Индустриализация // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, процесс создания крупного машинного производства, прежде всего тяжелой промышленности, необ­ходимой для перестройки всего хозяйственного комплекса на основе передовой техники, обеспечивающей достижение наибо­лее высокой производительности общественного труда.

В отечественной историографии периодом  индустриализации принято называть 1930-е гг., в которые были заложены основы многих последующих, в том числе современных индустриальных явлений.

В России индустриализация осуществлялась в несколько этапов. Первые промышленные предприятия появились в XVIII в. Мощный им­пульс развитию промышленности дали отмена крепостного права и буржуазные реформы 1860—70-х гг. С 1869 по 1913 объем промышленной продукции в России вырос в 8,5 раза, производи­тельность труда — в 2,2 раза, тогда как в США — соответственно в 7,5 и 1,8 раза. По темпам индустриального развития Россия догоняла промышленно развитые страны, но уступала им по масштабам производства. В 1913 она занимала 5-е место в мире по объему произведенной продукции, а ее доля в мировом промышленном производстве составляла 2,6%.

Новый этап индустриализации  в России начался в 1920-е гг. В ре­шениях XIV (1925) и XV (1927) съездов ВКП(б) советское правительство объявило особый политический курс, связывающий индустриализацию с процессами социалистических преобразований в социальной и экономической сферах. Намечалось ускоренное развитие промышленности, что отразилось в первых пятилетних планах развития народного хозяйства СССР, в результате выполнения которых страна из преимущественно аграрной превратилась в индустриальную де­ржаву, добилась экономической независимости, значительно укрепила свою обороноспособность. Индустриализация коренным образом изме­нила экономику СССР. За 1928—40-е гг. введено в строй 9 тыс. крупных государственных предприятий, созданы десятки новых отраслей промышленности. Валовая продукция промышленности выросла в 6,5 раза, в том числе производство средств производства — в 10 раз. По сравнению с 1913 валовая продукция промышленности СССР в 1940 г. увеличилась в 7,7 раза. Особенно бурно рос­ли отрасли, имеющие решающее значение для повыше­ния экономического потенциала страны. В 1940 по сравнению с 1928 валовая продукция машиностроения и металлооб­работки увеличилась в 20 раз, химической и резиноасбестовой промышленности — в 14,6 раза, производство электроэнергии — в 9,7 раза, добыча угля — в 4,7 раза и т. д. Изменилась структура промышленности. Удельный вес производства средств производства во всей валовой промышленной продукции вырос до 61,2%. По технической оснащенности многоотраслевая промышленность СССР поднялась на уровень развитых стран мира. К концу второй пятилетки СССР вышел по объему промышленного производства на 1-е место в Европе и 2-е — в мире, его удельный вес в промышленности всего мира достиг 13,7%. В 1937 на промышленность приходилось 77,4 % общей стоимости народно-хозяйственной продукции против 42,1% в 1913.

В 1940 по сравнению с 1928 производительность тру­да в промышленности выросла в 3,1 раза, в строительстве — в 2,5 раза. На предприятия и стройки пришли сотни тысяч специалистов. На 1 января 1941 в народном хозяйстве СССР было за­нято 2,4 млн работников с высшим и средним специальным образова­нием, что почти в 5 раз больше, чем в 1928. Накануне первой пятилетки рабочие и служащие составляли 17,6% населения страны, а в 1939 — 50,2%. Резко возросла численность населения городов — центров индустрии. Соот­ношение городского и сельского населения в 1926 составляло 18 и 82%, в 1938 - 30 и 70%.

Индустриализация восточных районов страны началась на рубеже XIX— XX вв. Урал — важнейший центр промышленного производства в России — стал стартовой площадкой широкомасштабного индустриального освоения всей азиатской части государства. В Сибири начало индустриализации связано с железнодорожным строительством, которое в конце XIX — начале XX в. стимулировало промышленное развитие региона. В первую очередь стала расти добыча угля для нужд железных дорог. С 1895 по 1904 в Томской губернии добыча угля увеличи­лась в 14 раз, в Иркутской — в 35 раз. В 1910 общая угледобыча в Сибири превышала 120 млн пудов. Доля Сибири в общероссийской угледобыче к 1913 составила около 8%. Треть сибирской добычи угля обеспечивал Приморский округ, который обслуживал потребности Уссурийского и частично Амурского участков Транссибирской магистрали, а также Тихоокеанский морской флот. В целом фабрично-заводская промышленность Сибири и Дальнего Востока в начале XX в. была представлена небольшими предпри­ятиями различного плана. Индустриальные предприятия существовали в очень небольшом количестве. Они обслуживали нужды железнодорожного и водного транспорта, горнодобывающей промышленности, незначительно — сельского хозяйства. Предпринимались попытки создать комплексы индустриальных производств военно-оборонного характера в годы Первой мировой войны, но такие комп­лексы не получили предполагаемого развития. К 1914 доля промышленной продукции в общей стоимости сибирского валово­го продукта составляла лишь 22 %. Сибирь производи­ла всего 1,5% валовой продукции фабрично-заводской промышленности государства.

В 1920-е гг. в советских индустриальных планах восточным районам стра­ны, в том числе  Сибири, придавалось большое значение. Здесь в годы первых пятилеток планировались значительные капиталовложения, причем в отрасли, производящие средст­ва производства: электроэнергетику, угледобычу, метал­лургию, машиностроение, химию, лесопереработку. В регионе предполагалось решить не только общие для индустриализации страны вопросы, но и преодолеть местные специфические трудности. В Сибири на низком уровне развития находилась тяжелая индустрия, металлообрабатывающая промышленность, производство строительных материалов, электроэнергетика. От­сутствовали необходимые индустриальные предприятиям кад­ры рабочих и ИТР. Главным направлением индустриализации на Урале и в Сибири в годы первых пятилеток стало создание второй угольно-металлургической базы страны на основе использования богатейших угольных и рудных месторождений. Про­грамма создания Урало-Кузнецкого комбината (УКК) (см. Урало-Кузбасс, программа) являлась комплекс­ной и многоцелевой, предусматривала сочетание уже имеющейся базы тяжелой промышленности на Урале с перспек­тивным развитием новых отраслей, составляющих основу индустриализации экономики. Главная задача формирования УКК состоя­ла в создании материально-технической базы для планомерного продвижения промышленности во все новые районы страны. Решение об организации УКК учитывало не только хозяйственные, но и по­литические, социальные и оборонные интересы государства. Капитальные вложения в индустриальное развитие европейских районов могли дать быстрый и больший эффект, но с учетом длительной перспективы выбор был сделан в пользу формирования металлургической базы на Урале и в Сибири, что оправдало себя в го­ды Великой Отечественной войны и в последующем развитии страны. Освоив проектные мощности, новые заводы УКК стали давать более дешевый металл, чем заводы европейской части СССР. Это компенсировало повы­шенные капитальные затраты по строительству.

На Урале в результате реализации программы УКК образовался крупнейший в мире многоотраслевой промышленный комплекс. Наряду с металлургией на передний план в развитии индустрии выдвинулись машиностроение, хи­мия, электроэнергетика. Построено свыше 250 крупных промышленных предприятий, среди которых Магнитогорский и Новота­гильский металлургические комбинаты, Синарский и Первоуральский трубные заводы, Красноуральский ме­деплавильный, Челябинский цинковый, Уфалейский никелевый, Уральский алюминиевый и другие заводы. На Урале были построены крупнейшие в стране машиностроительные предприятия: «Уралмашзавод», Уральский завод электромашин, Челябинский тракторный, Пермский моторостроительный, Уральский вагоностроительный, которые стали базой реконструкции и технического перевооруже­ния всех отраслей народного хозяйства. По своей промышленной специ­ализации и отраслевой структуре Урал стал крупным индустриальным центром производства средств производства, регионом с наибо­лее высоким удельным весом тяжелой индустрии. В 1940 на ее долю приходилось 74,2 % всего промышленного производства, в то время как в среднем по СССР — 57,8%.

Основу сибирской части УКК составляла черная металлур­гия и добыча коксующихся углей. Кроме того, планиро­валось создать предприятия по выплавке легких и цветных металлов, предприятий химической промышленности, машиностроения. При этом основное значение придавалось созданию заводов горного, металлургического оборудования, транспортного и энергетического машиностроения, станкостроения. Уже в годы первой пятилетки в Кузбассе (Кемерово, Прокопьевск, Киселевск, Анжеро-Судженск) на месте мелких ремонтных мас­терских было создано несколько новых крупных механических заводов. Реконструирован томский завод «Металлист». В 1932—33 механические заводы Западной Сибири не только производили ремонт шахтного оборудования, но и освоили выпуск сложных машин и механизмов, которые в недавнем прошлом заво­зились из-за границы или производились на заводах Украины и Урала. В июле 1930 в Новосибирске были заложены цеха первого в Сибири станкостроительного завода им. XVI партсъезда, который к 1937 превратился в крупное предприятие союзного значения, выпускал токарно-винторезные и поперечно-строгальные станки. В годы первых пятилеток построены и сданы в эксплуатацию в Ново­сибирске и Омске заводы сельскохозяйственного машиностроения, нача­лось строительство Омского шинного завода, Новосибирского завода гидропрессов. Кемерово превратился в крупный центр коксохимической и химической промышленности.

К 1937 почти 3/4 основных производственных фондов крупной промышленности приходились на Западную Сибирь. Но и в Восточной Си­бири шло крупное индустриальное строительство. В Красноярске стро­ился завод тяжелого машиностроения. В 1929 в Иркутске на базе мелких мастерских началось сооружение круп­нейшего в Сибири машиностроительного завода им. В.В. Куйбышева по производству машин и оборудования для золотодобывающей промышленности. В августе 1930 завод выпустил первый в СССР бур типа «Эмпайр», в 1931 изготовил 157 комп­лектов таких буров, 396 шахтных вагонеток и другого обо­рудования. В 1932 завод приступил к производству драг по отечественным проектам. В крупные предприятия по производству и ремонту оборудования для золотопромышленности и угольных шахт превратились заводы «Металлист» в Благовещенскеи Владивостоке. Резко возрос объем продукции ме­таллообработки в Читинской области, Хабаровском крае, Бурят-Монгольской АССР.

В Восточной Сибири особенно высокими темпами разви­валась горнодобывающая промышленность. Предприятия «Якутзолота», «Магаданзолота» являлись крупнейшими поставщиками золота в стране. В Забайкалье добывалось 95 % производимого в СССР оловянного концентрата, 80% вольфрама, 70 % молибдена. Восточные районы Сибири в годы первых пятилеток стали основными поставщиками для индустрии СССР редких цветных металлов, асбеста, промышленной слюды. Страна освободилась от необходимости ввозить эти ми­нералы из-за границы. В 1928—32 положено начало со­зданию нефтяной промышленности на Дальнем Востоке. Добыча нефти возросла с 296 т до 189 тыс. т. В Хабаровске построен крекинг-завод с поставкой сырой нефти баржами.

На всей территории Сибири активно развивалась промышленность строительных материалов. Большой объем капитального строительства, расши­рение и реконструкция действующих предприятий выдвинули эту отрасль на одно из первых мест в разви­тии промышленности. В районах интенсивного промышленного строительства сооружены десятки новых крупных кирпичных заводов. Реконструкции подверглись старые. Основные фонды кирпичной промышленности Си­бири в 1928—32 увеличились более чем в 10 раз, а ва­ловая продукция — в 7,2 раза. Выросло производство других строительных материалов. Коренной реконструкции подверг­ся Яшкинский цементный завод. Его производительность повысилась более чем в 4 раза, в 1932 выпуск составил 1 млн бочек цемента. Построены Чернореченский (см. Искитимцемент) и Новоспасский цементные заводы. Вошли в строй новые предприятия по производству из­вести, стенного и облицовочного материала, получила развитие добыча строительного камня. К 1940 в Сибири и на Дальнем Востоке сформировалась крупная производственная база по изготовлению строительных материалов.

На новой технической основе созданы отрасли транспортного машиностроения: паровозо- и вагоноремонтные заводы (Омск, Барнаул, Улан-Удэ), судоверфи на реках Обь, Иртыш, Енисей, Амур. Коренной реконструкции под­вергся «Дальзавод» (Владивосток), который превратился в надежную базу отечественного судоремонта на Тихом океане. За 1928—32 его производственные фонды удвоились, а про­дукция выросла в 6 раз. В Хабаровске в 1933—37 пост­роен один из крупнейших на востоке страны авторе­монтных заводов.

Новое строительство внесло коренные изменения в промышленную гео­графию Сибирского региона. За годы первых пятилеток в Сибири появилось много передовых крупных предприятий. Число их по сравнению с дореволюционным периодом увеличилось в 10 раз и в 1940 достигло 5 тыс. Сибирская промышленность разви­валась быстрее, чем союзная. Если валовая продукция крупной промышленности СССР выросла за первые 2 пятилетки в 5 раз, то для Сибири рост этого показателя составил 9 раз. Ведущие позиции занимала тяжелая промышленность. На ее долю в предвоенный период приходилось более половины общего объема промышленного производства. Индустриализация привела к значительному росту производительности общественного труда, увеличению темпов роста промышленности, увеличению ее доли в выработке валового продукта.

Осуществлялась глубокая реконструкция в целом народного хозяйства на базе электрификации и новой техни­ки. Основу реконструкции составила принципиальная смена энергоносителей. Если раньше в промышленном производстве от Урала до Тихого океана использовались водяные и частично паровые двигатели, то к концу 1930-х гг. оно в основном перестроилось на электрический привод. В 1920 ге­нераторы, динамо-машины, электромоторы в Сибири составляли всего лишь 20% общей мощности двигате­лей, в то время как по РСФСР — 43%. Через 20 лет удельный вес электродвигателей, применяемых в промышленности Сибири, достиг общесоюзного уровня. В годы первой пятилетки постро­ены крупные электростанции в Кузбассе, Новосибирске, в Чите на Черновских копях, в Улан-Удэ, Нерчинске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре. Общее число крупных районных электростанций в Сибири и на Дальнем Востоке увеличилось в 4 раза, установленная мощность возрос­ла почти в 4,4 раза, а производство электроэнергии — в 5,6 раза. К концу третьей пятилетки удельный вес электроэнергетики в валовой продукции производства региона по сравнению с 1928 увеличился в 3 раза.

Таким образом, в процессе индустриализации в восточных районах СССР был создан крупный экономический потенциал, состоящий в основном из государственных пред­приятий тяжелой индустрии. За 1928—37 их валовая продукция выросла в 9 раз, в том числе по предприятиям черной металлургии — в 152 раза, металлообработки — в 32, электроэнергетики — в 30, строительных материалов — в 17, добычи каменного угля — в 8 раз. Удельный вес отраслей тя­желой индустрии, производящей средства производства, в промышленности Западной Сибири возрос с 1/3 в 1928 до 2/3 в 1937. В Красноярском крае доля тяжелой индустрии составила 65,7%, в Иркутской области — 62%.

Отставало производство потребительских товаров, в котором до­минировали мелкие предприятия. В лучшем случае капитальные вложения направлялись на их техническую реконструкцию и рас­ширение. Так, коренной реконструкции подверглись обув­ные фабрики в Омске и Тальменке, Бийская льноткацкая, Красноярская и Хайтинская фарфоро-фаянсовые, Барнаульский пимокатный завод и другие. Из новых крупных предприятий в годы второй пятилетки (1933—37) введены в эксплуатацию Барнаульский меланжевый комбинат, но­восибирские трикотажная и обувная фабрики, ряд швей­ных предприятий. Выпуск валовой продукции текстильной промышленности Сибири возрос в 3,4 раза, а швейной — в 3 раза. Увеличился выпуск продукции кожевенно-обувной и ме­ховой промшленности. Однако большая часть товаров потребительского спроса завозилась в Сибирь из других районов страны.

Наиболее ускоренными темпами развивалась пищевая промышленность. В 1930-е гг. в восточных районах на новой технической ос­нове построены десятки предприятий: мелькомбинаты, мясоконсервные, маслодельные, сыроваренные заводы, хлебокомбинаты, макаронные и кондитерские фабрики. В 1937 в Сибири и на Дальнем Востоке работало 3 крупных са­харных завода. Существенной реконструкции подверглась рыб­ная и рыбоконсервная промышленность. Только на Дальнем Востоке в предвоенные годы действовал 41 рыбоконсервный завод, в том числе 10 плавучих. Во Владивостоке создан специальный рыбный порт, крупный холодильник, жестяно-баночная фасрика.

В целом об успешном решении задач индустриализации в произ­водственной сфере свидетельствовали существенные структурные сдвиги в экономике Сибири. Уже в 1933 промышленность в ней занимала ведущее место. Например, в Новосибирской области (в которую входили и районы Кузбасса) доля промышленного про­изводства составляла 82,5%, в Красноярском крае — 65,3, в Бурятии — 71,1%.

Индустриализация сопровождалась масштабными социальными изменениями. Следствием ее стало интенсивное увеличение числа рабо­чих и служащих индустриальных производств. Особенно резко в годы первых пятилеток выросла численность строителей — с 18 до 250 тыс. человек. В последующий период в связи с сокраще­нием объемов строительства и повышением механизации строительных работ численность работавших в строительстве несколько уменьшилась, но неуклонно росла численности рабочих и служащих промышленных предприятий. За 1913—36 в 43 раза увеличилась численность металлургов, в 13 раз — металлистов, в 27 раз — работ­ников промышленности строительных материалов. Практически заново сформировались отряды машиностроителей, химиков, коксохимиков, энергетиков и т. д.

Следствием индустриального развития явился рост городов — центров индустрии. Появились новые города, такие как Новокузнецк, Прокопьевск, Белове, Киселевск, Игарка, Норильск, Комсомольск-на-Амуре и другие. Получили новые импульсы в развитии и старые города. Если в 1926 в Сибири было только 3 города с населением свыше 100 тыс. человек (Новосибирск, Омск, Иркутск), то в 1939 их стало 10 (добавились Томск, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, Барнаул, Чита). В целом по Сибири между переписями населения 1926 и 1939 количество горожан более чем утроилось, что значительно превышало общесоюзные темпы урбанизации.

Советская индустриализация носила глубоко противоречивый характер. Она позволила СССР воспринять, а отчасти даже развить многие инструментальные достижения западных обществ (современные технологии, науку, образование и прочее), превратила стра­ну из аграрной в индустриальную, дала ей основные технологические элементы современной цивилизации, но не смогла создать адекватных социальных механизмов их саморазвития (рыночной эко­номики, институтов гражданского общества, демократии). В ре­зультате экономическая модернизация носила ярко выраженный консервативный характер. Помимо этого, в годы индустриализации были заложены негативные черты, наложившие свой отпечаток на все последующее развитие советской экономики, такие как серьезная диспропорция структуры промышленности и капита­ловложений в сторону тяжелой промышленности и ВПК, долго­строй, авральные методы производственного процесса (мобилизационная модель), экстенсивное развитие индустрии. Край­не высокой была цена социалистической модернизации, основными источниками которой выступила колониальная по своему характеру эксплуатация деревни, резкое сокращение уров­ня жизни населения, эксплуатация рабочих.

Лит.: Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. М., 1956. Т. 3; Промышленность СССР. М., 1957; История Сиби­ри. Л., 1968; Попов В.Э. Проблемы экономики Сибири. М., 1968: Московский А. С. Промышленное освоение Сибири в период строи­тельства социализма. Новосибирск, 1975; Рабочий класс Сибири в период строительства социализма (1917—1937 гг.). Новосибирск, 1982; Рабочий класс Сибири в период упрочения и развития социа­лизма. Новосибирск, 1984; Сибирь на пороге нового тысячелетия. Новосибирск, 1999; Алексеев В.В., Алексеева Е.В., Зубков К.И.. Побережников И.В. Азиатская Россия в геополитической и циви-лизационной динамике XVI—XX века. М., 2004.

А. И. Тимошенко

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири