Статус

Oops, looks like this request tried to create an infinite loop. We do not allow such things here. We are a professional website!

Новости

Иннокентий (Вениаминов)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Иннокентий (Иоанн Евсеевич Вениаминов (Попов); 26 августа 1797, с. Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии, Российская империя – 31 марта 1879, г. Москва, Российская империя) — православный священник, митрополит Московский и Коломенский, апостол Сибири и Америки. В 1977 прославлен в лике святых Русской православной церковью и Православной церковью в Америке в лике святителей. В 1994 прославлен в лике святых Русской православной церковью заграницей.

Энциклопедическая справка

Выдающийся православный миссионер, окрестивший около 10 тысяч человек. Известен также как мореплаватель, крупный учёный-натуралист, составитель алфавита и грамматики алеутского, якутского языков. Исследователь языков и обычаев аборигенов Аляски и Сибири, составитель словарей, просветитель, строитель храмов. Помимо просвещения обучал американских и сибирских туземцев кузнечному и плотницкому ремеслам, научил их прививать оспу. Миссионерский путь Иннокентия (Вениаминова) пролёг через Якутию, тихоокеанское побережье, Алеутские острова и Аляску. Он принимал непосредственное участие в исторических сплавах графа Н.Н. Муравьева-Амурского по Амуру и в подготовке Айгунского договора.

6 октября 1977 решением Священного Синода причислен к лику святых Русской православной церкви. В честь святителя назван самый высокий вулкан полуострова Аляски, в Благовещенске установлен памятник. Теплоход «Сибирский» Ленского объединённого речного пароходства переименован и носит имя «Святитель Иннокентий». В селе Анга (Ангинское, родина святителя) Качугского района Иркутской области сохранился бревенчатый дом, в котором жил в детские годы святитель Иннокентий Вениаминов), сейчас в доме располагается музей святителя Иннокентия (Вениаминова). 8 сентября 2017 в селе Анга Качугского района создан Духовно-просветительский центр его имени.

Память совершается: 31 марта (13 апреля); 10 (23) июня — Собор Сибирских святых; 23 сентября (5 октября) — прославление; 5 (18) октября — Собор Московских святых; Третья неделя по Пятидесятнице — Собор Санкт-Петербургских святых.

Биографическая справка

Пропо​ведник

26 августа 1797 года в селе Анга Иркутской губернии у пономаря церкви святого Ильи Пророка Евсевия Попова родился сын Иван. В девять лет он был привезен в Иркутск и определен в духовную семинарию. В 1814 Иван Попов стал Вениаминовым, в честь умершего в том епископа Иркутского Вениамина (Багрянского). В 1817, за год до окончания семинарии, Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диакона Иркутской Благовещенской церкви.

В начале 1823 года Иркутский епископ Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова для проповеди христианства среди туземцев. Доброволец долго не находился. Ни отец Иоанн, ни другие священники, ехать не хотели, боясь расстояний и суровых условий. Но, прослышав от одного выходца из тех мест об усердии алеутов к молитве и слушанию Слова Божия, 27-летний диакон Иоанн немедленно загорелся желанием ехать. Слезы и уговоры супруги не изменили его решения…

7 мая 1823 года вместе с женой, годовалым сыном, престарелой матерью и братом отец Иоанн отправился в трудное, полное лишений путешествие, которое продлилось больше года. Вниз по реке Лене они доплыли на барже до Якутска, затем верхом на лошадях преодолели путь в тысячу верст до Охотска. Плавание оттуда до острова Уналашки показалось сибирякам самым легким.

Первой заботой отца Иоанна на новом месте служения стало построение храма, что оказалось делом нелегким: никто из туземцев работать не умел. Будучи искусным плотником, столяром, механиком, он обучил этим ремеслам алеутов. В построенном храме многое, как например, престол и иконостас, было сделано руками самого отца Иоанна. С распространением христианства среди алеутов стали прекращаться многоженство и внебрачное сожитие, а также ритуальные убийства. Даже ссоры и драки стали происходить редко, а междоусобия, сильно распространенные до того, совсем прекратились.

Изучив язык и быт алеутов, отец Иоанн изобрел азбуку и перевел Катехизис и Евангелие от Матфея. Туземцы с большой радостью стали усердно учиться грамоте. Проповедуя Слово Божие, отец Иоанн Вениаминов часто бывал и на других островах, преодолевая расстояния на утлой лодке в холод и непогоду. По своим наблюдениям за природными явлениями он составил «Записку об островах Уналашкинского отдела». Хорошо изучив фауну островов, он даже давал ценные советы русским промышленникам относительно охоты на морских котиков, для умножения стада этих ценных животных.

За десять лет на Уналашке отец Иоанн Вениаминов обратил в христианство всех жителей острова. За праведные труды он был награжден наперсным крестом и переведен на остров Ситху, в Новоархангельск — административный центр русских владений в Северной Америке, для просвещения другого народа — колошей. Они сильно отличались от алеутов и к русским относились с большим подозрением. Такое отношение изменилось, когда на острове началась эпидемия оспы. Колоши отказывались принимать прививки и массово гибли. Русские и алеуты при этом оставались невредимыми. Это заставило и колошей просить о помощи, и после своего спасения они перестали смотреть на русских как на врагов.

Постриг

Проведя на Ситхе пять лет, отец Иоанн решился отправиться в Петербург хлопотать об увеличении числа священников и дополнительных средствах. Взяв отпуск и, отправив супругу с детьми на родину в Иркутск, в ноябре 1838 г. он отплыл в Петербург. Однако хлопоты в Синоде растянулись на несколько месяцев. Отец Иоанн занялся сбором пожертвований и отправился в Москву, где явился к преосвященному Филарету, митрополиту Московскому. Святитель с первого взгляда полюбил трудолюбивого проповедника. «В этом человеке есть что-то апостольское», — говорил он.

По возвращении в Петербург отца Иоанна ждало решение Святейшего Синода об увеличении штата священно- и церковнослужителей в Русской Америке. Кроме того, за долголетние апостольские подвиги он был награжден званием протоиерея. Но не только радостные вести ждали отца Иоанна: из Иркутска пришло известие о кончине супруги. Тяжко поразило его это горе. Митрополит Филарет, утешая его, убедил принять монашество. Постриг был совершен 19 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентия, в честь святителя Иркутского. На другой день иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

Архиепископ

Между тем Святейший Синод решил образовать новую епархию, в которую вошли и Алеутские острова, и назначить архиерея. Императору Николаю Павловичу представили список из трех избранников, в числе которых был и архимандрит Иннокентий. На нем государь и остановил свой выбор. Посвящение Иннокентия во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского последовало 15 декабря 1840 года в Казанском соборе.

43-летний епископ Иннокентий вернулся в Русскую Америку. Помимо проповеди и наставлений, он предписывал миссионерам учить детей и всех желающих грамоте как на местном, так и на русском языке, и вскоре грамотность туземного населения стала даже выше, в коренной России. Прожив в Новоархангельске около семи месяцев, преосвященный отправился обозревать епархию. В первую свою поездку он преодолел более пяти тысячи верст, где морем, а где и на собаках. За плодотворную миссионерскую деятельность епископ Иннокентий в 1850 был возведен в сан архиепископа.

Сибирь

Вследствие того, что Якутская область была отчислена от Иркутской епархии и присоединена к обширной Камчатской, преосвященный Иннокентий переносит кафедру в Сибирь, в город Якутск. Там он вновь начал открывать храмы и часовни, переводя на якутский язык священные и богослужебные книги. 19 июля 1859 года в Якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. Преосвященный сам служил молебен и читал Евангелие. Пораженные этим якуты просили владыку Иннокентия, чтобы день этот навсегда стал праздничным.

Служение архиепископа Иннокентия простиралось и на отдаленные народы, жившие по Амуру. Он сам предпринял путешествие и составил подробную записку «Нечто об Амуре», в которой обосновал возможность навигации и заселения берегов. Содействие архиепископа Иннокентия присоединению Амура было оценено очень высоко: в его честь был назван город Благовещенск — в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска. В конце июня 1857 года высший орган церковного управления открывает викариатства на Ситхе и в Якутске. Кафедру решено было перевести в Благовещенск, где преосвященный Иннокентий так же неутомимо, так же ревностно продолжал дело своего служения.

Москва

Годы и плохое здоровье заставляли его задумываться об отдохновении. Но Промысел Божий готовил архиепископа Иннокентия к новой миссии. В 1867 г. скончался Московский митрополит Филарет, и на место почившего был назначен архиепископ Иннокентий. Сам преосвященный был поражен этой вестью более всех. Прочитав депешу, он изменился в лице и несколько минут был в раздумье. Затем целый день оставался один, а ночью усердно молился.

Дивился он собственной судьбе: сын бедного сельского пономаря делается преемником великого архипастыря, одним из первых иерархов Русской Церкви — митрополитом Московским! Впоследствии именно преосвященный Иннокентий отслужит молебен в честь закладки алтаря храма Христа Спасителя.

Митрополиту Иннокентию было уже более семидесяти. Тяжело больной, он не забывал своего призвания. Для проповеди Евангелия на окраинах в январе 1870 г. в Москве было учреждено миссионерское общество, встретившее большое сочувствие во всех уголках России.

С середины 1878 г. митрополит Иннокентий почти непрерывно болел. На Страстной неделе, почувствовав приближение кончины, он попросил себя пособоровать. 31 марта 1879 года в 2 часа ночи его не стало…

В 1974 г. Святейший Синод Православной Церкви в Америке обратился в Москву с просьбой изучить вопрос о канонизации митрополита Иннокентия. Три года ушло на изучение бережно собранных в США и на родине святителя свидетельств о его жизни и равноапостольных трудах. А 23 сентября (6 октября по новому стилю) 1977 года Священный Синод Русской Православной церкви, воздав славу и хвалу Господу, определил: приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, причислить к лику святых.

Сочинения

На русском языке:

  1. Указание Пути в Царствие Небесное

  2. Записки об островах Уналашкинского отдела. — СПб., 1840. Состоит из трёх частей:

    • 1. Часть I, географическая

    • 2. Часть II, этнографическая. Замечания об алеутах — М.: Либроком, 2011. — 336 с.

    • 3. Часть III, Записки об атхинских алеутах и колошах (колюжах, тлинкитах). — М.: УРСС, 2011. — 160 с.

  3. Автобиографическая записка. — М., 1886.

  4. Речь Архимандрита Иннокентия, по наречении его Епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, сказанная 1840 года, Декабря 13 дня. Христианское чтение. — СПб., 1841.

  5. Письма (1823-1878 гг.): собраны И. Барсуковым, 3 т. — СПб, 1897, 1901.

  6. Творения: три книги, собраны И.Барсуковым. — М., 1886-1888.

  7. Слово при вступлении в управление московской паствою Высокопреосвященного Иннокентия Митрополита Московского, говоренное в большом Успенском соборе, 26-го мая, 1868 года // Православное обозрение. — М., 1868. — Т. 26.

  8. Указание пути в Царствие небесное. — М., 1871. См. также: Изв. Казан. еп., 1882. — № 7. — С.151; 1886. — № 7. — С.180; 1893. — С.18.

  9. Наставление высокопреосвященного Иннокентия, бывшего архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, Нушагакскому миссионеру иеромонаху Феофилу // Церковные ведомости — СПб., 1900.

  10. Русская Церковь и дружба между народами (Ж. М. П., 1959. — № 11. — С. 50).

На алеутском языке:

  1. Указание Пути в Царствие Небесное — М.: Синодальная Типография, 1840, 1899.

  2. Святое Евангелие от Матфея — СПб.: Синодальная Типография, 1840, 1896.

  3. Начатки Христианскаго Учения — СПб. — Синодальная Типография, 1840, 1893.

  4. Две Притчи с Аткинского острова — рукопись, о. Атха, 1842.

На тлингитском языке:

  1. Замечания о Колошенском и Кадьякском языках в Типографии Императорской Академий Наук. — СПб., 1846.

  2. Указание Пути в Царствие Небесное — первая часть — Амер. Прав. Вестника. — Ситха, 1901.

Литература

  1. Вениаминов Иннокентий (Иван Евсеевич Попов) // Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск, 2011.

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 28 августа 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.