Новости

Агитационно-пропагандистские кампании // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКИЕ КАМПАНИИ, совокупность информационно-пропагандистских мероприятий, проводившихся для решения какой-либо важной политической или хозяйственно задачи.

В советской политической системе агитационно-пропагандистские кампании широко ис­пользовались как способ идеологического воздействия на мас­совое сознание. Общее руководство агитационно-пропагандистских кампаний осуществляли агитационно-пропагандистские отделы (АПО) ЦК Коммунистической партии и местных парткомов, при которых для текущего регулирования со­здавались комиссии с участием представителей идеологических органов (Политпросвет, редакции периодических изданий, политорганов Красной армии) и заинтересованных ведомств. В пе­риод «военного коммунизма» для проведения агитационно-пропагандистских кампаний привлекались силы и средства политорганов Красной армии. С 1922 с целью сокращения количества одновременно проводимых агитационно-пропагандистских кампаний и повышения их эффективности проведение всероссийских акций санкционировал ЦК, а провинциальные — обкомы и губкомы. Основные цели и содержание агитационно-пропагандистскойе кампании определя­лись решениями партийно-государственных органов, подготовленными центральными или местными АПО тезисами для агитации и пропа­ганды, подборкой агитационных материалов, публиковавшихся в инструктивных журналах, передовых статьях центральных газет — «Правды» и «Известий».

Агитационно-пропагандистские кампании делились на общеполитические, хозяйственные, культурные, по кратности проведения — на периодические, (повторяющиеся) и единовременные.

При проведении агитационно-пропагандистских кампаний применялись разнообраз­ные формы, методы и средства. Устная агитация про­водилась в форме лекций, устных «живых» газет, вы­ступлений агитационных коллективов. Важным методом работы были демонстрации, митинги, собрания. Принятые на них резолюции, заранее подготовленные организаторами акций, пропагандой квалифицировались как выражение общественного мнения и использовались далее в качестве сред­ства устной и печатной агитации. Основным средством печатной аги­тации являлись газеты, листовки, листки, плакаты. В сибирской деревне 1920-х гг. широкое распространение полу­чило шефство города над деревней, одной из основных задач которого было пропагандистское воздействие на сознание крестьян.

Наиболее значимые акции, проведенные в Сибири в начале 1920-х гг., — кампания помощи голодающим (1921—22), ежегодные сельскохозяйственные, или агитационно-посевные, и продналогоыве кампа­нии. Текущее руководство ими осуществляли созданные при Сиббюро ЦК РКП(б) межведомственные комиссии — Сибагитпомгол, Сибагитпосевком, Сибагитпродтройка. Про­ведение таких акций позволяло решать не только заяв­ленные задачи (оказание помощи голодающим, выпол­нение посевного плана, сбор продналога), но и достигать других целей. Например, неотъемлемой частью «голодной» Кампании являлись акция по изъятию церковных ценностей и антире­лигиозная пропаганда в целом. Сельскохозяйственные Кампании включали агитацию за развитие сельскохозяйственных производств, кооперации. Разъясне­ние сути продналога как важного элемента новой экономической политики способствовало укреплению социальной базы советского государства в деревне.

В 1920-е гг. в Сибири применялись специфические фор­мы организации агитационно-пропагандистских кампаний: агитпункты, передвижные способы агитации (агитпоезда, агитпароходы, агитповозки). Появление последних связано с необходимостью веде­ния агитационной работы в отдаленных районах, при дефиците квалифицированных агитаторов на местах. Агитпункты организо­вывались на основных транспортных узлах, как правило, вдоль железных дорог и речных путей и обеспечивали проведение агитационной Кампании среди проезжающих. Передвижные способы агитации ис­пользовались для проведения агитационных экспедиций, своей необычностью привлекавших к себе большое внимание. В 1919—20 в Сибири работали агитпоезда ВЦИК им. Ле­нина и «Октябрьская революция» во главе с М.И. Ка­лининым, агитпароход «Красная Сибирь». В 1921 на смену «Красной Сибири» пришли 3 новых агитпарохода — «Павлодар», «III Интернационал» и «Урицкий». По заданию Сиббюро и Сибревкома ими осуществлено 3 агитационных рейса по рекам Сибири. Агитпоезда и агитпароходы имели структурное сходство с парткомами: в их со­став входили политический, инструкторский и агитационно-лекторский отде­лы. Диапазон их деятельности был широким — от проверки и инструктирования органов власти и учреждений на местах до проведения концертов и спектаклей.

С конца 1920-х гг. агитационно-пропагандистские кампании приобрели более сложный по целям, содержанию и формам организации характер; они стали элементом идеологических и культурных кампа­ний. Агитационно-пропагандистские кампании являлись эффективной формой воздействия на массовое сознание с целью пропаганды политики советского государства и мобилизации общества на решение выдвинутых ор­ганами власти задач.

В.Л. Соскин, Д.С. Холявченко

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири