Оглавление
Николай Иванович Исцеленнов (31 мая 1891, Иркутск – 24 февраля 1981, Париж) — архитектор, иконописец, график, живописец.
Родился в Иркутске в семье купца 2-й гильдии Ивана Федоровича Исцеленнова (иркутского городского головы в 1907-1910) и Натальи Николаевны, урожденной Пятидесятниковой. В 1901-1909 учился в губернской мужской гимназии, по окончании которой поступил на архитектурное отделение императорской Академии художеств. С самого начала обучения увлекся древнерусской архитектурой.
В 1911 был помощником архитектора по реставрации Ипатьевского монастыря в Костроме. В 1914 по его проекту, лично одобренному Николаем II, был построен храм Николая Чудотворца в Петербурге. В том же году ему был заказан проект храма на корабле для Общества трезвости (проект осуществлен). В 1911-1912 по заданию петербургской Археологической комиссии занимался фотографированием церковных зданий в Иркутске. Его снимки были опубликованы в 50 выпуске "Известий" Археологической комиссии, посвященном памятникам Иркутской губернии. (Выполненный Исцеленновым фотоальбом "ЦерквиИркутска", состоящий из 36 фотографий, хранится ныне в архиве Ленинградского отделения Института археологии в фонде Археологической комиссии, шифр — Q 459). Три акварели Исцеленнова ("Японская ваза", "Уголок храма" и "Проект памятника трехсотлетия Дома Романовых") демонстрировались на благотворительной художественной выставке в Иркутске, состоявшейся в апреле - мае 1915
В декабре 1917 за проект "Военно-исторического музея в столице" был удостоен звания "художника-архитектора". По окончании Академии художеств, в связи со смертью отца (1916) и переездом матери в Москву, поселился в Москве. Был членом-основателем кружка "Decenium", активным членом Живскульптарха — Комиссии по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза, образованной в мае 1919 при отделе ИЗО Наркомпроса. В октябре — декабре 1920 работы членов Живскульптарха, в том числе и Исцеленнова, экспонировались на XIX Государственной выставке, организованной Всероссийским выставочным бюро Наркомпроса в Москве.
В феврале 1920 Исцеленнов покинул Россию, перебравшись в Финляндию. В Хельсинки женился на художнице Марие Александровне Лагорио (1893-1979). В мае 1921 вместе с женой уехал в Германию, недолго жил в Дрездене, затем в Берлине. Был членом берлинского союза деятелей русской литературы и искусства "Дом искусства". В 1922 вместе с А.А.Лагорио (сестрой М.А.Лагорио) организовал в Берлине художественное издательство "Трирема", которым были выпущены его альбомы литографий "Moskauer Typen" и "Berliner Typen" ("Московские типы" и "Типы берлинских улиц"), а также книга А.Ремизова "Пляс Иродиады". Текст поэмы Ремизова был исполнен Исцеленновым от руки древним русским шрифтом и иллюстрирован многочисленными рисунками. В 1923 Исцеленнов и Лагорио устроили совместные выставки своих произведений в Мюнхене и Берлине. На них экспонировались многочисленные миниатюры художников, оригинальная и книжная графика, живопись восковыми красками на древнерусские сюжеты. В 1924 переехал в Прагу, в декабре 1924 - январе 1925 там состоялась новая совместная выставка Исцеленнова и Лагорио. В 1925 подарил Русскому культурно-историческому музею в Праге выполненный акварелью проект панно "Град Китеж" на тему оперы Н.А. Римского-Корсакова.
С сентября 1925 жил в Париже. Был активным членом основанного русскими эмигрантами общества "Икона", с 1952 по 1979 его председателем. Занимался проектированием храмов и иконостасов, писанием икон и картин, связанных с церковной тематикой, писанием статей (в частности, известна серия его статей, опубликованных в 1950-е в парижском литературно-политическом журнале "Возрождение" /10, с.65/). Был участником Брюссельской выставки 1928 и, по всей видимости, выставок общества "Икона" в Париже. Своим главным произведением в церковной области Исцеленнов считал храм-памятник в Брюсселе, воздвигнутый в 1934 "в память Царя-Мученика Николая II и всех Русских людей, богоборческой властью в смуте убиенных". Им же были написаны иконы для иконостаса храма (совместно с княгиней Е.С.Львовой) и выполнена стенная роспись "Богоматерь Оранта" в алтарной части. В конце 1960-х – начале 1970-х Исцеленнов занимался устройством колоколов брюссельского храма-памятника, которым был придан звон ростовского стиля. Другим известным архитектурным сооружением Исцеленнова стала церковь во имя Св.Александра Невского и Св.Серафима в Льеже (Бельгия). Участвовал также в строительстве башни "Мэн-Монпарнас" в Париже. Кроме того, им были выполнены проекты иконостасов для храма Знамения Божией Матери в Париже и для домовой церкви Монбельярского замка.
Скончался в Париже, похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Архив Исцеленнова и ряд его художественных произведений хранятся в парижском обществе "Икона". Две графические работы 1919 под названием "Архитектурная фантазия" находятся в Третьяковской галерее в Москве.
Художники-графики. Читайте в Иркипедии:
- Адов, Владимир Алексеевич
- Аносов, Анатолий Иванович
- Анисимов, Василий Иванович
- Башарин, Николай Петрович
- Белов, Сергей Геннадьевич
- Вронский, Станислав Евгеньевич
- Гаращук, Светлана Николаевна
- Залетов, Леонид Николаевич
- Зязин, Максим Иванович
- Леви, Георгий Григорьевич
- Лобанович, Леонид Иванович
- Лодейщиков, Николай Васильевич
- Мошкин, Валерий Иванович
- Муравьев, Александр Михайлович
- Овчинников, Александр Васильевич
- Песков, Михаил Иванович
- Старцев, Петр Иванович
- Федоров, Валентин Павлович
- Шелтунов, Александр Иванович
- Шипицын, Александр Сергеевич
- Штеренберг, Давид Петрович
Литература
- ГАИО, ф.293, оп.1, д.333, л.44.
- РГИА, ф.789, оп.13, 1909, д.118, личное дело Н.И.Исцеленнова.
- Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. — Берн - М., 1993. — С.764, ил.621-622.
- Дом искусств в Берлине // Бюллетени Дома искусств (Берлин). — 1922. — № 1-2. — С.22, 23.
- "Дом искусств" в Берлине // Новая русская книга (Берлин). — 1922. — № 1. — С.34.
- Известия императорской Археологической комиссии. Вып.50. — СПб., 1913. — С.107, 109-113, 116-117, 120-121.
- Картинная выставка. Оригиналы русских и иностранных художников и лучшие копии: [Каталог]. — Иркутск, 1915. — С.9.
- Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия: История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). — Paris, 1971. — С.211.
- Лыхин Ю. Древнее лучезарное искусство // Верую (Иркутск). — 1998. — № 7. — С.4-5.
- Лыхин Ю. Николай Иванович Исцеленнов: возвращение из забытия // Земля Иркутская. — 1998. — № 10. — С.60-65.
- Лыхин Ю.П. Общество "Икона" в Париже. — Иркутск, 1998. — 24 с.
- Новая русская книга (Берлин). — 1923. — № 1. — С.16, 38.
- Ремизов А.М. Неизданный "Мерлог" // Минувшее: Исторический альманах. Кн.3. — Paris, 1987. — С.219, 252-253.
- Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932): Справочник. — СПб., 1992. — С.88.
- Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Художники русской эмиграции (1917-1941). — СПб., 1994. — С.224 (указ. лит-ры).
- Среди коллекционеров (Москва). — 1922. — № 11-12. — С.31.
- Среди коллекционеров (Москва). — 1923. — № 1-2. — С.33.
- Среди коллекционеров (Москва). — 1923. — № 11-12. — С.28.
- Фицхелаурова М. Беседа с архитектором Н.И.Исцеленновым — специалистом по церковной архитектуре // Русская мысль (Париж).- 1971.- 21 октября (№ 2865).- С.7.
- Хан-Магомедов С. Живскульптарх // Декоративное искусство СССР. — 1978.— № 5.— С.32-35.