Новости

Иркутская синагога

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Иркутская синагога (Еврейский молитвенный дом) — единственный в Приангарье еврейский храм, центр духовной и культурной жизни еврейской общины. Находится в Иркутске на улице Карла Либкнехта, дом 23.

Энциклопедическая справка

ИРКУТСКАЯ синагога (ул. К. Либкнехта, 23). Здание построено в 1882. Возведено на средства иркутских евреев. Большая заслуга в его строительстве принадлежит купцу 1-й гильдии Л. О. Лейбовичу. Крупное двухэтажное строение с небольшим куполом. Особенностью его является Т-образный план с большой протяженностью здания в сторону двора. Фасад выходит на ул. К. Либкнехта. И. с. отличается разнообразием пластики фасадов, выразительным контрастом между полукруглыми завершениями дверей и окон и треугольными фронтонами. С 1924 по 28 авг. 1945 для религ. целей здание не использовалось, было занято разными учреждениями, в результате чего произошли значительные искажения внешнего облика этого памятника архитектуры. В 2009 после капитального ремонта и реставрации зданию вернули первоначальный вид.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. 2011

Возникновение и развитие

Многие иркутяне видели в религии, синагоге и общине единственные гарантии сохранения своей культуры и этнической самобытности. Для еврея, оторванного от основного этнического массива, находящегося в западных губерниях России, религия оставалась практически единственным средством самоидентификации. Именно эта функция иудаизма усилилась в конце XIX — начале XX вв. по мере роста просветительского движения среди российских евреев и усиления общественной активности диаспоры.

Многие иркутские евреи плохо знали идиш, не умея ни читать, ни писать на родном языке. Практически все носили обычное европейское платье, принимали самое активное участие в общественной жизни города. Но при этом с каждым годом все более оживленной становилась внутриобщинная жизнь, расширялась благотворительность, укреплялся интерес к этнической истории. В подобной ситуации логичным выглядит усиление интереса к иудаизму. Так как синагога – основная и единственная официально разрешаемая ячейка общины, то сам собою возник вопрос об исходатайствовании разрешения на постройку молитвенного дома.

Первой возбудила соответствующее ходатайство солдатская община, а вскоре, вслед за ней, и “купеческо-мещанская община”, как официально называла себя другая сторона. Ходатайство солдатской общины было уважено Министром Внутренних Дел 9-го апреля 1878 г. А другой стороне в аналогичном ходатайстве было отказано, именно на том основании, что разрешение на постройку синагоги в Иркутске уже выдано евреям-солдатам, а для Иркутска, где евреев мало, достаточно и одной синагоги. Но солдаты, имея разрешение на постройку молельни, не имели средств для того, чтобы воздвигнуть приличное каменное здание и соответственным образом его оборудовать. Другая сторона не имела разрешения, но обладала средствами. Вывод напрашивался сам собою: надо объединиться, выбрать комитет для заведования постройкой, в который входили бы представители обеих сторон.

План на строительство синагоги был утвержден 10 мая 1878 г. Постройка производилась на пожертвования будущих прихожан. В том же году и было заложено здание синагоги по проекту иркутского архитектора В.А. Кудельского. Здание поражало своими размерами и интересной пластикой фасадов. Синагога имела Т-образный план, завершала ее шестиконечная звезда, находящаяся на крыше здания. В апреле 1879 г. в почти готовом здании состоялось торжественное служение и молитва за государя Александра II. Летом 1879 г. в центре города возник сильный пожар и синагога, в числе других построек, была уничтожена. Пришлось отстраивать ее заново.

Освятили Иркутскую синагогу лишь в 1881 г., который и считается официальной датой рождения общины. К концу 1882 г. синагога была восстановлена. Строительство синагоги до и после пожара обошлось в 77000 рублей. Это колоссальная для иркутской общины того времени цифра. Основные суммы были получены путем добровольных пожертвований (22000 рублей) и от продажи мест в синагоге в вечное владение (22000 рублей). Все видное еврейское купечество поддержало таким способом строительство синагоги. В первом ряду места в вечное владение выкупили петербуржец барон Гинцбург, Яков Домбровский, Леонтий Лейбович, Вениамин Каминер, Борис Патушинский, во втором - место выкупил Исай Файнберг, в пятом – Семен Кальмеер. Суммы вносились значительные, 22000 рублей были собраны с 28 человек. Места продавались в потомственное владение, купившие их и имеющие на то соответствующий документ, уже никогда не могли быть лишены права владения ими.

В середине 1890-х гг. в синагоге появилась библиотека. Создателем ее был И.Л. Нейман. Эта библиотека была известна как одна из самых богатейших в Иркутске. В 1915 г. каменное двухэтажное здание синагоги оценивалось в 65000 рублей, а синагогальная библиотека содержала 4200 томов и оценивалась в 6500 рублей. На содержание библиотеки постоянно поступали пожертвования от членов еврейской общины. Еврейское погребальное братство ежегодно отдавало библиотеке по 100 рублей. Члены общества приносили и книги. В 1913 г. отдел Общества распространения просвещения между евреями получил разрешение пользоваться книгохранилищем синагоги в читальном зале и библиотеке. Таким образом, члены еврейского общества имели возможность читать уникальные книги.

Все предписанные религией обряды, такие как обрезание младенцев, изготовление мацы, свадебные и похоронные ритуалы и т. п., проходили при синагоге. Подобное следование заповедям было исключительным явлением для Сибири. Евреи, проживающие далеко от Иркутска, стремились поэтому попасть в город, чтобы совершить тот или иной обряд. Примечательно, что услугами иркутской синагоги пользовались "субботники" и иудеи-иностранцы. Так, например, в годы мировой войны по особому распоряжению начальства многие пленные австрийцы-иудеи, скончавшиеся в Иркутске, были захоронены на еврейском кладбище. В конце XIX в. раввином синагоги был И. Машевицкий.

До 1918 г. раввином был Натан Олевский, который приехал в Иркутск во время первой мировой войны. Он переписывался с раввинами всего мира. Вышли несколько его книг, но до наших дней дошло их совсем мало. Одна из них переиздавалась в 1995 г. в Израиле. Он был очень авторитетный человек — единственный в то время раввин, кто отказывался читать молитвы за советскую власть из идеологических соображений.

После Натана Олевского в течение 15 лет единогласно избирался казенным раввином С.Х. Бейлин, ученый-фольклорист. Он вел активную переписку с Калифорнией, Иерусалимом, Нью-Йорком и Харбином. Нормы иудаизма требовали реорганизовать общину как демократическую самоуправляющуюся единицу. Однако в период войны сделать это не удалось.

Синагога в советское время

После установления в Иркутске Советской власти здание синагоги было изъято из собственности [[Иркутской еврейской общины]] и передано ей в бессрочное бесплатное пользование (договор от 20 мая 1920 г.). 4 мая 1932 г. президиум Восточно-Сибирского крайисполкома принял решение о ликвидации еврейской синагоги.

К концу 1933 г. здание иркутской синагоги по решению властей было передано Иркутскому горсовету. В здании были размещены государственные учреждения. Во время войны и после в здании синагоги находились различные общественные организации – проектная организация, один из филиалов Мединститута, общежитие Мединститута и др. Имущество синагоги, в том числе и библиотека, было передано сначала музею атеизма, а потом в Художественный и Краеведческий музеи города.

После отнятия здания под синагогу было предоставлено неприспособленное помещение по ул. 1-й Красноармейской №20, но и оно недолго принадлежало общине. В 1939 г. и эта синагога была закрыта. По данным местного НКВД в 1934 г. в религиозной общине состояли около 100 человек.

До 1934 г. иркутская община сохраняла в основном старые традиции. Социальную основу ее составляли ремесленники, мелкие и средние торговцы. Иркутская синагога была, как и прежде, ее духовным центром. При синагоге было еврейское училище, хор из 15 мальчиков, в училище принимали преимущественно детей бедноты. На благотворительные взносы существовала богадельня на 30 чел.

Вновь синагога в ее законном здании на первом этаже была открыта в 1945 г. по ходатайству верующих. Обязанности раввина исполнял Л.Х. Резник. В обычные дни в ней собирались по 25-30 человек, в праздники 300-350, в Йом-Кипур до 500 человек. В 1947 г. еврейской общине вернули второй этаж синагоги. В 1958 г. синагога была вторично закрыта и открылась лишь в 1970-е гг. Жизнь синагоги определялась активностью нескольких десятков старых людей, проводивших единственно возможную в тех условиях работу, главным образом, по содержанию еврейских кладбищ и выпечке мацы. Подавляющее большинство евреев избегали посещать синагогу. В 1981 г., к 100-летию иркутской синагоги, закончилась реконструкция здания под руководством М.М. Когана и С.Б. Левинсона, возглавлявших тогда иркутскую еврейскую общину. Тогда же возобновились службы в помещении синагоги.

Современная история

В 1992 г. в Иркутске была воссоздана еврейская религиозная община под руководством Д.И. Файлаева. В 1993 г. здание синагоги было официально передано еврейскому религиозному обществу. С 1993 г. в городе действовали воскресная школа, культурно-просветительское общество. В 1995 г. в городе появился раввин. При поддержке Джойнта действовала благотворительная организация. Функционировало общество по изучению еврейской истории.

В 1998 г. от имени Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений (КЕРООР) Главный Раввин России А.С. Шаевич назначил раввином иркутской еврейской религиозной общины Д.А. Дорохова. Среди возвращавшихся к религии отцов в те годы было немало молодежи, но в связи с эмиграцией в Израиль состав общины постоянно менялся.

В 1990-х гг. в синагоге произошел сильнейший пожар, на тушение которого понадобилось восемь пожарных машин. Пожарным пришлось вскрыть купол и вылить несколько тонн воды. Вслед за пожаром прихожанам пришлось ликвидировать потоп. Здание, естественно, нуждалось в капитальном ремонте. Городская администрация выделяла средства на проект реконструкции здания, однако денег на полноценный ремонт не было. Однако находились люди, которые помогали синагоге, и небольшие косметические работы по реконструкции все же проводились.

В мае 1998 г. на двух еврейских кладбищах произошел погром, милиция была вынуждена взять под охрану синагогу и места захоронения.

В 1999 г. в Доме еврейской общины произошел второй пожар. Здание было отремонтировано, но уже тогда остро стоял вопрос о необходимости реконструкции.

В 2004 г. Главным раввином Иркутска и области был назначен Аарон Вагнер, работавший до этого около 10 лет в Донецке помощником раввина. На его плечи и легла забота по восстановлению синагоги.

Фактором, значительно ускорившим процесс реконструкции здания, стал третий, самый разрушительный пожар, который случился в 2004 г., в ночь с 26 на 27 июля. Первым заполыхало бытовое помещение на 1-м этаже. Локализовать пламя было практически невозможно, старинные деревянные перекрытия только ускорили распространение огня. Огонь не успел уничтожить древние свитки Торы. Однако были серьезно повреждены книги со сведениями о захоронениях на еврейском кладбище Иркутска. Синагога, ни разу не видевшая капитального ремонта со дня своего основания, и имевшая деревянные перекрытия, выгорела дотла – остались только внешние стены. Деньги на восстановление пожертвовали члены иркутской еврейской общины. Немало помогли и спонсоры, среди которых  Роман Абрамович и Виктор Вексельберг. Некоторые прихожане сами участвовали в строительных работах. Открыли синагогу после ремонта 24 февраля 2009 г. На торжественное открытие приехали главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.

Синагога сегодня

Здание является памятником архитектуры 1881 г. Молельный зал для мужчин рассчитан на 250 мест, а с приставными стульями - на 450 мест. Женщины молятся на балконе. В настоящее время здание синагоги выполняет не только культовые функции – помимо молитвенного зала, в родные стены вернулась библиотека.

Сердце синагоги — молитвенный зал, который занимает почти половину площади всего здания. На первом этаже расположились кухня и столовая, где подается кошерная пища, ритуальный бассейн миква. Рядом гардероб и туалеты, причем один построен специально для инвалидов-колясочников. На втором этаже — кабинеты руководителей общины, комната отдыха для пожилых людей, комната для занятий с детьми дошкольного возраста и компьютерный класс. Третий этаж синагоги заняла общественная еврейская организация “Сохнут”. На одной из стен коридора, ведущего в молитвенный зал, растет “дерево жизни” — символическое древо, на листочках которого запечатлены фамилии благотворителей, пожертвовавших деньги для восстановления синагоги. 

Встречи в синагоге должны происходить три раза в день, однако прихожане встречаются два раза в неделю. В основном – в пятницу вечером и в субботу. Кроме того, по праздникам.

Сейчас среди прихожан синагоги практически не осталось людей, знающих язык и обычаи своего народа. Годы советской власти сделали свое дело. Поэтому ведется работа по восстановлению утерянных традиций. При синагоге нет школы для детей, однако в Иркутске существует еврейская школа, в которой учат детей языку и традициям еврейского народа. В синагоге проходят уроки изучения Торы, на которые можно прийти и взрослым и детям. С 1 сентября 2010 г. под покровительством руководства синагоги здесь открылся детский сад, ставший первым еврейским садом. Кроме обычной программы, утвержденной Министерством образования, дети изучают еврейскую традицию, отмечают религиозные праздники, встречают субботу и даже немного изучают иврит. Кроме того, питание для детей исключительно кошерное – чистое, согласно иудейской традиции.

Синагога поддерживает связи с другими еврейскими обществами в Сибири и по России. Также – с Израилем. Но эти связи – скорее на личном, чем на общественном уровне.

Синагога поддерживает прихожан, как может. Небольшая материальная помощь, при болезнях, затруднительном финансовом положении, помощь при похоронах. Синагога осуществляет сбор пожертвований, которые тратятся на поддержание здания в надлежащем состоянии.

Контакты

Адрес: г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 23.
Телефон: 8(3952) 20-93-67
Сайт: http://irkutskjews.narod.ru/
E-mail: irkutsk@fjc.ru

Литература

  1. Гаращенко А. Краткая история каменного здания синагоги в Иркутске // Сибирский еврейский сборник. 1992. № 1.
  2. С.И. Медведев Иркутск на почтовых открытках. — Москва, 1996.
  3. Ю.П. Колмаков Иркутская летопись 1661 — 1940 гг. — Иркутск, 2004.

Ссылки

  1. Иркутск. Еврейская община г. Иркутска и Иркутской области // открытый информационный портал еврейской общины России и русскоязычной диаспоры.
  2. Юлия Сергеева Религиозная община // Иркутский еврейский сайт
  3. Владимир Рабинович Евреи дореволюционного Иркутска: наброски к портрету // Диаспоры : журнал. №1. 1999. сайт “Русский архипелаг”
  4. В.С.Войтинский, А.Я.Горнштейн Евреи в Иркутске, 1915 г. // Генеалогический портал “Еврейские корни”
  5. Соломон Е.Ш. История Еврейской Общины г. Иркутска
  6. Мария Солнцева Синагога в складчину // Пятница : газета. 3.04.09.
  7. Сергей Солоненко Пожар в Иркутской синагоге // Пятница : газета. 30.07.04.
  8. Роман Асанин Иркутская синагога // Областная : газета. 12.10.2010.
  9. Наталья Мичурина Возвращение // Конкурент : газета. 07.04.07.
  10. Екатерина Гольдфингер Еврейская община открыла в Иркутске детский сад // Бабр ру. 01.09.2010.
  11. Иркутская синагога // Чудеса России : сайт.
  12. Генеалогический форум "Еврейские корни"

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 29 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.