ЯМЩИК, представитель общественной группы, выделяемой по профессиональному (в широком смысле) либо сословному (в узком) признаку. Тюркское «ям» означало «почтовый двор». Изначально ямщик — житель яма (почтовой станции), обязанный на своем транспорте и своими силами доставлять в назначенное место казенные послания, грузы, должностных лиц. Таким образом, в обязанностях ямщика соединялись доставка почты и пассажирские перевозки.
За службу ямщики получали жалованье и наделялись земельным наделом. Подобно крестьянам, они занимались хлебопашеством и ремеслами, охотой и сбором кедровых орехов, гужевым извозом. В отличие от крестьян освобождались от государственных и земских налогов, не привлекались к натуральным дорожным повинностям вне пределов своего проживания, до 1766 освобождались от рекрутской повинности. Составляли особую сословную группу.
Начало и развитие почтового дела в России восходит ко времени натуральной почтовой повинности, состоявшей в даче княжескому гонцу коня и корма. В Киевской Руси уже в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг.
Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке, в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.
В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране. Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.
При Иване III устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лошадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы»
В Сибири ямщики появились на рубеже XVI—XVII вв. в связи с устройством ямов. Этим занимались специальные ямские устроители (обычно имевшие чин не ниже сына боярского). Основную часть ямщиков сначала набрали из «охочих людей» в Европейской России; затем их ряды пополнялись местным населением. В Европейской России содержанием ямов ведал Ямской приказ (с 1547), за Уралом все расходы ложились на Сибирский приказ. Ямы, действовавшие в Сибири: Верхотурский, Туринский, Тюменский, Тобольский, Самаровский и Демьянский, впоследствии Тарский.
Центром жизнедеятельности яма служил ямской двор во главе с ямским старостой или управителем (аналог сельского старосты). Староста руководил приемкой и отправкой почты; разверстывал между ямщиками работы («наряды») в соответствии с распределением паев. В каждом сибирском яме числилось 50 паев (это самый крупный размер в государстве). Именно обладание паем обусловливало право пользования земельным наделом и обязанность выставлять определенное число лошадей. Ограничений относительно числа держателей 1 пая не существовало, поэтому нередко на пай приходилось несколько исполнителей ямской гоньбы. По вызову управителя они покидали свои хозяйства (расположенные в самом яме или окрестных селениях) и являлись на ямской двор. Выполнив наряд, возвращались к делам своего хозяйства. Наряд мог заключаться не только в гоньбе непосредственно от ямского двора, но и в дежурстве на подставах — расположенных между ямами дворах со сменными лошадьми. В отличие от ямов на подставах и рядом с ними не было постоянных поселений ямщиков.
Помимо земельного надела на каждый пай изначально выдавалось денежное жалованье — от 10 до 20 руб. в год. При Петре I жалованье ямщикам заменили прогонной платой (она взималась и с государственных служащих, которые возмещали эти деньги в казне). Размер получаемых ямщиком денег стал зависеть от объема выполненной им работы; при этом служба оставалась обязательной.
Ямская гоньба осуществлялась не только на лошадях, но и по воде (прежде всего в Самаровском и Демьянском ямах). Гребец-ямщик приравнивался к одноконной гужевой подводе.
До 1723 ямщики управлялись Ямским приказом, затем до 1780 — Ямской канцелярией, с 1780 — гражданскими губернаторами и губернскими казенными палатами с воеводскими канцеляриями тех уездов, где ямщики проживали. С 1782 они перешли под попечение директора экономии, городничих и нижних земских судов. Внутри ямов со времени их возникновения существовали ямские старосты, в 1723—82 — ямские управители. К 1824 ямщики в Западной Сибири числилось около 17 тыс. душ мужского пола. В 1825 они были объединены с государственными крестьянами. При этом им предоставили возможность перейти не в крестьянское сословие, а в мещанское или купеческое.
Однако понятие «ямщик» сохранилось. Оно стало обозначать любого человека, профессионально занимающегося извозом: наемного работника на почтовой станции или частного перевозчика (из крестьян, которые возили пассажиров независимо от казны). В этом же значении понятие «ямщик» и ранее использовалось восточнее Томска, где ямщики как сословная группа отсутствовали. Ямскую повинность там исполняли крестьяне (сначала натурой, затем наймом). Как профессиональное понятие слово «ямщик» имело хождение вплоть до начала XX в.
Лит.: Гурлянд И.Я. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII в. Ярославль, 1900; Катионов О.Н. Московско-Сибирский тракт и его жители в XVII—XIX вв. Новосибирск, 2004.
О.Н. Катионов
Фигура ямщика запечатлена во многих произведениях литературы, искусства и народного творчества, например:
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей