В начале XIX в. окончательно складывается система духовного образования в России, состоявшая из четырех ступеней. В 1808г. были утверждены штаты духовных академий, семинарий, уездных училищ и приходских школ. Четыре духовные академии (в Петербурге, Москве, Киеве, Казани) с четырехлетним сроком образования готовили ученых монахов и кандидатов на высшие должности. В каждой епархии должна была действовать семинария, выпускавшая священников. Срок обучения в ней составляла 6 лет. «Курс низших училищ также рассчитан на 6 лет; в приходских положены: чтение, чистописание, четыре действия арифметики, начатки грамматики, краткий катехизис и пение; в уездных: грамматика, арифметика, пространный катехизис, краткая история и география, церковный устав, пение и классические языки» 118. Уездные училища выпускали церковнослужителей и учителей для духовных училищ и приходских школ.
Семинарии были подчинены духовным академиям (Иркутская - Казанской, хотя из-за отдаленности ее подчинение было формальным), училища и школы — семинариям. В приходской школе обучались два года. Духовенство могло обучать своих детей и дома, но они подвергались экзамену в школе. Чтобы перейти в уездное духовное училище, надо было получить свидетельство об окончании приходской школы. В 1808г. в приходское училище зачисляли детей в 6 лет; в 1814г. возраст для поступления увеличили до 8 лет и разрешили способных учеников переводить в уездные училища уже через год 119.
Важнейшее духовное учебное заведение Восточной Сибири XIX в. — Иркутская семинария. До 1802г. семинария подчинялась непосредственно епископу, который не только подбирал кадры, вел надзор за обучением, но и определял предметы и объем преподавания. С 1802 по 1860гг. семинарий управлял ректор, который одновременно был и архимандритом Вознесенского монастыря. Кафедральный протоиерей А. Виноградов, автор интересной и довольно объективной истории Иркутской семинарии, выделяет в ее истории первый период, второй, начиная его с 1818г., и третий — с 1843г. В первом периоде преподавание велось почти исключительно на латинском языке. По правилам, введенным в 1814 г. все сыновья духовенства должны были поступать в духовные учебные заведения.
Финансирование семинарии было недостаточным. В 1797г. на ее содержание было назначено по 3000 рублей в год и эта небольшая сумма не давала возможности хорошо оплачивать учителей. Семинаристы жили скученно, питались впроголодь, занятия шли в тех же комнатах, где ученики спали. До 1818г. семинария не была отделена от духовного училища 120.
В семинарии было шесть классов: информатории, грамматики, синтаксиса, риторики, философии и богословия. В классе информатории преподавали начальные разделы грамматики, арифметики, краткий катехизис, часослов, псалтырь. В следующем классе — грамматическом, занимались латынью, арифметикой, более детально штудировали катехизис. В классе синтаксиса продолжали изучать грамматику латинского и русского языков, пространный катехизис. В классе риторики преподавали всеобщую риторику и географию, мифологию, знакомили с классической поэзией, ораторским искусством. В классе философии изучали логику, метафизику, физику, естественную историю и историю России. Богословский класс давал представление об истории церкви, каноническом праве, богословии, кроме того, семинаристы писали диссертации на латинском языке, тексты проповедей — на русском.
В первых двух классах преподавали выпускники семинарии, иногда даже ученики философии и богословия. Старшие классы всегда вели наиболее авторитетные преподаватели: класс философии — префект (заместитель ректора); класс богословия — сам ректор 121.
Судя по сведениям за 1817г., возраст учеников семинарии, тогда еще не отделенной от училища, колебался от 8 до 24 лет. В зависимости от способностей и прилежания весь курс училища и семинарии ученики проходили от 10 до 20 лет 122.
Поскольку условия жизни в семинарии были очень трудными, ее оканчивали далеко не все. Многие старались, пройдя несколько классов, устроиться на должность причетника, а старшие — на должность священника или дьякона, обзаводились семейством. Таких семинаристов обязывали закончить обучение, хотя это не всегда исполнялось.
В преподавании часто господствовала зубрежка, семинаристы подвергались за провинности публичной порке во дворе семинарии. Состав преподавателей не всегда был профессиональным, особенно в первых классах (каждый учитель вел все предметы своего класса). Тем не менее, и в этот ранний период семинария выпускала священников и дьяконов, обладавших значительно более высоким уровнем подготовки, чем местное духовенство конца XVIII в.
С 1818г. семинария отделена от училища, преподавание идет по общим для всей страны программам и учебникам, многие предметы ведутся на русском языке. Хотя семинария остается небольшой по количеству учеников, значительно уступая Тобольской, их число растет. В 1819г. семинаристов было 51, в 1825г. — 42, в 1838г. — 100, 1850-х гг. — от 100 до 142 123. С 1822г. в семинарии начали преподавать монгольский язык. Качество обучения не всегда было удовлетворительным: М.В. Загоскин и С.С. Шашков отмечали схоластичность преподавания, увлечение зубрежкой, но называли и ярких учителей, а Шашков говорил об улучшении качества обучения в 1850-х гг. Уровень квалификации преподавателей стал высоким уже к 1831г.: из шести учителей семинарии пятеро окончили Московскую академию и лишь один, обучавший монгольскому языку, имел среднее специальное образование 124.
Имеющиеся сведения за 1838-1846 гг. позволяют сделать вывод о том, кем стали выпускники семинарии за эти годы. Из 87 человек 52 служили священниками, 12 — оказались дьяконами, причетниками, монахами, 11 — учителями и инспекторами духовных училищ, 12 трудились в гражданском ведомстве 125.
В 40-50-х гг. XIX в. в семинарии произошли значительные перемены. С 1834г. все предметы в семинарии ведутся на русском языке, что значительно облегчило усвоение курсов. Начинается преподавание дисциплин, имевших практическое значение: землемерия, медицины, агрономии. В 1848г. Синод разрешил обучать в духовных заведениям детей и других сословий, кроме духовенства, а обязанность его направлять своих детей в эти заведения была отменена. Существенное значение имел переход семинарии в отдельное двухэтажное каменное здание, более просторное, чем прежнее (декабрь 1846г.).
К концу описываемого периода в регионе открылось новое учебное заведение, выпускавшее священников: в 1858г. в Якутск была переведена духовная семинария с о. Ситхи (Русская Америка) 126. Среди предметов, изучаемых в ней, был якутский язык.
Кадры священнослужителей в первой половине XIX в. в основном готовили духовные училища с четырехлетним сроком обучения. К началу 1830-х гг., по данным Л.Н. Харченко, в Восточной Сибири имелось 5 таких училищ: Иркутское, Енисейское, Киренское, Верхнеудинское и Нерчинское 127. Однако ею не учтено Якутское училище, открытое в 1823г. 128.
К началу 1860-х гг. число училищ возросло. Больше всего их было в Иркутской губернии. В Иркутске находилось епархиальное училище со 117 учениками и в том же городе или его уезде — уездное училище с 135 учениками. Уездные училища были также в Нижнеудинске (58 чел.) и Киренске (29 чел.) 129. Енисейское духовное училище, преобразованное в 1827г. из приходского, в 1856г. перевели в Красноярск 130.
Император Николай I подал идею открыть в Иркутске женское училище духовного ведомства. Архиепископ Нил уговорил купца Е.А. Кузнецова построить за свой счет дом для училища и выделить 150 тыс. руб. для обеспечения его деятельности. Строительство деревянного здания у Знаменского монастыря закончилось в 1853г., и 6 декабря новое училище приняло 7 первых воспитанниц. Его выпускницы призваны были преподавать в приходских школах, участвовать в обслуживании церквей. Первоначально училище состояло из трех классов 131. В 1861г. в нем было 47 учениц.
Таким образом, в начале 1860-х гг. в Восточной Сибири было 8 мужских духовных училищ и одно женское. Относительно крупными были только иркутские училища, училища в остальных городах были небольшими.
Среднее число воспитанников училища в Иркутской губернии составляло 85 человек. Местные духовные училища, так же, как и семинарии, были менее крупными, чем в среднем по России: по сведениям за 1850г., среднее число обучаемых равнялось там 135 для училищ и 355 для семинарий 132. Всего же воспитанников духовных училищ в Восточной Сибири было 400-500 человек.
По-видимому, при всех духовных училищах имелась бурса (общежитие). Современная энциклопедия дает такую характеристику условий жизни в бурсе: «В первой половине прошлого столетия (т.е. XIX в. — А.Д.) состояние этих бурс было еще очень жалкое: крайняя неопрятность и запущенность помещений, злоупотребления при снабжении воспитанников пищей и одеждой, негигиенические условия жизни, жестокость в обращении с воспитанниками, нерациональные педагогические приемы (запугивание, возбуждение розни между бурсаками и др.) — все это делало значение бурсы того времени довольно отрицательным» 133. Ясно, что в Восточной Сибири с ее более бедными епархиями, монастырями и суровым климатом бурсакам жилось ничуть не лучше, чем Европейской России. Бывали случаи, когда некоторых воспитанников брали на квартиру учителя или священники, облегчая тем самым их жизнь.
Состав преподавателей в училищах был, конечно, слабее, чем в семинарии. Далеко не все из них имели среднее образование.
Церковные и монастырские школы в Восточной Сибири появились еще в XVIII в., некоторые из них, вероятно, были близки к уровню училищ, либо выполняли функции позднейших приходских школ. В 1808г. по решению Синода стали учреждаться приходские школы.
В 1818г. в Иркутской губернии было 18 таких школ 134. Однако многие из них существовали недолго и быстро закрывались. С 1840-х гг. вновь было организовано значительное количество приходских школ на более прочных основаниях.
В 1861г. в Иркутске имелись 4 приходские школы, в Иркутском округе — 1, в Киренске — 1, в Киренском округе — 6, в Нижнеудинском округе — 3, в Балаганском — 5, в Верхоленском — 6. Всего же в 26 приходских школах губернии училось тогда 653 человека 135, т.е., в среднем по 25 человек.
В Енисейской губернии в 1862г. было 9 приходских школ (2 в Красноярске, по 1 в Енисейске, Ачинске, Канске, Минусинске, селах Частоостровском, Рыбинском, Казачинском) с 358 учениками 136. Среднее число учащихся здесь выше — 40 человек. По сведениям за 1860 г., завершило обучение лишь 28% учеников этих школ.
В Якутске была одна школа с 22 воспитанниками. Для Забайкалья имеются данные за 1872г. — там в 10 приходских школах обучалось 207 человек 137.
Таким образом, если учесть, что в Забайкалье в начале 60-х гг. приходских школ было меньше, чем в 1872г., можно считать, что в регионе имелось в начале 1860-х гг. четыре десятка приходских школ с общей численностью обучавшихся примерно в 1100 человек, а в среднем приходилось на одну школу 26-29 человек.
Преподавателями школ изредка были священники, чаще же всего — церковные причетники или учителя. Плату они получали мизерную, а иногда работали безвозмездно. Далеко не всегда церковно-приходские школы имели отдельные помещения, ютясь на квартирах причта или учителей, в сторожках, в домах волостных управ.
В целом следует признать, что при всех недостатках системы обучения большую роль в складывании кадров восточносибирского духовенства сыграла иркутская семинария, возникшая на 25 лет раньше иркутской гимназии и готовившая не только квалифицированных священников, но также чиновников и учителей. Не случайно в 1866г. было отмечено, что Иркутск «взрастил и воспитал в своей семинарии трех архиереев: Иннокентия Камчатского, Павла Якутского и Герасима Самарского» 138.
Всего же можно считать, что семинария дала за этот период более 100 выпускников; семинаристов, не закончивших курс обучения и выпускников духовных училищ было более 500, полный курс приходских училищ прошло более 1000 человек и еще не менее тысячи — частичный. Поэтому духовные учебные заведения для Восточной Сибири, несомненно, сыграли важную роль не только в образовании духовенства, но и в развитии культуры края.
Оглавление книги "ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В XVII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ"
Примечания
Глава 3. Православная церковь Восточной Сибири в 1805-1860 годах
-
Иркутская летопись (Летописи П.И. Пежемского и В.А. Кротова). Иркутск. 1911. С.185.
-
Подробные подсчеты см. в таблице № 1 Приложения, составленной на основании официальных данных.
-
Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.94; Калашников А.А. Якутия. Хроника. Факты. События. 1631-1917 гг. Якутск. 2002. С.169.
-
Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири... Ч.3. С.101.
-
Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.95.
-
Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири... Ч. 3. С.101.
-
Доброклонский А. Руководство по истории Русской церкви. Вып.4. М., 1893. С.122.
-
Устав духовных консисторий с дополнениями и разъяснениями Св. Синода и Правительствующего Сената. Составил М.Н. Палибин. СПб., 1900. Ст.112.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.74.
-
Доброклонский А. Указ. соч. С.117.
-
Устав духовных консисторий... Ст.99.
-
Там же. Ст.148-149.
-
Там же. Ст.176.
-
Колмаков Ю.П. Иркутская летопись 1661-1940 гг. Иркутск, 2003. С.46.
-
Доброклонский А.Указ. соч. С.104.
-
Иркутская летопись. С.207, 215.
-
Записки иркутских жителей. Иркутск, 1990. С.273.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.84.
-
Там же.
-
Иркутская летопись... С.202.
-
Штейнгейль В.И. К иркутскому летописцу пояснение. Записка о Сибири // Штейнгейль В.И. Сочинения и письма. Т.2. Записки и статьи. Иркутск. 1992 . С.197.
-
Серафимович С. (Шашков). Очерки русских нравов в старинной Сибири // Отечественные записки. 1867. Октябрь. Кн.2. С.700.
-
Записки иркутских жителей. С.274.
-
Вагин В. Исторические сведения о деятельности графа М.М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 год. Т.1. СПб., 1872. С.38-39.
-
Барон Корф. Жизнь графа Сперанского. СПб., 1861. С.11.
-
Иркутск, его место и значение в истории и культурном развитии Сибири. М., 1891. С.25-26.
-
ИЕВ. 1863. № 8. С.92.
-
Цит. по: Иркутск, его место и значение... С.25.
-
Указы опубликованы в "Сибирском архиве" за 1912 г. № 11. С.851-855.
-
Иркутск, его место и значение... С.48-49.
-
Иркутская летопись... С.243.
-
Иркутск, его место и значение... С.48. Странно, что в указ. книге О.Е. Наумовой эта история названа "крайне загадочной" (с.97).
-
Калинина И.В. Канонизированные святые, мученики и исповедники Земли Иркутской // Тальцы. 2000. № 1(8). С. 11.
-
XII. Перевод на иркутскую кафедру. Арест предместника, архиепископа Иринея Нестеровича. Приезд в Иркутск. Увоз предшественника с конвоем. (б/а, б/м, б/г). Выдержки из книги о Мелетии.
-
Там же. С.104. Лавинский здесь ошибочно назван Лабинским.
-
Иркутская летопись... С.334-335.
-
Трубецкой С.П. Материалы о жизни и революционной деятельности. Т. 2. Иркутск, 1987. С.189.
-
Муханов П.А. Сочинения, письма. Иркутск, 1991. С.378.
-
Струве Б.В. Цит. соч. С.24.
-
Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.216, 224; Стахеева Н.Н. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев Восточной Сибири в XIX веке // Из истории Иркутской епархии. Сб. науч. тр. Иркутск, 1998. С.79.
-
Иркутск, его место и значение... С.46.
-
Там же.
-
Струве Б.В. Воспоминания о Сибири. 1848-1854 гг. СПб., 1889. С.23.
-
Иркутская летопись 1857-1880 г. Составил Н.С. Романов. Иркутск. 1914. С.6.
-
Дулов А.В. Петрашевцы в Сибири. Иркутск, 1996. С.187.
-
Там же. С.188.
-
Гончаров И.А. По Восточной Сибири. В Якутске и в Иркутске // Гончаров И.А. Собр. соч. Т.3. М., 1978. С.487.
-
Струве Б.В. Указ. соч. С.141.
-
Белокрыс М.А. По следам библиотеки отца Даниила // Отечество. Краеведческий альманах. М., 1995. С.280.
-
Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита на границах Китайской Монголии, в Чикойских горах за Байкалом... Иркутск, 1894. С.20.
-
Кузнецова М.В. Иркутская школа (XVIII — первая половина XIX веков). Иркутск, 2000. С.117-118.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.166-167.
-
Нестор, иеромонах. Православие в Сибири (исторический очерк). СПб., 1910. С.52.
-
Дрибас Л.К. Образ жизни духовенства губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине XIX века. Дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2004. С.47, 141.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.90.
-
Касьянов Василий, протоиерей. Сказание о жизни и подвигах в бозе почившего старца Даниила, подвизавшегося в Сибирской стране, в пределах города Ачинска. М., 1890. С.17.
-
Доброклонский А. Указ. соч. С.390-391.
-
Андриевич В.К. Сибирь в XIX столетии. Ч. 1. СПб., 1889. С.46.
-
Записки иркутских жителей... С.273.
-
Сведения о жертвователях на территории современной Иркутской области взяты из: Калинина И.В. Православные храмы... С.475-482.
-
Туманик А.Г. Крупнейшие православные храмы Сибири. Новосибирск, 1998. С.74, 75.
-
Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.94; История Якутской АССР. Т.2. М., 1957. С.251-252.
-
Подсчитано по: Калинина И.В. Деревянное культовое зодчество Иркутской области XVII — начала ХХ вв. // Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск, 1990. С.58.
-
Выражаю благодарность И.В. Калининой за сообщение этих сведений.
-
Подсчитано по: Калинина И.В. Православные храмы...
-
Памятная книжка для Иркутской губернии на 1861 год. Иркутск, 1861. С.138-141.
-
Шахеров В.П. Социально-экономическое развитие верхнего Приленья в XVII - первой половине XIX в. Иркутск, 2000. С.57.
-
Подсчитано по: Тематический перечень документов из фондов Государственного архива Красноярского края // Церковь и государство: прошлое и настоящее Тез. докл. и сообщ. научн. конф. Красноярск, 2001. С.65-82.
-
Догуревич Т.А. Свет Азии. Распространение христианства в Сибири. С.156-157.
-
О числе церквей и других богослужебных зданий в Енисейской губернии за 1861 год // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.129.
-
Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. Новосибирск, 1983. С.22.
-
А.Н. (Архиепископ Нил) Путевые заметки. Ч.1. Ярославль, 1874. С.89.
-
Там же. С.55.
-
Там же. С.66-69, 167.
-
Калинина И.В. Православные храмы... С.208.
-
Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом (XVII — XIX века). Красноярск, 1990. С.167-168.
-
Минерт Л.К. Указ. соч. С.62.
-
LANSDELL HENRY. THROUGH SIBERIA. Vol.1. London. 1882. p.332.
-
Минерт Л.К. Указ. соч. С.120.
-
Доброклонский А. Указ.соч. С.158.
-
Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.95. Данные по Якутии не полны.
-
Подсчитано по: Гагемейстер Ю.А. Указ. соч. Приложения. Табл. 1. "Народонаселение Сибири".
-
Андриевич В.К. Сибирь в XIX столетии. Ч.2. СПб., 1889. С.256, 268.
-
Кожухов Ю.В. Русские крестьяне Восточной Сибири в первой половине XIX века (1800-1860). Л., 1967. С.375.
-
Шишигин Е.С. Распространение христианства в Якутии. Якутск, 1991. С.84.
-
Там же. С.85.
-
Доброклонский А. Указ.соч. С.181-182.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.133.
-
ГАИО, ф.50, оп.1. д.4315.
-
Там же, л.39.
-
Доброклонский А. Указ.соч. С.184.
-
Юрганова И.И. История Якутской епархии. 1870-1919 гг. (деятельность духовной консистории). Якутск, 2003. С.52.
-
История Якутской АССР. Т. II. М., 1957. С.203.
-
Кожухов Ю.В. Указ. соч. С.375.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.143.
-
Дрибас Л.К. Образ жизни духовенства губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине XIX в. Дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2005. С.169, 260.
-
По данным В.С. Сигова (Корпоративная этика чиновничества Восточной Сибири в царствование Николая I. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2001. С.17) низшее чиновничество, в том числе указанные выше должностные лица, получали от 120 до 450 руб., и еще кончено, "неофициальные доходы".
-
А.П. Щапов в Иркутске (Неизданные материалы). Иркутск, 1938. С.33, 38.
-
Куприн А.И. Собр. соч. в пяти томах. Т.4. М., 1982. С.329, 331.
-
Наумова О.Е. Указ.соч. С.95. Сама О.Е. Наумова указывает несколько завышенный процент (25%), поскольку ошибочно подсчитала в таблице на с.95 сумму священников (391 вместо 420, получающуюся в колонке "численность священников").
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, л.40.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.106.
-
Косых В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы Первой российской революции. Чита, 1999. С.25-26.
-
Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, л.40.
-
ГАИО, опись 1 ф.50, Т.1. д.3697-3907. Сами дела эти утрачены, но в описи отражено их содержание.
-
Шашков С. Автобиография // Восточное обозрение. 1882. № 28. С.11.
-
Муханов П.А. Сочинения, письма. Иркутск, 1991. С.164, 172.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4315, лл. 1-35.
-
Щукин Н. Поездка в Якутск. С.184.
-
Степанов А.П. Енисейская губерния. СПб., 1835. Ч.1. С.175.
-
Записки иркутских жителей... С.288.
-
Щукин Н. Указ. соч. С.185.
-
ИГВ. 1859. № 30. Автор статьи — местный протоиерей К.Кокоулин, один из "идеологов" движения.
-
Слова и речи, произнесенные в Камчатской и Иркутской епархиях протоиереем Прокопием Громовым. СПб., 1857.
-
Иркутская летопись... С.348-349.
-
Там же. С.248.
-
Доброклонский А. Указ. соч. С.209.
-
Андриевич В.К. Указ. соч. Ч.II. С.272, 274.
-
Кузнецова М.В. Иркутская школа... С.78.
-
Столетний юбилей Иркутской духовной семинарии (извлечено из №№ 40-44 "Иркутских епархиальных ведомостей") Иркутск, 1879. С.38-39.
-
Кузнецова М.В. Иркутская школа... С.80-81.
-
Там же. С.166-167.
-
Харченко Л.Н. Распространение православной духовной литературы и духовного просвещения в Восточной Сибири (XVII — первая половина XIX вв.). Иркутск, 2001. С.113.
-
Там же. С.83.
-
История Якутской АССР. Т.II. М., 1957. С.257.
-
Харченко Л.Н. Указ. соч. С.113.
-
История Якутской АССР. Т.II. М., 1957. С.257.
-
Памятная книжка Иркутской губернии на 1901 год. Иркутск, 1901. С.70.
-
Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.338.
-
Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Иркутский и Верхоленский. (Биографический очерк). Иркутск, 1903. С.44.
-
Подсчитано по: Русское православие: вехи истории. М., 1989. С.335.
-
Бурса // Христианство. Энциклопедический словарь в двух томах. Т.1. М., 1993. С.312.
-
Панчуков А.М. История начальной и средней школы в Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1959. С.3.
-
Памятная книжка Иркутской губернии на 1901 год... С.70.
-
Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год... С.328-329.
-
Лынша О.Б. Развитие начального образования у сельского населения Забайкальской области во второй половине XIX века // Тальцы. 2001. № 1. С.35.
-
ИЕВ. Прибавления. 1866. № 49. С.544.
-
Добронравин К. Очерк истории русской церкви, с начала христианства в России до настоящего времени (1860 года). СПб., 1863. С.294.
-
Доброклонский А. Указ. соч. С.407.
-
Добронравин К. Указ. соч. С.123.
-
Замечания о Сибири сенатора Карнилова. СПб., 1828. С.29.
-
Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Кн.1. М., 1838. С.497.
-
А.Н. Путевые записки... Ч.1. С.63.
-
Там же. С.144.
-
Кожухов Ю.В. Указ. соч. С.375-376.
-
Щукин Н. Поездка в Якутск. СПб., 1
-
844. С.70.
-
Там же. С.231-232.
-
Литвинцев Ф. Краткий очерк четырнадцатилетнего управления высокопреосвященного Вениамина Иркутской епархией... Иркутск, 1887. С.27.
-
Русское православие: вехи истории. М., С.337.
-
Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.206-207.
-
Доброклонский А. Указ. соч. С.277.
-
Серафимович С. Очерки русских нравов в старинной Сибири... С.731-733.
-
Калашников И. Записки иркутского жителя // Записки иркутских жителей. Иркутск, 1990. С.265.
-
ИЕВ. Прибавления. 1863. № 9. С.98.
-
Записки иркутских жителей... С.296.
-
Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. СПб., 1865. С.216.
-
Енисейский энциклопедический словарь. Красноярск, 1998. С.677.
-
Гончаров И.А. Фрегат "Паллада"... С.552.
-
ИЕВ. Прибавления. 1865. № 10. С.119.
-
Там же. С.120.
-
Доброклонский А. Указ. соч. С.425-429.
-
Устав духовных консисторий... Ст.119.
-
Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале ХХ века. М., 2002. С.51.
-
Там же. С.53-54.
-
Шавельский Л. Краткое историко-статистическое описание Иркутского Вознесенского монастыря. Иркутск, 1905. С.12.
-
А.Н. Путевые заметки... С.61-62.
-
Шавельский Л. Указ. соч. С.18.
-
Перечень приведен в книге Л.Шавельского.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
-
Шахеров В.П. Указ. соч. С.72-73. Автор этой работы полагает, что во второй класс монастырь переведен в 1839 г., но дата — 1836 г., которую называет В.В. Зверинский в кн. "Преобразования старых и учреждение новых монастырей с 1764 по 1 июля 1890 год", СПб., 1890. С.271 и О.Е. Наумова ("Иркутская епархия...", С.126) представляется более правильной.
-
А.Н. Путевые заметки... С.160-161.
-
Шахеров В.П. Указ. соч. С.73-74.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
-
Попов Н. Ниловская пустынь // Записки Сибирского отдела ИРГО. Кн.VII. Иркутск, 1864. II. С.56-58.
-
Там же. С62.
-
Торшина Н. Знаменский монастырь // Земля Иркутская. 1998. №10. С.25.
-
Илария, монахиня, Крючкова Т.А. Иркутский Знаменский женский монастырь // Тальцы. 2000. №1. С.69.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
-
Краткое сведение об Енисейском женском Христо-Рождественском третьеклассном монастыре // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.348.
-
Там же. С.349.
-
Краткое сведение об Енисейском Спасском мужском монастыре // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.338-339.
-
Там же. С.339.
-
Кривошапкин М.Ф. Указ. соч. С.307.
-
Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып.1. Красноярск, 1989. С.331-332.
-
Туруханский монастырь. Настоящее положение монастыря // ИЕВ. Прибавления. 1864. №29. С.481.
-
Там же. №27. С.442.
-
Сафронов Ф.Г. Русские крестьяне в Якутии (XVII — начало ХХ вв.). Якутск, 1961. С.77-78.
-
Там же. С.81.
-
Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь. Улан-Удэ, 1982. С.42.
-
Минерт Л.К. указ. соч. С.119.
-
Харченко Л.Н. Указ. соч. С.139.
-
Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам... С.23-25.
-
Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь... С.49.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
-
Птицын В.В. Селенгинская Даурия. Очерки Забайкальская края. СПб., 1896. С.41.
-
Минерт Л.К. Указ. соч. С.123.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
-
Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам... С.41.
-
Там же. С.39.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
-
Там же.
-
Русское православие: Вехи истории... С.336.
-
Цит. по: Ванина И.Ю. О проектах миссионерской работы в Сибири // Исторические судьбы православия в Сибири. Тез.докл. и сообщ. науч. конф. 1-3 октября 1997г. Иркутск, 1997. С.32.
-
Иркутск, его место и значение... М., 1891. С.47.
-
Андриевич В.К. Указ. соч. Ч.2. С.270.
-
А.Н. Путевые заметки... Ч.1. С.348, 352.
-
Там же. С.353.
-
Гончаров И.А. Фрегат "Паллада"... С.534.
-
Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 1882. С.114.
-
Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале ХХ веков. Улан-Удэ, 1957. С.22.
-
Там же. С.32.
-
Письма Вениамина, архиепископа Иркутского... к Казанскому архиепископу Владимиру... - СПб., 1916. С.23.
-
Шагжина З.А. Христианизация тункинских бурят в XIX веке//Историческое, культурное и природное наследие (Состояние, проблемы, трансляция). Вып.3, ч.1. — Улан-Удэ, 2000. — с.143.
-
Романов Н.С. Иркутская летопись 1857-1880 гг. — Иркутска, 1914 . — с.6.
-
Шагжина З.А. Указ. соч. С.144-145.
-
Доброклонский А. Указ. соч. С.37.
-
Догуревич Т.А. Указ. соч. СПб., 1897. С.97-98.
-
Харченко Л.Н. Указ. соч. С.128-129.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.166-168.
-
Гончаров И.А. Фрегат "Паллада"... С.536.
-
Подсчитано по: Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. Ч.1-3. СПб., 1854. Приложения. Таблица № 1.
-
Геденштром М. Отрывки о Сибири. М., СПб., 1830. С.61.
-
Розен А.Е. Записки декабриста. СПб., 1907. С.168.
-
Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII—ХХ вв. Новосибирск, 1994. С.97.
-
Подсчитано по: Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. Т.1-3. СПб., 1854. Табл.1. Народонаселение Сибири по отчетам губернаторов.
-
Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири в XVII — начале ХХ вв. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 1998. С.14-15.
-
Там же. С.15.
-
Доброклонский А. Указ.соч. С.374.
-
Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.216.
-
Там же. С.216-218.
-
Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири... С.18.
-
Благовещенский. Записки о Сибири // Вестник Европы. 1882. С.311.
-
Максимов С. Сибирь и каторга. В трех частях. Ч.2. СПб., 1871. С.219-220.
-
Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири... С.19.
-
Благовещенский. Указ. соч. С.312.