Веселей, ребята, Выпало нам Строить путь железный, А короче – БАМ!
Из популярной песни
Десятая пятилетка, приняв трудовую эстафету, уверенно набирает ритм. Как обычно, коллективы принимают повышенные социалистические обязательства и встречные планы, в которых заложен рост производительности труда и эффективности производства. Перед строителями западного участка Байкало-Амурской магистрали на этот год поставлена конкретная задача: обеспечить укладку железнодорожного пути на участке Таюра – Ния-Грузинская. Это – основной рубеж. Кроме того, предстоит построить от нулевой отметки 40 километров вторых путей железнодорожной линии Тайшет – Лена, ввести в эксплуатацию автодорогу между бамовскими поселками Звездный – Магистральный – Кунерма, довести ее до западного портала Байкальского тоннеля и продолжить до Нижнеангарска и Уояна.
«Восточно-Сибирская правда» пишет: в нашей области ежегодно вводятся в строй объекты, имеющие большое народнохозяйственное значение. Многотысячная армия строителей, руководителей строительно-монтажных подразделений, общественные организации много делают для того, чтобы с наибольшей отдачей использовать каждый рубль вложенных средств. Но проблема повышения эффективности затрат все еще не решена. Отсюда требования партии, изложенные в проекте ЦК КПСС к ХХV съезду партии: повысить эффективность капиталовложений, сократить сроки сооружения объектов и ускорить освоение проектных мощностей, повысить качество и снизить стоимость строительства.
Задачи, поставленные партией и правительством, конечно же, доводятся до сведения жителей области. Но в сердцах тех, кто приехал на Байкало-Амурскую магистраль и другие ударные комсомольские стройки, и без того достаточно энтузиазма, оттого так часто и рождаются встречные планы и инициативы. Строители всех специальностей не жалеют труда, не щадят себя – все время, все силы отдают общему делу. Внимание всей страны приковано в эти годы к Сибири, к Иркутской области: здесь постоянно происходят грандиозные события. Сегодня такое событие – БАМ. БАМ, который строится буквально на глазах.
В январе в Иркутском институте иностранных языков состоялось собрание общественности города, посвященное 30-летию Договора о дружбе и взаимопомощи между СССР и МНР.
В феврале на западном участке БАМа завершил работу агитпоезд ЦК ВЛКСМ «Комсомольская правда». За 40 дней работы прошли сотни встреч со строителями трассы и тружениками вторых путей дороги Тайшет – Лена, с жителями прилегающих к трассе сел.
29 февраля бойцы Всесоюзного отряда имени XVII съезда ВЛКСМ, работающие на строительстве западного участка БАМа, направили рапорт XXV съезду КПСС: «Отряд стал ядром строительных подразделений Звездного. 780 комсомольцев, объединенных в 29 комсомольско-молодежных бригад, внесли большой вклад в строительство Звездного и железнодорожных линий от Лены до Таюры. Они сделают все возможное, чтобы в первом году десятой пятилетки открыть рабочее движение поездов до 135 километра». Рапорт подписали командир отряда Герой Социалистического Труда Виктор Лакомов, бойцы отряда.
1 марта первую годовщину прибытия строительного отряда «Украинский комсомолец» отметили ульканцы. Всего год назад, когда к Улькану пробивали зимник, комсомол Украины отправил своих посланцев на БАМ. В Улькане появилась улица Крымская, а все бойцы отряда стали сибиряками. В этот день лучшие из них были отмечены наградами комсомола. Среди награжденных – заместитель секретаря комсомольской организации Александр Романюк, плотники Григорий Друзь и Анатолий Жуков, станочница Любовь Бондарчук.
В марте в легендарном Братске открылся первый слет молодых строителей западного участка. На слет прибыли более 200 делегатов. В работе слета участвовали представители строительных организаций, сооружающих вторые пути линии Тайшет – Лена, Тайшетского комплекса стройиндустрии, Усть-Кутского ДОКа. На слет прибыли делегации молодых бамовцев из Бурятии, Хабаровского края, Читинской и Амурской областей.
В апреле в Магистральный прибыл эшелон из Ростова-на-Дону. На строительную площадку доставлены автомашины, экскаваторы, компрессоры, оборудование и первый отряд квалифицированных строителей. Первый двухэтажный дом постоянного поселка строители-шефы решили сдать в эксплуатацию в конце года. В дальнейшем на берегу Киренги поднимутся девятиэтажные здания.
Тында, Таюра, Беркакит… Знакомые названия станций Байкало-Амурской магистрали уместились на обычной карте-схеме, вытравленной на крышке карманных часов с челябинской маркой «Время». 500 часов, изготовленных челябинцами, имеют конкретного адресата, о чем свидетельствуют выгравированная надпись: «Участнику первого слета отряда имени ХVII съезда ВЛКСМ. ГлавБАМстрой. Штаб ЦК ВЛКСМ. Май 1976».
В июне открыто движение автотранспорта из Усть-Кута до перевала Даван. Протяженность дороги 370 километров. Отныне грузы для строителей без остановок поступают во все точки западного участка БАМа.
За производственные успехи орденом «Знак Почета» награжден студент 3 курса исторического факультета Иркутского госуниверситета Владимир Саунин. Еще 17 студентов получили знак ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки».
Введена в строй Усольская птицефабрика на 350 тыс. кур-несушек.
В орденоносном совхозе «Уковский» создана первая в области автоматизированная система откорма свиней.
В июле на западный участок трассы прибыл интернациональный студенческий отряд Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. В его составе 600 человек из 86 стран мира. В большинстве это студенты из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Бойцы отряда работают в Усть-Кутском районе, в поселке Звездный и на других участках.
За ударный труд в девятой пятилетке управление строительства «Ангарстрой» награждено орденом Трудового Красного Знамени. В августе ему исполнилось 30 лет. За время своего существования его подразделениями построены дороги Тайшет – Лена, Абакан – Тайшет, Хребтовая – Усть-Илимская; сотни километров подъездных путей к предприятиям Братска, Тайшета, Железногорска, Усть-Кута, Усть-Илима.
По решению бюро Иркутского обкома ВЛКСМ объявлена эстафета ударного труда комсомольцев и молодежи области под девизом «60-летию Великого Октября – 60 ударных недель». Инициаторами выступили комсомольско-молодежные коллективы западного участка БАМа, которые возглавляют член Центральной ревизионной комиссии КПСС, делегат ХХV съезда КПСС, лауреат премии Ленинского комсомола Леонид Казаков, лауреат премии Ленинского комсомола Геннадий Сиваков. Уже на следующий день путеукладчик форсировал реку Нию. До станции Ния-Грузинская осталось уложить несколько километров стального пути.
6 октября 1976 года учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», сразу же ставшая на трассе самой почетной и престижной.
Сразу 500 семей улучшили свои жилищные условия в городе горняков и обогатителей – Железногорске-Илимском.
В Иркутском научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии сделаны две операции по замене суставов человеческого тела искусственными. Больные чувствуют себя отлично. Операции уникальны для обширного региона Сибири и Дальнего Востока. Провели эту операцию в Иркутске заведующий кафедрой ортопедии Центрального института усовершенствования врачей профессор В.Л. Андрианов и медики-иркутяне: старший научный сотрудник института, руководитель отдела ортопедии Е.П. Рютина, главный врач института Д.Г. Шакурма.
В этом году идет тотальный обмен документов: меняются паспорта и комсомольские билеты старого образца – всем выдаются новые.
Переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС передано Иркутску и Ангарску.
Победителями Всесоюзного социалистического соревнования по Иркутской области с занесением на Всесоюзную Доску почета признаны:
Производственное объединение «Китойлес»;
Иркутский мясокомбинат;
Иркутский домостроительный комбинат;
Братский ордена Ленина алюминиевый завод;
Бирюсинский гидролизный завод;
Производственное объединение «Востсибуголь»;
Колхоз имени С. Кирова Тулунского района.
Переходящее Красное знамя ЦК КПСС за успешное завершение девятой пятилетки вручено:
Братскому, Жигаловскому и Нижнеилимскому районам,
Восточно-Сибирской железной дороге,
Иркутской чаеразвесочной фабрике,
Ангарскому цементно-горному комбинату,
совхозам «Братский» и «Большереченский».
Пассажиры первого поезда – лучшие строители трассы
Уже сложилась традиция – почетными пассажирами первых поездов становятся те, кто заслужил это право ударным, самоотверженным трудом.
6 ноября открыто движение поездов до станции Ния-Грузинская. А в жгучие морозы последних дней года бригада монтеров пути Героя Социалистического Труда, депутата Верховного Совета Виктора Лакомова закончила укладку пути на 135 километре от Лены, на разъезде Небель. 21 декабря досрочно открыто движение на перегоне станция Таюра – разъезд Небель.
…Как-то один из журналистов спросил начальника Главбамстроя Константина Мохортова:
– Какие черты в характере бамовца – самые важные?
Тот ответил:
– Прежде всего, высокий профессионализм и сознательность. Это главное…
Профессионализм не дается заранее – это, уж действительно, дело наживное. Поэтому ядром бамовских коллективов становятся высококвалифицированные и опытные кадры, наряду с лучшей молодежью из первых ударных отрядов. Поэтому все водопропускные трубы на участке от Таюры до Небеля были «на плечах» СМП-266: бригада Леонида Казакова, потом добавилась – Николая Запорожца; земляное полотно отсыпали лучшие механизаторы-двадцатитысячники, а рельсы укладывали лакомовцы… Станцию же и поселок Ния строили посланцы Грузии, руководимые Анзором Варламовичем Двалишвили. Лучшие из Грузбамстроя были замечены и отмечены наградами.
Марку Давидовичу Сергееву –– 50 лет
Ровно через 10 лет ему присвоят звание «Почетный гражданин Иркутска». Забегая вперед, скажем: он прожил долгую и полнокровную жизнь (умер в возрасте 71 года), и сегодня мы расскажем о нем с учетом всего сделанного им для Иркутска и региона.
Есть в истории области имена символические, знаковые. Имя Марка Давидовича Сергеева – одно из таких. Поэт и прозаик, литературовед, особенно интересующийся пушкинской темой и декабристами, литератор-публицист, ведущий на телевидении многолетний цикл передач «С Иркутском связанные судьбы», общественный деятель… Вот – только часть биографии, та, которая более известна нынешнему поколению. Но ведь Марк Сергеев – участник Великой Отечественной войны, он много написал, в том числе и для детей, в течение нескольких лет руководил иркутской организацией Союза писателей СССР…
Он выпустил семьдесят книг, написал сценарии к шестидесяти фильмам. Марк Сергеев – поэт, прозаик, переводчик, литературный и театральный критик, детский писатель, историк, краевед, драматург, поэт-песенник. Он объездил весь мир, он почетный гражданин города Иркутска.
Марк Давидович – автор пятнадцати поэтических книжек и сборников. В его стихах – Байкал, Сибирь, Иркутск. Вот как тепло, будто о родном дедушке, пишет он о Байкале:
Солнце пришло к нему из-за туч – и стал он тише пруда.
И там, где к воде прикасался луч, вспыхивала звезда…
Его, казалось бы, такие незамысловатые, но такие искренние стихи об Иркутске стали песней, которую мы поем и сегодня, а одна строчка (вы поймете, какая именно) стала поистине крылатой:
Пусть есть города и красивей, и выше,
Но где бы пути иркутян ни легли,
Они тебя видят, они тебя слышат,
Любимый Иркутск – середина земли.
Для него, уроженца Донбасса, Иркутск стал родиной. Его отец строил школы, больницы, шахты и вместе с семьей переезжал с одной стройки на другую. В 1939 году будущий поэт попал в Сибирь, в Иркутск. «И здесь я впервые почувствовал, что такое привязанность к городу – к дому, людям, знакомой скамейке». «С Иркутском связанные судьбы» – не только название цикла передач, название книги – это большая часть жизни, это стремление показать роль Иркутска в судьбе многих людей разных эпох и поколений.
О ком же поведал нам Марк Давидович со страниц своих книг? Чьи судьбы оказались связанными с Иркутском?Это Ибрагим Ганнибал – арап Петра Великого и предок Александра Сергеевича Пушкина, Григорий Шелихов, который «переплыл моря, открыл страны безвестны», Александр Баранов –
«этот необыкновенный человек познал нашу землю во всем ее многообразии – от голубых льдов Чукотки до коралловых рифов Гавайских островов…»
Пушкин и декабристы занимают особое место в творчестве писателя. «Вся жизнь – один чудесный миг», «Перо поэта», «Подвиг любви бескорыстной», «Несчастью верная сестра» и другие книги посвящены этой теме.
Он много выступал в газетах, на радио и телевидении, состоял в самых различных обществах, участвовал во всех важных событиях города. Он готовил энциклопедию по Иркутску, хотел закончить новую книгу из серии «С Иркутском связанные судьбы», надеялся завершить исследование о женах декабристов – сибирячках. Мечтал написать еще две книги пушкинского цикла. Его мечты не сбылись, но то, что им сделано, останется в памяти потомков.
Его имя носит областная детская библиотека, Дом литераторов на улице Дзержинская, 12; Фондом имени Марка Сергеева учреждена премия «Интеллигент провинции», аналогов которой нет во всей России, а одаренным детям области ежегодно выплачивается его именная стипендия.
«Стройка века» – Байкало-Амурская магистраль – в зените всесоюзного внимания. Как уже говорилось, сюда приезжают самые разные деятели культуры и литераторы, журналисты. Летом нынешнего года на западном участке БАМа побывала большая делегация советских писателей. Возглавлял делегацию Роберт Рождественский, поэт, чье имя было не просто на слуху у поколения тех лет, – песни Пахмутовой, Таривердиева, Птичкина на стихи Рождественского, без преувеличения, пела вся страна.
Высокая гражданственность поэзии Рождественского созвучна своему времени и привлекает внимание не только различных изданий, но и рядовых читателей. Его стихи становились паролем времени: «Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!», «Не думай о секундах свысока», «Все начинается с любви...» А его «Огромное небо – одно на двоих»? А песня «Слышишь, время звенит – «БАМ!»? Их знали все.
В составе писательского десанта, руководимого Рождественским, были известные поэты и прозаики Михаил Стельмах, Виктор Завадский и, на радость жителей Нии-Грузинской, – классик грузинской поэзии Иосиф Нонешвили. Начальник СМП, заслуженный строитель Грузии Анзор Двалишвили встречал гостей по всем законом грузинского гостеприимства. В поселковом клубе прошел большой литературный вечер, на котором
Иосиф Элиозович обратился к землякам на своем языке. Звучали стихи. Вниманием не был обижен никто, но СВОЙ поэт был обласкан особенно, и это понятно: Нонешвили – фронтовик, прошел всю войну, он – автор стихов и поэм, в которых ярко и эмоционально выражены мысли и чувства советского гражданина-патриота, борца за мир, за дружбу народов. Он был секретарем СП Грузии и депутатом Верховного Совета Грузинской ССР, председателем республиканского Комитета защиты мира…
А вечером на берегу речки Нии был разожжен костер и накрыты столы, и все услышали, что такое настоящее грузинское многоголосое пение… Это пели сибирские грузины – бамовцы.
Студентка Иркутского университета им. А.А. Жданова Галина Корзун завоевала золотую и серебряную медали на чемпионате Европы по пулевой стрельбе.
Работница Иркутского машиностроительного завода Любовь Погодаева участвовала в составе советской сборной на чемпионате мира по конькобежному спорту в Швеции.
Художник Александр Муравьев стал лауреатом премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина. Премии удостоена его серия графических листов о западном участке БАМа в районе Северобайкальска. «Мы работали много, стараясь не растерять полученные впечатления, – рассказывает Александр Муравьев. – Мы убедились: когда человек отрывается от дома, он меняет не место, а глаза... Мы азартно шли туда, где было интересно: забирались в тоннели, в самые дремучие уголки, наверное, мешали работающим... Но нас терпели, и это придавало нашему труду особую значимость, а сами мы чувствовали свою ответственность перед ребятами».
Владимир Высоцкий в этом году побывал на станции Зима, а также в Иркутске, где гостил у иркутского журналиста и писателя Леонида Мончинского. Стоя на балконе дома в Иркутске-Втором, где живет Мончинский, Высоцкий исполнял под гитару свои песни – и через некоторое время здесь появилась мемориальная доска с профильным барельефом Владимира Семеновича и надписью: «В июле 1976 года с балкона этого дома пел Владимир Высоцкий».
В Иркутском драматическом театре им. Н.П. Охлопкова состоялась премьера спектакля по пьесе иркутского публициста Леонида Шинкарева, посвященной строителям БАМа. Спектакль рассказывает о строителях магистрали века, о людях, которые своими руками творят историю, о тех, для кого БАМ стал судьбой и главной дорогой жизни.
Осенью 1976 года поезд дружбы бамовцев отправился в ГДР. По вагонам расселось 300 человек со всей строящейся магистрали – механизаторов и мостостроителей, лесорубов и монтеров пути, строителей домов и искусственных сооружений. Почетным гостем на немецкой земле был Герой Соцтруда Виктор Лакомов, который вместе с комсомольскими руководителями возглавлял делегацию молодежи Иркутской области.
Пребывание сибиряков совпало с празднованием очередной годовщины молодежной организации ГДР – FDJ.
Само собой разумеется, поездка носила поощрительный характер – поехали самые лучшие. Молодые строители прибыли в Берлин, откуда их, разделив на группы, повезли по разным маршрутам. Каждая группа побывала в Карл-Маркс-Штадте и Лейпциге, Потсдаме и Дрездене, Майсене и других городах ГДР. Сибиряки побывали в знаменитом Пергамском музее в Берлине, в Берлинской опере, в Дрезденской картинной галерее, а в Трептов-Парке побывали у памятника Советскому солдату со спасенной немецкой девочкой на руках. В завершение поездки прошел вечер интернациональной дружбы советской и немецкой молодежи в Доме Пушкина – Пушкин-хаусе.
Кстати, о Дрезденской галерее. И – об истории одного из иркутских названий.
Во время своей экскурсии сибиряки-бамовцы обратили внимание на табличку в холле галереи. Она сообщала о том, что советские солдаты спасли шедевры искусства во время Второй мировой войны. По сведениям Совинформбюро, «представители СА проявляли исключительную заботу о галерее». Как известно, Дрезден был одним из красивейших городов не только Германии, но, пожалуй, и Европы. Не случайно его называли немецкой Флоренцией или музеем Германии. Здесь было много шедевров архитектуры и искусства.
Но даже мы, советские люди, так сильно пострадавшие от гитлеровских захватчиков, и то не желали бы немцам такого ужаса, какой обрушили на них в феврале 45-го года наши союзники. Ударами англо-американских ВВС город был превращен в «выжженный ковер» – кстати, эту операцию У. Черчилль называл «Удар грома». Военных заводов здесь не было, так чудовищно разрушать город-музей не было никакой необходимости…
Сегодня в военной литературе читаем:
«Великая заслуга… маршала И.С. Конева и генерала армии И.Е. Петрова в том, что ими была отдана команда: до прибытия бригады специалистов картины не трогать, а лишь нести охрану. Затем по прибытии бригады на нее была возложена вся ответственность за работу по спасению».
В 1955 году 1240 спасенных произведений картинной галереи Дрездена были переданы «домой» и уже со следующего года вновь экспонировались в восстановленном здании. «Впервые в истории страна, вышедшая из войны победителем, возвратила побежденной стране сокровища искусства, попавшие в ее руки», – так было оценено решение советского правительства о передаче шедевров Дрезденской галереи немецкому народу, среди которых «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, «Динарий кесаря» Тициана…
Все эти шедевры увидели бамовцы во время посещения галереи. А имя маршала И.С. Конева носит сегодня одна из улиц в городе Иркутске…
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей