Храмостроительство // Дулов А.В., Санников А.П «Православная церковь в Восточной Сибири в XVII- нач. XX вв.» (2006)

Вы здесь

Сооружение церквей и часовен, в котором в качестве активных сторон участвовало и население, и официальные церковные органы, было одним из важнейших условий существования православия. Как свидетельствуют факты, церкви в Сибири в подавляющем большинстве строились по инициативе жителей, нуждающихся в церковном окормлении. В XVIII в. правительством были законодательно установлены правила, соблюдение которых требовалось при строительстве храмов. Они в основном сохранялись и в XIX в.

Глава епархии не мог своей властью открывать новые приходы и разрешать строительство приходских церквей; он должен был ждать решения Синода. Делая запрос о возможности сооружения новой церкви, епархиальные власти должны были, согласно ст.46 Устава духовных консисторий, через духовных лиц и полицию, выяснить «прилично ли и удобно ли место, на котором предполагается воздвигнуть церковь», а также прихожане каких существующих церквей будут ее посещать. Следовало установить, все ли будущие прихожане желают, чтобы появилась новая церковь, и по каким причинам: из-за тесноты в существующей церкви, отдаленности ее от места жительства, или из-за затруднительности доступа к ней. Их показания следовало проверить. Кроме того, надлежало установить, достаточно ли этих жителей для составления нового прихода, сколько прихожан останется при существующей церкви, «будет ли обеспечено содержание причта новой церкви и чем именно», не возражает ли гражданское начальство против строительства церкви на новом месте. Будущим прихожанам нужно было предложить построить дома для причта.

В ст.50 Устава говорилось: «Епархиальные начальства, при построении, починке и распространении церквей, наблюдают: а) чтобы вообще было соблюдаемо достоинство и приличие в архитектурном отношении с сохранением предпочтительно древнего Византийского стиля; б) чтоб при возобновлении старинных церквей древний, как наружный, так и внутренний вид церквей сохраняем был тщательно... и г) чтобы новые планы фасадов рассматривались строительным начальством».

В ст.52 говорилось, что ремонтные работы в церквях и на колокольнях разрешаются епархиальным начальством, в ст.56 духовным властям разрешалось в случае, если приход занимает большую территорию, давать согласие на строительство в отдаленных деревнях молитвенных домов (молитвенный дом-часовня с алтарем, в котором можно вести богослужение).

Помощь епархиальных властей при строительстве новых церквей могла заключаться в просьбе к Управлению Государственных имуществ бесплатно выделить для строительства лес из казенных дач и «выдать одному из прихожан книгу для сбора пособий» (ст.55).

В 1800г. правительство рекомендовало строить храмы из камня, в результате чего в селах почти перестали возводить деревянные церкви; в 1841г. было заявлено, что каменные церкви должны строится в византийском стиле, а в качестве образцов его рекомендовались чертежи проектов К.А. Тона. В 1858г. был издан атлас проектов постройки сельских деревянных церквей 57.

Строительство церквей велось на средства жителей. Во многих артелях (охотников, промышленников, матросов Российско-Американской компании) существовал обычай выделять доли добычи на строительство или обустройство церквей. В деревнях церкви часто строились на средства, собранные с крестьян. Более богатые сибиряки нередко жертвовали значительные суммы, строя церкви на собственные капиталы. Среди крупных жертвователей можно найти представителей различных слоев населения — от русских крестьян и «инородцев» до императора.

Так, Синская церковь в Якутске была построена якутским князцом Ильей Шадриным в 1822г 58. Известен случай, когда храм был создан на средства бывшего уголовного преступника. В 1802г. в Сибирь на поселение был сослан поручик лейб-гвардии Семеновского полка Алексей Шубин за ложный донос на лиц, якобы посягавших на жизнь императора. Поселившись в с. Кузьмихе под Иркутском, он женился на дочери местного казака, в 1814г. добился возвращения в действующую армию, снова получил там офицерский чин и право на имение. Выйдя после окончания войны в отставку, он «приезжал в Иркутск и на месте своего многолетнего страдания и раскаяния построил в Кузьмихе церковь в благодарность богу-спасителю» 59. Это - Никольская церковь (1822г.).

Приведем другие примеры по Иркутской губернии 60. Торгующие крестьяне Белоусов В. и Белоусов Н. финансировали строительство Иннокентьевской церкви в с. Белоусово; крестьянин В.А. Яковлев построил деревянную Петропавловскую церковь в с. Большеразводное (1842г.). Священник А. Шергин сделал крупные пожертвования на строительство каменной церкви в с. Бирюлька (1812г.). Коллежский асессор Н.Г. Мальцев выделил средства для постройки Казанской церкви в с. Тальцы (1859г.), а бывший исправник В.А. Затворницкий — для строительства Николаевской церкви в с. Подкаменка (1856г.). Родоначальник Аларского ведомства Бажей, ставший после крещения Николаем Косомовым, построил за свой счет деревянную Николаевскую церковь в с. Бажей (1841г.).

Естественно, что чаще всего предоставляли свои капиталы для возведения церквей купцы и богатые мещане. Так, в Иркутске мещанин И.И. Баушев построил каменную Благовещенскую церковь (1804г.), купцы С.Я. Игнатьев и И.Н. Сухих финансировали строительство каменной Преображенской церкви (1811г.), купец Е.Я. Лычагов перестроил свой каменный дом в Покровскую церковь (1828г.); купцы П.Ф. и А.П. Медведниковы построили на свой счет и снабдили всем необходимым для богослужения Успенскую церковь (1847г.); купец Я.С. Малков на собственные средства поставил Николо-Иннокентьевскую церковь (1859г.).

Иногда выделяли средства на устройство церквей или обеспечение их утварью и члены императорского дома. Так, император Николай I в 1835г. пожертвовал 6 тыс. рублей на строительство, иконы и облачение для причта Николаевской церкви в с. Александровском.

Особенно крупными были вклады на возведение кафедральных соборов. В 1850-х гг. купец И.Г. Щеголев пожертвовал на строительство собора в Красноярске 560 тыс. рублей, а купец Е.А. Кузнецов для сооружения собора в Иркутске — 285 тыс. рублей серебром 61!

Поскольку история храмостроительства в Восточной Сибири изучена недостаточно, динамику количества церквей можно установить лишь приблизительно. Как уже говорилось выше, для 1828г. число церквей в регионе составляло не менее 309, в 1851г. оно достигло приблизительно 390. Кроме того, имелись также часовни и молитвенные дома. Судя по материалам книги Ю.А. Гагемейстера (ч.3, с.101), в 1851г. в Иркутской епархии было 136 часовен и молитвенных домов, а в Томской — 373. Если предположить, что их число находится в таком же отношении к общему числу по епархии, как и церквей, то этих строений в Енисейской губернии было примерно полторы сотни, а вместе с территорией Иркутской епархии — приближалось к 300.

Более подробные сведения о количестве церквей имеются для 1828г. 62 Тогда в Иркутске с уездом было 56 храмов (в том числе 15 — в городе), в Киренске с уездом 17 (в том числе 2 в городе); в Нижнеудинске с уездом 23; а всего на территории Иркутской губернии в границах 1852г. — 96. В пределах будущей Забайкальской области имелось 101 церковь: 21 в Верхнеудинске с уездом (в том числе 4 — в городе); 33 — в Нерчинске с уездом (в том числе в Нерчинске — 2); в ведомстве Нерчинского завода — 13; в ведомстве Троицко-Савской крепости — 17; в Якутии 14 (в том числе в Якутске — 6). В Енисейской губернии числилось 98 храмов: в Красноярске с уездом 45 (в том числе в Красноярске — 4); в Енисейске с уездом — 37 (9 — в Енисейске); в Канске с уездом — 16.

Более детальные сведения имеются для территории Иркутской губернии в границах 1852г., главным образом благодаря исследованиям И.В. Калининой. Судя по ее данным, за десятилетие с 1800 по 1810гг. там было построено 8 деревянных храмов, за следующее десятилетие — 6, до 1830г. — 8, в 30-х гг. — 13, с 1840 по 1850гг. — еще 13 церквей 63. Таким образом, за 40 лет стали действовать 48 церквей из дерева, т.е. за десятилетие строилось в среднем по 12 храмов. Резкий скачек дает период с 1850 по 1860гг. — 54 церкви, т.е. масштабы храмостроительства возросли почти в 5 раз!

Там же с 1706 по 1800гг. было построено 22 каменные церкви 64. Впоследствии каменные храмы на территории Иркутской губернии росли такими темпами. За 1804-1810гг. - 7 церквей, во втором десятилетии — 6, в третьем — 6, 1831 по 1840гг. — 4, а в следующих двух десятилетиях — всего по одной 65.

Большое количество каменных церквей, поставленных до 1840г., объясняется запрещением строить с начала XIX в. деревянные церкви. Поэтому, несмотря на дороговизну строительства каменных церквей, их вынуждены были возводить и в селах, хотя, как видно из приведенных выше цифр, деревянные церкви тоже продолжали ставить. В некоторых случаях в селах первый этаж строили каменным, а второй — из дерева.

Таким образом, получается, что в первом десятилетии было построено всего 15 церквей, во втором — 12, а в третьем — 14, причем деревянных и каменных возводилось примерно поровну. С 1831 по 1840гг. появилось 17 храмов, а затем до 1850г. еще 14, причем каменных строилось гораздо меньше, чем деревянных. Следующее десятилетие до 1860г. дает 55 храмов, причем лишь один из них — каменный! Начало массового строительства деревянных церквей с 1850г. И.В. Калинина объясняет тем, что в это время были изданы «образцовые чертежи» для строительства сельских храмов, благодаря чему не требовалось составление проекта и строительство по чертежам могли вести мастера, не имевшие архитектурного образования.

Общее же количество возведенных за первые шесть десятилетий XIX в. храмов составило 127 (25 каменных и 102 деревянных), причем за годы 1851-1860-й была построена почти половина всех храмов!

Но, возможно, подсчеты И.В. Калининой не вполне точны, поскольку сведения по Иркутской губернии за 1861г. несколько расходятся с цифрами исследователя. В «Памятной книжке» губернии указывается, что в Иркутске имеется 18 каменных и 3 деревянных церкви, в Иркутском уезде количество каменных и деревянных церквей почти одинаковое — 13 и 12. В городах и заводах числится 24 каменные и 9 деревянных церквей, а в сельской местности — 24 каменных и 70 деревянных церквей. Всего в Иркутской губернии числилось 48 каменных и 79 деревянных храмов, а также 1 каменная и 72 деревянные часовни 66. Всего, таким образом, получается 125 церквей, в то время как И.В. Калинина считает, что только за шесть десятилетий XIX в. было построено 127 храмов. Возможно, разница объясняется тем, что часть деревянных церквей сгорела. Кроме того, в памятной книжке, видимо, учтены не все церкви. Вероятно, упущены монастырские храмы; так, в Киренске указана лишь одна церковь, говорится, что в Киренском уезде имеется 20 церквей, хотя еще в 1841г. их считалось там 25 67.

Своеобразным достижением было «основание первой христианской церкви на берегу Ледовитого океана... 29 июля 1848г. При этом важном событии присутствовали как бы представители от диких племен — чукчи, юкагиры и др.» 68. К сожалению, автор книги не указывает точного места постройки церкви; вероятно, имеется в виду территория Чукотки.

В Енисейской губернии с 1800 по 1860гг. было построено в два раза больше каменных церквей, чем в Иркутской (45), причем, в первые сорок лет — 42, а в 40-50-х гг. всего 3. Таким образом здесь наблюдается та же закономерность, что и в Иркутской епрахии 69.

Имеются сведения о количестве православных церквей в Енисейской губернии в 1861г 70. В Красноярске их числилось 6, в Енисейске — 7, все каменные. В других городах тоже строились почти исключительно каменные церкви, и по всем городам губернии считалось в городах 18 каменных и всего одна — деревянная церковь. В уездах, т.е. в сельской местности, имелись 82 каменные и 69 деревянных церквей. Всего же в губернии было 100 каменных и 70 деревянных церквей, а также 5 каменных и 177 деревянных часовен. Таким образом, оказывается, что в Енисейской губернии доля каменных церквей была значительно выше, чем в Иркутской, и даже в селах каменных храмов было больше, чем деревянных.

Итак, в 1861г. каменные храмы в Енисейской губернии составляли 59% всех церквей, а в Иркутской — лишь 38%. При соответствующем подсчете, на основании справочника А.Д. Жалсараева «Поселения, православные храмы... Бурятии...», оказалось, что в Бурятии на 1861г. приходилось 17 каменных, т.е. 31%, и 37 деревянных церквей.

Внешний облик церквей, построенных в первой половине XIX в., в основном сохранял традиции, выработанные в XVII-XVIII вв.

В бедных и небольших деревнях строились деревянные храмы клетского типа, представлявшие собой в основе типичную крестьянскую клеть с минимально необходимыми для культового сооружения надстройками и прирубами. В крупных и богатых селах возводились ярусные церкви: сам храм в виде восьмерика на четверике, ярусная же колокольня, соединявшая их трапезная и выступавшая с востока апсида. Все это обычно составляло единое целое.

Новыми моментами для первой половины XIX в. было строительство деревянных церквей по проектам профессиональных архитекторов, все большее распространение, наряду с «сибирским барокко» форм классицизма, подражание деревянных храмов формам каменной архитектуры, стремление к большей живописности силуэтов церквей и их орнаментовке.

Для каменных двухэтажных церквей характерен вариант, когда «на продольную ось последовательно нанизаны лестница, колокольня, трапезная, храм и апсида... Невысокий нижний этаж предназначался для «теплой» зимней церкви, верхний — для летней. Вход в верхний храм осуществлялся по крутой монументальной лестнице, расположенной по оси здания, через второй этаж колокольни, а в нижний — через первый этаж колокольни с северной и южной ее сторон. В каждом случае помещения колокольни выполняли функции сеней. Такое построение препятствовало проникновению холодного воздуха внутрь помещения для молящихся, поэтому этот прием получил широкое распространение в Сибири» 71.

В городах и селах обычно сооружали крупные и интересные в художественном отношении церкви, в отдаленных деревнях нередко можно было встретить храмы, мало радовавшие глаз. Архиепископ Нил, совершавший в 1843г. путешествие в Якутию, сделал в Качуге такую запись: «Церковь в Качуге деревянная, с общим типом сибирских церквей, созидавшихся самозванными архитекторами. Здатели сии о пропорциональности и думать не смели, ограничиваясь в технике своей одними удобствами, соответствующими климатическим условиям, именно: огромными печами с жерлами, дышащими жаром и угаром, пространными лавками, годными не для сидения только, но и для возлежания, полуоткрытыми балконами, прикрепляющимися снаружи здания и стоящими будто на ходулях. К принадлежностям сим присоедините церковный двор изрытый, заросший крапивой и полынью, да еще обнесенный забором, столбы которого указуют всевозможные уклонения от ветров. Сделав это, получите понятие о внешнем состоянии большинства сельских церквей времени, о котором говорим» 72.

Однако тот же архиепископ отмечал много прекрасных церквей в различных селах. В 1838г., по пути из Вятки в Иркутск владыка обратил внимание на то, что в Куйтуне, Зиме, Заларях, Култуке, Черемхово, Мальте, Биликтуе, Усолье «церкви красивые, благоустроенные, а в Тельминской фабрике церковь можно назвать великолепною» 73. В 1843г. во время поездки в Якутию, он отметил «благолепие» церквей в Куде и Оеке, а о церкви в Чечуйской слободе, на северной границе Иркутской губернии, отозвался так: «Здание скромное, но приличное» 74.

В Енисейске, бывшей столице Восточной Сибири, каменное церковное строительство активно велось в XVIII в. К 1800г. здесь было 9 каменных храмов. В XIX в. из-за того, что город оказался в стороне от магистральных путей, храмостроительство почти прекратилось.

В Иркутске, ставшем главным городом региона, расцвет церковного строительства относится к 1747-1780гг., когда было построено 7 крупных церквей. К началу XIX в. здесь тоже было 9 каменных храмов, но их строительство, хотя и более медленными темпами, продолжалось. К 1859г. было возведено еще 5 каменных церквей. Впервые в городе появились две каменные церкви, в которых использованы ротондальные формы: небольшой, но изящный храм Григория Неокесарийского (1805г.) и значительная по масштабам Успенская церковь (1847г., архитектор А.В. Васильев). Ее центральный объем завершался большим световым барабаном и куполом. Вокруг него располагались четыре угловые главки. Высокая цилиндрическая колокольня венчала этот замечательный храм, выдержанный в стиле классицизма.

Преображенская церковь (1811г.), вероятно, была построена по проекту А.И. Лосева для кузнецов, слобода которых находилась поблизости. Основной храм и колокольня, возведенная по схеме восьмерик на четверике, связаны обширной трапезной. Здание, соединяющее в себе черты классицизма и барокко, несмотря на лаконичность композиции и орнамента, отличается четкостью облика и пластичностью форм.

Входо-Иерусалимская церковь (1835г.) предназначалась для отпевания умерших. Ее классические формы подчеркивались симметричным построением, портиками с колоннадой тосканского ордера. Высокий четверик яруса звона колокольни, завершенной небольшим куполом и главкой, возвышался над зданием, придавая ему печально-торжественный вид. Автором проекта был томский архитектор А.П. Деев.

Из сельских храмов этого времени выделяется Казанская церковь в с. Тельма (1816г.) Построенная при крупной суконной фабрике, значительная по размерам каменная церковь отличается своими круглыми формами. К основному объему, который завершается полусферическим куполом, примыкают четыре круглые башенки с крестами. Четырехъярусная колокольня с небольшой главкой и крестом была снабжена часами и музыкальным механизмом. На хорах два ангела с трубами исполняли 12 музыкальных пьес. Казанская церковь сохранилась и пользуется широкой известностью как прекрасный образец классицизма за Уралом.

Яркими примерами церковного зодчества являются два сельских храма, внешний облик которых удачно имитирует каменную архитектуру. Крупная двухэтажная Богоявленская церковь в с. Братском (1844г.) была пятиглавой. «Строгие пилястровые портики по четырем сторонам подчеркивали монументальность и торжественность храма. Декор фасадов был очень строг и лаконичен... Богоявленская церковь была редким примером грамотного применения стиля классицизма в культовом деревянном зодчестве Восточной Сибири первой половины XIX века» 75. Небольшой деревянный Троицкий храм в с. Каменка (ныне Боханский район, 1838г.) с кубическими церковью и колокольней, имел при входе портик с колоннами и пилястры на боковых фасадах.

В 1804г. приняла первых прихожан церковь Одигитриевской Божией Матери в с. Усть-Илга (ныне Жигаловский район). Храм построен в традициях XVIII в. из дерева. Он представляет собой восьмерик на четверике и увенчан яйцевидным куполом, украшенным фронтончиками. В ансамбль церкви входила пятигранная апсида, трапезная и массивная колокольня.

Развитие Красноярска ускорилось в первой половине XIX в., особенно после 1822г., когда он стал центром губернии. К двум каменным церквям XVIII в. прибавились в этот период еще три. Особое значение из них приобрела монументальная Благовещенская церковь с величественной колокольней, игравшая градоформирующую роль в городе. Это была первая в Красноярске церковь, построенная по специальному проекту 76. Два небольших каменных храма появились на городских кладбищах. В 1845г. началось сооружение крупного собора, законченное в 1861г.

Немало запоминающихся церквей было построено в этот период в Забайкалье. В Верхнеудинске к двум каменным церквям XVIII века присоединилась третья — Троицкая (завершена в 1809г.) Она располагалась на кладбище, на возвышенности и ее стройный и изящный силуэт был хорошо виден из любой точки Верхнеудинска.

Первая половина XIX в. — время расцвета кяхтинской торговли. Богатейшее купечество Троицкосавска-Кяхты, обладавшее огромными капиталами, жертвовало крупные суммы, чтобы создать культовые постройки, способные прославить город. Троицкий собор строился в Троицкосавске на возвышенности с 1812 по 1817гг. Долгое время он был самым крупным культовым зданием за Байкалом, протянувшись в длину на 54 м, а в ширину — на 27,8 м. Высота храма с крестом составила 30 м, а колокольни — 37,7 м. Внушительность и «тяжеловесное достоинство» собору придавал контраст огромного купола над храмом с высоким шпилеобразным завершением колокольни. На колокольне находились башенные часы с двумя циферблатами и боем; кресты храма и шпиля колокольни были позолочены, интерьер собора отличался пышностью и богатством оформления 77.

Самым замечательным храмом в Восточной Сибири XIX в., вероятно, следует признать Воскресенский собор, построенный в 1830-1838гг. в Кяхте. Автор его проекта — московский архитектор Григорий Герасимов. Храм по габаритам несколько меньше Троицкого (49,7х29,8 м), но превышает его высотой (храма — 32 м, колокольни с крестом — 42,6 м). Композиция собора сочетает в себе старые традиции с достижениями зодчества первой трети XIX в. Храм имеет крестообразную в плане форму, причем пятиглавие значительно отдалено от колокольни. Центральная часть церкви со световым барабаном, куполом, увенчанным луковичной главкой и крестом, удачно сочетаются с четырьмя расставленными по углам здания квадратными в плане главками. Главный и боковой фасады храма окружены многоколонными портиками с завершающими их фронтонами. Высокая кубическая колокольня, словно парящая над городом, отличается соразмерностью масштабов и вместе с основным храмом составляет редкий по красоте ансамбль. Интерьер храма отличался торжественностью, богатством убранства, обилием украшений из золота, серебра, хрусталя, драгоценных камней. Английский миссионер Лэнсдел, путешествовавший по Сибири в 1879г., с восхищением писал: «Великое духовное чудо Кяхты ее кафедральный собор, как говорят, самый изящный в Восточной Сибири, постройка которого обошлась в 1 млн. 400 тыс. рублей...» 78.

Менее масштабна надвратная церковь во имя Архистратига Михаила в Троицком Селенгинском монастыре (1832г.). Она находится в центре южной ограды монастыря, запоминается продуманностью композиции, уравновешенностью объемов, профессиональным использованием форм классицизма.

Спасская церковь в с. Турунтаеве (Бурятия) была освящена в 1818г. Она построена по традиционному для Сибири плану: колокольня, трапезная, храм и апсида расположены на одной оси. Добавление с южной стороны зимнего придела и вспомогательного помещения придало композиции некоторую ассиметричность, которая «сообщает пространственным взаимоотношениям ее архитектурных масс индивидуальность и разнообразие художественной выразительности... Анализ архитектуры позволяет констатировать, что необычные формы и детали являются мотивами петербургского барокко, по-своему понятыми и переработанными народными мастерами в соответствии с реальными возможностями исполнения» -, отмечает историк архитектуры Л.К. Минерт 79.

Оглавление книги "ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В XVII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ"

Примечания

Глава 3. Православная церковь Восточной Сибири в 1805-1860 годах

  1. Иркутская летопись (Летописи П.И. Пежемского и В.А. Кротова). Иркутск. 1911. С.185.
  2. Подробные подсчеты см. в таблице № 1 Приложения, составленной на основании официальных данных.
  3. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.94; Калашников А.А. Якутия. Хроника. Факты. События. 1631-1917 гг. Якутск. 2002. С.169.
  4. Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири... Ч.3. С.101.
  5. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.95.
  6. Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири... Ч. 3. С.101.
  7. Доброклонский А. Руководство по истории Русской церкви. Вып.4. М., 1893. С.122.
  8. Устав духовных консисторий с дополнениями и разъяснениями Св. Синода и Правительствующего Сената. Составил М.Н. Палибин. СПб., 1900. Ст.112.
  9. Наумова О.Е. Указ. соч. С.74.
  10. Доброклонский А. Указ. соч. С.117.
  11. Устав духовных консисторий... Ст.99.
  12. Там же. Ст.148-149.
  13. Там же. Ст.176.
  14. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись 1661-1940 гг. Иркутск, 2003. С.46.
  15. Доброклонский А.Указ. соч. С.104.
  16. Иркутская летопись. С.207, 215.
  17. Записки иркутских жителей. Иркутск, 1990. С.273.
  18. Наумова О.Е. Указ. соч. С.84.
  19. Там же.
  20. Иркутская летопись... С.202.
  21. Штейнгейль В.И. К иркутскому летописцу пояснение. Записка о Сибири // Штейнгейль В.И. Сочинения и письма. Т.2. Записки и статьи. Иркутск. 1992 . С.197.
  22. Серафимович С. (Шашков). Очерки русских нравов в старинной Сибири // Отечественные записки. 1867. Октябрь. Кн.2. С.700.
  23. Записки иркутских жителей. С.274.
  24. Вагин В. Исторические сведения о деятельности графа М.М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 год. Т.1. СПб., 1872. С.38-39.
  25. Барон Корф. Жизнь графа Сперанского. СПб., 1861. С.11.
  26. Иркутск, его место и значение в истории и культурном развитии Сибири. М., 1891. С.25-26.
  27. ИЕВ. 1863. № 8. С.92.
  28. Цит. по: Иркутск, его место и значение... С.25.
  29. Указы опубликованы в "Сибирском архиве" за 1912 г. № 11. С.851-855.
  30. Иркутск, его место и значение... С.48-49.
  31. Иркутская летопись... С.243.
  32. Иркутск, его место и значение... С.48. Странно, что в указ. книге О.Е. Наумовой эта история названа "крайне загадочной" (с.97).
  33. Калинина И.В. Канонизированные святые, мученики и исповедники Земли Иркутской // Тальцы. 2000. № 1(8). С. 11.
  34. XII. Перевод на иркутскую кафедру. Арест предместника, архиепископа Иринея Нестеровича. Приезд в Иркутск. Увоз предшественника с конвоем. (б/а, б/м, б/г). Выдержки из книги о Мелетии.
  35. Там же. С.104. Лавинский здесь ошибочно назван Лабинским.
  36. Иркутская летопись... С.334-335.
  37. Трубецкой С.П. Материалы о жизни и революционной деятельности. Т. 2. Иркутск, 1987. С.189.
  38. Муханов П.А. Сочинения, письма. Иркутск, 1991. С.378.
  39. Струве Б.В. Цит. соч. С.24.
  40. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.216, 224; Стахеева Н.Н. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев Восточной Сибири в XIX веке // Из истории Иркутской епархии. Сб. науч. тр. Иркутск, 1998. С.79.
  41. Иркутск, его место и значение... С.46.
  42. Там же.
  43. Струве Б.В. Воспоминания о Сибири. 1848-1854 гг. СПб., 1889. С.23.
  44. Иркутская летопись 1857-1880 г. Составил Н.С. Романов. Иркутск. 1914. С.6.
  45. Дулов А.В. Петрашевцы в Сибири. Иркутск, 1996. С.187.
  46. Там же. С.188.
  47. Гончаров И.А. По Восточной Сибири. В Якутске и в Иркутске // Гончаров И.А. Собр. соч. Т.3. М., 1978. С.487.
  48. Струве Б.В. Указ. соч. С.141.
  49. Белокрыс М.А. По следам библиотеки отца Даниила // Отечество. Краеведческий альманах. М., 1995. С.280.
  50. Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита на границах Китайской Монголии, в Чикойских горах за Байкалом... Иркутск, 1894. С.20.
  51. Кузнецова М.В. Иркутская школа (XVIII — первая половина XIX веков). Иркутск, 2000. С.117-118.
  52. Наумова О.Е. Указ. соч. С.166-167.
  53. Нестор, иеромонах. Православие в Сибири (исторический очерк). СПб., 1910. С.52.
  54. Дрибас Л.К. Образ жизни духовенства губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине XIX века. Дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2004. С.47, 141.
  55. Наумова О.Е. Указ. соч. С.90.
  56. Касьянов Василий, протоиерей. Сказание о жизни и подвигах в бозе почившего старца Даниила, подвизавшегося в Сибирской стране, в пределах города Ачинска. М., 1890. С.17.
  57. Доброклонский А. Указ. соч. С.390-391.
  58. Андриевич В.К. Сибирь в XIX столетии. Ч. 1. СПб., 1889. С.46.
  59. Записки иркутских жителей... С.273.
  60. Сведения о жертвователях на территории современной Иркутской области взяты из: Калинина И.В. Православные храмы... С.475-482.
  61. Туманик А.Г. Крупнейшие православные храмы Сибири. Новосибирск, 1998. С.74, 75.
  62. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.94; История Якутской АССР. Т.2. М., 1957. С.251-252.
  63. Подсчитано по: Калинина И.В. Деревянное культовое зодчество Иркутской области XVII — начала ХХ вв. // Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск, 1990. С.58.
  64. Выражаю благодарность И.В. Калининой за сообщение этих сведений.
  65. Подсчитано по: Калинина И.В. Православные храмы...
  66. Памятная книжка для Иркутской губернии на 1861 год. Иркутск, 1861. С.138-141.
  67. Шахеров В.П. Социально-экономическое развитие верхнего Приленья в XVII - первой половине XIX в. Иркутск, 2000. С.57.
  68. Подсчитано по: Тематический перечень документов из фондов Государственного архива Красноярского края // Церковь и государство: прошлое и настоящее Тез. докл. и сообщ. научн. конф. Красноярск, 2001. С.65-82.
  69. Догуревич Т.А. Свет Азии. Распространение христианства в Сибири. С.156-157.
  70. О числе церквей и других богослужебных зданий в Енисейской губернии за 1861 год // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.129.
  71. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. Новосибирск, 1983. С.22.
  72. А.Н. (Архиепископ Нил) Путевые заметки. Ч.1. Ярославль, 1874. С.89.
  73. Там же. С.55.
  74. Там же. С.66-69, 167.
  75. Калинина И.В. Православные храмы... С.208.
  76. Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом (XVII — XIX века). Красноярск, 1990. С.167-168.
  77. Минерт Л.К. Указ. соч. С.62.
  78. LANSDELL HENRY. THROUGH SIBERIA. Vol.1. London. 1882. p.332.
  79. Минерт Л.К. Указ. соч. С.120.
  80. Доброклонский А. Указ.соч. С.158.
  81. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.95. Данные по Якутии не полны.
  82. Подсчитано по: Гагемейстер Ю.А. Указ. соч. Приложения. Табл. 1. "Народонаселение Сибири".
  83. Андриевич В.К. Сибирь в XIX столетии. Ч.2. СПб., 1889. С.256, 268.
  84. Кожухов Ю.В. Русские крестьяне Восточной Сибири в первой половине XIX века (1800-1860). Л., 1967. С.375.
  85. Шишигин Е.С. Распространение христианства в Якутии. Якутск, 1991. С.84.
  86. Там же. С.85.
  87. Доброклонский А. Указ.соч. С.181-182.
  88. Наумова О.Е. Указ. соч. С.133.
  89. ГАИО, ф.50, оп.1. д.4315.
  90. Там же, л.39.
  91. Доброклонский А. Указ.соч. С.184.
  92. Юрганова И.И. История Якутской епархии. 1870-1919 гг. (деятельность духовной консистории). Якутск, 2003. С.52.
  93. История Якутской АССР. Т. II. М., 1957. С.203.
  94. Кожухов Ю.В. Указ. соч. С.375.
  95. Наумова О.Е. Указ. соч. С.143.
  96. Дрибас Л.К. Образ жизни духовенства губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине XIX в. Дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2005. С.169, 260.
  97. По данным В.С. Сигова (Корпоративная этика чиновничества Восточной Сибири в царствование Николая I. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2001. С.17) низшее чиновничество, в том числе указанные выше должностные лица, получали от 120 до 450 руб., и еще кончено, "неофициальные доходы".
  98. А.П. Щапов в Иркутске (Неизданные материалы). Иркутск, 1938. С.33, 38.
  99. Куприн А.И. Собр. соч. в пяти томах. Т.4. М., 1982. С.329, 331.
  100. Наумова О.Е. Указ.соч. С.95. Сама О.Е. Наумова указывает несколько завышенный процент (25%), поскольку ошибочно подсчитала в таблице на с.95 сумму священников (391 вместо 420, получающуюся в колонке "численность священников").
  101. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, л.40.
  102. Наумова О.Е. Указ. соч. С.106.
  103. Косых В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы Первой российской революции. Чита, 1999. С.25-26.
  104. Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, л.40.
  105. ГАИО, опись 1 ф.50, Т.1. д.3697-3907. Сами дела эти утрачены, но в описи отражено их содержание.
  106. Шашков С. Автобиография // Восточное обозрение. 1882. № 28. С.11.
  107. Муханов П.А. Сочинения, письма. Иркутск, 1991. С.164, 172.
  108. ГАИО, ф.50, оп.1, д.4315, лл. 1-35.
  109. Щукин Н. Поездка в Якутск. С.184.
  110. Степанов А.П. Енисейская губерния. СПб., 1835. Ч.1. С.175.
  111. Записки иркутских жителей... С.288.
  112. Щукин Н. Указ. соч. С.185.
  113. ИГВ. 1859. № 30. Автор статьи — местный протоиерей К.Кокоулин, один из "идеологов" движения.
  114. Слова и речи, произнесенные в Камчатской и Иркутской епархиях протоиереем Прокопием Громовым. СПб., 1857.
  115. Иркутская летопись... С.348-349.
  116. Там же. С.248.
  117. Доброклонский А. Указ. соч. С.209.
  118. Андриевич В.К. Указ. соч. Ч.II. С.272, 274.
  119. Кузнецова М.В. Иркутская школа... С.78.
  120. Столетний юбилей Иркутской духовной семинарии (извлечено из №№ 40-44 "Иркутских епархиальных ведомостей") Иркутск, 1879. С.38-39.
  121. Кузнецова М.В. Иркутская школа... С.80-81.
  122. Там же. С.166-167.
  123. Харченко Л.Н. Распространение православной духовной литературы и духовного просвещения в Восточной Сибири (XVII — первая половина XIX вв.). Иркутск, 2001. С.113.
  124. Там же. С.83.
  125. История Якутской АССР. Т.II. М., 1957. С.257.
  126. Харченко Л.Н. Указ. соч. С.113.
  127. История Якутской АССР. Т.II. М., 1957. С.257.
  128. Памятная книжка Иркутской губернии на 1901 год. Иркутск, 1901. С.70.
  129. Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.338.
  130. Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Иркутский и Верхоленский. (Биографический очерк). Иркутск, 1903. С.44.
  131. Подсчитано по: Русское православие: вехи истории. М., 1989. С.335.
  132. Бурса // Христианство. Энциклопедический словарь в двух томах. Т.1. М., 1993. С.312.
  133. Панчуков А.М. История начальной и средней школы в Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1959. С.3.
  134. Памятная книжка Иркутской губернии на 1901 год... С.70.
  135. Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год... С.328-329.
  136. Лынша О.Б. Развитие начального образования у сельского населения Забайкальской области во второй половине XIX века // Тальцы. 2001. № 1. С.35.
  137. ИЕВ. Прибавления. 1866. № 49. С.544.
  138. Добронравин К. Очерк истории русской церкви, с начала христианства в России до настоящего времени (1860 года). СПб., 1863. С.294.
  139. Доброклонский А. Указ. соч. С.407.
  140. Добронравин К. Указ. соч. С.123.
  141. Замечания о Сибири сенатора Карнилова. СПб., 1828. С.29.
  142. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Кн.1. М., 1838. С.497.
  143. А.Н. Путевые записки... Ч.1. С.63.
  144. Там же. С.144.
  145. Кожухов Ю.В. Указ. соч. С.375-376.
  146. Щукин Н. Поездка в Якутск. СПб., 1
  147. 844. С.70.
  148. Там же. С.231-232.
  149. Литвинцев Ф. Краткий очерк четырнадцатилетнего управления высокопреосвященного Вениамина Иркутской епархией... Иркутск, 1887. С.27.
  150. Русское православие: вехи истории. М., С.337.
  151. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.206-207.
  152. Доброклонский А. Указ. соч. С.277.
  153. Серафимович С. Очерки русских нравов в старинной Сибири... С.731-733.
  154. Калашников И. Записки иркутского жителя // Записки иркутских жителей. Иркутск, 1990. С.265.
  155. ИЕВ. Прибавления. 1863. № 9. С.98.
  156. Записки иркутских жителей... С.296.
  157. Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. СПб., 1865. С.216.
  158. Енисейский энциклопедический словарь. Красноярск, 1998. С.677.
  159. Гончаров И.А. Фрегат "Паллада"... С.552.
  160. ИЕВ. Прибавления. 1865. № 10. С.119.
  161. Там же. С.120.
  162. Доброклонский А. Указ. соч. С.425-429.
  163. Устав духовных консисторий... Ст.119.
  164. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале ХХ века. М., 2002. С.51.
  165. Там же. С.53-54.
  166. Шавельский Л. Краткое историко-статистическое описание Иркутского Вознесенского монастыря. Иркутск, 1905. С.12.
  167. А.Н. Путевые заметки... С.61-62.
  168. Шавельский Л. Указ. соч. С.18.
  169. Перечень приведен в книге Л.Шавельского.
  170. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  171. Шахеров В.П. Указ. соч. С.72-73. Автор этой работы полагает, что во второй класс монастырь переведен в 1839 г., но дата — 1836 г., которую называет В.В. Зверинский в кн. "Преобразования старых и учреждение новых монастырей с 1764 по 1 июля 1890 год", СПб., 1890. С.271 и О.Е. Наумова ("Иркутская епархия...", С.126) представляется более правильной.
  172. А.Н. Путевые заметки... С.160-161.
  173. Шахеров В.П. Указ. соч. С.73-74.
  174. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  175. Попов Н. Ниловская пустынь // Записки Сибирского отдела ИРГО. Кн.VII. Иркутск, 1864. II. С.56-58.
  176. Там же. С62.
  177. Торшина Н. Знаменский монастырь // Земля Иркутская. 1998. №10. С.25.
  178. Илария, монахиня, Крючкова Т.А. Иркутский Знаменский женский монастырь // Тальцы. 2000. №1. С.69.
  179. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  180. Краткое сведение об Енисейском женском Христо-Рождественском третьеклассном монастыре // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.348.
  181. Там же. С.349.
  182. Краткое сведение об Енисейском Спасском мужском монастыре // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.338-339.
  183. Там же. С.339.
  184. Кривошапкин М.Ф. Указ. соч. С.307.
  185. Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып.1. Красноярск, 1989. С.331-332.
  186. Туруханский монастырь. Настоящее положение монастыря // ИЕВ. Прибавления. 1864. №29. С.481.
  187. Там же. №27. С.442.
  188. Сафронов Ф.Г. Русские крестьяне в Якутии (XVII — начало ХХ вв.). Якутск, 1961. С.77-78.
  189. Там же. С.81.
  190. Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь. Улан-Удэ, 1982. С.42.
  191. Минерт Л.К. указ. соч. С.119.
  192. Харченко Л.Н. Указ. соч. С.139.
  193. Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам... С.23-25.
  194. Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь... С.49.
  195. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  196. Птицын В.В. Селенгинская Даурия. Очерки Забайкальская края. СПб., 1896. С.41.
  197. Минерт Л.К. Указ. соч. С.123.
  198. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  199. Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам... С.41.
  200. Там же. С.39.
  201. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  202. Там же.
  203. Русское православие: Вехи истории... С.336.
  204. Цит. по: Ванина И.Ю. О проектах миссионерской работы в Сибири // Исторические судьбы православия в Сибири. Тез.докл. и сообщ. науч. конф. 1-3 октября 1997г. Иркутск, 1997. С.32.
  205. Иркутск, его место и значение... М., 1891. С.47.
  206. Андриевич В.К. Указ. соч. Ч.2. С.270.
  207. А.Н. Путевые заметки... Ч.1. С.348, 352.
  208. Там же. С.353.
  209. Гончаров И.А. Фрегат "Паллада"... С.534.
  210. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 1882. С.114.
  211. Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале ХХ веков. Улан-Удэ, 1957. С.22.
  212. Там же. С.32.
  213. Письма Вениамина, архиепископа Иркутского... к Казанскому архиепископу Владимиру... - СПб., 1916. С.23.
  214. Шагжина З.А. Христианизация тункинских бурят в XIX веке//Историческое, культурное и природное наследие (Состояние, проблемы, трансляция). Вып.3, ч.1. — Улан-Удэ, 2000. — с.143.
  215. Романов Н.С. Иркутская летопись 1857-1880 гг. — Иркутска, 1914 . — с.6.
  216. Шагжина З.А. Указ. соч. С.144-145.
  217. Доброклонский А. Указ. соч. С.37.
  218. Догуревич Т.А. Указ. соч. СПб., 1897. С.97-98.
  219. Харченко Л.Н. Указ. соч. С.128-129.
  220. Наумова О.Е. Указ. соч. С.166-168.
  221. Гончаров И.А. Фрегат "Паллада"... С.536.
  222. Подсчитано по: Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. Ч.1-3. СПб., 1854. Приложения. Таблица № 1.
  223. Геденштром М. Отрывки о Сибири. М., СПб., 1830. С.61.
  224. Розен А.Е. Записки декабриста. СПб., 1907. С.168.
  225. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII—ХХ вв. Новосибирск, 1994. С.97.
  226. Подсчитано по: Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. Т.1-3. СПб., 1854. Табл.1. Народонаселение Сибири по отчетам губернаторов.
  227. Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири в XVII — начале ХХ вв. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 1998. С.14-15.
  228. Там же. С.15.
  229. Доброклонский А. Указ.соч. С.374.
  230. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.216.
  231. Там же. С.216-218.
  232. Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири... С.18.
  233. Благовещенский. Записки о Сибири // Вестник Европы. 1882. С.311.
  234. Максимов С. Сибирь и каторга. В трех частях. Ч.2. СПб., 1871. С.219-220.
  235. Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири... С.19.
  236. Благовещенский. Указ. соч. С.312.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок науч. р. | Автор(ы): Дулов А. В., Санников А.П. | Источник(и): Православная церковь в Восточной Сибири в XVII - начале XX веков / А.В. Дулов, А.П. Санников. - Иркутск. 2006 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2006 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.