Буря — село в Зиминском районе Иркутской области, на одноимённой реке, примерно в 60 км к северо-востоку от районного центра. Являлось административным центром Буринского муниципального образования, упразднённого в 2022.
Население: 163 человека (2022 год).
Почтовый индекс: 665355.
Местные жители произносят название села как Буря́.
Основано русскими казаками.
В 1844 в селе был освящён православный храм, сохранившийся до сих пор, утратив лишь часть колокольни.
В селе имеются 2 таксофона.
В стародавние времена по речке Буринке, которая берет начало в тайге и через шестьдесят километров впадает в приток Оки, стояли бурятские юрты. Легенда гласит, что казак Константинов разведывал эти места по царскому — Екатерины II — указу. Константинов просил карту этих мест, но не получил ее. Тогда он стал составлять карту сам, описывал урочища, горки. Позже от Екатерины II пришел ему ответ: «Все, что нанесено тобою на карту, теперь твое, владей». По легенде, документ был отправлен в Нижнеудинск, где и затерялся. Право первопроходца Константинова владеть землями кануло в Лету. Стали подъезжать из России другие казаки — Тирские, Скуратовы, Ступины. И теперь в Буре проживают потомки казачьих родов, заселивших когда-то эти дикие места.
Кстати, на самом деле, как объяснили нам в селе, ударение в названии ставится на последний слог. Что значит это слово, точно никто не знает. Может быть, потому, что первые жители этой местности были буряты. А может, потому, что место низкое — яма, болото, низина. Но абсолютно точно сказать не могут — никто не знает.
Революция привнесла небольшие корректировки в жизнь Бури. Гражданская война будто бы и обошла его. Бурные военные события проходили стороной, ближе к станции Зима, к деревне Самаре. Поэтому некоторое спокойствие было гарантировано жителям. В революционные партизанские отряды буринцы, как зажиточный кулацкий элемент, не стремились. Ушли к партизанам в отряд знаменитого командира Николая Бурлова, чьим именем даже улица в Иркутске названа, два-три человека. Особых боев здесь не проходило. И красные, и белые проходили через Бурю мирно. Только один памятник кровавого времени был здесь — огромный пень в нескольких километрах от деревни, возле которого белыми было расстреляно несколько красных. Но пень рассыпался от времени.
Колхозное время принесло буринцам куда больше горя и забрало больше жертв, чем Гражданская война. С 1929 года здесь образовалось две коммуны, мужская и женская: «Молодая крестьянка» и «Красный охотник».
Вокруг Бури тайга была усажена небольшими деревеньками — столыпинскими, а в советское время сталинскими, где жили сосланные: Крюково, Мостовой, Минск, Курлик, Попова Гора, Киселек, Медвежка, Черемуховый Ключ, Сборный, Смуглый и другие. Теперь тайга пуста. Даже и домов почти не осталось.
В самой Буре также проживали жертвы сталинской политики — украинцы и литовцы. Они-то и отстроили в 1964 году в Буре школу. Сегодня в селе нет даже их потомков — когда наступила свобода, люди вернулись на родину. Многие раскапывали могилы умерших родственников и забирали с Буринского кладбища кости, чтобы упокоить их на родных погостах.
В 1882 году крестьяне села Буря обратились за благословлением к Иркутскому архиепископу Вениамину. Хотели они возвести свой храм, так как до ближайшего было 25 верст. Стояло в селе только 45 дворов, но зажиточных, крепких, и могли позволить себе буринцы выстроить и содержать свой храм. Заложили фундамент из листвяка. Из выдержанного дерева за два года возвели здание. В 1884 году было совершено освящение красивейшего храма Во Имя Святых Апостолов Петра и Павла. В селе сохранилась старинная фотография, запечатлевшая изумительное здание. В фасадах повторены формы каменных культовых построек, но изготовленных из дерева в стиле общеевропейского барокко. В буринской церкви службы шли до 1933 года. Потом арестовали священника, церковь заколотили. Потом начали ссыпать туда зерно. В качестве зерносклада храм служил до 1945 года. Тогда он был открыт, и до 1956 года буринцы посещали службы. Но верующие не смогли содержать храм. Священник уехал. Церковь переоборудовали в клуб, сделав к нему пристрой, будку. Клуб заработал в 1972 году. В конце восьмидесятых, когда верить в Бога стало снова похвальным делом, церковь хотели забрать в Саянск.
Сегодня церковь, которой исполнилось 125 лет и которая необыкновенно хорошо сохранилась, утратив только часть колокольни, ожидает, когда же дойдут до нее руки у нынешних буринцев. Но дойдут ли? Зажитку в деревне никакого. Власти и копейкой вряд ли выручат. А люди инициативу не проявляют.
Сохранилось несколько старых домов начала девятнадцатого века — высоких, с резными ставнями, с интересными воротами. Жили здесь раньше мастера-резчики. Теперь уж не осталось ни одного. Деревня до революции была зажиточная. Строились люди на века. В центре Бури стоял двухэтажный, с жилыми покоями и лавкой под ними, особнячок купцов Шиверских. После революции снесли его, поставили безликую колхозную контору. Один известный мастер-резчик был как раз из этой фамилии, из Шиверских. В доме, где сейчас сельсовет, проживало зажиточное семейство Скуратовых.
Школа, которую построили сосланные, работала до октября этого года. В октябре она сгорела — от обогревателя в кабинете физики. Выгорело три кабинета, поврежден спортивный зал, школа непригодна сейчас для обучения. Ребятишки и учительский коллектив ездят теперь в Саянск, в школу № 5, где к погорельцам отнеслись сердобольно. Когда кончится скитальческая жизнь, неизвестно.
Из культурный учреждений работает в Буре только клуб, где размещается и библиотека. Но находиться в помещении клуба зимой опасно для здоровья — очень холодно. Администрация экономит и тепло дает минимально, скудно. Так что библиотекарь, которая по совместительству работает завклубом, вынуждена ходить в телогрейке и валенках. А ведь молодежи в селе много, податься ей, кроме как в клуб и библиотеку, некуда.
Читайте в Иркипедии:
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей