О первой демонстрации кинокартины в Иркутске с указанием точной даты и места совершения этого события сообщила газета «Восточное обозрение», которая в номере за 16 марта 1897 г. под рубрикой «Иркутская хроника» опубликовала заметку под названием «Кинематограф или движущаяся фотография».
Вот эта заметка:
«12 марта в Общественном собрании впервые у нас демонстрировался кинематограф, это замечательное изобретение техники последнего времени. Зал собрания был почти полон. Иллюзия от картин, несмотря на несовершенное управление кинематографом, была поразительная. Выбор сюжетов, однако, нельзя назвать удачным и некоторые картины прямо следовало не демонстрировать благодаря содержанию их».
Первым демонстратором первого кинофильма в Иркутске был Маслов.
Но не все последующие демонстрации кинематографа так поражали и привлекали иркутян. Некий Дерсэн 5 мая 1902 г. демонстрировал кинематограф в зале Общественного собрания. Но эта демонстрация была весьма неудачна: проекция дёргалась по полотну экрана, а изображение картин было туманным и неясным.
Но уже к 1905 г. кинематограф всё более и более входит в жизнь иркутского общества. Большую популярность в 1905 г. имели регулярно работающие кинопередвижки. Этому способствовало резкое улучшение качества изображения и увеличение количества выпускаемых фильмов, включая специально предназначенные для детей. Владельцы передвижек Браун, Арди, Отто, Нельсон, Дон Отелло демонстрировали немое кино в 1-м и во 2-м Общественных собраниях, в театре Гиллера, в цирке Стрепетова, в Интендантском саду. Так, например, 23 января 1905 г. в Общественном собрании давалось два киносеанса. На первом, утреннем сеансе демонстрировались фильмы для детей, а вечером была дана драма «На вечную каторгу».
Разные кинопредприниматели демонстрировали свои фильмы в разных помещениях. Некий Ярославцев-Сибирский «крутил» свои фильмы в июне 1905 г. в Клубе приказчиков, а Бернарди — в Интендантском саду. Киносеансы привлекали большое количество зрителей, особенно те, которые демонстрировались в Интендантском саду. «Иркутские губернские ведомости» дали следующую коротенькую рецензию на фильмы Бернарди:
«Правда, некоторых шокируют некоторые сюжеты картин; несмотря на всё, удовлетворяют эстетику чувством меры, а боевые картины из русско-японской войны рождают жажду протеста и жажду реванша за понесённые потери».
Уже в период своего становления кинематограф проявляется как пропагандист и проводник идей и политики государства.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 2.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей