«Сибирь — это настоящее складочное место российской драмы, и я положительно советовал бы нашим молодым драматургам проехаться по этому скорбному тракту…» — писал В.Г. Короленко в 1881 году. Драматургия Сибири представлена различными авторами: Наталия Ильинична Сац, Геннадий Павлович Михасенко, Марк Давидович Сергеев, Владимир Павлович Гуркин, Андрей Богданов, Алексей Николаевич Шманов. В Иркутске самым известным стал Александр Валентинович Вампилов, хотя признание он получил только после своей смерти. Иркутский драматический театр имения Н.П. Охлопкова был стартовой площадкой для иркутских драматургов Игнатия Дворецкого, Павла Маляревского, Беллы Левантовской, Марка Сергеева.
Найти первые драматические произведения представляется сложной задачей, потому как научных исследований, касаемых драматургии Сибири и Иркутска, в частности, почти нет.
Одними из первых пьес можно назвать произведения Николая Полевого. Еще в детские годы он сочиняет драму «Брак царя Алексея Михайловича» и трагедию «Бланка Бурбонская» (около 1803 г.). Первую серьезную пьесу «Уголино» написал в 1837; в драмах (всего около 40 пьес) обращался к событиям и деятелям русской истории («Дедушка русского флота», 1838; «Елена Глинская», 1839; «Иголкин, купец новгородский», 1839; «Параша-сибирячка», 1840; «Костромские леса», 1841; «Ломоносов, или Жизнь и поэзия», 1843; «Русский моряк. Историческая быль», 1843; «Ермак Тимофеевич, или Волга и Сибирь», 1845).
Упоминания о первых драмах есть также у исследователя и историка В.П, Трушкина, когда в конце XVIII и первой половине XIX вв стала популярна рукописная литература. До наших дне дошли не только рукописные стихотворные тексты и отдельные номера рукописных журналов, но даже целые драмы. Такова к примеру, драма “Колокольников”, найденная и описанная Г.Ф. Кунгуровым.
Как поэт выступает вначале Павел Маляревский, но уже в конце 1930-х отходит от поэзии и целиком отдается театру, создает свои первые пьесы для юношества, активно сотрудничает с театром юного зрителя в качестве драматурга и консультанта. В 1930-е годы сложился крепкий и плодотворный творческий союз театра и драматурга Павла Маляревского. Театр осуществил в разные годы постановки многих его пьес: «Конёк-Горбунок», «Кот в сапогах», «Меч Китая», «Репка», «Счастье», «Не в бровь, а в глаз» (Басни дедушки Крылова), «Чудесный клад», «Падение острова Блютенбайль», «Не твое, не мое, а наше», а также новогодние представления – «Елка», «Новогодний сон».
В середине 1950-х к жанру драматургии обращается Игнатий Дворецкий. Пьесы “Трасса”, “Взрыв”, “Большое волнение”, посвященные молодежи, строителям, острым морально-этическим проблемам того времени, раскрывающие всю сложность человеческих взаимоотношениях в нашем обществе, обошли театры страны. Всего Дворецкий написал 19 пьес. Большое внимание привлекла пьеса «Человек со стороны» (1971), в 1973 по ней был снят фильм. Написанная в 1962 и запрещенная после репетиций в 1963-1964 пьеса «Колыма» была переработана в 1985. Оба варианта пьесы во время перестройки были опубликованы и поставлены.
Драматург Б. Левантовская дебютирует в 1956 г. в Иркутском драмтеатре пьесой «Дмитрий Стоянов». В этом же году Иркутск показал пьесу во МХАТе по праву первой постановки.
В 60-е гг. стала появляться фигура Александра Вампилова. Трижды за один год (1966) выходит в свет пьеса А. Вампилова «Прощание в июне»: в Иркутске — «Ангара», № 1; в Москве — «Театр», № 8; ВУОАП (Всесоюзн. упр-е охраны авт. прав). Вскоре пьесы иркутского драматурга широко пройдут по театрам страны (минуя пока столичные), а 1971 г. принесёт более 1000 (тысячи!) постановок «Старшего сына» в 28 театрах (отмечено в сб. «Мир Вампилова»).
Всплеск литературной волны 1960-х в 70-80-е гг. приобретает характер уверенного течения, когда заявки молодых на творчество успешно подтверждаются, прибавляются новые таланты. Иркутская писательская организация входит в число самых сильных в стране. Слава А. Вампилова достигает апогея в первое десятилетие после его гибели: все пьесы с аншлагом идут в столичных театрах, спектакли с именем драматурга-сибиряка на афишах в ГДР и ФРГ, США, Франции, Греции, Англии, Японии и других стран; по пьесам Вампилова снимаются кинофильмы. Культурная общественность постепенно приходит к осознанию, что А. Вампилов — это последний классик ХХ в. в драматургии.
Юрий Князев — драматург из Ангарска. Пьеса "Динамо".
Михаил Зуев — драматург из Новосибирска. Пьеса “Зеленая зона" про жизнь в сталинском бараке.
Андрей В. Богданов — иркутский драматург. Пьеса "Сережа. Сергей. Сергей Львович" стала дипломантом I Всероссийского конкурса на лучший театральный сценарий и спектакль.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей