Добролёт — деревня в Иркутском районе, на 33-м км Голоустненского тракта (автодороги Иркутск — Большое Голоустное), на левом берегу реки Ушаковки. Входит в состав Ушаковского муниципального образования.
Население: 33 человека (в том числе 15 мужчин и 18 женщин) (2010 год).
Почтовый индекс: 664511.
Построена в 1950-е бывшими спецпоселенцами из ликвидированного посёлка Бадан. Название происходит от «Российского общества добровольного воздушного флота» — «Добролёт», аэродром которого находился на териитории поселка в 1920-е.
В конце 1940-х поблизости располагался лагерь японских военнопленных.
Через Ушаковку переброшен висячий мост. Здесь же находится ныне взорванная плотина, которая использовалась для накопления воды при сплаве леса.
В 2005 в посёлке построена новая лесопилка.
Поселок Добролет сейчас облюбовали дачники, старожилов осталось только три-четыре семьи, но и среди них многие не знают, почему их деревушка носит такое звучное авиационное имя. А ведь в 1920-х поселок действительно служил на благо авиации — объединенное управление сибирских воздушных линий общества "Добролет" строило в Иркутске — аэродром, ангары, авиаремонтные мастерские и другие объекты. Лес для строительства рубили как раз в том месте, где и образовался поселок с названием Добролет.
Небесные просветители
Принято считать, что свой отсчет летопись авиации в Усть-Ордынском округе начинается с октября 1938 года. Именно тогда для обслуживания воздушной магистрали Москва — Владивосток был открыт запасной аэропорт Усть-Орда, который возглавил инженер Александр Герасимов. Однако задолго до этой официальной даты в небе над окружным центром поднимал свой самолет авиатор Отто Кальвиц. События, связанные с его именем, произошли в 1926 году.
В начале 1920-х в Иркутске был создан Добролет — организация добровольных помощников воздушного флота. Одна из задач организации заключалась в том, чтобы привлечь в свои ряды как можно больше рабочих и крестьян и таким образом увеличить поступление денежных средств на строительство новых самолетов. С этой целью представители Добролета разъезжали по городам и селам.
В 1926 году в Усть-Ордынский аймак на аэроплане под управлением летчика Кальвица приземлилась агитбригада. Большинство жителей поселка впервые увидели самолет.
Через несколько дней Зарев, корреспондент газеты "Бурят-монгольская правда", опубликовал в газете статью, где передал свои личные впечатления об этом историческом полете.
"У местного населения популярность авиации была настолько велика, что от соблазна подняться в небо не удержался даже шаман. Худой, бледный, с бородкой под нижней губой, он явился в Добролет, выразив желание попробовать бег чудесной, невиданной стальной птицы. Машина готова. Первым летит шаман. Широкий круг над поселком — и машина идет обратно над домами. Среди людей шепот: неужели сядет на крыши? Аэроплан с жутким звоном касается земли и катит по полю все тише и тише, а затем повертывает обратно. Шаман выходит, улыбаясь, и с восторгом делится впечатлениями."
Предприятие прекратило свое существование в 1951 году. Впоследствии аэродром был заброшен, но название сохранилось.
Бадан-завод — город среди тайги
В конце 1940-х годов поблизости от деревни располагался лагерь японских военнопленных.
Собственно деревня построена в 1950-е годы бывшими спецпоселенцами из поселка Бадан. На лесоповале работали заключенные и ссыльные — раскулаченные семьи из разных уголков страны. Таежная местность за Пивоварихой в те годы бурно осваивалась. Советская власть умела использовать лесные дары на благо трудящихся, и народ работал в тайге зимой и летом. Причем, чтобы не возить сырье на переработку за тридевять земель, предприятия строились прямо в лесной глуши. В Добролёте была пилорама, деревообрабатывающая мастерская, смолокурка, а за 25 километров от этого поселка, в глухой тайге, — бадано-эстракторный завод.
Сейчас до места, где располагался бадан-завод, не доехать и на русском джипе. А когда-то там был поселок с численностью населения около тысячи человек. Имелись клуб, детский сад, школа, амбулатория, добротные жилые дома и, конечно, огромный, по меркам того времени, завод, на котором из корней и листьев лекарственного растения бадана делали экстракт, используемый для дубления кожи.
Когда в 1951 году завод закрыли по причине нерентабельности, некоторые строения поселка были перевезены в Добролет и Горячий Ключ. Люди тоже разъехались — в Иркутск, Пивовариху, Горячий Ключ, Дзержинск. А несколько семей осели в Добролете.
Заготовка бадана начиналась в мае. Население поселка, в основном ссыльные, с ножами выходили в тайгу и с утра до ночи, не разгибая спин, резали стелящиеся по земле листья. А в середине августа наступало время заготавливать корни, которые приходилось драть голыми руками.
Для хранения бадана в лесу были построены специальные башни, подле которых сидели весовщики. Они взвешивали мешки, записывали, кто сколько собрал, ссыпали бадан в башни. Потом сырье доставлялось на завод.
Когда заготовительный сезон заканчивался, люди занимались добычей дров для завода, который всю зиму производил бадановый экстракт.
Писатель Валерий Хайрюзов описал поселок в своем рассказе "Добролет".
Через реку Ушаковку переброшен висячий мост. Здесь же находится ныне взорванная плотина, которая использовалась для накопления воды при сплаве леса.
В 2005 году в деревне построена новая лесопилка.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей