Аэропорт Усть-Илимск

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

 Аэропорт в Усть-Илимске
Аэропорт в Усть-Илимске
Первая посадка ТУ-154 25 августа 1988 г.
Первая посадка ТУ-154 25 августа 1988 г.
Первая посадка ТУ-154 25 августа 1988 г.
Первая посадка ТУ-154 25 августа 1988 г.
Первая посадка ТУ-154 25 августа 1988 г. Большое событие для жителей г.Усть-Илимска и начало регулярных рейсов в основные города СССР.
Первая посадка ТУ-154 25 августа 1988 г. Большое событие для жителей г.Усть-Илимска и начало регулярных рейсов в основные города СССР.
Новый аэровокзал в Усть-Илимске на 450 пасc/час.
Новый аэровокзал в Усть-Илимске на 450 пасc/час.
Новое здание аэровокзала было запущено в 05 мая 1993 г., рассчитано на 450 пасс./час с двумя телетрапам
Новое здание аэровокзала было запущено в 05 мая 1993 г., рассчитано на 450 пасс./час с двумя телетрапам
Новое здание аэровокзала в Усть-Илимске
Новое здание аэровокзала в Усть-Илимске
Самолет в аэропорту Усть-Илимск, 1999 год
Самолет в аэропорту Усть-Илимск, 1999 год
Смена агентов СОП. Слева направо: Фаина Варенчук, Елена Емельяненко, Татьяна Степаненко, Светлана Масленникова
Смена агентов СОП. Слева направо: Фаина Варенчук, Елена Емельяненко, Татьяна Степаненко, Светлана Масленникова
Плачевное состояние аэропорта
Плачевное состояние аэропорта
С 2007 г. аэропорт стали активно разбирать на стройматериалы.
С 2007 г. аэропорт стали активно разбирать на стройматериалы.
Взлетно-посадочная полоса аэропорта Усть-Илимск
Взлетно-посадочная полоса аэропорта Усть-Илимск
Взлетно-посадочная полоса аэропорта Усть-Илимск
Взлетно-посадочная полоса аэропорта Усть-Илимск
Взлетно-посадочная полоса аэропорта Усть-Илимск
Взлетно-посадочная полоса аэропорта Усть-Илимск
19 августа 2013 г. в Усть-Илимск прилетел первый 9-ти местный самолет авиакомпании "ПАНХ" Cessna 208B Grand Caravan.
19 августа 2013 г. в Усть-Илимск прилетел первый 9-ти местный самолет авиакомпании "ПАНХ" Cessna 208B Grand Caravan.

Аэропорт Усть-Илимск — региональный аэропорт в 17 км северо-западней от города Усть-Илимска (58.1334 с.ш. 102.5674 в.д.) в Иркутской области. Аэропорт был запущен в эксплуатацию в 1980. Принимал самолеты Ан-2, Ан-24, Ан-124, Ил-62, Ил-76, Ту-154, Ту-204/214, Як-40, Як-42, Боинг-757 и вертолеты всех типов. В 2002 году после банкротства закрыт для эксплуатации, здание разрушено. Последние годы аэропорт восстанавливают. С 2013 года стали регулярными рейсы из Иркутска.

История аэропорта Усть-Илимск

  • 5 февраля 1980 — первый рейс Усть-Илимск-Иркутск на ЯК-40.
  • 25 августа 1988 — в аэропорту Усть-Илимска приземлился первый ТУ-154.
  • 1989 — построено и сдано в эксплуатацию здание гостиницы.
  • 5 мая 1993 — введен в эксплуатацию новый аэровокзал в Усть-Илимске на 450 пасc./час.
  • 5 июня 1994 — в Усть-Илимском аэропорту впервые приземлился "Боинг-757/200".
  • 13 октября 1994 — в аэропорту сданы в эксплуатацию телескопические трапы (единственные в Сибири).
  • 29 октября 1994 — катастрофа Ан-12А (RA-11790) авиакомпании "Аэроника" выполнявшего рейс из Южно-Сахалинска. При подлете к ДПРМ (дальний приводной радиомаяк, удален от торца ВПП на 4 км) самолет внезапно клюнул носом и под углом около 50 градусов столкнулся со склоном сопки в 2100 м от ВПП. Перевозил 12 тонн рыбы и 4 легковых автомобиля. Погибло 23 чел. (экипаж - 7 чел., пассажиры -16 чел.).
  • 1997 — югославскими специалистами произведена реставрация и удлинение взлётно-посадочной полосы до 3100 м., построен современный командно-диспетчерский пункт.
  • 9 августа 1998 — Рейс Усть-Илимск-Москва, ТУ-154 авиакомпания "Истлайн", 97 пассажиров на борту, произошла "попытка" теракта.
  • 22 мая 2001 — решением Арбитражного суда Иркутской области Усть-Илимский аэропорт назначен в конкурсное производство.
  • 20 июня 2001 — из Усть-Илимского аэропорта вылетел последний пассажирский рейс в Иркутск. 
  • 21 июня 2001 — собрание кредиторов передал право управления аэропортом ООО "Братскавиасервис".
  • 27 ноября 2001 — собрание кредиторов принимает решение о продаже Усть-Илимского аэропорта по цене 40 млн. руб.
  • 25 декабря 2001 - Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению отклонила предложение продать аэропорт одному покупателю (ООО "Братскавиасервис") и настояла на проведении аукциона, чтобы привлечь как можно больше инвесторов.
  •  25 декабря 2001 — 26 декабря 2001 — из Усть-Илимского аэропорта вылетел последний грузовой рейс.
  • 31 декабря 2001 — Аэропорт Усть-Илимск окончательно закрыли.
  • 14 марта 2002 - повторные торги не состоялись в виду отсутствия претендентов на покупку.
  • 2 декабря 2001 г . — истек срок действия свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации.
  • июль 2005 — завершилась процедура банкротства, имущество аэропорта распродано по частям.
  • апрель 2006 — губернатор области А.Г. Тишанин говорит о возможности возобновления работы аэропорта в течении 1 года.
  • 4 декабря 2006 — завершено конкурсное производство.
  • 2006 — снятие охраны ЛПК с объектов аэропорта, охрана объектов передана братской фирме, началось разграбление инфраструктуры.
  • с 2007 — инфраструктуру аэропорта стали активно разбирать на стройматериалы.
  • декабрь 2007 — Усть-Илимский ЛПК сообщил губернатору области А.Г. Тишанину об интересе компании к восстановлению аэропорта.
  • 12 декабря 2007 — распоряжением Росавиациии № АЮ-16-р аэродром исключен из Государственного реестра гражданских аэродромов.
  • 11 июля 2012 — в ходе рабочего визита губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко считает возможным восстановить полеты при постоянном наличии пассажиров. По предварительным оценкам стоимость перелета "Усть-Илимск - Братск" может составить около 4 000 рублей.
  • 26 сентября 2012 — на праздновании 75-летия Иркутской области в ДК "Дружба", мэр города Владимир Ташкинов сообщил, что рабочей группой принято решение о возрождении Усть-Илимского аэропорта. Предложено организовать деятельность городского аэровокзала по упрощенной схеме. Чтобы люди могли оформить документы, а автобус доставит их прямо к самолету. Выделяется участок для строительства аэровокзала, который будет совмещен с автовокзалом. Аэропорт пока планируется восстановить для местных авиалиний - самолеты будут летать только в дневное время: в Иркутск, Братск, Красноярск и Новосибирск.
  • 27 ноября 2012 — решением проблемы возобновления работы Усть-Илимского аэропорта занимается региональное правительство и местные власти. Обсуждается этот вопрос на встречах с представителями авиакомпаний, а также компаний по обеспечению и обслуживанию инфраструктуры аэропорта. Первым этапом станут вертолетные рейсы до Братска весной 2013 года. Второй этап — организация самолетного сообщения с Иркутском. В дальнейшем, Аэропорт в Усть-Илимске может стать международным.
  • март 2013 — восстановление взлетно-посадочной полосы в Усть-Илимске активизируется. По предварительным расчетам цена билета "Усть-Илимск - Иркутск" составит около 3500 руб. Планируется, что на первом этапе рейсы будут выполняться 2 - 3 раза в неделю.  
  • май 2013 — Администрацией города создано новое предприятие МУП "Взлетная площадка "Аэропорт Усть-Илимск". Директором МУП назначен - Николай Мезенцев.
  • 16 июля 2013 — в аэропорту Усть-Илимска ведутся восстановительные работы посадочной полосы. На восстановительные работы из местного бюджета выделено 250 тыс. рублей, также группой ОАО "Илим" перечислено 4 млн. рублей. 
  • 30 июля 2013 — Усть-Илимский аэропорт готов возобновить работу. Возобновление полётов планируется начать после 10 августа 2013
  • 19 августа 2013 — в Усть-Илимск прилетел первый 9-ти местный самолет авиакомпании "ПАНХ" Cessna 208B Grand Caravan. На борту первый заместитель правительства Иркутской области - Николай Слободчиков.
  • 26 августа 2013 — открыта продажа авиабилетов на рейс "Иркутск-Усть-Илимск-Иркутск". Цена билета 4500 руб., 300 руб. комиссионный сбор агентства, 80 руб. стоимость проезда до аэропорта на автобусе №104.
  • 28 августа 2013 — начало регулярных авиаперевозок сообщением "Иркутск-Усть-Илимск-Иркутск". В Усть-Илимск прилетело 7 чел., из Усть-Илимска вылетело — 3 чел. Авиасообщение осуществляется два раза в неделю: среда, суббота.
  • 3 августа 2013 — Изменилось расписание авиарейсов. Авиасообщение осуществляется два раза в неделю: понедельник, четверг. 

Банкротство и восстановление

До момента прекращения деятельности, аэропорт "Усть-Илимск" имел взлетно-посадочную полосу длинной 3000 метров и шириной 42 метра, выполненную из армобетона высокого качества, красивое здание аэровокзала, два телескопических трапа. Из аэропорта выполнялись рейсы в Иркутск, Новосибирск, Москву, транзитные рейсы в Магадан, Якутию и другие.

Срок действия свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации истек 2 декабря 2001. После того, как долги авиапредприятия кредиторам превысили 40 млн. рублей, деятельность аэропорта была прекращена, а в июле 2005 году окончательно завершилась процедура банкротства. За это время здание аэровокзала и прилегающая инфраструктура была разворована и разрушена.

Во время процедуры банкротства имущество предприятия и часть объектов были реализованы, некоторые из них переданы в ведение Усть-Илимского района. Поскольку территория аэропорта не охранялась с 2002 года, имущество было разворовано. Распоряжением Росавиациии от 12.02.2007 года № АЮ-16-р аэродром исключён из Государственного реестра гражданских аэродромов РФ. Местная молодёжь использовала взлетно-посадочную полосу для гонок на автомобилях.

Вопрос реанимации аэропорта поднимался неоднократно, интерес к этому проявляли ряд московских компаний, Братское авиапредприятие, а также немецкая авиакомпания Lufthansa.

26 сентября 2012 года в Иркутске прошло первое заседание рабочей группы по восстановлению аэропорта в Усть-Илимске, и дело сдвинулось с мертвой точки. На совещании присутствовали заместитель председателя правительства области, министры, представители Росавиации, группы «Илим», мэр Усть-Илимска В.С. Ташкинов и мэр Усть-Илимского района В.А. Хомяков. Чтобы аэропорт был в состоянии обеспечивать сопровождение и отправку авиарейсов, было предложено отработать ряд мероприятий. Обследовать взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки, перрон, построить здание аэровокзала и другие сооружения, а также периметровое ограждение, закупить оборудование и спецтехнику. ОАО «Группа «Илим» выразила готовность участвовать в реализации проекта возрождения аэропорта на условиях государственно-частного партнерства. Кроме того, рабочая группа пришла к решению, что целесообразно проводить «воскрешение» объекта в два этапа. Для начала необходимо организовать вертолетную площадку с выполнением рейса «Усть-Илимск – Братск», который будет стыковаться с перелетом «Братск – Иркутск». Затем приступить к разработке технико-экономического обоснования развития аэропорта для приема воздушных судов 2-3 класса. 

Предстоящую работу комментирует депутат Законодательного Собрания Иркутской области Роман Незовибатько:

Работа предстоит большая. Само здание аэропорта разрушено, требуется новый телескопический трап. Последний самолет вылетел из Усть-Илимска 10 лет назад, аэропорт был даже удален из перечня аэропортов России. Но с учетом начала развития региональной авиации, с учетом постоянно растущей нагрузки на региональную систему авиасообщения и удобного месторасположения города аэропорт имеет серьезные перспективы стать международным портом. Да, для начала нужно возобновить хотя бы региональные рейсы, но, думаю, следует проработать тему перспективы усть-илимского аэропорта по обслуживанию трансконтинентальных рейсов. Самолеты могли бы садиться на дозаправку в Усть-Илимске. Аэропорт находится в таком удобном месте, где проходят маршруты следования многих рейсов. Это делает усть-илимский порт конкурентоспособным, например, по отношению к аэропорту в Красноярске. Это не решение одного дня, но уже есть ряд подвижек.

На лето 2013 года состояние аэропорта Усть-Илимск было таково. Оформлялось минимальное оборудование – это метео- и радиооборудование. Также был почти готов аэронавигационный паспорт – один из самых важных документов в вопросе восстановления авиасообщения Усть-Илимска. Нанесена новая разметка на посадочной площадке и на части взлетно-посадочной полосы, которая будет использоваться для приема и отправки воздушных судов соответствующего классов. Заказаны модульные здания поста охраны и временного аэровокзала, произведена очистка полосы безопасности от выросшего леса, ликвидированы несанкционированные въезды на перрон и взлетно-посадочную полосу, вывезен мусор с территории, прилегающей к полосе и перрону, который «добрыми» стараниями туда привезли особо смекалистые граждане, определены эксплуатационные метео- и радиоминимумы, решается задача с топливообеспечением, охраной и ограждением. Что касается дотации на перевозки пассажиров, то она будет составлять 50%. В пределах региона датировать услуги авиакомпании предполагается из областного бюджета, а до Красноярска, Новосибирска – из федерального. Первый заместитель министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Артур Сулейменов заявил, что стоимость билета от Усть-Илимска до Иркутска не превысит 4500 рублей. 

Усть-Илимский аэропорт на первом этапе восстановления рассчитан на самолеты, способные обеспечивать визуальные полеты и посадку, такие как «Ан-28», «Ан-38», «Cessna 208B Grand Caravan». В планах осуществление перелетов до Братска, Иркутска, Красноярска, Новосибирска. Такова программа минимум. Максимум состоит в том, чтобы добиться включения Усть-Илимского аэродрома в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации, подать заявку в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России» (подпрограмма «Гражданская авиация»), войти в состав федерального казенного предприятия, создание которого предполагается на базе аэропортов Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края. 

Первый полет с 2001 года

Первый после 11-летнего перерыва регулярный авиарейс Иркутск – Усть-Илимск – Иркутск совершен 19 августа 2013 года. Перелет состоялся на девятиместном самолете «Cessna 208B Grand Caravan», бурятской авиакомпании ПАНХ. Авиаперелеты из Иркутска в Усть-Илимск и обратно будут регулярными - дважды в неделю. Цена билета - 4500 рублей, время в пути - 2 часа 20 минут. Рейс Иркутск - Усть-Илимск - Иркутск - это лишь один из шагов к развитию авиасообщения Прибайкалья, уже возобновлены авиарейсы в Казачинско-Ленский район, Нижнеилимский район. Готовится к запуску - в Нижнеудинский.

Мэр Усть-Илимска Владимир Ташкинов так оценил это событие:

Состояние полосы позволяет принимать большие самолеты. Усть-Илимский аэропорт может вновь стать базовой площадкой для перевозок в отдаленные северные территории. Авиаперевозки позволят значительно экономить время, что позволит оперативно решать вопросы территории, её жителей, развивать бизнес. У нас в планах развития летать не только в Иркутск, но и в Красноярск, туда есть большой пассажиропоток. А дальше будем совместно с областью развивать наш аэропорт. Потому что он очень удачно находится на авиамаршруте, где самолеты летают на Дальний Восток.

Направления, по которым выполнялись рейсы до банкротства

  1. Иркутск.
  2. Москва.
  3. Новосибирск.
  4. Красноярск.
  5. Транзитные рейсы в Анапа, Барнаул, Волгоград, Владивосток, Екатеринбург, Киев, Кодинск, Краснодар, Магадан, Минеральные воды, Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербург, Хабаровск, Якутия.

Интересные факты

  • В 2002 году был создан общественный совет по спасению аэропорта Анатолием Дубасом, который сам, будучи мэром города, активно участвовал в продвижении строительства нетипового современного аэропорта в Усть-Илимске, решил объединить общественность для спасения уникального и необходимого Усть-Илимску предприятия.
  • Усть-Илимское авиапредприятие первое в стране купило у финской фирмы уникальную автоматизированную метеосистему взлета и посадки, что позволяло принимать и отправлять самолеты при любой погоде.
  • Долги перед кредиторами составляли 40 миллионов рублей. Если бы можно было собрать с каждого усть-илимца по 300 рублей, этого бы хватило, чтобы погасить кредиторскую задолженность.
  • Ирина Хакамада, побывав в 1996 году в Усть-Илимске, назвала аэропорт "Шереметьево-3".

Сотрудники, когда-либо работавшие в "Аэропорт Усть-Илимск"  

Директоры аэропорта:

  • Семенов Н.И.
  • Красильников А.В.
  • Акимов А.И.
  • Балабанов Б.В.
  • Полынцев С.А.
  • Болдаков И.В.
  • Легостаев А.В.

Секретарь:

  • Валентина Данилова. 

Лётный состав:

  • Андрей Черных – командир экипажа.
  • Юрий Живаев – второй пилот.
  • Анатолий Щербина – пилот.
  • Сергей Гончаренко - пилот.
  • Дмитрий Пинаев – бортинженер-инструктор.
  • Любовь Соловьева – бортпроводник-инструктор.

Служба организации перевозок (СОП):

  • Иванчук Людмила – руководитель службы. 
  • Светлана Масленникова – агент по встрече и посадке.
  • Елена Емельяненко – агент по встрече и посадке.
  • Занчевская Наталья – агент по встрече и посадке.
  • Тамара Галстян – агент по встрече и посадке.
  • Валентина Лбова – агент по встрече и посадке.
  • Фаина Варенчук – агент  СОП .
  • Галина Хохлова - агент СОП.

Диспетчер:

  • Геннадий Воробьев - старший диспетчер Управления Воздушного Движения
  • Татьяна Степаненко - диспетчер службы авиаперевозок.
  • Екатерина Трофимова.
  • Елена Кучумова.
  • Нонна Галстян.

Связисты:

  • Сергей Капранов.
  • Василиса Черчел.
  • Андрей Тютькин.
  • Константин Голубев.

Кассиры:

  • Лариса Гусева.
  • Татьяна Гасич.
  • Галина Кохадзе.
  • Ирина Лоскутова.
  • Наталья Константинова - кассир в городском агентстве.
  • Татьяна Невзорова - кассир в городе, представитель городского агентства.

Милиционеры:

  • Валерий Ступин.
  • Анжелика Косьяненко.
  • Виктория Муравьёва.
  • Виктор Пименов.

Служба охраны:

  • Геннадий Дремов. 

Метеослужба:

  • Галина Крюкова - начальник.
  • Татьяна Шевченко – синоптик, метеосводчик.

Инженерно-авиационная служба:

  • Эдуард Романов - авиатехник, начальник смены.
  • Владимир Дашинский - инженер-авиатехник.
  • Сергей Явкин - авиатехник.
  • Виталий Тяжелков - ведущий инженер тренажера-авиасимулятора  
  • Артем Мухортов - начальник смены Авиа-ГСМ, водитель спец.техники.
  • Татьяна Филиппова – инженер по ГСМ.
  • Андрей Баринов – электрик, наладчик ВПП.
  • Александр Пономарев - электрик.

и другие.

Чрезвычайные происшествия

Катастрофа Ан-12 а/к Аэро-Ника в районе Усть-Илимска 29 октября 1994

Самолет-лаборатория Ан-12 №11790 использовался для коммерческих грузоперевозок. Выполнялся рейс по маршруту Южно-Сахалинск - Усть-Илимск - Омск - Ермолино. На борту находились 9 членов экипажа акционерного общества "ЕЛИИП", 14 пассажиров, 8 600 кг груза (рыба), 2 легковых автомобиля и 2 микроавтобуса. Взлетная масса самолета при вылете из Южно-Сахалинска превышала на 7 400 кг предельно допустимую. При подходе к а/п Усть-Илимск самолет столкнулся с восточным склоном небольшой возвышенности, расположенной прямо по курсу посадки на удалении 2 100 м от входного торца ВПП, продолжил движение по земле 230 м через вершину возвышенности, остановился на западном склоне и разрушился. Возникшим пожаром фюзеляж самолета полностью уничтожен. Экипаж и все пассажиры погибли.

Вспоминает  бывшая сотрудница Усть-Илимского аэропорта Масленникова Светлана Вячеславовна:

Это да, это трагедия была... В том случае мы уже ничем помочь не могли. Это вообще не наш самолет был, мимо пролетал. Погода испортилась, и он стал проситься к нам на посадку. А мы в таких условиях не могли его принять, мы не были готовы! И экипаж без разрешения пошел на посадку, так как уже понимал, что другого выхода нет.

Я не работала в этот день, я вышла на следующий. Это было страшно, ужас, как страшно, конечно. Я приехала на работу, а там машина гробов стояла... Ужас. Потом прилетали самолеты с родственниками из разных городов на опознание в морг, и потом эти гробы при нас загружали в грузовые самолеты.

Впоследствии установили, что груз был неимоверно большой для такого самолета (АН-12) - пассажиры, машины, несколько тонн рыбы, икры. А сколько мародерства было! Из города понаехали, пролазили в обход КП, собирали рыбу, икру, доллары, ценности - все, что уцелело. И все возле трупов. Брр...

Потом уже, конечно, милиция кольцом встала, и не пропускала никого. Даже в репортаже телевидение кадры показывало - женская рука, в которой зажато золото. Жуть! Все, что не успели стащить мародеры, собрали работники - одежду, ценности, икру в банках, селедку во вздувшихся и обгоревших банках, и унесли на складирование, дабы родственники потом забрали, что нужно. Котенка еще кто-то вез, точно! Спасатели услышали писк, думали, что человек выжил, а это был котенок. Взяли его, и на руках у спасателей он уже умер.

Аварийная посадка самолета ТУ-154, рейс "Анапа - Москва - Усть-Илимск"

В самолете было около 130 пассажиров, из них 120 - дети. У самолета заклинило одно шасси, поэтому самолет стал вырабатывать топливо для аварийной посадки. В таких случаях мобилизуются все службы города. В аэропорт приехали пожарные, кареты "Скорой помощи".

Бывшая сотрудница Усть-Илимского аэропорта Масленникова Светлана Вячеславовна рассказывает:

И вот тут-то и началась паника среди родителей, когда они эти "Скорые" увидели. Родители начали рваться на полосу. Всех милиционеров задействовали, и они своей грудью держали напор людей. Мы пытались встречающих успокоить, да куда там! Тем временем самолет снижался, снижался, и вдруг... Бамс!!! Бух! Баах!!! - упал на брюхо! И как задымился! Большое черное облако вокруг него образовалось. Все как заорали! Как через заборы поперли! Начальник охраны и милиция их держали, но уже не справлялись.

Встречающие потеряли контроль над собой, коллективно охрану оттолкнули, сбили с ног, и побежали! Их дети ведь там, можно понять эти чувства в тот момент. Помню, как один мужчина толстый бежал, распихивая всех руками в стороны, с таким выражением лица, что ужас...

Набился полный автобус этих встречающих, и сколько людей вошло в него, все туда поехали. А остальные, кто не влез, бежали на полосу галопом, просто неслись, сломя голову! И такая картина там – лежит наш самолет на пузе, и то самое шасси, которое не раскрылось, вонзилось в крыло и пробило его насквозь! Оно уже пустое было, без топлива, Слава Богу! Если бы пилоты не выработали топливо, то возник бы пожар, загорелось бы всё и взорвалось. Повсюду черный дым, все кашляют, плачут, и тишина...

Открываем двери автобуса, и люди, с криком "ВААА!" выбегают на полосу. Мы, работники, кричали, что все нормально, что все хорошо, пожара нет, взрыва не будет, но нас не слышали. И тут с запасных выходов начали появляться надувные трапы, и оттуда начали съезжать, как с горки, дети. Такие счастливые покатились, такие довольные! Сами-то они толком и не поняли, что произошло. Ну бахнуло что-то, да бахнуло. Увидели своих мам, пап, побежали к ним...

Попытка теракта на рейсе "Усть-Илимск - Москва" ТУ-154 авиакомпании "Истлайн" 9 августа 1998 года

9 августа 1998 года строго по расписанию, в 5:30, самолет "ТУ-154", принадлежащий авиакомпании "Истлайн", с 97 пассажирами на борту вылетел из Усть-Илимска в Москву. Когда самолет пролетал над Пермью, в салоне бизнес-класса бортпроводница Ирина Майтова нашла под креслом сложенные вчетверо листы бумаги. "Отдать строго в руки командира" - было написано сверху. Содержание записки такое:

Представители одной нации любят говорить: "лучший способ разрешения проблемы - решать ее самому". Так что не обижайтесь, но ваш самолет заминирован, причем довольно тщательно. В случае взрывов (а бомба не одна) аварийная посадка и вообще дальнейшее управление самолетом станут невозможны.

Террорист требовал 621 тысячу новых рублей - ровно 100 тысяч долларов по курсу на 9 августа. Одним из первых условий террориста было - "полет продолжать согласно маршруту и расписанию". В 10:47 самолет приземлился в "Домодедово", и его сразу же отогнали в отстойник. Пассажиры схватились было за сумки и дружно встали в очередь к выходу, когда им объявили, что трап неисправен и придется немного подождать. А снаружи ждали сотрудники спецслужб. Но террорист словно испарился. 

Прошло почти три месяца, о домодедовском террористе уже все забыли. И вдруг сообщение: найден и дает показания. Следователи ФСБ проделали гигантскую работу - провели тщательнейшую графологическую экспертизу всех пассажиров, летевших рейсом Усть-Илимск - Москва, и "просеяли" подозреваемых. Полученные сведения замкнулись на одном человеке - 19-летнем учащемся Усть-Илимского ПТУ 66 Михаиле Ревацком:

Пришла мне такая идея в голову. Сам не знаю, чего я хотел этим добиться. Хотелось посмотреть на работу спецслужб, увидеть поведение людей изнутри. 

"Шутка" Михаила Ревацкого обошлась казне в десятки миллионов рублей. Ему лично она будет стоить от 5 до 10 лет. 

Контакты

  • Приемная: 4-41-38.
  • Касса: 4-42-33.
  • Бронирование (ул. Мечтателей, д. 30): 5-80-68.
  • Милиция (аэровокзал): 4-41-02.
  • Милиция (гостиница): 4-43-00.
  • Перевозки, диспетчер: 4-42-30.
  • Гостиница (администратор): 4-41-98.

Ссылки

  1. Заусаева Людмила Аэропорт в Усть-Илимске имеет все шансы стать международным – Р. Незовибатько // Восточно-Сибирская правда
  2.  Виктория Комарова Усть-Илимский аэропорт получил шанс на восстановление // Восточно-Сибирская правда
  3. Николай Волков Аэропорт в Усть-Илимске "вылетел в трубу" // Восточно-Сибирская правда
  4. Катастрофа Ан-12 а/к Аэро-Ника в районе Усть-Илимска // Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России
  5. Расследования. Шутка террориста // Торговый центр Домодедовский
  6. Арина Сыреейщикова Аэропорту быть! // Ilimcity
  7. Вертолетное сообщение планируется открыть в марте // сайт муниципального образования Усть-Илимск
  8. Мифы и реальность Усть-Илимского аэропорта // сайт муниципального образования Усть-Илимск
  9. "Аэропорт Усть-Илимск" // Мой Усть-Илимск
  10. Максим Рунец Аэропорт Усть-Илимск - взгляд изнутри. Интервью // Мой Усть-Илимск
  11. Аэропорт Усть-Илимска возобновил работу // Сделано у нас
  12. Сергей Чернышев, Александр Попов Полетели! // Эксперт
  13. Хроника Усть-Илимского аэропорта // Мой Усть-Илимск

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркипедия | Транспортный комплекс | Усть-Илимск