К началу перестройки Иркутская область имела сложившуюся музейную сеть. Тон задавали два государственных музея – областные краеведческий и художественный. Ведущая роль принадлежала краеведческому музею, который, обладая статусом объединенного, имел филиалы в большинстве районов области. Как в целом по стране, доминировали музеи краеведческого профиля, комплексно представляя природу и историческое прошлое своей территории. Всего к 1990 г. на территории области функционировало 22 таких музея, что составляло 6,6 % от всей музейной сети Сибири и Дальнего Востока [14, с. 107]. По количеству государственных музеев Иркутская область не особенно выделялась среди зауральских регионов. Так, ее ближайшие соседи Красноярский край и Республика Саха располагали соответственно 34 и 27 музеями. Кроме государственных в регионе было несколько десятков ведомственных и общественных музеев, сотни школьных. Во многих сельских поселениях при библиотеках существовали краеведческие уголки, в которых иногда выставляли предметы старины и этнографические коллекции. Значительный ресурс составляли производственные музеи и уголки боевой и трудовой славы. В советский период любое крупное и даже среднее промышленное предприятие или организация обязательно имели собственную музейную экспозицию, рассказывающую об истории предприятия и передовиках производства. В них также выставлялись образцы производимой продукции.
Распад Советского Союза и начало серьезных преобразований в общественно-политической и экономической жизни страны ознаменовали новый этап в культурном развитии региона. Не могли они не затронуть и музейного дела. Реорганизация системы управления музейным делом и перестройка музейной работы проходили в условиях становления новой российской государственности, радикальных экономических реформ, складывания новых идеологических основ общественной и государственной жизни. Произошедшие перемены поставили перед музеями задачу деидеологизации, переосмысления своей роли и места в обществе, поиска новых форм и направлений деятельности. Наследуя традиционные функции хранения, изучения и представления обществу исторических артефактов, музеи должны были существенно расширить сферу и формы своей деятельности, осваивая отечественный и зарубежный опыт, и тем самым соответствовать требованиям времени.
Наиболее сложным периодом стало начало 1990-х гг. Серьезные изменения затронули краеведческие музеи, идеологически связанные с ушедшей эпохой. В первую очередь пострадали музеи и комнаты пионерской и комсомольской славы, историко-революционные, такие как музей В. В. Куйбышева в Жигаловском районе, музей истории политической ссылки в Братске и др. Во многих краеведческих музеях закрылись экспозиции по истории советского общества и местных партийных организаций. Музейные работники были вынуждены пересматривать концепции основных экспозиций, заметно снизился уровень научной и массовой работы. Но наиболее тяжелая ситуация, связанная с сокращением бюджетного финансирования сложилась в материальном обеспечении музейного дела. Это привело к ликвидации некоторых музеев, прежде всего ведомственных и школьных, организационным и кадровым трудностям, проблемам с выплатой заработной платы, сокращению объемов услуг, старению материальной базы. К этому можно добавить также резкое сокращение числа посещений музейных выставок и экспозиций, что было вызвано общей финансовой ситуацией в обществе [8, с. 229].
Наиболее серьезно пострадали производственные и ведомственные музеи, часть из которых просто прекратила свое существование, а их фонды были частично или полностью утрачены. Закрытие и реорганизация многих предприятий и учреждений приводила к тому, что созданные при них музеи и комнаты трудовой и боевой славы становились бесхозными и в итоге растаскивались или просто уничтожались. Так, исчезли богатейшие коллекции музея завода тяжелого машиностроения им. Куйбышева, радиозавода и ряда других предприятий. Показательна история музея Иркутской чаеразвесочной фабрики. После ее банкротства музей был ликвидирован, часть фондов была спасена и передана в Музей истории г. Иркутска, но многие ценные экспонаты оказались в частных коллекциях.
Не менее печальна судьба музея Хайтинского фарфорового завода в пос. Мишелевка. Старейший в Сибири завод, основанный еще в 1869 г. братьями Переваловыми, не выдержал испытаний перестроечного времени. В 2003 г. предприятие прошло процедуру банкротства. Сначала завод перешел в ведение области, а вскоре после продажи в частные руки вообще остановился. Музейная коллекция изделий из фарфора, оцениваемая в 2 млн долл., оставалась бесхозной и выжила чудом. Спасением стала передача почти 5 тыс. экспонатов в областной художественный музей. Эта коллекция стала основой создания специализированного музея фарфора, который был открыт в 2009 г. в филиале музея - мемориальной усадьбе В. П. Сукачева [5].
Больше повезло музеям крупных промышленных предприятий, сумевших выстоять в эти смутные годы. Свои музеи сумели сохранить Восточно-Сибирская железная дорога, управления Иркутской и Братской ГЭС, Иркутский алюминиевый завод (г. Шелехов), Иркутский аэропорт, областное управление связи и некоторые другие. Примером может служить история музея Иркутского авиазавода. Завод при всех его реорганизациях не только сохранил свои производственные мощности, но и превратился в ведущее российское промышленное предприятие. Руководство завода уделяет своему музею большое внимание и достойное финансирование. Специально для музея было построено отдельное помещение. Заметно обновились экспозиции музея, рассказывающие об основных этапах развития завода и ветеранах. В витринах представлены модели всех типов самолетов, выпущенных и выпускаемых авиазаводом. Музей продолжает проводить активную популяризаторскую и экскурсионную деятельность.
Успешно сложилась и судьба музея связи, который был создан еще в 1977 г. и долгие годы считался единственным научно- техническим музеем данной отрасли на всей зауральской территории. Однако по-настоящему он заработал для широкой публики только с 1991 г., после того как был переведен в только что отреставрированный каменный особняк, входивший когда-то в состав усадьбы известных иркутских купцов и меценатов Басниных. В новом помещении открылись экспозиции: «В. Н. Баснин – купец, меценат», «Иркутский телефон» и «Иркутский телеграф», «С Сибирью связанные судьбы», «История сибирской почты», «История развития иркутского радио и телевидения». В 1995 г. в музее открылся новый зал современных средств связи с выходом в Интернет. Совместно с Иркутским государственным университетом начала работу «Малая академия», в рамках которой проводятся конференции и семинары для школьников и студентов [12, с. 72-73].
Удачным решением для музея связи стала популяризация имени бывших хозяев усадьбы иркутских купцов Басниных и возрождение традиций музыкально-литературных салонов, которые проходили в стенах этого дома. Это позволило преодолеть узкую ведомственную направленность музея, сделать его открытым для широкой аудитории. Пришло и признание. В 2007 г. Иркутский музей связи за свою разнообразную деятельность удостоился награды «Музей года». Событием в городе стало издание по инициативе музея в 2008 г. книги «Связь времен. Баснины в истории Иркутска», ставшей первым опытом комплексного изучения купеческой династии.
Несмотря на отмеченные негативные процессы начала перестройки, в регионе удалось сохранить большинство государственных и муниципальных музеев. Среди музейного сообщества на первых порах были опасения, что при скудном бюджетном финансировании музеи будут либо закрыты, либо приватизированы. К счастью государственные структуры сохранили ответственность за учреждения культуры и не допустили их разгосударствления. Среди ведомственных музеев наиболее устойчивыми оказались вузовские. Они не только сохранились, но и содействовали появлению новых музейных кабинетов и уголков. Заметную роль в их консолидации и сохранении сыграл научно- методический совет ведомственных музеев при Совете ректоров вузов Иркутской области. К сожалению, музей ведущего вуза региона Иркутского государственного университета, с таким трудом созданный и открытый к 75-летнему юбилею в 1993 г., просуществовал недолго. В конце 1990-х гг. помещение, в котором он находился, было закрыто на ремонт, после чего передано под зал заседаний ученого совета. Лишь небольшая часть материалов музея сохранилась на кафедре политологии и истории исторического факультета ИГУ [6, с. 80]. Небольшие учебные музеи остались лишь на некоторых факультетах классического университета.
На протяжении исследуемого периода для всех музеев области остро стояла проблема поиска финансовых источников существования в новых рыночных условиях и привлечения в музеи посетителей. При всех сложностях музеи сумели изыскать дополнительные источники финансирования кроме государственного бюджета и платы за вход. Внебюджетные средства государственных музеев складывались из доходов от предпринимательской деятельности (доходы от закрепленного за музеем недвижимого имущества; от использования музейного фонда), благотворительных пожертвований и спонсорских взносов, участия в российских и международных конкурсах и программах. Дополнительные источники финансирования помогли музеям Иркутской области не только выжить в условиях кризиса, но сохранить кадры сотрудников и расширить деятельность.
Несмотря на неустойчивое бюджетное финансирование, начиная с середины 1990-х гг. музейная деятельность в стране стабилизировалась. Окрепли старые музеи и музейные комплексы, стали возникать новые музеи. Правовое положение и условия деятельности музеев в изменившихся условиях определил принятый 24 апреля 1996 г. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Совершенствовалась и правовая база музеев на региональном уровне. Еще в 1997 г. был принят Закон «О музейном деле в Иркутской области», а в 2007 г. - «О государственной поддержке культуры в Иркутской области».
Ведущие музеи Иркутской области - областной краеведческий (ИОКМ) и художественный (ИОХМ) - по-разному пережили «лихие» 1990-е. Большой проблемой для последнего стала передача в 1994 г. Собора Богоявления, где размещался отдел сибирского искусства, в Иркутскую епархию. Но взамен музей получил после реставрации большой двухэтажный особняк в центре города, куда был переведен отдел и открыты новые выставочные залы. Это позволило заметно увеличить количество выставок, в том числе привезенных из других городов страны и зарубежных 100 стран. Все эти годы музей оставался душой современной художественной жизни региона, а также одним из наиболее известных за пределами области музейных учреждений. С 2004 г. в нем успешно реализовывался проект «Эрмитаж в Сибири», что позволило познакомить иркутян с шедеврами мирового искусства. Иркутский художественный музей обладает одной из наиболее значительных за Уралом коллекций произведений искусства и с 1990 г. по праву носит имя своего основателя - В. П. Сукачева. Его фонды насчитывают свыше 22 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Ежегодно музей посещает около 130 тыс. чел. С 1992 г. при музее открыта научно-реставрационная мастерская, ставшая единственным подобным подразделением среди сибирских музеев. С 1986 г. музею принадлежит и великолепная усадьба основателя музея В. П. Сукачева, расположенная в прекрасном парке, занимающем 3,2 га. В феврале 1995 г. Указом Президента РФ усадьба В. П. Сукачева была отнесена к числу памятников федерального значения. При практически полном отсутствии в Сибири дворянских усадеб этот комплекс, наряду с мемориальными музеями декабристов, принял на себя задачи возрождения светской культуры и нравственных ценностей, сходные с теми, которые выполняют в Европейской России историко-мемориальные музеи- заповедники. Реставрация комплекса усадьбы затянулась более чем на десятилетие. Только в 2000 г. музею был передан первый отреставрированный объект - дом для гостей. К 2009 г. в усадьбе были отреставрированы еще три здания. В настоящее время в усадьбе размещено несколько выставок, рассказывающих о традициях и быте семьи Сукачевых.
Наряду с выставочной деятельностью в последние годы художественный музей стал заметным центром искусствоведческой и научной работы. При финансовой поддержке созданного при музее попечительского совета и благотворительного фонда «Меценат» были подготовлены к изданию десятки каталогов, путеводителей и альбомов, которые по праву заслужили высокую оценку специалистов на общероссийском уровне. Немало внимания уделяет музей просветительской работе, прежде всего с детской и юношеской аудиторией, проводя многочисленные экскурсии, лекции, консультации, различные культурно-массовые мероприятия.
В более серьезной ситуации оказался старейший в Сибири Иркутский областной краеведческий музей. Ему было гораздо труднее выйти из идейного кризиса, поскольку в советское время именно он был основным проводником советской идеологии в музейной сфере на территории области. Пересмотр концепций и форм деятельности музея, особенно в выставочной, научно- исследовательской и массовой работе, затянулся почти на десятилетие. Потеря региональных филиалов и статуса объединенного музея также не прошла бесследно. Проявлением затяжного кризиса стало выделение из состава музея его филиалов и преобразование их в самостоятельные музейные учреждения.
Первым с 1994 г. в самостоятельное плавание рискнул отправиться архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Решение о строительстве музея было принято еще в 1966 г. в связи с необходимостью спасения уникальных объектов деревянного зодчества из зоны затопления Усть-Илимской ГЭС. С 1980 г. он начал действовать в виде филиала Иркутского государственного объединенного музея. В то время в нем было представлено всего четыре экспозиции. В 1990 г. было принято решение о перепрофилировании музея деревянного зодчества в архитектурно-этнографический. Таким образом, он получил возможность стать центром сохранения традиционной культуры народов Восточной Сибири. Став самостоятельным, АЭМ «Тальцы» достаточно быстро превратился в один из крупнейших и активно развивающихся музеев-заповедников Сибири. В 1995 г. Указом Президента РФ музейный комплекс был отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального значения. В том же году молодой музей организовал и успешно провел международную научно-практическую конференцию «Проблемы развития музеев под открытым небом в современных условиях». В последующие годы в музее активно велись реставрационные работы, определялась стратегия его деятельности, создавались новые экспозиции. Уже в 1999 г. музей, ранее функционировавший лишь в летний туристический сезон, перешел на круглогодичную работу. В этом же году он стал методическим центром Сибири и Дальнего Востока по проблемам музеев под открытым небом архитектурно-этнографического профиля. Сегодня «Тальцы» – это не только место сохранения памятников народной архитектуры, но и популярный туристический центр, в котором бывает большое число как иркутян, так и гостей нашего города. Сейчас здесь, на территории в 70 гектаров, собрано более 80 уникальных памятников старой сибирской архитектуры, работают 17 экспозиций.
Следует отметить, что в России явно наблюдается дефицит музеев-заповедников. Из 103 музеев-заповедников и 41 музея – усадьбы за Уралом представлено всего 13 (т. е. 9 % от музеев подобного типа) [2, с. 9]. Иркутская область на этом фоне выглядит даже лучше других. Кроме АЭМ «Тальцы» в области функционирует архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» в Братске (начало создания- 1975 г., открытие- 1990 г.), входящий в состав Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары. Основной его задачей является показ историко-культурной среды Среднего Приангарья. В последние годы по инициативе муниципальных образований и при методической поддержке сотрудников музея «Тальцы» на территории области проводится музеефикация отдельных усадеб или целых комплексов историко-этнографического направления. Они действуют при Национальном музее Усть-Ордынского Бурятского округа, в Заларинском районе (усадьба Гимборна - представителя этнической немецкой группы голендров в с. Пихтинск), в с. Вершина Боханского района (музей-усадьба польского поселенца), в с. Анга Качугского района (дом-музей Иннокентия Вениаминова). Администрация Казачинско-Ленского района выступила с инициативой создания в пос. Ключи этнографического музейного комплекса «Ленская деревня» [9, с. 104-107].
В 2000 г. в самостоятельное государственное учреждение культуры выделился Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов. Мемориальный комплекс представляет собой две усадьбы декабристов С. Г. Волконского и С. Н. Трубецкого, расположенные неподалеку друг от друга в исторической части города. Доя Сибири, где практически не было дворянских усадеб, подобные архитектурные ансамбли представляют исключительную ценность. Реставрация мемориальных комплексов началась еще в конце 1960-х гг. Уже в 1970 г. в доме С. П. Трубецкого был открыт филиал краеведческого музея, с 1985 г. принял первых посетителей дом-музей Волконских. Став самостоятельным, историко-мемориальный музей декабристов сохранил и значительно расширил научно-исследовательские и массовые формы работы. Большую известность приобрели музыкальные вечера в салоне М. Н. Волконской, домашний театр, образовательные курсы по дворянской культуре и этикету. Музей уже много лет организует областной фестиваль «Декабристские вечера». В эти дни проходят концерты в областной филармонии, литературно-музыкальные салоны в домах Волконских и Трубецких, литературные вечера в областных и городских библиотеках, выездные мероприятия в близлежащих городах, а также в «декабристских» селах: Урике, Олонках, Усть-Куде, Оеке, Елани и др. Также в рамках фестиваля в последние годы проводятся научно- практические конференции для школьников.
Сохранил музей и творческие контакты с учеными- декабристоведами страны и профильными музеями Сибири. Большую роль для превращения музея в научный центр изучения проблемы «Декабристы в Сибири» сыграло возобновление известной декабристоведческой серии «Полярная звезда». С 2000 г. право на ее издание получил музей, и с тех пор вышло 6 новых томов. Кроме того, музеем было издано несколько прекрасных альбомов и сборников статей. В 201 1 г. вышел первый номер вестника музея «Декабристское кольцо». В последние годы в музее появились новые выставки и экспозиции. В 2011 г., например, после полной реставрации возобновил свою работу дом-музей С. П. Трубецкого, представив значительно обновившуюся экспозицию.
Потеря филиалов заметно сократила экспозиционные площади Иркутского областного краеведческого музея. К тому же с 1991 г. отдел природы был закрыт на капитальный ремонт. Только в 1996 г. был открыт первый зал, полностью же обновленная экспозиция отдела была представлена посетителям в декабре 2000 г. Потери площадей продолжались и в нулевые годы. В 2006 г. Спасская церковь, где размещались выставочные залы музея, была передана в ведение Иркутской епархии. И все же именно в эти годы ведущий музей области начинает выходить из кризиса, расширять свою деятельность, представлять населению новые услуги. Активизировалась экскурсионная работа музея по различным направлениям. В частности, был разработан маршрут по местам, связанным с пребыванием в Иркутске А. В. Колчака. В развитие этой темы музей совместно с администрацией следственного изолятора № 1 Иркутска открыл музей «Тюремный замок», центром экспозиции которого стала камера, где провел свои последние дни «Верховный правитель» России.
В 2005 г. в здании музея была открыта музейная студия. Кроме показа коллекций и различных выставок в ее стенах проводятся научно-практические конференции и семинары, встречи с представителями творческой интеллигенции и гостями города, а также концерты народной и классической музыки. В рамках празднования юбилея Иркутска в 130-м квартале был открыт новый филиал музея - «Окно в Азию». Он представляет собой комплекс из нескольких отреставрированных зданий, в которых разместились экспозиции, рассказывающие о роли Иркутска в изучении и установлении политических, экономических и культурных связей со странами Азиатского континента. Отличительной особенностью новых экспозиций является активное использование новых технологий - сенсорных экранов и другого цифрового сопровождения. Еще одним филиалом музея стал культурный центр Александра Вампилова, открывшийся в Иркутске в 2012 г. к 75-летнему юбилею драматурга.
ИОКМ по-прежнему остается ведущим научно-методическим центром для муниципальной музейной сети региона, консультирующим и помогающим строить новые экспозиции и музеи. С 2002 г. на его площадях стали регулярно проходить музейные «маевки», приуроченные к Международному дню музеев. В рамках этого музейного фестиваля проводятся семинары и знакомство с современными музейными технологиями, музеи обмениваются опытом, представляют свои презентации, наработки, планы, обсуждают текущие проблемы.
Таким образом, Иркутский областной краеведческий музей продолжает оставаться ведущим музеем региона. Его фонды насчитывают ок. 250 тыс. ед. хр. основного фонда и около 160 тыс. вспомогательного. В них представлены предметы, документы, фотографии, характеризующие быт, материальную и духовную культуру народов Сибири, Дальнего Востока и стран Юго-Восточной Азии. Книжное собрание включает 80 тыс. книг, газет и журналов. Ежегодно на экспозиционных площадях музея проходят более 50 выставок, а количество посетителей составляет до 300 тыс. чел. в год.
В постперестроечное время обнаружился явный дефицит знаний истории локальных поселений, малых городов и сел. С демократизацией общества и тенденцией более самостоятельного развития отдельных регионов страны значение краеведения становится все очевиднее. Возрождение интереса к местному краеведению в 1990-х гг. было вызвано тем, что в ситуации резкого ослабления центральной власти и распада советской империи многие территории стремились опереться на собственные ресурсы, в том числе традиции и исторический опыт. Проявлялось стремление осознать себя как субъекта через то особенное, что отличало социально-экономический, физико-природный и историко-культурный облик края. Одним из проявлений общественной необходимости осмысления уроков прошлого, осознания своей сопричастности к историческому процессу стало появление городских и поселковых музеев. В отличие от государственных они имели возможность сосредоточиться на историческом опыте небольших территорий, показать роль и место конкретного поселения в развитии региональных административных, хозяйственных и культурных связей.
Развитию музейного дела в стране содействовали реформа местного самоуправления и перераспределение полномочий в сфере культуры между региональными и местными властями. Муниципальные образования всех уровней получили право организовывать и содержать музеи, отражающие специфику своей территории. В результате за 1990-е гг. заметно возросло количество муниципальных музеев в Иркутской области. Прежде всего рост происходил за счет того, что областной краеведческий музей перестал быть объединенным, и на базе его филиалов образовались самостоятельные районные и городские музеи. В Иркутске, Шелехове, Заларях, Зиме, Усть-Илимске и некоторых других муниципальных образованиях появились новые музеи краеведческого типа. В результате уже в начале 2000-х гг. в области действовали 38 муниципальных музеев с шестью филиалами [3, с. 75]. Правда, далеко не всегда развитие местного самоуправления имело для музеев столь ощутимый результат. В ряде случаев «оптимизация» бюджетной сети на муниципальном уровне обернулась фактической ликвидацией музеев путем преобразования их в структурные подразделения поселенческих и межпоселенческих многопрофильных культурно-досуговых центров.
Среди муниципальных музеев региона особое место занимает Музей истории г. Иркутска. Его открытие в 1996 г. стало заметной вехой в культурной жизни города. В отличие от других музеев областного центра, имеющих более значительные фонды и традиции, городской музей выбрал в качестве основного объекта своего внимания историю города в самом широком ее понимании. Он знакомит посетителей с эволюцией городского пространства, развитием архитектурной самобытности, памятниками истории, архитектуры и культуры. Но в центре внимания - повседневная жизнь жителей города. Жизнь иркутянина представляется на различных исторических отрезках как бы изнутри, через быт, традиции, семейный уклад. Не случайно героями и главными участниками экспозиций музея являются сами горожане. «Мы с вами и для вас» - таков девиз музея [13, с. 72-73].
Основой деятельности любого музея являются его фонды. Несмотря на молодость, городской музей хранит в своих запасниках более 70 тыс. фотографий, документов, вещественных коллекций. Основными источниками пополнения фондов выступают подарки населения и поисковая работа сотрудников музея. В разное время в фонды поступили коллекции музеев сибирской фотографии, чаеразвесочной фабрики, строительства Иркутской ГЭС, радиокомитета, лаборатории истории Сибири Иркутского госуниверситета, народного художника России, почетного гражданина города В. С. Рогаля. С помощью старожилов и коллекционеров собираются уникальные материалы, отражающие общественный и культурный быт иркутян.
Музей города удивительно быстро смог занять достойную нишу в культурном пространстве Иркутска, успешно конкурируя с областным краеведческим музеем по количеству выставок, разнообразию форм и методов научной и массовой работы. Многие из его многочисленных выставок и экспозиций стали первым опытом музейного обращения к малоизвестным страницам истории города. Музей имеет статус комплексного городского музея, что позволяет вести не только историко-краеведческое направление, но и устраивать выставки художников и фотохудожников, мастеров прикладного искусства, проводить массовые мероприятия, литературно-музыкальные вечера и краеведческие салоны. Очень быстро музей начал обрастать новыми филиалами. С 1999 г. открыл свои площади для художников, фотохудожников и мастеров прикладного искусства филиал музея - городской выставочный центр им. В. С. Рогаля, через пять лет был открыт филиал «Солдаты Отечества», ставший центром военно-патриотического воспитания молодежи. Особенно заметное расширение площадей музея произошло в последние годы. В 2009 г. музею после реставрации был передан комплекс из двух каменных зданий - бывшее начальное училище Кладищевой (Сибиряковой). В нем разместился отдел истории и еще один филиал - «Дом ремесел». Тогда же музею были переданы еще два старинных деревянных особняка, в которых были открыты Музей городского быта и Музей чая. Наконец, в 2013 г. на баланс музея города были переданы Московские ворота, воссозданные в новоделе к юбилею Иркутска.
Современный опыт музейной деятельности настоятельно требует выхода за пределы традиционных форм работы. Музей истории г. Иркутска также не ограничивается только культурно-просветительской работой. Он превратился в место массового досуга и общественных встреч, стал образовательным и издательским центром. Традиционными стали конкурсы и викторины, передвижные выставки, литературно-музыкальные вечера. Одно из приоритетных направлений музея – развитие интереса и любви к родному городу. Программа школьного краеведения включает проведение ежегодной научно-практической конференции «Мой город», организацию детских археологических и эколого-краеведческих лагерей на Байкале, развитие международного детского сотрудничества. При музее в разное время были созданы детско-юношеская организация «Иркутск-Форт-Росс», активно участвующая в развитии связей со школьниками и молодежью США, клубы «Встреча» для бывших репрессированных и членов их семей, «Почетные граждане города Иркутска» и любителей бальных танцев «Ностальгия».
Отдельного разговора заслуживает научно-исследовательское направление музея. В последние годы он превратился в настоящий центр изучения процессов городского развития и купеческих династий Иркутска. Эта тенденция проявилась в присвоении музею имени крупнейшего сибирского предпринимателя, ученого и мецената А. М. Сибирякова. С 2011 г. по инициативе музея проводятся «Сибиряковские чтения», издается печатная продукция, посвященная истории сибирского предпринимательства и развитию городского сообщества. Заметным событием стало появление книг о почетных гражданах Иркутска, женщине-иркутянке, истории школьного образования. Признание в научном сообществе Сибири получил сборник статей «Сибирский город в XVIII - начале XX в.» (издано 9 выпусков). Вкладом музея в расширение круга источников по истории Иркутска стало издание воспоминаний JI. И. Тамм, Г. М. Бутакова, Б. А. Демьяновича и других известных иркутян.
Еще один самобытный муниципальный музей появился в эти годы в Шелехове. По инициативе общественности города и молодежного туристско-краеведческого объединения «Наследники» в середине 1990-х гг. был учрежден музейно-выставочный центр им. Г. И. Шелихова. Почти пять лет он не имел своего помещения, базируясь то в доме культуры, то в библиотеке, проводя большую популяризаторскую работу и собирая коллекции по истории города и района. Заметной вехой в его развитии стало установление тесных связей с родиной Г. И. Шелихова - г. Рыль- ском, а также участие в организации большой научно- практической конференции, посвященной 200-летию со дня смерти «Колумба Росского». В ней приняли участие ведущие специалисты по истории Русской Америки из Москвы, Петербурга, Рыльска, Красноярска и Иркутска, а также гости из США.
В феврале 2000 г. музейно-выставочный центр им. Г. И. Шелихова был реорганизован в музей Г. И. Шелихова. В своем концептуальном аспекте музей Г. И. Шелихова уникален. Он является единственным в стране музеем, рассказывающим о жизни и деятельности основателя постоянных русских поселений в Северной Америке, инициатора создания Российско-Американской компании. Основными задачами музея стали изучение истории Русской Америки и деятельности Г. И. Шелихова, формирование музейных коллекций об истории города, Шелеховского района, сохранение, изучение и развитие историко-культурного наследия родного края.
Музей расположен в специально построенном двухэтажном доме с просторным холлом. В нем разместились шесть залов, в экспозициях которых находится более 3 тыс. экспонатов. Один из залов рассказывает о том, как рождался молодой город и строился алюминиевый завод. Здесь же - жизнь современного Шелехова, его люди, славные события и памятные дела. Особое место отведено побратимским связям города с японским Неагари. На втором этаже царит атмосфера XVIII в. - здесь разместился зал, посвященный Г. И. Шелихову. Специально для этой экспозиции изготовлена диорама побережья Алеутских островов. Еще один зал рассказывает об истории Русской Америки и подвижнической жизни апостола Аляски Иннокентия Вениаминова.
Еще один оригинальный муниципальный музей находится в Ангарске. Единственный в России музей часов был открыт еще в 1968 г. при местном краеведческом музее. Основой для его создания послужила частная коллекция П.В. Курдюкова, насчитывавшая около 700 экспонатов. В 1993 г. экспонаты были перенесены в специально реконструированное для этой коллекции здание, после чего музей часов зажил новой жизнью. В настоящее время в музее собрано более 1 500 экспонатов. Экспозиция музея часов подчинена теме «У каждого времени свои часы» и располагается в 10 залах. В музее представлены часы XVIII-XX вв. стран Западной Европы, России, Японии в корпусах из бронзы, мрамора, фарфора и дерева. В коллекции есть уникальные экспонаты - часы Франции, Англии XVII-XIX вв., русская диковинка мастеров Бронниковых (карманные деревянные часы), настоящие космические часы, которые когда-то находились на борту орбитальной станции «Салют-6», подаренные космонавтом Георгием Гречко. Очень редкие часы - с изображением греческой богини Афины Паллады, подобных часов в России больше нет. Самые большие часы - напольные - достигают высоты 2,5 м, самые маленькие - изящные часы высотой всего лишь 2,5 см. Музей часов пользуется большой известностью, и сюда приезжают не только из областного центра и близлежащих городов, но и из других мест нашей страны.
В последнее десятилетие XX в. общемировой тенденцией стало создание естественно-научных музеев, связанных с изучением и популяризацией природного мира и экологических проблем. Большую популярность приобрели музеи-заповедники с живыми экспозициями: музеи-аквариумы, террариумы, дендрарии, различные модификации зоопарков и ботанических садов, экологические тропы и т. п. Активизация этих музеев связана с повышенным интересом специалистов и широкой общественности к проблемам охраны живой природы, целостности экосистем и возрастающей популярностью отдыха на лоне природы, массовым увлечением населения любительским садоводством, цветоводством, содержанием домашних животных и т. п. [4, с. 186].
В Иркутской области подобных музеев пока очень немного. Можно назвать отдел природы областного краеведческого музея, музей охотоведения при Сельскохозяйственной академии, Ботанический сад Иркутского государственного университета. Но наиболее интересен опыт Байкальского музея в пос. Листвянка, одного из трех существующих ныне в мире музеев озер. Он был создан в 1993 г. как структура Лимнологического института, а с 2009 г. является единственным самостоятельным музейным научным учреждением в СО РАН. Выполняет фундаментальные научные исследования и прикладные разработки, связанные с особенностями эволюции озере Байкал, формированием научных фондовых коллекций и банка данных байкальской экосистемы, просвещением и образованием широких слоев населения. Музей располагается в трехэтажном здании на берегу Байкала. Его фонды насчитывают около 17 тыс. единиц хранения, коллекции - 5 899 видов. Музей выступает как важнейший элемент системы формирования и трансляции научных знаний о Байкальском регионе. В последние годы заметно изменились его экспозиции и информационное пространство на основе новейших музейных технологий. В музее создана единственная в мире экспозиция, состоящая из 11 аквариумов (объемом 5-37 куб. м) и являющаяся одновременно частью природного водоема с живыми представителями байкальской фауны - от губок до млекопитающих. Вокруг музея сформирована живая экспозиция уникальных ландшафтов Байкальского региона - дендропарк площадью в 4 га. Для посетителей музея функционируют интерактивные экспозиции «Батискаф», «Удаленный мониторинг байкальских организмов в режиме реального времени» и другие новейшие технологии. При музее действует экологический образовательный центр, в котором проводятся научно-практические конференции, летние школы и олимпиады по байкаловедению.
Байкальский музей стал местом обязательного посещения для российских и иностранных туристов, приезжающих на озеро Байкал. В год его посещают до 150 тыс. чел. В ближайших планах создание здесь Байкальского музея-аквариума и превращение Байкальского музея в Музей естественной истории, что существенно повысит престиж Иркутской области и Сибирского региона в целом [11, с. 142-146].
Появление частных музеев стало реальным выражением произошедших в стране перемен. При отсутствии поддержки со стороны государства многие частные музеи создаются настоящими энтузиастами и подвижниками, стремящимися музеефицировать собственные коллекции или реализовать оригинальные и актуальные проекты. При этом они меньше всего связаны с музейными структурами, законодательством и основными формами массовой деятельности. В результате за счет небольших, но интересных проектов энтузиастов в сферу частных музеев может приходить как малый бизнес, так и состоятельные бизнесмены - владельцы серьезных коллекций антиквариата и предметов искусства, а также меценаты. В начале 1990-х гг. частные музеи стали постепенно возвращаться в музейный мир России, причем не только в столицах, но и в провинции. Большинство из них не имеет юридической регистрации, а их фонды сложно поддаются учету.
Первый в России частный музей минералов был открыт в г. Слюдянка Иркутской области в мае 1990 г. Основу коллекции музея составили минералы, собранные в окрестностях города и на Хамар-Дабане. В настоящее время в музее экспонируется более 10 тыс. образцов многих месторождений бывшего СССР и из-за рубежа. При музее действует туристический комплекс для желающих более близко познакомиться с южным Прибайкальем. А один из последних частных музеев появился в Иркутске в 2012 г. Это первый в России частный музей кладоискателей, созданный Р. Кавчиком, президентом клуба «Кладоискатель и золотодобытчик». Основу коллекции составили находки, обнаруженные членами клуба на территории Иркутской области. Также в музее экспонируются артефакты, привезенные из Бурятии, Забайкалья и европейской части страны. Посетители могут увидеть уникальные вещи, такие как: станок фальшивомонетчика начала прошлого века; кованые ножницы XIX в., обнаруженные на месте усадьбы декабриста С. Г. Волконского в с. Урик; различные сибирские и российские монеты, старинные монгольские и китайские вещи [10].
Среди частных музеев значительную часть составляют картинные галереи. Иркутск также не исключение. Первая частная галерея «Палитра» (сейчас она называется LeArt) Лины и Дмитрия Ермонтович появилась в Иркутске в 1996 г. и почти сразу стала получать заказы на составление художественных коллекций для организаций, бизнес-структур и частных лиц. Арт- галерея DiaS Дианы Салацкой существует всего несколько лет, но активнее других участвует в художественной жизни Иркутской области, проводя выставки иркутских художников не только в своем зале, но и на других площадках, включая музейные. DiaS работает как с мастерами - народными и заслуженными художниками России, так и с молодежью, поэтому на выставках, проводимых галереей, можно встретить самые разные имена.
Картинная галерея известного иркутского предпринимателя Виктора Бронштейна выросла из его коллекции, которую он собирал около 20 лет. Сегодня его коллекция живописи и скульптуры- одна из самых больших в Иркутске и насчитывает около 700 произведений искусства. Многие из них экспонировались в различных музеях, на зональных и областных выставках. Весной 2011 г. коллекция была выставлена в его собственной галерее. В планах мецената строительство частного музея современной иркутской живописи. Кроме указанных в городе действуют «Галерея Rеvолюция», картинная галерея художников Муравьевых, галерея молодежного объединения «Ноосфера». Еще одна частная галерея появилась в пос. Листвянка в 1995 г. Построенная архитектором, поэтом и художником В. Пламеневским, она быстро превратилась в своеобразную творческую дачу для его друзей и коллег.
Музейное дело является одним из важных аспектов культурной жизни Иркутской области. Регион всегда отличали богатые музейные традиции. Несмотря на некоторые трудности, музейная сеть области достойно выдержала испытание временем и продолжает успешно функционировать. В настоящее время в Иркутской области насчитывается 5 государственных и 40 муниципальных музеев. Таким образом, количество музеев данной группы за два последних десятилетия выросло в два раза. По своему профилю из 45 музеев государственного и муниципального подчинения 36 музеев историко-краеведческие, 2 - художественные и 1 - мемориальный. Многие музеи имеют свое, только им присущее, направление - от музея соли в г. Усолье-Сибирском или единственного в стране мемориального музея выдающегося советского конструктора ракетно-космических комплексов М. К. Янгеля в г. Железногорске до открытого в 201 I г. на родине Е. Евтушенко музея поэзии в г. Зиме. Ежегодно их посещают до 1 млн чел. Основной фонд государственных и муниципальных музеев насчитывает 580,2 тыс. единиц хранения, еще 376, 8 тыс. ед. составляют экспонаты научно-вспомогательного фонда [ 1, с. 9]. Музеи области не только хранят коллекции, но активно их изучают и популяризируют. Ежегодно в них проводится в среднем 1 100 выставок, свыше 15 тыс. экскурсий.
В регионе действуют свыше 30 ведомственных и более 300 школьных музеев. Все они, большие и маленькие, открыты для посетителей и вместе организуют музейное пространство региона. В начале нулевых годов заметно выросло количество школьных музеев. Если в 2000 г. в области насчитывалось 162 школьных музея и уголка, то в 2009 г. их было уже 302 [7, с. 123]. Надо заметить, что колебания их численности зависят не только от финансирования. Большое значение имеет отношение к ним со стороны администраций регионов и школ, наличия или отсутствия энтузиастов среди учителей. Школьные музеи и их коллекции беззащитны от хищений, равнодушия администрации, элементарной безхозяйственности. Заметной частью музейной сети становятся частные музеи.
Общие статистические данные о государственных и муниципальных музеях приведены в табл. 1.
В музеях Иркутской области традиционно проходит много культурно-массовых мероприятий по популяризации музейных фондов, разнообразных по формам и составу участников. Это праздники и фестивали, краеведческие викторины, конкурсы, мастер-классы и т. п. Культурно-образовательная и культурно-просветительская деятельность музеев становится все более открытой, доступной и социально ориентированной. Становятся традиционными такие мероприятия, как международная музейная акция «Ночь в музее», областной проект «Музейный фестиваль “Маевка”», музейно-образовательный проект по школьному краеведению «Ревякинские чтения» на Ольхоне. Очевидно, что музейная деятельность приобретает все большее общественное значение, возрастает роль музеев в сохранении и интерпретации историко-культурного наследия региона, образовательном процессе и организации досуга. Современные музеи де-факто становятся центрами образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций. Приметой последнего времени стала компьютеризация музеев, в наиболее крупных из которых появились собственные достаточно информативные, с неплохим дизайном сайты. Информация о государственных и некоторых муниципальных музеях вошла в информационный портал «Музеи России».
Таблица 1
Музеи Иркутской области в начале XXI в.*
Год |
2007 |
2009 |
2010 |
2011 |
Число музеев |
43 |
43 |
49 |
45 |
Объем музейных фондов |
526 799 |
924 563 |
930 104 |
968 563 |
Общая площадь музеев (кв. м) |
73 528,75 |
78 698.42 |
42 230.58 |
43 212,75 |
в том числе экспозиционная |
57 668.2 |
60 650.15 |
21 727,15 |
22 349,06 |
в том числе под хранение фондов |
5 046,2 |
5 381,12 |
5 297,91 |
5 580,59 |
Число строений |
152 |
277 |
277 |
286 |
Общее число посещений (тыс. чел.) |
818,6 |
876.4 |
861,5 |
846,5 |
Число экскурсий |
13 851 |
15 052 |
16 154 |
15 494 |
Число выставок |
857 |
1 234 |
1 130 |
1 230 |
Численность работников |
969.5 |
1 007 |
990 |
966 |
Сумма бюджетного финансирования (тыс. руб.) |
162 036.4 |
183 252 |
206 559,16 |
331 111,16 |
Иные источники финансирования |
18 759.5 |
24 819,9 |
29 252,8 |
52 381,1 |
Средняя заработная плата (тыс. руб.) |
6,13 |
9,2 |
10,4 |
16.7 |
Число музеев, имеющих компьютеры |
30 |
42 |
44 |
44 |
Число музеев, имеющих выход в Интернет |
18 |
22 |
33 |
33 |
Число персональных компьютеров |
168 |
258 |
284 |
319 |
*Таблица составлена на основе статистических отчетов музеев в Министерство культуры и архивов Иркутской области. |
С целью расширения музейного пространства и более широкого охвата населения с сентября 2010 г. Иркутский областной краеведческий музей запустил новый ежегодный проект «Музейный экспресс», в рамках которого специальная бригада музейных работников выезжает в города и села Иркутской области с лекциями, мастер-классами и передвижными выставками на заранее выбранную тему. Так, в преддверии юбилея областного центра жителям области были представлены сразу несколько передвижных выставок: «Путешествие по городу Иркутску» с картами, схемами и фотографиями города конца XIX в., «Духи предков в звуках бубна» с предметами шаманского культа, а также выставка «Возможно быть другим», рассказывающая о толерантных отношениях. Посетителям была представлена возможность прикоснуться к уникальным историческим реликвиям, которые хранятся в областном музее.
Развитию интереса к историческому прошлому края должны были способствовать не так давно прошедшие юбилеи - 350 лет Иркутску (2011 г.) и 75 лет Иркутской области (2012 г.). В связи с ними были открыты новые филиалы музеев в Иркутске, проводились десятки выставок и других массовых мероприятий. Далеко не все задуманное в итоге удалось реализовать. Главным событием юбилейного года стало открытие 130-го квартала, который, по замыслу проектировщиков, должен был воссоздать историческую деревянную застройку Иркутска и наполнить ее соответствующим содержанием. Однако из музеев там появились лишь музейный комплекс «Окно в Азию» и картинная галерея Муравьевых. Возможно, появится частный музей «Ноосфера» с планетарием, но его открытие отложено на неопределенное время. Все остальное пространство «Иркутской слободы» - так официально называется 130-й квартал, заполнено торгово-развлекательными заведениями, кафе и ресторанами.
К большому сожалению, юбилейные мероприятия не смогли заметно расширить научно-краеведческий потенциал региона. Особенно обидно за областной краеведческий музей, который так и не смог стать «застрельщиком» новых краеведческих изданий по истории города и области и объединить творческие силы города на сколько-нибудь серьезное обсуждение исторических традиций и опыта региона. Более активны были другие музеи. Так, Музей г. Иркутска совместно с кафедрой истории классического университета успешно провел Всероссийскую конференцию «Иркутску 350 лет - история и современность» и издал ее материалы. Весьма плодотворной стала идея Музея города разместить музейные выставки непосредственно в общественном городском пространстве. Совместно с благотворительным фондом «Наследие иркутских меценатов», на площадях Иркутска были размещены экспозиции «Дорога к храму» и «Лики Иркутска», а в последующие годы – выставки «Иркутск и Русская Америка» к 200-летию русской крепости Форт-Росс в Калифорнии, «Иркутск и война 1812 г.», «400 лет дома Романовых», вызвавшие большой интерес и признание иркутян и гостей города.
Подводя итоги, несколько слов хотелось бы сказать о тех проблемах, которые сдерживают возможности развития музейного потенциала Иркутской области. По-прежнему оставляет желать лучшего материальная база музеев, крайне мало площадей для хранения музейных коллекций. Только 7 музеев в регионе размещены в специально построенных помещениях. Здания, в которых расположено большинство музеев, требуют реконструкции и реставрации. По данным на 2011 г., в области насчитывалось 7 строений в аварийном состоянии и 65 строений, требующих капитального ремонта [1, с. 10]. В самом зачаточном состоянии находится работа по оцифровке музейных коллекций и созданию их виртуальных каталогов. В области практически полностью отсутствуют реставрационная база и специалисты этого профиля, поэтому значительная часть музейных предметов находится в плохом состоянии и со временем просто может погибнуть.
Недостаточное финансирование сдерживает внедрение новых инновационных форм и использование цифровых технологий в экспозициях даже государственных музеев. Нет должной поддержки городских и областных властей в расширении таких сфер музейной деятельности, как научно-исследовательская и издательская. Богатейшие ресурсы областных музеев должны более активно вовлекаться в развитие краеведческого и патриотического воспитания. Серьезной проблемой является недостаточная квалификация большинства музейных работников, что приводит к определенной инерции мышления, слабому внедрению в практику новых музейных методик и технологий. Частичным решением проблемы может стать подготовка специалистов музейного дела в Иркутском лингвистическом университете, а с 2013 г. - на историческом факультете классического университета.
Несмотря на разнообразие музейной сети региона, существуют неплохие возможности для дальнейшей музеефикации отдельных объектов и направлений. Уже многие годы ставится вопрос о создании музея-заповедника «Шишкинские писаницы» в Качугском районе. Только музеефикация этого уникального комплексного археологического памятника может спасти его от гибели. Настоящим событием в музейном деле и развитии рынка туристических услуг могло бы стать создание «Музея байкальской археологии и изучения человека» на базе всемирно знаменитого Глазковского некрополя в Иркутске. Возраст уникального неолитического могильника достигает 8 тыс. лет, и подобные погребальные комплексы на сегодняшний день в России неизвестны. Вопрос о консервации объекта и создании археологического музея поднимался на уровне администрации области еще в начале 1990-х гг., активно обсуждался в последние годы, но практического разрешения так и не получил. При этом есть серьезные наработки и расчеты, и даже эскизный проект его строительства.
В истории Иркутска одним из наиболее заметных событий стало участие иркутских купцов в открытии и освоении островов в северной части Тихого океана и создании Российско-Американской компании. Учитывая, что в России практически отсутствуют музеи, связанные с этими страницами истории, а в Иркутске сохранилась не только духовная, но и материальная память о «Колумбах Росских», вполне естественно выглядит предложение о создании в городе музея истории Русской Америки. Еще один уникальный для Сибири музей авиации Иркутской области уже создан, но из-за проблем с землей и необходимости реставрации техники его открытие отложено на неопределенное время. Вовлечение этих и других исторических и ландшафтных объектов в туриндустрию Байкальского региона будет стимулировать развитие рынка услуг в сфере культуры, содействовать возрождению исторических промыслов, в том числе коренных народов Сибири, а также развитию производств, сопутствующих основным видам деятельности музеев: реставрации и экспонированию исторических артефактов, производству сувенирной продукции, изданию научной и краеведческой литературы. Дело за малым - пониманием и доброй волей администрации Иркутской области и соответствующим финансированием.
Таким образом, в Иркутском регионе есть все необходимые условия для дальнейшего совершенствования и развития музейного дела, отвечающего требованиям XXI века.
1. Барышников В.В. Музеи Иркутской области: потенциал развития и первоочередные задачи // Изв. Иркут, гос. ун-та. Сер. История. - 2012. - № 2 (3), ч.2.-С. 7-11.
2. Веденин Ю.А. Государственная стратегия формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев заповедников в Российской Федерации / Ю.А. Веденин, П. М. Шульгин, О.Е. Штеле // Наследие и современность. - М., 2006. - Вып. 13. — С. 4—100.
3. Муценек Э. А. Проектная деятельность музеев Иркутской области: из опыта работы // Краевед, зап. - Иркутск, 2008. - Вып. 15. - С. 74-80.
4. Никишин Н. А. Естественно-научные музеи. В 2 т. // Российская музейная энциклопедия. - М.. 2001.-Т. 1.-С. 186-188.
5. Оккерт Д. Что случилось с легендарным хайтинским фарфором? // СМ Номер один. -2012.-5 апр.
6. Олейников И. В. Музей истории Иркутского государственного университета: утраченные возможности или новые шансы для возрождения традиций? // Изв. Иркут, гос. ун-та. Сер. История. - 2012. - № 2 (3). ч. 2.
7. Сапижев М. Н. История рождения и смерти музеев // Изв. Иркут, гос. ун-та. Сер. История. - 2012. - № 2 (3), ч. 2.
8. Современная история Иркутской области: 1992-2012 гг. : учеб. пособие / под ред. Ю. А. Зуляра. - Иркутск, 2012. - Т. 1. — 279 с.
9. Тиханов В. В. Этнографические музеи под открытым небом: перспективы Прибайкалья // Проект «Байкал (Project Baikal»). - 2009. - № 22.
10.Труфанова Е. В Иркутске открылся музей кладоискателей // Обл. газ. — 2012. — 26 марта.
11.Фиалков В. А. Байкальский музей Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН: история, современность, будущее / В. А. Фиалков, В.И. Галкина, Н. Е. Вотякова// Науч.-ист. и культ.-образоват. потенциал сиб. музеев : сб. науч. тр. / отв. ред. Н. М. Щербин. - Новосибирск. 2010. - С. 142-146.
12.Чебыкина В. Н. 35 лет Музею связи! // Изв. Иркут, гос. ун-та. Сер. История. - 2012. -№ 2 (3), ч. 2.
13. Шахеров В.П. Социокультурные особенности сибирского города и их музейная интерпретация : из опыта работы музея истории города Иркутска // Музейная интерпретация исторических процессов. Модели XXI в. : материалы Междунар. науч.-практ. конф. гор. музеев. - М., 2001. - С. 72-77.
14. Шелегина О. Н. Музейная сеть Сибирского региона: процессы формирования и адаптации // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2011. - № 346. - С. 103-110.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей