Братский троллейбус — система троллейбусного транспорта города Братска. Эксплуатация открыта 1 февраля 1975. Количество маршрутов — 8 (осуществляются перевозки на пяти основных и трёх дополнительных маршрутах), количество троллейбусов — 57, эксплуатант — МП «Братское троллейбусное управление».
Данные о троллейбусном сообщении города Братска на 2009 г.
№ п/п |
Наименование маршрута |
Маршрут, км |
Кол-во остановочных пунктов |
Средний интервал движения, мин. |
---|---|---|---|---|
1 |
№1 Центральный рынок - БЛПК - Центральный рынок |
13,7 |
25 |
6-7 |
2 |
№2 Центральный рынок -ДОСААФ - Центральный рынок |
12,2 |
28 |
5-8 |
3 |
№3 ДОСААФ - БЛПК-ДОСААФ |
9,9 |
18 |
6 |
4 |
№4 Профлицей - ДОСААФ - Профлицей |
16,4 |
37 |
6-8 |
5 |
№5 Профлицей - БЛПК - Профлицей |
18,0 |
34 |
9 |
Ежедневно на улицы города Братска выходят 46 троллейбусов, 32 машины обслуживают горожан по выходным дням.
Эксплуатацию троллейбусной сети осуществляет МП «Братское троллейбусное управление». Руководитель: Ишков Сергей Иванович. Адрес троллейбусного управления: 665724, Братск, а/я 1342.
Основные виды деятельности МП «Братское троллейбусное управление»: перевозка пассажиров троллейбусами; предоставление автоуслуг юридическим лицам; размещение рекламы на подвижном составе, опорах контактной сети троллейбуса; транспортная обработка грузов; капитально-восстановительный ремонт кузовов троллейбуса на производственной базе предприятия.
В 1976 вводится в эксплуатацию тяговая подстанция №3 (1800 кВА), добавляются ещё два маршрута (№3 и №4), протяжённость контактной сети увеличивается на 7,4 км, количество троллейбусов возросло до 23 единиц.«Братское троллейбусное управление» («БТУ») было основано 1 февраля 1975, когда в эксплуатацию была введена тяговая подстанция №1 (3600 кВА, расположена на территории троллейбусного депо), освоен маршрут №1 (открылось троллейбусное движение от Рынка до БЛПК), а парк состоял из 10 троллейбусов самой последней модификации ЗИУ-682Б, протяжённость контактной сети составляла 13,4 км. Водителем первого троллейбуса был Александр Ефимович Налётов. В Иркутской области Братск стал вторым городом, имеющим этот вид транспорта.
В 1979 длина контактной сети увеличилась на 5,1 км.
К 1981 принято в эксплуатацию ещё 7,1 км контактной сети. Общая протяжённость составила 33 км, а парк насчитывает уже 44 троллейбуса. В 1984 парк троллейбусов увеличивается ещё на 4 машины, а протяжённость контактной сети на 3,45 км. В 1987 вводится в действие новый маршрут № 2, который и на сегодняшний день является самым рентабельным. В 1988 один из двух маршрутов № 4 («СГПТУ — БЛПК») перенумеровывается в маршрут № 5.
В 1995—1999-х МП «Братское троллейбусное управление» одним из первых в России переходит на кондукторское обслуживание пассажиров, создаётся техническая база для обслуживания и эксплуатации шарнирно-сочленённых троллейбусов, и на маршруты города выходят два таких троллейбуса (ЗИУ-6205, парковые №№ 111, 112). Проводится полная компьютеризация предприятия.
В 1999 «Братское троллейбусное управление» получает разрешение на проведение капитально-восстановительного ремонта кузовов троллейбусов на производственной базе предприятия.
В 2000 троллейбусное депо получило лицензию на проведение КВР троллейбусов.
В 2001 была сдана троллейбусная линия через 26-й микрорайон.
По состоянию на ноябрь 2009 в Братске эксплуатируются 8 троллейбусных маршрутов (осуществляются перевозки на пяти основных и трёх дополнительных маршрутах):
№ 1. «22-й микрорайон — БЛПК» (время работы: будни с 5:41 до 00:59; выходные: с 5:59 до 01:02);
№ 1 ук. «22-й микрорайон — Автостанция» (работает в будни, кроме часов «пик»);
№ 1 хлорный. «22-й микрорайон — Хлорный завод», маршрут открыт по заказу Хлорного завода;
№ 2. «22-й микрорайон — ДОСААФ» (время работы: будни: с 6:22 до 00:14; выходные: с 6:06 до 00:09);
№ 3. «ДОСААФ — БЛПК» (работает в будни в часы «пик» с 6:08 до 10:06 и с 14:25 до 20:10);
№ 3 хлорный. «ДОСААФ — Хлорный завод», маршрут открыт по заказу Хлорного завода (выполняется 6 рейсов в день);
№ 4. «СГПТУ — ДОСААФ» (время работы: будни с 6:19 до 00:38; выходные: с 6:02 до 00:43);
№ 5. «СГПТУ — БЛПК» (работает в будни в часы «пик» с 5:19 до 9:28 и с 14:43 до 20:09);
Сложилась традиция: все нечётные маршруты следуют на БЛПК, а все чётные маршруты курсируют исключительно в пределах города.
По состоянию на февраль 2009 в Братске эксплуатируются троллейбусы следующих моделей:
ЗИУ-682 7 шт. № 99, 100, 101, 103, 104, 105, 110;
ВМЗ-100 5 шт. № 49, 66, 68, 72, 74;
ВМЗ-170 14 шт. № 53, 57, 59, 65, 69, 70, 71, 75, 76, 81, 82, 84, 88, 106;
ЗИУ-6205 2 шт. № 111, 112;
ВМЗ-5298 16 шт. № 67, 73, 77, 79, 83, 85, 87, 90, 91, 92, 107, 108, 109, 113, 114, 115;
ВМЗ-6215 3 шт. № 86, 94, 95;
ВМЗ-5298-01 (ВМЗ-463) 1 шт. № 80.
и другие.
С начала 2009 в Братске был реализован совместный проект троллейбусного управления и городской администрации — узнать всё о памятных местах Братска, встречающихся на пути следования троллейбуса, не выходя из него:
Пассажирам маршрута № 2 рассказывали о том, когда в таёжном Братске появилась улица Космонавтов.
Пассажирам маршрута № 4 рассказывали историю названия остановок «Телецентр» и «Улица Мира».
Пассажирам всех маршрутов рассказывали о тех, кому в городе воздвигнуты памятники и установлены мемориальные доски.
Увлечь пассажиров в пути полезной информацией было решено совместно Братским троллейбусным управлением с департаментом культуры городской администрации. По замыслу авторов идеи, это позволило бы жителям и гостям города подробнее узнать об истории и памятных местах Братска, которых насчитывается более девяноста.
В проекте также приняли активное участие сотрудники городских библиотек и члены Общества охраны памятников истории и культуры. Именно они собрали всю информацию о достопримечательных местах и истории города. На подготовку материалов ушло около полугода.
По результатам конкурса идей, объявленного с сентябре 2009 Братским троллейбусным управлением, с ноября 2009 реализован второй проект, направленный на воспитание культуры поведения пассажиров. В братских троллейбусах звучали стихотворения о вежливости авторства братчанина Владимира Васильченко, ставшего победителем конкурса идей.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей