Иркутская и Ангарская епархия // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ИРКУТСКАЯ И АНГАРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ. Территория включает Иркутскую область. Кафедральный городИркутск.

Разделена на 10 благочиннических округов. Правящий архиерей — архиепископ Вадим (Лазебный). В 2005 в епархии насчитывалось 160 прихо­дов, 118 священнослужителей, действовали 89 храмов, 51 молитвенный дом, 19 часовен, 1 монастырь, 1 братство во имя св. Иннокентия, 4 образовательных заведения (две средние православные школы, две православные гимназии), летние лагеря для детей, 1 душепопечительный реабилитационный центр во имя св. Иннокентия.

Учреждена в 1727, первоначально именовалась Иркут­ской и Нерчинской. В ее состав вошли территории Иркутско­го, Селенгинского, Удинского, Нерчинского уезда с находившимися в них монастырями и церквами, кроме крупнейшего в этой области Селенгинского Троицкого. В 1731 по настоянию св. Иннокентия к епархии припи­саны Якутский и Илимский уезд, а также Селенгинский монастырь. Границы епархии практически стали совпадать с территорией Иркутской провинции. В 1796 в состав епархии включили земли Русской Америки (Алеутские о-ва и Аляску). В 1798 к епархии приписали часть приходов Енисейского края.

Учреждение новой епархии способствовало укреплению православия на востоке России, строительству церквей. В 1727 их насчитывалось 46, в 1799 — 182. В большинстве своем церкви были деревянными. Главным храмом епархии вплоть до середины XIX в. являлся Богоявленский собор (1693—95), выстроенный в камне в 1731, вмещавший до 2 тыс. верующих. Здесь же находилась усыпальница иркутских архиереев. С 1727 по 1744 основным распорядительным органом епархии был архиерейский приказ, размещавшийся в Вознесенском монастыре. В 1746 образована духовная консистория. Только после постройки в 1755 каменного архиерейского дома администрацию перевели в Иркутск. Епархия делилась на 6 духовных правлений. Приходы епархии отличались разбросанностью поселений и значительной удаленностью церквей друг от друга. В конце XVII в. приход включал в среднем около 600, а в конце XVIII в. — более 900 верующих.

Серьезную проблему представляло обеспечение церквей клиром. Недостаток кадров привел к тому, что правительство в 1739 разрешило определять к церквам выходцев из податных сословий с освобождением их от податей. Иркутская епархия являлась единственной в России, для которой было сделано такое исключение. Большинство причтов епархии получали содержание от приходских общин. В епархии в конце XVIII в. числилось 9 монас­тырей (7 самостоятельных и 2 приписных), имевших малое количество обитателей. Накануне секуляризации монасты­рям принадлежало около 3 тыс. десятин пашни и около 2 тыс. душ мужского пола крестьян. Реформа лишила монастыри вотчин, 5 из них отнесли к 3-му классу, с содержанием 806 р. 30 к. Якутский Спасский монастырь оказался «на своем содержании», а Нерчинский Успенский монастырь, Братская Спасская и Нижнекамчатская Успенская пустыни прекратили свое существование.

Важным событием в истории епархии стала канони­зация Синодом в декабре 1804 Иннокентия (Кульчицкого). В феврале 1805 торжественно проведены церемонии перенесения его мощей в главную церковь Вознесенского монастыря. Вплоть до 1918 Иннокентий оставался единственным общероссийским святым на территории Сибири, что сразу повысило значимость и Вознесенского монастыря, ставшего популярнейшим в Сибири; в 1836 он переведен в 1-й класс.

В 1822 в состав Иркутской епархии включена территория Енисейской губернии. Самая восточная епархия России оказа­лась и самой большой по территории — около 10 млн кв. км. Она занимала более половины всего пространства страны и простиралась на 2 материка. С 1834 начинается процесс постепенного уменьшения размеров епархии. В 1834 образована епархия Томская и Енисейская, в 1840 — Камчатская, Курильская и Алеутская; в 1852 в состав последней вошла территория Якутии. В 1894 учреждена Забайкальская епархия, а Иркутская ограничена пространством Иркутской губернии. Глава Иркутской епархии с 1816 именовался епископом Иркутским, Нерчинским и Якутским, с 1852 — Иркутским и Нерчинским, с 1894 — Иркутским и Верхоленским. В 1826 епархия переведена из 3-го во 2-й класс, а ее архиерей стал ар­хиепископом. В дальнейшем все владыки получали тот же сан, иногда не сразу. В 1828 в епархии насчитыва­лось 310 церквей (в Иркутской губернии — 96, Енисейской губернии — 98, в Забайкалье — 101, Якутии — 15), в 1863 — 229 (в Иркутской губернии — 121, в Забайкалье — 108), в 1914 — 223 церкви, 207 часовен и молитвенных домов. С 1840 духовные правления заменяются благочинническими округами. На территории Иркутской губернии в 1863 их на­считывалось 13, в 1914 — 20. В Вознесенском монастыре в 1900 жили 250 обитателей, количество паломников в 1913 превысило 8,5 тыс. человек. Крупной обителью был и Знамен­ский монастырь, на рубеже XIX и XX вв. в нем находилось более 120 монахинь и «белиц».

В 1862 в епархии введена должность викарного епис­копа Селенгинского, который находился в Посольском монастыре, руководил духовной миссией. В 1883 открыто 2-е викариатство — Киренское. Викарный епископ Киренский должен был управлять Иркутским Вознесенс­ким монастырем. Об особой роли Иркутска в религиозной жизни Сибири свидетельствует строительство крупнейшего за Уралом Богородице-Казанского кафедрального собора (1875— 94), который вмещал 5 тыс. человек, имел 6 престолов. С 1863 выходят «Иркутские епархиальные ведомости» — 1-е в Сибири. «Ведомости» издавались раз в неделю, в них печатались сведения и о других епархиях Восточной Сибири. Многие священники активно занимались краеведческой и про­светительской деятельностью, изучали историю православия в Сибири, верования коренного населения, выявляли и охраняли па­мятники и реликвии православия. В 1912 организовано Церковно-историческое и археологическое общество.

Февральскую революцию духовенство встретило в основном одобрительно. Проходивший в мае 1917 епархиальный съезд поддержал создание демократической республики. В ходе Гражданской войны значительная часть духовенства высту­пила на стороне А. В. Колчака. В 1918 Синодом канонизирован епископ XVIII в. Софроний (Кристалевский). После восстановления советской власти на епархию обруши­лась волна репрессий. В 1920 закрыты семинария и ду­ховные училища. В 1921 вскрыты мощи св. Иннокентия и вывезены из города. В 1921—23 проводились изъятия церковных ценностей, в результате многие церкви остались без утвари. Началось закрытие церквей. Деятельность монасты­рей была ограничена. В начале 1930-х гг. их упразднили. В 1922 над архиепископом Анатолием Каменским проведен су­дебный процесс. Многие представители духовенства арестовы­вались. Пытаясь препятствовать своему полному разру­шению, РПЦ учреждала новые церковные структуры. Так, в 1924 открыто Нижнеудинское викарианство, просуществовавшее до лета 1929 (за это время там сменилось 4 ар­хиерея). В 1937 по бездоказательным обвинениям 98 духовных лиц расстреляны, а 17 — направлены в лагеря.

Серьезным дезорганизующим фактором в деятельности епархии стал инспирированный властями обновлен­ческий раскол церкви. Епархией управляли одновременно два епископа: от РПЦ и от обновленцев. Большинство священников поддерживали первую церковь, а влас­ти — вторую. В 1928 обновленческими были 68 прихо­дов, РПЦ принадлежали 120. В конце 1937 в Иркутске действовали 3 храма РПЦ и 1 обновленческий. Указом обновленческого Синода в 1931 образована Восточно-Сибирская митрополия с центром в Иркутске. В ее состав вошли епархии Иркутская, Киренская, Читинская, Сретенская, Канская, Красноярская, Верхнеудинская, Якутская, однако развития эта «церковь» не имела и скоро прекратила существование.

С 1943 по 1948 приходы РПЦ Иркутской епархии включены в состав Новосибирской епархии. В эти же годы восстановлено 13 приходов, что позволило в 1948 воссоздать Иркутскую епархию. Ее глава получил ти­тул епископа Иркутского и Читинского. Ему с 1949 до 1988 подчинялись также приходы закрытой ранее Владивостокско-Хабаровской епархии. После 1948 часть иркутских приходов вновь была закрыта. В 1980-х гг. на территории Иркутской области насчитывалось лишь 10 действующих церквей, 3 из них находились в Иркутске.

С 1989 началось возрождение епархии. В 1990 в Иркутск доставили мощи св. Иннокентия. Началось возвращение церковных зданий и имущества. В 1994 епар­хия вновь была ограничена территорией Иркутской области, а ее архиерей стал именоваться епископом Иркутским и Ангарским.

На территории епархии действовали духовные школы. 1725—46 — школа для детей духовенства при Вознесенском монастыре — первая на территории Иркутской епархии. 1779— 1921 — Иркутская духовная семинария — первое среднее учебное заведение Восточной Сибири. В начале XX в. в ней обучалось 150 воспитанников. 1903—18 — Церковно-учительская семинария. 1854—1918 — Женское училище духовного ведомства. Эти заведения способствовали повышению уровня подготовленности священников. Если в 1828 лишь 23% священников епархии имели семинарское образование, то в 1855 их было уже 58%, в 1880 — 79%, а в начале XX в. почти все священники имели образовательный ценз. С 1822 в епархии появляются выпускники духовных академий. В 1-й четверти XIX в. открыты духовные училища и церковно-приходские школы. В начале XX в. имелись 4 второклассные учительские школы, 4 двухклассные церковно-приходские школы; действовало 229 церковно-приходских школ, в которых обучалось 7 593 ученика. Закрыты в конце 1917.

Монастыри: Киренский Свято-Троицкий мужской монастырь открыт в 1663, закрыт в 1930-х гг.; Братская Спасская пустынь открыта в 1671, упразднена в 1764; Иркутский Вознесенский мужской монастырь открыт в 1672, закрыт в 1932; Иркутский Знаменский женский монастырь основан в 1693, закрыт в 1934, восстановлен в 1994; Иркутский Князе-Владимирский мужской монастырь основан в 1903, закрыт в 1922.

Архиереи РПЦ: Иннокентий (Кульчицкий, 1727— 31), Иннокентий (Нерунович, 1732—47), Софроний (Кристалевский, 1753—71), Михаил (Миткевич, 1772— 89), Вениамин (Багрянский, 1789—1814), Михаил (Бур­дуков, 1814—30), Ириней (Нестерович, 1830—31), Мелетий (Леонтович, 1831—35), Иннокентий (Алексан­дров, 1835—38), Нил (Исакович, 1838—53), Афанасий (Соколов, 1853—56), Евсевий (Орлинский, 1856—60), Парфений (Попов, 1860—73), Вениамин (Благонравов, 1873-92), Тихон (Денебин-Троицкий, 1892-1911), Се­рафим (Мещеряков, 1911—15), Иоанн (Смирнов, 1916— 18), Зосима (Сидоровский, 1918—20), Иаков (Пятниц­кий, 1920), Анатолий (Каменский, 1920-22, 1924), Гу­рий (Степанов, 1924—26), Кирилл (Соколов, 1924—25), Ираклий (Попов, 1925—27), Евсевий (Рождественский, 1926), Даниил (Шерстенников, 1926—27), Варсонофий (Лузин, 1928—30), Дионисий (Прозоровский, 1930— 33), Павел (Павловский, 1933—37), Ювеналий (Килин, 1948—49), Палладий (Шерстенников, 1949—58), Вениа­мин (Новицкий, 1958—73), Владимир (Котляров, 1973— 75), Серапион (Фадеев, 1975—80), Мефодий (Немцов, 1980-82), Ювеналий (Тарасов, 1982-84), Хризостом (Мартишкин, 1984-90), Вадим (Лазебный, с 1990).

Архиереи-обновленцы: Николай (Чижов, 1922—23), Василий (Виноградов, 1923—26), Илия (Фокин, 1927— 28), Владимир (Злобин, 1928—30), Петр (Добринский, 1930—31), Алексей (Копытов, 1931—32), Константин (Знаменский, 1934—38).

Архиереи Киренской обновленческой епархии: Те­рентий (Шевлягин, 1923—24), Василий (Виноградов, 1924-25), Николай (Коблов, 1924-26).

Лит.: Акты св. Тихона, Патриарха Московского и всея России / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994; Наумова О.Е. Иркутская епархия. XVII — первая половина XIX века. Иркутск, 1996; Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII — начала XX в. М., 2000; Конфессии народов Сибири в XVII — начале XX века: развитие и взаимодействие: Матер. Всерос. науч. конф. Иркутск, 2005; Дулов А.В., Санников А.П. Православная церковь в Восточ­ной Сибири в XVII — начале XX в. Иркутск, 2006.

А.В. Дулов, А.П. Санников

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири