Антирелигиозная кампания в Иркутске (1920-1930-е гг.)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

Казанский кафедральный собор был взорван в 1932 году
Казанский кафедральный собор был взорван в 1932 году
Автор: Не известен
Частично разрушенный собор
Частично разрушенный собор
Автор: Не известен
Собор после окончательного разрушения
Собор после окончательного разрушения
Автор: Не известен
Автор: Не известен
Автор: Не известен

АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ КАМПАНИЯ В ИРКУТСКЕ (1920–1930-е). Гонения на церковь и священнослужителей начались в первые месяцы после прихода большевиков к власти. С ноября 1917 по 1919 закрылись первые монастыри и храмы, церковь была лишена прав юридического лица, церковное имущество частично реквизировано. В 1918–1920 последовало лишение духовенства политических прав. С конца 1920 большевиками велась «работа» по расколу церкви, ее разложению изнутри. С весны 1922 началось массовое организованное разграбление церквей и расстрелы служителей культа. Жертвами террора в 1917–1922 стали тысячи священнослужителей. Часто убийствам предшествовали пытки и издевательства. Первое дело против служителей культа в Иркутске было создано в 1927: их обвинили в оказании помощи сосланному и заключенному в тюрьмы духовенству и чл. семей священнослужителей. Эти действия по УК РСФСР подпадали под ст. 58 о «контрреволюционных преступлениях».

В ходе следствия стало известно, что в нач. декабря 1926 изв. священнику и педагогу, преподавателю монгольского языка в Иркутском государственном университете В. Н. Флоренсову в ОГПУ предлагали крупное вознаграждение за то, чтобы он взялся «разлагать религию» и передавать сведения, порочащие священнослужителей. Когда Флоренсов отказался это делать, его стали стращать высылкой из Иркутска. Особое совещание при коллегии ОГПУ рассмотрело дело № 47368 по обвинению ирк. служителей религиозного культа И. К. Попова – епископа Ираклия, Л. И. Шипунова, В. Н Флоренсова, С. И. Телятьева, И. М. Костюковича по ст. 58-13 УК РСФСР. После закрытого процесса все обвиняемые были приговорены к трехгодичной высылке из Иркутска.

В кон. 1920-х в Иркутске началось разрушение культовых сооружений. В 1928 была снесена Градо-Иркутская Благовещенская церковь. В 1929–1930 закрыли Петрово-Павловскую. В 1932 началось разрушение Кафедрального собора во имя иконы Казанской богоматери.

Если в 1918 в Иркутске было 3 монастыря, более 30 православных храмов, соборов, часовен, около 20 домовых церквей, то к нач. 1930-х насчитывалось немногим более десятка культовых сооружений.

В 1933 было сфабриковано новое дело против иркутского духовенства. Материалы дела № 7461 свидетельствовали, что «после частичного разгрома контрреволюц. организации и ареста руководителя последней, архиепископа Ираклия в 1927, вновь прибывший архиепископ Дионисий Прозоровский развернул работу по воссозданию разгромленной организации и возглавлял ее до момента ареста в 1933. В 1933 руководство перешло к приехавшему в Иркутск архиепископу Павлу (Павловскому), который возглавлял контрреволюционную организацию до момента ее ликвидации». Материалы о существовании организации были сфабрикованы.

В июне 1933 было предъявлено обвинение в «контрреволюционной деятельности среди ведущей массы» и «противодействии мероприятиям советской власти» 12 служителям культа: И. И. Анисимову – дъякону Преображенской церкви, В. А. Богданову – монаху, Ф. Ф. Верномудрову – священнику Преображенской церкви, П. И. Колодезникову – священнослужителю, В. П. Лареву – священнику Глазковско-Иннокентьевской церкви, И. П. Оброзцову – настоятелю Иннокентьевской церкви, Д. Д. Прозоровскому – архиепископу Иркутскому, И. И. Попову – протоиерею Преображенской церкви, Г. В. Стрекочинскому – дъякону, С. И. Телятьеву – протоиерею, Я. П. Тараненко – монаху, И. Н. Шабалину – священнику Преображенской церкви.

Особое совещание при коллегии ОГПУ 22 авг. 1933 вынесло решение об освобождении большинства арестованных, зачтя как наказание предварительное заключение. Более суровое наказание понес Федор Федорович Верномудров, открыто и смело выражавший свои взгляды на деятельность сов. власти – 2 года отбыл в концлагере, 3 года – в ссылке.

Во 2-й пол. 1930-х во взаимоотношениях церкви и государства стала проявлять себя сталинская идея обострения классовой борьбы в обществе по мере роста успехов социализма. Церковь все более представлялась враждебной силой, с к-рой надо бороться как с классовым врагом до полного уничтожения. Многие верующие и духовенство Иркутска подвергались гонениям за религ. убеждения. Ликвидация инакомыслия в его религ. варианте была связана с дальнейшим уничтожением церквей и самих служителей культа. В 1937–1938 в Иркутске было репрессировано ок. 50 священников, из них большинство приговорено к расстрелу, в т. ч. служители Преображенской церкви Ф. Ф. Верномудров, И. Н. Шабалин, И. И. Попов, И. И. Анисимов, священник Знаменской церкви Я. П. Тараненко, бывший секр. управляющего Иркутской епархией И. М. Костюкевич. Не выдержав побоев и пыток, в тюремной больнице скончался в нояб. 1937 архиепископ П. Павловский. Наибольшим репрессиям было подвергнуто духовенство Преображенской церкви – 10 чел., Иннокентьевской – 4, Владимирской – 3, Никольской – 3, Глазковско-Иннокентьевской – 1, Сретенско-Покровской – 1, Спасской – 1.

Позднее, при пересмотре дела в 1958 установлено, что все лица, проходившие по данному делу, репрессированы необоснованно, так как контрреволюц. церковно-монархической организации в действительности не существовало.

Читайте в Иркипедии:

  1. Иркутск в годы репрессий
  2. Утраченные храмы Иркутска

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркутск. Историко-краеведческий словарь. - Иркутск, 2011 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015