Иркутская центральная акушерско-фельдшерская школа

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Иркутская центральная акушерско-фельдшерская школа (до 1905 – Иркутская центральная школа фельдшериц) – первое в Восточной Сибири учебное заведение, осуществлявшее подготовку медицинского персонала среднего звена и положившее начало медицинскому образованию в Иркутске. Современный адрес: г. Иркутск, переулок Сударева, дом 15.

Открытие школы

Острая потребность в медицинских кадрах среднего звена обусловила открытие в Иркутске акушерско-фельдшерской школы. Подготовительная работа велась длительный период.  Еще в 1845 г. генерал-губернатор В.Я. Руперт обращался в Министерство внутренних дел с просьбой о решении вопроса о подготовке медицинских кадров для Восточной Сибири. А первое официальное ходатайство об учреждении фельдшерской школы было направлено Н.Н. Муравьевым-Амурским в 1857 г.[1] Только в 90-х годах XX в. началась стадия практических действий. В июле 1890 иркутский губернатор предоставил генерал-губернатору А.Д. Горемыкину проект устава фельдшерской школы и примерную смету расходов. Для размещения школы первоначально предполагалось выделить 2–3 комнаты в Кузнецовской больнице приказа общественного призрения, к тому же, губернской администрацией не были сделаны сметные исчисления на сооружение нового здания для учебного заведения.

29 сентября 1890 г. А.Д. Горемыкин лично обратился к министру внутренних дел В.К. Плеве с ходатайством о содействии в решении вопроса. Государственный совет в соединенных департаментах государственной экономии и законов в Общем собрании, рассмотрев представление министра внутренних дел об учреждении в Иркутске центральной школы фельдшериц, выразил свое положительное мнение. 28 апреля 1892 г. император Александр III утвердил проект учреждения в Иркутске трехклассной центральной школы фельдшериц для замещения низших врачебных должностей в сельской местности Восточной Сибири.

13 сентября того же года В.К. Плеве утвердил устав образовательного учреждения. Однако открытие учебного заведения откладывалось, потому что помещение для него не было готово. Первый класс предполагалось разместить в каменном флигеле, занимаемом смотрителем лечебницы, для чего необходимо было пристроить туалет, сделать деревянную перегородку, а также приобрести необходимые пособия, мебель.

Открытие учебного заведение состоялось 3 октября 1893 г. Директором Иркутской центральной школы фельдшериц был определен главный врач Кузнецовской больницы доктор медицины Павел Петрович Асташевский[2]. Присутствовавший на торжественном мероприятии генерал-губернатор поздравил учениц с открытием школы.

Школа находилась в ведении Министерства внутренних дел. Содержалась за счет средств земских повинностей[3]. «На содержание школы, помещавшейся в наемном здании, из земских средств Иркутского генерал-губернаторства назначено первоначально 5800 р. в год»[4]. А именно: директору – 600 р., надзирательнице – 400 р., на вознаграждение преподавателей 3000 р., на наем писцов и канцелярские расходы – 400 р., на приобретение учебных пособий – 600 р., на отопление, освещение, содержание чистоты в школе и наем прислуги – 800 р.[5] В 1909 г. годовая стоимость содержания составляла 8040 р. 43 к. Годовая взимаемая плата за обучение – 20 р.[6]

Строительство здания школы

К концу первого учебного года встал вопрос о помещении для школы, так как с 15 августа 1894 г. открывался второй класс, а существующее было тесным и для одного; не имелось комнаты для учителей, рекреационной для воспитанниц (на уроке, на перемене – все вместе в одной комнате). Больница могла бы выделить две комнаты в главном корпусе, но при этом существенно нарушались ее интересы. Хотя, следует заметить, что школа и была учреждена при Кузнецовской больнице, но, открывая свою аптеку, лечебница школе отказала и в малом. По ходатайству врачебного иркутского инспектора медицинский департамент Министерства внутренних дел разрешил приказу общественного призрения нанять квартиру для фельдшерской школы за счет кредита в 800 р., назначенного на отопление, освещение, поддержание чистоты, наем прислуги. Квартиру арендовали в верхнем этаже двухэтажного деревянного дома на ул. Троицкой, вблизи больницы (ныне ул. 5-й Армии). И уже в декабре 1894 г. генерал-губернатор А.Д. Горемыкин приказал «безотлагательно приступить к составлению проекта и сметы на постройку здания для фельдшерской школы»[7].

Составление документации было поручено Управлению строительных и дорожных частей при Иркутском генерал-губернаторстве. В 1894 г. архитектор Д.Р. Магидей начинает разработку проекта специального здания школы. Им было спроектировано двухэтажное каменное строение на углу Нижней Амурской улицы и Больничного переулка на землях Кузнецовской больницы[8]. Выбор участка был сделан по указанию врачей – на дворе больницы, где впоследствии построены заразные бараки. Позднее место строительства было изменено: на углу Троицкой и Больничного переулка. Это было связано с тем, что с момента утверждения проекта до его воплощения прошло почти 10 лет. К тому времени переменилась администрация больницы. Она, когда была разрешена постройка здания, признала выбор места неудобным и потребовала постройку перенести на другой двор[9].

Итак, составленные Д.Р. Магидеем проект дома и смета 12 сентября 1896 г. были проверены архитектором А.И. Кузнецовым. Затем, 20 сентября, они были утверждены иркутским генерал-губернатором А.Д. Горемыкиным[10] и направлены в Министерство внутренних дел в Петербург. Проект был утвержден к исполнению 28 января 1897 г. По смете на постройку запросили кредит 37 044 р. До 1900 г. длилась переписка между различными ведомствами, обсуждались цены на строительные материалы, рабочую силу, изыскивались варианты снижения сметных расходов, а также местные источники финансирования. Принимая во внимание действительную необходимость возведения здания для школы, генерал-губернатор А.И. Пантелеев просил Министерство внутренних дел перечислить на эти цели в департамент Иркутского губернского управления 15 тыс. р. в качестве специального капитала, а недостающую сумму внести прямым ассигнованием в смету 1903 г.

В марте 1903 г. Министерство финансов уведомило генерал-губернатора, что кредит по 7 тыс. р. в год внесен в проект росписи земских повинностей Иркутской губернии на текущее трехлетие (1903–1905 гг.). Получилось, что 21 тыс. р. за три года и ранее полученные 15 тыс. р. в сумме составили 36 тыс. р., которые изначально и требовались на строительство.

Первые торги на постройку здания были назначены на 27–31 октября 1903 г. Подрядчик должен был предоставить залоговую сумму, равную одной трети подрядной суммы. На торги никто не явился. Переторжку назначили на февраль 1904 г.[11], но сумму залога снизили до одной десятой части. В переторжке приняли участие иркутский мещанин Адриан Игнатьевич Нефедов, предоставивший в залог четыре листа Государственной четырехпроцентной ренты, по тысяче рублей каждый, он просил увеличить смету на 3,5 тыс. р., а также крестьянин Усть-Балейского уезда Иннокентий Садовников, с таким же залогом, но к смете просил добавить 4 тыс. р. 12 марта 1904 г. по предложению генерал-губернатора графа П.И. Кутайсова предпочтение было отдано А. Нефедову, который согласился на подрядную сумму и с 5 апреля должен был приступить к работе. Производителем работ по постройке дома назначен инженер Магидей[12].

Торжественная закладка нового здания состоялась 10 июня 1904 г.[13] (по другим сведениям – 6 июня[14]) на углу ул. Троицкой и Больничного переулка. Присутствовали вице-губернатор В.А. Мишина, врачебный инспектор Н.Е. Маковецкий, администрация Кузнецовской больницы и преподаватели[15].

1 ноября здание было возведено под кровлю. К концу августа 1905 г. работы были окончены[16]. 31 августа 1905 г. готовое строение было сдано приемной комиссии[17]. Новое здание было кирпичным двухэтажным, на первом этаже располагались две классные комнаты, канцелярия, помещение для служителя, кухня, передняя. На втором этаже – главный зал, две классных комнаты, физический кабинет, библиотека. На каждом этаже имелись ватерклозеты. В здании было 16 печей и одна пекарная печь.

При строительстве дома некоторые работы были изменены самим инженером-архитектором Д.Р. Магидеем, некоторые – дополнены директором школы Г.А. фон-Бергманом, в том числе постройка сарая для дров, устройство тротуара и мусорной ямы, перенос старого забора и изготовление новых ворот. На это требовалось 1200 р., но из-за стесненности в средствах часть работ была отложена. Завершить их удалось только в 1909 г.

В 1912 г. проводилась электрификация Кузнецовской больницы. Директор школы Б.И. Кауфман обратился с ходатайством на установку электрического освещения и в учебном заведении: «…для удешевления стоимости желательно одновременно с установкой в зданиях Кузнецовской больницы через посредство одного и того же лица или фирмы»[18]. Готовясь к предстоящему съезду врачей, электричество в школе устроили, за что заплатили 282 р. С 16 декабря 1912 г. здание училища фельдшериц освещали 27 лампочек, имелся один счетчик.

В 1940-е годы здание надстроено третьим этажом.

Образовательный процесс

Занятия в центральной акушерско-фельдшерской школе начались 4 октября 1893 г.[19].

Общее руководство учебным заведением выполнял директор Павел Петрович Асташевский. Непосредственным руководителем школы – надзирательницей (инспектрисой) – назначена Анна Семеновна Ковригина. А.С. Ковригина (1860–1922) – выпускница Бестужеских курсов, первая женщина-врач в Иркутске. В должности надзирательницы она значилась и в 1916 г.[20]

В соответствии с установленными требованиями, на обучение в школу принимались лица женского пола всех званий, не моложе 16 лет и не старше 30, окончившие не менее четырех классов женской гимназии или прогимназии, здоровые и крепкого телосложения, способствующего исполнению обязанностей фельдшера-акушерки.

Заявления о приеме на учебу начали поступать еще в июле 1893 г. Педагогический совет школы рассмотрел их и принял решение, что может быть принята только 21 ученица, остальным отказали по причине их малограмотности. Большинство из поступивших по своему образованию были значительно выше требовавшегося минимума. Газета «Восточное обозрение» сообщала: «В открывающуюся при Кузнецовской больнице женскую фельдшерскую школу было подано 29 прошений. Принята 21 ученица; из коих 2 взяли прошения обратно, а вместо них вновь принято 2 из оставшихся 8-ми непринятых. Из поступивших 20 девиц и 1 замужняя, 20 православных и 1 иудейского вероисповедания, 5 окончили курс в начальных училищах, 4 в сиропитательном доме Е. Медведниковой, 3 из 3-го класса гимназии, 3 из 4-го кл., 1 – 6-го кл. и 1 окончившая гимназию, 3 домашних учительницы и 1 с домашним образованием; последняя держала вступительный экзамен, а остальные приняты без экзамена. В первых числах октября предполагается начало занятий. Помещение для школы приготовлено»[21].

За несовершеннолетних девушек подавали прошение родители или опекуны, а замужние принимались с разрешения мужей и лишь по особому предварительному разрешению директора школы. Преимущество отдавалось селянам. Если же таких желающих было недостаточно, набирались лица и других сословий, но с условием, чтобы число учениц как иноверных христианских исповеданий, так и не христианок не превышало каждое пяти процентов от общего числа студенток. Обучение было платным, не свыше 20 р. в год. Деньги вносились вперед по полугодиям и поступали в специальные фонды школы, которые позволялось расходовать на нужды, не предусмотренные временным расписанием. Если ученица выбывала до истечения семестра, плата не возвращалась. В отдельных случаях педагогический совет с разрешения губернатора мог освобождать от оплаты за обучение или уменьшать плату учащимся по их недостаточному материальному положению. Таких студенток могло быть не более десяти, кроме того, за каждый год освобождения от оплаты выпускница обязывалась прослужить по сельско-врачебной части Восточной Сибири, о чем давалась расписка при поступлении.

Первоначально полный курс обучения в фельдшерской школе был трехлетним и разделялся на три класса. Учебный год начинался 15 августа и заканчивался 1 июня, включая экзамены. Для первого класса полагалось 25 уроков в неделю, а для второго и третьего – 45, не считая ежедневных практических занятий в больнице и аптеке. Преподавание в фельдшерской школе в основном велось опытными врачами по учебникам высшей школы. Большое внимание уделялось практическому обучению. Воспитанники изучали общеобразовательные предметы, получали общие представления из анатомии и фармакологии, осваивали кровопускание, оспопрививание, костоправство, оживление мнимо умерших, извлечение зубов и др. Особое внимание должно было обращаться на изучение заразных и повальных болезней, правил ухода за больными и детьми. Школа была полностью обеспечена собственным клиническим материалом.

В мае по всем изученным дисциплинам проводились экзамены, по результатам которых ученицы переводились на другой курс. Студентки, не сдавшие один экзамен, оставлялись «на осень» или на второй год. Те, кто не выдерживал экзаменов после двухгодичного пребывания в одном классе или был замечен в дурном поведении, исключались из школы по письменному постановлению педагогического совета, с утверждения губернатора. По окончанию школы выпускницы получали квалификацию по­вивальной бабки первого и второго разряда.

Преподаватели подбирались инспектором врачебной управы, все кандидатуры утверждались гражданским губернатором. В 1897 г. число учащихся составляло 27 человек. Обучением будущих фельдшериц занимались законоучитель священник Стефан Винокуров, а также учителя общеобразовательных предметов: русского языка – Александра Петровна Тыжнова, географии, истории и арифметики – Дионисий Петрович Тофт. Специальные предметы вели врачи: анатомию – Артур Адольфович Браун, патологию – Сосфен Порфирьевич Тыжнов, хирургию – Филарет Спиридонович Ковригин, гигиену – Владимир Аполлонович Брянцев, фармацию – провизор Владислав Мартынович Даукшо[22]. Образовательная программа с годами менялась, вводились новые предметы – преподавание массажа, гигиеническая гимнастика, инфекционные болезни и др. Читались также латынь, физиология, фармакохимическая химия. Преподавание велось на высшем для того времени уровне. Если учесть, что практические навыки учащиеся получали в Кузнецовской больнице, то и квалификация выпускниц была вполне приемлемой.

В 1902 г. исполнял должность директора центральной школы фельдшериц уже статский советник Филарет Спиридонович Ковригин[23]. А в 1903 г. – уже Георгий Адольфович фон-Бергман[24]. В том же 1903 г. среди преподавателей учебного заведения значится Павел Иванович Федоров – человек далеко незаурядный, игравший заметную роль в культурной, научной, общественной жизни иркутского общества. Летописец Н.С. Романов упоминает о нем неоднократно. Председатель правления Иркутского отделения Петербургского общества взаимопомощи врачей[25], редактор и издатель «Сибирской врачебной газеты» (1908–1914)[26], председатель Иркутского комитета союза городов[27], один из членов комиссии по вскрытию мощей св. Иннокентия[28]. В 1919 г. он передал в дар учрежденному университету медицинскую библиотеку (около 2000 книг)[29].

В 1905 г. центральная школа фельдшериц преобразована в центральную акушерско-фельдшерскую школу с четырехлетним курсом[30].

Ученицы акушерско-фельдшерской школы выделялись своим активным участием в общественно-политической жизни города. Школа была хорошо известна и иркутским жандармам, ведь именно ее учащиеся одними из первых в феврале 1905 г. поддержали забастовку иркутских рабочих[31]. В итоге, 18 марта совет учебного заведения «обсуждал по предложению губернатора вопрос об увольнении всех учениц школы, но вопрос был решен отрицательно»[32].

С самого начала своего существования и в последующие годы Иркутская центральная акушерско-фельдшерская школа выпускала небольшое число специалистов. Так, в 1905 г. было выпущено 12 человек, в 1906 г. – 17, в 1907 г. – 12, в 1908 г. – 7, в 1909 г. – 12[33].

В 1908 г. деятельностью школы руководил коллежский советник Константин Иннокентьевич Русанов[34] (в 1911 г. – статский советник[35]).

В 1909 г. в начале учебного года в фельдшерской школе было 70 обучающихся. В том числе: на первом отделении – 26 человек (17 вновь приняты и 9 ранее оставшихся), во втором отделении – 30, в третьем – 6, в четвертом – 8[36]. Однако 1 января 1910 г. в школе получали образование уже 74 ученицы[37].

Преподавательский состав был достаточно стабильный. В 1910 г. учебный процесс был обеспечен преподавателями – практикующими врачами. Среди них надворный советник Яков Энохович Брегель, действительный статский советник Владимир Аполлонович Брянцев, Константин Адамович Заорский, Анна Семеновна Ковригина (женский врач), Павел Петрович Москвитин, Алексей Николаевич Нечаев, Григорий Исаевич Патушинский, Захар Григорьевич Франк-Каменецкий, коллежский советник Павел Николаевич Шастин. Преподавали также провизор Михаил Григорьевич Гольдис и священник Иннокентий Писарев[38], который был приглашен в 1909 г. на место умершего законоучителя, а до этого в течение 19 лет состоял священником Александровской центральной тюрьмы[39]. В 1911 г. в числе преподавателей, наряду с указанными в 1910 г., называются надворный советник, доктор философии Владимир Болеславович Шостакович, Абрам Осипович Фрайфельд, Михаил Григорьевич Гольдис[40].

В 1914 г. в акушерско-фельдшерской школе под руководством директора Б.И. Кауфмана работали 14 высококвалифицированных преподавателей. Имелся письмоводитель, Константин Константинович Крокау. Заметно расширен перечень учебных предметов. Преподаются: скорая помощь (Б.И. Кауфман),  гигиена (В.А. Брянцев), хирургия (П.Н. Шастин), диагностика, частная патология (Г.И. Патушинский), фармакология, кожные и венерические болезни (Я.Э. Брегель), глазные болезни (З.Г. Франк-Каменецкий), фармация (М.Г. Гольдис), акушерство, гинекология (А.С. Ковригина), анатомия, медицинская статистика и отчетность (Н.В. Залесский), зоология и ботаника (В.Б. Шостакович), физика и геометрия (С.Н. Перетолчин), физиология, патология, детские болезни (Н.М. Архангельский), хирургия (А.К. Введенский), эпидемические болезни (П.И. Федоров), массаж (г-жа Бриллиантщикова-Шварцберг)[41], а также Закон Божий, латинский язык (о. И. Писарев).

Министерство внутренних дел в 1914–1915 гг. выработало новые нормы общеобразовательного ценза для женщин, желавших получить школьным и внешкольным путем фельдшерское и акушерское образование. По соглашению с Министерством народного просвещения Министерство внутренних дел признало возможность понизить цензовые требование и предложило принять в качестве основного цензового минимума для фельдшерского и повивального образования первого разряда – полный курс двухклассных сельских училищ ведомства Министерства народного просвещения. Теперь для поступления в четырехклассные фельдшерско-акушерские и трехклассные родовспомогательные учебные заведения девушкам достаточно было иметь прохождение частей курса четырех классов женских гимназий ведомства Министерства народного просвещения и институтов ведомства учреждений Императрицы Марии; пяти классов епархиальных училищ или женских училищ духовного ведомства; полного курса городских двухклассных училищ, Мариинских женских училищ ведомства министерства народного просвещения, пользующихся правами четырехклассных женских гимназий[42]. Новый образовательный ценз, безусловно, позволил существенно расширить круг учащихся и иркутской фельдшерско-акушерской школы.

При острейшем недос­татке медицинских кадров школа вносила свой большой вклад в подго­товку и оказание медицинской помощи населению, особенно в сельс­кой местности, где врачебная помощь была почти недоступна. К 1917 г. она выпустила более 300 фельдшериц и фельдшериц-акушерок, не считая сестер милосердия, специально подготовленных во время Русско-японской войны. Из ее стен вышли замечательные люди, ставшие впоследствии врачами, учеными и оставившими заметный след в истории отечественного здравоохранения.

Иркутская акушерско-фельдшерская школа ликвидирована в 1920 г. в результате преобразования в Иркутский медицинский техникум. В дальнейшем он обрел статус базового медицинского колледжа Иркутской области многопрофильного характера, в том числе было открыто санитарно-фельдшерское отде­ление, готовившее помощников санитарных врачей и эпидемиологов. История медицинской школы в советский период заслуживает отдельного раскрытия (как и судьбы первых выпускников).

За свою более чем вековую историю центральная школа фельдшериц в Иркутске неоднократно меняла свое название, увеличилось количество принимаемых студентов, в числе получавших образование появились и мужчины, изменялись учебные программы, надстроен третий этаж здания, но неизменными остались смысл и предназначение учебного заведения – подготовка сведущих и опытных фельдшеров для Восточной Сибири.

Читайте в Иркипедии:

  1. Иркутская навигационная школа
  2. Иркутская градская школа
  3. «Мунгальская» школа в Иркутске
  4. Иркутская приготовительная школа сибирского кадетского корпуса
  5. Музыкальная частная школа в Иркутске

Литература

  1. Адрес-календарь Иркутской губернии. 1916 год
  2. Адрес-календарь личного состава служащих в правительственных, общественных и частных учреждениях города Иркутска на 1897-98 год. — Иркутск, 1897.
  3. Весь Иркутск с отделами Забайкальской и Якутской областей на 1909 г. — Иркутск, 1909.
  4. Весь Иркутск с отделом Забайкальской области: адресно-справочная и торгово-промышленная книга на 1908 г. — Иркутск, 1908.
  5. Восточное обозрение. — 1983. — № 40. — 3 октября.
  6. ГАИО. Ф. 25. Оп. 27. Д. 612.
  7. ГАИО. Ф. 31. Оп. 3. Д. 279.
  8. ГАИО. Ф. 32. Оп. 1. Д. 38.
  9. ГАИО. Ф. 32. Оп. 11. Д. 64.
  10. ГАИО. Ф. 32. Оп. 9. Д. 506.
  11. Где учились наши прабабушки // Советская молодежь. — 1980. — 22 марта.
  12. Залманова И. Школа фельдшериц в Иркутске // Земля Иркутская. — 2002. — № 1(18). — С. 77–80.
  13. Иркутская летопись 1661–1940 гг. / сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. — Иркутск, 2003.
  14. Календарь-справочник по Восточной Сибири на 1911 год. — Иркутск, 1911.
  15. Календарь-справочник по г. Иркутску и Иркутской губернии на 1914 г. — Иркутск, 1914.
  16. Памятная книжка Иркутской губернии на 1902 год. — Иркутск, б/г.
  17. Памятная книжка Иркутской губернии на 1903 год. — Иркутск, б/г.
  18. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. / изд. подг. Н.В. Каликаускене. — Иркутск, 1993.
  19. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Каликаускене. — Иркутск, 1994.
  20. Сибирь. — 1909. — № 203. — 9 сентября.
  21. Терновая И., Терновой И. Как учились иркутяне. — Иркутск, 2011.
  22. Устав центральной для Восточной Сибири школы фельдшериц в г. Иркутске (утв. 13 сент. 1892 г.). — Иркутск, 1893.
  23. Шинкарева А.П. Дорога в будущее. Кн. 1. Путеводитель по школам Иркутска прошлого и настоящего от века XVIII к веку XXI. — Иркутск, 2002.

Примечания

[1] Залманова И. Школа фельдшериц в Иркутске // Земля Иркутская. — 2002. — № 1(18). — С. 78.

[2] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. / изд. подг. Н.В. Каликаускене. — Иркутск, 1993. — С. 290.

[3] ГАИО. Ф. 32. Оп. 9. Д. 506. Л. 5.

[4] Там же. Л. 20.

[5] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. … — С. 261–262.

[6] ГАИО. Ф. 32. Оп. 9. Д. 506. Л. 5 об.

[7] ГАИО. Ф. 25. Оп. 27. Д. 612. К. 1308. Л. 289.

[8] ГАИО. Ф. 31. Оп. 3. Д. 236.

[9] ГАИО. Ф. 31. Оп. 3. Д. 279. Л. 63.

[10] Там же. Л. 16.

[11] Там же. Л. 1.

[12] Там же. Л. 9.

[13] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Каликаускене. — Иркутск, 1994. — С. 39.

[14] Иркутская летопись 1661–1940 гг. / сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. — Иркутск, 2003. — С. 161.

[15] Там же. — С. 161.

[16] ГАИО. Ф. 31. Оп. 3. Д. 279. Л. 41.

[17] ГАИО. Ф. 32. Оп. 11. Д. 64. Л. 65.

[18] ГАИО. Ф. 32. Оп. 9. Д. 757. Л. 5.

[19] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. … — С. 290.

[20] Адрес-календарь Иркутской губернии. — Иркутск, 1916 г. — С. 105.

[21] Восточное обозрение. — 1983. — № 40. — 3 октября. — С. 2.

[22] Адрес-календарь личного состава служащих в правительственных, общественных и частных учреждениях города Иркутска на 1897-98 год. — Иркутск, 1897. — Отд. IV. — С. 74.

[23i Памятная книжка Иркутской губернии на 1902 год. — Иркутск, б/г. — С. 170.

[24] Памятная книжка Иркутской губернии на 1903 год. — Иркутск, б/г. — С. 188.

[25] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. … С. 29.

[26] Там же. — С. 104.

[27] Там же. — С. 218.

[28] Там же. — С. 431.

[29] Там же. — С. 357, 521.

[30] ГАИО. Ф. 32. Оп. 9. Д. 506. Л. 20.

[31] Иркутская летопись 1661–1940 гг. … — С. 167.

[32] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. … — С. 51.

[33] ГАИО. Ф. 32. Оп. 9. Д. 506. Л. 5 об.

[34] Весь Иркутск с отделом Забайкальской области: адресно-справочная и торгово-промышленная книга на 1908 г. — Иркутск, 1908. — С. 237.

[35] Календарь-справочник по Восточной Сибири на 1911 год. — Иркутск, 1911. — С. 337.

[36] Сибирь. — 1909. — № 203. — 9 сентября. — С. 2.

[37] ГАИО. Ф. 32. Оп. 9. Д. 506. Л. 6.

[38] ГАИО. Ф. 32. Оп. 9. Д. 506. Л. 207.

[39] Сибирь. — 1909. — № 203. — 9 сентября. — С. 2.

[40] Календарь-справочник по Восточной Сибири на 1911 год. — Иркутск, 1911. — С. 337.

[41] Календарь-справочник по г. Иркутску и Иркутской губернии на 1914 г. — Иркутск, 1914. — С. 168.

[42] Терновая И., Терновой И. Как учились иркутяне. — Иркутск, 2011. — С. 232.

Ссылки

  1. Блог Friedens // Живой журнал
  2. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области

Выходные данные материала:

Жанр материала: Научная работа | Автор(ы): Гаращенко Любовь Витальевна | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Загрузка...