Новости

Буринское муниципальное образование

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

Школа Буринского МО необитаема. Хотя снаружи здание выглядит нормально, внутри же оно — пожарище.
Школа Буринского МО необитаема. Хотя снаружи здание выглядит нормально, внутри же оно — пожарище.
Автор: Сергей Игнатенко
Источник: СМ Номер один
Буринцы защитили храм от разрушения.
Буринцы защитили храм от разрушения.
Автор: Сергей Игнатенко
Источник: СМ Номер один
Библиотекарь Валентина Кулешова хранит металлическую дощечку с памятника погибшим в Великой Отечественной Буринского МО
Библиотекарь Валентина Кулешова хранит металлическую дощечку с памятника погибшим в Великой Отечественной Буринского МО
Автор: Сергей Игнатенко
Источник: СМ Номер один

Буринское муниципальное образование — муниципальное образование со статусом сельского поселения в Зиминском районе Иркутской области. Административный центр — поселок Буря.

Буринское МО: общие сведения

Население: 585 человек, в том числе 299 мужчин и 286 женщин (2010 год).

Границы:

"По смежеству с Куйтунским районом граница начинается на стыке границ Куйтунского района и Кимильтейского и Буринского муниципальных образований (район моста через р. Буря) и проходит по границам Куйтунского и Балаганского районов до стыка границ Балаганского района и Харайгунского и Буринского муниципальных образований (изгиб р. Буря около зимовья).

Далее от этой точки граница идет на запад, северо–запад 10,0 км до пади Кочеректуй. Далее – на юг 7,0 км между кварталами 23, 27 и 1, 3 Зиминского лесхоза, на запад 8,0 км между кварталами 83 80 и 56 – 54, 40 Зиминского лесхоза (до ур. Улус), не доходя до кладбища г. Саянска 800 м, на север 3,5 км между кварталами 16, 27 и 80 Зиминского лесхоза, на запад 11,3 км между кварталами 16 – 7 и 19 – 15 Зиминского лесхоза до протоки р. Ока, напротив о. Прорва.

Затем на север 1,2 км по р. Ока до впадения р. Мольта, далее 2,0 км вдоль болота у полевого стана Харчегуй, на северо–восток вдоль болота до ур. Большой Булык, далее 2,0 км до тропы, на северо–запад 2,5 км до болота, пересекая автодорогу на с. Кундулун, и на север до границы Куйтунского района (исходной точки)."

«О статусе и границах муниципальных образований Зиминского района Иркутской области»

Исторические сведения

В стародавние времена по речке Буринке, которая берет начало в тайге и через шестьдесят километров впадает в приток Оки, стояли бурятские юрты. Легенда гласит, что казак Константинов разведывал эти места по царскому — Екатерины II — указу. Константинов просил карту этих мест, но не получил ее. Тогда он стал составлять карту сам, описывал урочища, горки. Позже от Екатерины II пришел ему ответ: «Все, что нанесено тобою на карту, теперь твое, владей». По легенде, документ был отправлен в Нижнеудинск, где и затерялся. Право первопроходца Константинова владеть землями кануло в Лету. Стали подъезжать из России другие казаки — Тирские, Скуратовы, Ступины. И теперь в Буре проживают потомки казачьих родов, заселивших когда-то эти дикие места.

Кстати, на самом деле, как объяснили нам в селе, ударение в названии ставится на последний слог. Что значит это слово, точно никто не знает. Может быть, потому, что первые жители этой местности были буряты. А может, потому, что место низкое — яма, болото, низина. Но абсолютно точно сказать не могут — никто не знает.

Революция привнесла небольшие корректировки в жизнь Бури. Гражданская война будто бы и обошла его. Бурные военные события проходили стороной, ближе к станции Зима, к деревне Самаре. Поэтому некоторое спокойствие было гарантировано жителям. В революционные партизанские отряды буринцы, как зажиточный кулацкий элемент, не стремились. Ушли к партизанам в отряд знаменитого командира Николая Бурлова, чьим именем даже улица в Иркутске названа, два-три человека. Особых боев здесь не проходило. И красные, и белые проходили через Бурю мирно. Только один памятник кровавого времени был здесь — огромный пень в нескольких километрах от деревни, возле которого белыми было расстреляно несколько красных. Но пень рассыпался от времени.

Колхозное время принесло буринцам куда больше горя и забрало больше жертв, чем Гражданская война. С 1929 года здесь образовалось две коммуны, мужская и женская: «Молодая крестьянка» и «Красный охотник».

Вокруг Бури тайга была усажена небольшими деревеньками — столыпинскими, а в советское время сталинскими, где жили сосланные: Крюково, Мостовой, Минск, Курлик, Попова Гора, Киселек, Медвежка, Черемуховый Ключ, Сборный, Смуглый и другие. Теперь тайга пуста. Даже и домов почти не осталось.

В самой Буре также проживали жертвы сталинской политики — украинцы и литовцы. Они-то и отстроили в 1964 году в Буре школу. Сегодня в селе нет даже их потомков — когда наступила свобода, люди вернулись на родину. Многие раскапывали могилы умерших родственников и забирали с Буринского кладбища кости, чтобы упокоить их на родных погостах.

Администрация

Глава Буринского МО Мельник Людмила Александровна.

Ведущий специалист Егоров Сергей Романович.

Егоров Сергей Романович.

Специалист I категории Ступина Тамара Вениаминовна.

Специалист II категории Новичкова Татьяна Юрьевна.

Поселения Буринского МО

д. Черемшанка. По состоянию на 01.01.2013 г. численность населения с. Черемшанка, постоянно проживающих на территории населенного пункта, составляет 226 человек, включая детей.

с. Буря. По состоянию на 01.01.2013 г. численность населения с. Буря, постоянно проживающих на территории населенного пункта, составляет 189 человек, включая детей.

с. Кундулун. По состоянию на 01.01.2013 г. численность населения с. Кундулун, постоянно проживающих на территории населенного пункта, составляет 109 человек, включая детей.

Религия

В 1882 году, крестьяне села Буря обратились за благословлением к Иркутскому архиепископу Вениамину. Хотели они возвести свой храм, так как до ближайшего было 25 верст. Стояло в селе только 45 дворов, но зажиточных, крепких, и могли позволить себе буринцы выстроить и содержать свой храм. Заложили фундамент из листвяка. Из выдержанного дерева за два года возвели здание. В 1884 году было совершено освящение красивейшего храма Во Имя Святых Апостолов Петра и Павла. В селе сохранилась старинная фотография, запечатлевшая изумительное здание. В фасадах повторены формы каменных культовых построек, но изготовленных из дерева в стиле общеевропейского барокко. В буринской церкви службы шли до 1933 года. Потом арестовали священника, церковь заколотили. Потом начали ссыпать туда зерно. В качестве зерносклада храм служил до 1945 года. Тогда он был открыт, и до 1956 года буринцы посещали службы. Но верующие не смогли содержать храм. Священник уехал. Церковь переоборудовали в клуб, сделав к нему пристрой, будку. Клуб заработал в 1972 году. В конце восьмидесятых, когда верить в Бога стало снова похвальным делом, церковь хотели забрать в Саянск.

Сегодня церковь, которой исполнилось 125 лет и которая необыкновенно хорошо сохранилась, утратив только часть колокольни, ожидает, когда же дойдут до нее руки у нынешних буринцев. Но дойдут ли? Зажитку в деревне никакого. Власти и копейкой вряд ли выручат. А люди инициативу не проявляют.

Культура

Сохранилось несколько старых домов начала девятнадцатого века — высоких, с резными ставнями, с интересными воротами. Жили здесь раньше мастера-резчики. Теперь уж не осталось ни одного. Деревня до революции была зажиточная. Строились люди на века. В центре Бури стоял двухэтажный, с жилыми покоями и лавкой под ними, особнячок купцов Шиверских. После революции снесли его, поставили безликую колхозную контору. Один известный мастер-резчик был как раз из этой фамилии, из Шиверских. В доме, где сейчас сельсовет, проживало зажиточное семейство Скуратовых.

Школа, которую построили сосланные, работала до октября этого года. В октябре она сгорела — от обогревателя в кабинете физики. Выгорело три кабинета, поврежден спортивный зал, школа непригодна сейчас для обучения. Ребятишки и учительский коллектив ездят теперь в Саянск, в школу № 5, где к погорельцам отнеслись сердобольно. Когда кончится скитальческая жизнь, неизвестно.

Из культурный учреждений работает в Буре только клуб, где размещается и библиотека. Но находиться в помещении клуба зимой опасно для здоровья — очень холодно. Администрация экономит и тепло дает минимально, скудно. Так что библиотекарь, которая по совместительству работает завклубом, вынуждена ходить в телогрейке и валенках. А ведь молодежи в селе много, податься ей, кроме как в клуб и библиотеку, некуда.

Ссылки

  1. Сайт Буринского МО
  2. Светлана Михеева Небурная жизнь Бури // СМ Номер один, №48 от 10 декабря 2009 года

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Зиминский район | Сельские муниципальные образования (сельские поселения)