И воздухом полная грудь. И плечи, расправленные в движенье, и ветер, смешанный с песнями, и взрывы, рожденные миром, подснежники-города, вставшие в бывших медвежьих углах, — время взлета твоего, Сибирь, время великих свершений.
Твои донкихоты, выросшие из мечты, из надежд декабристов, что в каторжных норах предвидели грядущее дикого края, большевиков, что кровью и пулей время прожгли и взрастили новую поросль, твои донкихоты сказали тайге: подвинься, сказали рекам: подружимся, сказали дорогам: теките, сказали молодым городам: живите!
Марк Сергеев
Планов громадье. Для Восточной Сибири в эти годы решающее значение в области электроэнергетики имело строительство огромных ГЭС, вслед за которыми появлялись промышленные комплексы и города. На карте Иркутской области в 1955 году официально появился новый город Братск, выросший из маленького поселка во многом благодаря Братской ГЭС, работы по сооружению которой активно разворачивались, привлекая на стройку массы людей. Полным ходом шло строительство Иркутской гидроэлектростанции. В 1955 году вводом в эксплуатацию электрифицированного участка Иркутск – Слюдянка. было положено начало электрификации Восточно-Сибирской железной дороги.
В области сельского хозяйства 1955 год был ознаменован началом «кукурузной эпопеи». Кукуруза как «чудодейственный рецепт» для подъема аграрного сектора экономики благодаря усилиям партии стала насаждаться повсеместно, в том числе и в Иркутской области. Стремление Хрущева руководить наукой, особенно сельскохозяйственной, проявлялось и во внедрении «спасительного» квадратно-гнездового метода посадки растений, беспривязного содержания коров, ликвидации паров и т. п.
Однако период оттепели все же сказался на отношениях между учеными и партией. Осенью 1955 года в ЦК партии было отправлено «письмо трехсот» ученых против лысенковщины в науке. Мощный импульс для развития получила кибернетика и квантовая механика. Попытки развернуть дискуссию о буржуазном характере теории относительности в прежнем ключе получили жесткий отпор научной общественности.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Братск преобразован в город областного подчинения.
В Ангарске начато строительство цементного завода.
На воздушной трассе Иркутск – Москва появились грузопочтовые реактивные самолеты.
Начато строительство Ангарского электролизного химического комбината.
В Ангарске открыт Дворец культуры нефтехимиков.
Вышел первый номер газеты братских гидростроителей «Огни Ангары».
Впервые в Иркутске состоялись соревнования на первенство СССР по велосипедному спорту на треке.
Начато строительство железнодорожного вокзала в Ангарске.
В Усть-Куте, Ангарске, Свирске открыты Дома культуры.
Начата теплофикация Иркутска.
В Иркутске состоялась первая областная выставка графики иркутских художников.
Введен в эксплуатацию первый электрифицированный участок Иркутск – Слюдянка. Движением электровозов на этом участке положено начало электрификации всей Восточно-Сибирской железной дороги.
Программа Хрущева по резкому увеличению урожайности зерновых предполагала не только освоение целинных и залежных земель, но и изменение структуры посевов за счет увеличения удельного веса кукурузы. Хрущев в выращивании этой культуры увидел «рецепт сразу от всех болезней» и залог успеха, как в производстве зерна, так и в животноводстве.
31 января 1955 года Пленум ЦК КПСС в своем постановлении «Об увеличении производства продуктов животноводства» признал необходимым «довести к 1960 году посевные площади под кукурузой не менее чем до 28 млн гектаров». «Кукуруза как наиболее урожайная зерновая кукуруза, – говорилось в документе, – должна получить широкое распространение во всех районах страны».
1955 год можно считать годом начала «кукурузной эпопеи», когда «царицу полей» стали сажать в принудительном порядке абсолютно везде. Иркутская область в этом отношении не стала исключением. Если в 1954 году кукуруза в колхозах и совхозах области занимала 13 тыс. гектаров, то в 1955 году ее посевы составили более 57 тыс. гектаров. Под нее выделяли лучшие участки полей. «Кукурузная эпопея» 1955-1962 годов явилась ярким, но не единственным примером экономического фетишизма и волюнтаризма.
Братск
12 декабря 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР рабочий поселок Братск был преобразован в город районного подчинения.
Город был образован с отнесенными в его административное подчинение населенными пунктами: Ока, Мостовая, железнодорожные станции Братск-I и Ангарская, Зеленый городок, поселок гидростроителей правого берега Ангары. Население нового города в 1955 году составило 16 546 человек.
Число проживающих в Братске стало активно расти после окончания Великой Отечественной войны. Главной причиной послужило строительство железной дороги Тайшет – Братск – Лена. В декабре 1947 года железнодорожная ветка была доведена до села Братское и на станцию Братск-1 пришел первый поезд с четырьмя вагонами-теплушками. В 1951 году село Братское получило статус рабочего поселка. Бурный рост населения вызвало сооружение Братской ГЭС и строительство лесозаготовительных предприятий. Если в 1951 году в Братске проживало 4 тыс. человек, то в 1953 году – уже 9 тыс. В 1949 году в створе будущей Братской ГЭС начались изыскательские работы. По результатам исследований был составлен проект гидроэлектростанции. 14 октября 1954 года в пос. Братск приехали первые гидростроители. Всего 15 человек. Среди них начальник строительства – И.И. Наймушин, заместитель главного инженера Е.П. Шнырев, заместитель начальника управления «Братскгэсстрой» А.А. Анципович, заместитель главного инженера по строительству В.М. Чудотворцев. Строители временно расположились на северной окраине пос. Братск – Заверняйке. В январе 1955 года ими были установлены первые палатки вблизи берега Ангары против Падунского порога, положившие начало Зеленому городку. 21 сентября вышел первый номер многотиражной газеты гидростроителей «Огни Ангары». В ноябре 1955 года были заложены первые дома пос. Постоянного на мысе Пурсей, и уже в следующем году появилась первая улица будущего города – Набережная.
Николай Михайлович Петров
Славную страницу трудовых подвигов открывали в эти годы строители Иркутской ГЭС. К числу таких героев следует отнести Николая Михайловича Петрова, одного из лучших водителей МАЗа, пользовавшегося широкой известностью и уважением на стройке. МАЗы – 25-тонные дизельные самосвалы Минского автомобильного завода, впервые в истории гидротехнического строительства получили большое применение на Иркутской ГЭС при транспортировке грунта и в трудных условиях Сибири показали свою исключительную экономическую эффективность. Из общего объема отсыпаемого в тело плотины грунта – 12 млн кубометров – с их помощью было отсыпано свыше 10 млн. Именно такую машину доверили автослесарю и шоферу Иркутского завода им. Куйбышева, опытному водителю, имеющему многолетний стаж, Николаю Михайловичу Петрову, когда тот в 1953 году пришел на стройку. И Н.М. Петров со своей задачей справился.
С 1953 по ноябрь 1955 года он проделал на этой машине без капитального ремонта 101,5 тыс. километров и вывез на сооружение земляной плотины 251 600 кубометров грунта. Нормативно-исследовательская станция строительства Иркутской ГЭС выпустила брошюру об опыте работы Николая Михайловича. Его имя было внесено в «Книгу трудовой доблести строителей первой гидростроителей на Ангаре».
В ноябре 1955 года Н.М. Петров принял новый автосамосвал МАЗ-525 и обязался довести пробег на нем без капитального ремонта до 150 тыс. километров. Его почину последовали и другие водители.
Хо Ши Мин в Иркутске
9 июля 1955 года в Иркутск из Улан-Батора прибыла направляющаяся в Москву правительственная делегация Демократической Республики Вьетнам во главе с президентом Хо Ши Мином
На аэродроме делегацию встречали секретарь Президиума Верховного Совета СССР Н.М. Пегов, помощник заведующего протокольным отделом МИД СССР К.А. Кочетков, председатель исполкома Иркутского городского Совета депутатов трудящихся Н.С. Патров, секретари Иркутского обкома КПСС С.Н. Щетинин, Б.Е. Щербина, заместитель председателя Иркутского облисполкома А.Ф. Трусков, секретарь Иркутского горкома КПСС А.С. Антипов, представители трудящихся города. При встрече был выстроен почетный воинский караул, исполнены Государственные гимны Демократической Республики Вьетнам и Советского Союза. Пионеры преподнесли гостям цветы. Затем прошел обмен приветствиями.
После прибытия в Иркутск Хо Ши Мин и члены правительственной делегации ДРВ отправились на строительство Иркутской ГЭС. Начальник стройки А.Е. Бочкин рассказал гостям о сооружении первой гидроэлектростанции на Ангаре. Президент проявил неподдельный интерес к ходу строительства. Рабочие преподнесли в подарок Хо Ши Мину альбом с фотоснимками стройки.
Во время визита правительственная делегация ДРВ посетила также расположенный в с. Хомутово колхоз «По сталинскому пути». Председатель колхоза Ф.А. Федоров подробно рассказал гостям о хозяйственной деятельности колхоза, а также о культурной жизни села. Делегация побывала в животноводческом городке, осмотрела стройки, теплицы, поля колхоза, пасеку. После радушного приема правительственная делегация ДРВ направилась в совхоз имени Дзержинского, где ознакомилась с содержанием скота в летних лагерях.
В честь пребывания в Иркутске правительственной делегации Демократической Республики Вьетнам председатель исполкома городского Совета депутатов трудящихся Н.С. Патров дал обед. Вечером 9 июля гости присутствовали на традиционном пионерском костре в лагере юных пионеров в с. Акинино-Баклаши.
Театры области в 1955 году показали зрителям следующие спектакли: Иркутский драматический театр – «На-кануне» И.С. Тургенева, «Крутые перекаты» П.Г. Маляревского, «Золотопромышленники» МаминаСибиряка, «Порт-Артур»; Театр юного зрителя – «Домик на окраине», «В добрый час», «Оптимистическая трагедия», «Гимназисты», «Отважная Джерен»; Черемховский драматический театр – «Сердце не прощает» А. Софронова, «История одной любви» К. Симонова, «Крылья» А. Корнейчука.
В иркутских кинотеатрах в 1955 году демонстрировались такие фильмы, как «Овод», «Вьетнам», «Герои Шипки», «Испытание верности», «Стрекоза», «Укротительница тигров».
Г. Марков закончил первую книгу «Соль земли». Она была опубликована в журнале «Дальний Восток», а также вышла отдельным изданием в Иркутском книжном издательстве.
К. Седых написал первые главы к роману «Отчий край». Л. Огневский опубликовал в Иркутске роман «Над нами солнце». И. Луговской представил новый цикл стихотворений «Над степными рубежами», «Сегодня на Ангаре», Ю. Левитанский – «Из новой книги» и «Стихи». П.Г. Маляревский написал новую пьесу «Крутые перекаты».
Весной 1955 года в Иркутском областном художественном музее экспонировалась выставка русской гравюры XVIII – начала XX веков, организованная на материалах фондов крупнейших музеев СССР. Большую часть выставки составили собрания Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. На выставке были представлены более 240 гравюр и литографий.
В декабре 1955 года в Иркутске состоялась первая областная выставка графики иркутских художников. На выставке были представлены работы Б.И. Лебединского, А.Ф. Рубцова, Г.Ф. Козлова, М.И. Герасимова и других. В декабре художественная выставка проходила и в Москве. Среди иркутских художников в ней приняли участие В. Рогаль, А. Закиров, В. Ольховик, А. Рубцов, график Б. Лебединский. После этой выставки Б.И. Лебединскому было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей