пола. В настоящее время “Харе Кришна — Пища жизни” действует в более чем 50 странах мира. В 26 городах центры официально зарегистрированы как общественные благотворительные фонды.
На территории бывшего СССР миссия “Харе Кришна — Пища жизни” начала свою деятельность в 1988 г. в зоне разрушительного землетрясения в г. Спитак (Армения), где горячее питание в течении четырех месяцев ежедневно получали более 2000 человек. С 1992 г. по 1994 г. группа из десяти добровольцев ежедневно обеспечивала горячей пищей от 1500 до 2000 жителей города Сухуми (Абхазия), в основном стариков и детей. Программа раздачи пищи в Сухуми проводилась в тесном сотрудничестве с Федеральной миграционной службой России и с Международным Комитетом Красного Креста.
Между тем, по мнению главы Совета муфтиев, такая гуманитарная помощь недопустима и является обманом верующих. Р. Гайнутдин:
"Если еда приготовлена во имя Кришны, то она не дозволена в употребление мусульманам".
В свою очередь заместитель главы Центрального духовного управления мусульман России Мухаммедгали Хузин выступил с критикой кришнаитской программы раздачи бесплатной пищи нуждающимся россиянам. По мнению муфтия М. Хузина, "такие действия кришнаитов могут привести к трагическим последствиям". В интервью агентству "Интерфакс" муфтий пояснил, что в приготовлении такой пищи используется вода, которой обмывали ноги идолов, к которым М. Хузин относит и индуистского бога Кришну. При этом он напомнил суру из Корана под названием "Трапеза", в которой содержится запрет на поклонение идолам. Несколько лет назад раздача кришнаитской пищи под видом обычной вегетарианской имела место в том числе и в Чечне среди мусульманского населения.
Раввин России Берл Лазар (Федерация еврейских общин России - ФЕОР) назвал обманом кришнаитскую благотворительную программу помощи нуждающимся россиянам:
"Получая от кришнаитов сиюминутную помощь, люди начинают думать, что те догмы и молитвы, которые им предлагаются вместе с благотворительной пищей, единственно правильны".
Когда кришнаиты раздают свой прасад на улицах, то нужно помнить, что, съедая его, и христиане таким образом причащаются Кришне, то есть нарушают заповедь, запрещающую христианам есть идоложертвенное.
Программа также проводилась в Иркутске в декабре 1997 г. на месте падения самолета “Руслан”.
В Иркутске кришнаизм появился за счет миссионерской деятельности МОСК. Иркутяне, побывавшие в Москве и заинтересовавшиеся этим учением, привезли знания в родной город. Сначала последователи учения собирались на квартирах, занимались практиками, слушали лекции. С 1985 г. они стали снимать квартиру в микрорайоне Юбилейный. Общество называлось “Санскрит”. Свою деятельность адепты не афишировали, но знания постепенно распространялись среди жителей Иркутской области.
В 1985 г. Иркутск посетил брахман Санака Кумар дас (С.Л. Дагис), московский миссионер, что стало важным событием в жизни кришнаитов. Он читал лекции и учил духовным практикам. Визиты Кумара в Иркутск стали регулярными. Благодаря его поддержке учение в Иркутске получило новый этап развития. В 1980-х гг. был зарегистрирован благотворительный фонд “Пища жизни”.
В 1990 г. в Иркутске было зарегистрировано первое религиозное общество “Общество Сознания Кришны”. На тот момент в организацию входило 20-30 адептов. В 1995 г. Иркутский авиационный завод предоставил в безвозмездное пользование обществу сознания Кришны помещение детского сада, расположенного на территории завода, под размещение фонда “Пища жизни” и проведение практик.
В 1997 г. в обществе насчитывалось около 200 человек. Со временем организация поменяла три помещения детских садов. Чтобы вопрос о выселении больше не тревожил адептов, было решено построить храм. В 2000 г. общество приобрело земельный участок на территории коттеджного поселка “Сергиев Посад” в микрорайоне Первомайский. В 2003 г. началась стройка. Работы проводились силами последователей учения, на пожертвования. Проект храма был разработан архитекторами, входящими в общество сознания Кришны, с применением правил ведического строения храмов. При этом были учтены особенности сибирского климата. В основание храма была заложена Шэша-нага — изображение божества, выгравированное на медной ленте. Считается, что божество будет держать храм.
В 2006 г. последователи учения Кришны заехали в храм. Иркутский храм соединен в ашрамом — общежитием, также в храме действуют кухня и столовая, имеются бытовые помещения.
В Иркутской области функционируют четыре группы “Общества Сознания Кришны”. Всего преданных примерно 300 человек. Кришнаиты активны в Иркутске, Ангарске, Саянске, Усть-Куте, Усть-Илимске. В Братске действует храм. С 2008 г. президентом “Общества Сознания Кришны” является Андрей Дрожилов. До 2006 г. ярким лидером кришнаитов Иркутска был Леонид Тугутов (Лакшми Нараяна).
Для кришнаитов важен личный контакт, поэтому на центральных улицах Иркутска можно встретить адептов, продающих книги и диски с проповедями. По воскресениям в храме проводятся лекции, посвященные учению, их могут прийти послушать не только последователи учения, но и интересующиеся люди. В Иркутске действует программа “Пища жизни” - кришнаиты посещают детские дома, помогают нуждающимся. По воскресениям они раздают пищу в районе Центрального рынка. По словам президента “Общества Сознания Кришны”, за неделю горячую пищу получает около 400 человек. Летом кришнаиты Иркутска проводят харинамы - надевают традиционные одежды и, проходя по центральным улицам, поют песни, чтобы люди получили милость бога. Общество проводит “Фестиваль Святого имени”, в рамках которого проходят семинары и приглашаются учителя из крупных городов России и других стран. Ведическую культуру изучают на фестивале “Тайны Индии”, который проходит каждое лето на Байкале.
Мишин Алексей Владимирович, главный советник отдела этноконфессиональных отношений управления губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям:
"К кришнаитам претензии у жителей области были в конце 1990-х — начале 2000-х гг. В то время организация занималась благотворительностью — миссия “Пища жизни”. Пищу они сначала предлагали Кришне, а потом раздавали людям, среди которых были представители других религий, которым запрещено употреблять идоложертвенное. Мы тогда объяснили кришнаитам их нарушения, после чего они перестали устраивать подобные мероприятия. Недовольство вызывала и их методика общения. Последователи кришнаизма дарили прохожим книги о своем учении, а потом предлагали сделать пожертвование. В большинстве случаев человек отдает книгу обратно, однако есть такие, которым совесть не позволяет так сделать, потому что кришнаиты сделали подарок. Кроме этого, были проблемы с Центром изучения восточным культур. В БГУЭП читался курс “Знакомство с мировыми религиями”, сотрудники центра предложили свои услуги в качестве специалистов по ведической философии. Когда ректорат предоставил нашему отделу записи лекций, мы обнаружили отход лекторов от культурологии. В частности, они заявляли об утверждениях их религии как о научных фактах. Например, во время лекций говорилось о том, что карма есть и все должны принять этот факт".
Религиозная организация Иркутское общество сознания Кришны
Адрес: Иркутск, ул. Центральная, 7.
Телефон: 8(3952)70-90-66.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей