Первый этап складывания новой социальной группы пришелся на время разрушения прежних производственных отношений, размывания основ социалистической, государственной собственности, допущения в экономику страны рыночных, предпринимательских принципов ведения хозяйства в виде аренды, кооперации, индивидуальной трудовой деятельности.
Принятый в 1987 г. Закон о государственном предприятии позволил начать действительную реорганизацию управления на уровне макро- и микроэкономики.
Помимо отказа от государственного плана и перехода к государственному заказу значительная часть предприятий и организаций, прежде всего гражданского сектора, получила возможность максимально дистанцироваться от своих министерств, законно перейти на новые условия хозяйствования, начать внедрять хозяйственный расчет, аренду, создавать новые организационные структуры.
Одной из попыток соединить частный, ведомственный и государственный интерес стало создание территориальных и всесоюзных концернов. В семантике перестройки концерн – это «объединение социалистических предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе добровольной централизации функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, природоохранной, внешнеэкономической деятельности, а также хозрасчетного обслуживания предприятий» [24, с. 9].
В апреле 1991 г. в Братске на базе территориального производственного объединения «Братский лесопромышленный комплекс» был создан концерн «Братский ЛПК». В его состав вошли только предприятия основного и вспомогательного производства, и ранее входившие в состав комплекса. Разница между старым и новым образованием заключалась в уровне самостоятельности хозяйствующих субъектов. В рамках концерна значительно увеличилась самостоятельность отдельных структурных подразделений. На первом организационном заседании правления концерна был назначен генеральный директор предприятия. Им стал Э.Г. Евтушенко. Он же был избран председателем правления концерна «Братский лесопромышленный комплекс» [10]. Благодаря созданию этой структуры Братский комплекс в отличие от других предприятий подобного рода приватизировался с сохранением единства производства, что позволило избежать финансовой и производственной катастрофы, сопровождавшей приватизационные процессы, например на Усть-Илимском ЛПК.
Рождение нового типа предприятия проходило очень нелегко, столкнувшись с мощным сопротивлением Министерства лесной промышленности. Совет трудового коллектива БЛИК еще летом 1989 г. подал документы в Министерство с просьбой разрешить создание концерна. Однако руководители отрасли тянули с разрешением, так как готовились к реорганизации Министерства в корпорацию «Гослеспром». Отдавать коллективу такое предприятие было не в интересах столичных чиновников. Но, воспользовавшись принципом добровольности вступления в корпорацию, руководство БЛПК при поддержке трудового коллектива отказалось подписывать «дружественный договор», объявив о создании на базе комплекса самостоятельного концерна. Решиться на такой смелый шаг предприятию позволили нараставшие противоречия между союзной и республиканской (российской) властью. В Совете Министров РСФСР, действовавшем в 1990-1991 гг. по принципу «чем хуже – тем лучше», идеи Э.Г. Евтушенко получили полное одобрение [28].
В конце 1980-х гг. в ходе экономической реформы «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде» был дан старт еще одной экономической инновации. Согласно статье 16 этого документа, предприятиям, организациям, объединениям разрешалось образовывать организацию арендаторов как самостоятельное юридическое лицо для создания на его основе арендного предприятия [32]. Возможность хозяйствовать самостоятельно, использовать получаемую прибыль по усмотрению предприятия, в то же время не меняя формы собственности, опираясь на правительственные документы и партийно-идеологическую поддержку, привлекла к новой форме значительную часть руководителей, стремившихся извлечь личную и корпоративную выгоду из нового закона.
О различных формах аренды в промышленности и строительстве заговорили в 1988 г. после вступления в силу Закона о государственном предприятии. Причем нередко к введению аренды на предприятиях призывали партийные руководители. Объяснить это можно было не столько заботой о благополучии экономики региона, сколько необходимостью выполнить установки ЦК КПСС, как минимум на словах.
В этот период аренда рассматривается как продолжение экономической политики советской власти в 1921—1928 гг. Вряд ли кто-то, кроме законченных ортодоксов и догматиков от марксистско-ленинской идеологии, мог предположить, что аренда, наряду с кооперацией и индивидуальной трудовой деятельностью, станет инструментом увода прибавочной стоимости из государственной экономики в теневую, создаст материальные условия для приватизации 1993-1995 гг., переделу государственной собственности в пользу немногих.
Одним из первых предприятий в Иркутской области, которое попыталось перейти на аренду всем коллективом, стал Братский алюминиевый завод. В апреле 1989 г., во время избирательной кампании по выборам нового директора завода один из кандидатов бывший директор Таджикского алюминиевого завода, Б. С. Громов предложил принципиально иной путь развития: взять в аренду весь завод. Кандидат утверждал, что «новый хозяйственный механизм существенно ограничит власть директора, но зато коллектив получит гарантии того, что заработанные деньги завтра никто не отберет». Только в таких условиях, по мнению Б. С. Громова, «дисциплина будет сознательной, инициатива- всеобщей, техническое творчество и коммерческий поиск - массовыми» [4].
После победы на выборах Б. С. Громов в мае 1989 г. на заседании совета трудового коллектива добился решения о подготовке необходимых материалов для перевода завода на арендные отношения с 1 января 1990 г. [9]. Логика и инициатива металлургов вполне понятны. Предприятие являлось крупнейшим в своей отрасли в СССР, а также одним из самых больших в мире. За счет дешевой электроэнергии каскада ангарских ГЭС значительно снижалась себестоимость получаемой продукции, соответственно росла рентабельность. Поэтому на протяжении многих лет завод вел прибыльную хозяйственную деятельность.
Однако попытка нового директора предприятия оказалась неудачной. Несмотря на его активные усилия, вышестоящие инстанции так и не разрешили сделать этот шаг в направлении реальной самостоятельности завода.
То, что не удалось Б. С. Громову, оказалось успешно реализованным, как минимум с формальных позиций, на Иркутском заводе тяжелого машиностроения. К концу 1980-х гг. завод, обремененный государственным заказом по выпуску большого спектра мелкосерийной продукции, находился в тяжелейшем финансовом положении. Министерство посчитало в этом случае возможным сбросить отстающее предприятие со своих плеч и предоставить ему хозяйственную самостоятельность при сохранении определенных обязательств перед государством. В ноябре 1990 г. было зарегистрировано арендное предприятие «Иркутский завод тяжелого машиностроения». Имущество вновь созданной структуре, по согласованию с Министерством, на основе договора аренды в срочное возмездное владение и пользование передавало ПО «Иркутсктяжмаш» [16].
Однако переведенный на условия аренды завод все равно не смог остановить своего падения. Объективные обстоятельства оказались сильнее стараний коллектива, общий развал в стране и экономике сделал ненужной продукцию завода, а вместе с ней и сам завод. Однако оказались востребованными здания и сооружения предприятия. К концу нулевых годов XXI в. 90 % площади бывшего завода тяжелого машиностроения заняли здания и склады рыночной сети «Фортуна». Арендное предприятие «ИЗТМ» просуществовало до мая 1992 г. и в соответствии с новыми экономическими условиями было реорганизовано в акционерное общество [17]. Однако эта же идея в полной мере была реализована на уровне одного цеха на этом же предприятии. Цех № 14, занимавшийся производством товаров народного потребления (ТНП), систематически не справлялся с планом. Поэтому и было решено на его оборудовании и площадях создать самостоятельное хозрасчетное предприятие по производству ТНП, работающее в условиях арендного подряда. Руководителем предприятия был назначен известный в городе экономист, кандидат экономических наук В. В. Бронштейн. Предприятие занялось производством простейших товаров бытового обихода, в условиях тотального дефицита конца 1980-х гг. весьма популярных: стойки- вешалки для прихожей, хлебницы, карнизы, струны для штор и др. За первую половину 1988 г. арендный цех произвел ТНП на 1 млн 504 тыс. руб., а за второе - уже на 4 млн 65 тыс. руб. [18].
Экономическая устойчивость предприятия позволила В. В. Бронштейну уже в период рыночной экономики приватизировать часть зданий ИЗТМ, ставших материальной основой успешно развившейся в 1990-е гг. производственно-коммерческой фирмы «Сибатом». Таким образом, В. В. Бронштейн в условиях переходного периода стал в некотором роде символом трансформации части технократической элиты в бизнес-элиту.
В 1988 г. после принятия Закона о кооперации в экономике страны появляется новая хозяйственная структура - кооператив. Документом была определена возможность создания потребительских и производственных кооперативов в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в сфере обслуживания, торговли и других отраслях народного хозяйства [21].
В 1989 г. около 4/5 всех действующих кооперативов было создано при предприятиях и организациях. У них они арендовали около 60 % сырья и материалов. Наибольшее распространение получили кооперативы, занятые в сфере производства товаров народного потребления и бытового обслуживания. Но производство новых хозяйствующих субъектов ограничивалось в основном кустарными вариантами легкой промышленности, т. е. тем, где можно было в максимально короткие сроки окупить вложенные средства [34]. Оставим в стороне причины такой ориентации, она объяснялась не только «стяжательскими интенциями» кооператоров, но и политикой государства.
Средняя выработка на одного работающего в производстве ТНП составляла 8 960 руб., в строительстве - 7 984 руб. Среднее количество работников в производственных кооперативах составляло 23,5 чел., в строительных кооперативах - 39 чел. Исходя из столь «некрупных» показателей, если руководствоваться ранее установленными критериями, руководителей кооперативов никак нельзя причислить к региональной технократической элите. Но и здесь были свои исключения, в том числе и в Иркутской области.
Например, в 1988 г. в Иркутске был создан кооператив «Байкал», главным уставным видом деятельности которого являлось строительство и ремонт автомобильных дорог. Его основателями стали братья В. А. и П. А. Голышевы, до этого приобретшие хороший организационно-технический и финансово-экономический опыт в старательских артелях.
Руководители кооператива сразу взяли курс на диверсификацию деятельности. Помимо строительства и ремонта дорог они занялись организацией сельскохозяйственного производства, строительством жилья, лесозаготовкой и деревообработкой. Объем строительно-монтажных работ только за апрель – сентябрь 1998 г. составил около 2,5 млн руб. [6].
В постсоветское время кооператив «Байкал» трансформировался в производственную строительно-дорожную фирму «Агродорспецстрой», став одной из крупнейших организаций в Сибири и на Дальнем Востоке. Президент фирмы П. А. Голышев в 1994 г. был избран в Совет Федерации РФ. Работая заместителем председателя Комитета Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию, он уже реально влиял на политические и экономические решения, принимаемые в верхних эшелонах власти [1]. По этим основаниям его вполне можно причислить к последним представителям советской технократической и первым - постсоветской бизнес-элиты.
Таким образом, на рубеже исторических эпох, в период смены парадигм социально-экономического и политического развития под бизнес-элитой можно было понимать все ту же хорошо известную и влиятельную группу региональной технократической элиты. К началу строительства рыночного общества иркутская бизнес-элита состояла из руководителей предприятий и организаций союзного значения: ВСЖД (Г. П. Комаров), Востсибуголь (И. М. Щадов), Иркутский авиационный завод (А.И. Федоров), БЛПК (Э. Г. Евтушенко), УИЛПК (В. Н. Семенов), Иркутскэнерго (В. М. Боровский), Братский алюминиевый завод (Б. С. Громов), Иркутский алюминиевый завод (И.С. Гринберг), Ангарский нефтехимический комбинат (Ф.С. Середюк). На этом этапе достаточно большим политическим и экономическим влиянием еще пользуются руководители строительной отрасли Приангарья (В.С. Викулов – Братскгэсстрой, И.Т. Смолянин - Востоксибстрой), ряда машиностроительных заводов (Н.Н. Гуманюк - Иркутский завод тяжелого машиностроения, П.Н. Самусенко – Братский завод отопительного оборудования), (В. Г. Авлов - ПО «Лензолото»).
Небольшими вкраплениями в эти ряды стали наиболее яркие представители принципиально новых хозяйствующих субъектов: В. А. и П. А. Голышевы, Ю. М. Тен, В. В. Бронштейн.
1. URL: http: // www.garweb.ru/project/sf/l994-1996/reg/031 .him.
2. URL:http://www.banki.ru/ banks/memory/?query= %C8 %F0 %EA %EE %EC %F1 %EE %F6 %E1 %E0 %ED %E A& where=N AM E.
3. URL: http://www.gazeta.rU/politics/news/2012/l l/13/n_2614913.shtml.
4. Августовский О. P. Избран директор // Красное знамя. - 1989. - 18 апр.
5. Амурская Д. Игорь Гринберг больше не директор ИркАЗа// КП- Иркутск. - 2011.-16 июня.
6. Антоненко А. М. Павел Голышев. кооператор: «Я за такую работу» // Вост.-Сиб. правда. - 1988. - 13 окт.
7. Арсюхин В. Анатолий Чубайс: «Против приватизации были только директора, работники и пенсионеры, а больше никто» // Коме, правда. - 2011. - 15 нояб.
8. Белов В. В. Теоретико-политологический анализ становления бизнес- элит в современной России : автореф. дис. ... канд. политол. наук / В. Белов.- М.. 2009.-28 с.
9. Братский городской архив (БГА). Ф. Р-152. On. 1. Д. 1470. JI. 9.
10. Братский городской архив (БГА). Ф. Р-167. On. 1. Д. 1471. JT. 1.
11. Бурлацкий Ф. М. Вожди и советники: О Хрущеве. Андропове и не только о них.... / Ф. Бурлацкий. - М. : Политиздат, 1990. - 384 с.
12. Волков Н. Виктор Боровский: «В доверии людей черпаю силы» (Интервью с В. М. Боровским) // Вост.-Сиб. правда. - 2001. - 8 сент.
13. Волосов Е. Н. Региональная политическая элита Сибири (опыт статистического анализа) // Вести. Евразии. — 2003. - № 1. - С. 138-155.
14. Гордеева О. Как иркутские заводы превращались в рынки // Пятница. - 2005. - 30 сент.
15. Горячев М. Красный директор меняет цвет // Моск. новости. — 1992. — № 4. - С. 40.
16. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 1569. Оп. 2. Д. 1566. Л. 2-5.
17. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 1569. Оп. 4. Д. 3. Л. 51.
18. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 127. Оп. 128. Д. 130. Л. 133-134.
19. Еловский Д. Топ-проект Игоря Гринберга// Вост-Сиб. правда.— 2006.-29 дек.
20. Ефимкин М. М. Формирование индустриальной базы на Востоке России в XX столетии: необходимость и закономерность // Деятельность государственных организаций по индустриальному освоению Сибири в XX - начале XXI вв. : сб. науч. тр. - Новосибирск, 2009. - Вып. 1. - С. 68.
21. Закон о кооперации в СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
22. Иванов Н. Руководителю БрАЗа нашли работу / Н. Иванов. Р. Жук // Коммерсант. - 2000. - 30 мая.
23. Климова Э. Л. Дело законно, но точка не поставлена// Вост.-Сиб. правда. - 1997. - 12 апр.
24. Концерн, консорциум, ассоциация (Редакционная) // Экономика и жизнь. - 1990. - № 1. - С. 9.
25. Крыштановская О.В. Трансформация бизнес-элиты России: 1998- 2002 // Социол. исслед. - 2002. - № 8. - С. 17-21.
26. Крыштановская О.В. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Обществ, науки и современность. - 1995. - № 1. - С. 51-59
27. Крыштановская О.В. Формирование региональной элиты: принципы и механизмы // Социол. исслед. - 2003. - № 11. - С. 11.
28. Монахов В. В. Развод по-братски // Вост-Сиб. правда. — 1990. - 5 сент.
29. Мордасов А. А. Новое позиционирование бизнес-элиты в политическом процессе современной России: дис. ... канд. полито л. наук / А. Мордасов. — М.. 2005. - 172 с.
30. Мохов В. П. Проблемы анализа российских региональных элит в переходный период: к вопросу о методологических основаниях [Электронный ресурс].-URL: http://www.elis.pstu.ru/mokh3.htm.
31. Мухин А. А. Бизнес-элита и государственная власть: Кто владеет Россией на рубеже веков / А. Мухин. — М.: Г ном и Д, 2001. - 208 с.
32. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде // Экон. газ. - 1989. -№ 49. - С. 14-15.
33. Подсчитано по материалам сайта «irk.gov.ru».
34. Показатели деятельности кооперативов на 1.01.1990 г. // Экономика и жизнь. - 1990. - № 12. - С. 5.
35. Смолянин И. Т. Сибирь глазами сибиряка. Рассказы о больших стройках / И. Т. Смолянин. - Иркутск : Изд-во БГУЭП. 2004. - 200 с.
36. Солоненко С. Мэр на нарах // Пятница. - 2009. - 31 мая.
37. Третьяков В. Г. Рулевые ВСЖД:документально-биографические очерки к 70-летию образования Управления Восточно-Сибирской железной дороги (1934-2004 гг.) / В. Г. Третьяков. - Иркутск: Облмашинформ. 2004.- 432 с.
38. Усть-Илимский городской архив (УИГА). Ф. Р-62. On. 1. Д. 378. JI. 163.
39. Федоров Л. Иркутское бытие Саши Хинштейна: решала или шестерка? [Электронный ресурс]. - URL: // http://newsbabr.com/?IDE=l 13453 (дата обращения: 10.04. 2013 г.)
40. Фомина Л. Без срока давности // Конкурент - Вост-Сиб. правда. - 2009.-27 июля.
41. Черняев И. Завод не хомут, а золотое ожерелье [Электронный ресурс].-URL: http://www.aemz.biz/news-archive/items/aernz-hornut.html (дата обращения 6 марта 2011 г.).
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей