Архитектор Борис Михайлович Кербель — личность для нашего города легендарная. Он приехал в Иркутск в далеком 1933-м из Московского проектного института Гипрогор развивать в Сибири высокую архитектуру. Да так и остался здесь навсегда. 26 лет он был главным архитектором Иркутской области. В последние годы жизни его часто видели на набережной Ангары: он прогуливался под руку со своей неизменной спутницей — ОГ (так называли жену архитектора Ольгу Григорьевну все, кто ее знал). Борис Михайлович что-то негромко рассказывал ей, чуть склонив голову набок с ироничной улыбкой. Именно ему посвятил свою первую выставку открывшийся в конце прошлого года в Иркутске музей архитектуры.
Энциклопедическая статья о Борисе Кербеле
Он любил подмечать смешное в этой совсем несмешной жизни. Он, например, мог выдать такое... Как-то первому секретарю обкома партии не понравилось, как был покрашен фасад иркутского аэровокзала, и он велел Кербелю, главному архитектору области: "Борис Михайлович, скажите главному архитектору города, пусть перекрасит фасады".
"В таком случае не фасады надо менять, а главного архитектора", — ответил Кербель.
Когда в Иркутске запустили ГЭС и появилась дешевая электроэнергия, встал вопрос о строительстве алюминиевого завода. Производство алюминия очень энергоемкое, поэтому электроэнергия была необходима, как воздух. И в Москве решили, что завод необходимо поставить рядом с плотиной ГЭС. Если бы этот проект осуществился, на месте микрорайона Солнечного была бы мертвая зона.
Архитектор Борис Михайлович Кербель в то время уже был главным архитектором города. Он сумел убедить московскую комиссию в том, что алюминиевый завод в черте города — это экологическая катастрофа.
— Когда я еду с Кайской горы и вижу шлейф дымов от ИркАЗа, я с благодарностью вспоминаю Бориса Михайловича, — говорит заместитель главного архитектора города Иркутска Николай Беляков. — Даже если бы Кербель в своей жизни не совершил больше ничего, а только вынес завод за черту Иркутска, ему уже было бы чем гордиться...
Потом решался вопрос о строительстве в Иркутске завода тяжелых экскаваторов. И снова Кербель отстоял "город белых воротничков". Экскаваторы стал выпускать Красноярск.
За то, что мы дышим чистым воздухом, мы должны быть благодарны архитектору Кербелю, который двадцать шесть лет служил ангелом-хранителем города Иркутска.
Кербель работал в то время заведующим отделом по делам строительства и архитектуры Иркутского облисполкома, а по сути был главным архитектором области. Подчинялся он "отцу" области — Семену Николаевичу Щетинину (первый секретарь Иркутского обкома КПСС с 1956 по 1968). Щетинин был неординарным человеком, прошел всю войну, партизанил в Белоруссии. И характером был наделен неслабым.
"Когда Щетинин был в хорошем расположении духа, он называл меня Борисом Михайловичем, — рассказывал Кербель. — А когда был чем-то недоволен — товарищем Кербелем. Вот однажды звонит мне его секретарша и говорит: "Товарищ Кербель, зайдите к Семену Николаевичу, он хочет с вами переговорить". Я уже понял, что будет нахлобучка. Иду..."
Дело оказалось в том, что "педагогическая общественность" в лице ректора и преподавателей пединститута выступила против строительства главного корпуса на Нижней Набережной. Место там показалось им неподходящим. Но дело в том, что больше и построить-то его было негде. Этот пустырь между собором Богоявления и бывшим Епархиальным училищем оказался самым удобным местом на всей Набережной.
Хотя до стройплощадки от "серого дома" было рукой подать, Щетинин вызвал "Волгу", усадил в нее Кербеля и отправился на "митинг педагогической общественности".
"Он вышел из машины и отправился к бунтующим педагогам, — вспоминал Кербель. — Я сижу и не знаю, что меня ждет. Через пятнадцать минут возвращается. "Какая будет ваша резолюция?" — спрашиваю. "Борис Михайлович, — отвечает Щетинин, — резолюция будет такая: пошли ты их всех к..."
Это была самая короткая резолюция в жизни Кербеля. И самая запоминающаяся. А корпус пединститута, между прочим, прекрасно вписался в окружающий ландшафт.
К мнению Бориса Михайловича прислушивались, его почитали как великого архитектора. И было за что. Он был сыном простого типографского рабочего, но, получив архитектурное образование, стал настоящим "аристократом духа". Он не выносил халтуры.
Ему выпало творить в то время, когда в моду вошел сталинский помпезный стиль, который очень шел Иркутску — городу купечества и "белых воротничков". Наша улица Большая, или, как ее сегодня зовут, Карла Маркса, — это типичный помпезный купеческий стиль. Арки, ангелочки на фасадах, балконы с балясинами и вычурные вазы на крышах домов. Загляденье! Штучный товар. Один дом не похож на другой — у всякого свой лик. Здесь есть и дом, построенный по проекту архитектора Кербеля (сам построил, сам и жил в нем — на пятом этаже). И его не сразу отличишь от старинных зданий, если ты не профессионал в архитектуре.
"Один архитектор хорошо прорабатывал планировку квартир, а фасады — как получится. Другой все внимание уделял фасадам, на планировку не тратился. И, представьте себе, стоят такие дома друг против друга. Жильцы первого живут в хорошо спланированных квартирах и из окон имеют вид на приличную архитектуру. Жильцы второго прозябают в скверных квартирах. И из окон смотреть не на что", — говаривал Кербель.
В его домах все было сделано на "отлично": и фасады, и планировка квартир.
Мода пройдет. Позор останется
Над каждым своим проектом Кербель трудился как над произведением искусства. Ему принадлежит авторство Северной и Южной трибун стадиона "Труд" (он поначалу назывался "Авангард"), гостевой дом на 5-й Армии, где принимали Хо Ши Мина и Эриха Хонеккера, гостиница "Горняк" и многие другие архитектурные теперь уже памятники.
Ему повезло в том смысле, что он был архитектором до Никиты Хрущева. После развенчания "культа личности" помпезный и вычурный стиль запретили, началось строительство хрущоб — безликих серых зданий из стекла и бетона. Кербель стал работать чиновником, он бросил чертежную доску и кульман. "Мода пройдет, а позор останется", — ругался Кербель. Он считал уродством "дом на курьих ножках", который и ныне стоит между инязом и мэрией. Мода прошла. А позор остался.
Но Кербеля тогда уже никто не спрашивал. Он был стар, сед и больше занимался коллекционированием марок, чем архитектурой. Бориса Михайловича не стало в 1992 году. Светлая ему память.
Оксана Гордеева, газета "Пятница", номер 16 от 28 апреля 2006 года
Начало деятельности архитектора Б.М. Кербеля совпало со становлением города Иркутска как крупного административного, промышленного и культурного центра Восточной Сибири. В эти годы Б.М. Кербель принимает непосредственное участие в решении глобальных проблем размещения промышленных комплексов, расселения, разработки и реализации генеральных планов Иркутска и новых городов области.
Работы архитектора Кербеля были отмечены талантом, своеобразием и вошли в число лучших архитектурных достижений советского периода.
Здания, построенные по проектам Кербеля, а также по проектам, разработкой которых он руководил, стали органичной частью обновленного облика Иркутска и тактично вписались в исторически сложившуюся городскую среду, являя собой пример творческого сочетания старого и нового, придавая городу то своеобразие, которое наряду с другими факторами способствовало отнесению Иркутска к городам историческим.
На счету талантливого архитектора проекты административных и жилых зданий, объекты гражданской обороны, госпитали. В том числе:
Принимал участие в планировании и застройке поселка авиазавода в Ленинском районе и поселка строителей Иркутской ГЭС. Кербель был автором проекта надстройки боковых крыльев драматического театра им. Охлопкова.
В 1950-е Б.М. Кербель спас от разрушения древнейший иркутский храм — Спасскую церковь, убедив председателя облисполкома отказаться от намерения его снести, и здание католического храма, известное как Польский костел, или Органный зал. Его тоже собирались взорвать.
Б.М. Кербель вынес за черту Иркутска строительство алюминиевого завода, который планировалось возвести на территории микрорайона Солнечный.
Сохранился богатейший личный архив Бориса Михайловича, в том числе редкие книги об истории архитектуры из личной библиотеки, фотографии и киноленты, просматривая которые можно совершить небольшое путешествие во времени — в Иркутск, где время «сталинок» уже прошло, а эпоха «хрущевок» еще не наступила. Архив, переданный Б.М. Кербелем в дар иркутским архитекторам еще при жизни, послужил основой первой экспозиции иркутского Музея архитектуры.
2 июня 2010 года во время проведения X международного фестиваля «Зодчество Восточной Сибири» состоялось открытие мемориальной доски в честь Б.М. Кербеля и О.Г. Ивановой. Мемориальная доска установлена на доме, построенном по проекту Б.М. Кербеля, — на углу улиц Карла Маркса и Богдана Хмельницкого.
Татьяна Петрова, директор Дома архитекторов г. Иркутска:
«Его жизнь — это жизнь исторической личности. Он был не только архитектором, он был человеком, который создавал историю не только города, а городов Сибири»
Сайт ИРО Союза архитекторов России
Начало музею архитектуры в "Голландском доме" положил архив Б.М.Кербеля, послуживший материалом для первой выставки, который был передан архитектором еще при жизни в Союз архитекторов.
АрхивБ.М.Кербеля состоит из книг и журналов, изданных в разные годы, (самая ранняя в 1888 г); большого собрания фотографий, запечатлевших богатство мировой архитектуры; масштабность социалистических строек, таких как Братская ГЭС, ИркАЗ; кагорту иркутских архитекторов и уникальность семейного союза с Ольгой Ивановой.
Сайт "Культурный Иркутск"
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей