Первый автомобиль на улицах Иркутска появился 1 июля 1899 года. Его из Франции привез известный иркутский меценат, купец, владелец оружейного магазина Николай Васильевич Яковлев.
Газета «Восточное обозрение» отмечала:
"В настоящее время на улицах города можно видеть автомобиль, привезенный г. Яковлевым из Франции... Отапливается бензином. Лошади относятся к автомобилю совсем равнодушно. Автомобиль будет на днях на циклодроме, где желающие за небольшую плату с благотворительной целью могут на нем покататься".[1]
Максимальная скорость автомобиля составляла чуть больше 15 км в час, вместимость — 3 человека. На циклодроме, расположенном в районе нынешнего парка Парижской Коммуны, Яковлев устраивал катания для желающих приобщиться к новинке.С весны 1906 года Н.В. Яковлев начал продавать автомобили желающим. В 1910 году в Иркутске официально было зарегистрировано 10 экземпляров. Как первый владелец авто Яковлев возглавил и возникшее впоследствии общество автомобилистов. В летописи Ю. П. Колмакова указывается:
"6 апреля 1906 года в магазине Н.В.Яковлева (угол улиц Большой и Пестеревской) началась продажа автомобилей с двухцилиндровым двигателем в 5 л.с. с ременной передачей. Автомобиль развивает скорость 5-40 верст в час. Берет подъемы до 8 градусов. Охлаждение двигателя водяное."
Несмотря на чрезвычайную дороговизну автомобилей, влиятельные граждане Иркутска стали выписывать из-за границы различные модели моторных экипажей. Техническую новинку приобрели генерал-губернатор, штаб военного округа и купцы. К 1910 году в Иркутской губернии было зарегистрировано 10 автомобилей. Вскоре техническое отделение городской управы вынуждено было разработать правила, обязательные для езды по улицам. Газеты сообщали:
«К автомобильному движению в гор. Иркутске. 6 апреля в 6 час. вечера, комиссией при городской управе было произведено испытание в знании управления автомобилем: С.Я. Метелева, А.П. Кулакова, И.Н. Алексеева, С.И. Хорос и И.П. Полийчукова на автомобиле Рубановича; постановлено: допустить испытанных лиц к управлению автомобилями, выдать нумерные знаки и удостоверения на право езды и управление автомобилями».[2]
В 1915 году купец Иван Николаевич Алексеев, владелец автомобиля Berliet, открыл в 1915 году первую в Иркутске автошколу «Практические курсы шофферов при первом автомобильном гараже» (на улице Пестеревской, ныне Урицкого), основателем которого также и являлся. Следом явились и неизбежные спутники автомобилизма:
"Крушение автомобиля. В воскресенье, 27 марта, около 6 ч. вечера, на Тихвинской улице было устроено катание на автомобиле А. А. Лушникова. Ездили два шофера и развивали предельную скорость. На углу Дегтевской, около гор. управы автомобиль налетел на тумбочку, перевернулся и разбился. Шоферы отделались легкими ушибами. Автомобиль очень пострадал, его пришлось отвезти в мастерскую для капитального ремонта".[3]
«Устройство гаража. Один из местных домовладельцев устраивает первый в Сибири сарай для автомобилей (garage) по всем правилам автомобильного спорта. Нельзя не отметить, что при обширности наших пространств и наличности кое-где сносных трактовых дорог автомобили во многих случаях окажутся незаменимыми для быстрого передвижения. Известный курорт Аршан никогда не достигнет высшей ступени своего развития, пока не будет организовано порядочное сообщение с ним на автомобилях, чему способствовал бы и грунт дорог, ведущих к этому курорту». [4]
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей