ЦЕРКОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Сибири. До начала XVIII в. церковное образование в Сибири, как и за небольшими исключениями в России в целом, ограничивалось домашним обучением элементарной грамоте (чтению и письму), чаще всего по Псалтири и Часослову, которые заучивались наизусть. Позже для тех, кто готовился к церковному чину, к этому прибавлялось знакомство с другими книгами богослужебного круга, как правило, уже во время службы в храме. Грамоте учились и у частных учителей, в том числе у представителей клира. В основном учениками были дети, принадлежавшие к духовному сословию, постепенно складывавшемуся в Сибири в течение XVII в.
Начальное школьное церковное образование в крае связано с Петровскими реформами: царь надеялся воспитать в школах духовенство нового типа — образованное, способное к проповеди и успешной миссионерской работе, сознательно поддерживающее его реформы. По инициативе Петра I, трудами нового митрополита Сибирского и Тобольского Филофея (Лещинского) в 1702—03 была открыта специальная церковная школа для подготовки клира, 1-я в Сибири и одна из немногих во всей провинциальной России. По всей видимости, митрополит собирался взять за образец школы российского юго-запада, в свою очередь, скопированные с европейских учебных заведений с 8-классным обучением на латинском языке, на последних стадиях которого будущие пастыри получали знания в области риторики, философии и богословия. В Тобольске, однако, реально все ограничилось преимущественно элементарной грамотностью (чтение букваря, Часослова, Псалтири, письмо и пение в объеме церковных служб). В школу принимали детей духовенства и новокрещеных (последних главным образом для миссионерских целей, для службы в православных храмах местных народов). Содержалась школа за счет доходов архиерейского дома.
В начале 1720-х гг. общероссийское законодательство утвердило сословный принцип обучения; дети духовенства освобождались от обучения во внесословных светских «цифирных» школах. В вышедшем тогда же «Духовном регламенте» предписывалось при архиерейских домах завести церковные школы для детей духовенства с элементарной программой обучения (письмо и чтение «с разумом»), а также заучиванием наизусть Катехизиса и книги «О должностях всех чинов» (для правильной политической ориентации). Содержать школы предполагалось за счет сборов с епархии: 20-й доли хлеба с монастырей и 30-й — с церковных земель. Позже в качестве дополнительного источника содержания использовались штрафы с провинившихся духовных лиц, а также специальные сборы с епархиального духовенства. После секуляризации церковных земель семинарии, как с 1730-х гг. стали называть такие школы, получили централизованное содержание, которое, как правило, не покрывало все их нужды. Тобольской семинарии выделили самое маленькое годовое содержание — 326 р. 77,5 к.
«Духовный регламент» предлагал архиереям отдавать предпочтение выпускникам этих школ, в первую очередь при поставлении к церкви. Подобные школы учредили далеко не во всех епархиях. В Тобольской епархии продолжала действовать та, которую открыли еще в начале XVIII в., хотя не исключено, что в ее работе случались перерывы. В 1723 митрополит Сибирский и Тобольский Антоний (Стаховский) сообщил в Синод о том, что довел количество учеников до 90, и просил о дополнительных ассигнованиях на содержание школы. Вряд ли его просьба нашла отклик, поскольку в 1727 выяснилось, что в школе при архиерейском доме обучалось всего 33 человек. В Восточной Сибири школу для подготовки духовенства открыл 1-й епископ Иркутский свт. Иннокентий (Кульчицкий) в Вознесенском мужском монастыре. Она действовала в 1725—46; в 1736 число ее учеников достигло 70 человек. Школа имела миссионерскую направленность, в ней преподавался монгольский язык (см. Иркутский Вознесенский монастырь).
В 1738 тобольский архиерей получил указ Синода преобразовать школу при архиерейском доме в семинарию с 8-классным обучением на основе латыни; оказалось, что с 1730 по 1738 в школе училось 122 человек (для сравнения: в 1738 детей духовенства от 7 до 15 лет в епархии насчитывалось 377 человек). Набор в Тобольскую семинарию провел митрополит Антоний (Нарожницкий) в 1743, однако курс обучения до 1748 оставался неполным. Верхнее звено семинарии, классы философии и богословия, существовавшие в XVIII в. далеко не во всех российских семинариях, в Тобольске открыл в конце 1750-х гг. митрополит Павел (Конюскевич). В Иркутской епархии семинарию (с ежегодным содержанием 2 тыс. руб.) открыли в марте 1780.
Домашнее обучение оказалось ненадежным основанием для последующего семинарского образования: резерв грамотных был невелик. Так, в 1758 из 199 детей духовенства 102 человек после смотра отправились домой доучиваться и лишь 7 зачислили в семинарию. Обучение славянской грамоте в семинарии увеличивало ее расходы. Митрополит Павел (Конюскевич) сразу по прибытии на Тобольскую кафедру усилил ответственность церковной администрации, обязав духовных заказчиков регулярно экзаменовать недорослей, ввел систему штрафов и наказаний для нерадивых детей духовенства и их родителей и завел на местах сначала русские школы, а затем и латинские с программой начального семинарского образования. Таким образом митрополит пытался приблизить Тобольскую епархию к выполнению узаконенного в общероссийском масштабе еще в 1736-38 всеобщего семинарского обучения детей духовенства. В 1760-е гг. увеличилось и количество учеников Тобольской семинарии, а само обучение стало более длительным, поскольку митрополит резко сократил отчисление по прошению родителей из ее низших классов. Однако в этот период проблема решена так и не была. Латинские школы не дали ожидаемого результата, поэтому их упразднили, и лишь значительно позднее следующий тобольский архиерей, епископ Варлаам (Петров), открыл вместо них русские школы с обучением элементарной грамоте для подготовки в семинарию и к низшим клировым должностям. В 1818 место русской школы заняло духовное приходское училище, но учеба в нем при желании заменялась домашней подготовкой; учреждено было лишь 1 такое училище при епархиальном центре. Предпочтение учившимся в семинарии при поставлении в церковные чины хотя и осуществлялось, но долгое время не очень заметно, т. к. по-прежнему ощущалась острая нехватка духовенства. Лишь к середине XIX в. подавляющее большинство духовенства Тобольской епархии имело начальное школьное образование, а около трех четвертей священников закончили высшие классы семинарии - философии или богословия. Кроме специальной профессиональной подготовки, Тобольская семинария давала и общеобразовательную; там преподавались такие предметы, как история, география, математика, физика, некоторые языки (наряду с латинским). После школьной реформы обер-прокурора Протасова в 1839—40 за счет сокращения общеобразовательных предметов были введены краткие курсы медицины и агрономии как необходимые для пастырей в сельской местности, где врачебная помощь и ведение хозяйства осуществлялись на уровне народного опыта. Преподавание перевели с латинского на русский, латынь осталась как один из предметов. Одновременно государство несколько увеличило денежное содержание духовных учебных заведений.
С начала XIX в. приходское духовенство официально стало привлекаться для начала обучения населения, в последующее время много внимания уделялось его участию в обучении крестьянских детей в сельских школах. Предпринятое в рамках Великих реформ преобразование уставов 4-классных духовных училищ и семинарий (1867—71) определило их всесословность. Отныне их выпускники могли поступать как в духовные, так и в светские учебные заведения, хотя преимущество при поступлении, особенно в семинарии, предоставлялось детям духовенства. В 1868 появился новый устав 6-летних епархиальных женских училищ, целиком содержавшихся за счет епархий и Синода. Их выпускницы становились, в частности, учительницами церковно-приходских школ, количество которых резко увеличилось в последней четверти XIX в. В начале XX в., несмотря на недостаток государственных средств, выделявшихся на учебные заведения церковного ведомства, население даже сибирских окраин ходатайствовало об открытии церковно-приходских школ: необходимость хотя бы элементарного образования стала понятной там, где намечался подъем экономики.
Статистические данные 1909-12 позволяют получить представление о состоянии церковного образования в Сибири накануне Первой мировой войны. В Благовещенской епархии существовала духовная семинария (учреждена в 1870), соединенная с духовным училищем; оба учебных заведения управлялись одним ректором. Училище имело подготовительный класс и 2 класса с двухгодичным курсом, семинария — 3 двухгодичного класса. Кроме того, в епархии имелись 4 двухклассные и 67 одноклассных школ, 10 миссионерских, 2 церкви- школы; всего 4 185 учащихся. Во Владивостокской епархии насчитывалось 4 959 учащихся в 107 церковно-приходских школах, в том числе в 7 двухклассных и 5 школах грамоты (в последних учили начаткам Закона Божия, священной истории, чтению, письму, устному счету до тысяч и 4 действиям арифметики). В Енисейской епархии имелись духовная семинария, Красноярское духовное училище, епархиальное женское училище и 192 церковно-приходские школы. В Забайкальской епархии функционировали Читинское духовное училище, епархиальное женское училище, миссионерская школа при архиерейском доме, 197 церковно- приходских школ, 2 церкви-школы и 37 школ грамоты. В Иркутской епархии, кроме духовной семинарии, Иркутского духовного училища, женского духовного училища, существовали 184 церковные школы с 6 861 учащимся. Омская епархия имела 1 духовное училище, 1 епархиальное женское училище, 310 церковных школ (по другим сведениям - 266) с 17 122 учащимися. Тобольская епархия, кроме духовной семинарии, - 8 двухклассных, 368 одноклассных церковных школ с 13 528 учащимися; Томская епархия, кроме семинарии, 3 духовных училищ, епархиального женского училища, - 6 двухклассных школ, 764 одноклассных, 59 школ грамоты с 42 101 учащимся. В Якутской епархии работали духовная семинария, духовное училище, епархиальное женское училище, 57 церковно-приходских школ (из них 2 двухклассные) и 7 школ грамоты; количество учеников - 9 939. Кроме того, православная миссия в Якутске имела двухклассную церковную школу.
После Октябрьской революции система православное церковное образование в течение краткого периода была полностью разрушена: закон об отделении Церкви от государства дал старт курсу на ее уничтожение. Так, уже в 1920 прекратили работу духовная семинария и духовные училища в Иркутске. Та же судьба постигла и другие учебные заведения РПЦ в Сибири. Только в 1943 РПЦ получила разрешение на учебную деятельность для подготовки духовенства, в том числе в виде пастырских курсов в некоторых городах. Открытия таких курсов при Новосибирской и Барнаульской епархии пытался добиться возглавивший ее в 1943 архиепископ Варфоломей (Городцов). В 1940-60-е гг. сибиряки могли получить специальное духовное образование лишь в одной из немногих семинарий или академий Европейской России. Но когда в редких случаях приходы направляли туда молодежь, соответственно государственные структуры противодействовали такому «целевому» обучению, пытаясь воспрепятствовать расширению влияния РПЦ на население.
С конца 1980-х гг., когда РПЦ, в том числе в Сибири, стала восстанавливать утраченные после 1917 позиции, в епархиях начала развиваться сеть разнообразных учебных заведений Церкви. Во многих сибирских епархиях работают воскресные церковно-приходские школы, православные гимназии, в которых преподавание общеобразовательные дисциплин сопровождается религиозно-нравственным воспитанием детей. Для подготовки духовенства вновь учреждены духовные училища и семинарии, действуют очные и заочные богословско-пастырские курсы. Открыто несколько иконописных школ (в том числе для детей), много внимания уделяется обучению церковному пению. Кроме того, в сибирских епархиях появились филиалы Свято-Тихоновского Богословского института: в Кемеровской епархии (см. Кемеровская и Новокузнецкая епархия) такой филиал открыт в 1994 (с 2004 - Свято-Тихоновский гуманитарный университет), в Южно-Сахалинской епархии (см. Южно-Сахалинская и Курильская епархия) с 2004 действует Центр дистанционного обучения СвятоТихоновского гуманитарного университета. В Новосибирской епархии (см. Новосибирская и Бердская епархия) в 1995 открыт Свято-Макарьевский Православный Богословский институт и т. д. Как правило, учебной и воспитательной деятельностью Церкви руководят специальные отделы при епархиях при активном участии самих архиереев.
Лит.: Зольникова Н.Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск, 1981; Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993. Т. 2 (репринтное воспр. изд. 1913); Сосковец Л.И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40-60-е годы ХХ века. Томск, 2003; Санникова М.И. Развитие сети начальных учебных заведений духовного ведомства в Забайкалье во второй половине XIX - начале ХХ в. // Сибирь на перекрестье мировых религий. Новосибирск, 2006. Вып. 3.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей