Гимназии — учебные заведения с семи-, позднее восьмилетним курсом обучения, созданы в 1804 взамен «главных народных училищ», как мужская ср. общеобразовательная школа. Сильный уклон в сторону преподавания древних языков («классицизм») отличал Г. от других ср. и специальных учебных заведений.
В Сиб. первыми Г. были преобразованные из гл. нар. уч.: Иркутская (1806) и Тобольская (1811). Указом 1828 предписывалось в каждой сиб. губ. иметь по гимназии. Тем не менее третья сиб. Г. (в Томске) была открыта в 1838, а четвертая (в Красноярске) лишь в 1868 и, наконец, Омская (1870). Рост числа правительственных мужских Г. и учащихся в них: на январь 1882— 5 гимназий и 2 прогимназии (младшие 4 класса Г.) с 1.410 учащимися, на январь 1895—8 гимназий и 3 прогимназии с 2.215 учащимися, на январь 1906 — 7 гимназий с 3.669 учащимися. Значит. рост Г. происходит в период 1906—19, в связи с допущением частной инициативы в открытии ср. учебных заведений и некоторой демократизацией самих гимназий. На январь 1919 в Сиб. насчитывалось 19 гимназий, 28 четырехклассных гимназий и 30 частных учебных заведений I разряда с курсом гимназий. Все цифры относятся к мужским Г., о женских же Г. и прогимназиях—см. Женское образование.
Первые Г. отличались крайней малолюдностью, преподаватели были из Пб. Педагогического Ин-та, оканчивало Г. по нескольку человек. Тобольская Г. за 20 лет (с 1837 по 1855) выпустила 102 чел., в ср. по 5 чел. в год. Социальный состав учащихся (на январь 1906) детей дворян и чиновников 54,3%, духовного звания 2,9%, купцов и мещан 30,4%, крестьян 10,6%, пр. 1,8%. Источники содержания (1905): гос. казначейство 58,0%, плата за учение 28,1%, пособия гор. обществ 3,8%, проценты с капиталов и одновременные пожертвования 1,7%, разные источники 8,4%. Ср. расход на 1 гимназию (Зап. Сиб., 1915) 42,2 тыс. руб., на одного учащегося 148 руб. Г. должны были давать законченное ср. образование и вместе с тем подготовлять в высшие учебные заведения и фактически превратились в промежуточное звено, в подготовительную школу для Ун-та. Необходимо отметить, что при крайней трудности обучения (формализм школы, ее «классическое» направление) в Г. все время число выбывших до окончания курса превышало число окончивших: % окончивших курс к общему числу учащихся был невысок (6,4% для 1905) и число окончивших, несмотря на общий рост его, слишком ничтожно для удовлетворения потребности края в образованных людях (для 1905— 247 чел. на всю Зап. и Вост. Сибирь).
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей