Новости

История. Развитие музейного дела в Приангарье // «Современная история Иркутской области: 1992-2012» Т. 2 (2012)

Вы здесь

Оглавление

К началу перестройки Иркутская область имела сложив­шуюся музейную сеть. Тон задавали два государственных музея – областные краеведческий и художественный. Ведущая роль при­надлежала краеведческому музею, который, обладая статусом объединенного, имел филиалы в большинстве районов области. Как в целом по стране, доминировали музеи краеведческого про­филя, комплексно представляя природу и историческое прошлое своей территории. Всего к 1990 г. на территории области функ­ционировало 22 таких музея, что составляло 6,6 % от всей музей­ной сети Сибири и Дальнего Востока [14, с. 107]. По количеству государственных музеев Иркутская область не особенно выделя­лась среди зауральских регионов. Так, ее ближайшие соседи Красноярский край и Республика Саха располагали соответст­венно 34 и 27 музеями. Кроме государственных в регионе было несколько десятков ведомственных и общественных музеев, сот­ни школьных. Во многих сельских поселениях при библиотеках существовали краеведческие уголки, в которых иногда выставля­ли предметы старины и этнографические коллекции. Значитель­ный ресурс составляли производственные музеи и уголки боевой и трудовой славы. В советский период любое крупное и даже среднее промышленное предприятие или организация обязатель­но имели собственную музейную экспозицию, рассказывающую об истории предприятия и передовиках производства. В них так­же выставлялись образцы производимой продукции.

Распад Советского Союза и начало серьезных преобразова­ний в общественно-политической и экономической жизни страны ознаменовали новый этап в культурном развитии региона. Не могли они не затронуть и музейного дела. Реорганизация систе­мы управления музейным делом и перестройка музейной работы проходили в условиях становления новой российской государст­венности, радикальных экономических реформ, складывания но­вых идеологических основ общественной и государственной жизни. Произошедшие перемены поставили перед музеями зада­чу деидеологизации, переосмысления своей роли и места в обще­стве, поиска новых форм и направлений деятельности. Наследуя традиционные функции хранения, изучения и представления об­ществу исторических артефактов, музеи должны были сущест­венно расширить сферу и формы своей деятельности, осваивая отечественный и зарубежный опыт, и тем самым соответствовать требованиям времени.

Наиболее сложным периодом стало начало 1990-х гг. Серь­езные изменения затронули краеведческие музеи, идеологически связанные с ушедшей эпохой. В первую очередь пострадали му­зеи и комнаты пионерской и комсомольской славы, историко-революционные, такие как музей В. В. Куйбышева в Жигаловском районе, музей истории политической ссылки в Братске и др. Во многих краеведческих музеях закрылись экспозиции по истории советского общества и местных партийных организаций. Му­зейные работники были вынуждены пересматривать концепции основных экспозиций, заметно снизился уровень научной и мас­совой работы. Но наиболее тяжелая ситуация, связанная с сокра­щением бюджетного финансирования сложилась в материальном обеспечении музейного дела. Это привело к ликвидации некото­рых музеев, прежде всего ведомственных и школьных, организа­ционным и кадровым трудностям, проблемам с выплатой зара­ботной платы, сокращению объемов услуг, старению материаль­ной базы. К этому можно добавить также резкое сокращение чис­ла посещений музейных выставок и экспозиций, что было вызва­но общей финансовой ситуацией в обществе [8, с. 229].

Наиболее серьезно пострадали производственные и ведомст­венные музеи, часть из которых просто прекратила свое сущест­вование, а их фонды были частично или полностью утрачены. Закрытие и реорганизация многих предприятий и учреждений приводила к тому, что созданные при них музеи и комнаты тру­довой и боевой славы становились бесхозными и в итоге растас­кивались или просто уничтожались. Так, исчезли богатейшие коллекции музея завода тяжелого машиностроения им. Куйбы­шева, радиозавода и ряда других предприятий. Показательна ис­тория музея Иркутской чаеразвесочной фабрики. После ее бан­кротства музей был ликвидирован, часть фондов была спасена и передана в Музей истории г. Иркутска, но многие ценные экспо­наты оказались в частных коллекциях.

Не менее печальна судьба музея Хайтинского фарфорового завода в пос. Мишелевка. Старейший в Сибири завод, основан­ный еще в 1869 г. братьями Переваловыми, не выдержал испыта­ний перестроечного времени. В 2003 г. предприятие прошло про­цедуру банкротства. Сначала завод перешел в ведение области, а вскоре после продажи в частные руки вообще остановился. Му­зейная коллекция изделий из фарфора, оцениваемая в 2 млн долл., оставалась бесхозной и выжила чудом. Спасением стала передача почти 5 тыс. экспонатов в областной художественный музей. Эта коллекция стала основой создания специализированного музея фарфора, который был открыт в 2009 г. в филиале музея - мемо­риальной усадьбе В. П. Сукачева [5].

Больше повезло музеям крупных промышленных предпри­ятий, сумевших выстоять в эти смутные годы. Свои музеи сумели сохранить Восточно-Сибирская железная дорога, управления Ир­кутской и Братской ГЭС, Иркутский алюминиевый завод (г. Шелехов), Иркутский аэропорт, областное управление связи и неко­торые другие. Примером может служить история музея Иркут­ского авиазавода. Завод при всех его реорганизациях не только сохранил свои производственные мощности, но и превратился в ведущее российское промышленное предприятие. Руководство завода уделяет своему музею большое внимание и достойное фи­нансирование. Специально для музея было построено отдельное помещение. Заметно обновились экспозиции музея, рассказы­вающие об основных этапах развития завода и ветеранах. В вит­ринах представлены модели всех типов самолетов, выпущенных и выпускаемых авиазаводом. Музей продолжает проводить ак­тивную популяризаторскую и экскурсионную деятельность.

Успешно сложилась и судьба музея связи, который был соз­дан еще в 1977 г. и долгие годы считался единственным научно- техническим музеем данной отрасли на всей зауральской терри­тории. Однако по-настоящему он заработал для широкой публики только с 1991 г., после того как был переведен в только что от­реставрированный каменный особняк, входивший когда-то в со­став усадьбы известных иркутских купцов и меценатов Басниных. В новом помещении открылись экспозиции: «В. Н. Баснин – купец, меценат», «Иркутский телефон» и «Иркутский телеграф», «С Сибирью связанные судьбы», «История сибирской почты», «История развития иркутского радио и телевидения». В 1995 г. в музее открылся новый зал современных средств связи с выходом в Интернет. Совместно с Иркутским государственным универси­тетом начала работу «Малая академия», в рамках которой проводятся конференции и семинары для школьников и студентов [12, с. 72-73].

Удачным решением для музея связи стала популяризация имени бывших хозяев усадьбы иркутских купцов Басниных и возрождение традиций музыкально-литературных салонов, кото­рые проходили в стенах этого дома. Это позволило преодолеть узкую ведомственную направленность музея, сделать его откры­тым для широкой аудитории. Пришло и признание. В 2007 г. Ир­кутский музей связи за свою разнообразную деятельность удо­стоился награды «Музей года». Событием в городе стало издание по инициативе музея в 2008 г. книги «Связь времен. Баснины в истории Иркутска», ставшей первым опытом комплексного изу­чения купеческой династии.

Несмотря на отмеченные негативные процессы начала пере­стройки, в регионе удалось сохранить большинство государст­венных и муниципальных музеев. Среди музейного сообщества на первых порах были опасения, что при скудном бюджетном финансировании музеи будут либо закрыты, либо приватизиро­ваны. К счастью государственные структуры сохранили ответст­венность за учреждения культуры и не допустили их разгосудар­ствления. Среди ведомственных музеев наиболее устойчивыми оказались вузовские. Они не только сохранились, но и содейство­вали появлению новых музейных кабинетов и уголков. Заметную роль в их консолидации и сохранении сыграл научно- методический совет ведомственных музеев при Совете ректоров вузов Иркутской области. К сожалению, музей ведущего вуза ре­гиона Иркутского государственного университета, с таким тру­дом созданный и открытый к 75-летнему юбилею в 1993 г., про­существовал недолго. В конце 1990-х гг. помещение, в котором он находился, было закрыто на ремонт, после чего передано под зал заседаний ученого совета. Лишь небольшая часть материалов музея сохранилась на кафедре политологии и истории историче­ского факультета ИГУ [6, с. 80]. Небольшие учебные музеи оста­лись лишь на некоторых факультетах классического университета.

На протяжении исследуемого периода для всех музеев об­ласти остро стояла проблема поиска финансовых источников су­ществования в новых рыночных условиях и привлечения в музеи посетителей. При всех сложностях музеи сумели изыскать до­полнительные источники финансирования кроме государствен­ного бюджета и платы за вход. Внебюджетные средства государ­ственных музеев складывались из доходов от предприниматель­ской деятельности (доходы от закрепленного за музеем недвижи­мого имущества; от использования музейного фонда), благотво­рительных пожертвований и спонсорских взносов, участия в рос­сийских и международных конкурсах и программах. Дополни­тельные источники финансирования помогли музеям Иркутской области не только выжить в условиях кризиса, но сохранить кад­ры сотрудников и расширить деятельность.

Несмотря на неустойчивое бюджетное финансирование, на­чиная с середины 1990-х гг. музейная деятельность в стране ста­билизировалась. Окрепли старые музеи и музейные комплексы, стали возникать новые музеи. Правовое положение и условия деятельности музеев в изменившихся условиях определил приня­тый 24 апреля 1996 г. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Совершенствовалась и правовая база музеев на региональном уров­не. Еще в 1997 г. был принят Закон «О музейном деле в Иркут­ской области», а в 2007 г. - «О государственной поддержке куль­туры в Иркутской области».

Ведущие музеи Иркутской области - областной краеведче­ский (ИОКМ) и художественный (ИОХМ) - по-разному пережи­ли «лихие» 1990-е. Большой проблемой для последнего стала пе­редача в 1994 г. Собора Богоявления, где размещался отдел си­бирского искусства, в Иркутскую епархию. Но взамен музей по­лучил после реставрации большой двухэтажный особняк в центре города, куда был переведен отдел и открыты новые выставочные залы. Это позволило заметно увеличить количество выставок, в том числе привезенных из других городов страны и зарубежных 100 стран. Все эти годы музей оставался душой современной художе­ственной жизни региона, а также одним из наиболее известных за пределами области музейных учреждений. С 2004 г. в нем ус­пешно реализовывался проект «Эрмитаж в Сибири», что позво­лило познакомить иркутян с шедеврами мирового искусства. Иркутский художественный музей обладает одной из наиболее зна­чительных за Уралом коллекций произведений искусства и с 1990 г. по праву носит имя своего основателя - В. П. Сукачева. Его фон­ды насчитывают свыше 22 тыс. произведений живописи, графи­ки, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Ежегодно музей посещает около 130 тыс. чел. С 1992 г. при музее открыта научно-реставрационная мастерская, ставшая единственным по­добным подразделением среди сибирских музеев. С 1986 г. му­зею принадлежит и великолепная усадьба основателя музея В. П. Сукачева, расположенная в прекрасном парке, занимающем 3,2 га. В феврале 1995 г. Указом Президента РФ усадьба В. П. Сукачева была отнесена к числу памятников федерального значения. При практически полном отсутствии в Сибири дворян­ских усадеб этот комплекс, наряду с мемориальными музеями декабристов, принял на себя задачи возрождения светской куль­туры и нравственных ценностей, сходные с теми, которые вы­полняют в Европейской России историко-мемориальные музеи- заповедники. Реставрация комплекса усадьбы затянулась более чем на десятилетие. Только в 2000 г. музею был передан первый отреставрированный объект - дом для гостей. К 2009 г. в усадьбе были отреставрированы еще три здания. В настоящее время в усадьбе размещено несколько выставок, рассказывающих о тра­дициях и быте семьи Сукачевых.

Наряду с выставочной деятельностью в последние годы ху­дожественный музей стал заметным центром искусствоведческой и научной работы. При финансовой поддержке созданного при музее попечительского совета и благотворительного фонда «Ме­ценат» были подготовлены к изданию десятки каталогов, путево­дителей и альбомов, которые по праву заслужили высокую оцен­ку специалистов на общероссийском уровне. Немало внимания уделяет музей просветительской работе, прежде всего с детской и юношеской аудиторией, проводя многочисленные экскурсии, лек­ции, консультации, различные культурно-массовые мероприятия.

В более серьезной ситуации оказался старейший в Сибири Иркутский областной краеведческий музей. Ему было гораздо труднее выйти из идейного кризиса, поскольку в советское время именно он был основным проводником советской идеологии в музейной сфере на территории области. Пересмотр концепций и форм деятельности музея, особенно в выставочной, научно- исследовательской и массовой работе, затянулся почти на деся­тилетие. Потеря региональных филиалов и статуса объединенно­го музея также не прошла бесследно. Проявлением затяжного кризиса стало выделение из состава музея его филиалов и преоб­разование их в самостоятельные музейные учреждения.

Первым с 1994 г. в самостоятельное плавание рискнул от­правиться архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Ре­шение о строительстве музея было принято еще в 1966 г. в связи с необходимостью спасения уникальных объектов деревянного зодчества из зоны затопления Усть-Илимской ГЭС. С 1980 г. он начал действовать в виде филиала Иркутского государственного объединенного музея. В то время в нем было представлено всего четыре экспозиции. В 1990 г. было принято решение о перепро­филировании музея деревянного зодчества в архитектурно­-этнографический. Таким образом, он получил возможность стать центром сохранения традиционной культуры народов Восточной Сибири. Став самостоятельным, АЭМ «Тальцы» достаточно бы­стро превратился в один из крупнейших и активно развивающих­ся музеев-заповедников Сибири. В 1995 г. Указом Президента РФ музейный комплекс был отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального значения. В том же году мо­лодой музей организовал и успешно провел международную на­учно-практическую конференцию «Проблемы развития музеев под открытым небом в современных условиях». В последующие годы в музее активно велись реставрационные работы, определя­лась стратегия его деятельности, создавались новые экспозиции. Уже в 1999 г. музей, ранее функционировавший лишь в летний туристический сезон, перешел на круглогодичную работу. В этом же году он стал методическим центром Сибири и Дальнего Вос­тока по проблемам музеев под открытым небом архитектурно-­этнографического профиля. Сегодня «Тальцы» – это не только место сохранения памятников народной архитектуры, но и попу­лярный туристический центр, в котором бывает большое число как иркутян, так и гостей нашего города. Сейчас здесь, на терри­тории в 70 гектаров, собрано более 80 уникальных памятников старой сибирской архитектуры, работают 17 экспозиций.

Следует отметить, что в России явно наблюдается дефицит музеев-заповедников. Из 103 музеев-заповедников и 41 музея – усадьбы за Уралом представлено всего 13 (т. е. 9 % от музеев по­добного типа) [2, с. 9]. Иркутская область на этом фоне выглядит даже лучше других. Кроме АЭМ «Тальцы» в области функцио­нирует архитектурно-этнографический музей «Ангарская дерев­ня» в Братске (начало создания- 1975 г., открытие- 1990 г.), входящий в состав Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары. Основной его задачей является показ историко-культурной среды Среднего Приангарья. В последние годы по инициативе муниципальных образований и при методи­ческой поддержке сотрудников музея «Тальцы» на территории области проводится музеефикация отдельных усадеб или целых комплексов историко-этнографического направления. Они дейст­вуют при Национальном музее Усть-Ордынского Бурятского ок­руга, в Заларинском районе (усадьба Гимборна - представителя этнической немецкой группы голендров в с. Пихтинск), в с. Вер­шина Боханского района (музей-усадьба польского поселенца), в с. Анга Качугского района (дом-музей Иннокентия Вениамино­ва). Администрация Казачинско-Ленского района выступила с инициативой создания в пос. Ключи этнографического музейного комплекса «Ленская деревня» [9, с. 104-107].

В 2000 г. в самостоятельное государственное учреждение куль­туры выделился Иркутский областной историко-мемориальный му­зей декабристов. Мемориальный комплекс представляет собой две усадьбы декабристов С. Г. Волконского и С. Н. Трубецкого, расположенные неподалеку друг от друга в исторической части города. Доя Сибири, где практически не было дворянских усадеб, подобные архитектурные ансамбли представляют исключитель­ную ценность. Реставрация мемориальных комплексов началась еще в конце 1960-х гг. Уже в 1970 г. в доме С. П. Трубецкого был открыт филиал краеведческого музея, с 1985 г. принял первых посетителей дом-музей Волконских. Став самостоятельным, историко-мемориальный музей декабристов сохранил и значитель­но расширил научно-исследовательские и массовые формы рабо­ты. Большую известность приобрели музыкальные вечера в сало­не М. Н. Волконской, домашний театр, образовательные курсы по дворянской культуре и этикету. Музей уже много лет органи­зует областной фестиваль «Декабристские вечера». В эти дни проходят концерты в областной филармонии, литературно­-музыкальные салоны в домах Волконских и Трубецких, литера­турные вечера в областных и городских библиотеках, выездные мероприятия в близлежащих городах, а также в «декабристских» селах: Урике, Олонках, Усть-Куде, Оеке, Елани и др. Также в рамках фестиваля в последние годы проводятся научно- практические конференции для школьников.

Сохранил музей и творческие контакты с учеными- декабристоведами страны и профильными музеями Сибири. Большую роль для превращения музея в научный центр изучения проблемы «Декабристы в Сибири» сыграло возобновление извест­ной декабристоведческой серии «Полярная звезда». С 2000 г. пра­во на ее издание получил музей, и с тех пор вышло 6 новых томов. Кроме того, музеем было издано несколько прекрасных альбомов и сборников статей. В 201 1 г. вышел первый номер вестника музея «Декабристское кольцо». В последние годы в музее появились но­вые выставки и экспозиции. В 2011 г., например, после полной реставрации возобновил свою работу дом-музей С. П. Трубецкого, представив значительно обновившуюся экспозицию.

Потеря филиалов заметно сократила экспозиционные пло­щади Иркутского областного краеведческого музея. К тому же с 1991 г. отдел природы был закрыт на капитальный ремонт. Толь­ко в 1996 г. был открыт первый зал, полностью же обновленная экспозиция отдела была представлена посетителям в декабре 2000 г. Потери площадей продолжались и в нулевые годы. В 2006 г. Спасская церковь, где размещались выставочные залы музея, была передана в ведение Иркутской епархии. И все же именно в эти годы ведущий музей области начинает выходить из кризиса, расширять свою деятельность, представлять населению новые услуги. Активизировалась экскурсионная работа музея по раз­личным направлениям. В частности, был разработан маршрут по местам, связанным с пребыванием в Иркутске А. В. Колчака. В развитие этой темы музей совместно с администрацией следст­венного изолятора № 1 Иркутска открыл музей «Тюремный за­мок», центром экспозиции которого стала камера, где провел свои последние дни «Верховный правитель» России.

В 2005 г. в здании музея была открыта музейная студия. Кроме показа коллекций и различных выставок в ее стенах про­водятся научно-практические конференции и семинары, встречи с представителями творческой интеллигенции и гостями города, а также концерты народной и классической музыки. В рамках празднования юбилея Иркутска в 130-м квартале был открыт но­вый филиал музея - «Окно в Азию». Он представляет собой комплекс из нескольких отреставрированных зданий, в которых раз­местились экспозиции, рассказывающие о роли Иркутска в изу­чении и установлении политических, экономических и культур­ных связей со странами Азиатского континента. Отличительной особенностью новых экспозиций является активное использова­ние новых технологий - сенсорных экранов и другого цифрового сопровождения. Еще одним филиалом музея стал культурный центр Александра Вампилова, открывшийся в Иркутске в 2012 г. к 75-летнему юбилею драматурга.

ИОКМ по-прежнему остается ведущим научно-методическим центром для муниципальной музейной сети региона, консульти­рующим и помогающим строить новые экспозиции и музеи. С 2002 г. на его площадях стали регулярно проходить музейные «маевки», приуроченные к Международному дню музеев. В рам­ках этого музейного фестиваля проводятся семинары и знакомст­во с современными музейными технологиями, музеи обмениваются опытом, представляют свои презентации, наработки, планы, обсуждают текущие проблемы.

Таким образом, Иркутский областной краеведческий музей продолжает оставаться ведущим музеем региона. Его фонды на­считывают ок. 250 тыс. ед. хр. основного фонда и около 160 тыс. вспомогательного. В них представлены предметы, документы, фотографии, характеризующие быт, материальную и духовную культуру народов Сибири, Дальнего Востока и стран Юго-Восточной Азии. Книжное собрание включает 80 тыс. книг, газет и журналов. Ежегодно на экспозиционных площадях музея про­ходят более 50 выставок, а количество посетителей составляет до 300 тыс. чел. в год.

В постперестроечное время обнаружился явный дефицит знаний истории локальных поселений, малых городов и сел. С демократизацией общества и тенденцией более самостоятельного развития отдельных регионов страны значение краеведения ста­новится все очевиднее. Возрождение интереса к местному крае­ведению в 1990-х гг. было вызвано тем, что в ситуации резкого ослабления центральной власти и распада советской империи многие территории стремились опереться на собственные ресур­сы, в том числе традиции и исторический опыт. Проявлялось стремление осознать себя как субъекта через то особенное, что отличало социально-экономический, физико-природный и историко-культурный облик края. Одним из проявлений обществен­ной необходимости осмысления уроков прошлого, осознания своей сопричастности к историческому процессу стало появление городских и поселковых музеев. В отличие от государственных они имели возможность сосредоточиться на историческом опыте небольших территорий, показать роль и место конкретного посе­ления в развитии региональных административных, хозяйствен­ных и культурных связей.

Развитию музейного дела в стране содействовали реформа местного самоуправления и перераспределение полномочий в сфере культуры между региональными и местными властями. Муниципальные образования всех уровней получили право орга­низовывать и содержать музеи, отражающие специфику своей территории. В результате за 1990-е гг. заметно возросло количе­ство муниципальных музеев в Иркутской области. Прежде всего рост происходил за счет того, что областной краеведческий музей перестал быть объединенным, и на базе его филиалов образова­лись самостоятельные районные и городские музеи. В Иркутске, Шелехове, Заларях, Зиме, Усть-Илимске и некоторых других му­ниципальных образованиях появились новые музеи краеведче­ского типа. В результате уже в начале 2000-х гг. в области дейст­вовали 38 муниципальных музеев с шестью филиалами [3, с. 75]. Правда, далеко не всегда развитие местного самоуправления имело для музеев столь ощутимый результат. В ряде случаев «оптимизация» бюджетной сети на муниципальном уровне обер­нулась фактической ликвидацией музеев путем преобразования их в структурные подразделения поселенческих и межпоселенческих многопрофильных культурно-досуговых центров.

Среди муниципальных музеев региона особое место занима­ет Музей истории г. Иркутска. Его открытие в 1996 г. стало за­метной вехой в культурной жизни города. В отличие от других музеев областного центра, имеющих более значительные фонды и традиции, городской музей выбрал в качестве основного объек­та своего внимания историю города в самом широком ее понима­нии. Он знакомит посетителей с эволюцией городского пространства, развитием архитектурной самобытности, памятниками ис­тории, архитектуры и культуры. Но в центре внимания - повсе­дневная жизнь жителей города. Жизнь иркутянина представляет­ся на различных исторических отрезках как бы изнутри, через быт, традиции, семейный уклад. Не случайно героями и главны­ми участниками экспозиций музея являются сами горожане. «Мы с вами и для вас» - таков девиз музея [13, с. 72-73].

Основой деятельности любого музея являются его фонды. Несмотря на молодость, городской музей хранит в своих запас­никах более 70 тыс. фотографий, документов, вещественных кол­лекций. Основными источниками пополнения фондов выступают подарки населения и поисковая работа сотрудников музея. В раз­ное время в фонды поступили коллекции музеев сибирской фото­графии, чаеразвесочной фабрики, строительства Иркутской ГЭС, радиокомитета, лаборатории истории Сибири Иркутского госуниверситета, народного художника России, почетного гражда­нина города В. С. Рогаля. С помощью старожилов и коллекцио­неров собираются уникальные материалы, отражающие общест­венный и культурный быт иркутян.

Музей города удивительно быстро смог занять достойную нишу в культурном пространстве Иркутска, успешно конкурируя с областным краеведческим музеем по количеству выставок, раз­нообразию форм и методов научной и массовой работы. Многие из его многочисленных выставок и экспозиций стали первым опытом музейного обращения к малоизвестным страницам исто­рии города. Музей имеет статус комплексного городского музея, что позволяет вести не только историко-краеведческое направле­ние, но и устраивать выставки художников и фотохудожников, мастеров прикладного искусства, проводить массовые мероприя­тия, литературно-музыкальные вечера и краеведческие салоны. Очень быстро музей начал обрастать новыми филиалами. С 1999 г. открыл свои площади для художников, фотохудожников и масте­ров прикладного искусства филиал музея - городской выставоч­ный центр им. В. С. Рогаля, через пять лет был открыт филиал «Солдаты Отечества», ставший центром военно-патриотического воспитания молодежи. Особенно заметное расширение площадей музея произошло в последние годы. В 2009 г. музею после рес­таврации был передан комплекс из двух каменных зданий - быв­шее начальное училище Кладищевой (Сибиряковой). В нем раз­местился отдел истории и еще один филиал - «Дом ремесел». То­гда же музею были переданы еще два старинных деревянных особняка, в которых были открыты Музей городского быта и Му­зей чая. Наконец, в 2013 г. на баланс музея города были переданы Московские ворота, воссозданные в новоделе к юбилею Иркутска.

Современный опыт музейной деятельности настоятельно требует выхода за пределы традиционных форм работы. Музей истории г. Иркутска также не ограничивается только культурно-­просветительской работой. Он превратился в место массового досуга и общественных встреч, стал образовательным и изда­тельским центром. Традиционными стали конкурсы и викторины, передвижные выставки, литературно-музыкальные вечера. Одно из приоритетных направлений музея – развитие интереса и любви к родному городу. Программа школьного краеведения включает проведение ежегодной научно-практической конференции «Мой город», организацию детских археологических и эколого-­краеведческих лагерей на Байкале, развитие международного детского сотрудничества. При музее в разное время были созда­ны детско-юношеская организация «Иркутск-Форт-Росс», ак­тивно участвующая в развитии связей со школьниками и моло­дежью США, клубы «Встреча» для бывших репрессированных и членов их семей, «Почетные граждане города Иркутска» и люби­телей бальных танцев «Ностальгия».

Отдельного разговора заслуживает научно-исследовательское направление музея. В последние годы он превратился в настоя­щий центр изучения процессов городского развития и купеческих династий Иркутска. Эта тенденция проявилась в присвоении му­зею имени крупнейшего сибирского предпринимателя, ученого и мецената А. М. Сибирякова. С 2011 г. по инициативе музея про­водятся «Сибиряковские чтения», издается печатная продукция, посвященная истории сибирского предпринимательства и разви­тию городского сообщества. Заметным событием стало появле­ние книг о почетных гражданах Иркутска, женщине-иркутянке, истории школьного образования. Признание в научном сообще­стве Сибири получил сборник статей «Сибирский город в XVIII - начале XX в.» (издано 9 выпусков). Вкладом музея в расширение круга источников по истории Иркутска стало издание воспоми­наний JI. И. Тамм, Г. М. Бутакова, Б. А. Демьяновича и других известных иркутян.

Еще один самобытный муниципальный музей появился в эти годы в Шелехове. По инициативе общественности города и мо­лодежного туристско-краеведческого объединения «Наследники» в середине 1990-х гг. был учрежден музейно-выставочный центр им. Г. И. Шелихова. Почти пять лет он не имел своего помеще­ния, базируясь то в доме культуры, то в библиотеке, проводя большую популяризаторскую работу и собирая коллекции по ис­тории города и района. Заметной вехой в его развитии стало ус­тановление тесных связей с родиной Г. И. Шелихова - г. Рыль- ском, а также участие в организации большой научно- практической конференции, посвященной 200-летию со дня смерти «Колумба Росского». В ней приняли участие ведущие специалисты по истории Русской Америки из Москвы, Петербур­га, Рыльска, Красноярска и Иркутска, а также гости из США.

В феврале 2000 г. музейно-выставочный центр им. Г. И. Ше­лихова был реорганизован в музей Г. И. Шелихова. В своем кон­цептуальном аспекте музей Г. И. Шелихова уникален. Он являет­ся единственным в стране музеем, рассказывающим о жизни и деятельности основателя постоянных русских поселений в Се­верной Америке, инициатора создания Российско-Американской компании. Основными задачами музея стали изучение истории Русской Америки и деятельности Г. И. Шелихова, формирование музейных коллекций об истории города, Шелеховского района, сохранение, изучение и развитие историко-культурного наследия родного края.

Музей расположен в специально построенном двухэтажном доме с просторным холлом. В нем разместились шесть залов, в экспозициях которых находится более 3 тыс. экспонатов. Один из залов рассказывает о том, как рождался молодой город и строил­ся алюминиевый завод. Здесь же - жизнь современного Шелехова, его люди, славные события и памятные дела. Особое место отведено побратимским связям города с японским Неагари. На втором этаже царит атмосфера XVIII в. - здесь разместился зал, посвященный Г. И. Шелихову. Специально для этой экспозиции изготовлена диорама побережья Алеутских островов. Еще один зал рассказывает об истории Русской Америки и подвижнической жизни апостола Аляски Иннокентия Вениаминова.

Еще один оригинальный муниципальный музей находится в Ангарске. Единственный в России музей часов был открыт еще в 1968 г. при местном краеведческом музее. Основой для его соз­дания послужила частная коллекция П.В. Курдюкова, насчиты­вавшая около 700 экспонатов. В 1993 г. экспонаты были перене­сены в специально реконструированное для этой коллекции зда­ние, после чего музей часов зажил новой жизнью. В настоящее время в музее собрано более 1 500 экспонатов. Экспозиция музея часов подчинена теме «У каждого времени свои часы» и распола­гается в 10 залах. В музее представлены часы XVIII-XX вв. стран Западной Европы, России, Японии в корпусах из бронзы, мрамо­ра, фарфора и дерева. В коллекции есть уникальные экспонаты - часы Франции, Англии XVII-XIX вв., русская диковинка масте­ров Бронниковых (карманные деревянные часы), настоящие кос­мические часы, которые когда-то находились на борту орбиталь­ной станции «Салют-6», подаренные космонавтом Георгием Гречко. Очень редкие часы - с изображением греческой богини Афины Паллады, подобных часов в России больше нет. Самые большие часы - напольные - достигают высоты 2,5 м, самые ма­ленькие - изящные часы высотой всего лишь 2,5 см. Музей часов пользуется большой известностью, и сюда приезжают не только из областного центра и близлежащих городов, но и из других мест нашей страны.

В последнее десятилетие XX в. общемировой тенденцией стало создание естественно-научных музеев, связанных с изуче­нием и популяризацией природного мира и экологических про­блем. Большую популярность приобрели музеи-заповедники с живыми экспозициями: музеи-аквариумы, террариумы, дендра­рии, различные модификации зоопарков и ботанических садов, экологические тропы и т. п. Активизация этих музеев связана с повышенным интересом специалистов и широкой общественно­сти к проблемам охраны живой природы, целостности экосистем и возрастающей популярностью отдыха на лоне природы, массо­вым увлечением населения любительским садоводством, цвето­водством, содержанием домашних животных и т. п. [4, с. 186].

В Иркутской области подобных музеев пока очень немного. Можно назвать отдел природы областного краеведческого музея, музей охотоведения при Сельскохозяйственной академии, Бота­нический сад Иркутского государственного университета. Но наиболее интересен опыт Байкальского музея в пос. Листвянка, одного из трех существующих ныне в мире музеев озер. Он был создан в 1993 г. как структура Лимнологического института, а с 2009 г. является единственным самостоятельным музейным на­учным учреждением в СО РАН. Выполняет фундаментальные научные исследования и прикладные разработки, связанные с особенностями эволюции озере Байкал, формированием научных фондовых коллекций и банка данных байкальской экосистемы, просвещением и образованием широких слоев населения. Музей располагается в трехэтажном здании на берегу Байкала. Его фон­ды насчитывают около 17 тыс. единиц хранения, коллекции - 5 899 видов. Музей выступает как важнейший элемент системы формирования и трансляции научных знаний о Байкальском ре­гионе. В последние годы заметно изменились его экспозиции и информационное пространство на основе новейших музейных технологий. В музее создана единственная в мире экспозиция, состоящая из 11 аквариумов (объемом 5-37 куб. м) и являющаяся одновременно частью природного водоема с живыми представи­телями байкальской фауны - от губок до млекопитающих. Во­круг музея сформирована живая экспозиция уникальных ланд­шафтов Байкальского региона - дендропарк площадью в 4 га. Для посетителей музея функционируют интерактивные экспозиции «Батискаф», «Удаленный мониторинг байкальских организмов в режиме реального времени» и другие новейшие технологии. При музее действует экологический образовательный центр, в кото­ром проводятся научно-практические конференции, летние шко­лы и олимпиады по байкаловедению.

Байкальский музей стал местом обязательного посещения для российских и иностранных туристов, приезжающих на озеро Байкал. В год его посещают до 150 тыс. чел. В ближайших пла­нах создание здесь Байкальского музея-аквариума и превращение Байкальского музея в Музей естественной истории, что сущест­венно повысит престиж Иркутской области и Сибирского регио­на в целом [11, с. 142-146].

Появление частных музеев стало реальным выражением произошедших в стране перемен. При отсутствии поддержки со стороны государства многие частные музеи создаются настоя­щими энтузиастами и подвижниками, стремящимися музеефицировать собственные коллекции или реализовать оригинальные и актуальные проекты. При этом они меньше всего связаны с му­зейными структурами, законодательством и основными формами массовой деятельности. В результате за счет небольших, но инте­ресных проектов энтузиастов в сферу частных музеев может при­ходить как малый бизнес, так и состоятельные бизнесмены - вла­дельцы серьезных коллекций антиквариата и предметов искусст­ва, а также меценаты. В начале 1990-х гг. частные музеи стали постепенно возвращаться в музейный мир России, причем не только в столицах, но и в провинции. Большинство из них не имеет юриди­ческой регистрации, а их фонды сложно поддаются учету.

Первый в России частный музей минералов был открыт в г. Слюдянка Иркутской области в мае 1990 г. Основу коллекции музея составили минералы, собранные в окрестностях города и на Хамар-Дабане. В настоящее время в музее экспонируется более 10 тыс. образцов многих месторождений бывшего СССР и из-за рубежа. При музее действует туристический комплекс для же­лающих более близко познакомиться с южным Прибайкальем. А один из последних частных музеев появился в Иркутске в 2012 г. Это первый в России частный музей кладоискателей, созданный Р. Кавчиком, президентом клуба «Кладоискатель и золотодобыт­чик». Основу коллекции составили находки, обнаруженные чле­нами клуба на территории Иркутской области. Также в музее экспонируются артефакты, привезенные из Бурятии, Забайкалья и европейской части страны. Посетители могут увидеть уникаль­ные вещи, такие как: станок фальшивомонетчика начала прошло­го века; кованые ножницы XIX в., обнаруженные на месте усадь­бы декабриста С. Г. Волконского в с. Урик; различные сибирские и российские монеты, старинные монгольские и китайские вещи [10].

Среди частных музеев значительную часть составляют кар­тинные галереи. Иркутск также не исключение. Первая частная галерея «Палитра» (сейчас она называется LeArt) Лины и Дмит­рия Ермонтович появилась в Иркутске в 1996 г. и почти сразу стала получать заказы на составление художественных коллек­ций для организаций, бизнес-структур и частных лиц. Арт- галерея DiaS Дианы Салацкой существует всего несколько лет, но активнее других участвует в художественной жизни Иркут­ской области, проводя выставки иркутских художников не только в своем зале, но и на других площадках, включая музейные. DiaS работает как с мастерами - народными и заслуженными худож­никами России, так и с молодежью, поэтому на выставках, про­водимых галереей, можно встретить самые разные имена.

Картинная галерея известного иркутского предпринимателя Виктора Бронштейна выросла из его коллекции, которую он со­бирал около 20 лет. Сегодня его коллекция живописи и скульпту­ры- одна из самых больших в Иркутске и насчитывает около 700 произведений искусства. Многие из них экспонировались в различных музеях, на зональных и областных выставках. Вес­ной 2011 г. коллекция была выставлена в его собственной гале­рее. В планах мецената строительство частного музея современ­ной иркутской живописи. Кроме указанных в городе действуют «Галерея Rеvолюция», картинная галерея художников Муравье­вых, галерея молодежного объединения «Ноосфера». Еще одна частная галерея появилась в пос. Листвянка в 1995 г. Построен­ная архитектором, поэтом и художником В. Пламеневским, она быстро превратилась в своеобразную творческую дачу для его друзей и коллег.

Музейное дело является одним из важных аспектов культур­ной жизни Иркутской области. Регион всегда отличали богатые музейные традиции. Несмотря на некоторые трудности, музейная сеть области достойно выдержала испытание временем и про­должает успешно функционировать. В настоящее время в Иркут­ской области насчитывается 5 государственных и 40 муници­пальных музеев. Таким образом, количество музеев данной груп­пы за два последних десятилетия выросло в два раза. По своему профилю из 45 музеев государственного и муниципального под­чинения 36 музеев историко-краеведческие, 2 - художественные и 1 - мемориальный. Многие музеи имеют свое, только им при­сущее, направление - от музея соли в г. Усолье-Сибирском или единственного в стране мемориального музея выдающегося со­ветского конструктора ракетно-космических комплексов М. К. Янгеля в г. Железногорске до открытого в 201 I г. на родине Е. Евтушенко музея поэзии в г. Зиме. Ежегодно их посещают до 1 млн чел. Основной фонд государственных и муниципальных музеев насчитывает 580,2 тыс. единиц хранения, еще 376, 8 тыс. ед. составляют экспонаты научно-вспомогательного фонда [ 1, с. 9]. Музеи области не только хранят коллекции, но активно их изучают и популяризируют. Ежегодно в них проводится в сред­нем 1 100 выставок, свыше 15 тыс. экскурсий.

В регионе действуют свыше 30 ведомственных и более 300 школьных музеев. Все они, большие и маленькие, открыты для посетителей и вместе организуют музейное пространство регио­на. В начале нулевых годов заметно выросло количество школь­ных музеев. Если в 2000 г. в области насчитывалось 162 школь­ных музея и уголка, то в 2009 г. их было уже 302 [7, с. 123]. Надо заметить, что колебания их численности зависят не только от финансирования. Большое значение имеет отношение к ним со сто­роны администраций регионов и школ, наличия или отсутствия энтузиастов среди учителей. Школьные музеи и их коллекции беззащитны от хищений, равнодушия администрации, элемен­тарной безхозяйственности. Заметной частью музейной сети ста­новятся частные музеи.

Общие статистические данные о государственных и муни­ципальных музеях приведены в табл. 1.

В музеях Иркутской области традиционно проходит много культурно-массовых мероприятий по популяризации музейных фондов, разнообразных по формам и составу участников. Это праздники и фестивали, краеведческие викторины, конкурсы, мастер-классы и т. п. Культурно-образовательная и культурно­-просветительская деятельность музеев становится все более от­крытой, доступной и социально ориентированной. Становятся традиционными такие мероприятия, как международная музей­ная акция «Ночь в музее», областной проект «Музейный фести­валь “Маевка”», музейно-образовательный проект по школьному краеведению «Ревякинские чтения» на Ольхоне. Очевидно, что музейная деятельность приобретает все большее общественное значение, возрастает роль музеев в сохранении и интерпретации историко-культурного наследия региона, образовательном процес­се и организации досуга. Современные музеи де-факто становятся центрами образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций. Приметой последнего времени стала ком­пьютеризация музеев, в наиболее крупных из которых появились собственные достаточно информативные, с неплохим дизайном сайты. Информация о государственных и некоторых муниципаль­ных музеях вошла в информационный портал «Музеи России».

Таблица 1

Музеи Иркутской области в начале XXI в.*

Год

2007

2009

2010

2011

Число музеев

43

43

49

45

Объем музейных фондов

526 799

924 563

930 104

968 563

Общая площадь музеев (кв. м)

73 528,75

78 698.42

42 230.58

43 212,75

в том числе экспозиционная

57 668.2

60 650.15

21 727,15

22 349,06

в том числе под хранение фондов

5 046,2

5 381,12

5 297,91

5 580,59

Число строений

152

277

277

286

Общее число посещений (тыс. чел.)

818,6

876.4

861,5

846,5

Число экскурсий

13 851

15 052

16 154

15 494

Число выставок

857

1 234

1 130

1 230

Численность работников

969.5

1 007

990

966

Сумма бюджетного финанси­рования (тыс. руб.)

162 036.4

183 252

206 559,16

331 111,16

Иные источники финансиро­вания

18 759.5

24 819,9

29 252,8

52 381,1

Средняя заработная плата (тыс. руб.)

6,13

9,2

10,4

16.7

Число музеев, имеющих ком­пьютеры

30

42

44

44

Число музеев, имеющих вы­ход в Интернет

18

22

33

33

Число персональных компью­теров

168

258

284

319

 

*Таблица составлена на основе статистических отчетов музеев в Министерство культуры и архивов Иркутской области.

 

С целью расширения музейного пространства и более широ­кого охвата населения с сентября 2010 г. Иркутский областной краеведческий музей запустил новый ежегодный проект «Музей­ный экспресс», в рамках которого специальная бригада музейных работников выезжает в города и села Иркутской области с лек­циями, мастер-классами и передвижными выставками на заранее выбранную тему. Так, в преддверии юбилея областного центра жителям области были представлены сразу несколько передвиж­ных выставок: «Путешествие по городу Иркутску» с картами, схемами и фотографиями города конца XIX в., «Духи предков в звуках бубна» с предметами шаманского культа, а также выстав­ка «Возможно быть другим», рассказывающая о толерантных от­ношениях. Посетителям была представлена возможность прикос­нуться к уникальным историческим реликвиям, которые хранятся в областном музее.

Развитию интереса к историческому прошлому края должны были способствовать не так давно прошедшие юбилеи - 350 лет Иркутску (2011 г.) и 75 лет Иркутской области (2012 г.). В связи с ними были открыты новые филиалы музеев в Иркутске, проводи­лись десятки выставок и других массовых мероприятий. Далеко не все задуманное в итоге удалось реализовать. Главным событи­ем юбилейного года стало открытие 130-го квартала, который, по замыслу проектировщиков, должен был воссоздать историческую деревянную застройку Иркутска и наполнить ее соответствую­щим содержанием. Однако из музеев там появились лишь музей­ный комплекс «Окно в Азию» и картинная галерея Муравьевых. Возможно, появится частный музей «Ноосфера» с планетарием, но его открытие отложено на неопределенное время. Все осталь­ное пространство «Иркутской слободы» - так официально назы­вается 130-й квартал, заполнено торгово-развлекательными заве­дениями, кафе и ресторанами.

К большому сожалению, юбилейные мероприятия не смогли заметно расширить научно-краеведческий потенциал региона. Особенно обидно за областной краеведческий музей, который так и не смог стать «застрельщиком» новых краеведческих изданий по истории города и области и объединить творческие силы го­рода на сколько-нибудь серьезное обсуждение исторических тра­диций и опыта региона. Более активны были другие музеи. Так, Музей г. Иркутска совместно с кафедрой истории классического университета успешно провел Всероссийскую конференцию «Иркутску 350 лет - история и современность» и издал ее мате­риалы. Весьма плодотворной стала идея Музея города разместить музейные выставки непосредственно в общественном городском пространстве. Совместно с благотворительным фондом «Насле­дие иркутских меценатов», на площадях Иркутска были размеще­ны экспозиции «Дорога к храму» и «Лики Иркутска», а в после­дующие годы – выставки «Иркутск и Русская Америка» к 200-летию русской крепости Форт-Росс в Калифорнии, «Иркутск и война 1812 г.», «400 лет дома Романовых», вызвавшие большой интерес и признание иркутян и гостей города.

Подводя итоги, несколько слов хотелось бы сказать о тех проблемах, которые сдерживают возможности развития музейно­го потенциала Иркутской области. По-прежнему оставляет же­лать лучшего материальная база музеев, крайне мало площадей для хранения музейных коллекций. Только 7 музеев в регионе размещены в специально построенных помещениях. Здания, в которых расположено большинство музеев, требуют реконструк­ции и реставрации. По данным на 2011 г., в области насчитыва­лось 7 строений в аварийном состоянии и 65 строений, требую­щих капитального ремонта [1, с. 10]. В самом зачаточном состоя­нии находится работа по оцифровке музейных коллекций и соз­данию их виртуальных каталогов. В области практически полно­стью отсутствуют реставрационная база и специалисты этого профиля, поэтому значительная часть музейных предметов нахо­дится в плохом состоянии и со временем просто может погибнуть.

Недостаточное финансирование сдерживает внедрение но­вых инновационных форм и использование цифровых технологий в экспозициях даже государственных музеев. Нет должной под­держки городских и областных властей в расширении таких сфер музейной деятельности, как научно-исследовательская и изда­тельская. Богатейшие ресурсы областных музеев должны более активно вовлекаться в развитие краеведческого и патриотическо­го воспитания. Серьезной проблемой является недостаточная квалификация большинства музейных работников, что приводит к определенной инерции мышления, слабому внедрению в прак­тику новых музейных методик и технологий. Частичным решени­ем проблемы может стать подготовка специалистов музейного дела в Иркутском лингвистическом университете, а с 2013 г. - на историческом факультете классического университета.

Несмотря на разнообразие музейной сети региона, сущест­вуют неплохие возможности для дальнейшей музеефикации от­дельных объектов и направлений. Уже многие годы ставится во­прос о создании музея-заповедника «Шишкинские писаницы» в Качугском районе. Только музеефикация этого уникального ком­плексного археологического памятника может спасти его от ги­бели. Настоящим событием в музейном деле и развитии рынка туристических услуг могло бы стать создание «Музея байкаль­ской археологии и изучения человека» на базе всемирно знаме­нитого Глазковского некрополя в Иркутске. Возраст уникального неолитического могильника достигает 8 тыс. лет, и подобные по­гребальные комплексы на сегодняшний день в России неизвест­ны. Вопрос о консервации объекта и создании археологического музея поднимался на уровне администрации области еще в нача­ле 1990-х гг., активно обсуждался в последние годы, но практи­ческого разрешения так и не получил. При этом есть серьезные наработки и расчеты, и даже эскизный проект его строительства.

В истории Иркутска одним из наиболее заметных событий стало участие иркутских купцов в открытии и освоении островов в северной части Тихого океана и создании Российско-Американской компании. Учитывая, что в России практически отсутствуют музеи, связанные с этими страницами истории, а в Иркутске сохранилась не только духовная, но и материальная память о «Колумбах Росских», вполне естественно выглядит предложение о создании в городе музея истории Русской Амери­ки. Еще один уникальный для Сибири музей авиации Иркутской области уже создан, но из-за проблем с землей и необходимости реставрации техники его открытие отложено на неопределенное время. Вовлечение этих и других исторических и ландшафтных объектов в туриндустрию Байкальского региона будет стимули­ровать развитие рынка услуг в сфере культуры, содействовать возрождению исторических промыслов, в том числе коренных народов Сибири, а также развитию производств, сопутствующих основным видам деятельности музеев: реставрации и экспониро­ванию исторических артефактов, производству сувенирной продукции, изданию научной и краеведческой литературы. Дело за малым - пониманием и доброй волей администрации Иркутской области и соответствующим финансированием.

Таким образом, в Иркутском регионе есть все необходимые условия для дальнейшего совершенствования и развития музей­ного дела, отвечающего требованиям XXI века.

Литература

1. Барышников В.В. Музеи Иркутской области: потенциал развития и первоочередные задачи // Изв. Иркут, гос. ун-та. Сер. История. - 2012. - № 2 (3), ч.2.-С. 7-11.

2. Веденин Ю.А. Государственная стратегия формирования системы дос­топримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев заповед­ников в Российской Федерации / Ю.А. Веденин, П. М. Шульгин, О.Е. Штеле // Наследие и современность. - М., 2006. - Вып. 13. — С. 4—100.

3. Муценек Э. А. Проектная деятельность музеев Иркутской области: из опыта работы // Краевед, зап. - Иркутск, 2008. - Вып. 15. - С. 74-80.

4. Никишин Н. А. Естественно-научные музеи. В 2 т. // Российская музей­ная энциклопедия. - М.. 2001.-Т. 1.-С. 186-188.

5. Оккерт Д. Что случилось с легендарным хайтинским фарфором? // СМ Номер один. -2012.-5 апр.

6. Олейников И. В. Музей истории Иркутского государственного универ­ситета: утраченные возможности или новые шансы для возрождения тради­ций? // Изв. Иркут, гос. ун-та. Сер. История. - 2012. - № 2 (3). ч. 2.

7. Сапижев М. Н. История рождения и смерти музеев // Изв. Иркут, гос. ун-та. Сер. История. - 2012. - № 2 (3), ч. 2.

8. Современная история Иркутской области: 1992-2012 гг. : учеб. пособие / под ред. Ю. А. Зуляра. - Иркутск, 2012. - Т. 1. — 279 с.

9. Тиханов В. В. Этнографические музеи под открытым небом: перспекти­вы Прибайкалья // Проект «Байкал (Project Baikal»). - 2009. - № 22.

10.Труфанова Е. В Иркутске открылся музей кладоискателей // Обл. газ. — 2012. — 26 марта.

11.Фиалков В. А. Байкальский музей Иркутского научного центра Сибир­ского отделения РАН: история, современность, будущее / В. А. Фиалков, В.И. Галкина, Н. Е. Вотякова// Науч.-ист. и культ.-образоват. потенциал сиб. музеев : сб. науч. тр. / отв. ред. Н. М. Щербин. - Новосибирск. 2010. - С. 142-146.

12.Чебыкина В. Н. 35 лет Музею связи! // Изв. Иркут, гос. ун-та. Сер. Ис­тория. - 2012. -№ 2 (3), ч. 2.

13. Шахеров В.П. Социокультурные особенности сибирского города и их музейная интерпретация : из опыта работы музея истории города Иркутска // Музейная интерпретация исторических процессов. Модели XXI в. : материалы Междунар. науч.-практ. конф. гор. музеев. - М., 2001. - С. 72-77.

14. Шелегина О. Н. Музейная сеть Сибирского региона: процессы форми­рования и адаптации // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2011. - № 346. - С. 103-110.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Шахеров В.П. | Источник(и): Современная история Иркутской области: 1992-2012 годы : в 2 т. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012 | Том 2. Часть 2. Глава 3. Параграф 1. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2016 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.