Столкнувшись с недостатком кадров и довольно слабым притоком духовенства из Европейской России, церковные власти решили позаботиться о подготовке приходского духовенства непосредственно в регионе. Основная ставка была сделана на детей духовенства, которых воспитывали для церковного служения, сочетая методы домашнего и школьного обучения.
Родители обучали детей зачастую непосредственно при церкви. Затем они определялись на причетнические должности. Получив некоторый уровень знаний и профессиональных навыков, кандидат отправлялся "на поставление" к архиерею, где держал экзамен на духовный чин.
Родители, обучавшие детей дома, направляли епископу подписку, в которой брали на себя обязательства научить детей всему, что знали и умели сами. Например, в расписке дьячка Стефана Завьялова, отправленной в Иркутск 21 декабря 1738г., говорилось: "Имеющихся у меня двух детей: Алексея - пяти лет и Ивана - годовалого обучать грамоте буду неленостно и как к науке наискорее привести могу, а ежели... прилежного радения не исправлю и учиню в том послабу... то повинен я за свою неисправность и необучение истязания и штрафа" 293.
Архиереями был установлен контроль за домашним образованием детей духовенства. За каждого необученного ребенка родители выплачивали штраф в размере 5 руб. Более серьезным наказанием для необразованного причетника мог быть запрет на церковное служение или его исключение из духовного сословия, с определением в податные или в рекруты.
Домашнее образование в рассматриваемый период преобладало в отдаленных духовных правлениях, таких как Киренское, Балаганское. В этих местах наиболее остро ощущался недостаток духовенства и для священника лишиться своего сына в качестве причетника значило остаться без помощника во время богослужений. К тому же доставлять детей из этих приходов в Иркутск было трудно. В Иркутске же и в Иркутском духовном правлении школьное образование играло значительную роль.
Создание системы школьного образования в Восточной Сибири началось в XVIII в. Первая школа в Восточной Сибири была открыта в 1722г. при Туруханском Троицком монастыре и именовалась цифирною. Она давала начальное образование для детей духовенства и новокрещеных "инородцев".
В 1760г. в Красноярске при Воскресенском соборе протопопом Алексеем Михайловским, заказчиком Красноярского духовного правления, была открыта русско-латинская школа для детей духовенства. Решение об ее учреждении принял в 1759г. тобольский митрополит Павел Конюскевич. По мнению красноярского заказчика, в ней должны были обучаться дети духовенства трех духовных правлений Приенисейского края: Красноярского, Енисейского и Туруханского. Для школы в городе был приобретен дом, в котором проводились занятия. Ученики проживали в наемных квартирах красноярцев, за счет родителей, что обходилось в среднем по 10 руб. 40 коп. в год за человека 294.
Первым учителем школы стал Григорий Федорович Скрябин. Он родился в 1739г. в семье духовенства, окончил школу при архиерейском доме в Тобольске. Нужда заставила Скрябина просить о досрочном определении его на место дьякона к Тобольской Благовещенской церкви в возрасте 21 года. В 1760г. он добился перевода в Красноярск и с 1761г. совмещал должности дьякона соборной церкви и учителя в школе. Молодой учитель не ограничивался рамками учебной программы, он с успехом читал и сочинял стихи, учил пению, большей частью светскому, пытался ставить разного рода "пиесы". Григорий Скрябин — автор обличительных и острых эпиграмм. Их героями являлись красноярский полицмейстер, чиновники, глава духовного правления А.Михайловский и др. В 1762г. им была написана "Епиграмма о городе Красноярске":
"Что город Красноярск неславен,
Многим вить ето известно,
И началом он недавен,
Ничево в нем не прелестно,
Что ни мужик - мнится быти сын боярск
Моду ту имеет Красноярск" 295
После этого заказчик А.Михайловский отстранил Г.Скрябина от преподавания в школе и начал следствие, в ходе которого дьякона держали в духовном правлении "на цепи". По решению тобольского митрополита Павла Конюскевича Скрябина перевели в Енисейск. В том же 1762г. ученики школы были "разпущены в домы к отцам и к родственникам".
Духовенство Енисейского и Туруханского духовных правлений обратилось к митрополиту с просьбой перенести школу в Енисейск из-за "дорогих харчевных припасов" в Красноярске. Прошение было удовлетворено и в 1763г. школу перевели в Енисейск на Абалацкое подворье Туруханского Троицкого монастыря. Учителем назначили енисейского священника Андрея Кудрина, а в 1764г. к преподавательской деятельности вернули Г.Ф.Скрябина 296. Однако последний в 1765г. стал полковым священником и покинул город. После упразднения Абалацкого подворья в 1775г. школу перевели в Енисейский Спасский монастырь. В 1780г. ее преобразовали в духовное училище.
Идея создания образовательного учреждения в Иркутске принадлежала направленному в Китай посланнику Л.В.Измайлову, заметившему, что "близко пограничные города государя нашего, а духовенство де не заведет детям школы мунгальского языка... И того времени не плохо робят собравши завести мунгальского языка школу" 297.
Эту идею подхватил архимандрит Антоний Платковский. Четкого плана и представлений о направлении деятельности школы не было. Примером служила архиерейская школа, открытая в Тобольске в 1703г. В 1724г. архимандрит Антоний возвратился в Иркутск из поездки в Китай и активно принялся за дело. Он обратился с прошением в Синод, в котором предлагал открыть школу при Иркутском Вознесенском монастыре для обучения детей духовенства, в том числе "мунгальскому" и китайскому языкам для подготовки священников и проповедников для Пекинской духовной миссии. Разрешение поступило в этом же 1724г. В нем говорилось: "...учреждается в Вознесенском иркутском монастыре школа для обучения церковнических детей и монастырских сирот мунгальскому и китайскому языкам..." 298 Открытие школы состоялось в 1725г.
Используя школу как повод, архимандрит Антоний добился приписки к Вознесенскому монастырю Посольского Преображенского монастыря и Братской Спасской пустыни. На создание школы архимандритом списывались огромные средства. Например, из сумм Вознесенского монастыря Антоний израсходовал 7000 руб., Посольского монастыря - 3000 руб. 299
Таким образом, благородная идея создания образовательного учреждения на деле явилась лишь предлогом для удовлетворения личных амбиций и финансовых интересов настоятеля Вознесенского монастыря.
С учреждением самостоятельной Иркутской епархии заботу о школе взял на себя епископ Иннокентий Кульчицкий. От его внимания не ускользало ничего: ни содержание учеников, ни образовательные программы, ни подбор учителей. Нередко он жертвовал личные средства на ее потребности. Наивысшего подъема школа достигла при епископе Иннокентии Неруновиче. Епископ называл ее семинарией и считал любимым своим детищем.
Школа размещалась в двух избах недалеко от Вознесенского монастыря. В первой, именуемой "горницей", размещались классы, а во второй, "черной избе", помещались школьники.
Основным документом, регулирующим ее деятельность, стал "Духовный регламент". Он предусматривал единообразие, беспрекословную дисциплину, поддерживающуюся розгами и наказаниями, постоянную муштру и замкнутость школы. В нем, в частности, говорилось: "Каждому указать кровать, место сидения на занятиях... Назначить надсмотрщика для соблюдения благочиния. Оный имеет власть наказывать розгою... Подавать все сигналы колоколом, подобно солдатам. До трех лет поступления в семинарию никого никуда не отпускать. А с третьего года отпускать на 7 дней не больше двух раз в году. Родственникам давать встречу в присутствии инспектора" 300.
Сбор учащихся проводился ежегодно по распоряжению епископа. Для обучения направлялись дети в возрасте от 7 до 15 лет. За отправку детей отвечал заказчик, стоявший во главе духовного правления. Ему также поручалось составление и проверка списка детей духовенства, "годных к обучению".
В среде приходского духовенства школьное образование не встретило одобрения и поддержки. Отрыв детей от семьи, замкнутое и почти казарменное положение учеников, экономические трудности, постоянно преследовавшие школу, приводили к тому, что многие родители предпочитали обойти обременительную "школьную повинность". Для этого использовались различные способы.
Особо "отличился" в этом священник Илгинской Богоявленской церкви Лука Афанасьев. В 1734г. он получил предписание об отправке детей в школу. Не желая расставаться со своими чадами, догадливый священник успел записать их в "казачью службу" в состав конной полиции. Узнав об этом, иркутский епископ Иннокентий Нерунович направил в 1735г. в провинциальную канцелярию требование, чтобы впредь без решения епархиальных властей детей духовенства в гражданскую службу не брали. Провинциальная канцелярия отстранила от службы детей илгинского священника. Однако Лука Афанасьев в 1738г. сумел устроить их на причетнические должности при своей церкви. Но епископ оказался неумолим, и Луке пришлось отправить всех троих детей в школу.
Другой священник - Иван Никифоров, также попытался "спасти" своего сына от школы, записав в церковный штат пономарем. Но так же, как и Афанасьеву, ему пришлось отдать сына в школу по требованию епископа. Известны случаи, когда церковнослужители, не желая отдавать своих детей на обучение, покидали духовную службу и переходили в податные сословия. Например, в 1728г. пономарь Уваровский заявил: "Ныне в пономарях быть не желаю, а желаю чтобы сына моего Никифора от школы уволить... и я отбывая от того поверстался в посад" 301.
Столкнувшись с трудностями по комплектованию школы, епископ Иннокентий Кульчицкий в 1727г. для сбора учащихся выпросил 6 солдат, с помощью которых и удалось провести набор. Кроме того, епископ ввел штраф в размере 15 руб. за неотправку детей духовенства в школу. Епископ Иннокентий Нерунович пригрозил "необразованным отнять всякую надежду на чин священнический неотменно, а окончившим школу предоставлять лучшие места в епархии".
Первоначально школа подразделялась на "русскую" и "мунгальскую". В "русской" учили азбуку, часослов, псалтырь и заповеди, а чуть позднее было введено церковное пение; в "мунгальской" - "мунгальскую" азбуку, разговорный бурятский язык и читали монгольские и китайские рукописные книги.
Срок обучения точно определен не был. Окончившим школу считался ученик, прослушавший полный курс и успешно сдавший экзамены. За неуспеваемость следовало отчисление. Например, в марте 1730г. епископ уволил ученика Матвея Шастина, который за 5 лет пребывания в школе не научился даже писать собственное имя.
Число учеников в разные годы менялось. В 1727г. в ней обучалось 13 (8 - в "русской" и 5 - в "мунгальской"), в 1728г. - 28 человек, в 1732г. - 24, в 1734г. - 60. Не все ученики выдерживали учебную нагрузку и внутренний распорядок, о чем свидетельствуют побеги из школы. В 1734г. из нее бежало 12 учеников, в 1735г. - 6, а в 1736г. состоялся еще один массовый побег.
Серьезной проблемой стал подбор педагогов. За 20 лет существования школы в ней сменилось 12 учителей. В 1727г. учителем школы некоторое время был ученик Иван Мостинин, "понеже лучше не было сначала". Иннокентий Кульчицкий неоднократно обращался к духовенству Иркутска с просьбой определить кого-либо из своей среды в учителя. Однако желающих не находилось из-за низкой оплаты. Приходилось довольствоваться случайными людьми или представителями ссыльного духовенства. Так, Иннокентий Нерунович определил к школе сосланного Феофаном Прокоповичем "разстригу" Павла Малиновского, который сумел организовать преподавание латинского языка. Впоследствии Малиновский был вызван в Москву, оправдан и стал митрополитом Московским Платоном.
Иркутские епископы поддерживали школу, сами проводили занятия. Однако невозможность найти замену ушедшему учителю стала серьезным препятствием. Например, после увольнения из школы ламы Лапсана, преподававшего с 1727 по 1737гг., и оказавшегося замешанным в восстании бурят в Забайкалье, "мунгальская" школа прекратила свое существование. В 1746г. школу покинул последний учитель - Гавриил Ленский, после чего она была закрыта.
Самой главной проблемой для школы, оставшейся так и не решенной, была финансовая. Первоначально архимандрит Антоний Платковский переложил финансирование школы на монастыри. Иркутский Вознесенский монастырь должен был содержать учителей и предоставить помещение, а остальные - обеспечить 25 учеников.
Таблица 2.6.
Затраты на годовое содержание учеников школы (76)
Монастырь |
Число учеников |
Денежные затраты |
Хлеба (пудов) |
Круп (пудов) |
Соли (пудов) |
Селенгинский Троицкий |
10 |
10 р. |
60 |
3,75 |
1,5 |
Посольский Преображенский |
7 |
6 р. 30 к. |
42 |
2,6 |
1 |
Киренский Троицкий |
8 |
7 р. 20 к. |
48 |
3 |
1,2 |
Однако монастыри не спешили с отправкой содержания. Селенгинский Троицкий монастырь выплаты за 1729г. отправил только в конце 1730г., а Киренский Троицкий вообще не платил с 1728 по 1731г., ссылаясь на то, что в состав Иркутской епархии не входит. Недостаток средств покрывался за счет доходов Иркутского Вознесенского монастыря, обеспечившего содержание 7 учеников, ежемесячно выделяя на каждого по 10 алтын, ржаной муки по 2 пуда, круп по 5 фунтов и соли по 2 фунта 302. Таким образом школа поддерживалась до 1746г.
Увеличение числа учеников в 30-40-е гг. XVIII в. потребовало дополнительных источников финансирования. Поэтому епископ Иннокентий Нерунович ввел денежный сбор на школу: со священника взималось 50 коп. в год, с дьякона - 30, с дьячка и пономаря - по 10 коп. Сбор производился даже с бездетных церковнослужителей. На содержание школы в 1739г. поступило из 5 духовных правлений (Иркутского, Нерчинского, Селенгинского, Киренского и Илгинского) 50 руб. 90 коп. 303 Для приходского духовенства содержание школы обернулось дополнительным налогом, поэтому оно не проявило заинтересованности в ее сохранении. Забота о школе стала исключительно делом епископа. В 1746г., после отъезда из Иркутска епископа Иннокентия Неруновича школьники были распущены и больше не собирались.
Школа при Иркутском Вознесенском монастыре действовала всего 21 год. Несмотря на короткий период своего существования, она оказала серьезное влияние на формирование приходского духовенства. Более 40 ее выпускников заняли места при иркутских приходских церквях, часть перешла на службу в духовную консисторию, а некоторые - на гражданскую службу. Прослушавшие курс в "мунгальской" школе трудились в качестве миссионеров, переводчиков или были направлены для духовного служения в Китай.
Необходимо признать, что не везде сыновья членов клира учились в школе. В ней обучались главным образом дети духовенства Иркутска, Прибайкалья и Забайкалья. В северной части региона преобладало домашнее образование. Соотношение домашнего и школьного образования в 1732г. приведено в таблице 2.7.
Таблица 2.7.
Соотношение домашнего и школьного образования в Байкальском регионе в 1732г. 304
Духовное правление |
Обучалось в школе |
Обучалось дома |
||
чел. |
% |
чел. |
% |
|
г. Иркутск |
5 |
45 |
6 |
55 |
Иркутское |
12 |
100 |
0 |
0 |
Илимское |
0 |
0 |
16 |
100 |
Нерчинское |
5 |
56 |
4 |
44 |
Селенгинское |
2 |
33 |
4 |
67 |
В 30-40-е гг. XVIII в. епископу Иннокентию Неруновичу удалось добиться увеличения в регионе доли школьного образования среди детей духовенства до 60-65%. Однако после закрытия школы и до учреждения в Иркутске семинарии (1747-1779гг.) домашнее образование вновь стало преобладать.
Сведений о числе грамотных детей духовенства за первую половину XVIII в. сохранилось мало. Более полные данные имеются только за 1738г. по трем духовным правлениям (таблица 2.8.).
Таблица 2.8.
Число детей приходского духовенства Байкальского региона обучавшихся в 1738г. 305
Духовное правление |
Детей приходского духовенства в возрасте |
|||||||
от 1 до 7 лет |
от 7 до 12 лет |
от 12 до 15 лет |
от 15 до 20 лет |
|||||
всего |
обучается |
всего |
обучается |
всего |
обучается |
всего |
обучается |
|
Балаганское (Илгинское) |
18 |
3 |
12 |
9 |
5 |
3 |
11 |
6 |
Киренское |
9 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
1 |
1 |
Селенгинское |
36 |
7 |
18 |
15 |
- |
- |
6 |
2 |
Анализируя эти неполные данные, необходимо учитывать следующее: а) в первой категории, детей от 1 до 7 лет, многие не могли учиться из-за малолетия; б) существовала категория "увечных" детей, которые не могли учиться по состоянию здоровья, но отдельно не выделялись; в) в Иркутске и Иркутском духовном правлении грамотных было, несомненно, больше. Поэтому, можно предположить, что уровень грамотности среди детей духовенства в Восточной Сибири составлял не менее 80%, что являлось высоким показателем.
В 1735г., во время пастырского визита в Якутию, епископ Иннокентий Нерунович принял решение об открытии школы для детей духовенства и новокрещеных якутов. Обустройство школы епископ поручил архимандриту Нафанаилу, переведенному в том же 1735г. из Нерчинского Успенского монастыря в Якутский Спасский. Школа должна была готовить священнослужителей и проповедников для Якутии, со знанием языка коренного населения, способных заниматься миссионерской деятельностью. Ее открытие состоялось в 1736г. В первый год удалось собрать 15 учеников. В школе преподавались Закон Божий, русский язык, счет и пение. От выпускников требовалось знание Священного писания и Священного предания, умение читать и толковать богословские книги, знать церковную службу, объясняться с коренным населением. Финансировалась школа за счет доходов Якутского Спасского монастыря и Иркутской епархии. Постоянную заботу об учебном заведении проявлял Иннокентий Нерунович. Наивысшего подъема школа достигла к 1738г., но после назначения Нафанаила архимандритом Селенгинского Троицкого монастыря стала приходить в упадок. Приехав вторично в Якутию в 1741-1743гг., Иннокентий Нерунович пытался ее поддержать. Однако из-за недостатка средств и нехватки учителей в 1744г. школа в Якутске была закрыта.
Шестилетнее отсутствие в Иркутской епархии архиерея привело к ликвидации школьного образования. Спустя 12 лет после закрытия школы при Вознесенском монастыре епископ Софроний Кристаллевский в 1758г. организовал школу при архиерейском доме и потребовал от духовенства присылки детей для обучения. Епископ составил программу обучения, включив в нее чтение, письмо, церковный устав и духовное пение.
Однако и эта школа столкнулась с отсутствием финансирования. Синод, несмотря на все просьбы епископа, ответил отказом, а доходов Иркутской епархии оказалось недостаточно. Поэтому число учеников было небольшим. В 1773г. в ней обучалось всего 16 чел., а в год выпускалось не более 4-5 чел. При этом в Иркутской епархии в целом числилось детей духовенства, годных по возрасту для обучения, 478 человек. 306
Комплектовалась школа за счет детей духовенства Иркутска и Иркутского духовного правления. Распределяли выпускников архиерейской школы только в пределах Иркутского духовного правления. Поэтому ее влияние оказалось незначительным.
В 1786г. в Киренске при Спасской соборной церкви священником Лаврентием Мордовским была открыта начальная школа для детей духовенства Киренского духовного правления. В ней священник обучал грамоте, счету, церковному пению и знанию основ православия. Школа просуществовала недолго — в 1788г. Мордовский получил новое назначение, и она была закрыта.
Создать устойчивую систему подготовки священнослужителей удалось епископу Михаилу Миткевичу. Прибыв в Иркутск в начале 1773г., он попытался восстановить архиерейскую школу. Вскоре ему стало ясно, что силами епархии создать систему духовного образования невозможно. Поэтому епископ добивался открытия в Иркутске образовательного учреждения, имевшего централизованное финансирование. Решить этот вопрос удалось только через 6 лет. 3 октября 1779г. Синод издал распоряжение об открытии в Иркутске духовной семинарии, а первый набор учеников состоялся в марте 1780г. На ее содержание правительство выделяло 2.000 руб. в год, а с 1797г. - 3000 руб. 307
Ректором семинарии в XVIII в. являлся иркутский епископ. Программа обучения была довольно широкой и включала в себя чтение, письмо, нотное пение, арифметику, латинскую грамматику, риторику, философию, богословие, историю. Курс семинарии состоял из 8 классов (инфима, фара или аналогия, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия, богословие) 308.
Число учеников семинарии в конце XVIII в. составляло 70 чел., а в начале XIX в. - 100 309. В ней обучались дети духовенства со всей Восточной Сибири. Со второй половины 80-х гг. XVIII в. выпускников семинарии стали направлять для церковного служения. Окончившие курс обучения посвящались в священники или дьяконы, а прошедшие неполный курс - в дьячки и пономари. Таким образом, заполнялись и священнические, и причетнические места. Наиболее способные ученики стали направляться в столичные духовные академии.
Таким образом, к концу XVIII в. иркутским архиереям удалось создать учебное заведение, действовавшее стабильно и ставшее ядром духовного образования Восточной Сибири. С его созданием они получили надежный источник пополнения кадров приходского духовенства.
Оглавление книги "ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В XVII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ"
Глава 2. Организация и деятельность православной церкви в XVIII веке
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей