Хоринские буряты — самые многочисленные из бурят, потомки племени хори. Хоринскими бурятами называют также бурят, проживающих в Хоринском районе Бурятии. Племя хори (хоридой) расселено в Забайкалье и занимает территорию от реки Уды на севере до реки Онон на юге. Основу племени составляют 11 хоринских родов: батанай, бодонгут, галзут, гучит, саган, хальбин, харгана, хоацай, хубдут, худай, шарат. Племя хори являлось главным звеном, вокруг которого формировалась бурятская народность. Хоринский диалект лежит в основе бурятского литературного языка.
Слово хори имеет двоякое значение:
Предание гласит, что шаманка Асуйхан, происходившая от ойрат-бурят, подвластных Чингис-хану, обитала на берегу Байкала. Однажды она встретила ревущего сивого быка. Поскольку она не имела мужа, она поверила в мысль, что Бурхан-Тэнгри послал ей быка в мужья. Вскоре шаманка забеременела и родила двух сыновей: старшему дала имя Буряадай, младшему — Хоридой.
Хоридой жил на острове Ольхон. Однаджды три лебедицы спустились на край озера и превратились в трех девушек. Сняв с себя одежду и украшения, оставив их на берегу, они зашли в море и стали купаться. Хоридой сильно изумился, он взял украдкой одежду и украшения одной из девушек и спрятал. Девушки вышли из воды, две надели одежду и украшения, превратились в лебедиц, и, поднявшись в небо, улетели. А одна не могла найти одежду и украшения, отнятые Хоридоем, и осталась голой. Хоридой стал призывать свою мать-шаманку Асуйхан и молиться. Поднялся сильный холодный ветер. Девушка, замерзнув и обессилев, оказалась в обятиях Хоридоя. С тех пор они стали мужем и женой. У них родились 11 сыновей. Потомками тех 11 братьев являются хоринские 11 бурятских родов.
Живя с давних пор на острове Ольхон, Хоридой и его жена состарились. Однажды старуха сказала старику: “Я стала старой, родила 11 детей и сейчас куда я уйду от своих детей. Отдай мне мою прежнюю одежду и украшения, перед смертью хочу покрасоваться”. Старик, поразмыслив, отдал одежду и украшения. Старуха, надев их, превратилась в лебедицу и взлетела к дымоходу. Старик попытался поймать руками за ноги, но неудачно. Старуха улетела в небеса. Говорят, с тех пор она не возвращалась. Хоринские буряты считают: предок их — лебедь, береза — коновязь. Соблюдая старинные обычаи, брызгают молочной водкой в момент прилета и отлета лебедей.
Считается, что хори пришли c северного побережья Байкала вместе с племенем первопредка монголов Буртэ-Шоно. Тогда хори носили тотемное имя нохой (собака). Хори-буряты стали причислять себя к бурятам, и называться так только после прихода русских. До этого хори представляли обособленное племя, с давней историей. До этого их называли хорёдами, хориларами, хори-туматами.
По хоринским легендам, прародитель бурят Барга-батор имел троих сыновей - Илюдэр-тургэна (Олёдоя), Буряа и Хоридоя. От Илюдэра пошли племена олют-торгутов (ойратов, калмыков), от Буряа - племена Предбайкалья. Хоридой же стал первым нойоном хори-туматов. У него были три жены - Баргуджин-гоа, дочь Баргудай - мэргэна, Шаралдай и Нагаадай. От Баргуджин-гоа у него была одна дочь - Алан-гоа, родившаяся в Ариг Усе, праматерь Борджигинов - рода Чингис-хана, от второй родились сыновья: Галзут, Хуацай, Хубдут, Шарайт и Гучид, а от третьей - Харгана, Худай, Бодонгут, Хальбан, Батанай, Саган и также близнецы Хайтал и Чинут. Эти отхончики по каким-то причинам оторвались от своего племени; одни считают, что они остались на западном берегу Байкала, а другие предполагают, что они ушли вместе с туматами на юг, третьи, - что братья умерли в раннем возрасте. У древних шаманистов дети прародителей, даже ушедшие из земной жизни, всегда считались живыми, и поэтому, наверное, долгое время большое племя хоринцев состояло из 13 родов.
Продолжая размножаться, дети стали родовичами 11 родов, и вследствие того, что имя их отца было как раз Хоридай, общее имя им, сообразно с этим, было наречено Хори. По именам сыновей и называются 11 основных хоринских родов. Это показывает, что родовая структура у хори была более устойчива, чем у булагатов и эхиритов, рассеявшихся на множество мелких родов, и родовых подразделений.
Во время монгольского владычества племя хори было уведено в Северо-Восточную Монголию, где прожило до начала XVI в., попадая в зависимость то к одним, то к другим мелким монгольским ханствам.
В конце концов, когда предводительницей хори стала дочь Буянта Засаг-хана из Внутренней Монголии и знатной хоринки Шэнэ Гэрэл, Бальжин хатан, вышедшая замуж за сына монгольского нойона Буубэй-Бэйли Дай-Хунтайжи, хори ушли из Монголии на свои земли, как они уже уходили в IX в. Вслед за ними была снаряжена погоня, Буубэй-Бэйли вернул назад своего сына, убегавшего вместе с женой, а позже настиг и Бальжин-хатан. Люди Буубэй Бэйли убили её, и, отрезав груди, бросили их в озеро, отчего то стало белым. Хори назвали это озеро Бальжин-нуур (оз. Бальзино в Агинском АО, близ Дульдурги). Хори добровольно приняли русское подданство, сами воевали с маньчжурами, известны сказания о хоринских богатырях Ажирай-бухэ, Бабжа-Барас-баторе.
Хоринцы всегда осознавали свою причастность к большой Родине Хамаг Монгол улас - Всемонгольской империи, основанной их потомком Чингис-ханом. Надо полагать, что ханские нагасанар по-особому отмечали год коня - год рождения своего великого родственника. В этот год, один раз в 12 лет, они имели привилегию посещать с высоким визитом ставки монгольских ханов в Ханбалыке (Пекин), Каракоруме и Урге. Конечно же, хоринская депутация ездила с ценными подарками: серебром, нефритом, соболями и мумие-баракшунами. По этой причине, они, вероятно, не во всем были подвластны ханским наследникам, не облагались податью-ясаком, часто не подчинялись их законам и не участвовали в военных походах.
В Забайкалье первый русский Баргузинский острог был основан в 1648 г., Удинский и Селенгинский — в 1666 г. В те же годы были сооружены Итанцинский, Кабанский и Ильинский остроги. Обитатели этих острогов, в основном, прибывали из Иркутского воеводства и имели опыт закабаления "братских" людей. Отношения хозяев острогов к местным жителям были далеко не братскими. И хоринские роды превратились в ясачных подданных Итанцинского острога. 11 родов хоринских бурят стали подданными России при Алексее Михайловиче. При нем они стали платить подушную подать, другими словами, вносить ясак.
В 1703 г. от имени императора Петра I хоринцам была жалована грамота на владение землями-кочевьями по Кударинской степи, Итанце, Селенге, Уде, Тугную, Хилку, Ане, Кудуну, Курбе, по озерам Еравны и прилегающим к ним рекам и ручьям, где хоринцы занимались скотоводством, и в лесах и хребтах — охотой. В 1749 г. указом разрешалось хоринцам жить и кочевать по любым удобным для них землям на юг от Байкала до монгольской границы.
Среди хоринских бурят религия Будды не была широко распространена. Вследствие этого было мало грамотных людей. Большинство исповедовало исключительно шаманскую веру.
Агинские буряты оторвались от хоринских бурят. С тех пор, как они откочевали при размежевании китайско-монгольских и российских земель в 1727 г., они стали кочевать по рекам Ингода и Чита в Нерчинском округе. Оттуда некоторые стали кочевать по рекам Улунга, Тура и другим, и продолжали все более переходить с места на место. Некоторые из них расположились кочевкой по ненаходящимся ни в чьем владении берегам Аги и Онона и по рекам и ручьям вблизи их. В это время они стали известны как семь родов агинских — харгана, хуацай, галзут, саган, шарайт, хубдут, бодонгут. После 1824 г. были различные переписи, во время которых агинский народ не хотел быть с народом Верхнеудинского округа и по решению губернских начальников был в 1835 г. совершенно отделен.
Ныне в степях Аги проживают в основном потомки восьми сыновей Хоридоя, потомки этих же восьми и остальных трёх - Батаная, Хальбина и Гучида — в основном населяют степи Хоринска, Кижинги, Еравны, Заиграева, Мухоршибири и Бичуры.
Галзут, Хуацай, Шарайт, Хубдут, Гушит, Саган, Харгана, Хальбин, Батанай, Бодонгут, Худай
Онгоны: Хэсэтэ хан – Бархан уула, Хойморой хугшэн – Даабай и т.д.
Божества:
Арын 13 ноед (Ольхон);
Сарбали сагаан ноен Худан, Орболи сагаан ноен, госпожа Сохондай (Хоринский район);
Хелгын эжэн — Шилсаана Буурал баабай, Хилар хатан эжи (Кижинга).
ГАЛЗУУД 10 хухууртэй:
Доргошо галзууд
Сагаатанда
Жэнхэни
Дагаахай (дагаанхан)
Хабагай
Эршэм
Ногоогоод
Дэлдэгэр
Алилхай
Монгол
Цвет полотна знамени — ярко-красный с золотым обрамлением. Языки — красные. В круге изображение собаки — тотем галзутского рода, наверху написано на кириллице "галзууд", внизу на старомонгольском.
ХУАСАЙ 8 хухууртэй:
Боохой хуасай
Онгор
Тогтор
Боршиихо
Богтор
Сагаан малгай
Хуригахан
Бабагар
Цвет полотна знамени желтый с зеленым обрамлением. Языки — красные. В круге изображение лося — тотем хуасайского рода, наверху написано на кириллице "хуасай", внизу на старомонгольском.
ХУБДУУД 8 хухууртэй:
Улаалзай хубдууд
Сагаалжа
Боригоохо
Байтай
Лиглид
Тумэршэн
Нохой
Ургаша
Цвет полотна знамени синий с золотым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение орла - тотем хубдутского рода, наверху написано на кириллице "хубдууд", внизу на старомонгольском.
ХУДАЙ 7 хухууртэй:
Хуугэдэй
Хара тоолэй
Хундуу
Бушхэй
Зальтир
Римгид
Шалхар
Цвет полотна знамени коричневый с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение рыси - тотем худайского рода, наверху написано на кириллице "худай", внизу на старомонгольском.
ШАРАЙД 7 хухууртэй:
Худанса
Анайдай
Долоогаад
Доботой
Далтай
Гэгшэд
Сумид
Цвет полотна знамени ярко-охровый с красным обрамлением. Языки - красные. В круге изображение изюбра - тотем шарайтского рода, наверху написано на кириллице "шарайд", внизу на старомонгольском.
ХАРГАНА 10 хухууртэй:
Моотогон
Сигуудай
Байталай
Хушуун
Баряахай
Батанай
Тангад
Баатаржаан
Хуудай
Хухэ
Цвет полотна знамени черный с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение кречета - тотем харганатского рода, наверху написано на кириллице "харгана", внизу на старомонгольском.
ГУШАД 5 хухууртэй:
Хара
Шара…
Цвет полотна знамени малиновый с золотым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение глухаря - тотем гушатского рода, наверху написано на кириллице "гушад", внизу на старомонгольском.
БОДОНГУУД 6 хухууртэй:
Оргойтой
hарьмайтай
Будан…
Цвет полотна знамени коричневый с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение кабана - тотем бодонгутского рода, наверху написано на кириллице "бодонгууд", внизу на старомонгольском.
САГААНГУУД 5 хухууртэй:
Улинхай
Убээгэй
Хушууша
Будэй
Шоно
Цвет полотна знамени белый с темно-синим обрамлением. Языки - синие. В круге изображение волка - тотем саганского рода, наверху написано на кириллице "сагаан", внизу на старомонгольском.
ХАЛЬБАН 6 хухууртэй:
Мэнгээ
Зургууд
Хоригой
Гуутар
Баригай
Мусэн
Цвет полотна знамени черный с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение колонка - тотем хальбинского рода, наверху написано на кириллице "хальбан", внизу на старомонгольском.
БАТАНАЙ 7 хухууртэй:
Тугчид
Захимха
Салдан
Боохой
Хэдэгэнэ
Малаахан
Шубгэ
Цвет полотна знамени зеленый с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение зайца - тотем батанайского рода, наверху написано на кириллице "батанай", внизу на старомонгольском.
Хориин Зоной hулдэ дуун
Байгаа юртэмсын бумбэ болопонУгэнь Ц.А. Жимбиевэй
Хугжэмынь Д.Д. Аюшеевэй
Станислав Гурулёв В индейцах течет сибирская кровь // Гурулёв.ru. — сайт.
Эхирит-Булагатский район - земля шаманов и степных напевов // Копейка : газета. — 10 сентября 2004.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей