Иркутская синагога. История (1878–1940)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Иркутская синагога

Автор: Не известен
Автор: Валерий Панфилов
Автор: Валерий Панфилов
Автор: almodavaro
Автор: Валерий Панфилов

Говоря о еврейской синагоге и истории ее создания, нельзя не коснуться истории еврейской общины в Иркутске. Эпоха зарождения этой общины и ее первоначального развития относится к 60-80-м годам XIX столетия и связана с именем купца Якова Савельевича Домбровского, которому в 1859 г. было разрешено поселиться в Иркутске. Вскоре по приезде в город он нашел дом специально под молельню, и все евреи стали собираться здесь, т.к. постоянной молельни тогда не было[1]. Видимо, в период 60-х годов евреи пользовались только молельным домом Домбровского, упоминаний о других домах не обнаружено.

Нужно отметить, что Иркутская еврейская община почти с самого ее зарождения была неоднородна по своему социальному составу, она делилась на две враждующие между собой группы: «солдатскую», состоящую из малоимущих потомков солдат из евреев, и «купеческо-мещанскую», каждая из которых имела позднее свой молитвенный дом. Со временем количество членов общины возрастало, и все серьезнее вставала необходимость хоть как-нибудь оформить ее существование. А так как синагога – основная и единственная официально разрешаемая ячейка общины, то сам собою возник вопрос об «исходатайствовании» разрешения на постройку молитвенного дома.

Первой возбудила соответствующее прошение «солдатская» община, а вскоре вслед за ней и «купеческо-мещанская». Ходатайство солдатской общины было уважено министром внутренних дел 9 апреля 1878 г. А другой стороне в аналогичном ходатайстве было отказано, так как разрешение на постройку синагоги в Иркутске уже выдано евреям-солдатам, а для Иркутска, где евреев мало, «достаточно и одной синагоги»[2]. Но солдаты-евреи, как бы щедро они ни жертвовали на строительство, не могли воздвигнуть приличное каменное здание и соответственно его оборудовать. Нужно было участие и значительной группы купцов и имущих евреев, чтобы в короткое время собрать деньги. Необходимо было объединиться, выбрать комитет для заведования постройкой, в который бы входили представители обеих сторон, что и было сделано.

План на строительство синагоги был утвержден 10 мая 1878 г.[3] К весне 1879 г. синагога была уже вполне готова. Настолько, что 5 апреля в новом здании происходило торжественное служение и молитва за Государя, в честь его спасения при покушении на его особу 2 апреля. На молении, по приглашению еврейского городского общества, присутствовали генерал-губернатор П.А. Фредерикс со своею свитой и другие административные лица. «Раввин сказал глубоко прочувствованную речь, исполненную благодарности Царю-освободителю, за все сделанное евреям в его царствование»[4].

Но случившийся 22 и 24 июня страшный пожар «оставил одни лишь стены от почти законченной постройки...»[5]. Одновременно со зданием синагоги огонь уничтожил находящиеся при ней богадельню и училище[6]. Еврейской общине пришлось приступить к восстановлению здания. 17 января 1881 г. состоялось общее собрание прихожан молитвенного дома для рассмотрения вопроса об изыскании средств на отстройку синагоги после пожара[7].

Следует обратить внимание на отчет по постройке молитвенного дома. Он до и после пожара обошелся в 77 284 руб. Если из этой суммы исключить 16 476 руб., полученных в виде премии от Страхового общества после пожара, то все равно получается огромная для иркутской еврейской общины сумма в более чем 60 000руб. Как же эти деньги набирались? Поступило пожертвований от разных лиц – 22 374 руб., получено за места, купленные различными лицами в вечное владение, – 22 495 руб., то же за места, купленные во временное владение, – 2 625 руб. Собрано в старых молитвенных домах (в солдатском и мещанском) – 4 092 руб., позаимствовано из капитала Данишевского 3 584 руб., позаимствовано из капитала, собранного на училище, 2 436 руб. Взято взаймы у Л. Лейбовича 3 362 руб.[8].

20 апреля и 18 мая 1881 г. староста еврейского молитвенного дома Иркутский 1-й гильдии купец Леонтий Осипович Лейбович обращался в Строительное отделение Главного Управления Восточной Сибири с прошением на утверждение плана «на постройку на эту молельню купола». Первый проект от 20 апреля был отклонен, а второй утвержден. Из документа следует, что по плану предусматривалось сооружение «деревянного купола под железной крышей». В прошении Лейбовича также оговаривалось изменение в конструкции храма в сравнении с первоначально утвержденным 10 мая 1878 г. – а именно – «боковые входы мною (т. е. Лейбовичем. – А.Г.) устроены с фронту, вместо означенных в первоначальном плане с боков»[9]. 29 мая 1881 г. Строительное отделение признало проект правильным. Это засвидетельствовал на проекте управляющий Строительным отделением старший архитектор В. Кудельский[10]. 30 мая проект был утвержден. В архивном деле имеется изображение главного фасада здания, которое к 1881 г. уже существовало[11]. Многократно тиражируемое в современных публикациях утверждение о том, что В.А. Кудельский является автором проекта здания синагоги, не нашло до сих пор документального подтверждения. Кудельский утверждал послепожарные переделки здания, но это не является доказательством его авторства проекта. Тем более, свой проект он не имел права утверждать по существующему в то время законодательству.

Не удалось точно установить время окончания строительства синагоги после пожара, но уже к концу 1882 г. оно было закончено[12]. И полнокровная жизнь еврейской общины продолжилась.

Во второй половине 1886 г. рассматривался вопрос, куда перевести еврейское училище из-за негодности дома Домбровского, и было решено, что под него должно быть отведено верхнее помещение синагоги. Кроме того, одновременно с переводом училища, во дворе синагоги планировалось устроить деревянное помещение стоимостью в 1 200 руб.[13].

В середине 1890-х годов при синагоге была организована библиотека, создателем которой являлся Иуда Леонтьевич Нейман[14].

В 1915 г. каменное двухэтажное здание синагоги оценивалось в 65 000 рублей, а синагогальная библиотека (из 4 200 томов) в 6 500 руб.[15].

После установления в Иркутске Советской власти здание синагоги было изъято из собственности Иркутской еврейской общины. По договору общины с отделом юстиции Иркутского губревкома от 20 мая 1920 г. община приняла от Иркутского Совета рабочих и крестьянских депутатов «в бессрочное бесплатное пользование... двухэтажный дом синагоги и флигель во дворе»[16]. Община получила в пользование то, что и так ей принадлежало, что было построено на ее деньги. Интерес в этом документе вызывает упоминание о флигеле. До этого в книге «Евреи в Иркутске» в списке недвижимой собственности, принадлежащей общине, флигель не упоминается. Возможно, он был построен в период между 1915 и 1920 гг. В документе за 1923 г. дается более подробное описание его: «флигелек одноэтажный деревянный», площадью 11 кв. саж. В этом доме проживали надзиратель и сторож. В 1922 г. этот деревянный дом, «согласно декрета об отделении церкви от государства переходит в ведение коммунального отдела...»[17]

В 1923 г. синагога представляла собой каменное двухэтажное здание площадью в 250 кв. саж., «размер коего по фасаду в ширину 8 саж. и во дворе в длину 12 саж.», обнесенное оградой. В период 1925–1928 гг. здание синагоги с надворными постройками страховалось на сумму 46 978 руб.[18]

С 1929 г., как удалось установить по документам, а возможно, и ранее, различными общественными организациями и государственными учреждениями поднимается вопрос о закрытии синагоги и передаче ее здания этим организациям. С такими предложениями они обращались в Городской комитет ВКП(б) и Горсовет. В мае 1931 г. Горсовет предложил Общине верующих евреев передать синагогу горсовету, с тем что он предоставит общине взамен другое помещение. 24 мая того года состоялось собрание общины, на котором присутствующий инспектор Горсовета Росовецкий подтвердил письменно, что взамен синагоги общине под Молитвенный дом будет предоставлено помещение по 1-й Красноармейской, № 20. Община была вынуждена согласиться на это предложение, попросив время на исправление нового здания[19].

Но Горсовет решил получить от общины не просто здание синагоги, а вновь отремонтированное здание. С этой целью еще в феврале 1931 г. был произведен технический осмотр состояния помещения и составлен акт, по которому общине было настоятельно предложено произвести следующий ремонт: на 1-м этаже выровнять балки и частично перестелить полы, на втором этаже в женской раздевальне отремонтировать 2 голландские печи, выровнять балки, покрасить полы во всем здании, заменить водосточные трубы, покрасить крышу, капитально отремонтировать деревянные и каменные стойки ворот, заделать трещины в стене с западной стороны здания. В последующем был произведен еще ряд технических осмотров, при которых отмечалось, что верующие ничего не делают для ремонта, и необходимо расторгнуть договор о бессрочном пользовании помещением через суд. Но и без суда 4 мая 1932 г. Президиум Восточно-Сибирского Крайисполкома принял решение о ликвидации еврейской синагоги в Иркутске. Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета на своем заседании 1 июля 1932 г. (протокол № 50) утвердил это решение «с условием предварительного предоставления общине верующих помещения для отправления культовых обрядов»[20]. После этого решения прошло немногим более полутора лет, и к концу 1933 г. здание синагоги по ул.К. Либкнехта № 19 (теперь № 23) перестало существовать как синагога.

Общине Иркутских верующих евреев было выделено помещение по ул. 1-й Красноармейской, № 20, но и оно недолго принадлежало общине. 28 ноября 1938 г. было принято постановление Президиума Иркутского облисполкома о закрытии и этой синагоги, утвержденное 26 марта 1939 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР[21].

Читайте в Иркипедии:

  1. Пожар в синагоге
  2. Здание синагоги в Иркутске
  3. Иркутская синагога. Торжественное открытие восстановленного здания. Фоторепортаж
  4. Евреи в Сибири и в Иркутской области

Примечания

[1] Войтинский B.C., Горнштейн А.Я. Евреи в Иркутске. — Иркутск, 1915. — С. 200, 204, 207.

[2] Там же. — С. 218.

[3] Там же. — С.219; Сибирь. — 1879. — 12 авг. — С. 3.

[4] Иркутская летопись 1857–1880 г. (Продолжение «Летописи» П.И. Пежемского и В.А. Кротова) / сост. Н.С. Романов // Труды ВСОИРГО. — 1914. — № 8. — С. 386.

[5] ГАИО. Ф. 31. Оп. 3. Д. 175. Л. 22, 23.

[6] Иркутская летопись 1857–1880 г. … — С. 392.

[7] Войтинский B.C., Горнштейн А.Я. Указ. соч. — С. 221.

[8] Там же. — С. 220.

[9] ГАИО. Ф. 31. Оп. 3. Д. 175. Л. 23-23об.

[10] ГАИО. Ф. р-504. Оп. 5. Д. 57. Л. б/н.

[11] Там же.

[12] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. / изд. подг. Н.В. Куликаускене. — Иркутск, 1993. — С. 57.

[13] Войтинский B.C., Горнштейн А.Я. Указ. соч. — С. 299.

[14] Там же. — С. 342.

[15] Там же. — С. 392.

[16] ГАИО. Ф. р-504. Оп. 5. Д. 191. Л. 27.

[17] ГАИО. Ф. р-504. Оп. 5. Д. 58. Л. 1; Д. 57. Л. 2.

[18] ГАИО. Ф. р-504. Оп. 5. Д. 58. Л. 1, 41, 163.

[19] ГАИО. Ф. р-504. Оп. 5. Д. 57. Л. б/н.

[20] ГАИО. Ф. р-504. Оп. 5. Д. 57. Л. б/н.

[21] ГАИО. Ф. р-1933. Оп. 2. Д. 513. Л. 2.

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Научная работа | Автор(ы): Гаращенко Алексей Николаевич | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.