Духовное образование // Дулов А.В., Санников А.П «Православная церковь в Восточной Сибири в XVII- нач. XX вв.» (2006)

Вы здесь

В начале XIX в. окончательно складывается система духовного образования в России, состоявшая из четырех ступеней. В 1808г. были утверждены штаты духовных академий, семинарий, уездных училищ и приходских школ. Четыре духовные академии (в Петербурге, Москве, Киеве, Казани) с четырехлетним сроком образования готовили ученых монахов и кандидатов на высшие должности. В каждой епархии должна была действовать семинария, выпускавшая священников. Срок обучения в ней составляла 6 лет. «Курс низших училищ также рассчитан на 6 лет; в приходских положены: чтение, чистописание, четыре действия арифметики, начатки грамматики, краткий катехизис и пение; в уездных: грамматика, арифметика, пространный катехизис, краткая история и география, церковный устав, пение и классические языки» 118. Уездные училища выпускали церковнослужителей и учителей для духовных училищ и приходских школ.

Семинарии были подчинены духовным академиям (Иркутская - Казанской, хотя из-за отдаленности ее подчинение было формальным), училища и школы — семинариям. В приходской школе обучались два года. Духовенство могло обучать своих детей и дома, но они подвергались экзамену в школе. Чтобы перейти в уездное духовное училище, надо было получить свидетельство об окончании приходской школы. В 1808г. в приходское училище зачисляли детей в 6 лет; в 1814г. возраст для поступления увеличили до 8 лет и разрешили способных учеников переводить в уездные училища уже через год 119.

Важнейшее духовное учебное заведение Восточной Сибири XIX в. — Иркутская семинария. До 1802г. семинария подчинялась непосредственно епископу, который не только подбирал кадры, вел надзор за обучением, но и определял предметы и объем преподавания. С 1802 по 1860гг. семинарий управлял ректор, который одновременно был и архимандритом Вознесенского монастыря. Кафедральный протоиерей А. Виноградов, автор интересной и довольно объективной истории Иркутской семинарии, выделяет в ее истории первый период, второй, начиная его с 1818г., и третий — с 1843г. В первом периоде преподавание велось почти исключительно на латинском языке. По правилам, введенным в 1814 г. все сыновья духовенства должны были поступать в духовные учебные заведения.

Финансирование семинарии было недостаточным. В 1797г. на ее содержание было назначено по 3000 рублей в год и эта небольшая сумма не давала возможности хорошо оплачивать учителей. Семинаристы жили скученно, питались впроголодь, занятия шли в тех же комнатах, где ученики спали. До 1818г. семинария не была отделена от духовного училища 120.

В семинарии было шесть классов: информатории, грамматики, синтаксиса, риторики, философии и богословия. В классе информатории преподавали начальные разделы грамматики, арифметики, краткий катехизис, часослов, псалтырь. В следующем классе — грамматическом, занимались латынью, арифметикой, более детально штудировали катехизис. В классе синтаксиса продолжали изучать грамматику латинского и русского языков, пространный катехизис. В классе риторики преподавали всеобщую риторику и географию, мифологию, знакомили с классической поэзией, ораторским искусством. В классе философии изучали логику, метафизику, физику, естественную историю и историю России. Богословский класс давал представление об истории церкви, каноническом праве, богословии, кроме того, семинаристы писали диссертации на латинском языке, тексты проповедей — на русском.

В первых двух классах преподавали выпускники семинарии, иногда даже ученики философии и богословия. Старшие классы всегда вели наиболее авторитетные преподаватели: класс философии — префект (заместитель ректора); класс богословия — сам ректор 121.

Судя по сведениям за 1817г., возраст учеников семинарии, тогда еще не отделенной от училища, колебался от 8 до 24 лет. В зависимости от способностей и прилежания весь курс училища и семинарии ученики проходили от 10 до 20 лет 122.

Поскольку условия жизни в семинарии были очень трудными, ее оканчивали далеко не все. Многие старались, пройдя несколько классов, устроиться на должность причетника, а старшие — на должность священника или дьякона, обзаводились семейством. Таких семинаристов обязывали закончить обучение, хотя это не всегда исполнялось.

В преподавании часто господствовала зубрежка, семинаристы подвергались за провинности публичной порке во дворе семинарии. Состав преподавателей не всегда был профессиональным, особенно в первых классах (каждый учитель вел все предметы своего класса). Тем не менее, и в этот ранний период семинария выпускала священников и дьяконов, обладавших значительно более высоким уровнем подготовки, чем местное духовенство конца XVIII в.

С 1818г. семинария отделена от училища, преподавание идет по общим для всей страны программам и учебникам, многие предметы ведутся на русском языке. Хотя семинария остается небольшой по количеству учеников, значительно уступая Тобольской, их число растет. В 1819г. семинаристов было 51, в 1825г. — 42, в 1838г. — 100, 1850-х гг. — от 100 до 142 123. С 1822г. в семинарии начали преподавать монгольский язык. Качество обучения не всегда было удовлетворительным: М.В. Загоскин и С.С. Шашков отмечали схоластичность преподавания, увлечение зубрежкой, но называли и ярких учителей, а Шашков говорил об улучшении качества обучения в 1850-х гг. Уровень квалификации преподавателей стал высоким уже к 1831г.: из шести учителей семинарии пятеро окончили Московскую академию и лишь один, обучавший монгольскому языку, имел среднее специальное образование 124.

Имеющиеся сведения за 1838-1846 гг. позволяют сделать вывод о том, кем стали выпускники семинарии за эти годы. Из 87 человек 52 служили священниками, 12 — оказались дьяконами, причетниками, монахами, 11 — учителями и инспекторами духовных училищ, 12 трудились в гражданском ведомстве 125.

В 40-50-х гг. XIX в. в семинарии произошли значительные перемены. С 1834г. все предметы в семинарии ведутся на русском языке, что значительно облегчило усвоение курсов. Начинается преподавание дисциплин, имевших практическое значение: землемерия, медицины, агрономии. В 1848г. Синод разрешил обучать в духовных заведениям детей и других сословий, кроме духовенства, а обязанность его направлять своих детей в эти заведения была отменена. Существенное значение имел переход семинарии в отдельное двухэтажное каменное здание, более просторное, чем прежнее (декабрь 1846г.).

К концу описываемого периода в регионе открылось новое учебное заведение, выпускавшее священников: в 1858г. в Якутск была переведена духовная семинария с о. Ситхи (Русская Америка) 126. Среди предметов, изучаемых в ней, был якутский язык.

Кадры священнослужителей в первой половине XIX в. в основном готовили духовные училища с четырехлетним сроком обучения. К началу 1830-х гг., по данным Л.Н. Харченко, в Восточной Сибири имелось 5 таких училищ: Иркутское, Енисейское, Киренское, Верхнеудинское и Нерчинское 127. Однако ею не учтено Якутское училище, открытое в 1823г. 128.

К началу 1860-х гг. число училищ возросло. Больше всего их было в Иркутской губернии. В Иркутске находилось епархиальное училище со 117 учениками и в том же городе или его уезде — уездное училище с 135 учениками. Уездные училища были также в Нижнеудинске (58 чел.) и Киренске (29 чел.) 129. Енисейское духовное училище, преобразованное в 1827г. из приходского, в 1856г. перевели в Красноярск 130.

Император Николай I подал идею открыть в Иркутске женское училище духовного ведомства. Архиепископ Нил уговорил купца Е.А. Кузнецова построить за свой счет дом для училища и выделить 150 тыс. руб. для обеспечения его деятельности. Строительство деревянного здания у Знаменского монастыря закончилось в 1853г., и 6 декабря новое училище приняло 7 первых воспитанниц. Его выпускницы призваны были преподавать в приходских школах, участвовать в обслуживании церквей. Первоначально училище состояло из трех классов 131. В 1861г. в нем было 47 учениц.

Таким образом, в начале 1860-х гг. в Восточной Сибири было 8 мужских духовных училищ и одно женское. Относительно крупными были только иркутские училища, училища в остальных городах были небольшими.

Среднее число воспитанников училища в Иркутской губернии составляло 85 человек. Местные духовные училища, так же, как и семинарии, были менее крупными, чем в среднем по России: по сведениям за 1850г., среднее число обучаемых равнялось там 135 для училищ и 355 для семинарий 132. Всего же воспитанников духовных училищ в Восточной Сибири было 400-500 человек.

По-видимому, при всех духовных училищах имелась бурса (общежитие). Современная энциклопедия дает такую характеристику условий жизни в бурсе: «В первой половине прошлого столетия (т.е. XIX в. — А.Д.) состояние этих бурс было еще очень жалкое: крайняя неопрятность и запущенность помещений, злоупотребления при снабжении воспитанников пищей и одеждой, негигиенические условия жизни, жестокость в обращении с воспитанниками, нерациональные педагогические приемы (запугивание, возбуждение розни между бурсаками и др.) — все это делало значение бурсы того времени довольно отрицательным» 133. Ясно, что в Восточной Сибири с ее более бедными епархиями, монастырями и суровым климатом бурсакам жилось ничуть не лучше, чем Европейской России. Бывали случаи, когда некоторых воспитанников брали на квартиру учителя или священники, облегчая тем самым их жизнь.

Состав преподавателей в училищах был, конечно, слабее, чем в семинарии. Далеко не все из них имели среднее образование.

Церковные и монастырские школы в Восточной Сибири появились еще в XVIII в., некоторые из них, вероятно, были близки к уровню училищ, либо выполняли функции позднейших приходских школ. В 1808г. по решению Синода стали учреждаться приходские школы.

В 1818г. в Иркутской губернии было 18 таких школ 134. Однако многие из них существовали недолго и быстро закрывались. С 1840-х гг. вновь было организовано значительное количество приходских школ на более прочных основаниях.

В 1861г. в Иркутске имелись 4 приходские школы, в Иркутском округе — 1, в Киренске — 1, в Киренском округе — 6, в Нижнеудинском округе — 3, в Балаганском — 5, в Верхоленском — 6. Всего же в 26 приходских школах губернии училось тогда 653 человека 135, т.е., в среднем по 25 человек.

В Енисейской губернии в 1862г. было 9 приходских школ (2 в Красноярске, по 1 в Енисейске, Ачинске, Канске, Минусинске, селах Частоостровском, Рыбинском, Казачинском) с 358 учениками 136. Среднее число учащихся здесь выше — 40 человек. По сведениям за 1860 г., завершило обучение лишь 28% учеников этих школ.

В Якутске была одна школа с 22 воспитанниками. Для Забайкалья имеются данные за 1872г. — там в 10 приходских школах обучалось 207 человек 137.

Таким образом, если учесть, что в Забайкалье в начале 60-х гг. приходских школ было меньше, чем в 1872г., можно считать, что в регионе имелось в начале 1860-х гг. четыре десятка приходских школ с общей численностью обучавшихся примерно в 1100 человек, а в среднем приходилось на одну школу 26-29 человек.

Преподавателями школ изредка были священники, чаще же всего — церковные причетники или учителя. Плату они получали мизерную, а иногда работали безвозмездно. Далеко не всегда церковно-приходские школы имели отдельные помещения, ютясь на квартирах причта или учителей, в сторожках, в домах волостных управ.

В целом следует признать, что при всех недостатках системы обучения большую роль в складывании кадров восточносибирского духовенства сыграла иркутская семинария, возникшая на 25 лет раньше иркутской гимназии и готовившая не только квалифицированных священников, но также чиновников и учителей. Не случайно в 1866г. было отмечено, что Иркутск «взрастил и воспитал в своей семинарии трех архиереев: Иннокентия Камчатского, Павла Якутского и Герасима Самарского» 138.

Всего же можно считать, что семинария дала за этот период более 100 выпускников; семинаристов, не закончивших курс обучения и выпускников духовных училищ было более 500, полный курс приходских училищ прошло более 1000 человек и еще не менее тысячи — частичный. Поэтому духовные учебные заведения для Восточной Сибири, несомненно, сыграли важную роль не только в образовании духовенства, но и в развитии культуры края.

Оглавление книги "ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В XVII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ"

Примечания

Глава 3. Православная церковь Восточной Сибири в 1805-1860 годах

  1. Иркутская летопись (Летописи П.И. Пежемского и В.А. Кротова). Иркутск. 1911. С.185.
  2. Подробные подсчеты см. в таблице № 1 Приложения, составленной на основании официальных данных.
  3. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.94; Калашников А.А. Якутия. Хроника. Факты. События. 1631-1917 гг. Якутск. 2002. С.169.
  4. Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири... Ч.3. С.101.
  5. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.95.
  6. Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири... Ч. 3. С.101.
  7. Доброклонский А. Руководство по истории Русской церкви. Вып.4. М., 1893. С.122.
  8. Устав духовных консисторий с дополнениями и разъяснениями Св. Синода и Правительствующего Сената. Составил М.Н. Палибин. СПб., 1900. Ст.112.
  9. Наумова О.Е. Указ. соч. С.74.
  10. Доброклонский А. Указ. соч. С.117.
  11. Устав духовных консисторий... Ст.99.
  12. Там же. Ст.148-149.
  13. Там же. Ст.176.
  14. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись 1661-1940 гг. Иркутск, 2003. С.46.
  15. Доброклонский А.Указ. соч. С.104.
  16. Иркутская летопись. С.207, 215.
  17. Записки иркутских жителей. Иркутск, 1990. С.273.
  18. Наумова О.Е. Указ. соч. С.84.
  19. Там же.
  20. Иркутская летопись... С.202.
  21. Штейнгейль В.И. К иркутскому летописцу пояснение. Записка о Сибири // Штейнгейль В.И. Сочинения и письма. Т.2. Записки и статьи. Иркутск. 1992 . С.197.
  22. Серафимович С. (Шашков). Очерки русских нравов в старинной Сибири // Отечественные записки. 1867. Октябрь. Кн.2. С.700.
  23. Записки иркутских жителей. С.274.
  24. Вагин В. Исторические сведения о деятельности графа М.М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 год. Т.1. СПб., 1872. С.38-39.
  25. Барон Корф. Жизнь графа Сперанского. СПб., 1861. С.11.
  26. Иркутск, его место и значение в истории и культурном развитии Сибири. М., 1891. С.25-26.
  27. ИЕВ. 1863. № 8. С.92.
  28. Цит. по: Иркутск, его место и значение... С.25.
  29. Указы опубликованы в "Сибирском архиве" за 1912 г. № 11. С.851-855.
  30. Иркутск, его место и значение... С.48-49.
  31. Иркутская летопись... С.243.
  32. Иркутск, его место и значение... С.48. Странно, что в указ. книге О.Е. Наумовой эта история названа "крайне загадочной" (с.97).
  33. Калинина И.В. Канонизированные святые, мученики и исповедники Земли Иркутской // Тальцы. 2000. № 1(8). С. 11.
  34. XII. Перевод на иркутскую кафедру. Арест предместника, архиепископа Иринея Нестеровича. Приезд в Иркутск. Увоз предшественника с конвоем. (б/а, б/м, б/г). Выдержки из книги о Мелетии.
  35. Там же. С.104. Лавинский здесь ошибочно назван Лабинским.
  36. Иркутская летопись... С.334-335.
  37. Трубецкой С.П. Материалы о жизни и революционной деятельности. Т. 2. Иркутск, 1987. С.189.
  38. Муханов П.А. Сочинения, письма. Иркутск, 1991. С.378.
  39. Струве Б.В. Цит. соч. С.24.
  40. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.216, 224; Стахеева Н.Н. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев Восточной Сибири в XIX веке // Из истории Иркутской епархии. Сб. науч. тр. Иркутск, 1998. С.79.
  41. Иркутск, его место и значение... С.46.
  42. Там же.
  43. Струве Б.В. Воспоминания о Сибири. 1848-1854 гг. СПб., 1889. С.23.
  44. Иркутская летопись 1857-1880 г. Составил Н.С. Романов. Иркутск. 1914. С.6.
  45. Дулов А.В. Петрашевцы в Сибири. Иркутск, 1996. С.187.
  46. Там же. С.188.
  47. Гончаров И.А. По Восточной Сибири. В Якутске и в Иркутске // Гончаров И.А. Собр. соч. Т.3. М., 1978. С.487.
  48. Струве Б.В. Указ. соч. С.141.
  49. Белокрыс М.А. По следам библиотеки отца Даниила // Отечество. Краеведческий альманах. М., 1995. С.280.
  50. Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита на границах Китайской Монголии, в Чикойских горах за Байкалом... Иркутск, 1894. С.20.
  51. Кузнецова М.В. Иркутская школа (XVIII — первая половина XIX веков). Иркутск, 2000. С.117-118.
  52. Наумова О.Е. Указ. соч. С.166-167.
  53. Нестор, иеромонах. Православие в Сибири (исторический очерк). СПб., 1910. С.52.
  54. Дрибас Л.К. Образ жизни духовенства губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине XIX века. Дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2004. С.47, 141.
  55. Наумова О.Е. Указ. соч. С.90.
  56. Касьянов Василий, протоиерей. Сказание о жизни и подвигах в бозе почившего старца Даниила, подвизавшегося в Сибирской стране, в пределах города Ачинска. М., 1890. С.17.
  57. Доброклонский А. Указ. соч. С.390-391.
  58. Андриевич В.К. Сибирь в XIX столетии. Ч. 1. СПб., 1889. С.46.
  59. Записки иркутских жителей... С.273.
  60. Сведения о жертвователях на территории современной Иркутской области взяты из: Калинина И.В. Православные храмы... С.475-482.
  61. Туманик А.Г. Крупнейшие православные храмы Сибири. Новосибирск, 1998. С.74, 75.
  62. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.94; История Якутской АССР. Т.2. М., 1957. С.251-252.
  63. Подсчитано по: Калинина И.В. Деревянное культовое зодчество Иркутской области XVII — начала ХХ вв. // Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск, 1990. С.58.
  64. Выражаю благодарность И.В. Калининой за сообщение этих сведений.
  65. Подсчитано по: Калинина И.В. Православные храмы...
  66. Памятная книжка для Иркутской губернии на 1861 год. Иркутск, 1861. С.138-141.
  67. Шахеров В.П. Социально-экономическое развитие верхнего Приленья в XVII - первой половине XIX в. Иркутск, 2000. С.57.
  68. Подсчитано по: Тематический перечень документов из фондов Государственного архива Красноярского края // Церковь и государство: прошлое и настоящее Тез. докл. и сообщ. научн. конф. Красноярск, 2001. С.65-82.
  69. Догуревич Т.А. Свет Азии. Распространение христианства в Сибири. С.156-157.
  70. О числе церквей и других богослужебных зданий в Енисейской губернии за 1861 год // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.129.
  71. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. Новосибирск, 1983. С.22.
  72. А.Н. (Архиепископ Нил) Путевые заметки. Ч.1. Ярославль, 1874. С.89.
  73. Там же. С.55.
  74. Там же. С.66-69, 167.
  75. Калинина И.В. Православные храмы... С.208.
  76. Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом (XVII — XIX века). Красноярск, 1990. С.167-168.
  77. Минерт Л.К. Указ. соч. С.62.
  78. LANSDELL HENRY. THROUGH SIBERIA. Vol.1. London. 1882. p.332.
  79. Минерт Л.К. Указ. соч. С.120.
  80. Доброклонский А. Указ.соч. С.158.
  81. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.95. Данные по Якутии не полны.
  82. Подсчитано по: Гагемейстер Ю.А. Указ. соч. Приложения. Табл. 1. "Народонаселение Сибири".
  83. Андриевич В.К. Сибирь в XIX столетии. Ч.2. СПб., 1889. С.256, 268.
  84. Кожухов Ю.В. Русские крестьяне Восточной Сибири в первой половине XIX века (1800-1860). Л., 1967. С.375.
  85. Шишигин Е.С. Распространение христианства в Якутии. Якутск, 1991. С.84.
  86. Там же. С.85.
  87. Доброклонский А. Указ.соч. С.181-182.
  88. Наумова О.Е. Указ. соч. С.133.
  89. ГАИО, ф.50, оп.1. д.4315.
  90. Там же, л.39.
  91. Доброклонский А. Указ.соч. С.184.
  92. Юрганова И.И. История Якутской епархии. 1870-1919 гг. (деятельность духовной консистории). Якутск, 2003. С.52.
  93. История Якутской АССР. Т. II. М., 1957. С.203.
  94. Кожухов Ю.В. Указ. соч. С.375.
  95. Наумова О.Е. Указ. соч. С.143.
  96. Дрибас Л.К. Образ жизни духовенства губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине XIX в. Дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2005. С.169, 260.
  97. По данным В.С. Сигова (Корпоративная этика чиновничества Восточной Сибири в царствование Николая I. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2001. С.17) низшее чиновничество, в том числе указанные выше должностные лица, получали от 120 до 450 руб., и еще кончено, "неофициальные доходы".
  98. А.П. Щапов в Иркутске (Неизданные материалы). Иркутск, 1938. С.33, 38.
  99. Куприн А.И. Собр. соч. в пяти томах. Т.4. М., 1982. С.329, 331.
  100. Наумова О.Е. Указ.соч. С.95. Сама О.Е. Наумова указывает несколько завышенный процент (25%), поскольку ошибочно подсчитала в таблице на с.95 сумму священников (391 вместо 420, получающуюся в колонке "численность священников").
  101. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, л.40.
  102. Наумова О.Е. Указ. соч. С.106.
  103. Косых В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы Первой российской революции. Чита, 1999. С.25-26.
  104. Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, л.40.
  105. ГАИО, опись 1 ф.50, Т.1. д.3697-3907. Сами дела эти утрачены, но в описи отражено их содержание.
  106. Шашков С. Автобиография // Восточное обозрение. 1882. № 28. С.11.
  107. Муханов П.А. Сочинения, письма. Иркутск, 1991. С.164, 172.
  108. ГАИО, ф.50, оп.1, д.4315, лл. 1-35.
  109. Щукин Н. Поездка в Якутск. С.184.
  110. Степанов А.П. Енисейская губерния. СПб., 1835. Ч.1. С.175.
  111. Записки иркутских жителей... С.288.
  112. Щукин Н. Указ. соч. С.185.
  113. ИГВ. 1859. № 30. Автор статьи — местный протоиерей К.Кокоулин, один из "идеологов" движения.
  114. Слова и речи, произнесенные в Камчатской и Иркутской епархиях протоиереем Прокопием Громовым. СПб., 1857.
  115. Иркутская летопись... С.348-349.
  116. Там же. С.248.
  117. Доброклонский А. Указ. соч. С.209.
  118. Андриевич В.К. Указ. соч. Ч.II. С.272, 274.
  119. Кузнецова М.В. Иркутская школа... С.78.
  120. Столетний юбилей Иркутской духовной семинарии (извлечено из №№ 40-44 "Иркутских епархиальных ведомостей") Иркутск, 1879. С.38-39.
  121. Кузнецова М.В. Иркутская школа... С.80-81.
  122. Там же. С.166-167.
  123. Харченко Л.Н. Распространение православной духовной литературы и духовного просвещения в Восточной Сибири (XVII — первая половина XIX вв.). Иркутск, 2001. С.113.
  124. Там же. С.83.
  125. История Якутской АССР. Т.II. М., 1957. С.257.
  126. Харченко Л.Н. Указ. соч. С.113.
  127. История Якутской АССР. Т.II. М., 1957. С.257.
  128. Памятная книжка Иркутской губернии на 1901 год. Иркутск, 1901. С.70.
  129. Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.338.
  130. Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Иркутский и Верхоленский. (Биографический очерк). Иркутск, 1903. С.44.
  131. Подсчитано по: Русское православие: вехи истории. М., 1989. С.335.
  132. Бурса // Христианство. Энциклопедический словарь в двух томах. Т.1. М., 1993. С.312.
  133. Панчуков А.М. История начальной и средней школы в Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1959. С.3.
  134. Памятная книжка Иркутской губернии на 1901 год... С.70.
  135. Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год... С.328-329.
  136. Лынша О.Б. Развитие начального образования у сельского населения Забайкальской области во второй половине XIX века // Тальцы. 2001. № 1. С.35.
  137. ИЕВ. Прибавления. 1866. № 49. С.544.
  138. Добронравин К. Очерк истории русской церкви, с начала христианства в России до настоящего времени (1860 года). СПб., 1863. С.294.
  139. Доброклонский А. Указ. соч. С.407.
  140. Добронравин К. Указ. соч. С.123.
  141. Замечания о Сибири сенатора Карнилова. СПб., 1828. С.29.
  142. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Кн.1. М., 1838. С.497.
  143. А.Н. Путевые записки... Ч.1. С.63.
  144. Там же. С.144.
  145. Кожухов Ю.В. Указ. соч. С.375-376.
  146. Щукин Н. Поездка в Якутск. СПб., 1
  147. 844. С.70.
  148. Там же. С.231-232.
  149. Литвинцев Ф. Краткий очерк четырнадцатилетнего управления высокопреосвященного Вениамина Иркутской епархией... Иркутск, 1887. С.27.
  150. Русское православие: вехи истории. М., С.337.
  151. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.206-207.
  152. Доброклонский А. Указ. соч. С.277.
  153. Серафимович С. Очерки русских нравов в старинной Сибири... С.731-733.
  154. Калашников И. Записки иркутского жителя // Записки иркутских жителей. Иркутск, 1990. С.265.
  155. ИЕВ. Прибавления. 1863. № 9. С.98.
  156. Записки иркутских жителей... С.296.
  157. Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. СПб., 1865. С.216.
  158. Енисейский энциклопедический словарь. Красноярск, 1998. С.677.
  159. Гончаров И.А. Фрегат "Паллада"... С.552.
  160. ИЕВ. Прибавления. 1865. № 10. С.119.
  161. Там же. С.120.
  162. Доброклонский А. Указ. соч. С.425-429.
  163. Устав духовных консисторий... Ст.119.
  164. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале ХХ века. М., 2002. С.51.
  165. Там же. С.53-54.
  166. Шавельский Л. Краткое историко-статистическое описание Иркутского Вознесенского монастыря. Иркутск, 1905. С.12.
  167. А.Н. Путевые заметки... С.61-62.
  168. Шавельский Л. Указ. соч. С.18.
  169. Перечень приведен в книге Л.Шавельского.
  170. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  171. Шахеров В.П. Указ. соч. С.72-73. Автор этой работы полагает, что во второй класс монастырь переведен в 1839 г., но дата — 1836 г., которую называет В.В. Зверинский в кн. "Преобразования старых и учреждение новых монастырей с 1764 по 1 июля 1890 год", СПб., 1890. С.271 и О.Е. Наумова ("Иркутская епархия...", С.126) представляется более правильной.
  172. А.Н. Путевые заметки... С.160-161.
  173. Шахеров В.П. Указ. соч. С.73-74.
  174. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  175. Попов Н. Ниловская пустынь // Записки Сибирского отдела ИРГО. Кн.VII. Иркутск, 1864. II. С.56-58.
  176. Там же. С62.
  177. Торшина Н. Знаменский монастырь // Земля Иркутская. 1998. №10. С.25.
  178. Илария, монахиня, Крючкова Т.А. Иркутский Знаменский женский монастырь // Тальцы. 2000. №1. С.69.
  179. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  180. Краткое сведение об Енисейском женском Христо-Рождественском третьеклассном монастыре // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.348.
  181. Там же. С.349.
  182. Краткое сведение об Енисейском Спасском мужском монастыре // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.338-339.
  183. Там же. С.339.
  184. Кривошапкин М.Ф. Указ. соч. С.307.
  185. Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып.1. Красноярск, 1989. С.331-332.
  186. Туруханский монастырь. Настоящее положение монастыря // ИЕВ. Прибавления. 1864. №29. С.481.
  187. Там же. №27. С.442.
  188. Сафронов Ф.Г. Русские крестьяне в Якутии (XVII — начало ХХ вв.). Якутск, 1961. С.77-78.
  189. Там же. С.81.
  190. Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь. Улан-Удэ, 1982. С.42.
  191. Минерт Л.К. указ. соч. С.119.
  192. Харченко Л.Н. Указ. соч. С.139.
  193. Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам... С.23-25.
  194. Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь... С.49.
  195. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  196. Птицын В.В. Селенгинская Даурия. Очерки Забайкальская края. СПб., 1896. С.41.
  197. Минерт Л.К. Указ. соч. С.123.
  198. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  199. Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам... С.41.
  200. Там же. С.39.
  201. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  202. Там же.
  203. Русское православие: Вехи истории... С.336.
  204. Цит. по: Ванина И.Ю. О проектах миссионерской работы в Сибири // Исторические судьбы православия в Сибири. Тез.докл. и сообщ. науч. конф. 1-3 октября 1997г. Иркутск, 1997. С.32.
  205. Иркутск, его место и значение... М., 1891. С.47.
  206. Андриевич В.К. Указ. соч. Ч.2. С.270.
  207. А.Н. Путевые заметки... Ч.1. С.348, 352.
  208. Там же. С.353.
  209. Гончаров И.А. Фрегат "Паллада"... С.534.
  210. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 1882. С.114.
  211. Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале ХХ веков. Улан-Удэ, 1957. С.22.
  212. Там же. С.32.
  213. Письма Вениамина, архиепископа Иркутского... к Казанскому архиепископу Владимиру... - СПб., 1916. С.23.
  214. Шагжина З.А. Христианизация тункинских бурят в XIX веке//Историческое, культурное и природное наследие (Состояние, проблемы, трансляция). Вып.3, ч.1. — Улан-Удэ, 2000. — с.143.
  215. Романов Н.С. Иркутская летопись 1857-1880 гг. — Иркутска, 1914 . — с.6.
  216. Шагжина З.А. Указ. соч. С.144-145.
  217. Доброклонский А. Указ. соч. С.37.
  218. Догуревич Т.А. Указ. соч. СПб., 1897. С.97-98.
  219. Харченко Л.Н. Указ. соч. С.128-129.
  220. Наумова О.Е. Указ. соч. С.166-168.
  221. Гончаров И.А. Фрегат "Паллада"... С.536.
  222. Подсчитано по: Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. Ч.1-3. СПб., 1854. Приложения. Таблица № 1.
  223. Геденштром М. Отрывки о Сибири. М., СПб., 1830. С.61.
  224. Розен А.Е. Записки декабриста. СПб., 1907. С.168.
  225. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII—ХХ вв. Новосибирск, 1994. С.97.
  226. Подсчитано по: Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. Т.1-3. СПб., 1854. Табл.1. Народонаселение Сибири по отчетам губернаторов.
  227. Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири в XVII — начале ХХ вв. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 1998. С.14-15.
  228. Там же. С.15.
  229. Доброклонский А. Указ.соч. С.374.
  230. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.216.
  231. Там же. С.216-218.
  232. Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири... С.18.
  233. Благовещенский. Записки о Сибири // Вестник Европы. 1882. С.311.
  234. Максимов С. Сибирь и каторга. В трех частях. Ч.2. СПб., 1871. С.219-220.
  235. Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири... С.19.
  236. Благовещенский. Указ. соч. С.312.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок науч. р. | Автор(ы): Дулов А. В., Санников А.П. | Источник(и): Православная церковь в Восточной Сибири в XVII - начале XX веков / А.В. Дулов, А.П. Санников. - Иркутск. 2006 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2006 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.