Новости

Буряты, племена и рода

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Племена и рода у бурят   четыре племени бурятского народа (булагат, эхирит, хори и хонгодор) образуют вместе с родами, вышедшими из Монголии и Джунгарии босхулами, 189 родов, которые обитают в Прибайкалье и Забайкалье, составляют республику Бурятия, Усть-Ордынский бурятский округ Иркутской области, Агинский бурятский округ Забайкальского края. Буряты живут еще в Ольхонском, Качугском, Нижнеудинском, Балаганском, Усть-Удинском, Зиминском, Слюдянском, Тулуновском, Усольско-Ангарском районах Иркутской области и в Нерчинском и Акшинском районах Забайкальского края.

Племена

Бурятский народ состоит из четырех племен: булагат, эхирит, хори и хонгодор, которые до сего времени носят имена своих легендарных предков Булагата, Эхирита, Хоредоя и Хонгодора. Кроме этих основных племен, совместно с бурятами живут роды, вышедшие из Монголии и Джунгарии.

Слово булагат — множественное число от слова булган — "соболь". Слово эхирит — множественное число от слова эхир — "двойники" на западном наречии. Буряты говорят о двойниках эхир хубууд.

Слово хори имеет двоякое значение:

  1. повелительная форма от глагола хорихо — "запретить, предостеречь кого-нибудь от совершения того или иного поступка";
  2. "двадцать".

Слово хонгоодор состоит из двух слов: хон — благородная птица и гоодор — шулята благородной птицы. Роды же, вышедшие из Хал-хи, называются монгольскими. Что же касается родов, вышедших из Джунгарии, то они до сего времени называются джунгарскими, но подразделяются соответственно территориальному делению, введенному Харасанца залир хон тайжием в 1655 г., на зунгар и барунгар, что означает "левая сторона" и "правая сторона".

Термины, обозначающие племя и род

Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан — "кость" подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают "род", под словом яhан — "племя и род"; у хоринцев слово эсэгэ — "отец" означает "племя". Например, хорьдой эсэгэ — "отец хорьдойский"; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели племенных объединений, жили маленькими родами.

Среди эхиритов и булагатов в некоторых местах под словом якан понимают "род". Так, например, буряты Таловского улуса второго шоносвского рода, ныне Ольхонского аймака Иркутской области, говорили: "Бидэ шоно яhатайбди" — "Мы относимся к шоноеву роду". В Задайском улусе олзоновского рода буряты говорили: "Бидэ эхирит яhатайбди, Олзон эсэгэтэйбди" — "Мы относимся к племени эхирит, к роду олзона". Буряты, относящиеся к племени булагат и живущие по рекам Иде, Осе и Унге, притокам реки Ангары, слово яhан понимают как "племя". Они говорят: эхи-рит якан, булагат яhан, хонгоодор якан.

По-видимому, буряты в древности словом яhан обозначали "племя", но с разложением племени первичное значение этого слова стало забываться и в некоторых местах перешло в понятие "род". Когда род оттеснил племя и принял его функции, он стал называться хонгодоровцами повсеместно яhан.

Соседствующие с бурятами народности, например, эвенки, урайнхи, хакасы, кумандинцы, теленгуты и другие, как и буряты, не имеют слова для обозначения понятия "племя". Народ и общество они называют чон, буряты — зон.

Территории

Племена бурятского народа: эхирит, булагат, хонгодор и хори, а также пришлые роды из Халхи и Джунгарии к XX в. имели отдельные территории. У каждого рода были свои усадьбы, пастбища и места для охоты. Естественными границами территории племен служили горы и хребты, являющиеся водоразделом больших сибирских рек Ангары, Лены и Селенги. Эхириты занимали верхнее течение реки Лены (Зулхэ) и северный берег озера Байкал с островом Ольхой (Ойхон), булагаты - бассейны реки Ангары и притоков ее — Куды, Иды, Уды, Эди (Ушаковка), Эрху (Иркут) и Хути (Китой); хонгодоровцы — левый берег реки Ангары, бассейны притоков рек Иркута, Белой (Булэн), Китоя: хоринцы — в основном верховья реки Уды и притоки ее; роды, вышедшие из Халхи, жили по реке Селенге и ее притокам; малочисленные роды, вышедшие из Джунгарии — окраины земель булагатцев по Ангаре и эхиритцев по Лене.       

Племенная территория была достоянием всего племени, считалась неприкосновенной и защищалась всеми членами племени. По преданиям, дошедшим до нас через тухэшинов, у эхиритов часто происходили столкновения с очеульскими и тутурскими эвенками, а у окинских бурят — с канскими эвенками из-за охотничьих угодий; хонгодоровцы враждовали с култукскими и бельскими эвенками, осинские и идинские буряты — с илгинскими и кутскими эвенками. В 1763 г. тункинские хонгодоровцы вытеснили култукских эвенков. Последние поселились в Закамне, по соседству с тамошними хонгодоровцами. Теперь они называются армакскими эвенками и живут на реке Дархитуе, входят в Закаменский аймак Бурятской АССР.

Рода племени хори

Роды племени хори назывались именами своих родоначальников, сыновей Хоредоя. Хоринская степная дума состояла из думы, 68 родовых управлений и 147 улусов. Инородные управы, входящие в Хоринскую степную думу, носили родовые названия: Баганайская, Бодонгутская, Галзутская, Гочитская, Сагановская, Харганайская, Хальбинская, Хубдутская, Хуацайская, Худайская и Шарятская.

Причем Харганайская и Хубдутская инородные управы из-за многочисленности населения и большой территории были разделены каждая на две управы: первая — на Барун-Харганайскую и Зун-Харганайскую, вторая — на Барун-Хубдутскую и Зун-Хубдутскую. Гочитская инородная управа состояла из четырех родовых управлений: Барун-Гутайского, Алтачинского, Хайцагарского и Нюгайского.

В Агинской степной думе было шесть инородных управ, восемь родов, 76 булуков. Роды, проживавшие в Иркутской губернии, на реках Куленге, Осе и Унге, на острове Ольхон, из-за малочисленности не могли составить самостоятельную родовую единицу, исключение составляет лишь шарятский род, входивший в Балаганскую степную думу.

Рода хонгодорского племени

Рода хонгодорского племени до сего времени сохранили свое племенное название. Племя хонгодор было разделено на 13 родов, из которых один назывался бадарханским, один — шуранханским, а остальные — хонгодорскими, каждый из которых имел определенный номер, устанавливавшийся строго по старшинству. Бадарханский и шуранханский роды названы именами своих предков внуков и правнуков легендарного Хонгодора.

Род у восточных бурят

Восточные буряты на административном языке называли род отог — "стойбище, стоянка", отсюда слово отоглохо означает — "жить на одном месте, обосноваться на определенном месте".

Так, например, о шести родах Хубдутской инородной управы Хоринской степной думы говорили: "Хубдуудай зургаан отог". Административные центры родов родовые управления, как и степные думы, не кочевали, находились на одном месте. В тайге охотники устраивают шалаши или балаганы из коры деревьев или из досок и называют их отог.

Буряты западных аймаков свои временные остановки в городах, в заезжих дворах или у знакомых также называют отог.

Названия родов у нижнеудинских и северо-ашаабагатских бурят

Нижнеудинские и северо-ашаабагатские (улус Чугуй и улус Усть-Хайрак) буряты называют род - омог или обог, забайкальские буряты в одних местах род называют аймак, в других - обог.

Таким образом, у бурят существует несколько слов для обозначения рода: эсэгэ, якан, соло, омог, обог, аймак. По мнению специалистов, соло имеет древнее происхождение. Оно сохранилось у родов, вышедших из Джунгарии и живших несколько обособленно среди других племен и родов, а также в шаманских родовых призываниях, отличающихся своей консервативностью.

Названия родов у аларских, тункинских и джунгарских бурят

Аларские буряты называют и род и племя одним словом яhан. Они говорят: "Хонгодор яhан", "бадархан яhан", "ашата яhан", "ашхай яhан". Хонгодор название племени, а бадархан, ашата и ашхай — название родов, входящих в это племя.

В 1888 г. Аларская степная дума была разделена на инородные управы: Аларскую, Кутийнскую, Нельхайскую и Ныгдинскую. При образовании инородных управ хонгодорские роды, ранее находившиеся в ведении этой степной думы, были раздроблены на мелкие роды, которые по желанию и по территориальному признаку входили в ту или иную инородную управу как административно-хозяйственные единицы.

В 1890 г. богатый и влиятельный бурят П. Балыков влюбился в одну девушку из своего VIII хонгодорского рода. Жениться ему на ней было нельзя, так как у бурят тогда брак был строго экзогамный. Тогда он составил приговор от имени общества, заставил родовичей подписаться и подал иркутскому губернатору. Последний через Иркутское губернское управление выделил из VIII хонгодорского рода самостоятельный IX хонгодорский род и приписал его к Куйтунской инородной управе.

В 1891 г. крупный кулак Коймарской инородной управы Шангин захотел стать родовым старостой. Он собрал своих сторонников, составил приговор и подал в Иркутское губернское управление. Последнее приняло решение о выделении из III хонгодорского рода Коймарской инородной управы самостоятельного шуранханского рода административным подчинением той же управ. Кулак Ш. Шангин был избран родовым старостой вновь созданного шуранханского рода.

Аларские и тункинские буряты называют такие деления яhа хубааха — "делить род". Буряты, вышедшие из Джунгарии, называют род соло. Перед тем, как перейти в своих призываниях к просьбе, шаманы их говорили:

Соло хадаа Готол, — Если назвать род,

То готольский,

Сохоб нэрэ Сэрэн... — Если назвать собственное имя,

То именуется Сэрэном...

По всей вероятности, джунгарские роды принесли этот термин со своей прежней родины.

Названия родов у идинских бурят

Для обозначения слова "род" в разных местах существуют различные названия. Так, у идинских бурят (Боханский аймак) в значении "род" употребляется слово эсэгэ. Например, они говорят: "готол эсэгэ", "шаралдай эсэгэ", "енгут эсэгэ".

Ссылки

  1. Племена и роды у бурят // Рубур.ру : сайт.
  2. Роды. Их образование и обозначение // Рубур.ру : сайт
  3. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят // Рубур.ру : сайт.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркипедия | Буряты