Новости

Итигэлов, Даши Доржо

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Даши Доржо Итигэлов (бур. Этигэлэй Дашадоржо; 1852 (?) – 1927) — пандито хамбо-лама XII, бурятский религиозный деятель, один из выдающихся буддийских подвижников XX века, глава буддистов Восточной Сибири (1911–1917).

Биографическая справка

По сохранившейся родословной Д.Д. Итигэлов родился в 1852 в местности Улзы-Добо (юго-восточный берег озера Сагаан Нур, ныне территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия). У его отца Мантагарай Этигэла были 3 сына и дочь. Лишившись родителей, Итигэлову рано пришлось начать работать. С детства он отличался целеустремленным и независимым характером.

С середины 1860-х более 20 лет Итигэлов обучался в Анинском дацане — крупном духовном, философском и культурном центре, находящемся в 300 км от его родины. Настоятелем дацана в этот период был Хойто Ламхай Аюшин Галдан. Он определил Итигэлову стипендию за счёт жителей сел Ойбонт, Тохорюкта, Нурэй и Могой. Итигэлов был казачьего сословия и должен был нести службу, и по указанию Хойто Ламхай жители этих сёл также выплачивали отступные от службы в течении 20 лет.

Годы учебы Итигэлова пришлись на сложное время для иноверцев. Это был период принудительного крещения бурят и других народов Сибири и Дальнего Востока, что сопровождалось и подкупом (за крещение платили немалые деньги, освобождали от налогов и пр.), и ограничением духовных связей с Монголией и Тибетом. Итигэлов после обучения в Анинском дацане защитил высокие духовные звания гэбши, затем габжи и достиг в науках высокого совершенства. Известно, что во время учебы в Анинском дацане он совершенствовал свои знания и в Цугольском дацане (ныне находится на территории Читинской области). После окончания учебы в Анинском дацане и службы в разных дацанах Итигэлов снова начал в 1895 году обучение на медицинском факультете в Тамчинском (Гусиноозерском) дацане.

В 1898 Итигэлов вернулся в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы. Он преподавал буддийскую философию, одновременно исполняя обязанности Гэсхы Ламы Цогчен дугана. В 1903 его назначают Ширээтэ Ламой Янгажинского дацана. В этой должности он ведет активную общественную деятельность. Высокая образованность, авторитет среди духовенства и местного населения способствовали тому, что его избрали депутатом Удинского округа.

С началом русско-японской войны (1904) прихожане Янгажинского дацана казаки Янгажинской станицы призываются и направляются на фронт. Ширээтэ Итигэлов проводит обряды по защите уходящих на фронт земляков. В период военных действий, в целях совершения добродетели для воинов, погибших и пострадавших во время войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана, под руководством Ширээтэ Ламы Итигэлова строится Чойра-дуган и Дэважин-дуган, прилагаются большие усилия для просветительской деятельности среди верующих и мирян. За усердие и верноподаничество Ширээтэ Янгажинского дацана Итигэлов царскими указами награждается шейной и нагрудной медалями.

Весной 1910 XI пандито хамбо лама Иролтуев наносит визит в Янгажинский дацан и предлагает Д.Д. Итигэлову выставить на выборы свою кандидатуру на пост пандито хамбо ламы, в связи с предполагаемой собственной отставкой. Через год (19 марта 1911), пройдя непростую процедуру выборов в резиденции пандито хамбо ламы (Тамчинский дацан), Д.Д.Итигэлов был избран и приведен к присяге в сане ХII пандито хамбо ламы Ламайского духовенства Восточной Сибири.

В начале февраля 1913 ХII пандито хамбо лама Итигэлов приглашается на празднование 300-летия дома Романовых в столицу Российской империи Санкт-Петербург. Делегация ламаистского духовенства была принята в Департаменте по религиозным делам Министерства Внутренних дел. 19 февраля пандито хамба лама Итигэлов провел торжественный молебен за здравие и благоденствие Императора и всего царского дома в Санкт-Петербурском буддийском храме «Гунзечойнэй». Он присутствовал на торжественном обеде в честь 300-летия дома Романовых и от имени всех бурят, духовных и светских, произнес поздравительную речь. Затем делегация была удостоена личной аудиенции Императора, на которой Пандито Хамбо Ламе Итигэлову был пожалован «За отличное усердие» Орден Святого Станислава III степени.

Вскоре после возвращения делегации из Санкт-Петербурга началась Первая Мировая война. По инициативе пандито хамбо ламы Итигэлова в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Главной задачей нового общества было привлечение населения к оказанию финансовой и материальной помощи государству. Благодаря деятельности этого общества было собрано 130000 рублей, продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности и установлен в прифронтовой полосе лазарет.

В 1915 пандито хамбо лама Итигэлов с Дамби Хэшэктуевым объехал все дацаны. На собранные деньги они приобрели одежду, обувь, полотенца, табачные изделия, ягоды, сахар, товары повседневной потребности и отправили к Пасхе на действующий фронт и в госпитали. Кроме этого, в прифронтовые госпитали для оказания помощи и лечения раненых были направлены эмчи-ламы во главе с Кенсур Хамбо Ламой Иролтуевым. За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненных и павших Император Николай Второй пожаловал пандито хамбо ламе Итигэлову орден Святой Анны II степени и медаль.

Д.Д. Итигэлов был Председателем II Общебурятского съезда, который прошел в июле 1917 в Тамчинском дацане. Вскоре после этого он в связи с болезнью сложил с себя полномочия Пандито Хамбо Ламы и вернулся в Янгажинский дацан, где занимался просветительской деятельностью и лечебной практикой. Он создал труды по буддийской философии (их более 50), написал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор», оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам.

Последние дни и обретение нетленного тела

В 15-й день первого летнего месяца 1927 года в возрасте 75 лет ХII пандито хамбо лама Итигэлов в присутствии лам Янгажинского дацана попросил прочитать для него молитву «Благопожелание уходящему» (Нуга Намши). Ламы не могли решиться и тогда он начал ее читать сам. Ламы присоединились к чтению молитвы и после окончания обряда, и в соответствии с завещанием Д.Д. Итигэлова поместили его в позе лотоса в бумхан (саркофаг) и оставили в захоронении в местности Хухэ Зурхэн (в Иволгинском районе Республики Бурятия).

В 1955, в соответствии с завещанием Итигэлова ХVII пандито хамбо лама Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли бумхан с телом ХII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и убедившись в неизменности его тела, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 XIX Пандито Хамбо Лама Жамбал Доржо Гомбоев с ламами Иволгинского дацана повторно осмотрели тело ХII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и, убедившись в его сохранности, поместили в бумхан.

10 сентября 2002 ХХIV пандито хамбо лама Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты и другие) вскрыли бумхан хамбо ламы Итигэлова и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его в Иволгинский дацан. Когда тело ламы обследовали эксперты-патологоанатомы, их поразила фантастическая его сохранность — никаких следов тления, полная подвижность суставов, цвет кожи естественный, на ощупь она мягкая, словно живая. Буддисты считают, что в теле Итигэлова проявляется дух Будды и что лама жив. Далай-лама ХIV  выразил мнение о том, что, возможно, хамбо лама погрузился в состояние глубокой медитации и тончайшая форма его сознания “намши” продолжает находиться в теле. В любом случае, это единственный факт, подтверждающий возможности буддийских йогинов.

Тело Итигэлова хранится во дворце хамбо ламы. К нему открывают доступ лишь восемь дней в году — на это время его переносят в Согчен Дуган.

Читайте в Иркипедии:

  1. Гомбоев, Дампил — пандито хамбо-лама
  2. Гомбоев, Жамбал Доржи — пандито хамбо-лама
  3. Дармаев, Лубсан Нима — пандито хамбо-лама
  4. Ахалдаев (Ахалдин), Жимба — пандито хамбо-лама
  5. Иволгинский дацан — резиденция пандито хамбо-ламы
  6. Иволгинский дацан. Фотоальбом
  7. Иркутский дацан Рибо гэжэй намжал чойдублин
  8. Тубдэн Даржалин — буддийский дацан в поселке Усть-Ордынский
  9. Агинский дацан Даши Лхундублинг
  10. Анинский дацан Гандан Шаддувлинг
  11. Баргузинский дацан Гандан Ше Дувлин
  12. Буддизм в Иркутской области и Бурятии: главные сведения

Литература

  1. Биография Д.Д. Итигэлова // Институт хамбо ламы Итигэлова

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 28 августа 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.