ХАНТЫ, самоназванные ханти, хантэ (северные), хантах, кантэк, кантэх, кантага-ех, канта-ях, канты-ях (восточные); южные называли себя хандэ. Термин «ханты» был введен в официальную практику в советское время. В XI—ХV вв. хантов, как и манси, русские источники называли югрой, в XVI в. появился термин «остяк».
Живут в Западной Сибири, в бассейне Оби и Иртыша, на их многочисленных притоках, с севера на юг — Полуй, Войкар, Куноват, Сыня, Вогулка, Казым, низовья Конды, Назым, Тромьеган, Пим, Аган, Салым, Большой и Малый Юган, Вах, Васюган. Данная территория входит в состав Томской и Тюменской областей (в Тюменской области - в Ханты-Мансийский автономный округ, Приуральский и Шурышкарский районы Ямало-Ненецкого автономного округа). По данным переписей, численность хантов (тыс. человек): 1939 — 18,4, 1959 — 19,2, 1970 - 17,9, 1979 - 16,0, 1989 - 15,6, 2002 - 28,7, в том числе в Тюменской области — 26,7.
Хантыйский язык относится к угорской группе финно-угорских языков; по фонетике, морфологии и лексике он наиболее близок родственным угорским языкам манси и венгров. Письменность разработана в начале 1930-х гг. сначала на латинской основе, с 1937 — на основе кириллицы.
Ханты занимают в расовом отношении крайние восточные позиции среди всех финно-угорских этнопопуляций, что свидетельствует об участии в их формировании населения со значительных долей североазиатских монголоидных компонентов. В конце ХХ в. Х. сохраняли характеристики уральского типа, т. е. тот антропологический комплекс, который был присущ их предкам во времена проникновения русских в Сибирь и начале промышленного освоения территории. Большинство антропологических данных свидетельствует о большом многообразии локальных хантыйских популяций в пределах промежуточного евро-монголоидного комплекса черт.
У хантов выделяются 3 большие этнографические группы, совпадающие с группами диалектов, - северные, южные (сейчас в значительной степени обрусели) и восточные. Для этнографических групп характерны следующие особенности: компактная территория расселения, собственное этнонимическое название, особая группа диалектов, приравниваемая к самостоятельному языку, своеобразие культуры, высокая степень эндогамии. Культура северных хантов близка северо-мансийской и ненецкой, восточных хантов - селькупской культурам.
Внутри этнографических групп выделяются территорритории, расселенные в замкнутых бассейнах обских и иртышских притоков (казымские, салымские, демьянские и др.). Для территориальных групп также характерны компактная территория, самоназванного географического характера, свой диалект или говор, некоторое своеобразие культуры, довольно высокий уровень эндогамии.
Влияние окружающей среды, экологии сказалось на типах расселения, направленности хозяйственной деятельности хантов и в целом на их хозяйственно-культурном типе. Так, на севере, в лесотундровой зоне (и отчасти в тундре, куда заходят кочевые ханты-оленеводы) основное значение имеет оленеводство. На больших реках (Обь, Иртыш), в низовьях их притоков всегда преобладало рыболовство. В таежной зоне, на обских и иртышских притоках, особенно в их верховьях - охота. Природная среда обусловила и комплексность их хозяйства: в нем всегда присутствует главная и дополняющие ее отрасли хозяйства. В зависимости от природных условий удельный вес каждой из отраслей различен: оленеводство дополняется охотой и рыболовством, рыболовство - земледелием и скотоводством.
Социальная организация обских угров в разные периоды их истории была различной. В XVII-XIX вв. это этно-территориальные группы хантов, большинство которых сложилось на базе племен (казымское, кодское, салымское, ваховское, васюганское, юганское, сургутское) либо племенных объединений (северные, южные, восточные ханты). В то же время у хантов существовало дуально-фратриальное деление. У северных хантов еще в ХIX - 1-й половине ХX в. фратрии назывались Пор и Мось, в пережиточной форме существовала дуальная экзогамия и довольно четко проявлялся фратриальный культ. Дуально-фратриальная система хантов не ограничивалась только регуляцией браков и брачных отношений. Это была идеологическая система, поскольку она была связана с представлениями о происхождении членов той или иной фратрий от одного зооморфического предка (Пор- от медведя, Мось - от гуся или зайчихи), а также с культом данного предка.
Ханты своеобразно толкуют отношения человека и окружающего мира. С одной стороны, с точки зрения хантов, человек - это абсолютно равное с другими существо, существование которого оправдано самой природой. С другой стороны, человек находится в центре вселенной, и именно по этой причине возможно само понимание мира.
Окружающий мир, его 3 сферы со всеми божествами, духами, человеком, растениями и животными составляют цельную систему, в которой множество связей и отношений. Большое значение в традиционном мировоззрении занимала непоколебимая уверенность в реальном существовании сверхъестественных существ различного ранга, в особенности духов. В основном они противодействуют людям, но могут быть и нейтральными, если с ними установить хорошие отношения. Такие отношения установить можно лишь одним способом - через жертвоприношение, умилостивление духа при помощи подарка.
В современной этнографической литературе сложилось мнение о неразвитости обско-угорского шаманизма, которое во многом основано на том, что проявления шаманизма у хантов и манси были выражены менее ярко, чем у их соседей, например ненцев или селькупов. Существует и иная точка зрения: «слабость» обско-угорского шаманизма в XIX-XX вв. является результатом его распада в связи с массовой христианизацией коренных народов Севера.
Лит.: Соколова З.П. Социальная организация хантов и манси. Проблемы фратрии и рода. М., 1983; Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984; Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. Томск, 1985; Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992; Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов / Пер. с нем. и публикация Н.В. Лукиной: В 3 т. Томск, 1994-1996; Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов. М., 1998; Мифология хантов. Томск, 2000; Федорова Е.Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси. СПб., 2000; Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М., 2005.
З.П. Соколова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей