8 октября в нескольких муниципалитетах Иркутской области прошли дополнительные выборы в органы МСУ. Голосование проходило в 18 территориях: в Черемховском районе, Киренске и Манзурском муниципальном образовании выбирали мэров, в остальных проводились довыборы в органы местного самоуправления.
Выборы состоялись на всех территориях, за исключением одной: в 13 округе Киренского района количество голосов, отданных за победителя, оказалось недостаточным для признания выборов состоявшимися. В этом, что в округе на пост главы поселения был выдвинут только один кандидат. В таком случае по закону выборы признаются состоявшимися только в том случае, если за него проголосуют не менее 50% избирателей. Кандидат набрал лишь 47%, а это значит, что в Киренском районе пройдут повторные выборы в марте 2007 года. По данным Председателя Облизбиркома Виктора Игнатенко в общей сложности на 46 незамещённых мандатов претендовали 219 кандидатов. Наиболее ожесточённые кампании разворачивались в Черемховском районе, где на пост мэра претендовали семь человек, по десять кандидатов боролись за мандаты депутата Братской городской Думы по седьмому округу и Ангарской городской Думы по округу номер три. На выборах главы муниципального образования Черемховского района с солидным отрывом победил директор хозяйства «Бельское», входящего в состав ОАО «Белореченское», Юрий Шапенков. За него проголосовало 51,92%. Исполнявший обязанности мэра Сергей Звягин набрал чуть менее 26% и оказался на втором месте
В Киренском муниципальном образовании победил депутат районной Думы, заместить директора профессионального лицея №3 Виктор Слукин, набравший 58,2%. На втором месте - Владимир Кулеш, генеральный директор «Верхнеленской лесоперерабатывающей компании», набравший 30,91% голосов.
В посёлке Манзурка победил заместитель главы поселковой администрации Николай Житов, набравший 57,6%. Владимир Демидов (временно не работающий) набрал 19,6%.
Из думских компаний стоит упомянуть итоги дополнительных выборов в городскую Думу г. Братска, где из трёх мест два достались работникам здравоохранения: заведующий травматологическим отделением городской больницы Николай Мазуренко прошёл по одномандатному округу №3 г. Братска, а главный врач лечебно-оздоровительного комплекса «Юбилейный» Любовь Воробьёва - по округу №7. В округе №24 убедительно победил генеральный директор АООТ «Железнодорожник» Виктор Ступин, набравший 61,26 %.
Наибольший интерес вызвала избирательная кампания в Ангарске, где недавно было совершено нападение на председателя территориальной избирательной комиссии Валентину Мазину. Итоги голосования на довыборах в ангарскую городскую Думу таковы: в округе №3 победил Игорь Периков, заместитель начальника управления по производству ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», набравший 28,88%. По округу №4 избран Михаил Савинов, набравший 21,35%, начальник одного из подразделений Ангарского управления строительства.
На выборах по избирательному округу №2 (двухмандатный округ) победу одержали директор ЗАО «Стройкомплекс» Сергей Петров (20,54%). Второй мандат - у директора ООО «Вода Сибири» Михаила Килишкина, который набрал всего 14,56%. Низкий процент у одного из победителей объясняется механизмом определения итогов голосования в двухмандатном округе, где победителями становятся двое кандидатов, набравших большее количество голосов.
Интересно, что количество голосов, набранных победителями, сильно разнится в зависимости от территории. Так, если Михаил Килишкин, ставший депутатом Ангарского муниципального образования, набрал самый меньший процент голосов, чем у кого-либо из победителей осенней избирательной кампании, то больше всего голосов - 81,36% - набрала врач-стоматолог районной больницы Надежда Бояршина, ставшая депутатом Катангской муниципальной Думы.
Нужно заметить, что ситуация в ангарском округе №2 ещё может измениться: на момент голосования в суде рассматривалось требование об отмене регистрации кандидата Михаила Килишкина по факту недостаточного количества подписей. Виктор Игнатенко отказался комментировать перспективы судебного решения по существу. Он лишь заметил, что не исключает, что потребуется проведение графологических экспертиз, и даже принятие решения о снятии с регистрации одного из кандидатов не является основанием для отмены результатов выборов, поскольку такое решение ущемило бы интересы другого кандидата. В конечном итоге, всё зависит от конкретного решения суда, подчеркнул председатель областной избирательной комиссии.
В прочих территориях тоже не обошлось без судебных разбирательств. Пять процессов было в Киренске, где кандидаты оспаривали решение окружной избирательной комиссии о регистрации, но суд остался на стороне избиркома. В Киренске же имел место случай, когда с требованием об отмене регистрации кандидата в суд обратился прокурор, хотя уже год, как по закону прокуратура не наделена таким правом. Поскольку эта кампания развивалась в основном на уровне окружных комиссий, обращений в областной избирком было немного - всего четыре, да и они носили консультационный характер.
Виктор Игнатенко очень осторожно комментирует ситуацию, сложившуюся вокруг покушения на жизнь председателя ангарского ТИКа Валентины Мазиной, которой неизвестные злоумышленники нанесли несколько ножевых ударов в лицо и шею (на данный момент она до сих пор находится в больнице). Виктор Игнатенко отметил, что это беспрецедентный случай, работникам избиркомов часто приходится выслушивать угрозы, однако запугивание не переходило в действие. «Я бы не торопился проводить прямую связь между происшедшими событиями и выборами», — сказал Виктор Игнатенко. Он попросил предоставить возможность выяснить мотивы этого преступления следствию и напомнил, что основные события этой избирательной кампании разворачивались на уровне окружных избирательных комиссий. В частности, Игнатенко заявил, что информация о том, что Мазина в качестве участника была привлечена к одному из предвыборных судебных процессов и в момент покушения направлялась в суд, не соответствует действительности. «Мне не понравилась попытка грубо связать это трагическое событие с одним из кандидатов по одному из округов. На мой взгляд, достаточных оснований для этого нет». «Попытка использования этого события в политических целях, по меньшей мере, некрасива», — считает Виктор Игнатенко.
«Единая Россия» начала кампанию по публичному обсуждению так называемого «программного заявления», первого документа из целого блока программных документов, которые подготовлены к партийному съезду, который должен состояться в декабре. Ожидается, что в него, кроме заявления, войдёт доклад председателя партии Бориса Грызлова, в котором будет сформулирована платформа партии и десять докладов Высшего совета, по одному на каждую из десяти задач, которые сформулированы в программном заявлении. В итоге на съезде будут обнародованы 12 документов, которые, по словам Грызлова, «будут определять стратегию развития нашей страны в понимании партии «Единая Россия».
Вступительная часть документа кратко фиксирует основные факторы, характеризующие текущий пятилетний период: преодоление системного кризиса, порождённого распадом Советского Союза; восстановление политико-правового единства страны; восстановление приоритета федерального законодательства над региональным. Как положительный фактор в докладе отмечается стабильный рост экономики и повышение благосостояния людей (в частности, отмечен рост реальных доходов населения «почти в два раза»). Наконец, отмечено и то, что впервые государство инвестирует значительные ресурсы в социальную сферу. По мнению «Единой России», это в совокупности с реализацией приоритетных национальных проектов привело к тому, что «уныние и растерянность, страх перед будущим, характерные для 90-х годов, сменились в обществе ожиданием позитивных перемен». Резюмируя, «Единая Россия» заключает, что «все эти позитивные изменения есть прямой результат политической работы нашей партии
В дальнейшем в заявлении констатируются проблемы, стоящие перед страной. «Единая Россия» считает экономику страны недостаточно эффективной, поскольку в ней велика доля теневого сектора, высок уровень производственных затрат и низка производительность труда, в связи с чем признаёт экономику страны далёкой от уровня конкурентоспособности, позволяющего эффективно отстаивать национально-государственные интересы. К этим бесспорным утверждениям кое-как пришиты более слабые тезисы о наличии очагов социальной напряжённости, о разрыве в доходах между бедными и богатыми, и заодно - демографический кризис. Авторы документа скороговоркой констатируют наличие бюрократии в госаппарате, присутствие внешних угроз и конкретно - угрозы международного терроризма, из которой вытекает необходимость обеспечения «нового уровня» национальной безопасности. В целом, констатирующая часть вышла несколько невнятной и недосказанной
Ключевым же в заявлении является перечисление трёх приоритетных задач, которые определила для себя партия. Это создание в России экономики инновационного типа, продолжение борьбы с коррупцией и сбережение российского народа. На борьбе с коррупцией авторы документа останавливаются подробно. В частности, предполагается внести изменение соответствующей нормы Уголовного кодекса о взяточничестве, установление зависимости наказания от размеров коррупционной выгоды; ответственность юридических лиц за дачу взятки; также предлагается признать взяткой предоставление преимуществ нематериального характера. Кроме того, предполагается «обеспечить массовую общественную поддержку антикоррупционной политики» и «создать в обществе обстановку нетерпимости в отношении взяточничества». Туманность формулировок даёт партии полную свободу действий. В конечном итоге, всё будет зависеть от того, как эти указания будут поняты на местах.
Важным моментом - настолько важным, что на съезде они будут рассмотрены отдельным блоком, стали десять приоритетов, которые партия рассматривает одновременно как свои обязательства:
1. Кардинальное повышение качества и уровня жизни большинства россиян, преодоление бедности, как социального явления.
2. Реформа системы здравоохранения - повышение качества и доступности медицинской помощи.
3. Вывод страны на позиции одного из мировых лидеров по качеству образования.
4. Проведение новой молодёжной политики.
5. Промышленная политика в рамках государственного стратегического планирования.
6. Ускоренное развитие агропромышленного сектора экономики - важнейшая задача партии на десятилетие.
7. Укрепление нашей федерации на основе сближения уровней социально-экономического развития её субъектов и обеспечения их экономической самодостаточности.
8. Результативность в борьбе с преступностью, наркоманией и другими социальными пороками, подрывающими нравственное здоровье общества.
9. Реформирование системы государственного управления на всех уровнях. Ответственность региональных властей перед законодательными собраниями и перед избирателями будет усилена путём создания партийных правительств (администраций) в субъектах федерации.
10. Поддержка гражданских инициатив, партийный и общественный контроль за соблюдением прав и свобод гражданина, обеспечение свободы прессы, честной и открытой состязательности политических партий на выборах.
Как ни странно, в целом впечатление от этого документа скорее положительное. Похоже, что в «Единой России» происходят процессы, в результате которых из партии начинает формироваться нечто, всё же напоминающее политический институт. Впервые за пять лет партия, которая спокойно существовала без внятной программы и политической платформы, осознала необходимость программного мышления и решилась сформулировать своё видение перспективы.
«Восточно-Сибирская правда» обратилась с просьбой прокомментировать программное заявление к депутату Законодательного собрания Иркутской области Татьяне Вороновой:
«Данным заявлением «Единая Россия» признаёт, что политическая борьба сегодня разворачивается не между отдельными личностями, а между идеологиями и представляет свою идеологическую платформу. В рамках этой идеологии партия готовит свою программу, чёткую и понятную, в рамках ближайших десяти лет как минимум. Сейчас в партии идёт активное обсуждение этой программы, в региональных отделениях проводятся дискуссионные клубы и так далее...
Обсуждение завершится на региональной конференции, которая состоится 8 декабря 2006 года. Некоторые вещи в этом заявлении новаторские, но они базируются на основе ранее сделанных шагов. Например, если говорить о провозглашении необходимости государственного планирования, нужно понимать, что речь не идёт о возврате к системе Госплана, действительно невозможной сегодня по ряду факторов. Мы говорим о новой системе государственного планирования на основе принципов индикативного планирования. Системе, которая создаётся на основе региональных программ социально-экономического развития, увязанных с федеральной стратегией развития России. При этом планирование не диктует жёстко параметров, а оперирует показателями-индикаторами, индексами изменения экономических величин в рамках согласованных прогнозов, бюджетных планов и программ. Новацией выглядит и идея о партийных правительствах. Но чтобы обеспечивать контроль над реализацией решений, которые партия принимает, имея большинство в Государственной Думе, в законодательных органах субъекта федерации, партия должна контролировать исполнительную власть. Естественно, говорить о партийных правительствах - как на уровне федерации, так и на уровне субъекта - мы можем, только если будет изменена соответствующим образом законодательная база. Некоторые шаги уже сделаны, и заявление о десяти приоритетах - это озвучивание намерений двигаться в избранном направлении. (Восточно-Сибирская правда 15.10.06.).
15 октября был сформирован и начал свою работу Региональный совет, который создан по аналогии с Государственным советом. В него вошли руководители органов исполнительной власти региона, Юрий мэры городов и районов Иркутской области и УОБАО. Почетным членом этого совета стал первый губернатор Иркутской области Юрий Ножиков. Главная задача совета — коллегиальное обсуждение и выработка стратегических решений по жизнедеятельности и развитию региона. Глава любого района или города может поставить вопрос, добиться его решения, и, при поддержке депутатов территорий, это решение обязано быть принято и реализовано.
На пресс-конференции 30.10.06. Председатель Счетной палаты Алексей Митрофанов заявил,что проверка выявила 21 млн. рублей нецелевого использования выявила контрольно-счетная палата при проверке строительства моста через Ангару в 2005 году. Никак не подтверждено документально использование горюче-смазочных материалов на 7 млн. рублей. Кроме того, арендован теплоход на 1 млн., но деньги на счет фирмы, давшей судно, так и не поступили. Как оказалось, договор был подписан лицом, которое не имело право заключать подобные сделки, а в реквизитах был указан банковский счет, который закрыт уже 3 года.
Прошедшая 25октября сессия Законодательного собрания впервые за полгода была «невыездной» - депутаты собрались в привычном для них иркутском зале заседаний. Обсудив в течение дня 40 вопросов рабочей повестки, они показали способность находить согласие в острых ситуациях. Во всяком случае, еще накануне политическая атмосфера в «доме власти» была напряженной, но в итоге скрытые конфликты не превратились в открытые. Такому исходу способствовали как предварительное («нулевое») чтение законопроекта об областном бюджете на 2007 год, так и неофициальные переговоры между губернатором Александром Тишаниным и спикером ЗС Виктором Кругловым - первые за шесть месяцев.
Первым вопросом сессии был кадровый. Виктор Круглов выдвинул на должность одного из своих заместителей Сергея Мутовина - еще недавно директора областного государственного предприятия «Дорожная служба Иркутской области», а теперь - председателя комитета ЗС по здравоохранению и социальной политике. Место «под Мутовина» освободилось после ухода в бизнес лидера аграрной фракции Дмитрия Баймашева, сохранившего, однако, депутатский статус. На предыдущей сессии Мутовин недобрал два голоса, теперь же их при тайном голосовании набралось 23 - как раз большинство от списочного состава в 44 депутата. Предложенную кандидатуру дружно поддержали «единороссы», тогда как 15 голосов против и двое воздержавшихся были в основном из других фракций и групп.
Несмотря на серьезную оппозицию кандидатуре Сергея Мутовина, обсуждения, по существу, не было - никто не выступил с объяснением своей позиции, не было задано ни одного вопроса. Очевидно, избрание третьего вице-спикера стало лишь одним из пунктов негласного соглашения, достигнутого при посредничестве секретаря политсовета регионального отделения «Единой России», главного федерального инспектора по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Константина Зайцева. Поэтому губернатор и его команда на этот раз не препятствовали избранию неподходящего, на их взгляд, кандидата. Как бы то ни было, руководитель фракции «единороссов» Сергей Мутовин стал еще одним вице-спикером наряду с его коллегами по партии Людмилой Берлиной и Геннадием Истоминым.
Сергей Воронов, заместитель главы областной администрации, курирующий финансово-бюджетную сферу, еще раз озвучил согласованные цифры: доходы в будущем году составят 35 млрд. 185,9 млн руб., в том числе трансферты из федерального бюджета - 7,2 млрд; расходы - 39 млрд. 729,1 млн. рублей. Таким образом, дефицит областного бюджета-2007 запланирован в сумме 4 млрд. 543,2 млн. рублей, или 15% объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета - максимальный дефицит, разрешенный законодательством.
Тревогу депутатов, включая представителей «Единой России», вызвал и прирост доходов по сравнению с нынешним годом - всего на 11%, то есть лишь немногим больше, чем прогнозируемый рост цен (8,2%) и уровень инфляции (8-9%). Если же посмотреть на доходы консолидированного бюджета области (областной бюджет плюс бюджеты муниципальных образований), то картина еще печальнее: прогнозные 46 млрд. 368,9 млн. в 2006 году и 50 млрд. 231 млн. в 2007-м - фактически на уровне инфляции. Консолидированные расходы составят в будущем году 56 млрд. 272,4 млн., или на 6 млрд. 492,2 млн. больше, чем в нынешнем.
В ходе обсуждения законопроект изрядно «потрепали». Так, председатель комиссии по контрольной деятельности, лидер иркутских коммунистов Сергей Левченко отметил, что если весной прошлого года нехватка средств в консолидированном бюджете составляла 12 млрд. рублей, то в настоящее время она достигла 22 млрд. Председатель бюджетного комитета ЗС Геннадий Истомин отметил, что необходимо дополнительно около 6 -7 млрд. рублей на исполнение социальных законов, 6 млрд. - на погашение накопленной в регионе кредиторской задолженности, 2,5 млрд. - на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, 2 млрд. - на зарплату бюджетникам с учетом повышения. В итоге получается примерно 17 млрд. Ясно, что никто сейчас области таких денег не даст, хотя немалую часть требуемых средств, все же можно изыскать. Например, в текущем году превышение доходов над запланированными может составить 4 млрд. руб.
А пока в предложенном законопроекте финансирование двойного (на 15 и 11%) повышения заработной платы бюджетникам гарантировано только до 1 мая 2007 года, а дальше надо будет как-то выкручиваться. По словам Воронова, решить возникшие проблемы вполне по силам как администрации области и ЗС, так и депутатам нашего региона в Федеральном собрании. Одним из перспективных направлений для увеличения бюджетных доходов Сергей Воронов назвал воздействие на крупнейшие корпорации, работающие на территории области, с целью увеличения их выплат по налогу на прибыль в областной бюджет. Пока же бюджетный дефицит планируется покрыть за счет банковских кредитов, выпуска областных долговых обязательств (ОДО) и получения дополнительной помощи из федеральной казны.
Расходная часть областного бюджета имеет ярко выраженную социальную окраску, хотя денег, чтобы залатать все дыры, как уже сказано, все равно не хватает. Тем не менее, предусмотрены и капитальные вложения в объеме 2,2 млрд. рублей, включая больше чем полмиллиарда на создание и функционирование туристско-рекреационной особой экономической зоны в поселке Листвянка и 200 млн. рублей на продолжение строительства в Иркутске моста через Ангару. Однако если сумма для Листвянки позволит развернуть масштабные работы, то в отношении моста ситуация, напротив, очень тяжелая: 200 млн - это втрое меньше, чем необходимо для соблюдения областью графика финансирования. Еще 600 млн. должна выделить Москва, иначе о завершении строительства в 2008 году не может быть и речи.
Большинство депутатов поддержало бюджет в первом чтении. Против голосовал только Илья Сумароков (КПРФ), воздержались Сергей Левченко и Евгений Рульков (КПРФ), а также независимый Антон Романов. В ноябре обсуждение законопроекта будет продолжено, причем очередь, видимо, дойдет и до спорной поправки об изъятии у Иркутска, Ангарска и Братска пяти процентов денежных поступлений по налогу на доходы физических лиц с передачей этих средств дотационным территориям. Наибольшее число копий было сломано вокруг законопроекта «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», точнее, вокруг его центрального пункта - о передаче земель Иркутска, собственность на которые не разграничена (а это львиная доля земельного фонда), в распоряжение областной администрации. Стороны повторили свои доводы, причем у сторонников передачи они были лаконичнее: это нужно для увеличения строительства жилья в рамках одного из национальных проектов, такая передача произошла уже в 30 регионах России, ситуация с выделением земельных участков в Иркутске нетерпима, а главный виновник - городская администрация. Подводя черту, Сергей Мутовин сообщил, что фракция «ЕР» будет голосовать по рекомендации президиума регионального политсовета «партии власти»: поддержать закон в первом чтении, создать рабочую группу для рассмотрения поправок, опубликовать текст законопроекта для всенародного обсуждения. Решение, надо сказать, противоречащее позиции многих депутатов-«единороссов», еще недавно выступавших против передачи земли из города в область. Неясно и другое - будет ли законопроект окончательно принят в ноябре. Оппозиция была красноречивее и резче. Антон Романов заявил, что за первым чтением через месяц последует и второе, а рабочая группа создана для отвода глаз: «Потеряв голову, по волосам не плачут». Правда, уверен Романов, городу от этого будет хуже, ведь сроки оформления землеотводов под строительство и расходы на содержание «земельных чиновников» не сократятся, а возрастут. «Изъятие распоряжения земельными участками дезорганизует работу городской администрации, так как деятельность большинства ее служб связана с землей, - считает депутат. - По большому счету, идет уничтожение местного самоуправления». Свои возражения против передачи земли высказали и коммунисты. Тем не менее, результаты голосования были предсказуемы: только пятеро (коммунисты Левченко, Рульков, Сумароков, Потапов и вторично примкнувший к ним Романов) были против, остальные - за.
А вот изменить в свою пользу закон «О выборах депутатов Законодательного собрания» «ЕР» не удалось. Спор возник, прежде всего, вокруг двух поправок. Во-первых, о повышении барьера для прохождения на выборах партийных списков в ЗС с пяти процентов до семи (как в Государственную думу и многие из региональных парламентов). Во-вторых, о разрешении кандидатам, занимающим в партийном списке места в первой тройке, складывать полномочия в пользу следующих за ними претендентов сразу же после выборов, а не минимум через год, как сейчас. Здесь против позиции «единороссов» сплотились и «левые», и «правые».
Не выдержал даже вице-спикер Геннадий Истомин: «Уходить после выборов — это обман избирателей. Вы голосуете за одних, а депутатами становятся другие.
На этот раз призывы Мутовина и Берлиной не помогли - закон поддержали только 18 депутатов.
«Зачем мы в принципе брали банкротящиеся предприятия?» - этот вопрос в очередной раз прозвучал из уст председателя областного парламента Виктора Круглова. «Федералы там натворили дел, зачем же мы теперь натягиваем на себя дырявое одеяло», - продолжил он свою мысль. Он уже задавал этот вопрос на сессии, прошедшей до ухода депутатов на летние каникулы, когда заместитель главы администрации Иркутской области Павел Вибе попытался поделиться с парламентариями планами исполнительной ветви областной власти в отношении предприятий-банкротов. Тулунский и Бирюсинский гидролизные заводы, Киренская и Алексеевская РЭБ флота были получены областной администрацией вместе с благодарностью федеральных властей за удачно проведённый референдум. Первая попытка Вибе депутатов не удовлетворила, и на сентябрьской сессии администрации была предоставлена ещё одна. Ответ от областной администрации был получен: «Ради социальной стабильности в регионе».
О том, как эту стабильность администрация будет обеспечивать, Павел Вибе рассказал на примере дальнейшей судьбы двух гидролизных заводов. По его словам, у Бирюсинского завода уже практически нет шансов продолжить когда-либо работу по профилю и сейчас там осуществляется передача муниципалитету жизнеобеспечивающих объектов. Однако заместитель главы администрации региона уверен, что предприятие сможет продолжать работать после перепрофилирования. О своей заинтересованности якобы уже заявило несколько потенциальных инвесторов. В частности, обсуждаются возможности организации там лесопереработки или работы предприятия в области нефтехимии
В январе 2007 года вступят в силу решения, принятые населением Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа на референдуме по объединению. Для того, чтобы объединённая Иркутская область стала полноценным в правовом отношении новым субъектом федерации, необходимо сформировать его правовую базу. Например, из 600 законов Иркутской области уже сейчас скрупулёзной ревизии подлежит более сотни. Необходимо определиться и в том, по какому уставу будет жить новый регион. О том, как идёт подготовка устава нового субъекта федерации, журналисту Дмитрию Люстрицкому рассказала Людмила Берлина, заместитель председателя Законодательного собрания, председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении.
«Чтобы не сложилась такая ситуация, когда население Иркутской области будет жить по одному закону, а жители Усть-Ордынского Бурятского автономного округа - по другому, в обоих субъектах созданы рабочие группы по формированию законодательной базы нового субъекта федерации. У нас таких групп четыре: бюджетно-финансовая рабочая группа, по экономике, по вопросам государственного строительства и местного самоуправления и по социальному законодательству. Предложения, выработанные на заседаниях рабочих групп, направляются на комиссию по координации действий органов государственной власти области по формированию законодательной базы нового субъекта. В эту комиссию вошли представители Законодательного собрания, администрации области, юристы Института законодательства и правовой информации. Комиссия должна будет обобщить эти материалы, согласовать их с проектами, предложенными округом, после чего они будут переданы для рассмотрения Совету законодателей Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, заседание которого запланировано на конец октября. Так, в общих чертах, будет работать постоянно действующий организационный механизм подготовки законодательства нового субъекта.
Если Совет законодателей одобрит предложения, выработанные нашей комиссией, то мы можем приступить к формированию правового поля нового субъекта. Поскольку 31 декабря 2007 года Дума Усть-Ордынского автономного округа прекращает свои полномочия, к Законодательному собранию Иркутской области переходят полномочия органа законодательной власти нового субъекта федерации, которые собрание будет исполнять на протяжении всего переходного периода, до момента избрания новых органов законодательной власти. В этот период необходимо внести поправки в законы Иркутской области, относящиеся к предмету ведения, за исключением устава нового субъекта, поскольку новый устав будет принимать другой созыв депутатов, избранный уже населением объединённой Иркутской области. Однако в рамках нашей рабочей комиссии мы должны разработать концепцию устава
Устав - это документ огромной политической значимости, который, с одной стороны, должен обеспечить нормальное функционирование региона, гарантировать соблюдение прав и свобод каждого гражданина и любого юридического лица, действующих на территории нового субъекта России, а с другой — он должен сохранить преемственность между вновь образованным субъектом и существовавшими ранее. Наконец, он должен соответствовать духу и букве федерального законодательства, поскольку Конституция РФ хоть и закрепляет за субъектами РФ безоговорочное право устанавливать систему органов государственной власти, но требует, чтобы она соответствовала основам конституционного строя и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.
На вопросах соответствия принципам организации власти я хочу остановиться подробней. Устав 1995 году - это документ, который создавался отнюдь не в безвоздушном пространстве, в нём нашли отражение конкретные общественно-политические реалии. Россия десятилетней давности - это Россия времён парада суверенитетов, когда каждый субъект федерации пытался взять независимости, сколько сможет. По существу, в этот период в России формируется «губернаторская вертикаль» - в условиях усиления личной власти Бориса Ельцина регионы отдаются на откуп губернаторам, в обмен на лояльность конкретной политической фигуры. Параллельно происходит дискредитация ценностей парламентаризма - как закономерное последствие поражения парламента в его противостоянии президентской власти в 1993 году.
Изменилась ли политическая составляющая, в которой существует сегодня субъект федерации? Безусловно. Нашли ли эти изменения отражение в общих принципах организации представительных и исполнительных органов власти? Конечно. Отменён двойственный статус губернаторов - главы субъекта и одновременно главы исполнительной власти. Губернатор сегодня не представляет регион в Совете Федерации. В федеральном законодательстве чётко прописана процедура наделения губернатора его полномочиями, в которой занял своё место орган законодательной власти региона. Выстроена другая система взаимоотношений между территориальными федеральными органами исполнительной власти и губернаторами, раньше, чего греха таить, и здесь была губернаторская вертикаль. В результате административной реформы создана двухуровневая система органов местного самоуправления, то есть изменения не только коснулись отношений федеральный центр - регион, но и распространились вглубь, в систему регион - местное самоуправление. Органы МСУ самостоятельны в решении вопросов, входящих в их компетенцию.
О чём свидетельствуют эти изменения? О том, что губернаторская вертикаль в том виде, в котором она существовала десять лет назад, не существует. В законодательстве реализован принцип разделения властей, создана система сдержек и противовесов. В соответствующем определении Конституционного суда говорится, что принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает существование такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие. Исходя из сказанного выше, я вынуждена отметить, что путь «приспособления» к новому субъекту федерации устава, который изначально создавался под реализацию губернаторской вертикали, - не лучший путь. В прежнем уставе недостаточно прописаны механизмы взаимодействия властей. Например, в федеральном законе прописана возможность выражения недоверия высшему должностному лицу субъекта РФ. Но на каком основании? Значит, в новом уставе должен быть прописан механизм реализации контрольной функции законодательного органа, заложена возможность оценки эффективности исполнения Конституции РФ, действующего областного законодательства исполнительной властью.
Если закон предусматривает, что законодательная власть при наделении губернатора субъекта федерации полномочиями, разделяет ответственность за это решение с президентом, то совершенно логично, что она несёт ответственность и за ключевые решения, такие, как назначения заместителей и руководителей подразделений, выступающих распорядителями бюджетных средств, определяющих нормативные основы управления в сфере финансов, социальной защиты и т.д. Полагаю, что это станет ещё одним препятствием на пути построения коррупционных схем.
В законотворческой деятельности часто пытаются увидеть попытку какой-то политической конъюнктуры. В данном случае её нет: устав объединённого субъекта федерации не должен создаваться под конкретного человека. Не нужно видеть в этом конкретных персон. Да, на смену губернаторской вертикали должна прийти система, построенная на принципах равенства и взаимодействия. Такая тенденция документально закреплена в федеральном законодательстве, в решениях Конституционного суда. И хотим мы этого или нет — мы обязаны отразить в концепции будущего закона торжество принципа разделения властей и передать её на рассмотрение следующему депутатскому созыву, который будет вправе или принять её за основу, или отвергнуть
Об итогах своего недавнего визита в Австрию, где проходили переговоры с деловыми кругами об экономическом сотрудничестве, журналистам рассказал председатель комитета экономического анализа и прогнозирования администрации губернатора Иркутской области Александр Анчугин.
При активном содействии посольства РФ в Австрии, посла Станислава Осадчего и торгового представителя Юрия Стеценко 18 октября в Вене проводилась презентация Иркутской области в Австрии. С австрийской стороны партнером в этом мероприятии выступала Палата экономики Австрии. Австрийским фирмам рассказывали, что такое Иркутская область, какие свои интересы могут они здесь удовлетворить. С нашей стороны преследовалась цель получения доступа к современным технологиям. В частности, иркутских представителей особенно интересовали австрийские наработки в области строительства и туризма.
Иркутскую делегацию возглавлял губернатор Александр Тишанин. На презентацию было представлено десять проектов. В специальном докладе австрийцам рассказали об инвестиционном и экономическом потенциале Прибайкалья. По словам Александра Анчугина, экономический потенциал Иркутской области и ее инвестиционные возможности вызвали большой интерес в Австрии. Со стороны австрийцев последовал ряд интересных предложений, которые сейчас рассматриваются отраслевыми структурами областной администрации.
Наибольший интерес у австрийцев вызвал проект строительства нового аэропорта в Иркутске. Александр Тишанин провел переговоры с руководством концерна «Штрабак», одного из европейских лидеров в промышленном и гражданском строительстве. Представители концерна изъявили желание участвовать в тендере на строительство аэропорта, причем выразили готовность инвестировать собственные средства в развитие инфраструктуры в Прибайкалье. Им передали пакет документов, связанных с дальнейшими возможными шагами в этом направлении.
Более того, концерн «Штрабак» высказал намерение участвовать не только в строительстве самого аэропорта, наземных зданий и сооружений, но и в их эксплуатации. Ожидается, что в ближайшее время в Иркутск прибудут представители концерна, чтобы изучить обстановку на месте и продолжить переговоры.
Одна из австрийских компаний заинтересовалась Савиновским месторождением магнезитов. Наша сторона при этом настаивала на том, что речь должна идти не просто об участии австрийцев в разработке магнезитов, но и о строительстве предприятия по изготовлению огнеупоров, для чего и нужен магнезит.
Представители фирмы «Нью Сенчьюри Секьюритиз Менеджмент Анштальт» из Лихтенштейна, которые два последних года пытаются взыскать с АНХК 320 млн. долларов несуществующего долга по поддельному векселю, обратились с надзорной жалобой в Высший арбитражный суд. Об этом сообщили на АНХК 18 октября. Рассмотрение по иску «Нью Сенчьюри» к АНХК прошло уже три судебных инстанции. В первой инстанции, Московском арбитражном суде, иск фирмы был удовлетворён, несмотря на то, что в деле отсутствовали подлинники документов.
Апелляционная инстанция, куда обратились представители АНХК, это решение отменила. Предъявленный вексель, как установила проведённая по ходатайству предприятия экспертиза, не являлся подлинным документом, а был изготовлен на принтере.
Представители фирмы обжаловали решение апелляционной инстанции в кассации и получили отказ. Одновременно фирма подала иск к акционерному коммерческому банку развития и предпринимательства «Рострабанк», от которого якобы и был получен вексель. Но позже фирма от исковых требований отказалась. По заявлению руководства АНХК, правоохранительными органами было возбуждено уголовное дело по признакам покушения на мошенничество в особо крупном размере. Экспертизами, проведёнными в арбитражном процессе и в ходе следственных действий, установлен факт фальсификации подписей и печатей на предъявленных фирмой документах, выполненных от имени АНХК и Рострабанка. Кроме того, были допрошены сотрудники и руководители АНХК и Рострабанка, работавшие в период «выпуска векселя», которые исключили факт его выпуска и передачи. При этом представители Рострабанка неоднократно заявляли об отсутствии документов, подтверждающих обмен векселей между банком и «Нью Сенчьюри Секьюритиз».
На АНХК считают, что в связи с банкротством ЮКОСа и введением конкурсного управления очередная атака на АНХК, чьё имущество находится под контролем государства, должна рассматриваться как попытка присвоения объекта госсобственности.
В области стартовал эксперимент по введению в действие терминалов для отгрузки леса, инициатором которого являются администрация Иркутской области и Иркутская таможня. Всего в течение апреля - ноября в Приангарье было создано 35 терминалов и 7 их филиалов. Региональные власти уверяют, что терминалы - шаг к созданию цивилизованного и прозрачного рынка лесопродукции в области путём внедрения биржевых механизмов в лесопромышленном комплексе. Эксперты же расходятся во мнениях о необходимости внедрения биржевых технологий в отрасль и перспективах их развития.
Создание лесных терминалов, по мнению властей Приангарья, позволит сократить количество пунктов отгрузки леса, и, как следствие, появится возможность наладить накопительный учёт древесины, контроль за её движением. По данным администрации, сейчас в области насчитывается 325 мест отгрузки лесоматериалов, около тысячи лесоэкспортёров, при этом всего на 20 местах налажен процесс поштучного электронного учёта леса. Чиновники подчёркивают, что ограниченное количество пунктов отгрузки будет действовать только для экспортёров круглого леса, внутри же области древесина в любом виде и любом количестве может быть отгружена с близлежащей железнодорожной станции. Руководство Восточно-Сибирской железной дороги уже «рекомендовало» всем грузоотправителям «работать через терминалы», так как в первую очередь подвижным составом дорога будет обеспечивать именно их. Сами руководители терминалов констатируют, что заявок на оказание услуг по отгрузке лесоматериалов через терминалы поступает мало, так как «большинство грузоотправителей региона ждут, когда вся схема рухнет». Но власти уверены, что терминалы в скором времени могут быть преобразованы в биржевые склады, что станет первым этапом в создании работающей модели лесной биржи.
В Иркутской области биржа уже существует больше года, но объёмы реализуемого на ней леса недостаточны, чтобы достичь главной цели внедрения биржевых механизмов в области - вытеснить с регионального рынка лесопродукции перекупщиков. ЗАО «Байкальская товарная биржа» было учреждено в августе 2005 года рядом предприятий лесной отрасли и частными лицами. В период с 20 сентября 2005 г. по 5 сентября 2006 г. на бирже проведено 22 торговые сессии, с потребителями заключено 26 контрактов на общую сумму более 3,35 млн. руб. Было реализовано более 17,3 тыс. куб. м лесопродукции, в том числе пиловочника — 18,7 тыс. куб. м на сумму более 1,6 млн. руб. (без НДС).
Заместитель главы администрации региона по лесному хозяйству и лесоперерабатывающей промышленности Виктор Долгов считает, что введение в действие биржевого механизма позволит решить проблемы с учётом лесопродукции, ценовыми котировками на неё, а также контролировать сам процесс ценообразования. Кроме того, это позволит избежать правового вакуума в действующем законодательстве страны, так как такое понятие, как «лесной терминал», нигде не закреплено, а биржевые механизмы прописаны в федеральном законодательстве.
По мнению главного эксперта биржи Василия Бакаева, основной задачей биржи являлось и остаётся в настоящее время вытеснение с регионального рынка лесопродукции перекупщиков, в первую очередь - из Китая. При этом, он подчёркивает, что если бы администрация Иркутской области изначально выступила в роли сторонника проекта, а не наблюдателя, то результаты работы биржи за год могли бы быть в десятки раз выше.
Основными игроками на лесной бирже являются ограниченные в возможностях при выходе на международный рынок небольшие предприятия, которые и выступили с инициативой создания биржи в регионе. Важным условием для продавцов лесопродукции является подтверждение легальности происхождения древесины. В России сертификация лесов проводится на добровольной основе, сейчас на территории Иркутской области находится порядка 25% всех сертифицированных лесов РФ, или около 2,5 млн. га, сертификаты имеют два предприятия - ООО «ИлимСибЛес» и ЗАО «УЛиЛ», входящие в корпорацию «Илим Палп». Основной причиной отказа лесопромышленников сертифицировать лесной фонд, находящийся у них в аренде, является высокая стоимость этой процедуры. В среднем сертифицировать 1 куб. м древесины по стандарту FSC стоит 0,7-0,8 долл.
Исполнительный директор ООО «Сиббро» (компания принимает участие в биржевых торгах) Дмитрий Шалицкий рассказал, что в настоящее время весь объём продукции, производимый предприятием ежемесячно, 200 - 300 куб. м пиломатериалов, реализуется через биржу. Наш собеседник пояснил, что пока объёмы производства не столь значительны. До середины следующего года месячный объём выработки планируется увеличить до 1 тыс. куб. м. Он считает, что биржа нужна, поскольку является реальным механизмом учёта лесопродукции в регионе и способна регулировать процесс ценообразования. Среди причин нежелания крупных компаний идти на биржу Дмитрий Шалицкий назвал наличие у них своих покупателей, а также обязательной платы за услуги брокерских контор (в среднем 5 - 10%) и самой бирже (0,3% от суммы сделки с каждой стороны). Его оппонентом выступил экс-заместитель главы администрации Иркутской области по лесному хозяйству и лесоперерабатывающей промышленности Денис Петушинский. Он считает, что, покупая лесопродукцию через биржу, потребитель рискует купить «кота в мешке». На рынке потребитель может получить товар в любое удобное для него время, на бирже торговые сессии проводятся с определённой периодичностью, а также необходимо оплатить комиссию за услуги биржи. По словам руководителя Иркутского регионального инновационно-сервисного центра лесопромышленного комплекса Иркутского государственного технического университета Павла Королёва, если взять в среднем за стоимость одного кубометра древесины 1,5 тыс. руб. (по данным Иркутской таможни за девять месяцев этого года, стоимость одного кубометра необработанной древесины составляет 72,3 долл., обработанной - 156,8 долл.), то получается, что стоимость одного контракта составляет в среднем 129 тыс. руб., его объём - 86 куб. м лесопродукции, что соответствует вместимости одного вагона. Таким образом, за год работы биржи были подготовлены контракты на реализацию 26 вагонов продукции. Павел Королёв считает такие объёмы недостаточными. Причины столь незначительного оборота он видит не только в отсутствии поддержки со стороны администрации, но и в возможном нежелании самих предпринимателей участвовать в торгах на бирже. «Вопрос о существовании биржи вообще не должен стоять, во всём мире рынок пользуется биржевыми технологиями, и это действительно работает, проблема в том, как заинтересовать лесопромышленников в данном процессе», - подытожил он.
Цены на коммерческую недвижимость в центре Иркутска перешагнули психологический рубеж 50 тыс. рублей за квадратный метр. Ситуация на рынке офисных помещений у специалистов пока не вызывает оптимизма. Общая проблема города - нехватка фонда недвижимости и земли под строительство - обуславливает печальное соотношение спроса и предложения как десять к одному. В условиях практического отсутствия конкуренции среди продавцов цены продолжают расти. Проблему острой нехватки площадей специалисты пытаются решить прежде всего за счёт цокольных, первых и вторых этажей новостроек и строительства бизнес-центров. Уже сейчас возводятся четыре офисных центра. В планах иркутских застройщиков - ещё столько же.
Риэлторы затрудняются определить точное количество офисных центров в Иркутске. Одни называют восемь бизнес-центров, другие - более сорока. Эти нестыковки происходят из-за отсутствия единой классификации. Для систематизации зданий международное деление на классы А, В и С не подходит. «Исторически сложившаяся инфраструктура нашего города, так же как узкие улицы, зачастую изначально не соответствует требованиям, которые традиционно используются для оценки удобства подъездных путей, мест парковки», - комментирует ситуацию руководитель мультилистинговой компании «Эмэлси» Александра Финкельштейн.
Риэлторы предлагают свои варианты типологии, более подходящие к местным офисам, однако официально утверждённой классификации нет. Специалист по коммерческой недвижимости Сергей Непомнящих различает бизнес-центры первого, второго и третьего уровней. Первый уровень ближе всего к классу А. Офисный центр высшего класса обладает современной круглосуточной системой безопасности, местами для парковки, удобными подъездными путями. В таком здании должен быть кафетерий для сотрудников, ресторан, банкомат, фитнес-центр, поли-графический салон. Пока этот класс представлен у нас только ББЦ (Байкал Бизнес Центром). Однако риэлторы ставят в минус его месторасположение — за пределами деловой части города. Ко второму уровню относятся центры «Евразия», «Ладога» и здание на улице Литвинова, 3. Это здания с современным ремонтом, хорошим местоположением, но без дополнительных услуг, как, например, конференц-зал и специальная служба эксплуатации. «Данные центры ниже ББЦ сразу на пару ступеней, поэтому можно говорить о промежуточном уровне. Например, «Меридиан», находящийся в Ново-Ленино, в силу своего расположения не дотягивает до высшего класса», - говорит Сергей Непомнящих. Третий уровень - удалённые от центра города офисы, расположенные в зданиях советского образца, административных помещениях с разрозненной системой внешнего и внутреннего управления компанией. Таких офисных центров много в зданиях научно-исследовательских институтов. К слову, около трети площадей НИИ занято офисами.
Специфика рынка коммерческих помещений такова, что люди покупают площади в основном для сдачи в аренду; лишь 20-30% берут её в личное пользование, сказал на прошедшей недавно ярмарке недвижимости представитель агентства недвижимости «Восточно-Сибирская правда» Вадим Литвиненко. По большому счёту, это не меняет соотношение спроса и предложения. Дефицит сохраняется, цены растут.
Одна из важнейших характеристик объекта коммерческой недвижимости, по которой определяется его стоимость, - это расположение. По данным агентства «ВСП», сегодня примерно 70% торговых площадей находятся в Правобережном округе, 14% - в Октябрьским районе, 7% - в Ленинском и 4% - в Свердловском. Похожее соотношение с офисными помещениями: 50% офисов расположились в Правобережном округе, 17% - в Октябрьском районе и по 9% - в Ленинском и Свердловском. Цена торговых площадей в центре Иркутска на торгах КУМИ доходила до 180-200 тыс. руб. за кв. м. Стоимость квадратного метра в офисном помещении в самых популярных районах города - от 40 тыс. до 50 тыс. руб. (это на 20-30 тыс. выше, чем в Свердловском или Октябрьском районах). По данным начальника отдела маркетинга и аналитики ЗАО «Управляющая компания ВостСибСтрой» Алексея Зайцева, цены на офисные помещения варьируются от 18 тыс. до 50 тыс. рублей за кв.м. Однако высокая стоимость не препятствует росту спроса на коммерческую недвижимость в центре.
По популярности у арендаторов лидирует Кировский район, отмечает риэлтор агентства недвижимости «Наш Иркутск» Екатерина Емельянова: в историческом центре города арендная ставка за квадратный метр начинается от 650 рублей и достигает двух тысяч. В менее популярных Свердловском или Октябрьском районах офисную площадь можно снять за 500-600 рублей. Между тем желающих арендовать офисы, расположенные в Ленинском районе, не много, даже несмотря на самые низкие цены - от 300 руб. Недавно построенный там офисный центр так и не заполнился.
Чаще всего арендуют офисы площадью 30-50 кв.м. Спрос на офисы небольших площадей обусловлен развитием малого бизнеса. Для торговли выбирают помещения на 50-100 кв.м. «Просторные помещения, занимающие более 100 кв. м, сложнее сдать, - говорит Екатерина Емельянова. - Как правило, их снимают крупные компании. Например, недавно москвичи арендовали офис площадью 130 кв. м. Ежемесячная плата для них - 130 тыс.руб. Не каждая фирма может себе позволить тратить на аренду такие суммы». Иногда ищут совсем нестандартные офисы. Так, например, был заказ на офис площадью восемь квадратов, рассказал Сергей Непомнящих. Однако эксперты сходятся во мнении, что не расположением единым офис хорош. В цену закладываются качество ремонта и технические характеристики здания, инфраструктура. По сведениям риэлтора агентства «Семья» Дмитрия Хруцкого, за 1-3,5 тыс. руб. за кв. м в месяц клиент получит помещение в центре города с евроремонтом, выделенной сетью Интернет, неограниченным количеством телефонных линий и услугами управляющей компании. За более скромную плату — 500-600 руб. — арендуется офис в здании, где телефона может и не быть и за коммунальные услуги придётся платить самостоятельно. В ветхих деревянных домах цены ещё ниже - 300-350 руб. Ежегодный стабильный рост арендных ставок связан с инфляцией и составляет в среднем 10-15%. Это условие, как правило, закладывается в договор об аренде. На стоимость аренды также влияет стихийное повышение цен на недвижимость в целом. По наблюдению Дмитрия Хруцкого, оно приходится на август и посленовогодний период. С 2000 года арендная плата за наш офис увеличилась не менее чем в шесть раз, констатирует генеральный директор агентства недвижимости «Тауэр» Владимир Долгополов. Повышение цен на офисы обусловлено нехваткой фонда недвижимости, земель под строительство и, как следствие, отсутствием конкуренции у арендодателей.
За три последних года цены на коммерческую недвижимость возросли на 50%. По прогнозу сертифицированного аналитика рынка недвижимости Юрия Винникова, в течение ближайшего года предполагается рост цен на 20-25%. Вместе с ценами растёт спрос на офисы: за последний год он увеличился на 30-50% и превысил предложение чуть ли не в десять раз, сообщил Дмитрий Хруцкий. Это объясняется тем, что на иркутский рынок приходят иногородние компании, в частности, много банков, считает Юрий Винников. Проблему острой нехватки площадей специалисты пытаются решить прежде всего за счёт цокольных, первых и вторых этажей новостроек. Около 80% офисных квадратных метров в новостройках, по информации Александры Финкельштейн, появляется именно таким способом. Так, например, в «ВостСибСтрое» заявили о строительстве офисных помещений во всех своих комплексах. Однако это далеко не бизнес-центры. «Надо учитывать, что в помещении, изначально предназначенном под офисы, закладываются определённые несущие конструкции, предполагающие возможность «нарезки» площади; создаётся специальная инфраструктура», - поясняет руководитель «Эмэлси».
Сейчас в Иркутске готовятся к сдаче в эксплуатацию восемь новых офисных центров, четыре из которых уже начали строиться. Как посчитал Дмитрий Хруцкий, до последнего времени в Иркутске строилось менее 1,5 тыс. кв. м коммерческой недвижимости в год. Планируется, что в третьем квартале 2008 года одно только здание в Октябрьском районе даст городу сразу шесть тысяч новых квадратных метров под офисы, сообщил Алексей Зайцев. Впрочем, риэлторы не спешат делать оптимистические прогнозы. Они не исключают вероятности того, что эти проекты затянутся и не будут до конца реализованы, как произошло с бизнес-центром «Смарт» инвестиционно-строительной компании «Философия города». Объект почти год находится в замороженном состоянии. Застройщикам выгоднее возводить жильё, а не офисные центры. Бизнес-центр продать сложнее, чем однокомнатные квартиры, которые раскупаются уже на стадии проектирования. Можно, конечно, сдавать площади в аренду, но перед этим застройщику придётся аккумулировать слишком большое количество собственных средств на строительство и ремонт центра.
На том, что в иркутском строительном бизнесе на одних офисах не проживёшь, сходятся все специалисты рынка. Сегодня в городе нет ни одной строительной компании, которая бы специализировалась на офисном строительстве. Управляющие компании делают первые робкие шаги на рынке коммерческой недвижимости. УК бывают двух типов: экономические и подрядные. Первые ведут дела офисного центра от имени собственника (ищут арендаторов, рекламодателей), за что получают определённый процент дохода. Подрядные компании выполняют одну или несколько функций. Например, занимаются охраной или уборкой площади. Живых примеров управления иркутской офисной недвижимостью собеседники «Конкурента» пока не смогли привести. В УК «Жилком» рассказали, что у их фирмы существует лишь предварительная договорённость с компанией «ВостСибСтрой» на комплексное управление объектами коммерческой недвижимости.
В течение последних двух лет в соответствии со вступившим в силу Федеральным законом «Об общем принципе организации местного самоуправления» (по нему муниципальные помещения, сдающиеся в аренду коммерческим организациям, должны быть либо отчуждены, либо переоформлены на муниципальные нужды) количество предложений о покупке помещений возросло. 113 тыс. кв. м нежилой площади предстоит продать до 2009 года, сообщила заместитель председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Наталья Донская. На сегодняшний момент продано 38 тыс. 965 кв. м. Причём в 2005 году было продано 102 объекта, а за 10 месяцев 2006 г. — 82. Из 184 объектов, предусмотренных к продаже, только 48 (26%) выкуплены арендаторами. Прогнозируется, что 2008 год будет пиковым по продажам.
Как утверждает Юрий Винников, у иркутских и иногородних инвесторов наблюдается повышенный интерес к этому сегменту недвижимости. Причём среди фирм наметилась тенденция покупать офисные площади, а не снимать их. Ещё 5 лет назад 99% помещений арендовали, три года назад эта цифра сократилась до 80%, сейчас она стала ещё меньше. «Можно сказать, что положение на рынке коммерческой недвижимости - естественный индикатор стабильности экономики», — резюмирует Александра Финкельштейн. В прошлые годы предприниматель не был уверен в завтрашнем дне и снимал офис максимум на год. Сегодня люди уже не боятся планировать бизнес на 3-5 лет вперёд. В результате им стало выгоднее выкупить помещение, чем платить эти же деньги за несколько лет аренды.
Сейчас всё больше экспертов склоняются к мнению о необходимости формировать деловой центр города за пределами исторического. «Реконструкция зданий в историческом центре не решит проблему нехватки коммерческой недвижимости: первые и вторые этажи не бесконечны», — отметил один из наших собеседников. Участники одного из «круглых столов» по проблемам коммерческой недвижимости сошлись на том, что Иркутск должен расти вверх, как любой деловой центр, но из-за расположенных в центре города памятников архитектуры невозможно строить высотки. («Конкурент», 16.10.06).
Масштабы теневого алкогольного бизнеса в Иркутской области можно представить, проанализировав объёмы среднедушевого потребления лицензированной алкогольной продукции. В 2005 году каждый житель Иркутской области в среднем выпил почти 18 литров алкоголя в пересчёте на чистый спирт. Это больше чем в среднем по России, где среднедушевой показатель составляет 14 литров в год, и более чем в два раза больше показателя в 8 среднедушевых литров в год, при превышении которого, по данным Всемирной организации здравоохранения, наступает процесс необратимого ухудшения генофонда нации. Однако среднедушевое потребление легального алкоголя, например, в Тулунском районе, по данным администрации области, составляло лишь 1,66 литра. Так же дела обстояли в Черемховском (1,74 литра), Заларинском (3,22 литра) и в Усть-Удинском (3,38 литра) районах. Абсолютный рекорд поставил в 2004 году Черемховский район, где среднедушевое потребление алкоголя в абсолютном выражении составляло 0,44 литра, и при этом за весь 2004 год в этом муниципальном образовании не было выявлено ни одной точки по продаже или производству суррогата. Естественно, эти парадоксально низкие показатели свидетельствуют вовсе не о культуре пития в отдельно взятом районе, а о том, что в этих районах нелегальное спиртное занимает девять десятых алкогольного рынка. А в сочетании с милицейской статистикой - и об уровне коррупции в правоохранительных органах. Механизм работы рынка нелегального спиртного очень прост. В качестве сырья служил спирт-денатурат (то есть технический спирт, в который добавлены вещества, делающие его употребление невозможным). Раньше спирт-денатурат отличался синим цветом из-за добавления красителей и специфическим вкусом, но уже тогда были нехитрые кустарные технологии (вымораживание), которые позволяли отделить денатурирующие добавки и получать продукт, условно пригодный к употреблению.
До недавнего времени перечень денатурирующих присадок содержал 16 веществ, из которых самой популярной был диэтилфталат. Это вещество делало спирт потенциально опасным для употребления, однако не имело вкуса и запаха. При разведении спирта водой концентрация диэтилфталата уменьшалась в 2-3 раза, полученная жидкость была бесцветной, не имела неприятного запаха. Именно это вещество стало наиболее популярным у производителей нелегального алкоголя, и именно им стали производить денатурацию большинство российских спиртозаводов.
Это позволяло сделать оборот спиртосодержащих жидкостей практически законным. Денатурат отгружался предпринимателю бутлегеру совершенно легально. На его предприятии - в любом кустарном цехе! - легально производилась спиртосодержащая жидкость с 90% спирта, якобы предназначенная для парфюмерно-косметических или технических целей. Ответственность ложилась на гражданина, который на свой страх и риск употреблял это внутрь.
Иркутская область сидела на суррогатном алкоголе по полной программе. Сначала сырьё для бутлегеров поставляли три спиртовых завода: в Тулуне, Бирюсинске и Зиме, производившие тот самый денатурированный спирт. После того, как эти заводы были лишены лицензий, криминальным предпринимателям пришлось искать источники сырья за пределами области. Естественно, они были найдены. Как в соседнем Красноярском крае - ЗАО «Канский биохимический завод», так и в других регионах - в Назрани, Владикавказе, на ст. Прохладное (Кабардино-Балкария). Схема поставок была отработанной - с запада по железной дороге через Тайшет спирт в наливных цистернах поступает в Усолье-Сибирское, главный перевалочный узел. В Усолье спирт перегружается в автомобили-наливники и оттуда идёт дальше: в Ангарск, Саянск, Зиму, Черемхово, Нижнеудинск, а через Иркутск - в Улан-Удэ и Читу. В Усолье эти операции контролируют две организованные преступные группировки, которые почти поровну поделили весь оборот суррогата в Иркутской области. Криминальный «спрут» накрывал почти всю область, и только северные удалённые территории, такие как Бодайбо и Казачинско-Ленский район, традиционно пользовались плодами собственного производства, проще говоря, самогоном.
Для того, чтобы представить себе размах теневого алкогольного бизнеса, достаточно посмотреть объёмы денатурированного спирта, которые направлялись на станции Усолье и Ангарск по железной дороге. За 2005 год различные грузополучатели приняли 90 железнодорожных цистерн со спиртом, каждая грузоподъёмностью 66-68 тонн. В области бесперебойно работали филиалы Канского биохимического завода в Усолье, Ангарске и Братске. Среди номенклатуры спиртосодержащих жидкостей, распространённых в Иркутской области, можно встретить средство для ванн «Мечта-1» и «Мечта-2», раствор на основе денатурированного спирта «Новинка-1», средство для очистки стёкол «Триостан», лосьоны «Биоженьшеневый» и жидкость «Трояр».
Регулярное употребление денатурированного спирта неизбежно сказывалось на состоянии потребителей. Географию распространения суррогата можно было проследить по количеству умирающих от алкогольных отравлений: традиционно, наибольшее число жертв суррогата давали Балаганский, Куйтунский, Усть-Илимский районы, города Нижнеудинск, Ангарск, Братск, Тайшет и Иркутск.
В 2004 году предложение о введении государственной монополии на оборот спирта не прошло, однако было решено кардинально усовершенствовать законодательство об обороте спирта и алкогольной продукции. Ограничить теневой оборот алкоголя были заинтересованы как крупные отечественные производители водки, недовольные тем, что конкуренты из тени снижают их прибыли, так и налоговые органы, которые стремились вернуть «убежавшие» 40% алкогольного рынка в налогооблагаемую базу.
Итогом их усилий стал пакет изменений в законодательство об обороте алкогольной продукции и спирта. В первую очередь, это Федеральные законы 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и № 107-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации». Эти законы определяли новый порядок производства, оборота спиртосодержащей продукции, а также порядок регистрации предприятий, занимающихся этой деятельностью.
Последствия введения в действие этих законов большинство россиян ощутило летом, когда грянул алкогольный кризис, спровоцированный проблемами при внедрении Единой государственной автоматизированной информационной системы учёта производства и оборота алкогольной продукции (ЕГАИС), когда на несколько месяцев был блокирован импорт алкоголя из-за рубежа. В первую очередь, ЕГАИС ударила не по спирту, а по сухому вину и дорогим импортным напиткам. Как выяснилось, это было только начало.
Введя новые правила оборота спирта, правительство перекрыло кислород производителям нелегального алкоголя. Самым болезненным стало появление в новой редакции Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» статьи о денатурации. Теперь концентрация денатурирующих веществ увеличена, а главное, вместо 16 веществ осталось только три. Безвкусный и незаметный диэтилфталат в этот перечень не вошёл. Закон предписывает теперь денатурировать спирт только керосином или бензином, битрексом (сверхгорькое химическое соединение) и кротоновым альдегидом. Закон создавал жёсткие механизмы контроля и маркировки продукции, за нарушения предписывал драконовские санкции, и заводы подчинились. Денатурат действительно сделали денатуратом, в масштабах всей России алкогольный рынок остался без сырья. Несмотря на то, что закон вступал в силу с января 2006 года, в полном объёме новые правила заработали лишь в июле. Два месяца предприниматели, занимающиеся производством спиртосодержащих жидкостей двойного назначения, работали на ранее накопленных запасах сырья и лихорадочно подыскивали варианты. Оказалось, что их не так много. Можно было попробовать выстроить полностью нелегальную схему: производство спирта в обход ЕГАИС, с третьими сменами на гидролизных заводах и доставкой его вагонами-невидимками. Но откровенно криминальный спирт требовал больших накладных расходов, ведь его существование нужно было бы прикрывать взятками по всей цепочке, от момента производства до реализации. Высокие накладные расходы убивали прибыль криминальных бизнесменов. Работа же на легальном спирте заставляла выходить из тени и платить акцизы, и прибыль снова падала.
И всё же криминал нашёл лазейку. Оказалось, что если спиртосодержащая жидкость формально является лекарственным препаратом, а препарат внесён в Государственный реестр лекарственных средств, то акцизы можно не платить. Оставалось подыскать жидкость с таким составом, чтобы она, с одной стороны, была бы безусловно легальной, то есть была бы лицензирована как антисептик, и в то же время условно пригодной для употребления внутрь, то есть не обладала бы специфически отвратительным вкусом и запахом. И уж, конечно, желательно, чтобы она не была убийственно ядовитой. Клиент не должен падать замертво непосредственно после употребления. А что будет с его желудком и печенью через пару лет, естественно, криминалитет не очень интересовало. Такой добавкой оказался довольно широко распространённый в медицине антисептик нового поколения полигексаметиленгуанидина гидрохлорид (ПГМГ). Он применяется во многих дезинфицирующих составах и лекарственных препаратах, поскольку обладает превосходным бактерицидным действием, не летуч и не портит обрабатываемые поверхности. И, как считалось ранее, по уровню острой токсичности для теплокровных животных относится к 3 классу «умеренно опасных веществ», что было подтверждено соответствующими ГОСТами.
Масштабы производства дезинфицирующих жидкостей на основе этилового спирта резко увеличились. Производители предлагали «Экстрасепт-1», «Оптисепт», «Полисепт» и ряд других наименований препаратов, содержащих ПГМГ в любой удобной таре - канистры по пять, десять и двадцать литров, и даже в 250-литровых бочках. К сожалению, во время лабораторного тестирования ПГМГ на токсичность химики пользовались гомеопатическими дозами препарата и не учитывали, что его будут потреблять в сочетании со спиртом. А ведь тревожный прецедент уже был: два года назад федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей чуть было не закрыла ОАО «Лобвинский биохимический завод». Производимое заводом дезинфицирующее средство «Хелиос» в 2004 году вызвало в Свердловской области 64 случая заболевания с диагнозом «хронический токсический гепатит», из них три - со смертельным исходом. В составе «Хелиоса» содержался полигексаметиленгуанидина гидрохлорид, однако об этом почему-то не было ни слова.
Итог всероссийского эксперимента по применению дезинфицирующих жидкостей в качестве суррогатного алкоголя оказался печален. Медики продолжают выяснять нюансы, но уже ясно, что ПГМГ в сочетании с низкокачественным спиртом поражает печень страшно и необратимо. По России продолжает катиться волна отравлений. Сегодня перед милицией и спецслужбами поставлена задача найти и изъять запасы спиртосодержащих жидкостей, которые были накоплены теневыми дельцами за три-четыре месяца, и не допустить новых поставок. Пока большая часть ввезённого так и не найдена, хотя изымают суррогат сегодня много и активно. По имеющейся информации, происходящим чрезвычайно раздражены криминальные сообщества, контролирующие рынок суррогата. Один из усольских алкогольных предпринимателей скрылся, чтобы избежать суровой «предъявы» от коллег за то, что он «спалил поляну», завезя «не тот» алкоголь. Сегодня в верхах столкнулись две линии: сторонники первой ратуют за введение государственной монополии на производство спирта, вторые - за то, чтобы вывести из-под действия закона об алкогольном обороте хотя бы спиртосодержащую продукцию, предназначенную для использования в кондитерской промышленности (Д.Люстрицкий «ВСП»).
13 октября в Иркутске состоялся семинар о ходе административной реформы в Иркутской области. Он был проведен под председательством руководителя аппарата правительства РФ, министра Сергея Нарышкина. Речь на семинаре шла об эффективности работы органов государственной власти. Как пояснил Александр Тишанин, никого не устраивают излишнее административное регулирование, огромный вал справок, документов, разрешений. Все это ущемляет права и свободы наших граждан, и такого быть не должно. Необходимо максимально упростить эту систему: чтобы у чиновника полностью отсутствовала какая-либо недолжностная мотивация, он должен быть зарегламентирован и связан системой работы, только тогда он будет предоставлять своевременно нужный документ - Нужна оптимизация затрат на содержание структур региональных и федеральных властей, которые зачастую дублируют друг друга, - сказал губернатор. - Все это - излишнее количество чиновников, документов, о чем я уже говорил. А для человека, который обратился, - головная боль.
C 1 ноября должен был быть закрыт иркутский рынок «Шанхай», однако предприниматели, которые работали на рынке, не пожелали мириться с решением городской администрации. Несмотря на запрет проведения пикета, 30 октября они устроили акцию протеста около бывшего рынка, в которой участвовало около 150 человек. Впрочем, прошла она довольно мирно, и немногочисленные милиционеры с ситуацией вполне справлялись.
«Акция несанкционированная, но мы пошли на это, потому что не видим другого выхода, - говорит председатель профсоюза предпринимателей и продавцов рынка «Шанхай» Михаил Торопов. - Видимо, мы ответим по всей строгости закона». Примерно через два часа после начала акции к бывшему рынку приехали председатель городского комитета по потребительскому рынку Александр Третьяков и председатель комитета по управлению Правобережным округом Николай Хиценко. Забор вокруг территории рынка обклеен плакатами: «Зачем рубить курицу, которая несёт золотые яйца», «Руки прочь от «шанхайки», «Мы не хотим быть безработными». Примерно на такие месседжи и пришлось отвечать Николаю Хиценко и Александру Третьякову. «Давно пора благоустраивать центр города. На рынке в его нынешнем состоянии нет условий для цивилизованной торговли. Вы сами страдаете, когда стоите здесь в жару и в холод. Страдают покупатели. На рынке процветает воровство. Участок земли, на котором находится «Шанхай», будет выставлен на торги. Сюда придёт инвестор, который вложит деньги в обустройство района. От этого выиграют все», - увещевали собравшихся чиновники. Предпринимателям предоставлены торговые места на других рынках города по ценам, которые они платили на «Шанхае». Льготная цена сохранится в течение следующего года. «Почему город сам не может реконструировать рынок за наш счёт, ведь мы платим налоги, в год «Шанхай» даёт около 3 миллионов долларов?» - был одним из главных вопросов. Согласно федеральному законодательству, муниципалитет не имеет права заниматься строительством коммерческих объектов, значит, не может реконструировать рынок. Об этом многократно повторяли чиновники
Однако камнем преткновения стали ряды торговцев из Поднебесной, которые вплотную примыкают к «Шанхаю», по улицам Софьи Перовской, Байкальской и Борцов революции. «Муниципальный рынок занимает площадь 0,7 га. Его закрывают. Но остаются восемь пристроенных к нему рынков площадью более 3 га. На них работают китайцы. Их никто не трогает, а горожан переводят на другие городские рынки, например «Парус» в Ново-Ленино. Вот и скажите, кто поедет на «Парус», если китайцы остаются в центре города и всё можно купить у них по тем же низким ценам, что были на «Шанхае»? - задаётся вопросом Михаил Торопов. Впрочем, этот вопрос так и виснет в воздухе. Китайцы-то торгуют на частной земле.
Во вторник администрация Иркутска заключила соглашение о сотрудничестве с собственниками земельных участков в районе рынка «Шанхай» по благоустройству центра города. Документ подписали девять предпринимателей, владеющих торговыми площадями в районе улиц Софьи Перовской, Байкальской и Борцов революции. Они взяли на себя обязательства в течение года после продажи муниципального участка за свой счёт убрать торговлю и снести строения и сооружения на своих площадках. Взамен они получают право участвовать в новом проекте застройки квартала. Администрация города обещала оказать содействие в реализации этих обязательств, в частности, в оформлении земельных участков, согласовании проектно-сметной документации, переносе памятников архитектуры. Все эти аргументы не убедили предпринимателей. «Мы хотим, чтобы нам дали возможность работать, - сказал Михаил Торопов. - Будем приходить сюда как на службу, каждый день. И так до победного конца».
( Прим. в начале ноября администрация Иркутска продлила срок работы рынка до 1 января 2007 г.).
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей