Истоки изобразительного искусства Бурятии, как и всего сибирского искусства, теряются в глубине веков. Самые древние скульптурные изображения животных из мамонтовой кости появились в Сибири в эпоху палеолита и датируются в пределах 28-22 тыс. лет. В них, прежде всего, подчеркивались мощь и сила, именно эти качества представляли наибольшую ценность в глазах первобытных охотников. В многочисленных женских статуэтках, найденных А.П. Окладниковым в стоянках Прибайкалья, тонко проработаны лица. Податливый в обработке бивень мамонта как бы сам диктовал характерную пластику изобразительных мотивов.
В одной из последних публикаций утверждается, что древние изображения горной Хакасии не уступают "в совершенстве исполнения и значительности смысла творениям аборигенов Западной Европы той же "допотопной эпохи" (Ларичев. 2002. С. 4). Не вызывают сомнений и нити, незримо протягивающиеся от наскальных рисунков пятнадцати-двадцати тысячелетней давности к фольклорному наследию народностей Сибири, к мифологическому мышлению их далеких прародителей:
Волшебный Бык Земли, явись!
На Востоке, на горе своей,
Государь мой Дед,
Мощной силы, толстой шеи, –
Будь со мной!
Как и во многих других случаях, рисунки в опубликованной статье асинхронны. Наряду с палеолитическими есть и поверх них нанесенные значительно более поздние изображения. Диковинный фантастический зверь, по предположению автора публикации В. Ларичева, "неземного, видимо, Мира", связан уже с иным взглядами на действительность, чем у первобытных охотников на мамонтов и носорогов ледникового периода.
Здесь отчетливо проступает грань, отделяющая художников разных эпох друг от друга. Объединяет тех и других непосредственность чувств, передача концентрированности волевых усилий людей, взаимодействовавших с окружающей природой, с миром животных. Можно полагать, что целью совершавшихся при этом обрядов было укрепление при помощи магии достигнутых к тому времени позиций, стремление защитить себя и своих потомков в условиях сурового климата от всяких случайностей. Но по-прежнему рисунки для нас остаются загадкой, как в своих основах, так и в деталях.
Примечательные памятники бронзового века, так называемые "оленные камни", неоднократно привлекали внимание исследователей (Волков. 2000а. С. 113-114). Иволгинский камень, врезающийся заостренным концом в небо, напоминает своей верхушкой клюв гигантской птицы, сходство с которой усилено глазом-диском. Мотив бегущего или лежащего оленя, характерный для скифо-сибирского "звериного стиля", трансформирован в образ устремленного ввысь, парящего в воздухе животного. Вертикально поставленные каменные плиты впечатляют своей монолитностью, лаконизмом общего силуэта, масштабной соотнесенностью с окружающим ландшафтом.
Своеобразно характерные "личины", окаймленные волосами в виде лучей и змей, украшенные звериными элементами на головных уборах и в одежде, могут быть рассмотрены как миросозерцание шаманского толка. Часть подобных памятников относится к эпохе развитой бронзы и раннего железа и поражают сходством с образцами онгонов - духов древнешаманских культов бурят. Те и другие изображены условно, порою схематически. Как отметил С.В. Иванов: "Изготовляя ту или иную скульптуру, человек создавал вокруг себя как бы второй, ощутимый и зримый мир..., будь то небожители, духи нижнего мира или тени предков" (Иванов. 1979. С. 153).
Во многих бурятских онгонах, выполненных из дерева, максимально сохранялась первоначальная форма материала: колоды, дощечки, нароста на дереве. Из них осторожно выбирались тонкие слои древесины, а в отдельных местах делались срезы и углубления в соответствии с общим замыслом. Деревянные маски воспринимались бурятами как вместилище душ предков - прародителей семей, родов; некоторые из них сохраняли имена ушедших из жизни шаманов.
На протяжении столетий, а то и тысячелетий коренные жители Сибири вступали в контакты с соседними племенами, с населением Центральной Азии и Евразийского степного пояса. Здесь сталкивались между собой различные течения, шедшие как с Севера на Юг, так и с Запада на Восток, и в обратных направлениях.
С конца XVII столетия инородцы Сибири привлекают внимание русских "служилых людей", российских и иностранных путешественников, ученых. В сообщениях, обращенных в административные органы Российского государства, в заметках и научных публикациях подчеркивается обилие пушнины, своеобразие одежд и украшений местного населения. В некоторых трудах отмечаются сноровка и умелость мастеров кузнечного дела, довольно широко распространившегося вокруг Саяно-Алтайского хребта. При этом высокую оценку получают именно "брацкие" (бурятские) работы, которые сравнивались с изделиями общепризнанных ремесленных центров России и Зарубежья.
Начиная с этого периода, русская культура оказывает сильное воздействие на все стороны жизни коренных обитателей края. Возникавшие вдоль проезжих трактов и по берегам рек поселения русского казачества, крестьян-землепашцев, старообрядцев (семейских), города со зданиями в стиле классицизма и "сибирского барокко" придали новый вид обширнейшим территориям Сибири. В свою очередь буддизм, проникший в ту же пору в бурятские кочевья, способствовал сооружению в Прибайкалье архитектурных строений восточного типа: монгольского, китайского и индо-тибетского.
Изменялся внешний облик края, а также вся духовная атмосфера жизни бурят-скотоводов. Буддийские монастыри, явившиеся своеобразными очагами культуры, внедряли вокруг себя не только новую философию жизни, но и астрологические знания, науки и искусства, в том числе иконопись (танка), скульптуру, графику, декоративно-прикладное творчество. На первых порах предметы культа завозились из центров северного буддизма - Тибета, соседних территорий Монголии, Маньчжурии и Китая, но вскоре начали появляться собственные мастера высокого ранга, складываться художественные местные школы.
За последние столетия второго тысячелетия Прибайкалье стало местом пересечения историко-культурных, конфессиональных и общественно-политических течений, весьма оживленной торговли между Западом и Востоком, в свою очередь приведших к заметным хозяйственно-экономическим преобразованиям в крае. Буряты, получив новый импульс к реализации своего духовного потенциала, используют открывшиеся им возможности в разных видах деятельности, и особенно весомо - в летописной хронике, в поэзии и искусстве.
Произошли изменения в бытовом укладе таежных охотников и степняков-кочевников. Вдоль рек и проселочных трактов возникли фабрично-заводские поселки, деревни русских поселенцев, православные церкви, а вблизи целебных источников были воздвигнуты буддийские архитектурные сооружения, ступы, храмовые комплексы.
Во многих видах буддийского искусства показательно развитие анималистического жанра. Традиция анималистики уходит в прошлое, когда родовому, а затем территориальному духу - покровителю данной местности - посвящались лучшие экземпляры домашнего скота. Впоследствии живые животные стали заменяться живописными и скульптурными их изображениями, в буддийском искусстве эти образы входили в группу так называемого ганзая - символического жертвоприношения божествам.
В группу "пять видов домашнего скота" (табан хошуу мал), четко привязанную именно к скотоводческому укладу степняков, входили конь, баран, козел, бык и верблюд. Одним из излюбленных изображений был образ коня. В культовом искусстве он представлен в виде "коня-ветра" (хи-морин), главной функцией которого было содействовать благополучию людей, ограждению их от всяких невзгод.
Работая над скульптурными изображениями буддийских божеств, бурятские мастера получали навыки объемного воплощения человеческой фигуры, скупой выразительности жестов, искусного распределения складок одежды, ее украшений.
На культуру и мировосприятие народа все большее воздействие начали оказывать празднично оформленные церковные службы, молебствия, а также грандиозные театрализованные представления, устраиваемые ламами на территориях монастырей-дацанов.
Древние языческие верования и шаманские ритуалы постепенно уходили в прошлое, но все же не уступали отдельных позиций, проникая в буддийскую обрядность, иконографию, и в видоизмененной форме продолжали свое существование, особенно в северо-западных районах Прибайкалья.
Все вместе взятое определило специфику художественного творчества в бурятских аймаках. При этом каждый род сохранял собственный код генетической памяти, отличаясь от других особенным восприятием окружающей экологической среды, далеко неодинаковой на разных ее участках. Отсюда локальные черты в декоре архитектуры, предметов быта, костюма и украшений.
Радикальные перемены в жизни бурят, в их общественном и государственном устройстве происходят после Октябрьской революции и создания Бурят-Монгольской АССР (1923 г.). Стали казаться анахронизмом ручной труд и некоторые ремесленные навыки. Украшения начали восприниматься как излишество, в лучшем случае они сохранялись в качестве семейных реликвий.
При всем этом творческое наследие бурятских мастеров явилось основой многих примечательных достижений национальной культуры в последующем ее развитии, в том числе и в первые годы Советской власти, своеобразно преломившись в новых тогда видах искусства - станковой живописи, графике и скульптуре.
Еще до Октябрьской революции получил художественное начальное образование в городе Чита живописец А. Хангалов, впоследствии обучавшийся в рисовальных классах Академии художеств в Петербурге. В 1919-1920 гг. ту же читинскую школу по совету русского скульптора И.Н. Жукова посещал Ц. Сампилов. Примечательным было участие бывшего батрака-подпаска, в те годы рабочего на мыловаренном заводе, в выставке, организованной его наставником совместно с известным художником и поэтом Д. Бурлюком. Опубликованная в газете "Забайкальский рабочий" заметка И. Жукова, обратившего внимание общественности на одаренность "бурятского самородка", сыграла свою роль в его дальнейшей судьбе.
Многие будущие художники Бурятской республики получали первоначальные навыки рисунка и живописи у школьных учителей, у приезжавших тогда в улусы метеорологов, топографов и т.д., как тот же Ц. Сампилов, а также Р. Мэрдыгеев (по собственным его воспоминаниям). В числе талантливых представителей бурятского народа, сумевших в определенной степени реализовать заложенные в них творческие возможности, были Г. Эрдынийн, О. Будаев, Б. Будаев и др. Некоторые из произведений названных авторов вошли в экспозицию I Всесибирской выставки, устроенной в Иркутске и Новосибирске (1925-1926 гг.).
Работы художника-самоучки Г. Эрдынийна выполнены цветным карандашом с добавлением белил. "Перекочевка из зимника в летник", "Табун лошадей в степи" и другие листы представляют патриархальную картину мира с подчеркнуто-размеренным ритмом жизни, разворачивающейся на фоне грандиозного ландшафта, где каждая фигурка или деталь выступает драгоценной частицей бытия. Скрупулезность и тщательность в трактовке, а также единая гамма приглушенных серо-зеленых и охристо-зеленых тонов характерны для манеры этого мастера.
Выставочной деятельностью в городе Верхнеудинске (Улан-Удэ) занимался Бурятский Ученый комитет (Буручком), созданный в 1922 г., в котором художественную секцию возглавлял П.Н. Данбинов, известный тогда поэт, писавший под псевдонимом Солбонэ-Туя. Были снаряжены экспедиции в районы республики для сбора материалов, особенное внимание уделялось бурятским дацанам. На выставках, начиная с 1926 г., экспонировались произведения молодых живописцев, а также работы художников из дацанов с традиционными буддийскими сюжетами (Даба Тушнэ, П. Аригунов и др.).
Широкий резонанс получила выставка, посвященная пятилетнему юбилею республики в 1928 г. В центральных журналах "Искусство" (1929. № 3-4. С. 98-105) и "Красная Нива" (1929. № 3. С. 19) были опубликованы статьи московского художника В. Беляева. В местной печати появились критические заметки поэта - комсомольца Мунко-Саридака, впервые отметившего преимущественное обращение бурятских живописцев к уходящему быту, к шаманским обрядам и мифологическим образам, отражавшим древнейшие черты народного миросозерцания. Газетная статья молодого критика вышла под заголовком "На полотне нет новой Бурятии", в журнальном варианте он, в частности, писал: "Время ли сеять в сознании бурят-монголов преклонение перед Буха нойоном, время ли преподносить под покровом искусства субстрат полурелигиозной мистики?". Картина И. Дадуева "Буха нойон баабай", подвергшаяся столь жесткой критике, представляет тотемный образ быка - одного из прародителей бурятских племен. Древнее предание воссоздано с впечатляющей силой: архаичному миру природы с огромными валунами и почти сказочной синевой Байкала под-стать монументальный облик Буха нойона. Бык стоит на берегу озера, приветствуя восходящее светило могучим ревом. На сегодняшний день очевидна неправота критика в некоторых исходных позициях, но при этом нельзя не подчеркнуть его устремленность в будущее, эрудицию, способность улавливать основные тенденции развития искусства, а, главное, - по достоинству оценить талантливость мастеров кисти. Для примера можно привести такое его высказывание о другой картине И. Дадуева "Уходящий быт": "Эта картина сильна по своей выразительности, как лебединая песня..., как затаенный трепет перед неумолимостью социальных законов, одинаково сильных и безжалостных и в строении, и в разрушении".
Показателен для этого времени портрет Доржи Банзарова кисти Р.С. Мэрдыгеева. Прежде всего он примечателен своим композиционным решением: на первом плане - ученый, погруженный в творческий процесс, и его видение — камлающий шаман, стоящий чуть сбоку, за его спиной. При этом пространство заднего плана разделено на две части: отблески марева со сверкающей молнией за фигурой шамана, и идиллический пейзаж с месяцем и звездами со стороны ученого. Обращает внимание то, как этнографически точно запечатлено художником не только красочное одеяние шамана, но и рисунок на его бубне.
Для характеристики эпохи очень показательна дискуссия, развернувшаяся на страницах газет и журналов вокруг проблемы использования в строительстве новой культуры национального наследия, в частности, дацанского искусства. Произошел достаточно свободный обмен мнениями, и эти материалы так же, как и упомянутые выше статьи, являются бесценным документом эпохи. В итогах дискуссии подверглись решительному осуждению все попытки "ориентации на феодально-теократическую культуру Востока". Было также подчеркнуто, что главной задачей искусства нового общества должна стать борьба за построение социализма в стране и, в частности, в Бурят-Монголии.
Приведенные факты характеризуют сложность воззрений бурятской интеллигенции, сформировавшейся на протяжении XIX столетия. Это же обстоятельство может свидетельствовать об определенной ее зрелости. Именно этим объясняется активность позиций многих общественных деятелей именно в сфере культуры и искусства, и тот накал прений, кипение чувств, страстей, которые, как показал дальнейший ход событий, донеслись и до нашей современности.
В спорах и столкновении взглядов отразился дух эпохи и с ее внутренними противоречиями и с ее позитивными началами. На рубеже столетий во всех округах Российского государства происходили события необычайной значимости для дальнейших судеб всех его народов. Возникала вера в торжество справедливости на земле, в объединение беднейших слоев общества во всем мире. Как и в былые времена, нашедшие отражение в фольклорном творчестве, ожидалось "чудо" обновления жизни, и присущий народам оптимизм вселял надежду на то, что совершенные ими действия обеспечат благополучие потомкам, помогут в достижении заветных целей всего человечества. В этом заключалась притягательность интернационалистских лозунгов эпохи.
Подготовка профессиональных кадров науки и искусства была поставлена на государственный уровень с самого начала образования Бурят-Монгольской АССР. Способную молодежь стремились обеспечить стипендиями для обучения ее в специальных учебных заведениях; поощрялись все виды народного творчества, самодеятельные спектакли, выставки. Участвовать во Всероссийской кустарно-промышленной выставке (1923 г.) в Москву был отправлен С. Сампилов, где он удостоился Диплома признательности за альбом с зарисовками из жизни и быта бурят. В 1920-е годы Ц.С. Сампиловым созданы такие произведения, как "Любовь в степи", "Пастух", "Революция. Свободная Бурятия", "Ликбез", "Монгольские партизаны" и др. Жизнерадостное восприятие новой действительности, свое отношение к миру художник выразил в картинах родной природы, в сюжетах, близких и понятных каждому буряту. Гимном раскрепощенной человеческой личности, исполненной сил и энергии, прозвучали живописные полотна "Любовь в степи" и "Арканщик". Глубоко национально по художественной выразительности образов картины "Любопытные быки", "Табун в степи", акварельная сюита "Свадьба хоринских бурят", иллюстрации к народному эпосу, многочисленные изображения животных. Творчество художника, воплотившего духовный мир возрожденного революцией народа, особенности его трудовой практики, неразрывно связанной с окружающей природой, давно перешагнуло рубежи своей республики и явилось заметным вкладом в советское изобразительное искусство.
Широкую известность приобрели многие произведения Р.С. Мэрдыгеева. Его рисунки, акварели, портреты с успехом экспонировались на I Всесибирской выставке в Новосибирске и Иркутске, а затем в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ). Известно, что портрет был одним из ранних жанров в творчестве этого мастера. В "Скорби" (1916) и "Горе старика" (1918) еще достаточно явственно прочитываются наряду с реалистической тенденцией реминисценции старобуддийской живописи. В 30-50-е годы художником была создана целая галерея портретов. Ее героям явились простые труженики, герои войны и труда (портрет Дымбрыловой, портрет майора Етобаева), а также представители творческой интеллигенции (портрет А. Тороева, портрет В. Тумуровой). Среди них были работы более удачные, а также менее удавшиеся, выполненные в официально-холодноватой, жесткой манере. В них как в зеркале, нашли отражение сложные проблемы развития советского искусства, связанные с идеологией тех лет.
Именно в пейзажном жанре Р.С. Мэрдыгеев смог наиболее полно воплотить свой талант, свою творческую индивидуальность В зрелых произведениях конца 30-40-х годов чувствуется мастерство, связанное с академической школой. Многообразны лики природы, представленные в полотнах мастера и передающие характер: напряженно-драматический ("Шум в Саянах"), умиротворенно-гармонический ("В Койморах").
Вскоре рядом с Ц. Сампиловым появились молодые художники - А. Окладников, Г. Павлов, А. Ажигиров, И. Аржиков, несколько позже А. Тимин, М. Шестакова, Г. Чикотеев, Н. Голованов, О. Пепуль, Д. Тудупов, Б. Будаев, А. Чашин.
В 1930-1940-е годы по всей стране возникали новые учреждения культуры, открывались высшие и средние учебные заведения, музеи и галереи. В Бурятии в 1933 г. был организован Союз художников, в 1934 г. - Союз писателей, в дальнейшем многие другие студии, школы, институты. Далеко не случайно возникновение множества печатных органов, различных объединений и творческих союзов произошло здесь намного раньше, чем в других, и не только автономных, союзных республиках Советского Союза.
Уважительное отношение к исконным ремеслам, к традиционному искусству, несмотря на все перипетии нового времени, не могло навсегда исчезнуть из памяти народа и на разных этапах истории вновь и вновь проявлялось в каких-либо заметных событиях культурной жизни. В 30-е годы в Агинском сомоне была организована Зуткулейская артель чеканщиков по серебру. Сохранилась фотография, на которой запечатлены председатель артели Гомбоев, мастер Бадмаев, а посредине - главный мастер Очиржап Зориктуев.
Изделия О. Зориктуева были посланы в Париж на выставку, о чем сообщалось в газетной заметке А. Атутова: "тов. Зориктуев изготовил для открывающейся в Париже в 1937 г. Международной выставки "Искусство и техника в современной жизни" интереснейшие экспонаты - художественные изделия из серебра, рога и папье-маше: бурятский изящный нож из рога в серебряной оправе, брошь из серебра, серебряные пуговицы национального костюма, серебряную чайную ложку, бурятскую трубку в серебряной оправе и шкатулку из папье-маше с художественно исполненными рисунками, отображающими флору Бурят-Монголии. Часть экспонатов уже отправлена в Москву во Всекоопсоюз" (Восточно-Сибирская правда. 1936. 9/ХП).
В 1940 г. в столице Советского Союза - Москве впервые проведена Декада искусства и литературы Бурят-Монгольской АССР. На выставке в Государственном музее искусства народов Востока было представлено около 700 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Многие экспонаты с выставки были закуплены музеями Москвы и Бурятским союзом художников.
Выставка в целом явилась, по всеобщему признанию, праздником молодого национального искусства. Искусствовед В. Чепелев писал: "Мы любуемся картинами и рисунками, экспонированными на выставке, с чувством человека, получившего неожиданный подарок. Само собой появляется ощущение близости к суровой красоте Байкала и снежных гор, к людям, изображенным на картинах, к трудовой жизни народа, такой нашей, по-советски обычной, напряженной.
И тут перед нами встает особенность бурятской живописи: ее жизненная простота, ее глубокая бытовая основа, даже как будто избегающая поэзии трудового народа. Художники часто выступают как рассказчики, в первую очередь заботящиеся об убедительности фактов... И когда Сампилов вносит сильные звучания поэзии жизни и труда, когда он доводит до зрителя не только смысл, но и ощущение жизни ("Арканщик", "Пастух" и др.), становится особенно близкой и привлекательной реалистическая направленность живописи Бурят-Монголии" (Творчество. 1940. № 12. С. 4).
Естественно, что в произведениях, представленных на декадной выставке, были отражены колхозное строительство, новые люди, новый быт, отдых трудящихся, страницы истории. Таковы картины "Панорама ПВЗ", "Говорит Москва" А. Ажигирова, "Молодое поколение" М. Шестаковой, "Девушки нашей республики" Г. Чикотеева, "Вечер на курорте Аршан" Е. Неволиной. Далекое прошлое Бурятии получило воплощение в произведениях "Сбор ясака" А. Тимина и "Бестужев в Селенгинске" А. Окладникова. Именно эти работы явились фиксацией бытовой основы, которую отметил московский критик. Весьма показательно выражение внутреннего удовлетворения тружеников Бурятии, их искреннего чувства гордости достигнутыми успехами.
Скрытые в этих успехах противоречия на какое-то время отошли на второй-третий планы. К тому же было понятно, что для молодой республики это были первые шаги в новых для того времени формах станкового искусства, освоение его различных видов и жанров. Причем, делались эти шаги на высоком творческом подъеме, с истинным воодушевлением.
На общем фоне выделялись произведения с более глубоким подходом к народной жизни в ее основах. Как правило, это было связано с тематикой старинных обычаев, игр, сюжетами фольклорно-эпического плана, как, например, в картине И. Аржикова "Шаман не лечит, а калечит". Название последнего, скорее всего, было данью времени. По существу здесь жизненно правдиво запечатлена знакомая автору во множестве деталей сцена, передана атмосфера, царящая в простой крестьянской избе, где находятся люди и тут же корова с теленком в специально отведенном для них месте, а также шаман спиной к зрителю, совершающий старинный обряд изгнания духов, явившихся причиной болезни. Выразителен эпический образ героя-богатыря в картине "Шоно-Батор" Ф. Балдаева.
На выставке одним из наиболее значительных по замыслу и его воплощению, самым крупным по размерам было полотно студента Московского художественного института Д.-Д. Тудупова "Борцы". Изучение темы традиционного национального состязания шло по линии углубления, расширения рамок сюжетной фабулы, и в результате художник воспроизвел один из моментов жизни дореволюционного бурятского улуса с его внутренними противоречиями, расслоением общества на "власть имущих" и бедняков. Участники популярного спортивного состязания приобретают символическое значение борцов за освобождение народа от своих угнетателей, что вполне соответствует духу эпохи. Тема раскрывается им в плане эпического и исторического показа жизни. Но при этом, несмотря на некоторые просчеты пластического решения, автор обнаружил незаурядное живописное мастерство, верное ощущение тона, что связано с его увлечением импрессионизмом, в частности, Ренуаром. Недаром коллеги из Бурятии шутливо прозвали его "Дугар-Ренуар".
В годы Отечественной войны с оружием в руках защищали свою Родину и художники Бурятии. Оставшиеся в тылу напряженно работали. Организованная по инициативе художников Плакатная мастерская Бурят-Монгольского государственного газетного издательства выпустила за годы войны 170 номеров "агитокон", 50 плакатов. Активную роль в выпуске плакатов сыграл заведующий мастерской Т. Рудь. Много оригинальных плакатов и рисунков создали Ц. Сампилов, А. Тимин, М. Шестакова, О. Пепуль, Г. Чикотеев, Т. Рудь. Тексты к рисункам писали поэты X. Намсараев, С. Дунаев, Ц. Галсанов. В сатирических рисунках художники проявили быстроту реакции на события дня, умение сделать изображение броским, эффектным. Некоторые названия работ звучат как лозунги-призывы: "Готовы на фронт!", "Разрешите на фронт!", "Фашистам нет места!", или еще "Руки вверх!" (картина Тимина). Почти всем произведениям военного времени свойственна быстрота выполнения. Картины писались по горячим следам войны, выражали готовность авторов откликнуться на любые актуальные темы, в них находили отражение идеи патриотизма, сплачивавшие советских людей в единое целое. Правда, следствием поспешности в работе, усугублявшей недостатки профессионального порядка, были низкие художественные качества произведений. Идея единства фронта и тыла лежит в основе произведений Ц. Сампилова "Подарки фронту", "Колхозные кони для фронта", "Агитатор на полевом стане", И. Аржикова "Всеобуч в колхозе", Г. Чикотеева "Всеобуч". Успешному проведению декады в значительной мере способствовали театральные постановки, в которых роль оформителей была очень существенной. Воспроизведение народной жизни в фольклорно-эпических по содержанию спектаклях потребовало от сценографов знания исторического материала, свободного владения арсеналом художественно-пластических средств. Именно эти качества проявили в полной мере такие художники, как А. Тимин, Г. Павлов, М. Шестакова, Б. Чернутов в творческом содружестве с московскими мастерами театрально-декорационного искусства.
Празднично эффектно был оформлен заключительный концерт, в котором актеры выступали в ярко декоративных костюмах с полным набором подлинных украшений из серебра и полудрагоценных камней, что произвело неотразимое впечатление на публику, и было отмечено в восторженных отзывах центральной прессы.
Специалисты в Москве сразу же обратили внимание на преклонный возраст мастеров - участников выставки; и это вызвало у них озабоченность дальнейшим развитием искусства, уходящего корнями вглубь веков.
Успешное проведение декадной выставки заставило членов творческого коллектива всерьез задуматься о создании художественного музея в республике. В 1944 г. вышло Постановление СНК БМАССР о создании Республиканского художественного музея, открытие которого состоялось в 1946 г., после того, как была проведена большая подготовительная работа: поиск подходящего помещения для фондов и экспонирования произведений изобразительного искусства и т.д. Организация нового очага культуры в годы Великой Отечественной - событие большой значимости не только для Бурятии, но и для всей страны. Во вновь созданный музей поступают работы из Краеведческого музея, а также фонды и штат научных сотрудников Антирелигиозного музея.
Музейная коллекция на 15 июня 1945 г. насчитывала более 500 произведений искусства (живопись, графика, рисунки и т.д.). Первая экспозиция начала готовиться сразу же, как только музей получил свое помещение. Официальное открытие состоялось в ноябре 1946 г. В постоянную экспозицию вошли работы, приобретенные музеем в период его создания, и произведения, поступившие к тому времени из ведущих музеев страны, прежде всего, из Русского Государственного музея (г. Ленинград).
Началась довольно интенсивная выставочная деятельность - одна из самых важных форм музейной работы. В январе 1947 г. состоялась I республиканская выставка прикладного искусства, включившая в себя более 300 произведений и прошедшая с большим успехом. В 1948 г. в реорганизованном музее создаются отделы русского дореволюционного и советского искусства. В 1949 г. в музей поступают 143 работы известных художников из фондов Государственного Русского музея (Боровиковский, Шубин, Антокольский, Тропинин, Ксенофонтов, Степанов, Богомолов, Поленов, Айвазовский, Шишкин, Трутовский, братья Маковские, Хруцкий и др.).
Несмотря на небольшой формат и в основном этюдный характер, все они несут на себе печать незаурядного профессионального мастерства авторов, известных по репродукциям более значительных их произведений. Конечно же, для отдаленного от европейской России сибирского края это было неоценимым даром, поскольку местное население и особенно школьники смогли воспринять воочию тонкость исполнительской техники в живописи, рисунках и набросках, благодаря которым они приобщались к европейским традициям высокого реализма, по-особому сформировавшего в Российской академии художеств.
Наряду с этим в советском искусстве происходили активные процессы сближения национальных школ, чему в немалой степени способствовала общность переживаний военных и первых послевоенных лет. Не сразу забылись пережитое лихолетье, горечь утрат, а затем - всенародное ликование по случаю долгожданной победы над ненавистным врагом. Светло, жизнерадостно зазвучали темы мирного труда на родных землях, передававшие чувства гордости за Великую Отчизну. Примечательной для того времени стала выставка, посвященная 70-летию И.В. Сталина.
Почувствовали свою сплоченность художники регионов и всей страны. В зональных конференциях принимали участие деятели культуры и искусства Москвы, Ленинграда и других крупных городов России. Периферийные художники все чаще поступают в столичные вузы.
В результате открытого тесного общения творческих людей из разных мест России постепенно созревало обостренное чувство родной земли, уже не абстрактное или идеологически обобщенное, а более конкретизированное: на уровне пейзажных ландшафтов - степных просторов, высоких гор, могучих разливов рек или священных источников, терпкого запаха трав... Это все включало еще и бытовые штрихи, детали традиционных одежд, украшений и ремесел. Обращение к истокам народного быта, трудовых навыков и неприметных на первый взгляд подробностей было весьма не простым, достаточно длительным, временами даже болезненным. И все же, в конечном счете, оно оказалось неминуемым. На протяжении многих лет научными сотрудниками и хранителями фондов работали местные общественные деятели, работники культуры и художники. В тесном контакте и творческом содружестве находились родственные организации: музей, Союз художников и производственные мастерские Бурятского отделения Российского Художественного фонда.
В 1960-е годы налаживаются связи со странами Востока - Монголией, Китаем (включая Тибет), Индией. Каждый период становления и развития изобразительного искусства Бурятии достаточно полно отражен в уникальной музейной коллекции.
Как отмечено выше, еще до образования творческих организаций в стране художниками республики были созданы произведения, которые на сегодняшний день во многом определяют своеобразие становления национального искусства. По прошествии нескольких десятилетий они обрели как бы новую жизнь, заняв свое место в экспозициях крупных выставок, не только местных, но и российских, всесоюзных и зарубежных. Это такие произведения, как картины "Тайлаган" и "Доржи Банзаров", рисунки "Скорбь" и "Горе старика" Р. Мэрдыгеева, полотна "Кыренский дацан" и "Тункинская семилетка" А. Хангалова, "Уходящий быт" и "Буха нойон баабай" И Дадуева, "Шаман не лечит, а калечит" И. Аржикова, рисунки "Варка масла" и "Рыбак" А. Окладникова, многие зарисовки Г. Эрдынийна, О. Будаева, произведения художников из бурятских дацанов, занимающие все более значительное место в постоянных и эпизодических экспозициях республиканских музеев.
В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов новое поколение художников, уже опираясь на достижения зачинателей профессиональной станковой живописи, находило свой путь в искусстве, в целом отражая специфику национального видения, создавали ярко-колоритный обобщенный образ родного края. Органично подключались к поискам творческого коллектива новые поколения мастеров резца и кисти, многие из которых и ныне работают творчески активно.
Выпускники высших и средних учебных заведений страны - А. Сахаровская, Д.-Н. Дугаров, А. Казанский, Г. Москалев, И. Стариков, А. Хомяков, С. Ринчинов, А. Даржаев, А. Цыбикова, Ч. Шенхоров, Д. Пурбуев, Э. Цыденов, Г. Васильев, А. Миронов, В. Базаров.
С середины 70-х годов еще более усиливается внимание художников к событиям современности, к делам и заботам тружеников края. В произведениях, созданных в эти годы, находят отражение успехи, достигнутые во всех областях промышленности и сельского хозяйства республики. Все более заметное место занимает тематика, связанная со строительством Байкало-Амурской магистрали - одной из грандиознейших строек века. В этом проявилась замечательная традиция советских художников - быть всегда на передовых участках созидательной деятельности народа.
В 1979 г. в столице Бурятской республики впервые прошла большая тематическая выставка "Мы строим БАМ". Участие в этом смотре художников Российской федерации и ряда союзных республик - Азербайджана, Грузии, Узбекистана и Украины - в значительной мере обусловило высокий профессиональный уровень экспозиции. Главные герои произведений - первопроходцы тайги, геологи и геодезисты, разведчики земных недр и водных ресурсов, лесорубы и путеукладчики, мостовики и тоннельщики, представители других профессий.
В 1976 г. группа художников побывала в Монгольской Народной Республике, а затем в своих произведениях запечатлела труд и быт аратов-скотоводов. Монголия с ее поистине необозримыми далями, с ее неповторимо яркими красками синего неба и желтых песков произвела неизгладимое впечатление на художников, что нашло отражение в живописи Д.-Н. Дугарова, а также в графических листах - "По Монголии" А.Н. Сахаровской, выполненных в технике цветной гуаши.
Военно-патриотическая тема становится одной из главных в творчестве Героя Советского Союза Г. Москалева. На полотне "Один на один" мы видим подбитый покореженный танк и фигуру лежащего на земле солдата. Поза убитого, его раскинувшаяся за плечом плащевая накидка сохранили последнее движение солдата - вперед, навстречу врагу. Всем пафосом своей картины художник как бы добавляет: это движение в бессмертие.
Труженицам тыла, стойко переносившим скорбь утрат, посвящает свое творчество В. Грищенко. Темы войны и мира волнуют и более молодых художников.
Заметное место в творчестве художников занимает индустриальная и сельскохозяйственная тематика; в значительной мере активизируя поиск выразительных средств, отвечающих требованиям современности. Трудовой энтузиазм советских людей можно почувствовать в живописных работах В. Архипова, Л. Лабока, Г. Налабардина, И. Алтаева, В. Гончара.
Герои произведений А.Б. Даржаева "Пастухи" и "Табунщик" изображены крупным планом: они доминируют в пространстве картины, четким силуэтом выделяясь на фоне пронзительной синевы степных далей. Спокойны и сосредоточены герои С.Р. Ринчинова на его полотнах "Тоонто" и "Семья"; окружающий пейзаж дает ощущение гармонии человеческого бытия, всего мироздания. Новые произведения художника "Сурхарбан", "Жаворонки поют" отмечены точными жизненными наблюдениями, целостностью колористического решения. Тема традиционного спортивного праздника "Сурхарбан", послужила сюжетом для картины Г.И. Баженова, впечатляющей ярким декоративным цветом, ритмом певучих линий, ассоциирующихся с национальным узором.
Для Д.-Н. Дугарова интерес к национальным традициям народа был естественен, глубинен, поскольку в его родных Агинских степях бурятская старина сохранилась в большей степени, чем во многих других районах республики. Проникновенно-лирично созданное художником в этот период полотно "Проводы невесты". Тонко охарактеризовано состояние девушки, покидающей родной очаг; в ее потупившемся взоре и оттенок грусти, и затаенно-радостное ожидание неведомого будущего.
Выступив поначалу как знаток местных обычаев, художник затем углубляет свой поиск. Так появляются картина "Забайкальская зима" и затем ее вариант - "Суровый край", отобразившие нелегкий труд чабанов. На фоне темнеющих к горизонту степных далей и неба с низко нависшими тучами виднеется силуэт всадницы-чабанки. Сгрудилась сплошным массивом отара, и только по краям видны отбившиеся от нее овцы. На фоне бушующей непогоды они казались бы беззащитными, не будь рядом человека, стойкого и мужественного. В триптихе "Прошлое" люди изображены, казалось бы, притерпевшимися к своей обездоленности. Привычно перебирает четки женщина с седыми волосами; сгорбленный старик углубился в чтение старинного ксилографа; мужчина, ведущий быков, словно придавлен торцами бревен в их упряжке. Фоном для фигур является выжженная солнцем оранжево-желтая земля и яркая синь неба над высоким горизонтом. Насыщенность цветовых пятен, некоторая графичность рисунка заставляют вспомнить традиционную бурятскую живопись с ее условностью, плоскостностью декоративных решений, с ее образной символикой. В облике людей автор подчеркнул не только их извечное терпение, но и доброту. Потому так уютно примостился у коленей старой женщины малыш с игрушкой - верблюжонком. Как олицетворение мудрости, уходящей вглубь веков, воспринимается фигура улусного грамотея, перечитывающего строки эпического сказания.
Несмотря на тяжесть подневольного труда, народ сохранил свое человеческое достоинство, свои надежды на лучшую долю.
Формируется новый жанр – портрет-картина. К этому жанру тяготеет Ю.А. Чирков, создавший целую галерею портретов представителей бурятского народа. Своеобразие личности автор выявляет, как правило, через род занятий своего героя, его профессию. Небезынтересны художнику и национальные черты. Его герои - народный мастер-чеканщик, старый охотник, сакманщица, поэтесса, артист в роли популярного персонажа народной сказки и др. Все они запечатлены в типичной для них обстановке труда и быта. В портрете чемпиона в стрельбе из лука Б. Бальчинова полуфигура лучника выглядит внушительно и монументально на фоне равнинного степного пейзажа.
Большое место в бурятском изобразительном искусстве занимает пейзаж. Величественная и суровая красота Байкала и Саянских гор привлекает внимание К. Сергеева. Картина Т. Рудь "В высокогорной Бурятии" воспроизводит необычный рельеф местности с могучими животными-сарлыками. Эпическое начало заложено в полотне Э. Аюшеева "Просторы Бурятии". Могучая распевная ритмика холмистых далей, широкий разлив рек, неповторимая колоритность таежного озера нашли свое отражение в полотнах М. Олейникова.
Зрелое профессиональное мастерство отличает полотна А. Казанского. Они полны полифонического звучания, в них в цветотоновой целостности слиты краски земли и воздуха, пронизанные сияющими лучами солнца. Потребность выразить свое отношение к окружающей действительности обусловила обращение Казанского к теме родного края, к образу Байкала. Натурные впечатления суммированы в картине "Рыбаки Байкала". Все изображенное на полотне приближено к зрителю. Крупным планом показаны фигуры рыбаков, занятых привычным делом — починкой сетей. Лица их спокойны и вместе с тем благодушны. Чувствуется, что это занятие для них почти что отдых, пауза, а настоящая работа, связанная с выходом в море, потребует полного напряжения сил. Об этом напоминают энергичные контуры словно вздыбленных над пологим берегом и глубокой синевой воды остроносых шхун-лодок. Каждое поколение художников заново открывало для себя красоту "славного сибирского моря". А.В. Казанский по-своему увидел и запечатлел Байкал на многих полотнах. Акцент на пейзажном творчестве живописца представляется правомочным, поскольку именно в этой области особенно интенсивно велись его поиски, отрабатывалась форма произведений, адекватная заложенному в них содержанию. И именно в жанре пейзажа наиболее убедительны результаты, достигнутые А.В. Казанским в настоящее время.
Эпичны по своему настрою картины небольшого формата Ч. Шенхорова: сочная зелень пастбищ, ритмические ряды изгородей с тонкими струнами-жердями, прорезающих прозрачную чистоту воздуха, звенящую тишину высокогорной Тунки, окружающая человека природа незримо слита с его трудом и бытом.
Во все большем разнообразии своих связей с жизнью человека раскрывается предметный мир. Изобилие продуктов труда и даров природы в размашистой живописной манере передает М. Метелкина.
Тонкой одухотворенностью образов, поэтической метафоричностью деталей отличаются полотна Альбины Цыбиковой, к сожалению рано ушедшей из жизни, в которых органично взаимосвязаны люди и вещи. В своих портретах Цыбикова фиксирует мимолетность мгновений - движений, наклонов головы выражений лиц. Все как бы неустойчиво, зыбко. Может быть, поэтому так любимы автором подвижные детские образы. В картине "Поздний гость" художница передает атмосферу родного бурятского села с его устоявшимся жизненным укладом, непритязательно скромным, но налаженно-обжитым гостеприимством
Сюжетно-занимательная повествовательность в работах Цыбиковой сменяется тенденцией к обобщенной символике образов, но воплощение их остается по-прежнему конкретно-жизненным. Таков, к примеру, диптих "Осенний ветер". Традиционным творчеством Востока навеяны образные аллегории "У истока", где источник воды и дерево, фигуры матери с ребенком, всадника и старца с посохом символизируют разные возрастные периоды человеческой жизни, ее вечного круговорота.
А. Цыбикова принимала активное участие в оформлении здания Театра драмы им. Хоца Намсараева. Выполненное ею декоративное панно, занимающее стену фойе, убедительно показало, что художница умеет подчинить себя единому замыслу творческого коллектива, не растеряв при этом своей индивидуальности. Фреска "На земле Гэсэра" производит впечатление нарядно-праздничное. В сложно разработанной колористической гамме преобладают теплые коричневато-светлые тона. При общем обзоре доминируют масштабно-укрупненные аллегорические фигуры, олицетворяющие музы искусства театра разных эпох, в них как бы утверждаются творческие возможности народа. В отдалении чередуются сцены трудовой деятельности людей, их развлечений и игрищ, детали архитектуры, пейзажа.
Сложной ассоциативностью отличаются произведения Д.Г. Пурбуева "Иллюстрации к эпосу", "По мотивам старинных песен", представляющие собой своеобразную имитацию традиционных ксилографии с удлиненным форматом листа и миниатюрностью изображения.
Несколько значительных по тематике, прочувствованно-импульсивных по исполнительской манере графических серий создал Б. Тайсаев. Эмоциональны циклы работ молодого графика Т. Манжеева из циклов "Из детства" и "Музыканты". Изобразив мальчика, склонившегося над рисунком, автор сумел показать, что занятие это поглощает его полностью, светлый овал стола - для него целый мир.
Творчество театральных художников Бурятии известно далеко за пределами республики. И не только потому, что театры совершают гастроли по всей стране. Высоким профессиональным мастерством владеют такие художники, как А.И. Тимин, М.Е. Шестакова В. Бройко, В. Тевелев и другие, на протяжении многих лет оформляющие спектакли как классического, так и современного репертуара.
Замечательным достижением искусства являются эскизы декораций и костюмов. А.И. Тимина к первой национальной опере "Энхэ Булад-Батор" и к балету "Красавица Ангара", поставленных в Бурятском академическом театре оперы и балета. Как и в других работах художника, в них видны не только смелая разработка орнаментального народного творчества, сложная гармония цветовых сочетаний, но и выразительная пластика фигур персонажей, их движений и жестов, тонко переданное ощущение эпохи, поэтическая трактовка народных легенд и сказаний. В работе Е. Шестаковой - эскизах костюмов для ансамбля "Байкал" - отразилось чуткое восприятие художницей национальной специфики народной одежды, ее силуэта, декора, колорита.
Одни из них придерживаются народного примитива, к ним можно отнести М. Эрдынеева и многих других, у некоторых нетрудно вычислить естественную ориентацию на европейские образцы и мировую классику, третьи ищут сплав восточных и западных традиций. Появляются мастера, придерживающиеся академического направления, которые могли бы внести свой вклад в общую систему советской школы скульптуры. К сожалению, Э. Цыденову почти не пришлось увидеть свои замыслы воплощенными в долговечных материалах по причине технических трудностей. Самым выдающимся его произведением является барельефное решение фасада нового здания Бурятского академического театра драмы им. Хоца Намсараева, удачно возвышающегося на одном из самых многолюдных участков города. В большей мере это удается его ученику и коллеге А. Миронову. Удачны многие его работы, установленные на площадях и скверах столицы Бурятии, а также занявшие достойное место в музейных коллекциях городов Улан-Удэ и столицы Калмыкии - Элисты. Этому мастеру присуще тяготение к образам героического начала. Одновременно он проявляет интерес к буддийской скульптуре, что едва ли не является в настоящий период признаком нужного тона.
Интересно заявил о себе 3. Дугаров, придав образу спящего воина монументально эпическое звучание. К слову сказать, очень неплохо было, если бы "спящий воин" проснулся и сотворил бы нечто такое, что осталось бы в памяти потомков. А то, что такая глыба камня может еще обнаружить свою глубинную мощь, в целом не вызывает сомнений, ибо каждая земля таит в себе неисчерпанные еще до конца силы, и никакой творец не способен в одиночестве их обнаружить.
Не ослабевает интерес художников к национальной истории. Их обращение к таким значимым образам, как Гэсэр (A.M. Миронов), Чингисхан (И.Г. Налабардин), тотемные предки бурят (Б. Доржиев) каждый раз приобретает новое звучание, не теряет своей актуальности. Однако при этом зачастую присутствуют налет некоего штампа в создании облика героя.
Среди явных тенденций в живописных поисках наших мастеров следует отметить линию, связанную с творчеством В.В. Инкижинова и Н.Д. Шахмалова. Она характеризуется стремлением к подчеркнутой конкретности, гиперреалистичности в трактовке образов природы и человека.
Привлекают внимание жизнеутверждающе яркие работы А.С. Дугаровой. Задача повышения эмоционально-выразительных качеств достигается за счет декоративности рисунка и локального цвета, построенного на аккордах интенсивных пятен ("Знаки", "Осень" и т.д.).
В 1991 г. впервые предстали перед зрителем работы М. Ванданова "Слушающий тишину", "Друзья", "Ожидание". Каждая картина - тихое приглашение замедлить движение, остановиться, прислушаться к тишине, наполниться дыханием Вселенной. Ощущение приглашения рождается ненавязчивым композиционным приемом: вводом человеческой фигуры, изображенной в углу картины спиной к зрителю. Ритмическая канва всех композиций имеет постоянный характер. Ее замедленный темп движения и спокойное чередование форм создают впечатление непрерывности, длительности изображенного явления. Эмоциональная энергия произведений заключена прежде всего в колористическом строе. Экспрессия цвета приглушена, отсюда возникает настроение умиротворенности, причастности к вечности, долготерпения. Кажется, вековая мудрость Востока запечатлена в полотнах художника. Явление Ванданова в искусстве сродни пронзительно-щемящей негромкой мелодии, которую рождает сама бурятская земля.
Образ Байкала стал своеобразной "визитной" карточкой" творчества Б.Т. Тайсаева. Художника привлекают самые различные, изменчивые состояния водной стихии: это и эмоционально-драматическое в "Шторме", и величаво-торжественное в "Байкале". На его полотнах предстает прекрасный мир природы: заснеженные величественные Саянские горы; необъятные степные просторы, залитые солнечными потоками; низвергающиеся водопады. Поэтическое мироощущение во многих работах выражается через тонкие цветовые переходы, высветленность всего колорита. Национально-историческая тематика нашла отражение в ряде произведений, в которых представлено характерное для его творчества мифологическое видение древней истории ("Саянский волк" "Праматерь-хун шубуун").
В скульптуре Бурятии первооткрывателями новых тем и пластических решений явились В. Уризченко, Г. Васильев, С. Балдано, Д. Намдаков. Они несли в себе индивидуальные творческие начала, которые и определили в дальнейшем собственную стилистику каждого из них. Произведения В. Уризченко представляют собой станковую скульптуру довольно крупных размеров. В них хорошо выявлена фактура дерева, органично увязанная с психологическим раскрытием образов, одновременно мудрых и простодушных, с некоторой долей лукавства, затаившегося в уголках губ. Вертикальность статуй подчеркнута складками одеяний, как на старинных скульптурах, отдельные детали отработаны декоративными штрихами ("Сказитель", "Послушник монастыря"). Скульптура Г. Васильева - это целый мир образов, в которых органично и пластически обобщенно переплетаются черты реальной действительности и художественного вымысла. Любой сюжет имеет глубокий смысловой подтекст. Так, его "Чабанка" словно вобрала в себя черты многих поколений бурятских женщин. Укрупненность пропорций, подчеркнутая массивность объема способствуют впечатлению значительности образа, с одной стороны, и придают произведению весомость, устойчивость - с другой. В традициях русской и европейской школы реалистического скульптурного портрета выполнена Э. Цыденовым голова девушки-бурятки. Вместе с тем особенности поэтического облика модели, техника резьбы по дереву придают этой работе ярко выраженный национальный характер.
Для творчества молодого скульптора Д. Намдакова характерен удивительно органичный сплав "традиции" и "современности". С одной стороны, неизменен интерес к национальным сюжетам, характерам, к использованию традиционного материала, с другой стороны, его произведения выполнены в самобытном стиле. В тематический диапазон пристрастий художника включены: женские образы, отличающиеся неповторимым обаянием; таинственно-мистические шаманы; древние воины-кочевники; фантасмагорические герои и т.д. Эти причудливые образы навеяны бурятскими преданиями, легендами, услышанными им еще в детстве от старых рассказчиков, а также рождены творческой фантазией. Выразительный силуэт, текучая пластика формы, меланхолическая погруженность фигур в состояние некой медитации, - все это присуще таким работам, как "Кокон", "Звездочет". Другие произведения отличаются неожиданными ракурсами, игрой контрастных, подчас гипертрофированных, форм, особой напряженной динамикой. Некоторые работы обладают поистине брутальной, первобытной мощью и энергией. Мастер умело использует природные свойства материалов: бивня мамонта, дерева, бронзы, серебра.
Непрестанными поисками образно-пластических средств характеризуется творчество Б. Доржиева. Его работа в театре повлияла на создание новых станковых произведений, которые пропитаны атмосферой сцены. Создание "сочиненного" пространства интересно своей многослойностью, проступанием ликов-масок, повышенной звучностью красок ("Буха Нойон", "Бальжин Хатан").
В искусство последних десятилетий заметный вклад внесли очень самобытные авторы Н. Очиров и Л. Доржиев.
В 1970-1980-е годы искусство художественной обработки металлов поднимается на новый по тем временам уровень. Появляется плеяда народных умельцев в технике чеканки по серебру и другим металлам, мастерицы ковроткачества из местного сырья с применением конского волоса. Изделия бурятских умельцев приобретают известность, экспонируются на многих выставках: республиканских, зональных, российских, всесоюзных и зарубежных. Молодые мастера успешно осваивают технологию ремесла, его традиционные основы, заметно обогащая творческие поиски и устремления всего коллектива художников.
Знаменательным явлением стали довольно длительные и очень не простые процессы возрождения художественных народных промыслов, а также традиционной иконописи "танка", теперь выдвигающиеся на одно из видных мест в современном искусстве. В этом жанре работают Д. Дугаров и Н.-Ц. Дондокова – дочь ламы иконописца Данзана Дондокова, продолжающая и развивающая его школу. Плодотворно функционирует школа-студия "буряад зураг" при Всебурятской ассоциации развития культуры (ВАРК).
Настоящий период - весьма трудный для всех художников ввиду отсутствия финансовой поддержки со стороны государства. И все же многие из них пытаются обрести свой индивидуальный стиль в творчестве, выразить собственное видение жизни.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей