Новости

Добыча слюды и графита до 1917 г.

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

При освоении новых земель русские землепроходцы вели особые розыски наряду с золотыми и серебряными рудами месторождения слюды, которая в больших количествах шла на изготовление оконных проёмов как жилых, так и общественных зданий. Слюдяными окнами оформлены старые иркутские дома, изображённые на рисунках Иркутского острога художника Лебединского.

В 1670 г. русские первопоселенцы уже добывали слюду на Байкале в районе ныне существующей Слюдянки. А поиски залежей слюды продолжались. В то время слюда добывалась лишь в тех местах, где жилы выходили на дневную поверхность. Эти места, как обычно, находились около вершин возвышенностей, где были наносные породы. Такое месторождение было в 1689 г. открыто и начало разрабатываться на реке Маме. На следующий год илимский воевода Фёдор Катанов, проживающий в Киренске, организовал поиски и разработку слюды по реке Витиму. С 1705 г. здесь, на реке Витиме, начал добычу слюды местный монастырь.

В путевых записках Иоганна Гмелина «Путешествие через Сибирь 1733-1743 гг.» подробно пишется о разведке и добыче слюды на Витиме и Маме:

«Поиски слюды у Витима начались примерно в 1689 г., как это показывают архивные документы. Ещё в 1680 г. было известно о нахождении слюды у ручья Элдмак, впадающего в Тонтору, и несколько лет спустя у ручья Мамушкана, а в 1688 г. у реки Зеи. Я думаю, что тогда этим больше занимались, чем сейчас. Стоило только что-нибудь найти, как сразу появлялись приказы доставить её столько, сколько только возможно, хотя в наши дни такие поиски легче, чем в старое время. Но витимская слюда найдена не сразу. В якутском архиве имеется доклад, посланный одним из тамошних воевод Трауернихту, затем знаменитому Андрею Виниусу в Сибирский приказ в конце прошлого столетия, где сообщается о слюдяных рудниках на реках Алдане и Чаре во владениях якутского жителя казака Ивана Лыткина, но ни слова о Витиме не упоминается...

Только в 1705 г. начали по-настоящему искать слюду на Витиме, и так как она была признана лучше любой другой, с этого времени на другие места перестали обращать внимание, и вскоре они пришли в полный упадок. В этот же год илимский воевода Фёдор Родионович Каршанов был в Киренском остроге, где несколько вкладчиков тамошнего монастыря 26-го мая внесли челобитную и просили его разрешения добывать на Витиме и впадающих в него ручьях слюду, так как они получили известие, что там таковая имеется; они обязались десятую часть всего, чего найдут, внести в казну. А ведь у илимского воеводы в старых архивах имелись приказы о посылке казаков на поиски слюды, поэтому он без колебаний дал разрешение. Согласно этому разрешению, компания 1-го июня того года отправилась на Витим и вернулась с хорошей добычей осенью. Её следует считать первой, открывшей на Витиме слюду. С того времени продолжили это дело, и слышно о многих рудниках, которые с этого времени там возникли... Хороший рудник был у ручья Коссова, который примерно в 10 верстах выше устья Нижней Мамы впадает в означенную Маму с южной стороны, получивший от своего открывателя название Скорнянского, во-вторых, второй на речке Луговке, впадающей 12 вёрст повыше с той же стороны в Маму, названный Луговским, в-третьих, у речки Слюдянки, впадающей в 8 верстах выше в Луговку с севера, в-четвёртых, один у речки без названия, которая в нескольких верстах отсюда впадает с востока в Красную (оная впадает в полдня пути или в 12 верстах с севера в Маму), в-пятых, у речки Барчихи, впадающей в 30 верстах ниже Нижней Мамы в Витим, в 30 или 40 верстах выше его устья на южном берегу, вблизи лежащего на юге гольца Челымчала, или Челинченды, видного с Витима, не говоря о множестве других. До сих пор ни один рудник долго не разрабатывался, так как слюда для своего образования нуждается в воздухе и не встречается глубоко в породе, а может быть, и потому, что людям, не имеющим ничего, кроме молотков, ломов, кирок и зубил, слишком затруднительно проникнуть в глубину породы.

Лучшей считают слюду светлую, как чистая вода, а та с зелёным оттенком считается намного хуже. Далее смотрят главным образом на размеры. Находили уже такую в один и три четверти, одну и одну пятую и пять четвёртых локтя в квадрате. Но это очень редко, и большую ценность имеет уже та, которая имеет только три четверти до одного локтя в квадрате, и на месте за неё дают охотно 1-2 рубля за фунт. Самой обычной является четвёртая, получившая такое название оттого, что имеет в квадрате четверть локтя. За такую платят за пуд 8-10 рублей. Наихудшей считается шитуха, меньшего размера, которую сшивают, отсюда она и получила своё название. За пуд дают 1,5-2 рубля. Чтобы подготовить слюду к употреблению, её щиплют, что делается с помощью двустороннего тонкого ножа, если её немного потрясти, то она щиплется как угодно. Но её щиплют не очень тонко, а так, чтобы она сохранила крепость. Во всей Сибири ею пользуются вместо оконного стекла, и фонарные стёкла из больших пластин выглядят очень хорошо. Нет стекла такой прозрачности и чистоты. В России в деревнях и во многих маленьких городах её также ставят в окна. . . Кроме того, что она так прозрачна, она не ломается и не страдает от сотрясения при пушечных выстрелах. В русском флоте много её применяют, и все стёкла на кораблях делают из слюды...»

В этих записках И. Гмелин характеризует самих поисковиков:

«...Слюдники — люди, которые разыскивают слюду, и там, где они находят места со слюдою, они поджигают лес, чтобы найти ещё такие места. Все горы покрыты мохом и деревьями, и снаружи не видать, что в них имеется, и когда мох и корни сгорят, то при солнечном свете можно видеть блёстки слюды, и многие находят таким путём слюду. Когда приблизились к ручью Колотовке, мы видели большую лодку с навесом, вытянутую на берег, и несколько собак, а вскоре затем увидели шалаш промышленников и их самих... Никогда не найдёшь в шалаше промышленника, как только в воскресенье или в праздник... Они не устраивают себе дорог, и редко рудники существуют так долго, чтобы от ходьбы образовалась бы в конце концов дорога. Промышленники валялись в шалаше. Там не было печки, а печь для выпечки хлеба была снаружи, сложенная из камней без глины. Но они не могут быть без печи. Как бы далеко они ни отправлялись, они не берут с собой хлеба. Они выпекают время от времени свежий, от чего они ещё имеют то преимущество, что всегда могут сделать себе квас…»

На реках Маме и Витиме добыча слюды велась почти две сотни лет. В 1870 г. эти месторождения вырабатываются, и здесь прекращается получение слюды. Слюда же добывалась на территории Иркутской губернии на богатом Слюдянском месторождении.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 2.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.