Ясак

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Словарные определения понятия "Ясак" в различных источниках.

Словарь живого великорусского языка В.И. Даля

Яса́к — м. татарск. стар. сторожевой и опознавательный клич, знак, маяк: уран, лозунг, отзыв, пароль: знак для тревоги; сигнал вообще. Имети всякое бережение, и сторо́жи, и ясаки, Ратный Устав. Дети боярские, галичане и костромичи, изменили, почали меж себя ясаком кликати, Акты. Грозный Царь закричал ясаком, подал условный голос. Рыболовный атаман подал ясак, урал.-казач. маяк, условный знак для вестовой пушки.

Особый колоколец при церкви, коим дают знак звонарю, когда благовестить и звонить, когда перестать; маячный колокол, вестовой звон.

Клепало, железная доска и боек, у ночных сторожей. Стучать и бить в ясак.

Ниж. условный, не всякому понятный, или вообще чужой язык. У офеней, у шерстобитов, у мазуриков свой ясак. Чу, купцы не по-русски говорят, а ясаком; да это зыряне торговые!

Яса́к, подать, платимая инородцами, более пушным товаром; ныне обложенных ясаком осталось весьма немного, но встарь большая часть татар, черемис платили ясак. Казанские люди луговые изменили, ясаков не дали, Цар. Кн. Ясачные люди, – татары. Ясачный сборщик или яса́чник, а стар. яса́тчик и яса́щик. Ясачниками зовут и ясачных инородцев.

Ясачные крестьяне, вят. казенные. — деревня. Ясачные деньги, податные, подушные.

Ясачная дорога, столбовая, почтовая.

Яса́чный парень, костр. речистый, разговорчивый, беседливый. Ясачная (ясашная) грамотка, ниж. писанная не по-русски, на ином языке, либо тарабарская. Яса́читького, объяса́чить, обложить податьми, ясаком.[1]

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

Ясак — на языке монгольских и тюркских племен обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной, мягкой рухлядью. Перешло слово Ясак в русский язык со времени завоевания Сибири. Ясак вносился в казну соболями, лисицами, бобрами, куницами и др. пушниной, а иногда и скотом. Все эти меха составляли для казны важный источник дохода и серьезную статью отпускной торговли. Первоначально сбором Ясак ведал сибирский приказ; с 1763 г. мягкая рухлядь стала поступать в кабинет ЕгоВеличества. Ясак назначался для каждого племени или рода в отдельности, "смотря по людям и по промыслам". Уплата Ясак ложилась на инородцев тяжелым бременем, так как служилые люди старались собирать его с "прибылью" и позволяли себе разные злоупотребления, притесняя инородцев за качество Ясак и не допуская замены одних зверей другими. Постоянные жалобы инородцев вызвали в 1727 г. издание указа, разрешавшего замену мягкой рухляди деньгами; но вскоре уплата Ясак деньгами была признана для казны убыточной. В 1739 г. состоялась резолюция кабинета министров собирать Ясак соболями, "а чего соболями не достанет, то добирать другой мягкой рухлядью, а в таких местах, где подлинно соболей в другой мягкой рухляди сыскать невозможно, то брать деньгами по три рубля за соболя". Злоупотребления сборщиков Ясак не прекратились; "ясашные народы терпели от заборщиков Ясак и прочих начальников грабительство и разорение", и правительство в 1763 г. признало необходимым упорядочить ясашную повинность. С этой целью был командирован в том же году в Сибирь секунд-майор Щербачев, для составления генеральной переписи и более правильного обложения Ясак инородцев. Образованные Щербачевым на местах особые комиссии выработали следующие основания для ясашного обложения. Каждый род или улус был обложен или определенным родом зверя, раз навсегда оцененным, или деньгами, или тем и другим вместе. На случай неулова так назыв. "окладных зверей", разрешено было заменять их другой пушниной или деньгами по справочным ценам. В начале XIX века, пришлось снова изменить размеры ясашного обложения, так как материальное положение и численность инородческих племен, обложенных Ясак, значительно изменились. Составлением для кочевых и бродячих инородцев новых окладных ясашных книг занялись образованные в 1827 г. ясашные комиссии, особые для Вост. и для Зап. Сибири. Они приняли за основание вновь выработанного порядка обложения установленное уставом 1822 г. деление инородцев на оседлых, кочевых и бродячих. Для кочевых и бродячих инородцев ясашные комиссии сохранили способ обложения, введенный в 1763 г.; предположено было только отменить 44-копеечный сбор. Оседлые инородцы должны были платить подати иповинности "по тем сословиям, в кои они вступили". По окладам, установленным ясашной комиссией, ясашные инородцы продолжали платить ясак до самого последнего времени, несмотря на то, что многие инородцы, числившиеся по окладным листам кочевыми, успели фактически перейти в оседлое состояние М. Кроль.[2]

Русская Википедия

Ясак — на языке монгольских и тюркских племён обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной (мягкой рухлядью, как её называли на Руси). Перешло слово ясак в русский язык со времени завоевания Сибири.

Сбор ясака был основной целью приведения под «высокую руку государя» неосвоенных территорий. Ясак вносился в казну соболями, лисицами, бобрами, куницами и другой пушниной, а иногда и скотом. Все эти меха составляли для казны важный источник дохода и серьёзную статью отпускной торговли. Первоначально сбором ясака ведал сибирский приказ; с 1763 года мягкая рухлядь стала поступать в Кабинет Его Императорского Величества. Ясак назначался для каждого племени или рода в отдельности, «смотря по людям и по промыслам».

Сбор ясака часто гарантировался путём взятия заложников (аманатов) из туземцев.

Уплата ясака ложилась на инородцев тяжёлым бременем, так как служивые люди старались собирать его с «прибылью» и позволяли себе разные злоупотребления, притесняя инородцев за качество ясака и не допуская замены одних зверей другими. Постоянные жалобы инородцев вызвали в 1727 году издание указа, разрешавшего замену мягкой рухляди деньгами; но вскоре уплата ясака деньгами была признана для казны убыточной. В 1739 году состоялась резолюция кабинета министров собирать ясак соболями, «а чего соболями не достанет, то добирать другой мягкой рухлядью, а в таких местах, где подлинно соболей в другой мягкой рухляди сыскать невозможно, то брать деньгами по три рубля за соболя». Злоупотребления сборщиков ясака не прекратились; «ясашные народы терпели от заборщиков ясака и прочих начальников грабительство и разорение», и правительство в 1763 году признало необходимым упорядочить ясашную повинность. С этой целью был командирован в том же году в Сибирь секунд-майор Щербачев, для составления генеральной переписи и более правильного обложения ясаком инородцев. Образованные Щербачевым на местах особые комиссии выработали следующие основания для ясашного обложения. Каждый род или улус был обложен или определённым родом зверя, раз навсегда оцененным, или деньгами, или тем и другим вместе. На случай неулова так называемых «окладных зверей», разрешено было заменять их другой пушниной или деньгами по справочным ценам. В начале XIX века, пришлось снова изменить размеры ясашного обложения, так как материальное положение и численность инородческих племён, обложенных ясаком, значительно изменились. Составлением для кочевых и бродячих инородцев новых окладных ясашных книг занялись образованные в 1827 году ясашные комиссии, особые для Восточной и для Западной Сибири. Они приняли за основание вновь выработанного порядка обложения установленное уставом 1822 году деление инородцев на оседлых, кочевых и бродячих. Для кочевых и бродячих инородцев ясашные комиссии сохранили способ обложения, введённый в 1763 году; предположено было только отменить 44-копеечный сбор. Оседлые инородцы должны были платить подати и повинности «по тем сословиям, в кои они вступили». По окладам, установленным ясашной комиссией, ясашные инородцы продолжали платить ясак до самого последнего времени, несмотря на то, что многие инородцы, числившиеся по окладным листам кочевыми, успели фактически перейти в оседлое состояние.[3][4][5]

Читать в Иркипедии:

Бродников А. А. Сбор ясака

Примечания

  1. Словарь живого великорусского языка В.И. Даля
  2. Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.
  3. Русская Википедия
  4. Приморский государственный объединенный музей имени В. К. Арсеньева
  5. Жил был раньше такой атаман

Литература

  1. Бахрушин С. В. Ясак в Сибири в XVII в // Научные труды. — М.: 1955. — Т. 3.

Ссылки

  1. Бродников А.А. Сбор ясака: Зависимость процесса объясачивания от потестарно-политической ситуации в регионе. По материалам Восточной Сибири XVII в.
  2. Статья «Ясак» в Энциклопедии Башкортостан

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркипедия | Русская колонизация