Белорусы // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

БЕЛОРУСЫ, этнос, образовавшийся в результате длительных процессов интеграции и консолидации восточно-славянских племен (кривичей, радимичей, дреговичей, полочан и других), начавшихся в эпоху Киевской Руси.

Процесс этногенеза белорусов ускорился в XIII—XIV вв., когда территория бу­дущей Белоруссии (ныне — Республика Беларусь) оказалась в составе Великого Княжества Литовского. Будучи почти 300 лет подданными Литвы, предки белорусов сохраняли средневековую автономию в виде княжеств или земель: Полоц­кой, Витебской, Смоленской, Минской и других; русский язык при этом имел статус государственного, большая часть населе­ния оставалась в православии.

В конце XVI в. территория компактного расселения белорусов входила уже в состав Речи Посполитой, образовавшейся в 1569 в результате политического союза между Польским королевством и Литвой. Начавшиеся процессы полониза­ции и католизации белорусы получили ускорение после церковного Унии (Брест, 1596). В результате православное население попало под власть Римской католической церкви; одновременно усилился процесс закрепощения белорусских крестьян поль­ской шляхтой (дворянством). Верхи общества поступались православием, стремясь интегрироваться в состав пра­вящей знати, крестьянство бунтовало против закрепощения, полонизации и католизации. Сложившаяся ситуация способствовала миграциям белорусов на территории Московского государства, окрепшего в ходе централизации. Перемещения белорусов в русское пограничье вызывали также периодические войны между Речью Посполитой и Москвой с целью территориальных прира­щений и/или возврата «исконных» территорий (1608— 18, 1632—34; 1654—67). При этом наряду с добровольными миграциями имели место пленение и насильственные уводы. Мирное столетие (1667—1768) в отношениях между Ре­чью Посполитой и Россией характеризовалось встречны­ми, как правило, не вполне легальными миграционными потоками; в частности этнические белорусы не могли не участвовать в сложной ис­тории старообрядческих колоний («Ветка»). В последней трети XVIII в. земли, населенные белорусами, поэтапно в результате разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) отошли к России. В распаде Речи Посполитой не последнюю роль сыграли стремления белорусов перейти под власть Москвы с целью обретения государственной и экономической стабильности, а также га­рантий конфессионного полноправия.

Первая волна массовых миграций белорусов в Сибирь приходится на насыщенный военными и политическими конфликтами XVII в. Бе­лорусская (отчасти уже полонизированная) шляхта и рядо­вые служилые люди (челядь, казаки) либо переходили на сторону России, либо оказывались в плену во время военных действий, «литовские мужики» бежали семьями, предпочитая угрозе гибели и разорения устройство на постоянное проживание в глубинных местностях Мос­ковского царства — Поволжье и Сибири. Точные данные об их количестве отсутствуют, т. к. источники того времени называют, как правило, всех подданных Речи Посполи­той вне зависимости от этнической принадлежности собира­тельно — поляками или литвой. Сами же белорусы идентифи­цировали свое происхождение с местом либо конкретного поселения (оршанцы, мозыряне), либо регионального центра (воеводства, княжества) (полочане, витебляне, смоляне и т. д.). По приблизительным данным (с учетом топонимии, антропонимии, ономастики и прочего), до 6 тыс. иммигрантов было направлено в Поволжье и Сибирь, где их преимущественно зачисляли в военную службу, в особые списки. Эти спис­ки, хотя и назывались «литовскими», содержали также и представителей других этносов («черкасов» — украинцев, собственно русских, зырян и т. д.). Данное обстоятельство затрудняет определение численности не только белорусов, но и в це­лом «литвы» в составе сибирских гарнизонов. Считается, что удельный вес бывших подданных Речи Посполитой колебался в них в пределах до 10%: шляхта несла службу в чинах детей и сынов боярских, рядовая литва-белорусы и черкасы-малороссы — в конных и пеших казаках. Неспособные к службе или нежелательные в ней сажались в посад и в крес­тьяне. Они, как правило, носили православные имена и фа­милии, и потому их численность не поддается учету. На Ени­сее, Илиме, в Якутии выходцы из белорусских земель были в числе пионеров-земледельцев. Белорусы в Сибири XVII в. представляли, как правило, устойчивый колонизационный элемент: в периоды размена пленными этнические поляки в большинстве покидали Сибирь; дети боярские, казаки, крестьяне из белорусов оставались либо уже будучи православ­ными, либо пройдя обряд перекрещивания.

Литва/поляки служили в разных сибирских городах (Томске, Тобольске, Красноярске, Енисейске, Таре, Кузнецке и др.) и внесли большой вклад в дело территориального расширения России и становления в Сибири государс­твенности. В XVIII в. в ходе петровских реформ их по­томство влилось в состав сибирского крестьянства. На территории Ал­тайского горного округа в отдельных волостях в 1820—40-е гг. его доля достигала 10—20%. Бывший военный статус предков, привычка к организованности, относительно высокий уровень правосознания и образованности обусловили лидирующую роль этой небольшой группы в консоли­дации полиэтнического населения Приобья. Белорусы, ставшие сибирскими старожилами, заложили основы комплексного хозяйства, при­ведшего к расцвету экономической жизни Приобья; внесли дисциплинирующий компонент в крестьянское самоуправление и в целом сыграли роль мощного фактора, способствующего адаптации алтайского крестьянства к нелегким условиям государственной мобилизации по обслуживанию горных заводов.

Особую роль в хозяйственно-культурном освоении Сибири сыг­рали перемещенные сюда во второй половине XVIII в. из преде­лов Речи Посполитой, с территорий компактного проживания белорусов, 2 группы (7 тыс. душ обоего пола) полиэтничного по своему составу населения, бежавшего из европейской части России из-за религиозных гонений. Первая была размещена в Западное Забайкалье («семейские»), вторая — на юге Алтая («поляки») (см. Беспоповцы в Сибири). В материальном и духовном быте, в языке этих колонистов обнаруживаются выра­зительные аналоги образцам белорусской культуры. В отличие от своих предшественников, расселившихся дисперсно по всей Сибири, «поляки» и «семейские» проживали компактно, религиозными староверческими общинами, в чем-то сходными с православными белорусскими братствами. Их села, непривычно крупные для Сибири, являлись в свою оче­редь аналогом белорусских местечковых центров — посел­ков полугорского типа. Свой быт «семейские» и «поляки» строили на основе многопоколенных больших семей. Во­лости их отличались особой зажиточностью, наличием высокотоварных хозяйств, стремлением к освоению новаций (плуга, пшеницы, производства мерлушек, пчеловодства и т. п.). Алтайские «поляки» в 1797, несмотря на сопротив­ление, были зачислены в состав приписных крестьян; «семейские» обеспечивали продовольствием Нерчинский горный комплекс, а во второй половине XIX в. сыграли роль пионеров в освоении Приамурья.

Массовые добровольные миграции белорусов в Сибирь начались в период так называемых Киселевских переселений (см. Реформа П.Д. Киселева), в 1840—50-е гг., в частности, из Витеб­ской губернии, а также Смоленской, Псковской, Чернигов­ской губерний, в границах которых находились районы автохтонного проживания белорусов. Принадлежали эти переселенцы к по­томству мелкой служилой шляхты (так называемых панцирных бояр), давно окрестьянившейся; переселялись целыми общинами, после посылки разведчиков-ходоков. Места для компактных поселений им определяла местная админис­трация. В Тобольской губернии это были волости Курган­ского, Ишимского, Туринского округов. Одна из групп (около 70 семей) была поселена в Тарском округе, в северной зоне ны­нешней Новосибирской области (деревня Скырлинская). Белорусы ус­пешно адаптировались к местным условиям, и в будущем именно эта урманная зона стала интенсивно пополняться мигрантами из Белоруссии. Киселевские переселения были остановлены Крымской войной (1853).

После отмены крепостного права начиная, со второй половины 1860-х гг. и до середины 1890-х гг., правительство искусственно сдер­живало переселения в Сибирь, в том числе из белорусских или так называемых западных российских губерний. На рубеже 1880—90х гг. из 5 западных губерний за Урал ушло около 4 тыс. человек, наибольшее число (1 212 человек) — из Витебской губернии. Помимо добровольных миграций, преимущественно крестьянских, с территории Белоруссии в Сибирь имела место принудительная высылка уголовных элемен­тов, а также участников бунтов и восстаний конца XVIII — второй половины XIX в. Частично оставаясь здесь после амнис­тии, они пополняли в основном городское население. С начала про­кладки Транссибирской магистрали появился еще один поток белорусских мигрантов — рабочих и служащих, на­нимаемых для ее строительства и обслуживания.

Переселенцы из Белоруссии отличались достаточно высокой степенью урбанизированности. Удельный вес выход­цев из Белоруссии, поселившихся в городах Томской губернии, согласно данным переписи 1897, составлял 35,3% от их общего числа; в Иркутской — 30%. Предпочтени­ем пользовались административные центры: Томск, Бийск, Барнаул, Иркутск, Нижнеудинск. В числе мигрантов из белорусских губерний, избиравших городские виды деятельности, отмечены не только белорусы, но и поляки, литовцы, татары, и особенно евреи. Они приобретали статус мещан, купцов, зани­мались разнообразными видами промышленной и торговой деятельности. Склонны были к предпринимательству и представите­ли шляхты (в том числе  ссыльной). Нередко они сочетали его со службой в различных государственных ведомствах — административном, военном, винокуренном, железнодорожном, пароходном.

Собственно этнические белорусы (по признаку родного языка), по данным той же переписи в Томской губернии составляли 51,5% (4 586 человек) от общего числа выходцев из 5 белорусских губерний; при этом 92,2% их проживали в селах; земледелием занимались 87,8%, прочие трудились на строительстве железной дороги, добывали руду, занимались шитьем одеж­ды и другими видами ремесел. В Иркутской губернии в земледе­лии было занято около 30% белорусов, остальные — в других сферах деятельности, в том числе 7,6% — в служебной (частной), 4,8% — в учебной и воспитательной.

На 1897 в Томской губернии 94,7% белорусов составляли адепты официального православия, 4,6% считали себя старообрядцами, 0,6% — римско-католиками.

Численность собственно белорусов в Сибири по официальным статистическим дан­ным выглядит незначительной. Так, в Томской губернии их удельный вес в населении на 1897 составлял всего 0,24%. По этому признаку они следовали за русскими, украинца­ми, татарами, киргизами, мордвой, поляками, евреями. Однако статистика переписей, видимо, не может дать реальной численности белорусов в составе сибирского населения. По наблю­дениям специалистов, этнические белорусы в зависимости от веро­исповедания делились на 2 части. Меньшую составля­ли католики, которые относили себя к белорусам, но со стороны православных звались «поляками». Более значительная груп­па белорусов  состояла из православных, которые считали родным языком русский и идентифицировали себя с русскими. Самоотождествлению белорусов с русскими способствовала бли­зость языка и единство веры. Поэтому значительная часть пе­реселенцев из Белоруссии, а тем более их потомков во втором и следующих поколениях была зафиксирована под этнонимом «русские».

После прокладки Транссиба ограничения для мигра­ций были сняты. С 1896 по 1917 число только официально за­регистрированных в пределах Сибири переселенцев и хо­доков из Белоруссии составило 538,8 тыс. человек. С 1896 по 1900 в Сибирь из Могилевской губернии выехало 200,3 тыс., Витебской — 153,6 тыс., Минской — 95,7 тыс., Гроднен­ской — 27,5 тыс. челоаек. В ходе реализации Столыпинской аграрной реформы, когда крестьяне получили право выхода из общин и продажи своих наделов, этой воз­можностью воспользовалось и переселилось в Сибирь в 1906—14 до 335,4 тыс. человек, в том числе из Могилевской губернии 48,8%, Витебской — 25,3, Минской — 18,5%. С началом Первой мировой войны Сибирь стала принимать белорусов  с земель, оккупированных немцами. Последующие политические собы­тия вновь остановили миграционные потоки.

Большую часть белорусов, переселявшихся в Сибирь, со­ставляли беднейшие крестьяне. Переселенцы (кроме самовольных) получали помощь от правительства, но им оказывалось недостаточное финансирование, вследствие чего из общего числа мигрантов за 1896—1915 возвратилось назад до 23%.
Большинство мигрантов из Белоруссии, будучи по сословной принадлежности крестьянами, выбирало для поселения в Сибири по-прежнему сельскую местность. Они осели в Тобольской (Тарский, Туринский, Ишимский, Тюкалинский уезды), Томской (Мариинский, Каинский, Барнаульский, Змеиногорский уезды), Енисейской (Ачинский, Канский уезды), Иркутской губернии (Нижнеудинский, Балаганский, Иркутский уезды). Участки под строительство поселков им отводились преимущественно в лесистых, подтаежных и отчасти в лесостепных зонах.

Осваивая землю, переселенцы, как и старожилы, выращивали в основном хлеб, разводили скот, занимались пчеловодством. Но в то же время в больших масштабах культивировали картофель (на его базе заводили виноку­рение) и в особенности лен. Западные российские губернии в XIX в. являлись районами промышленного льноводства, и белорусы принесли с собой в Сибирь навыки по выращиванию и обработке льна. Культивирование льна начато было еще панцирными боярами в Ишимском уезде; более поздние переселенцы распространили его в Каинском, Бийском, Ачинском, Канском, Нижнеудинском уездах, превратив льноводство в товарную отрасль хозяйства.

В годы Первой мировой войны с территории Белоруссии в Россию, в том числе в Сибирь бежало около 1,5 млн белорусов. С окон­чанием боевых действий периода Гражданской войны и образованием БССР большинство белорусов вернулось на свою историческую родину, поэтому численность белорусов в Сибири и других регионах России заметно снизилась. В то же время в 1924—27 на территории Сибири и Дальнего Востока из Белоруссии приехало бо­лее 33 тыс. белорусов.

Перепись 1926 зарегистрировала в Сибири более 320 тыс. белорусов, расселившихся практически во всех районах Сибири: в Дальневосточном крае их насчитывалось 41 124 человек, в Уральской области (Ишимский, Курганский, Тоболь­ский и Тюменский округа) — 5 546 человек. Наиболее замет­но белорусы представлены в Канском (50 816 человек), Тарском (43 951 человек), Новосибирском (37 439 человек), Тулуновском (31 163 человек), Ачинском (30 149 человек), Барабинском (26 270 человек) и Томском (26 074 человек) округах Сибирского края. Миграционные потоки составляли как добровольные, так и вынужденные переселенцы. В 1920-е гг. в Сибири сущест­вовали белорусские школы, в которых шло преподавание на белорусском языке. Белорусский язык получил распространение и в других сферах общественной и культурной жизни белорусов Сибири.

За период 1926—39 белорусское население Сибири вы­росло на 119% и составило более 700 тыс. человек. Как и в предыдущие годы, переселенцы из Белоруссии селились в основном в сельской местности. В 1930-е гг. белорусы вовлекались в промышленное производство, в том числе работали на новостройках Си­бири. В период проведения коллективизации из БССР было выслано свыше 250 тыс. человек, многие из них попали в места заключения в Сибири. Только в Нарымский округ было выслано 35 тыс. белорусов. Спецпереселенцы, репресси­рованные ссылались в северные районы Сибири. По переписи 1939, наиболее крупные диаспоры белорусов находились на территории Новосибирской области (41 713 человек), Красноярского края (19 089), Иркутской области (13 941).

В годы Великой Отечественной войны в восточные районы страны из Белоруссии было эвакуировано 1,5 млн человек, часть из них осталась жить в Сибири. В послевоенное вре­мя белорусы работали на освоении целинных земель в 1954—62, на строительстве автомобильных дорог.

В 1939 на Урале насчитывалось 66,3 тыс. белорусов, в 1959 их численность увеличилась в 2 раза и составила 135,5 тыс. человек. В Западной Сибири рост их численности за это время составил 17,2% (с 64 тыс. до 75 тыс. человек), на Дальнем Востоке — 39% (с 40,8 тыс. до 56,7 тыс. человек) Доля белорусов в составе всего населения в 1959 составила на Урале 0,8%, в Западной Сибири — 0,7, в Восточной Сибири 0,8, на Дальнем Востоке 1,3%.

В 1960—80-е гг. выходцы из Белоруссии принимали активное участие в создании топливно-энергетического и транс­портного комплекса Сибири. Значительный вклад внесли белорусы в осу­ществление Ангаро-Енисейской программы. На строительстве Братской ГЭС трудилось почти 2,5 тыс. белорусов, или 6,6% от общего числа всех строителей, принимавших участие в возведении объекта. Выходцы из Белоруссии прини­мали участие также в строительстве Сургутской ГРЭС, Саяно-Шушенской и Усть-Илимской ГЭС. За 1956—66 комсомольская организация Белоруссии направила на стройки Сибири и Дальнего Востока более 70 тыс. юношей и девушек. Трудовые коллективы белорусов работали в Тюменской области, при разработке нефтяных месторождений Сибири, внесли значительный вклад в освоение Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса, в строительство БАМ.

Крупные стройки в регионе способствовали изменению этнической составляющей на территории Урала, Сибири, Дальнего Вос­тока. За 1970—80-е гг. численность и удельный вес белорусов в основных районах Урала сократились. В Свердловской, Челябинской и Курганской области в 1970 насчитывалось 68,4 тыс. белорусов, в 1989 - 63,5 тыс. В Западной Сибири за 1970-80-е гг. численность белорусов возросла с 79,7 тыс. до 113,2 тыс. (на 59,1 %). Осо­бенно значительный рост наблюдался в Тюменской области — с 10,4 тыс. до 49,1 тыс. человек (с 0,7 до 1,6%). В Восточной Си­бири за этот период численность белорусов увеличилась с 60,5 тыс. до 74,1 тыс. человек. Основная их часть проживала в Красноярском крае и Иркутской области, где доля этого этноса в общем составе населения в 1989 равнялась 0,9%. На Дальнем Востоке численность белорусов за 20 лет возросла с 62,2 тыс. до 99,4 тыс. человек. В 1989 около 2/з белорусов проживало в Приморском, Хабаровском крае и Амурской области, а наибольшая их доля в составе населения (1,9%) была в Магаданской области.

В 2002 в Уральском федеральном округе проживало 79,1 тыс. белорусов (0,6%), в Сибирском федеральном округе — 82,4 тыс. белорусов, в Дальневосточном федеральном округе — 45,3 тыс. В Сибири в настоящее время белорусы преимущественно проживают в Краснояр­ском крае (33,9 тыс.), Иркутской (26,4 тыс.), Тюменской (49,1 тыс.) областях. Повсеместно наблюдается процесс языковой ассимиляции. В бытовой сфере больше всего сохраняется специфика питания — мучные и картофельные блюда. Мотивы национальной одежды используются фольклорными коллек­тивами. Создаются национально-культурные автономии.

Выходцы с территории Белоруссии, в их числе и этниче­ские белорусы, внесли свой вклад не только в демографическое, политическое, социально-экономическое развитие Сибири, но и приняли участие в исследовании и освоении Урала, Сибири, Дальнего Востока, Арк­тики. В их числе Ф.М. Августинович, А.И. Вилькицкий, Б.Т. Дыбовский, И.М. Евреинов, О.М. Ковалевский, Ф.Ф. Лужин, Э.К. Пекарский, И.Д. Черкасский, О.Ю. Шмидт, и многие другие. Ученые-белорусы внесли большой вклад в развитие науки в Сибири. Наиболее известны среди них В.А. Коптюг, А.А. Трофимук, В.Н. Пармон и другие.

С 1990-х гг. в России начинают возрождаться идеи национально-культурных автономий (НКА) народностей, прожи­вающих на огромных территориях государства, в том числе и белорусов. НКА создаются во многих крупных городах Сибири и Дальнего Вос­тока: Новосибирске, Тюмени, Омске, Красноярске, Иркутске, Петропавловске-Камчатском. В 1998—99 в Новосибирске действовала белорусская НКА (30 тыс. человек). В разных городах Сибири ежегодно проводят­ся фестивали белорусской культуры, на которых принимают участие представители коллективов художественной самодеятельности, фольклорных ансамблей, проводятся выставки. С 1996 Иркутским товариществом белорусской культуры издается бюл­летень-газета «Маланка», с 1998 на новосибирском телевидении существует белорусская программа.

Белорусы чаще всего живут или обособленными селениями, или с великороссами (в старожильческих селениях и в переселенческих поселках). Наиболее распространенное жилище в XX в. — деревянная срубная хата, чаще с 2-скатной крышей (из со­ломы, камыша, дранки, досок), редко — каменный дом под черепицей или жестью. Дома преимущественно 2- или 3-камерные. Традиционная одежда белорусов представляет собой относительно единый комплекс, областные особенности проявляются пре­имущественно в характере украшений, расцветке и покрое; в одеж­де преобладает белый цвет. Белорусская кухня отличается множеством блюд из муки, круп, овощей и картофеля, мясные блюда употреблялись в основном по праздникам. В обрядовом фольклоре сохранились отголоски православных мифов: колядование, купалье, гадание.

Лит.: Майничева А.Ю. Переселенцы из Белоруссии в Приобье (середина XIX — начало XX вв.) //Вопр. краеведения Новосибир­ска и Новосибирской обл. Новосибирск, 1997; Она же. Питание белорусов, греков и эстонцев Верхнего Приобья в первой половине XX в. //Традиционная пища как выражение этнического самосо­знания. М., 2001; Она же. Архитектурно-строительные традиции крестьянства северной части Верхнего Приобья: проблемы эволю­ции и контактов. Середина XIX — начало XX вв. Новосибирск, 2002; Белорусы. М., 1998; Фурсова Е.Ф. Традиционно-бытовые особенности культуры белорусов-переселенцев конца XIX — начала XX в. (по материалам этнографических экспедиций) //Белорусы в Сибири. Новосибирск, 2000; Болонев Ф.Ф. Белорусско-украинские элементы в духовной культуре семейских //Там же; Мамсик Т. С. «Откуда мы родом...» (Скырлинское поселение белорусов) //Там же. Вып. 2; Очерки истории белорусов в Сибири в XIX—XX вв.: 2-е изд. Новосибирск, 2002; Бадмаев А.А., Болонев Ф.Ф., Гоппе Н.В. и др. Новосибирск многонациональный: народы и религии. Новосибирск, 2002.

Т.С Мамсик, А.Ю. Майничева, В.Г. Шишикин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири