Активность взаимоотношений России с Монголией наступает с началом XVII в., когда на рубежи Центральной Азии выходит Российское государство, а несколько позже Цинская империя. Монголия в XVII в. представляла собой ряд независимых объединений-ханств. Российское государство, занятое борьбой за выход к Балтийскому морю и обороной страны от интервентов, не в силах было уделять должное внимание восточному направлению в своей внешней политике. Московское правительство, осуществляя лишь общий контроль, передает местным воеводам как судебно-административные права, так и право отправлять в зарубежные государства и земли посольства [16, с. 13].
За столь короткое время Российским государством было сделано почти невозможное. Во-первых, военной силой казачества и продуманной политикой местных воевод на огромном протяжении была «очерчена» восточная граница. Во-вторых, был поставлен предел Цинской империи, и проживавшие на этом огромном пространстве племена и народы оказались как бы «поделены» между Цинами и Россией.
Контакты русских вначале с западными монголами, а точнее с княжеством Алтан-ханов, способствовали развитию российско- монгольских отношений в целом, познанию Российским государством монгольского мира. Существует один интересный факт и в бытовом плане. По всей видимости, появлению чая русские должны быть обязаны Алтан-ханам, которые торговали китайским зеленым чаем, и несколько пакетов напитка были переданы в дар царю Михаилу Федоровичу. В Москве чай-трава понравилась, и ее стали привозить в Россию в небольших количествах [16. с. 33]. Если говорить в целом, то именно торговая сфера явилась наименее конфликтной в российско-монгольских отношениях.
В деле установления российско-монгольских связей особая роль принадлежит Восточной Сибири. К северным границам Монголии русские казачьи отряды вышли в тот период, когда у монгольских князей Халхи, по всей видимости, еще была уверенность, что их может миновать угроза маньчжурского натиска. Отметим, что первые сведения о монголах Северной Халхи, их быте, хозяйстве и культуре русские получили еще в ходе продвижения в Приангарье в 20-30-х гг. XVII в. И уже в 40-х гг. XVII в. первопроходцы закрепляются на берегах Байкала и начинают продвижение в Забайкалье, к территории которого примыкали земли влиятельных и сильных монгольских князей - Тушэту-хана и Цэцэн-хана [8, с. 13].
Появление русских на бурятской территории с тревогой было воспринято монгольскими князьями. В дальнейшем вопрос подданства и данничества бурятского населения станет одним из основных предметов спора между Россией и Халхой. Естественно, для России обладание бурятскими землями решало государственную задачу в стратегическом плане. Появлялся плацдарм для дальнейшего освоения северо-восточных земель, препятствуя, таким образом, возможной значительной территориальной «прирезке» Маньчжурского государства. Во внешнеполитическом смысле через земли Северной Монголии открывался путь в Китай, к установлению торговых отношений с которым Россия стремилась на протяжении всего XVII в.
С конца 40-х гг. XVII в., практически одновременно с оседанием на землях бурят, данников монгольских князей, русские устанавливают контакты непосредственно с монголами. В 1647 г. в ставке Цэцэн-хана побывали русские люди во главе с атаманом И. Похабовым, интересовавшимся наличием серебряной руды. В обратный же путь вместе с отрядом И. Похабова двинулось посольство Цэцэн-хана, ставшее в 1648 г. первым монгольским посольством из Северной Халхи. В результате московских переговоров была достигнута договоренность о мире.
Как известно, путь в Китай через Джунгарию в связи с начавшейся в 80-х гг. XVII в. джунгаро-халхо-маньчжурской борьбой оказался надолго закрытым. И, тем не менее, можно утверждать, что это практически не отразилось на состоянии русских внешнеторговых связей. Уже с 70-х гг. XVII в. таковые связи стали устанавливаться из других, расположенных восточнее, сибирских городов. Выстраивалась новая линия по направлению в Китай - Красноярск, Енисейск, Иркутск, через Забайкалье и северомонгольские степи. Оформление новых торговых путей явилось результатом успешного освоения русскими восточносибирских областей. Новые пути были несравненно удобнее, поэтому независимо от политических событий в Джунгарии роль западного направления в русско-китайской торговле постепенно снижалась.
Конец 1685 г. был отмечен весьма важным событием. Стольник Ф. А. Головин был назначен великим и полномочным послом для ведения переговоров с маньчжурами по вопросу о границе. По вверенным полномочиям он фактически являлся наместником в Сибири. Начиналась длительная и трудная деятельность Ф. А. Головина как по организации обороны русских земель, так и по подготовке возможных мирных договоренностей. Другими словами, конечной целью миссии Ф. А. Головина должно было стать достижение официального соглашения о мире с Китаем и монгольскими феодалами, разрешение вопроса с границей и определение условий для торговых взаимоотношений [ 1, с. 191 -192].
Подписание договора состоялось 27 августа 1689 г. под стенами Нерчинска. Следует отметить, пользуясь спортивной терминологией, что все шесть статей договора отражали ситуацию «ничьей», наличествовавшую на тот момент в русско-маньчжурских отношениях. Россия сохранила свои позиции на Дальнем Востоке. Важнейшим военным, политическим и экономическим плацдармом, который позволил сохранить таковые позиции, явилась Восточная Сибирь. На этой территории, освоенной русскими несколько ранее описанного выше периода наивысшего напряжения в русско-маньчжурских отношениях, шел активный процесс формирования всех тех государственных структур, которые позволили на колоссальном удалении от центра решать важнейшие внешнеполитические вопросы. Центральная российская власть получила возможность на протяжении длительного времени через управленческие структуры Восточной Сибири осуществлять довольно активную дипломатическую политику по отношению к цинскому Китаю. Именно иркутский генерал-губернатор отвечал перед центральной властью за внешнеполитическую и внешнеэкономическую ситуацию на восточном направлении.
Русская православная церковь также воспользовалась удобным сибирским путем для исполнения своей миссионерской обязанности. В разные годы в составе Российской духовной миссии в Пекине на миссионерском и научном поприще будут трудиться и сибиряки. И, конечно, особо важную роль предстояло сыграть Восточной Сибири в дальнейшем развитии российско- монгольских отношений.
Со второй половины XIX в. можно отметить усиление российских экономических позиций во Внешней Монголии. В значительной мере этому способствовало открытие в 1860 г. в Урге российского консульства и в особенности подвижническая деятельность Генерального консула Я. П. Шишмарева [5-7; 13]. Первоначально в Монголии действовало лишь несколько русских торговых фирм. Но уже в 70-х гг. XIX в. счет их велся на десятки. Главными предметами вывоза в Россию являлись живой скот, пушнина и шерсть. В свою очередь Россия ввозила во Внешнюю Монголию ткани, сукно, муку, бакалейные и другие товары. Общий оборот российско-монгольской торговли с 1861 по 1900 г. вырос в 80 раз! К началу XX в. на одном только кяхтинском направлении годовой оборот достигал 19 млн руб. [14, с. 133]. Появились в Монголии и русские поселенцы, оседали они главным образом в долинах рек Селенги, Онона, Орхона и Тэс.
Но с начала XX в. развитию российско-монгольской торговли начинает оказывать серьезное противодействие капитал ведущих европейских держав, США и Японии, действовавший в основном через китайские фирмы. Окрыленная победой над Россией в войне 1904-1905 гг., особенно мощно на монгольском направлении начинает действовать Япония. Эти две страны после длительного периода противоборства и конфликтов пошли по пути взаимного признания интересов. Что касалось места Монголии в российско-японских отношениях, то к договору 1907 г. между Россией и Японией было приложено секретное соглашение, по которому Внешняя Монголия признавалась сферой влияния России, а Внутренняя Монголия (включая Баргу) - сферой влияния Японии [2].
Таким образом, в первом десятилетии XX в. Монголия становится ареной острой экономической и политической борьбы ведущих мировых держав. Дни маньчжурской династии в Китае были сочтены, в стране назревала революция. В этих условиях Россия пыталась усилить свое влияние в Монголии. В правительственных кругах, да и в целом в обществе, разворачивается дискуссия о месте Монголии в российской восточной политике.
Значимый вклад в понимание важности «монгольского вопроса» для России внесли ученые-востоковеды. Становление и развитие российского монголоведения - это отдельная интереснейшая история. Напомним лишь, что открытие в 1716 г. в Пекине Русской духовной миссии и первые экспедиции, организованные Российской академией наук в сопредельные с Монголией районы Сибири, стимулировали формирование в России научного интереса к истории и культуре монголоязычных народов. Именно в Иркутске в 1725 г. при Вознесенском монастыре было открыто первое в России востоковедное учебное заведение - Русско-монгольская школа.
XIX в. стал «звездным часом» для российского монголоведения. Возникши первые в мире университетские кафедры монгольского языка и академические центры. Появляются работы известных российских монголистов - Я. И. Шмидта, О. М. Ковалевского, А. В. Попова. А. А. Бобровникова, К. Ф. Голстунского. Во второй половине XIX в. и в начале XX в. российское монголоведение пополнилось трудами бурятских ученых - Д. Банзарова, Г. Гомбоева, Г. Цыбикова, Ц. Жамцарано, Б. Барадина. В плеяду великих русских путешественников и исследователей Центральной Азии влились сибирские общественные деятели - Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев, Д. И. Клеменц и др. Неоценимый вклад в исследование Монголии внесли сотрудники ВСОРГО - Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. В те годы российское монголоведение прочно занимало ведущие позиции в мировом востоковедении. Значительная роль в этом процессе принадлежала ученым и общественным деятелям Восточной Сибири [9].
В конце XIX - начале XX в. со стороны сибирского купечества предпринимались довольно успешные попытки внедрения в хозяйство Монголии. Это золотодобыча, строительство и обслуживание шерстомоек, экспедиции по заготовке скота для военных нужд в период Первой мировой войны. Сибиряки принимали участие в организации в Монголии ветеринарии, в области культуры - клубов, библиотек, кинематографа. Уже после революции 1921 г. в Монголию для налаживания здравоохранения был направлен известный иркутский врач П. Н. Шастин. Он открыл первую больницу и амбулаторию в Улан-Баторе. В 1934 г. П.Н. Шастин был награжден правительством Монголии орденом Трудового Красного Знамени. Ас 1961 г. городская больница Улан-Батора носит имя П. Н. Шастина. Иркутский врач прожил с семьей в Монголии с 1923 по 1937 г.
До провозглашения МНР, в первой четверти XX в., иркутяне активно участвовали в политической, экономической и культурной жизни соседней страны. На политическом небосклоне Монголии появились представители бурятской интеллигенции. Выдающуюся роль в развитии предреволюционной и послереволюционной Монголии сыграл Ц. Жамцарано. Какое-то время он являлся и профессором только что открывшегося Иркутского госуниверситета. Ц. Жамцарано был инициатором создания в Монголии первых светских школ, участвовал в издании первых газет и журналов, пропагандировал идею культурного единения монгольских народов. Правда, уже позже, в 1930-х гг., эти взгляды послужили причиной обвинения его и многих других представителей бурятской интеллигенции в панмонголизме, что привело к репрессиям.
С Иркутском связана и революционная история Монголии. В городе располагался Дальневосточный секретариат Коминтерна. Именно в его недрах вынашивались планы распространения мировой революции в страны Азии, здесь некоторое время работали Д. Сухэ-Батор и X. Чойбалсан. В 1920-30-х гг. происходит сближение СССР и Монголии. В 1936 г. между странами был подписан Договор взаимной помощи, в том числе и военной. В скором времени эти договоренности были проверены на практике. Со стороны СССР была оказана военная помощь Монголии во время событий на Халхин-Голе в 1939 г., а МНР, в свою очередь, безоговорочно поддержала СССР в годы Великой Отечественной войны, оказав Советскому Союзу существенную материальную помощь [12].
В послевоенные годы сотрудничество наших двух стран продолжалось по восходящей линии. В 1960-80-е гг. о Монголии можно было говорить как об одной большой стройке. Строились города, появлялись предприятия перерабатывающей промышленности, прокладывались линии электропередач. В этом процессе также участвовали представители предприятий Иркутской области. При помощи СССР Монголия достигла феноменальных успехов в области здравоохранения, культуры, искусства.
Но совершенно особое место во взаимоотношениях Приангарья и Монголии занимала сфера подготовки кадров. Именно Иркутск стал форпостом формирующейся в стране собственной системы образования. Первые попытки обучения монгольских поданных были предприняты именно в Иркутске в 1913 г. В 1920-3 0-е гг. работали знаменитые монгольские курсы при Иркутском госуниверситете. И, наконец, в 1960-80-х гг. два подготовительных факультета при Иркутском госуниверситете и Иркутском политехническом институте вывели Иркутск в лидеры среди городов Советского Союза в области подготовки кадров для соседней Монголии. Из стен иркутских вузов вышли руководители монгольского государства, большой отряд представителей партийно-государственной элиты. Работала система подготовки специалистов среднего звена и рабочих профессий. Так, например, в 1980-х гг. в средних специальных учебных заведения Иркутска, включая подготовительные факультеты, обучалось 1,9 тыс. граждан МНР, около 400 чел. приобретало рабочие специальности в профессионально-технических училищах Иркутской области.
Начало реформ в Монголии фактически было объявлено сразу же вслед за провозглашением в СССР в 1985 г. курса на перестройку. Страна практически испытывала все те же проблемы экономического кризиса, что и ее партнеры по социалистической системе во главе с Советским Союзом. Налицо были затратный характер всей экономической системы в целом, межотраслевая диспропорциональность и высокий, рискованный уровень подчиненности советской экономике. Проявления кризиса остро ощущались и среди самой правящей элиты Монголии. Все это переплеталось в сложном клубке противоречий, вело к усилению социальной напряженности. В начале 1990-х гг. на фоне демонстраций и голодовок на главной площади монгольской столицы в стране произошло разрушение однопартийной системы, сформировались новые молодые партии демократической направленности. В 1992 г. была принята новая монгольская конституция. 1990-е гг. положили начало и периода охлаждения в российско-монгольских отношениях, отдаления России и Монголии друг от друга.
Безусловно, регионы, граничащие с Монголией, всегда достаточно активно сотрудничали с соседней страной, но это сотрудничество осуществлялось в рамках плановой социалистической системы. До начала 1990-х гг. на страны Совета экономической взаимопомощи приходилось более 90 % внешнеторгового оборота Монголии, из них 80 % - на долю СССР. Теперь же надо было искать новые методы в условиях, когда и Россия, и Монголия окунулись в рыночную стихию [3; 4; 15; 17].
В 1981-85 гг. среднегодовой прирост внутреннего валового продукта в Монголии составлял 6,8 %, в 1986-1990 гг. - 3,8 %. В самом начале 1990-х гг. произошло некоторое снижение показателей, но с 1993 по 1996 г. вновь наблюдался рост - 2,6 %. Увеличение ВВП произошло в основном за счет развития сфер сельского хозяйства, строительства и транспорта. К концу 1990-х гг. рост инфляции снизился до 6,0 %, было приватизировано около 90 % государственных предприятий. Происходило также замещение монгольскими гражданами рабочих мест, на которых были традиционно задействованы советские специалисты. Только с 1985 по 1989 г. количество монгольских граждан в советских строительных организациях увеличилось в два раза и составило 12,2 тыс. чел., или 42 % списочного состава. К 1991 г. количество советских специалистов на объектах технического содействия уменьшилось на 70 %.
1990-е гг. - это время, когда Монголия начинает поиск экономического ориентирования на так называемого «третьего соседа». В этот период складывается целая теория «третьего соседа», смысл которой состоял в том, что стране необходимо уходить от доминирования двух мощнейших держав - России и Китая - естественных географических соседей Монголии. В оценках монгольских ученых и политических деятелей угадывалась многоликость «третьего соседа». В экономическом плане оформлялась ориентация на страны Европы, Японию и Республику Корея, в цивилизационно-религиозном смысле подтверждалось стремление страны к сохранению буддийских ценностных установок, гарантом же геополитического спокойствия должны были выступать США [10].
К концу 1990-х гг. Россия еще продолжала сохранять одно из ведущих мест в экономических отношениях с соседней страной. Доля России во внешнеторговом обороте Монголии составляла 23,1 %. Из этой значительной доли на Приангарье приходилось 40 %. Так, например, за 1997 г. экспорт из области в Монголию в 1,8 раза превысил объем экспорта 1993 г. и достиг 41 млн долл. США. В структуре экспорта преобладали нефтепродукты - более 80 %, около 8 % составляло оборудование для горно-обогатительных предприятий, запчасти для ремонта самолетов и других транспортных средств, 3,6 % приходилось на древесину и изделия из нее, 2,7 % — металлоизделия, около 2 % — продукция химической промышленности. Наиболее крупными предприятиями-экспортерами являлись ООО «Сиданко-Ангарск», АНХК, ЗАО «Энергис», ООО «Нефтесервис», АОЗТ «ИЗТМ», АООТ «Иркутский авиаремонтный завод», ЗАО «Восточно-Сибирская нефтехимическая компания», ООО «Международное сотрудничество».
Импорт из Монголии в 1997 г. составил 6,6 млн долл. США и почти в полтора раза превысил уровень 1996 г., который, в свою очередь, вырос более чем в 1,5 раза по сравнению с 1995 г. Более 80 % импорта Иркутской области из Монголии приходилось на мясо и мясопродукты, 5,6 % — на плавиковый шпат и природные камни, более 2 % - на непродовольственные товары. Основными импортерами являлись АО «Мясокомбинат “Ангарский”», АО «Мясокомбинат “Иркутский”», ОАО «Винея», АОЗТ «Большереченский», АО «Мясокомбинат “Братский”», АОЗТ «Мясокомбинат “Култукский”», комбинат «Сибсоль», Ангарский электролизно-химический комбинат.
Для сравнения: в 1999 г. внешнеторговый оборот Иркутской области и Монголии составил 57,7 млн долл. США. В 1990-е гг., как и сегодня, во внешнеторговом обороте области с Монголией наблюдался значительный дисбаланс между экспортом и импортом. В 1999 г. экспорт из Иркутской области в Монголию составил 48,4 млн долл. США. Товарную структуру экспорта характеризовала широкая номенклатура товаров, где преобладающей группой являлись нефтепродукты - 76,1 %. Импорт из Монголии в 1999 г. равнялся 9,4 млн долл. США. Поставки мяса составляли 97 % всего импорта из Монголии, остальное приходилось на плавиковый шпат, природные камни и на непродовольственные товары народного потребления.
Несмотря на общее снижение темпов экономического сотрудничества России и Монголии в 1990-е гг., уровень внешнеторгового оборота Иркутской области и Монголии во второй половине 1990-х гг. вырос более чем в полтора раза. Это стало возможным благодаря также созданию совместных предприятий как на территории Монголии, так и на территории Иркутской области. В Монголии за период 1991-1997 гг. было зарегистрировано 530 предприятий с иностранными инвестициями, в том числе 129 с российским участием, из них 15 предприятий с инвесторами из Иркутской области. Сферы деятельности этих предприятий: установка и ремонт горных машин и механизмов; обслуживание и ремонт строительных машин и механизмов; ремонт энергетического оборудования; производство товаров народного потребления, в том числе швейное производство; производство запчастей для жилищно-коммунального хозяйства; выделка шкур и пошив одежды и головных уборов из меха; туризм и гостиничное обслуживание [11, с. 81-82].
В 1990-е гг. на территории Иркутской области функционировало три российско-монгольских совместных предприятия. Доля монгольских учредителей в уставном капитале таких предприятий составляла 49 %. В те годы суммарный уставной фонд всех совместных предприятий с Монголией на территории области равнялся 25 тыс. долл. США, что составляло около 3 % общего уставного фонда всех совместных предприятий Иркутской области.
На состоявшемся в г. Улан-Баторе 19-21 марта 1998 г. VI заседании российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству были рассмотрены вопросы дальнейшего совершенствования выстраивающейся новой модели взаимоотношений. При определении направлений развития сотрудничества между Иркутской областью и Монголией было отмечено, что следует стремиться к индустриализации экспорта и к повышению в нем доли услуг.
В январе 2000 г. состоялся официальный визит правительственной делегации Монголии в Иркутскую область. В состав монгольской делегации входила большая группа представителей бизнеса соседней страны. Стороны обменялись мнениями по вопросам дальнейшего развития сотрудничества по конкретным отраслям. Во время визита монгольской делегации было подписано Соглашение между правительственными организациями Монголии и администрацией Иркутской области о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Следует отметить, что данное соглашение до настоящего времени является базовым правовым международным актом в отношениях между Иркутской областью и Монголией.
Министерство иностранных дел РФ всегда уделяло и уделяет пристальное внимание роли Иркутской области в развитии и укреплении взаимовыгодных российско-монгольских отношений. Этому способствовало и назначение послами в Монголию региональных руководителей. Так, с 2006 по 2009 г. Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Монголии работал экс-губернатор Иркутской области Б. А. Говорин. В период Советского Союза эту высокую должность занимали иркутяне - С. Н. Щетинин (1968-1973 гг.) и В. И. Ситников (1988-1992 гг.).
Фактически в условиях общего спада в торгово-экономических отношениях между Российской Федерацией и Монголией в 1990-2000-е гг. акцент в налаживании нового рыночного механизма между двумя странами переносится на региональный уровень. В целом это было совершенно правильное решение. За многолетний социалистический период сотрудничества именно приграничные российские регионы накопили уникальный опыт взаимодействия с Монголией. Сложились также определенные традиции и в налаживании связей с конкретными аймаками соседней страны. В этих условиях необходимо было не только не растерять накопленный потенциал, но и попытаться создать механизм обновленных партнерских отношений.
С начала 2000-х гг. начинается этап открытия в г. Улан-Баторе представительств приграничных с Монголией субъектов Российской Федерации. Одним из первых, с 2002 г., начало свою деятельность представительство Иркутской области. На сегодня помимо Иркутской области в Монголии работают представительства Республик Бурятия и Тыва, Алтайского и Забайкальского краев.
Основной целью деятельности представительства Иркутской области в Монголии является поддержка экономического продвижения регионального бизнеса на монгольский рынок, а также использование потенциала монгольских хозяйствующих субъектов для ускорения темпов роста экономики Иркутской области и повышения ее конкурентоспособности, наиболее полное представление интересов Иркутской области в сфере развития научно-технического, культурного, гуманитарного сотрудничества. Представительство осуществляет юридическое содействие иркутским товаропроизводителям и предпринимателям в продвижении продукции, повышении заинтересованности потенциальных партнеров в осуществлении инвестиций на территории Иркутской области, содействует установлению и поддержанию контактов и обменов между научными, культурными, творческими, общественными организациями и союзами, способствует реализации совместных программ и мероприятий.
Реальным вкладом в развитие российско-монгольских отношений на современном этапе является активное участие министерств и ведомств Приангарья в реализации решений Российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово- экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Так, например, в заключительный протокол XVI заседания Межправкомиссии (декабрь 2012 г.) вошло большинство вопросов, которые правительство Иркутской области регулярно поднимало в последнее время. В целях развития международного туристического проекта «Байкал - Хубсугул» будет установлен сезонный 7-дневный пропускной режим двухсторонних автомобильных пунктов пропуска Монды - Ханх. Были также зафиксированы положения о сотрудничестве в области топливно-энергетического комплекса, недропользования, промышленности, строительства, охраны окружающей среды и т. д.
К XI заседанию Подкомиссии по межрегиональному и приграничному сотрудничеству (2013 г.) правительство Иркутской области также внесло ряд инициатив. В области торгово- экономического и инвестиционного сотрудничества намечена организация взаимного обмена информацией о крупных предприятиях - производителях продуктов питания и непродовольственных потребительских товаров Монголии и крупных предприятиях оптовой и розничной торговли Иркутской области с целью установления торгово-экономического сотрудничества. С целью содействия расширению торгово-экономических связей предусмотрена и активизация межбанковского сотрудничества для возможного финансирования совместных инвестиционных проектов.
В области промышленности озвучены планы по привлечению к реализации инвестиционных проектов по строительству и модернизации электроэнергетики на территории Монголии производственных (ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Иркутская электросетевая компания»), строительно-монтажных, научно- исследовательских (Институт систем энергетики им. JI. А. Мелентьева СО РАН) и проектных организаций (ЗАО «Электросеть», ООО «Премьер-Энерго») Иркутской области. В области недропользования Байкальский филиал «Сосновгеологии» ФГУГП «Урангеологоразведка» готов участвовать в поисковооценочных и разведочных работах в Монголии.
На сегодня иркутская сторона готова изучить возможность участия компаний Приангарья в строительстве и проектировании жилья на территории Монголии в рамках реализации программы монгольского правительства «Доступное жилье для 100 тысяч семей». Есть необходимость в обмене информацией о возможности поставок в Монголию строительных материалов (изделий, конструкций), применении технологий по производству строительных материалов предприятий-производителей, расположенных на территории Иркутской области. Обращено внимание и на возможность открытия в Монголии филиалов предприятий области, выпускающих энергоэффективные и ресурсосберегающие материалы. Также, при условии заинтересованности со стороны Министерства строительства и градостроительства Монголии, соответствующие иркутские структуры выразили готовность оказать методическую помощь в части оценки возможности актуализации сметной нормативной базы Монголии.
Несмотря на открытие крупных месторождений полезных ископаемых и начавшуюся их разработку, сельское хозяйство по- прежнему остается основой экономики Монголии. Со стороны Иркутской области уже сформулированы предложения по расширению сотрудничества в сфере племенного животноводства, включая организацию поставок в Монголию племенного крупного рогатого скота и семени быков-производителей молочного и мясного направления, племенных овец и свиней, цыплят, а также инкубационного яйца. Будет продолжено взаимодействие по вопросам ветеринарного фитосанитарного контроля в рамках программы оздоровления скота в восточных аймаках Монголии. Традиционно иркутская сторона также организует для монгольских коллег курсы повышения квалификации по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов животного и растительного происхождения.
Своеобразным отчетом и одновременно значительной вехой в сотрудничестве между Приангарьем и соседней страной стала презентация Иркутской области в Монголии, проведенная в рамках Дней российско-монгольской дружбы и сотрудничества (октябрь 2013 г.). В состав региональной делегации вошли представители муниципальных образований, Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, представители промышленности и недропользования, транспорта и туризма, сельского хозяйства, науки и образования, культуры, медицины, выставочно-ярмарочной деятельности. Общее количество участников презентации Иркутской области от региона составило около 200 чел.
Иркутская сторона высказала ряд предложений, которые касались возможности реализации проекта строительства магистрального газопровода в Монголию для экспорта газа с Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Была озвучена готовность организации чартерных рейсов по маршруту Иркутск- Улан-Батор - страны Юго-Восточной Азии.
Во время бизнес-форума «Россия - Монголия: потенциал Иркутской области, перспективы взаимодействия» были представлены проекты компаний: ООО «ТД «Ункомтех», ООО «Братский завод мобильных конструкций», ЗАО «Инжиниринговый центр «Сиброн», СРО НИ «Восточно-Сибирское объединение энергоаудиторов», ООО «РН-СПЕКТР», ООО «Ангара-Реактив». Обсуждались вопросы возведения мобильного жилья и блочно-модульного строительства, внедрения альтернативных источников энергии, расширения объемов поставок кабельной и химической продукции, контейнеров для дорожного битума, оборудования для горнодобывающей и других отраслей промышленности Монголии.
Крупнейшие компании агропромышленного комплекса Иркутской области (группа предприятий «Янта», ООО «Саянский бройлер», СХОАО «Белореченское») предложили монгольским участникам пищевую продукцию, организовав на своих стендах дегустацию. Монгольские предприниматели выразили заинтересованность в осуществлении поставок молочной продукции, мяса птицы, яиц, лука из Приангарья. Со стороны монгольских компаний поступило предложение иркутским товаропроизводителям рассмотреть возможность импорта в регион монгольских национальных продуктов в замороженном виде.
С целью расширения торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Иркутской области и Монголии, а также продвижения продукции и услуг региональных компаний на монгольский рынок в рамках презентации была организована универсальная выставка предприятий и организаций Иркутской области. В работе выставки приняли участие 19 региональных компаний. Это не только уже прочно зарекомендовавшие себя в Монголии предприятия Иркутской области, такие как СХОАО «Белореченское», ГП «Янта», ХХК «Алекса Клиник», ЗАО «Восток-Сервис-Иркутск», но ряд компаний, которые входят или намерены войти на монгольский рынок: ООО «Саянский бройлер», ООО «Братский завод мобильных конструкций», ООО «Ангара-Реактив» и др.
Особое внимание уделяется вопросам сотрудничества в сфере культуры, спорта и туризма наших стран. В частности, монгольскую сторону интересуют вопросы участия Иркутской области в международном фестивале «Алтаргана», совместного развития туристического маршрута «Чайный путь» с участием КНР, Монголии и России, строительства в Монголии спортивных сооружений по типовым проектам, которые могли бы предложить иркутские проектировщики. Монгольская сторона была приглашена к участию в проектах, реализуемых на территории Иркутской области: международный лагерь «Байкал - 2020», международные фестивали музыки «Звезды на Байкале» и «Байкальский звук- 2014», кинофестиваль «Человек и природа», «Этнофестиваль конной культуры -2014», международный фестиваль зимних игр «Зимниада».
В течение многих десятилетий наиболее успешной стороной российско-монгольского сотрудничества в целом и сотрудничества Иркутской области и Монголии в частности была сфера образования, науки и культуры. В целом преодолены негативные тенденции оттока монгольских студентов из иркутских вузов конца 1990-х - начала 2000-х гг. Представительство Иркутской области в Монголии совместно с Советом ректоров проводят планомерную работу по привлечению в учебные заведения региона монгольских студентов, стажеров, аспирантов и докторантов. На сегодня около 1 тыс. монгольских граждан проходят обучение в иркутских вузах.
В сфере науки большую работу проводит Иркутский научный центр СО РАН. В качестве его партнеров выступают Академия наук Монголии и Министерство образования, культуры и науки Монголии. В центре внимания научных организаций находятся вопросы переработки угля, использования золы в производстве строительных материалов и ее утилизации. Иркутские специалисты делятся своими соображениями в области информационных технологий, поиска минеральных вод, технологии рекультивации территорий, которые необходимо проводить после работ по добыче полезных ископаемых. Внимание монгольских специалистов привлекают предложения иркутских коллег по мониторингу загрязнения вод и воздуха в г. Улан-Баторе, сейсмобезопасности, ландшафтному планированию, микрорайонированию, проведению анализа зон накопления тяжелых металлов, экологическому аудиту. В настоящее время иркутские и монгольские ученые участвуют в выполнении международного проекта «Комплексное управление природными ресурсами трансграничной экосистемы бассейна озера Байкал».
Традиционной и плодотворной сферой сотрудничества ученых и общественных организаций Приангарья и Монголии являются гуманитарные проекты, международные симпозиумы и научно-практические конференции. Иркутские монголоведы в течение многих десятилетий являются активными участниками международных конгрессов и симпозиумов, проходящих в Монголии. В настоящее время в несколько этапов осуществляется совместный проект «Дискуссионные проблемы российско-монгольских отношений первой четверти XX в.».
Давние творческие связи существуют у иркутских и монгольских художников. Частыми гостями в Монголии являются Иркутское художественное училище, арт-галереи DIAS и LeArt. Работы иркутских художников выставляются в Национальной художественной галерее Монголии, в выставочном зале Союза художников Монголии, в Российском центре науки и культуры в г. Улан-Баторе. В рамках презентации Иркутской области в Монголии (октябрь 2013 г.) состоялось знакомство монгольских читателей с российско-монгольским номером детского литературно-художественного журнала «Сибирячок» под девизом «Две культуры – один мир». Были открыты фотовыставка «Иркутское притяжение Валентина Распутина», выставка работ иркутских и монгольских художников «Искусство, которое объединяет», прошел гала-концерт Губернаторского симфонического оркестра Иркутской областной филармонии. Бесценную работу по сохранению исторической памяти в течение ряда лет проводят на Халхин-голе иркутские поисковые отряды.
Таким образом, Приангарье, пройдя многовековой путь становления и развития связей с соседней Монголией, и в настоящее время занимает лидирующие позиции в развитии российско- монгольских отношений.
1 Александров В. А. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVII в.) / В. А. Александров. - М. : Наука. 1969. - 240 с.
2 Батбаяр Ц. Монголия и Япония в первой половине XX в. / Ц. Батбаяр. - Улан-Удэ : ВСГАКИ. 2002. - 229 с.
3 Ганжуров В. Ц. Россия- Монголия (на трудном пути реформ)/ В. Ц. Ганжуров. - Улан-Удэ : БНЦ СО РАН. 1997. - 106 с.
4 Грайворонский В. В. Реформы в социальной сфере современной Монголии / В. В. Грайворонский. - М. : ИВ РАН. 2007. - 184 с.
5 Даревская Е. М. Сибирь и Монголия: Очерки русско-монгольских связей в конце XIX - начале XX вв. / Е. М. Даревская. - Иркутск : Иркут, гос. ун-т, 1994.-400 с.
6 Единархова Н. Е. Русские в Монголии: основные этапы и формы экономической деятельности (1861-1921 гг.) / Н. Е. Единархова. - Иркутск: Оттиск, 2005. - 252 с.
7 Единархова Н. Е. Русское консульство в Урге и Я. П. Шишмарев / Н. Е. Единархова. - Иркутск : Репроцентр А1, 2008. - 136 с.
8 Лиштованный Е. И. Исторические взаимоотношения Сибири и Монголии: культура и общество (XIX в. - 30-е гг. XX в.) / Е. И. Лиштованный. - Улан- Удэ : БНЦ СО РАН. 1998. - 173 с.
9 Лиштованный Е. И. Монголия в истории Восточной Сибири (XVII-XX вв.): учеб. пособие / Е. И. Лиштованный. - Иркутск : Иркут, гос. ун-т. 2001. - 144 с.
10 Лиштованный Е. И. От Великой империи к демократии / Е. И. Лиштованный. - Иркутск : Иркут, гос. ун-т, 2007. - 198 с.
11 Перевалова О. И. Направления развития внешнеэкономических связей с Монголией // Россия и Восток: взгляд из Сибири : материалы и тез. докл. к XI Между нар. науч.-практ. конф. - Иркутск, 1998. - Т. 1. - С. 88-92.
12 Рощин С. К. Политическая история Монголии / С. К. Рощин. - М. : ИВ РАН, 1999.-327 с.
13 Русский консул в Монголии : отчет Я. П. Шишмарева о 25-летней деятельности Ургинского консульства. - Иркутск : Оттиск. 2001. - 119 с.
14 Хамаганова Е. Л. Отчеты российского императорского консульства в Урге за 1897 г.: основные события // VIII Международный конгресс монголоведов.-М.. 2002. - С. 133.
15 Цэцэнбилэг Ц. Проблемы модернизации монгольского общества/ Ц. Цэцэнбилэг. - Улан-Батор : Ин-т философии, социологии и права 2002. - 148 с.
16 Чимитдоржиев Ш. Б. Взаимоотношения Монголии и России в XVII-XVIII вв. / Ш. Б. Чимитдоржиев. - М. : Наука. 1978. - 216 с.
17. Яскина Г. С. Монголия: смена модели развития. Политические и экономические реформы / Г. С. Яскина. - М. : ИВ РАН. 1994. - 363 с.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей