А.Бондаренко, старший инженер Иркутской ГЭС. 1966 г.
Подсчитано, что в последнем году семилетки (1965 г.) наша Иркутская область дала промышленной продукции больше, чем вся царская Россия в 1913 году. За четыре года в области вступили в строй свыше 200 новых предприятий, цехов, производств. Электроэнергии выработано в области столько, сколько произведено во всей России в 1939 году. Густой сетью лесов покрыта территория Иркутской области. За четыре года лесорубы сумели увеличить объем заготовок древесины более чем на четыре миллиона кубометров. По производству пиломатериалов мы обогнали США в 6,5 раза, электроэнергии – в 2,2 раза, по добыче угля – в 4 раза.
В грядущей пятилетке нас ждут еще большие достижения. Только за одни сутки у нас добывается 55 тысяч тонн угля, выдается несколько тыс. тонн светлых нефтепродуктов и дизельного топлива вырабатывается 90 млн киловатт-часов электроэнергии.
За четыре года население области увеличилось на 180 тыс. человек.
Л.К. Змановских, начальник Иркутского областного статуправления, 1966 г.
В г. Усолье-Сибирское в первый рейс вышел трамвай.
1 мая все предприятия АНХК перешли на сокращенную рабочую неделю. «Пятидневка – реальный результат повышения народного благосостояния», – констатировала КПСС.
В Иркутском государственном университете состоялось распределение первых выпускников отделения журналистики.
15 июля госкомиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Братского алюминиевого завода. 25 июля произведена первая тонна металла.
Новый объект появился в списке управления строительства «Братскгэсстроя» – ЛЭП-110 Коршуниха – Усть-Кут.
В Иркутске построен масложиркомбинат. Завод освобождается от лесов и готовится к пуску. Он будет ежесуточно давать области до ста тонн масла и четырехсот тонн соевой муки.
28 декабря исполнилось 10 лет со дня пуска первого агрегата Иркутской ГЭС.
30 декабря на Братском лесопромышленном комплексе вступил в строй отбельный цех, получена первая партия беленой целлюлозы.
На Байкальском целлюлозном комбинате в конце года принята в эксплуатацию первая очередь по производству небеленой целлюлозы и бумаги.
За годы семилетки в развитие экономики и культуры области вложено 5667 млн рублей. Основные производственные фонды возросли на 1,7 млрд рублей, или в 2,8 раза… За истекшее семилетие в области введено более 350 предприятий, цехов и производств. В их числе Братская ГЭС, несколько тепловых электростанций, первая очередь лесопромышленного комплекса в Братске, Иркутский алюминиевый завод, Коршуновский горнообогатительный комбинат.
Создан первый в Восточной Сибири Ангаро-Усольский комплекс химических и нефтехимических производств. Построен завод керамических изделий в Ангарске, Сафроновский угольный карьер с обогатительной фабрикой, Тулунский стекольный завод, гидролизный завод в Зиме, железные дороги Тайшет – Лена и Тайшет – Абакан, нефтепровод Туймазы – Ангарск, большое число заготовительных предприятий, крупные мощности по лесопилению и домостроению в Чунском, Усольском районах, в Тайшете и Тулуне. Выросли новые города – Братск, Железногорск-Илимский, Шелехов, Усть-Кут, дальнейшее развитие получил Ангарск, как крупный химический центр развивается Усолье-Сибирское.
В городах и промышленных центрах области было построено 5 млн кв. м жилья, современные мясокомбинаты, молочные заводы, хлебозаводы, предприятия торговли и бытового обслуживания населения… Значительное развитие получило сельское хозяйство области. За годы семилетки производство зерна увеличилось в 1,5 раза, в том числе пшеницы в 1,7. В 1965 году средний урожай зерновых в колхозах и совхозах получен по 13 центнеров с гектара. К 10 октября был выполнен план и государство при плане 460 тыс. тонн зерна получило 477 тыс. тонн. Пополнился и обновился машинно-тракторный парк. Если в 1958 году в области насчитывалось около 14 тыс. тракторов, то в 1965 году их стало более 22 тыс.
Из доклада первого секретаря обкома КПСС С.Н. Щетинина на IV Иркутской областной партийной конференции о развитии хозяйства Иркутской области в годы семилетки. 23 февраля 1966 г.
В нашу область за период ударного шефства приехали по комсомольским путевкам почти 100 тыс. молодых энтузиастов… За десять лет построен город в котором 900 тыс. кв. м. жилья, 345 общежитий, 67 детских садов, 16 клубов и кинотеатров, 54 библиотеки.
За успешное выполнение ответственных заданий ЦК КПСС и Советского правительства управление «Братскгэсстрой» награждено высшей наградой – орденом Ленина. За трудовые подвиги 2000 строителей и монтажников, инженерно-технических работников Братсгэсстроя награждены орденами и медалями Советского Союза…
8 декабря 1957 г. в 20 час. 45 мин. ток Иркутской ГЭС поступил на строительную площадку Братской электростанции. Комсомольско-молодежному коллективу строителей удалось за 27 месяцев построить линию электропередач протяжением в 628 км – самую длинную в СССР.
Практика сооружений линий электропередач не знала подобных темпов даже в обжитых районах страны… Построены также города Ангарск, Братск, Железногорск-Илимский, Шелехов, Байкальск. 15 лет назад этих городов не было на карте области.
В 1966 году решением Бюро ЦК ВЛКСМ Всесоюзными ударными комсомольскими стройками объявлены Братская ГЭС, Коршуновский ГОК, нефтехимический завод Ангарска, Братский алюминиевый завод и лесопромышленный комплекс, Усть-Илимская ГЭС и железная дорога Хребтовая – Усть-Илим.
Из доклада секретаря Иркутского обкома ВЛКСМ Геннадия Куцева на первом слете молодых строителей в Братске. 7 мая 1966 г.
Строится Усть-Илимск
Во второй половине 1966 года начались работы на основных сооружениях Усть-Илимской ГЭС. 15 июня на острове Лосенок начали работать бульдозеристы З. Москвин и Г. Михальчук. Вслед за ними развернули работу бурильщики. 19 августа бригада электромонтажников И. Ларина навела воздушный переход ЛЭП-6 на Лосенок, а 20 августа под руководством капитана-наставника Савенкова на остров был переправлен экскаватор. Его экипаж во главе со старшим машинистом П. Антоновым и бригада водителей начали отсыпку первой очереди 330-метровой дамбы.
9 сентября в 20 часов в головной части дамбы был спущен на воду первый ряж продольной перемычки…
Усть-Илим – это продолжение Братска, новый рубеж тех, кто строил Братскую ГЭС. Каждый день из Братска по Ангаре отправляются баржи с грузами. Нет больше в Падунском сужении бетоновозной эстакады. Конструкции ее пойдут на новую стройку.
Из Братска на Невон идут машины, по воздушным трассам летят самолеты. Усть-Илим оживает, светятся огнями его трассы. Там, где проходили таежные тропы – проторены дороги, где стояла тайга, выросли поселки, проложены линии электропередачи.
Ожили берега таежного Илима. На строительстве железной дороги Хребтовая – Усть-Илим идет рубка просеки – направление к станции Рудной, что появится скоро у железной горы с одноименным названием. Готовятся в путь таежные десанты. Один высадится на Усть-Илиме и будет готовить жилье для строителей дороги, второй пробьется в центр трассы, на таежную речку Тушаму.
Уходят по маршрутам отряды проходчиков. За их палатками появятся поселки, промышленные предприятия, плотина – третья на Ангаре.
Флагман химии
Указом Президиума Верховного Совета СССР Ангарский нефтехимический комбинат награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Нефтеперерабатывающий, гидрирования, полукоксования. Старшему из заводов, входящих в состав Ангарского нефтехимического комбината, нет еще и пятнадцати лет. В 1960 году у сравнительно небольшого объекта собрались на митинг люди. Они поздравляли друг друга с рождением завода – пуском первой по счету электрообессоливающей установки. Теперь не хватит пальцев на руках, чтобы перечесть все комплексы, введенные в эксплуатацию. Работают четыре электрообессоливающие установки, две атмосферно-вакуумные, где ведется первичная переработка нефти, два термических крекинга. Но дело не только в количественном росте. Почти нет на заводе установки, куда бы не внесли коренные изменения, усовершенствования сами мастера нефтепереработки, от директора завода А.И. Левина, начинающего здесь свой путь начальником цеха, до старших операторов – А. Абаева, В. Демидова и других. Это позволило нефтепереработчикам за годы существования завода значительно превзойти проектные планы.
В новой пятилетке намечено значительное расширение мощностей на Ангарском нефтеперерабатывающем заводе. Уже началась обкатка компрессоров на каталическом крекинге – самой крупной и сложной установке среди действующих.
А неподалеку полным ходом возводится новый, еще более крупный комплекс по переработке нефти. История развития АНХК – это наглядная иллюстрация того, как движется вперед семимильными шагами советская нефтехимия.
Антон Галин
Быть может, вам случалось ехать от Иркутска на восток по железной дороге. Поезд обязательно проходит через тоннели. В строительстве их самое непосредственное участие принимал Антон Галин. По профессии он военный сапер-тоннельщик. Бывало, проходил он штольни в скалах и под руслами рек, а после войны прислали его работать на Байкал. И здесь Галин показал высший класс, перекрыв нормы тех лет на 1303 процента. Об этом в свое время писали в газетах. В первый день проходки Галин с товарищами дал 1100 процентов. Никто не поверил этому. Вызвали комиссию, и на второй день горняки работали в ее присутствии. В итоге смены получилось 1303 процента. «Новшество кое-какое придумали», – сказал Галин. Он и сейчас придумывает что-нибудь.
Был проходчиком, стал отличным шофером-мазистом. В Великую Отечественную стоял насмерть, не думая о героизме. После войны работал на самых трудных участках. На груди у Галина два ордена Ленина и звезда Героя Социалистического Труда. За высокопроизводительный труд на Братской ГЭС награжден бронзовой медалью Выставки достижений народного хозяйства СССР.
Родился я в семье шестнадцатым, – рассказал о себе Антон Герасимович. – Отец умер, когда мне было полтора года. В девять лет уже пас коров, потом работал в колхозе, на заводе, служил в армии.
На Братской ГЭС с начала стройки работал шофером. Теперь выехал на трассу Братск – Усть-Илимск.
Немало в жизни Галина героических случаев. Но рассказать хочется не о геройстве, а о простом, жизненном, однако, характеризующем человека не менее ярко.
Стоял февраль. «Четвертаки» работали на плече Моргудон. Похожие на паровозы, 25-тонные самосвалы загружались в карьере камнем и везли его на дамбу лесного района. Термометр показывал около сорока. К полудню мороз ослаб, зато усилился ветер. Преодолевая снежные заносы, самосвал шел на подъем. Вдруг в мощном рокоте мотора что-то изменилось. Когда Галин взглянул на приборный щиток, стрелка масляного монометра стояла на нуле.
– Масло выбило, – механически нажимая на тормоз и выключая зажигание, похолодел Галин.
Произошла авария, может быть, одна из тысяч, когда невозможно определить, повинен водитель или просто случайность. На самосвал установили другой двигатель, а старый отвезли в мастерские авто-участка. В тот же день Галин подал заявление на отпуск.
– Отдыхать думаешь? – спросил начальник участка.
– Двигатель буду восстанавливать.
– Да что ты придумал? Мало ли в шоферской работе разного случается! Мы тебя знаем не первый день.
Но Галин настоял на своем. Не мог он, честный в каждом своем шаге человек, поступить иначе, позволить усомниться в самом себе. Вышел в отпуск и принялся за ремонт. Когда двигатель разобрали, обнаружился задир коренного подшипника. «Будет работать», – сказал Антон Герасимович. Заходили ребята из бригады, спарщик Гена Борисенко старался помочь. Через десять дней напряженной работы двигатель был восстановлен. Галин сдал его комиссии и со спокойной душой уехал в отпуск.
Еще один факт: десять лет Галин жил с женой и двумя детьми в маленькой десятиметровой комнатке щитового дома в поселке Гидростроитель. Несколько раз ему выделяли квартиру, но он отказывался. Считал, что есть люди, которые живут в более трудных условиях. В 1966 году Галин переехал, наконец, в новую квартиру в поселке Энергетиков. Дом стоит возле Братской ГЭС. Из окон квартиры видно улицу Сибирскую – широкую асфальтированную магистраль. Если ехать по ней в одну сторону, попадешь на плотину, затем в Коршуниху, на Хребтовую. В другую сторону – путь на Усть-Илим. Там работает сейчас Галин. Два десятка «четвертаков» штурмуют последние километры трассы, оставляя ровную насыпь дороги, по которой скоро пойдут к Невону дизели с грузами для Усть-Илимской ГЭС.
Эстонская делегация в Братске
Правительственная делегация Эстонии, прибывшая на декаду искусства, посетила Братск. В город строителей прибыли Председатель Президиума Верховного Совета ЭССР А.А. Мюрисеп, министр культуры ЭССР А.И. Лаус, секретарь Таллинского горкома партии Н.О. Югансон и другие. Эстонские гости посетили Братский ЛПК. Здесь трудятся, наряду с посланцами других стран, и эстонцы. У пресс-пата в этот день несла вахту прессовщица Нелли Якобсон. Завязалась беседа.
Таллинский целлюлозный комбинат отмечает в этом году трехсотлетие, – рассказал Н.О. Югансон. – Свою жизнь это предприятие начало с мельницы, изготовлявшей простейшую бумагу.
Рабочие вручили Югансону несколько листов целлюлозы с фирменной маркой Братска и попросили передать их коллективу Таллинского комбината.
После посещения ЛПК гости на катере отправились в плавание по водохранилищу. Затем экскурсия на Братскую ГЭС. По пути, на таежной дороге делегаты повстречались с артистами ансамбля «Лайне». Они выступают перед братчанами, а в свободное время знакомятся с городом. Братская ГЭС произвела на эстонских гостей большое впечатление. В книге отзывов была сделана следующая запись: «28 августа 1966 г. посетили Братскую ГЭС во время пребывания на декаде эстонского искусства в РСФСР. Мы восхищены гидростанцией. Трудно подобрать слова для того, чтобы выразить то большое впечатление, которое она производит, и главное впечатление – это гигантский труд советских людей, заложенный в эту могучую гидростанцию. Слава советским энергетикам, энергостроителям».
Мюрисеп вручил энергетикам Братской ГЭС картину, выполненную в мозаике по дереву. Это вид города Таллина. На ней надпись: «Славным строителям и энергетикам г. Братска по случаю декады эстонского искусства в РСФСР от трудящихся Эстонии». В заключение встречи в клубе «Энергетиков» прошел концерт ансамбля «Лайне».
В гостях у монгольских железнодорожников
Весной на Восточно-Сибирской магистрали побывали участники художественной самодеятельности – железнодорожники Улан-Баторской дороги, которые выступили с концертами на предприятиях магистрали. Выступления прошли с большим успехом. Уезжая на Родину, улан-баторцы пригласили сибиряков в гости. И вот в середине октября с ответным визитом в МНР выехал коллектив самодеятельности ВСЖД. Первая станция – Сухэ-Батор. Встречать поезд дружбы вышли сотни людей. В их руках лозунги и знамена. Всюду, где побывали наши артисты, концерты проходили, как правило, при переполненных залах.
Последние десять дней лета были отмечены в Приангарье выступлениями лучших музыкальных коллективов Эстонии. Жители области слушали государственный мужской хор, симфонический оркестр, концерты пианистки Вайне Вахи. В программе произведения Бетховена, Шумана, Брамса, Чайковского. С удовольствием посмотрели зрители эстонские фильмы и выступления кукольного театра. С особым интересом были встречены выступления хорошо известного и любимого в СССР Георга Отса. Его ждали с особым нетерпением. Поезд «Эстония» еще был в пути, а театралы уже спрашивали друг друга: «А сколько концертов даст, вы не в курсе?» И вот он стоит на сцене. Сдержанно улыбается залу. Нет декораций, яркого оформления, все предельно просто и лаконично. Отс не «играет» на эстраде, он живет вместе с героями своих песен. Таланту Отса свойственно эмоционально увлекать слушателя. Его концертное мастерство характеризует тонкий вкус, исключительная гибкость голоса. Песни, прозвучавшие на концерте, глубоко задели слушателей. Это уже широко известные «Песня о рыбаке» из кинофильма «Человек-амфибия», «Я люблю тебя, жизнь», «Хотят ли русские войны», «Бухенвальдский набат». Иркутяне принимали знаменитого артиста с восторгом и радостью.
Оценку «Декаде эстонского искусства в Приангарье» дал министр культуры РСФСР Н.А. Кузнецов.
Это не только культурное, но и политическое событие. Оно способствовало укреплению идеалов дружбы между нашими народами. 312 тыс. трудящихся области побывали на концертах. Выступления прошли в городах Иркутске, Шелехове, Ангарске, Черемхово, Усолье-Сибирском, Братске, на предприятиях, стройках, колхозах и совхозах.
В ответном слове заслуженный деятель искусств ЭССР Нээме Ярви сказал:
Сибирь принято называть суровой. А нам светило солнце, мы никогда не забудем ту доброжелательность и чуткость, с которой встречали нас сибиряки.
Бокс в Иркутске сравнительно молодой вид спорта. Развиваться он стал в послевоенные годы, занятия в секциях проводили тренеры-любители и боксеры-энтузиасты. Становлению этого вида способствовали успехи выпускника Иркутского художественного училища Владимира Сафонова, который с ХVI Олимпийских игр в Мельбурне вернулся с золотой медалью чемпиона. Своими успехами спортсмен во многом был обязан своему тренеру, выпускнику Ленинградского института физкультуры, мастеру спорта Виктору Полодухину. Создание первых секций бокса связано с именами мастеров спорта Алексея Мигерова, Александра Копытина, Игоря Королева. Иркутские боксеры начинают пробовать свои силы на рингах спортивных сообществ России, зонах и первенствах РСФСР и СССР. В 1964-1965 годах спортсмены Вулых, Ткач, Донских, Хорошайлов стали победителями Всероссийских юношеских и молодежных соревнований. В 1966 году бокс в Иркутске завоевывает все большую популярность. Признанию этого вида спорта способствуют успехи наших молодых боксеров.
Такие выступления с участием борцов-профессионалов в Иркутске не проводились с 1955 года. И вот 1 ноября в Иркутском цирке состоялись матчи классической борьбы. Среди атлетов есть знакомые иркутскому зрителю имена. Это Евгений Назарьян (Ташкент), который в те годы был начинающим борцом, а теперь атлет-тяжеловес (120 килограммов). Владимир Плясуля (Ростов-на-Дону) – ветеран тяжелой атлетики, богатырь, который, несмотря на свои 50 с лишним лет, грозный соперник для молодых атлетов. Но большинство участников выступают здесь впервые. Среди них следует отметить борцов международного класса Анфиногенова, Яковлева, Калинина. В программе, которую покажут спортсмены, разные виды борьбы: вольная, русская, тирольская, китайская, татарская, узбекская, кавказская, киргизская, а также спортивные игры – петушиный бой, индийский бокс.
В середине ноября 1966 года газета «Восточно-Сибирская правда» предложила своим читателям ответить на три вопроса:
1. Какое событие стало, на ваш взгляд, сенсацией в спортивной жизни области.
2. Назовите лучшего спортсмена области 1966 г.
3. Кто из молодых спортсменов наиболее ярко проявил себя в этом году?
Исходя из ответов читателей, сложилась следующая картина:
1. Сенсацией стала третья подряд победа хоккеистов «Локомотива» над многократными чемпионами страны – армейцами из Свердловска, одержанная 23 января 1966 года.
2. Лучшими спортсменами предложено было назвать победительницу Всесоюзных соревнований по пятиборью Нину Чалову, бронзового призера чемпионата СССР по боксу Геннадия Чубарина, вратаря иркутского «Локомотива» Юрия Школьного. Но все же вне конкуренции оказался серебряный призер первенства Европы и Советского Союза, победитель матчей Великобритания-СССР, СССР-Франция и СССР-Польша легкоатлет Анатолий Курьян.
3. Из молодых спортсменов наиболее ярко проявил себя волейболист иркутского «Динамо» Евгений Емельянов, игрок молодежной сборной команды Советского Союза, чемпион Европы 1966 года.
Победителем читательского конкурса стал ученик пятого класса 17-й средней школы Иркутска Николай Евтюхов, который наиболее ярко выразил мнение большинства участников.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей