Новости

Ямщик // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЯМЩИК, представитель общественной группы, выделяе­мой по профессиональному (в широком смысле) либо сословному (в узком) признаку. Тюркское «ям» означало «почтовый двор». Изначально ямщик — житель яма (почтовой станции), обязанный на своем транспорте и своими силами до­ставлять в назначенное место казенные послания, грузы, должностных лиц. Таким образом, в обязанностях ямщика соединялись доставка почты и пассажирские перевозки.

За службу ямщики получали жалованье и наделялись земельным наделом. Подобно крестьянам, они занимались хлебопашеством и ремеслами, охотой и сбором кедровых орехов, гужевым извозом. В отличие от крестьян осво­бождались от государственных и земских налогов, не привлекались к натуральным дорожным повинностям вне пределов своего проживания, до 1766 освобождались от рекрутской по­винности. Составляли особую сословную группу.

Начало и развитие почтового дела в России восходит ко времени натуральной почтовой повинности, состоявшей в даче княжескому гонцу коня и корма. В Киевской Руси уже в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг.

Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке, в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.

В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране. Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

При Иване III устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лошадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы»

В Сибири ямщики появились на рубеже XVI—XVII вв. в связи с устройством ямов. Этим занимались специальные ямские устроители (обычно имевшие чин не ниже сына боярского). Основную часть ямщиков сначала набрали из «охочих людей» в Европейской России; затем их ряды пополнялись местным населением. В Европейской России содержанием ямов ведал Ямской приказ (с 1547), за Уралом все расходы ложились на Сибирский приказ. Ямы, действовавшие в Сибири: Верхотурский, Туринский, Тюменский, То­больский, Самаровский и Демьянский, впоследствии Тарский.

Центром жизнедеятельности яма служил ямской двор во главе с ямским старостой или управителем (аналог сельского старосты). Староста руководил приемкой и от­правкой почты; разверстывал между ямщиками работы («наряды») в соответствии с распределением паев. В каждом сибирском яме числилось 50 паев (это самый крупный размер в государстве). Именно обладание паем обусловливало право пользования земельным наделом и обязанность выставлять определенное число лошадей. Ограничений относительно числа держателей 1 пая не существовало, поэтому нередко на пай приходилось несколько исполнителей ямской гоньбы. По вызову управителя они покидали свои хозяйства (рас­положенные в самом яме или окрестных селениях) и являлись на ямской двор. Выполнив наряд, возвраща­лись к делам своего хозяйства. Наряд мог заключаться не только в гоньбе непосредственно от ямского двора, но и в дежурстве на подставах — расположенных между ямами дворах со сменными лошадьми. В отличие от ямов на подставах и рядом с ними не было постоянных поселений ямщиков.

Помимо земельного надела на каждый пай изначально выдавалось денежное жалованье — от 10 до 20 руб. в год. При Петре I жалованье ямщикам заменили прогонной платой (она взималась и с государственных служащих, которые возмещали эти деньги в казне). Размер получаемых ямщиком  денег стал зависеть от объема выполненной им работы; при этом служба оставалась обязательной.

Ямская гоньба осуществлялась не только на ло­шадях, но и по воде (прежде всего в Самаровском и Демьянском ямах). Гребец-ямщик приравнивался к одноконной гужевой подводе.

До 1723 ямщики управлялись Ямским приказом, затем до 1780 — Ямской канцелярией, с 1780 — гражданскими губернато­рами и губернскими казенными палатами с воеводскими канцелярия­ми тех уездов, где ямщики проживали. С 1782 они перешли под попечение директора экономии, городничих и нижних земских судов. Внутри ямов со времени их возникнове­ния существовали ямские старосты, в 1723—82 — ямские управители. К 1824 ямщики в Западной Сибири числилось около 17 тыс. душ мужского пола. В 1825 они были объединены с государственными крестьянами. При этом им предоставили возмож­ность перейти не в крестьянское сословие, а в мещанское или купеческое.

Однако понятие «ямщик» сохранилось. Оно стало обозначать любого человека, профессионально зани­мающегося извозом: наемного работника на почтовой станции или частного перевозчика (из крестьян, которые возили пассажиров независимо от казны). В этом же значении понятие «ямщик» и ранее использовалось восточнее Том­ска, где ямщики как сословная группа отсутствовали. Ямскую повинность там исполняли крестьяне (сначала натурой, затем наймом). Как профессиональное понятие слово «ямщик» имело хождение вплоть до начала XX в.

Лит.: Гурлянд И.Я. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII в. Ярославль, 1900; Катионов О.Н. Московско-Си­бирский тракт и его жители в XVII—XIX вв. Новосибирск, 2004.

О.Н. Катионов

Влияние образа ямщика на культуру

Фигура ямщика запечатлена во многих произведениях литературы, искусства и народного творчества, например:

  • В. И. Майков. Елисей, или Раздражённый Вакх.
  • И. С. Никитин. Жена ямщика; Рассказ ямщика.
  • Н. А. Некрасов. В дороге.
  • А. П. Чехов. Происшествие (Рассказ ямщика); Почта.
  • В. Г. Короленко. Государевы ямщики.
  • С. А. Есенин. Ямщик.
  • Николай Симаков. Рассказ ямщика (Воспоминания, навеянные грустью).
  • Павел Харитонов-Ойуку. Ямщики на Лене.
  • Картина В. А. Тропинина «Ямщик, опирающийся на кнутовище».
  • Картина А. Е. Архипова «Рязанский ямщик».
  • Множество народных песен (или ставших таковыми) — «Рассказ ямщика» («Когда я на почте служил ямщиком…»), «Вот мчится тройка почтовая», «Однозвучно звенит колокольчик», «Вот мчится тройка удалая», «Степь да степь кругом»,«Песнь ямщика» и др., а также известный романс «Ямщик, не гони лошадей» (существует в нескольких версиях):
  • Опера «Ямщики на подставе» Евстигнея Фомина (1787).
  • Песня рок-группы «Алиса» «Ямщик».(стихи В. С. Высоцкого; записана на альбоме «Для тех, кто свалился с Луны»).
  • В Гаврилов-Яме Ярославской области открыт Музей ямщика.
  • Управление федеральной почтовой связи Иркутской области — филиал ФГУП «Почта России» издаёт газету «Ямщик».
  • Канадским обществом русской филателии (англ. Canadian Society of Russian Philately) выпускается филателистический журнал «Ямщик» (The Post-Rider, или Yamschik).
  • На воровском жаргоне «ямщик» означает «содержатель притона, скупщик краденого».

Читайте в Сибириаде:

Тракт

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири