Иркутская область в 1976 году. В зеркале прессы

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Новости ogirk.ru

Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Мост через Лену сдан
Мост через Лену сдан
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Бригадир В Лакомов
Бригадир В Лакомов
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Медаль «За строительство БАМа»
Медаль «За строительство БАМа»
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Первый слева Анзор Двалишвили
Первый слева Анзор Двалишвили
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Марк Сергеев
Марк Сергеев
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Михаил Стельмах
Михаил Стельмах
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Роберт Рождественский
Роберт Рождественский
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
В. Высоцкий, Л. Мончинский
В. Высоцкий, Л. Мончинский
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Выступление в Иркутске
Выступление в Иркутске
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Байкальское лесничество. Дозорный тайги В. Пименов
Байкальское лесничество. Дозорный тайги В. Пименов
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Грэм Грин (справа) в гостях у иркутян
Грэм Грин (справа) в гостях у иркутян
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007

Веселей, ребята, Выпало нам Строить путь железный, А короче – БАМ!

Из популярной песни

Десятая пятилетка, приняв трудовую эс­тафету, уверенно набирает ритм. Как обычно, коллективы принимают повышенные социалис­тические обязательства и встречные планы, в которых заложен рост производительности труда и эффективности производства. Перед строителями западного участка Байкало-Амурской магистрали на этот год поставлена конкретная задача: обеспечить ук­ладку железнодорожного пути на участке Та­юра – Ния-Грузинская. Это – основной рубеж. Кроме того, предстоит построить от нулевой отметки 40 километров вторых путей желез­нодорожной линии Тайшет – Лена, ввести в экс­плуатацию автодорогу между бамовскими по­селками Звездный – Магистральный – Кунерма, довести ее до западного портала Байкальского тоннеля и продолжить до Нижнеангарска и Уояна.

«Восточно-Сибирская правда» пишет: в нашей области ежегодно вводятся в строй объ­екты, имеющие большое народнохозяйственное значение. Многотысячная армия строителей, руководителей строительно-монтажных под­разделений, общественные организации много делают для того, чтобы с наибольшей отда­чей использовать каждый рубль вложенных средств. Но проблема повышения эффективнос­ти затрат все еще не решена. Отсюда требова­ния партии, изложенные в проекте ЦК КПСС к ХХV съезду партии: повысить эффективность капиталовложений, сократить сроки сооруже­ния объектов и ускорить освоение проектных мощностей, повысить качество и снизить сто­имость строительства.

Задачи, поставленные партией и правитель­ством, конечно же, доводятся до сведения жи­телей области. Но в сердцах тех, кто приехал на Байкало-Амурскую магистраль и другие ударные комсомольские стройки, и без того достаточно энтузиазма, оттого так часто и рождаются встречные планы и инициативы. Строители всех специальностей не жалеют труда, не щадят себя – все время, все силы отдают общему делу. Внимание всей страны приковано в эти годы к Сибири, к Иркутской области: здесь постоянно происходят грандиозные события. Сегодня та­кое событие – БАМ. БАМ, который строится буквально на глазах.

Хроника

В январе в Иркутском институте иностранных языков со­стоялось собрание общественности города, посвященное 30-летию Договора о дружбе и взаимопомощи между СССР и МНР.

В феврале на западном участке БАМа завершил работу агитпоезд ЦК ВЛКСМ «Комсомольская правда». За 40 дней работы прошли сотни встреч со строителями трассы и труже­никами вторых путей дороги Тайшет – Лена, с жителями при­легающих к трассе сел.

29 февраля бойцы Всесоюзного отряда имени XVII съез­да ВЛКСМ, работающие на строительстве западного участка БАМа, направили рапорт XXV съезду КПСС: «Отряд стал яд­ром строительных подразделений Звездного. 780 комсомоль­цев, объединенных в 29 комсомольско-молодежных бригад, внесли большой вклад в строительство Звездного и железнодо­рожных линий от Лены до Таюры. Они сделают все возможное, чтобы в первом году десятой пятилетки открыть рабочее дви­жение поездов до 135 километра». Рапорт подписали коман­дир отряда Герой Социалистического Труда Виктор Лакомов, бойцы отряда.

1 марта первую годовщину прибытия строительного отря­да «Украинский комсомолец» отметили ульканцы. Всего год назад, когда к Улькану пробивали зимник, комсомол Украины отправил своих посланцев на БАМ. В Улькане появилась улица Крымская, а все бойцы отряда стали сибиряками. В этот день лучшие из них были отмечены наградами комсомола. Среди награжденных – заместитель секретаря комсомольской орга­низации Александр Романюк, плотники Григорий Друзь и Ана­толий Жуков, станочница Любовь Бондарчук.

В марте в легендарном Братске открылся первый слет мо­лодых строителей западного участка. На слет прибыли более 200 делегатов. В работе слета участвовали представители стро­ительных организаций, сооружающих вторые пути линии Тай­шет – Лена, Тайшетского комплекса стройиндустрии, Усть-Кут­ского ДОКа. На слет прибыли делегации молодых бамовцев из Бурятии, Хабаровского края, Читинской и Амурской областей.

В апреле в Магистральный прибыл эшелон из Ростова-на-Дону. На строительную площадку доставлены автомашины, экскаваторы, компрессоры, оборудование и первый отряд ква­лифицированных строителей. Первый двухэтажный дом посто­янного поселка строители-шефы решили сдать в эксплуатацию в конце года. В дальнейшем на берегу Киренги поднимутся де­вятиэтажные здания.

Тында, Таюра, Беркакит… Знакомые названия станций Байкало-Амурской магистрали уместились на обычной карте-схеме, вытравленной на крышке карманных часов с челябинской маркой «Время». 500 часов, изготовленных челябинцами, имеют конкретного адресата, о чем свидетельствуют выгра­вированная надпись: «Участнику первого слета отряда имени ХVII съезда ВЛКСМ. ГлавБАМстрой. Штаб ЦК ВЛКСМ. Май 1976».

В июне открыто движение автотранспорта из Усть-Кута до перевала Даван. Протяженность дороги 370 километров. Отны­не грузы для строителей без остановок поступают во все точки западного участка БАМа.

За производственные успехи орденом «Знак Почета» награжден студент 3 кур­са исторического факультета Иркутского госуниверситета Владимир Саунин. Еще 17 студентов получили знак ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки».

Введена в строй Усольская птицефаб­рика на 350 тыс. кур-несушек.

В орденоносном совхозе «Уковский» создана первая в области автоматизиро­ванная система откорма свиней.

В июле на западный участок трассы прибыл интернациональный студенчес­кий отряд Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. В его составе 600 человек из 86 стран мира. В боль­шинстве это студенты из стран Азии, Аф­рики и Латинской Америки. Бойцы отряда работают в Усть-Кутском районе, в посел­ке Звездный и на других участках.

За ударный труд в девятой пятилетке управление строи­тельства «Ангарстрой» награждено орденом Трудового Крас­ного Знамени. В августе ему исполнилось 30 лет. За время своего существования его подразделениями построены дороги Тайшет – Лена, Абакан – Тайшет, Хребтовая – Усть-Илимская; сотни километров подъездных путей к предприятиям Братска, Тайшета, Железногорска, Усть-Кута, Усть-Илима.

По решению бюро Иркутского обкома ВЛКСМ объявлена эстафета ударного труда комсомольцев и молодежи области под девизом «60-летию Великого Октября – 60 ударных не­дель». Инициаторами выступили комсомольско-молодежные коллективы западного участка БАМа, которые возглавляют член Центральной ревизионной комиссии КПСС, делегат ХХV съезда КПСС, лауреат премии Ленинского комсомола Леонид Казаков, лауреат премии Ленинского комсомола Геннадий Си­ваков. Уже на следующий день путеукладчик форсировал реку Нию. До станции Ния-Грузинская осталось уложить несколько километров стального пути.

6 октября 1976 года учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», сразу же ставшая на трассе самой почетной и престижной.

Сразу 500 семей улучшили свои жилищные условия в горо­де горняков и обогатителей – Железногорске-Илимском.

В Иркутском научно-исследовательском институте травма­тологии и ортопедии сделаны две операции по замене суставов человеческого тела искусственными. Больные чувствуют себя отлично. Операции уникальны для обширного региона Сибири и Дальнего Востока. Провели эту операцию в Иркутске заве­дующий кафедрой ортопедии Центрального института усовер­шенствования врачей профессор В.Л. Андрианов и медики-иркутяне: старший научный сотрудник института, руководи­тель отдела ортопедии Е.П. Рютина, главный врач института Д.Г. Шакурма.

В этом году идет тотальный обмен документов: меняются паспорта и комсомольские билеты старого образца – всем вы­даются новые.

Переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС передано Иркутску и Ангарску.

Победителями Всесоюзного социалистического соревнова­ния по Иркутской области с занесением на Всесоюзную Доску почета признаны:

Производственное объединение «Китойлес»;

Иркутский мясокомбинат;

Иркутский домостроительный комбинат;

Братский ордена Ленина алюминиевый завод;

Бирюсинский гидролизный завод;

Производственное объединение «Востсибуголь»;

Колхоз имени С. Кирова Тулунского района.

Переходящее Красное знамя ЦК КПСС за успешное завер­шение девятой пятилетки вручено:

Братскому, Жигаловскому и Нижнеилимскому районам,

Восточно-Сибирской железной дороге,

Иркутской чаеразве­сочной фабрике,

Ангарскому цементно-горному комбинату,

совхозам «Братский» и «Большереченский».

События

Пассажиры первого поезда – лучшие строители трассы

Уже сложилась традиция – почетными пассажирами пер­вых поездов становятся те, кто заслужил это право ударным, самоотверженным трудом.

6 ноября открыто движение поездов до станции Ния-Гру­зинская. А в жгучие морозы последних дней года бригада мон­теров пути Героя Социалистического Труда, депутата Верхов­ного Совета Виктора Лакомова закончила укладку пути на 135 километре от Лены, на разъезде Небель. 21 декабря досрочно открыто движение на перегоне станция Таюра – разъезд Не­бель.

…Как-то один из журналистов спросил начальника Глав­бамстроя Константина Мохортова:

– Какие черты в характере бамовца – самые важные?

Тот ответил:

– Прежде всего, высокий профессионализм и сознатель­ность. Это главное…

Профессионализм не дается заранее – это, уж действитель­но, дело наживное. Поэтому ядром бамовских коллективов ста­новятся высококвалифицированные и опытные кадры, наряду с лучшей молодежью из первых ударных отрядов. Поэтому все водопропускные трубы на участке от Таюры до Небеля были «на плечах» СМП-266: бригада Леонида Казакова, потом доба­вилась – Николая Запорожца; земляное полотно отсыпали луч­шие механизаторы-двадцатитысячники, а рельсы укладывали лакомовцы… Станцию же и поселок Ния строили посланцы Грузии, руководимые Анзором Варламовичем Двалишвили. Лучшие из Грузбамстроя были замечены и отмечены награда­ми.

Человек года

Марку Давидовичу Сергееву –– 50 лет

Ровно через 10 лет ему присвоят звание «Почетный граж­данин Иркутска». Забегая вперед, скажем: он прожил долгую и полнокровную жизнь (умер в возрасте 71 года), и сегодня мы расскажем о нем с учетом всего сделанного им для Иркутска и региона.

Есть в истории области имена символические, знаковые. Имя Марка Давидовича Сергеева – одно из таких. Поэт и про­заик, литературовед, особенно интересующийся пушкинской темой и декабристами, литератор-публицист, ведущий на теле­видении многолетний цикл передач «С Иркутском связанные судьбы», общественный деятель… Вот – только часть биогра­фии, та, которая более известна нынешнему поколению. Но ведь Марк Сергеев – участник Великой Отечественной войны, он много написал, в том числе и для детей, в течение несколь­ких лет руководил иркутской организацией Союза писателей СССР…

Он выпустил семьдесят книг, написал сценарии к шестиде­сяти фильмам. Марк Сергеев – поэт, прозаик, переводчик, ли­тературный и театральный критик, детский писатель, историк, краевед, драматург, поэт-песенник. Он объездил весь мир, он почетный гражданин города Иркутска.

Марк Давидович – автор пятнадцати поэтических книжек и сборников. В его стихах – Байкал, Сибирь, Иркутск. Вот как тепло, будто о родном дедушке, пишет он о Байкале:

Солнце пришло к нему из-за туч – и стал он тише пруда.

И там, где к воде прикасался луч, вспыхивала звезда…

Его, казалось бы, такие незамысловатые, но такие искрен­ние стихи об Иркутске стали песней, которую мы поем и сегод­ня, а одна строчка (вы поймете, какая именно) стала поистине крылатой:

Пусть есть города и красивей, и выше,

Но где бы пути иркутян ни легли,

Они тебя видят, они тебя слышат,

Любимый Иркутск – середина земли.

Для него, уроженца Донбасса, Иркутск стал родиной. Его отец строил школы, больницы, шахты и вместе с семьей переез­жал с одной стройки на другую. В 1939 году будущий поэт попал в Сибирь, в Иркутск. «И здесь я впервые почувствовал, что такое привязанность к городу – к дому, людям, знакомой скамейке». «С Иркутском связанные судьбы» – не только название цикла передач, название книги – это большая часть жизни, это стрем­ление показать роль Иркутска в судьбе многих людей разных эпох и поколений.

О ком же поведал нам Марк Давидович со страниц сво­их книг? Чьи судьбы оказались связанными с Иркутском?Это Ибрагим Ганнибал – арап Петра Великого и предок Александ­ра Сергеевича Пушкина, Григорий Шелихов, который «переплыл моря, открыл страны безвестны», Александр Баранов

«этот необыкновенный человек познал нашу землю во всем ее мно­гообразии – от голубых льдов Чукотки до коралловых рифов Гавайских островов…»

Пушкин и декабристы занимают особое место в творчест­ве писателя. «Вся жизнь – один чудесный миг», «Перо поэта», «Подвиг любви бескорыстной», «Несчастью верная сестра» и другие книги посвящены этой теме.

Он много выступал в газетах, на радио и телевидении, со­стоял в самых различных обществах, участвовал во всех важ­ных событиях города. Он готовил энциклопедию по Иркутску, хотел закончить новую книгу из серии «С Иркутском связанные судьбы», надеялся завершить исследование о женах декабрис­тов – сибирячках. Мечтал написать еще две книги пушкинского цикла. Его мечты не сбылись, но то, что им сделано, останется в памяти потомков.

Его имя носит областная детская библиотека, Дом литера­торов на улице Дзержинская, 12; Фондом имени Марка Серге­ева учреждена премия «Интеллигент провинции», аналогов ко­торой нет во всей России, а одаренным детям области ежегодно выплачивается его именная стипендия.

Визиты

«Стройка века» – Байкало-Амурская магистраль – в зените всесоюзного внимания. Как уже говорилось, сюда приезжают самые разные деятели культуры и литераторы, журналисты. Летом нынешнего года на западном участке БАМа побывала большая делегация советских писателей. Возглавлял делега­цию Роберт Рождественский, поэт, чье имя было не просто на слуху у поколения тех лет, – песни Пахмутовой, Таривердиева, Птичкина на стихи Рождественского, без преувеличения, пела вся страна. 

Высокая гражданственность поэзии Рождественского со­звучна своему времени и привлекает внимание не только раз­личных изданий, но и рядовых читателей. Его стихи стано­вились паролем времени: «Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!», «Не думай о секундах свысока», «Все начи­нается с любви...» А его «Огромное небо – одно на двоих»? А песня «Слышишь, время звенит – «БАМ!»? Их знали все.

В составе писательского десанта, руководимого Рождес­твенским, были известные поэты и прозаики Михаил Стель­мах, Виктор Завадский и, на радость жителей Нии-Грузинс­кой, – классик грузинской поэзии Иосиф Нонешвили. Начальник СМП, заслуженный строитель Грузии Анзор Двалишвили встречал гостей по всем законом грузинского гостеприимства. В поселковом клубе прошел большой литературный вечер, на котором

Иосиф Элиозович обратился к землякам на своем языке. Звучали стихи. Вниманием не был обижен никто, но СВОЙ поэт был обласкан особенно, и это понятно: Нонешвили – фронтовик, прошел всю войну, он – автор стихов и поэм, в которых ярко и эмоционально выражены мысли и чувства со­ветского гражданина-патриота, борца за мир, за дружбу наро­дов. Он был секретарем СП Грузии и депутатом Верховного Совета Грузинской ССР, председателем республиканского Ко­митета защиты мира…

А вечером на берегу речки Нии был разожжен костер и на­крыты столы, и все услышали, что такое настоящее грузинское многоголосое пение… Это пели сибирские грузины – бамов­цы.

Культура, спорт

Студентка Иркутского университета им. А.А. Жданова Га­лина Корзун завоевала золотую и серебряную медали на чем­пионате Европы по пулевой стрельбе.

Работница Иркутского машиностроительного завода Лю­бовь Погодаева участвовала в составе советской сборной на чемпионате мира по конькобежному спорту в Швеции.

Художник Александр Муравьев стал лауреатом премии Иркут­ского комсомола им. Иосифа Уткина. Премии удостоена его серия графических листов о западном участке БАМа в районе Северобай­кальска. «Мы работали много, стараясь не растерять полученные впечатления, – рассказывает Александр Муравьев. – Мы убеди­лись: когда человек отрывается от дома, он меняет не место, а глаза... Мы азартно шли туда, где было интересно: забирались в тоннели, в самые дремучие уголки, наверное, мешали рабо­тающим... Но нас терпели, и это придавало нашему труду осо­бую значимость, а сами мы чувствовали свою ответственность перед ребятами».

Владимир Высоцкий в этом году побывал на станции Зима, а также в Иркутске, где гостил у иркутского журналиста и пи­сателя Леонида Мончинского. Стоя на балконе дома в Иркут­ске-Втором, где живет Мончинский, Высоцкий исполнял под гитару свои песни – и через некоторое время здесь появилась мемориальная доска с профильным барельефом Владимира Семеновича и надписью: «В июле 1976 года с балкона этого дома пел Владимир Высоцкий».

В Иркутском драматическом театре им. Н.П. Охлопкова со­стоялась премьера спектакля по пьесе иркутского публициста Леонида Шинкарева, посвященной строителям БАМа. Спек­такль рассказывает о строителях магистрали века, о людях, которые своими руками творят историю, о тех, для кого БАМ стал судьбой и главной дорогой жизни.

Осенью 1976 года поезд дружбы бамовцев отправился в ГДР. По вагонам расселось 300 человек со всей строящейся магистрали – механизаторов и мостостроителей, лесорубов и монтеров пути, строителей домов и искусственных сооруже­ний. Почетным гостем на немецкой земле был Герой Соцтруда Виктор Лакомов, который вместе с комсомольскими руководи­телями возглавлял делегацию молодежи Иркутской области.

Пребывание сибиряков совпало с празднованием очередной годовщины молодежной организации ГДР – FDJ.

Само собой разумеется, поездка носила поощрительный ха­рактер – поехали самые лучшие. Молодые строители прибыли в Берлин, откуда их, разделив на группы, повезли по разным маршрутам. Каждая группа побывала в Карл-Маркс-Штадте и Лейпциге, Потсдаме и Дрездене, Майсене и других городах ГДР. Сибиряки побывали в знаменитом Пергамском музее в Берлине, в Берлинской опере, в Дрезденской картинной гале­рее, а в Трептов-Парке побывали у памятника Советскому сол­дату со спасенной немецкой девочкой на руках. В завершение поездки прошел вечер интернациональной дружбы советской и немецкой молодежи в Доме Пушкина – Пушкин-хаусе.

Кстати, о Дрезденской га­лерее. И – об истории одного из иркутских названий.

Во время своей экскур­сии сибиряки-бамовцы обра­тили внимание на табличку в холле галереи. Она сообщала о том, что советские солдаты спасли шедевры искусства во время Второй мировой войны. По сведениям Совин­формбюро, «представители СА проявляли исключитель­ную заботу о галерее». Как известно, Дрезден был одним из красивейших городов не только Германии, но, пожалуй, и Европы. Не случайно его называли не­мецкой Флоренцией или му­зеем Германии. Здесь было много шедевров архитекту­ры и искусства.

Но даже мы, советские люди, так сильно постра­давшие от гитлеровских захватчиков, и то не желали бы не­мцам такого ужаса, какой обрушили на них в феврале 45-го года наши союзники. Ударами англо-американских ВВС город был превращен в «выжженный ковер» – кстати, эту операцию У. Черчилль называл «Удар грома». Военных заводов здесь не было, так чудовищно разрушать город-музей не было никакой необходимости…

Сегодня в военной литературе читаем:

«Великая заслуга… маршала И.С. Конева и генерала армии И.Е. Петрова в том, что ими была отдана команда: до прибытия бригады специалистов картины не трогать, а лишь нести охрану. Затем по прибытии бригады на нее была возложена вся ответственность за работу по спасению».

В 1955 году 1240 спасенных произведений картинной га­лереи Дрездена были переданы «домой» и уже со следующего года вновь экспонировались в восстановленном здании. «Впер­вые в истории страна, вышедшая из войны победителем, воз­вратила побежденной стране сокровища искусства, попавшие в ее руки», – так было оценено решение советского правительства о передаче шедевров Дрезденской галереи немецкому на­роду, среди которых «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Спя­щая Венера» Джорджоне, «Динарий кесаря» Тициана…

Все эти шедевры увидели бамовцы во время посещения га­лереи. А имя маршала И.С. Конева носит сегодня одна из улиц в городе Иркутске

Выходные данные материала:

Жанр материала: Хронология | Автор(ы): Авторский коллектив. Составитель Гольдфарб С. И. | Источник(и): Моя Иркутская область. - Иркутск, 2007 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2007 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркутская область | Моя Иркутская область. Составитель Гольдфарб С.И. | Хронологический